Гора и монастырь искушения израиль. Монастырь искушения. Музейно-парковый комплекс Российской Федерации

В направлении Иордана

Древний библейский регион с его историей, топонимикой, архитектурой, искусством, традициями привлекает внимание многих. Особенное отношение к нему у верующих: здесь начинает оживать Библия, и ветер пустынь стирает грани тысячелетий. Моя поездка, хотя и была запланирована, состоялась не сразу, но зато выпала на день рождения (как подарок свыше). Программа складывалась из возможностей и пожеланий, а одним из главных пожеланий было окунуться в воды Иордана. Место купания находится в семи километрах от города Иерихона. А сам город, как выяснилось, весьма интересен и любит русскую речь.

«Город пальм»

В 30 км от Иерусалима расположен Иерихон, упоминающийся в Библии также как «город пальм» и полностью оправдывающий это название и сегодня. Погруженное в Иудейскую пустыню поселение находится на 260 м ниже уровня моря, поэтому здесь значительно теплее, и губы сохнут от солнца. По мнению археологов, Иерихону 10 тысяч лет.

Иерихонские трубы

Первая возникающая с этой местностью ассоциация, конечно, «иерихонские трубы» — библейское повествование о взятии города евреями, пришедшими в Обетованную землю. Шесть раз в течение шести дней еврейское войско со своими священниками, трубящими в трубы, обходило город, и на седьмой раз в седьмой день стены обрушились (ср. Нав. 6, 1-20). Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города — и обрушившиеся стены, и остатки дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого.

Гора искушения

На северо-западной окраине Иерихона возвышается Гора искушения (Сорокадневная, или Каранталь). В ее верхней части устроен греческий монастырь, главной святыней которого является камень, на котором молился Иисус Христос во время сорокадневного поста, готовясь к Своему земному служению, и где Он был искушаем сатаной.

И сказал Ему диавол: Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня сатана; написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени (Лк. 4, 1-12).

Высота горы составляет 380 м. На разных уровнях видны многочисленные пещерки, свидетельствующие о жизни отшельников, подвизавшихся здесь с первых веков христианства. Подъём в гору занимает 20-30 минут по извилистой дороге, для желающих сократить дистанцию работает подъёмник. В монастыре можно подать записки о здравии и упокоении близких, имена должны быть написаны печатными буквами.

Подворье св. Иоанна Предтечи

В 1867 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), собиратель «Русской Палестины», 200-летие которого будет праздноваться в этом году, приобрел в Иерихоне участок с целью приема паломников, направлявшихся к Горе искушения и месту крещения Господня на реке Иордан. Вот как он описывает это место в дневнике: «Часа в три мы достигли своего Иерихонского приюта... Чисто, светло, уютно, просторно... При доме есть и большой сад с маслинными, лимонными, апельсиновыми, гранатовыми деревьями, даже бананами, не говорю уже об огромных смоковницах и даже развесистых ивах. Но что всего занимательнее, так это виноградные лозы баснословной величины».

Дом мытаря Закхея

Купленное место памятно в первую очередь тем, что здесь стоял дом покаявшегося мытаря Закхея, о котором в Евангелии говорится следующее: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19,1-10).

Гробница Кириака Отшельника

В результате проведенных на этом участке раскопок были найдены колонны византийского храма VI в. и мозаичное надгробье преподобного Кириака. Для сохранения гробницы возвели часовню во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Престол нашего храма стоит на могиле преподобного Кириака Отшельника — величайшего святого V века, — рассказывает старшая монахиня подворья Анна (Гармидер). — Полторы тысячи лет Господь хранит над его головой мозаику и надпись на греческом языке, что здесь находится могила пресвитера преподобного Кириака, «построившего сей храм». А другую мозаику мы обнаружили, когда сажали деревья. На старых картах это место было обозначено как Лавра Кирияка Отшельника».

Участок Закхея был возвращен президентом Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом Российскому государству в 2000 году. На тот момент в паломнической гостинице, принимавшей в XIX веке даже августейших паломников, были конюшни, а с пристроенного к часовне второго этажа на первый через дыру стекали грязные потоки прямо к гробнице. Бывший тогда начальником Русской духовной миссии митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий с помощниками привели участок в порядок. В часовне смогли возобновить богослужения и начать реставрацию гостиницы.

