Храм живоначальной троицы странноприимный дом. Странноприимный дом графа шереметева. Храм живоначальной троицы в странноприимном доме

При Шереметевом странноприимном доме в 1882 г. архитектором Николаем Султановым по просьбе графа Н.П. Шереметева была построена часовня Воскресения Христова. В дальнейшем граф желал перестроить ее в храм в честь Воскресения Христова. В 1922 г. часовня для богослужений была закрыта, надстроен второй этаж и размещено медицинское училище. В 1979 -1990 гг. в ней размещался отдел кадров НИИ им. Н.В. Склифосовского. В 2001 г. в соответствии с решением Правительства г. Москвы начались работы по реконструкции часовни и устройству храма. 17 января 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил храм малым чином.

http://sretsorok.orthodoxy.ru/htm/hrams/_10_.htm



Воскресения Христова Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева часовня (Большая Сухаревская площадь, дом № 3, корпус 12).

В последней четверти XIX столетия на территории многих московских больниц и богаделен появились новые храмы и часовни. Как правило, их возводили для отпевания усопших. Необходимость дополнительного церковного сооружения остро ощущалась и в Странноприимном доме графа Н.П. Шереметева. Граф С.Д. Шереметев предложил выполнить проект церкви своему большому другу и единомышленнику инженеру Н.В. Султанову, который некоторое время занимал должность архитектора Странноприимного дома и проводил значительные перестройки и ремонтные работы в главном корпусе. Заложили каменное одноэтажное церковное здание 18 сентября 1882 г., и выстроили по классической для русских храмов крестово-купольной схеме. Его завершает высокая двускатная кровля, увенчанная крестами. Помимо собственно пространства часовни, постройка состоит из комнат: покойницкая, дезинфекционная, для омовения и одевания покойников, для вскрытий, из квартиры сторожа и сеней. Первоначально граф С.Д. Шереметев предполагал, что возводимое здание будет вторым храмом Странноприимного дома. Он начал хлопоты по этому вопросу перед церковными властями, но дело не было завершено. Интерьер часовни украшал иконостас, алтарная апсида была ориентирована на север.

Вскоре после закрытия Странноприимного дома часовню использовали как патологоанатомическое отделение Шереметевской больницы, затем помещение Института скорой помощи. Впоследствии здание надстроили еще одним этажом, и в нем располагались различные подразделения медицинского учреждения. В 2002 г. часовню включили в план реставрации исторических зданий НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Реставраторы по проекту архитектора А.А. Берштейна восстановили первоначальный облик здания. Бригада художников-монументалистов под руководством Н.В. Нужного выполнила живописное убранство интерьеров.

В мае 2004 г. часовню Воскресения Христова освятили малым чином.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-15-moskva-p_333.html

Сегодня одним из самых крупных центров медицины нашей страны является НИИ им. Склифосовского – современный центр, спасающий миллионы людей. Вот уже более 200 лет функционирует эта больница, возникшая на основе странноприимного дома графа Николая Шереметьева в 1810 г. Граф построил дом в память о любимой жене Прасковье Жемчуговой: она еще при жизни заботилась о нищих и больных. Устав графа «оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени» был главным и продолжал действовать и во время войн, когда странноприимный дом стал госпиталем.

На территории больницы находится храм Троицы Живоначальной. У храма своя история: он известен еще с 1649 г, но при Шереметьеве стал домовой церковью больницы. В советское время имущество храма изъяли, храм закрыли и стали использовать сначала как вестибюль «скорой помощи», а затем как музей медицины. Но стараниями сотрудников института началась реставрация храма, а в 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение воссозданного храма в честь Троицы Живоначальной при б. .

Храм в больнице – место утешения. Батюшка и требная сестра посещают палаты: исповедуют, соборуют и причащают, помогая человеку вернуться к жизни. Кто-то исповедуется первый раз, а потом приходит к вере.