«Недавно были установлены новые ворота, сделаны мостовая вдоль фасада гостиницы и ограждение здания, о чем мы просто мечтали, — продолжает монахиня Анна. — В прежние времена торговцы развешивали свой товар прямо на наших стенах, окнах, днем приходилось свет включать. Окно нельзя было открыть, потому что с улицы человек мог протянуть руку и поздороваться с тобой. Ещё сделали ночную подсветку по фасаду, теперь здание гостиницы напоминает старую Москву».

В числе предстоящих работ — реставрация фресок часовни и нескольких отдельных построек подворья. «Там сводчатые потолки, маленькие закругленные окошки, на дереве железные декоративные элементы, очень красивые, они греют своей стариной», — уточняет матушка.

«Фреска преподобного Кириака в часовне слева над жертвенником и вся западная стена храма сильно подвержены грибку. Мы не можем реставрировать их, потому что пластами начинает все осыпаться, сначала надо делать гидроизоляцию», — поясняет она. Общая смета предстоящих работ составляет 80 тысяч долларов. «Нам надо сохранить этот участок и облаголепить его для паломников, среди которых может оказаться такой же Закхей, который из начальника Налоговой службы стал епископом Кесарии Палестинской, апостолом и впоследствии принял мученическую смерть за Христа», — добавляет монахиня Анна.

Музейно-парковый комплекс Российской Федерации

На центральной улице Иерихона, к которой прилегает ещё один русский — Иосафовский участок, приобретенный в 1883 г. Императорским православным палестинским обществом и возвращенный уже в наше время, в 1994 г., — по указу Д.А. Медведева (в бытность президентом России) был построен Музейно-парковый комплекс. На территории парка среди растений, упомянутых в Библии, продолжает плодоносить смоковница Закхея (гигантский фикус-сикомора). В музее представлены находки совместной российско-палестинской археологической экспедиции, датируемые I в. До н.э.- XVIII в. н.э. Среди них иудейские, византийские, римские, исламские монеты, посуда, предметы быта, церковная утварь, византийская мозаика VI века. На основе найденных артефактов археологи предположили, что на месте нынешней Иоасафии мог быть монастырь. Местные жители очень полюбили парк: молодожены приезжают сюда фотографироваться, а улицу назвали именем российского политика.

Монастырь Михаила Архангела

От Иерихона до реки Иордан расстояние семь километров. По пути — греческий монастырь Архангела Михаила, в котором в VI веке подвизался преподобный Зосима Палестинский. По традиции ближневосточных обителей, монахи на время Великого поста уходили из монастыря в пустыню или пещеры для большей аскетики и возвращались (иногда не все, кто-то погибал) за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье. Следуя этому правилу, монах Зосима ушёл в пустыню, где однажды повстречал преподобную Марию Египетскую, бывшую блудницу, силой своего покаяния достигшую святости и, собственно, рассказавшую ему свою историю.

Монастырь Герасима Иорданского

В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный».

Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.

Река Иордан

Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить.

«Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон»

Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

Гора Сорока Дней (Джаблъ Курунтуль по-арабски), расположенная на юго-востоке Иерихона, получила своё название от Сорока дней поста Христа. Древняя христианская традиция связывала эту гору с местом в пустыне, куда Христос, после принятия крещения, ушёл поститься и освободиться от дьявола (Матф. 4:1-11, Лук. 4:1-13, Марк. 1:12-13).

Первый монастырь на вершине горы был построен в 340 г. Святым Харитоном, назвавшим его Лавра Дока , происходящее от ивритского названия горы Док .

Именно с вершины этой горы, согласно традиции, дьявол пытался искусить Христа, показывая ему все царства мира. Место Поста находится сегодня внутри монастырской церкви. В византийскую эпоху на этом месте находилась лишь часовня.

Монастырь Святого Харитона на вершине горы был разрушен персами и прекратил свое существование. В конце 19 века

Патриархия построила на месте Поста новый монастырь, оставив развалины древнего на вершине горы.

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался. В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.