«В больнице больше свободного времени, есть возможность задуматься о смысле жизни», – говорит протоиерей Роман Бацман, настоятель храма Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Н.В. Склифосовского. «Кто-то в аварию попал, сердце встало, пожар, кого-то избили… – все эти люди здесь оказались. Эти ситуации заставляют людей о многом подумать…»

Один день с отцом Романом провел фотограф “Фомы” Владимир Ештокин.

Пациенты НИИ Склифосовского. Исповедь, причастие, соборование…

Литургия в Троицком храме:

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портрет сына Шереметьевых Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью:

Про этот маленький храм, наверное, мало, кто знает. Он расположен в центре Москвы на Садовом кольце, но на территории НИИ имени Склифосовского - одной из самых главных больниц страны - и со всех сторон закрыт больничными корпусами…

Вознесенская церковь при НИИ Склифосовского: история

Вообще, если говорить о храме Вознесения при больнице Склифосовского, то нужно отметить два момента:

1. На территории больницы есть еще один - «основной» храм - Троицкий, и именно он ассоциируется с «храмом при Склифе» в первую очередь. Он более крупный и был построен раньше. Хотя, в отличие от Вознесенской церкви, он формально является , поскольку располагается в одном из корпусов - том, что с колоннадой:

2. Когда-то Вознесенская церковь была не храмом, а являлась просто больничной - то есть не имела алтаря и в ней не могли служиться Литургии.

Похожая судьба, кстати, была у храма при . С той лишь разницей, что там часовня была настолько маленькой изначально, что для того, чтобы устроить алтарь, ее пришлось достраивать. А Вознесенская часовня с самого начала была такого же размера, как и сейчас:

Она была построена в 1882 году. Сразу после революции была закрыта. Ее перестроили в обычный корпус. Был надстроен второй этаж. В здании сначала разместили училище, а затем - с 1979 по 1990-е года - отдел кадров:

В начале 2008-х храм Вознесения при НИИ Склифосовского был освящен и в нем начали служиться Литургии. Перед этим ему вернули первоначальный вид.

Напротив храма расположена площадка для медицинского вертолета:

Вход в храм с другой стороны:

Сбоку: большой больничный парк, где иногда прогуливаются пациенты:

Тихая больничная территория:

За деревьями виднеется гигантский главный корпус, который был построен в советское время:

Храм при НИИ Склифосовского: как добраться и расписание богослужений

Больница имени Склифосовского расположена рядом со станциями метро «Проспект Мира» и «Сухаревская». Строго говоря - между ними.

Проход на внутреннюю территорию и парк, где расположен храм Воскресения, есть, как со стороны Проспекта мира (он «спрятан» между домами), так и со стороны Садового Кольца, если пройти пару минут от станции «Сухаревская» - в таком случае ориентиром должен стать огромный живописный корпус с колоннами. Вход на территорию - сразу за ним.

Богослужения на территории НИИ проходят в обоих храмах. Причем, «основным», как мы говорили, является более крупный, Троицкий храм (там служится воскресная Литургия), а в Вознесенской церкви службы проходят, как правило, в какой-нибудь один из будних дней.

Самое актуальное расписание можно посмотреть на при НИИ Склифосовского.

Оба храма открыты каждый день.

(конференц-зал), (коридор и лекторий).
Самое красивое помещение в Странноприимном доме - это великолепный храм, который располагается по центру здания в полуротонде. В храме три престола: центральный - в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный - святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). Интерьер храма задуман Джакомо Кваренги, росписи и иконы выполнены итальянским живописцем, работавшем в России, - Доменико Скотти (из этой фамилии более известен его брат Джованни Батиста), а автором двух горельефов и лепнины выступил скульптор Гавриил Тихонович Замараев .


Храм был закрыт после революции, деревянные иконостасы двух приделов были разобраны (иконостас центрального придела оставался, но сохранял лишь ордерную основу), иконы сняты, а само название "Странноприимный дом" было упразднено. Как известно, в здании разместилась Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года - один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского . Ценности (даже паркет) были частично разворованы, частично оказались в музеях, росписи были замазаны краской и побелкой. "Склиф" разрастался, здание ветшало, рушились перекрытия, на стенах поселился грибок, а под куполом храма - голуби. Наконец, рядом было выстроено новое здание, а Дом было решено превратить в музей медицины (эта идея принадлежит хирургу Сергею Сергеевичу Юдину , который был не только выдающимся врачом , но и верующим человеком, он пожертвовал свою Сталинскую премию на восстановление живописи храма, стал в нем церковным старостой).

В 1954 году было принято решение о реконструкции архитектурного ансамбля. Далее привожу цитаты из брошюры "Странноприимный дом - Традиции милосердия - Медицинский музей" . Авторы-составители: Б.Ш. Нувахов, Т.А. Щорс. М., 1993.

«Под руководством архитектора А. Шайхета укрепляются и частично обновляются обветшавшие конструкции, удаляются позднейшие перекрытия и перегородки, реставрируются элементы декора, литье, прекрасные хрустальные люстры. Частично восстанавливается живопись. (...) Тяжелая и кропотливая работа реставраторов, детальное изучение огромного архивного материала (переписка Е. Назарова, Д. Кваренги с Н.П. Шереметевым, старинные гравюры и литографии, фотографии, поэтажные планы, отчеты...) позволили в 70-х годах (архитекторы И. Ильенкова, позднее Е. Жаворонкова) восстановить центральную часть здания с вестибюлями, элементы декора, архитектурные детали фасада и интерьера. (...) Впереди огромная работа по восстановлению ансамбля. Стоит полуразрушенная, как после артобстрела, прекрасная когда- то Столовая зала, и ничто не напоминает о ее былом великолепии. (...) Вот и стоит по этой причине 15 лет без окон и дверей, обдуваемый со всех сторон ветрами, омываемый кислотными дождями, продолжая разрушаться, построенный по проекту Джакомо Кваренги Спасский флигель Странноприимного дома, пока не исчезнет с лица земли еще один памятник архитектуры. (...) В 1971 году был составлен проект реставрации всего здания. А в 1986 году осуществилось заветное желание великого ученого и хирурга С.С. Юдина. В бывшем Странноприимном доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра "Медицинский музей" РАМН. Здесь же получили прописку "Российский дом милосердия" и издательство "Медицина и милосердие"».



В 2000-е годы реставрация была продолжена. Реставраторы использовали авторские листы Дж. Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные фотоматериалы. Интерьерными работами заведовала "Спецпроектреставрация". Ее сотрудникам удалось восстановить интерьер Странноприимного дома практически в первозданном виде. Иконостасы храма были восстановлены, религиозная живопись Скотти поновлена, были написаны новые иконы по старым фотографиям.

В куполе располагается фреска "Триипостасный Бог во Славе" (по другой версии - "Торжество Креста на Небе"). Святой Дух парит в центре композиции в виде голубя, Его окружают ангелы, держащие в руках орудия Страстей Господних, кадила, музыкальные инструменты и прочие символы.
Существует стойкое предание, что двое ангелов имеют портретное сходство. Маленький ангелочек с пальмовой ветвью и колосьями похож на малолетнего сына Николая Петровича - :

Во время экскурсии я не совсем поняла, который из ангелов имеет сходство
с чертами Прасковьи Ивановны Жемчуговой, сняла покрупнее ангела с арфой,
но источники в интернете утверждают, что это другой ангел - с бубном
(к счастью, он тоже в этой части росписи, с левого края):

Вероятно, так и есть. Потому что по сохранившимся портретам графини
(_1_ , _2_ , _3_ , _4_ , _5_ , _6_) видно, что ее нос был узок и несколько изогнут.
А ангел с арфой вообще, наверное, мужеского полу.

В парусах, как это принято, - изображения евангелистов:

Центральный иконостас:

Если встать к центральному иконостасу спиной, будут видны хоры,
поддерживаемые красивой колоннадой из искусственного мрамора:

Горельеф "Избиение царем Иродом младенцев":

Северный придел посвящен, как я уже упоминала, святителю Димитрию Ростовскому:

В другом приделе - горельеф "Воскрешение Лазаря":

Алтарь южного придела освящен в честь святителя Николая,
епископа Мир Ликийских, Чудотворца:

Материал колонн очень приятного оттенка, от него как бы исходит тепло.