В монастыре есть смотровая площадка, с которой открывается величественный обзор от оазисов Иерихона до долины реки Иордан и Мёртвого моря. Мы выходили на эту площадку и смотрели на эти места. Вид - величественный и прекрасный. Рядом гора как бы нависает над Иерихоном. Внизу - глубокая пропасть, восотой около 400 метров. Площадка представляет собой узкий длинный балкон с металлическим решётчатым ограждением, прикреплённый прямо к скале. На ней дует сильный ветер. Ни каждому человеку по силам находится на этой площадке. Здесь понимаешь, каково было здесь Спасителю, да ещё быть искушаемому диаволом.

Вход в монастырь закрывала тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Кажется, что эта дверь скрывает не просто монастырские покои, а истину, ту самую истину, которую познал Иисус и которая укрепила его веру. С замиранием сердца входят под прохладную сень монастыря. Его стены частично врублены в скалу, а частично нависают над ней. Узкий проход выводит к пещере. Именно здесь дьявол предложил целый мир постившемуся 40 дней Иисусу.

Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водо" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.

А вот и главный монастырский храм, в довольно большой пещере в горе. Но главная святыня монастыря не здесь, чтобы ее увидеть надо пройти несколько дальше

иконостас

До главной святыни монастыря идти совсем недалеко. Небольшая комната, в ней камень с горящей лампадой (часть скалы), над ним престол (иногда здесь совершается литургия). На этом камне по преданию Спаситель молился и постился здесь сорок дней.


Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.

Сегодня на том месте, где Христос молился, возведена церковь Благовещения Богородицы.

Добрый день, дорогие читатели и подписчики блога!
В продолжении публикации о Иудейской Пустыне хотелось бы рассказать вам о местечке Иерихон, которое по-своему уникальное и мне понравилось не меньше, чем другие места в Израиле. Он находится в северной части Иудейской Пустыни примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима и является своеобразным оазисом в пустыне.

Иерихон — оазис в Пустыне

Палестинский Иерихон называют, во-первых, самым «подземным» городом мира (260 м ниже уровня моря), а во-вторых – самым «старым» на земле. Ему уже около шести тысяч лет! У меня такие гигантские цифры просто в голове не укладываются .

А еще Иерихон — «город пальм». Ведь он выгодно отличается плодородной почвой и дождливой весной. Здесь тепло круглый год, а посреди зимы цветут лимонные, апельсиновые и абрикосовые сады. А сколько там финиковых пальм!

Говорят, что Марк Антоний когда-то подарил (!) этот безумно красивый город египетской царице Клеопатре. Вот какие подарки должны делать мужчины свои любимым

Несколько раз Иерихон посещал Иисус Христос. Кстати, знаменитое исцеление двух слепых тоже произошло именно здесь.

Легенда об «иерихонских трубах»

В начале двенадцатого века под стенами Иерихона появились древние евреи, руководимые Иисусом Навином. Евреи-кочевники перешли через Иордан, оставив на том берегу свои семьи, скот и имущество. Они окружили кажущиеся неприступными крепостные стены. Согласно легенде, израильтяне шесть дней обходили город кругом, а на седьмой – по команде закричали и затрубили в семь «юбилейных труб». Это создало сильнейший резонанс, от которого городские стены не выдержали и развалились.

Необъяснимое событие описывается и в Библии, и в книге Иисуса Навина:

«…и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город» (И. Нав. 6:19).

Раскопки показали, что в то время укрепления Иерихона состояли из двух рядов высоких стен: толщиной в два и четыре метра. Так вот, одна стена была найдена упавшей наружу, а другая – внутрь города!

Что же произошло в Иерихоне сотни лет назад? Эта загадка не разгадана до сих пор. Пока что самая популярная (хотя и самая скучная версия) – банальная сейсмическая активность.

Так, продолжаем легенду. По приказу Иисуса Навина все коренное население города вместе с животными было уничтожено, а город сожжен дотла. При раскопках, действительно, были обнаружены следы жутких пожаров. Многие годы это место считалось проклятым…

Вот слова Иисуса Навина:

«Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (И. Нав. 6:25).

Несмотря на заклятье, через 400 лет окрестные жители решили отстроить красивый город заново. Намерение, казалось бы, похвальное, но и тут не обошлось без кровавых ужасов.

Один из тех, кто взялся восстановить Иерихон, решил избавиться от «заклятья Иисуса Навина» и принес в жертву… двух собственных сыновей. Причем тело старшего положил в основание города, а над телом младшего – установил ворота. Очень милая история, не правда ли?

А теперь пару слов о том, что я увидела в самом Иерихоне.

Гора Искушений (Соблазна)

Гора Искушения в Иерихоне

К западу от Иерихона возвышается гора Каранталь (Сорокодневная или Искушения), где Христос постился долгих 40 дней. Причем, все это время Иисуса настойчиво искушал дьявол. Он уговаривал Христа:

  • превратить камни в вино (искушение голодом);
  • броситься вниз со скалы – дескать, ангелы все равно не дадут ему разбиться (искушение гордыней);
  • поклониться дьяволу (искушение верой).

На отвесе горы Каранталь «прилепился» монастырь Искушения, в который можно добраться либо по узкой горной тропе, либо по…канатной дороге. Мы выбрали, конечно, не легкий путь и поднялись по узкой горной тропе примерно за час(!), уставшие как черти



По узкому проходу внутри монастыря мы попали в пещеру, где молился Христос. Нам показали камень, на котором Он сидел! И мы его даже потрогали.



Камень, у которого молился Иисус на Горе Искушения

Раскопки Тель Ес-Султан

В паре километрах от центра современного Иерихона были найдены остатки самого древнего в мире поселения человека (8000 лет до н.э.). С арабского «тель» переводится как «насыпь». В те времена старые дома попросту засыпались, а на их месте строили новые.

Во время раскопок были обнаружены руины домов, украшения, инструменты и еще какие-то полезные штучки из кости, глины, камня и кремния. К сожалению, сегодня здесь остались лишь обломки камней, которые раньше были частями башен и лестниц.

Рядом с холмом Тель Ес-Султан – источник пророка Елисея. По легенде, пророк опреснил его «горькие воды». И с тех пор эта «отфильтрованная» вода орошает сады города…



Хотя монашеская жизнь на горе Каранталь затеплилась ещё в четвертом веке, нынешний греческий монастырь был построен здесь полторы тысячи лет спустя. Его главная святыня - камень, на котором, согласно Преданию, молился Господь Иисус Христос, когда сорок дней пребывал в пустыне и был искушаем дьяволом перед тем, как выйти на Своё земное служение. И, конечно, святыня не меньшая - это сама пещера, в которой Он пребывал в течение всего периода Своего добровольного удаления от мира.

В Иудейской пустыне, на северо-западной окраине древнего Иерихона, расположилась святая обитель, название которой, как и название горы, в которую она буквально вросла, связаны с хорошо известными событиями Нового Завета, о которых говориться в начале 4 главы Евангелия от Матфея (стихи 1 - 11):

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.»

Никто из евангелистов не считает нужным объяснять, почему Спаситель предпринимает такой шаг как уход в пустыню, и вот почему. На заре христианства длительное пребывание вдалеке от мира было привычным действием для почти любого человека, решившего посвятить себя служению Богу. Да и не только на заре. Еще в XIX веке коптские и эфиопские монахи соблюдали обычай уединенно проводить на горе Искушения время Великого поста. Вот что пишет об этой традиции её современник, русский архимандрит Леонид (Кавелин): «Они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода ».

Сегодня это место не столь безлюдно, как полтора века назад, и попасть сюда можно либо на фуникулёре, либо пешком, предприняв не самый простой получасовой подъем в гору, на котором есть большая вероятность встретить других паломников - из шести святых обителей Иудейской пустыни монастырь Искушения в наше время, пожалуй, самый посещаемый.