Литургия в храме при НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, исповедь пациентов "Склифа", реконструкция с учениками православной школы Полтавской баталии и крещение граждан Кот д"Ивуар, совершенное на французском языке, – так проходит служение московского священника Василия СЕКАЧЕВА, историка по образованию. ФОТОГАЛЕРЕЯ

НИИ им. Н.В.Склифосовского или, в просторечии, просто "Склиф" (бывший Странноприимный дом графа Н.П.Шереметьева). Сюда в 2002 году иерей Василий Секачев был назначен помощником настоятеля еще неоткрытого храма больничного храма. На снимке виден больничный храм Святой Живоначальной Троицы. Его освящали два патриарха: в 2008 году малым чином - патриарх Алексий II, а в 2011 г. чином Великого освящения - патриарх Кирилл.


Выяснилось, что в больничном комплексе имелся еще храм Воскресения Христова - точнее, дореволюционная часовня, переделанная в советское время в лабораторию. По распоряжению Правительства Москвы ей вернули прежний облик и устроили в ней храм. Здесь на Божественной литургии и начался сегодняшний день отца Василия Секачева


В НИИ им.Н.В.Склифосовского много верующих врачей, это необычный станционар, интенсивность работы заставляет больше думать о духовном, чаще обращаться к помощи свыше


Многие дети священников, представителей старых московских православных семей, всю свою жизнь осуществляли медицинское служение в стенах этой больницы.


Одним из них был недавно почивший староста храма Святой Троицы профессор медицины Николай Сергеевич Утешев, племянник протоирея Тихона Пелеха. Во вторую годовщину со дня кончины профессора отец Василий, идя причащать больных, заглянул в его кабинет, чтобы пропеть "Вечную память". О Николае Сергеевиче написано в житии преподобноисповедника Георгия (Лаврова), архимандрита Даниловского монастыря. Родители профессора Утешев, врачи были духовными детьми отца Георгия и последовали за ним в ссылку в Туркмению. Там Сергей Сергеевич Утешев (папа Николая Сергеевича) стал начальником госпиталя. А Н.С. там родился, в житии о.Георгия упоминается, что батюшка просил молиться о готовящейся к разрешению от бремени его мамы - Галины Борисовны, родной сестры матушки Татьяны, супруги отца Тихона.


Крестил его отец Георгий. В семье Утешевых хранились личные вещи о.Георгия (Лаврова), его молитвенник, иконы. Николай Сергеевич очень радушно воспринял появление о.Василия, много помогал, бывал на службах. Профессор Утешев был главным научным специалистом 1-го хирургического отделения института Склифосовского. Постоянно в работе, постоянно оперировал, консультировал. Его все время куда-то приглашали. "Последние двадцать лет, если не более, - рассказывает отец Василий, - Н.С. никогда не ходил в отпуск -трудился. Это был превосходный хирург, от Бога. Он не дожил недели до 80-летия. Вечером в воскресенье гулял во дворе, готовясь к наступающей рабочей неделе, лег спать и не проснулся, Господь забрал его душу. Это был день Александра Невского. Он такой и был - духовный воин, труженик, добрый человек очень сильной воли»". На снимке: новому хозяину кабинета ведущему научному сотруднику А.Г.Лебедеву дорога память о Николае Сергеевиче и он пока не желает ничего менять здесь в обстановке.


Храм при "Склифе" готовил к открытию священник Алексий Грачев, по образованию врач-неонатолог, автор известной книги "Когда болеют дети". Отец Алексий мечтал создать общество православных врачей и Николай Сергеевич стал для него настоящей находкой. Профессор создал инициативную группу по открытию храма, сам, конечно, в ней состоял. Поэтому в "Склиф" и прислали отца Алексия. Позже священник Алексий Грачев служил в Рождственском храме в Митино. Он разбился насмерть в мае 1998 года.
На снимке: молитва перед причастием в палате.


Протодиакон Николай Макаров - первый младший клирик храма Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Отец-настоятель Аркадий Шатов (ныне - епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон) пригласил его еще в 1991 году, и он служил в 1 Градской диаконом до 1994 года. Недавно у отца диакона был инсульт. Пока он не может говорить, только излагать просьбу на бумаге.
На снимке: причащает больничный священник из специальной маленькой чаши.


Справа на фото - требная сестра Ольга. Она же поет в больничном храме на клиросе, параллельно учится в Мерзляковском училище, играет на виолончели. В свободное время помогает священнику причащать больных.


Кстати, отец Василий до недавней поры также являлся клириком храма св.блгв.Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. На архивном фотоснимке: исповедь водителя, которого избили и выборсили из его автомобиля попутчики. Мужчина чудом выжил, увидел в этом Божий промысл и решил исповедаться.


Следующей пациентке Склифа - 82 года. В молодости она закончила театральную школу, недолго проработала в театре, но большую часть рабочего стажа посвятила преподаванию сценического искусства в одном из медицинских вузов.
На снимке: исповедь.


«...И аз недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тебя, чадо, от всех грехов, в которых ты каешься…»


Далее предстоит путь на автомобиле. Своей машины у отца Василия нет, вызвался подвезти его доброволец, алтарник больничного храма Института Склифосовского.


Отец Василий вместе с диаконом Дмитрием приехали поздравить опекаемую бабушку Татьяну Федоровну с днем рождения. Сегодня ей исполнилось 100 (!) лет.


Познакомился отец Василий с Татьяной Федоровной в 1-й Градской больнице. Он был тогда клириком больничного храма царевича Димитрия, а Татьяна Федоровна лежала в хирургическом отделении. Она захотела исповедаться и причаститься, и известила об этом требную сестру. Та включила ее в маршрут, который должен был на следующий день взять отец Василий. Так он к ней и пришел. Причастившись Св.Таин, Татьяна Федоровна сказала, что из дома она не выходит, ножки у нее больные и если батюшка будет к ней приезжать, она будет очень признательна. Отец Аркадий Шатов тогда как раз говорил молодому священнику Василию, чтобы он набирал себе людей, которых надо окормлять дома. Поэтому о.Василий с готовностью откликнулся на предложение Татьяны Федоровны и стал навещать ее дома, причащая Святых Таин. Татьяне Федоровне было тогда 85 лет.


Татьяна Федоровна любит рассказывать, но не о себе, а, например, о родителях - Федоре Петровиче и Анастасии Михайловне, которые были замечательные православные русские люди, жившие в Орловской губернии. Они обо всех заботились, помогали нищим, на светлой седмице, по старой деревенской традиции, селили бродяг прямо у себя дома. Пешком родители Т.Ф. ходили в Киево-Печерскую Лавру поклониться печерским угодникам. Деревенский священник о.Иоанн всегда любил бывать у них в гостях, говоря, что хорошо ему у них, как у себя дома. В разгар коллективизации отец отправил Татьяну Федоровну в Москву и спас ее этим. В Москве она вышла замуж и родила дочь.


Летом 1941 года, когда ужасы коллективизации были позади, Татьяна Федоровна, которая к тому же была на сносях, приехала отдохнуть в родную деревню. Но началась война. Скоро немцы пришли на Орловщину. Хуже всего было зимой. В деревне остановилась какая-то крупная часть, офицеры выставили Татьяну Федоровну с одной дочкой на руках, а с другой во чреве, на улицу, в 30-градусный мороз. Интересно, что зарвавшихся сверхчеловеков остановил немецкий же военный комендант и вернул ее домой. Конечно, Татьяна Федоровна молилась, и это Господь помог ей. Теперь дочки Татьяны Федоровны давно уже выросли и нянчат собственных внуков.


Следуя слову Апостола, Татьяна Федоровна всему радуется, всех любит и за все благодарит. Сегодня особенно - отца Василия.


Благодаря ему, в столь знаменательный день своей жизни, она вновь приобщилась святых Тайн.