Гора Карантали или, по-русски, Сорокадневная гора и монастырь Искушения на ней расположены на территории Палестинской автономии - и, если израильтянину попасть в монастырь довольно не просто, то православным паломникам, которые бывают здесь чуть ли не ежедневно, путь сюда всегда открыт. Ранее это место называлось горой Док (сокращение от Дагон - так называли древнее семитское божество, имя которого происходит то ли от слова «рыба», то ли от слова «злак»). Топоним указывает на весьма и весьма древнее знакомство людей с этой местностью. Гора возвышается на долиной Иерихона на триста восемьдесят метров; из открытых источников воды здесь имеется лишь один крупный сезонный ручей Прат. Учитывая, что Каранталь представляет собой, выражаясь языком военных, господствующую высоту, вполне логично, что во времена хасмонейских царей на ее вершине была построена крепость, из которой осуществлялся контроль над ущельем Фара (или иначе - Вади Кельт) на пути к Иерусалиму с Востока. Крепость эту (вернее, её стены, которые сохранились до наших дней) можно наблюдать и сегодня. Как, кстати, и современную военную базу на соседней возвышенности.

Христианское же название горы - Каранталь - происходит от латинского quarenta, числительного, означающего «сорок». Уже во времена Святой Елены, матери императора Константина Великого, церковное Предание однозначно отождествляло эту гору с событиями искушения Иисуса Христа, поэтому появление здесь святой обители было лишь делом времени. Что, собственно, и произошло в 349 году, когда преподобный Харитон Исповедник, уже известный тем,что основал два других монатыря в Святой Земле, положил здесь начало лавре Дука. До начала седьмого века монастырь был довольно многолюдным и процветающим местом - однако сперва нашествие персов, а затем захват Святой Земли халифом Умаром ибн Хаттабом стали причиной того, что монашеское жительство здесь на долгое время прервалось. В XII веке, во времена Иерусалимского королевства, крестоносцы возводят на Карантале два храма - один в пещере, где молился Спаситель, и второй - на самой вершине горы. После ухода крестоносцев и захвата Святой Земли мусульманами монастырь с кельями, вырубленными в скале, снова перестает действовать, на этот раз - надолго даже по исторической мерке.

Только в 1874 году Греческая Православная церковь приобретает эти земли и при содействии России (финансовом, дипломатическом и прочем), всего за два десятка лет проделывает колоссальный объем строительных и отделочных работ - и восстанавливает древний монастырь. А по сути - строит его заново на прежнем основании: к 1895 году обитель приобретает те черты, по которым она известна христианским паломникам всего мира и в наше время. Правда если в конце XIX века древняя обитель была полна насельников, то сегодня вся братия монастыря в скале, нависающего над древним Иерихоном, состоит всего из одного иеромонаха и его помощника-диакона. По этой причине монастырь охраняется: чтобы попасть внутрь, нужно убедить привратника в чистоте и серьёзности своих намерений. Перед этим придётся стучать в монастырские врата медным кольцом довольно долго: может, пост привратника от них весьма удален, а может, в этом есть свой особый монастырский символизм, кто знает.

Кстати, даже те из паломников, кто поднимается к монастырю по канатной дороге, финальную часть пути преодолевают пешком по широкой восходящей тропе, получая возможность немного потрудиться. Что же касается фуникулёра, он сам по себя является достопримечательностью. Во-первых, это самая длинная подвесная дорога на Ближнем Востоке: ее протяженность составляет 1330 метров. Во вторых, это дорога, расположенная в самом низком месте на планете: ее нижняя точка располагается на отметке в триста метров ниже уровня моря.

Однако вернемся в монастырь. По сути, он представляет собой длинную узкую галерею, протянувшуюся вдоль восточного склона горы. Проходы - с открытыми сводами; по одну сторону - природная скальная фактура, по другую - пристроенные стены. Лестницы, спуски, подъемы. Пустующие кельи, довольно просторные, очевидно, для гостей - а может, в расчете на будущих насельников обители. Даже в жару за сорок по Цельсию в монастыре Искушения царит живительная прохлада.

Главный монастырский храм расположен в пещере - но, чтобы достичь главных здешних святынь, нужно идти дальше. Конец пути - небольшой пещерный храм (его называют Часовней Искушения) на том самом месте, где Иисус Христос находился во время Своего добровольного сорокадневного поста, искушаемый поочередно славой, богатством и властью - и отвергнувший все эти соблазны. Эти события в монастырском храме изображены многократно, на иконах и на картинах. Камень, на котором молился Спаситель, также здесь: как правило, все пришедшие благоговейно прикладываются к нему.