Далее больничный пресвитер приезжает в 1-ю Градскую больницу. В Свято-Димитриевской школе, которая располагается при больничном храме, он преподает историю. Отец Василий - кандидат исторических наук, диссертацию защищал в начале девяностых в аспирантуре Института Европы. Сдвоенный урок. Тема: "Первая мировая война".


"Главное противоречие породившее Первую мировую войну было между Англией и Германией.
К этому прибавилась враждебность между Францией и Германией..."


"Существовали противоречия между Россией и Астро-Венгрией из-за Балкан..."


Россия считала себя покровителем балканских христиан, прежде всего, славян...


"..а Австрия стремилась включить славян в состав своей империи."




"Существовали трения внутри славянского лагеря между Болгарией и Сербией. Традиционное противоречие между Россией и Турцией."




У Италии оставались разногласия с Австрией.




"Хотя Италия состояла в союзе с Германией, но желая наказать Францию и отобрать свои земли, захваченные французами, Италия предпочла быть все-таки с Францией против Австрии..."




"Сложились противоборствующие группировки. Антанта: Англия, Франция и Россия и тройственный союз: Германания, Австро-Венгрия..."


"...а Италия из него вышла..."


"...и перешла в Антанту..."




Вопрос из аудитории:


- А что делала в это время Швейцария?


- Швейцария, как всегда, копила деньги в банках, варила сыр, собирала часы и делала (производила) шоколадки..."




Любовь к предмету часто зависит от преподавателя. В ответ на вопрос: "кем он хочет стать?" Никита признается: священником и историком, как отец Василий.


Далее по расписанию военно-исторический кружок для школьников. Сегодня в плане - реконструкция Полтавской битвы.


Украинские казаки гетмана Скоропадского, верные Петру, стоят в засаде.


Учитывается все, вплоть до фамилий командующих подразделениями.


Но все-таки - это игра, и с помощью кубиков ход истории можно творчески изменить.


10 очков: и кавалерия продвинулась вперед на десять сантиметров.
На снимке: шведские драгуны.


Мощный залп артиллерии не оставляет противнику шансов: вероятность попадания 18 - из 20 возможных на специальном 20-гранном кубике.


В зачете побед команды Арсения (на снимке стоят, справа - налево: Арсений, Георгий, Степа) Сталинградская битва, Бородинское сражение, Семилетняя война. Все остальное, как признается Арсений, "практически проиграли". Битва каждый раз - новая, две команды те же - традиционные.


В списке поражений: Брусиловский прорыв, Ледовое побоище, битва под Монте-Кассино...


Лекция в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Тема: "XIV век, татаро-монгольское иго. Преподобный Сергий".
«Какие должны быть качества у монаха?» - обращается с необычным для представителя белого духовенства вопросом отец Василий к своим юным слушателям. И совместно с ними вырабатывает ответ: «самопожертвование, послушание, нежаление себя, невысокое о себе мнение, смирение».

"Однажды один крестьянин, - иллюстрирует мысль отец Василий, - пришел в монастырь к преподобному Сергию и не захотел в нем признавать великого игумена земли Русской: он трудился на огороде в заплатанной рясе. Преподобный не только поцеловал своего гостя, но, взяв его за руку, посадил справа от себя, угощал едой и напитками и сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал блаженному о своей печали: "Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть его, но мое желание не исполнилось". Преподобный на это ответил: "Не скорби, Бог так милостив к этому месту, что отсюда никто не уходит неутешенным..."




"...И твою печаль Он скоро разрешит и покажет того, кого ты ищешь и хочешь увидеть. И вот, пока они еще продолжали беседу, в монастырь со славой и почестями прибыл некий князь, окруженный воинами, боярами, приближенными и слугами. Шедшие впереди телохранители и слуги князя, схватив крестьянина за плечи, с силой оттолкнули его и от князя и от Сергия. Еще издалека князь поклонился Сергию до земли, и Сергий благословил его; они поцеловались и вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же ходил кругом, чтобы через народ разглядеть того, кем он пренебрег и кого он презрел; он безуспешно хотел протиснуться сквозь толпу и посмотреть или дотронуться до Преподобного. Наконец он обратился к одному из стоявших там: "Скажи мне, кто тот старец, который сидит справа от князя?" Его собеседник посмотрел на него и сказал: "Ты не здешний? Разве ты не знаешь Преподобного отца Сергия? Это он говорит с князем". Услышав это, крестьянин затрепетал от стыда и страха".


После того как князь покинул монастырь, поселянин, взяв с собой нескольких иноков, которых он умолил просить за него, впереди них и с ними вместе кланялся до земли игумену, говоря: "Отче! Прости меня за все мои нечестия и прегрешения и помоги моему неверию. Теперь я воистину узнал тебя, отче, и воочию увидел то, о чем слышал". Преподобный Сергий простил его, благословил, утешил назидательной, душеполезной беседой и отпустил восвояси. С той поры и до самой смерти этот крестьянин имел великую веру в Святую Троицу и в Преподобного Сергия. Через несколько лет он пришел из своей деревни в монастырь к Преподобному и постригся в монахи, в монастыре он прожил еще несколько лет, исповедуя с покаянием свои грехи и подвизаясь, и потом отошел ко Господу.


Все в монастыре Сергия было, по слову крестьянина, «худостно, сиротинско, нищетно», а на самом деле, это был великий свет для мира. Ничего нет в монастыре, часто нечего кушать, но все дружны между собой, приветливы к приходящем, исполнены любви. По слову В.О.Ключевского, «мир видел все это и уходил ободренный и освеженный, подобно тому как мутная волна, прибивая к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей».
Началось возрождение Русской земли. Именно тогда появилось удивительно слово «крестьянин», которого нет ни в одном языке. Это наименование сельского жителя, которое происходит от «христианин» и говорит о том, что простые люди тогда, под влиянием преп.Сергия, делались по-настоящему христианами. Так же, кстати, в русском языке есть уникальное слово «воскресенье» -- ни у одного народа выходной не связан с воскресением Спасителя. Даже у наших братьев украинцев седьмой, выходной день называется «недиля».


Вот река Волга в ее течении с запада на восток, Верхняя Волга. За ней на север - Заволжье. Русские люди, зажатые тогда стрех сторон Литвой и Ордой, искали территорию для колонизации, для жизни. Идя туда ватагами, переселенцы обнаруживали, что там уже есть святые люди, подвижники -ученики преподобного Сергия. И от них они научались молитве, надежде на Бога, любви ко Христу, христианской жизни. Князья, митрополит просили, чтобы Сергий направлял своих учеников возглавлять новые монастыри. И так тоже распространялось делание преп.Сергия - делание борьбы с грехом и христианской любви. Так происходило внутреннее возрождение русского народа, которое и сделало возможным победу над Ордой на Куликовом поле. Куликовская битва произошла уже после кончины свт.Алексия (1378 г.). 8 сентября 1380 г. - по новому стилю 21 сентября - В двунадесятый праздник рождество Пресвятой Богородицы, великий двунадесятый праздник.


В малолетство Дмитрия Ивановича Московским княжеством управлял митрополит Алексий. Он вел мудрую политику, продолжая объединять русские земли вокруг Москвы. Ездил в Орду, защищал там интересы Церкви, интересы Москвы. Потом в Орде началась смута - «великая замятня». В 1357 году хан Джанибек (который вызывал свт.Алексия в Орду для исцеления своей матери Тайдулы - при том, что Джанибек повсюду насаждал ислам, но ислам ему не помог, и за исцелением послал к православному митрополиту) был убит своим сыном Бердибеком, который затем еще убил и 12 своих братьев. Бердибек был истовый мусульманин и носил исламское имя в честь пророка Мухаммада. Через год Бердибека тоже убили, и вот после этого началась длительная смута. В итоге, к власти после тяжелой борьбы пришел темник - начальник тьмы, 10 000 воинов - Мамай. Мы, конечно, во время смуты не платили татарам дань. Мамай разгневался и в 1380 г. пошел на нас в поход.


Дмитрий Донской решил выйти с войсками навстречу ему в степь. Это было войско людей, сознающих, что они сила, что они все братья во Христе. Под влиянием победы это сознание еще больше укрепилось. Как сказал Лев Гумилев: «На Куликово поле шли москвичи, белозерцы, ярославцы, ростовцы и прочие - а возвращался русский народ». Интересно, что и русские люди из Литвы присоединились к нам: воевода Боброк, князья - русские дети язычника Ольгерда - князья Андрей и Димитрий Ольгердовичи, приведшие с собой множество русских - «кованую рать», которая приняла первый, самый страшный удар татар. Мамай, правда, заручился поддержкой другого их брата - Ягайло, - вернувшегося из Православия в язычество. Но Ягайло, по всей видимости, в итоге не оказал Мамаю помощи, не торопясь к месту событий на Дону. Историки сейчас говорят, что удержал его православный митрополит Литвы свт.Киприан.


У ордынцев излюбленная тактика: мчащаяся легкая конница, налетая на противника с фронта, разделяется налево и направо. На полном скаку они стреляют, выпуская мириады стрел. При этом стрелы звенят, жужжат - из-за отверстий в наконечниках. Люди гибнут, у оставшихся в живых рождается паника. Доведя противника до исступления, ордынцы посылают в бой тяжелую конницу. Так вот, на Куликовом поле монголы не смогли применить эту тактику, потому что Дмитрий Донской не дал им развернуться. Используя пересеченный рельеф местности, он выстроил свои войска на единственно ровном пространстве, путь к которому шел через узкую горловину, где были поставлены литовские русские Андрей и Дмитрий. С трудом пройдя через горловину, татары утратили способность к маневру.


Дмитрий Донской сражался как простой дружинник, в бою его оглушили, и он был завален грудой мертвых тел, трупами русских и татар. И потом, когда извлекли его из-под умерших и тоже сочли мертвым, возрадовались, обретя князя живым.
В том же году Мамай был убит и власть в Орде захватил настоящий потомок Чингисхана Тахтамыш (Мамай был темник).




По благословению епископа Пантелеимона, Димитриевской школой управляет школьный совет из 4 священников - НИВА: Николая Петрова (на фото справа), Иоанна Захарова (слева от отца Василия), Василия Секачева, Александра Лаврухина (директора школы, он остался за кадром). Вместо педсовета, его в шутку называют сами руководители "попсоветом". Сегодня обсуждается пошатнувшаяся дисциплина нескольких учеников.



В храме св. благоверного царевича Димитрия отец Василий крестит граждан Кот д’Ивуар (Берега Слоновой Кости)


Они бежали от гражданской войны, начавшейся в 2010 г.


Православная перуанка Александра (на снимке) приютила их, рассказала о Православии и обратилась к отцу Василию как знающему французский


Отец Василий учил язык в школе, со второго класса, благодарен своим учителям Ольге Ивановне, Ксении Исаковне, Елене Павловне. Они, по его убеждению, много ему дали, так что в университете его определили не в продолжающую французскую группу, а направили учить новый язык - итальянский


Отец Василий совершает над жителями африканского континента Таинство крещения.




Служба идет на французском языке.








Пострижение волос.


Мужчин, при воцерковлении, положено вводить в алтарь.


Напутственное слово. Один из африканцев вскоре устроился в Подмосковье на работу, другой вернулся на родину, но хочет в будущем поступить в семинарию и стать священником.


До этого на Берегу слоновой кости почти не было православных.


Осталось немного времени для подготовки к грядущим лекциям. Ужин с домашними (к сожалению, они остались за кадром). Супруга отца Василия тоже закончила истфак МГУ (на факультете они и познакомились), кафедру истории искусства. Кстати окраска части солдатиков - дело ее искусных рук. Мама, по образованию, экономист, ныне - в Свято-Димитриевском сестричестве сестер милосердия, сын - студент исторического факультета МГУ.


Последнее, что осталось: вечернее молитвенное правило.