Интересно, что в деревянной резьбе иконостаса храма можно увидеть не только орлов (тот самый исторический «российский след» в истории обители?), но даже драконов. О символизме этих фигур, если повезёт, можно расспросить у здешнего хранителя - отца Герасима, который служит в монастыре Искушения уже больше тридцати лет. Либо у диакона Онуфрия, который честному отцу во всём посильно помогает.

Какие молитвы приходят на ум паломникам в Часовне Искушения? Самые разные, но всем без исключения - главная: «Отче наш», которая звучит над вырубленными в скальной породе сводами на самых разных языках. Помолившись, многие из пришедших подают в этом храме записки о здравии и упокоении родных и близких - кстати, писать их здесь следует только печатными буквами.

Как уже было сказано, святая обитель фактически представляет собой двухэтажную галерею, пристроенную к горе, основательно прорезанной пещерами, большими и поменьше. У многих посетителей возникает закономерный вопрос: а как же на такой высоте с водой? На нижнем этаже, в главном холле монастыря имеется колодец, вода в который подводится из источника Елисея в Иерихоне. Черпают её в из монастырского колодца чайником, привязанным к веревке. Однако монастырь мужской, и право зачерпывать здесь воду имеют только мужчины. Поэтому паломницам приходится порой подождать, пока появится кто-нибудь из мужчин и наполнит им бутылки.

Если выйти на длинный и узкий балкон монастыря Искушения, можно увидеть те самые кельи, в которых жили средневековые монахи, а также преодолевали искус во время Великого поста их духовные потомки уже в новое время. Выйти на балкон духу хватает не у всех, но те, кто все же решился, бывают в полной мере вознаграждены открывшимся им видом. Самые потрясающие фотографии с Каранталя делаются именно отсюда.

Если путь по широкой тропе к воротам монастыря Искушения занимает около получаса, то спуститься вниз к основанию горы можно вдвое быстрее. И уже здесь с удовольствием подкрепить свои силы в заведении под вывеской с русскими буквами: «Кафе горы». Русских паломников здесь больше всего - и, как и сотню с лишним лет назад, отношение к ним самое благожелательное.

В. Сергиенко

Это пожалуй самый труднодоступный монастырь Иудейской пустыни. Попасть сюда можно через Иерихон, который в свою очередь является территорией А, вход на которую израильтянам запрещен. И имея эти знания я был уверен, что увидеть монастырь Каранталь мне не суждено. Говорят есть еще вариант прийти в монастырь сверху, через крепость Док (о которой дальше). Но по моему это еще сложнее и я не уверен возможно ли таким путем зайти в сам монастырь, а не просто поглазеть на него сверху. Однако, я в очередной раз ошибся. Попасть в Иерихон можно и вполне даже безопасно. Нужно лишь делать это организованно и скоординировав с армией и палестинскими властями. Это и сделал Михаиль Король , пригласив всех желающих на экскурсию в самый древний город мира. После этой поездки в моей “коллекции” пять из шести действующих монастырей Иудейской пустыни.

>

Но рассказ о монастыре Искушения начнем издалека…

Обряд крещения придумал не Иоанн и не Иисус. Он возник в III тысячелетии до н.э. на берегах Евфрата. Этому обряду предшествовал культ воды. Крещение было распространено и в Древнем Египте как магический способ единения человека с божеством. В Палестине крещение практиковала секта ессеев в . Вероятно, у них-то и позаимствовал идею Иоанн Креститель.

Большую часть своей жизни Иоанн провел в пустыне. Он жил там подобно индийскому йогу. Саранча и дикий мед служили ему пищей, а шкуры диких козлов одеждой. У него были ученики, которые вместе с ним делили тяготы жизни отшельника. На пятнадцатом году царствования императора Тиберия Иоанн вышел из пустыни и начал проповедовать и крестить. Однако при крещении Иисуса Иоанн не присутствовал, так как сидел в тюрьме по приказу Ирода Антипы. Ученые не выяснили, кто крестил Иисуса и крестился ли он вообще. На заре христианства ни Иисус, ни апостолы не придавали этому обряду большого значения, а вот удаление в пустыню было непременным условием для тех, кто решил посвятить себя богу.

И вот после (возможного) крещения в реке Иордан Иисус уходит в пустыню…

В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.

Гора Каранталь именовалась ранее горой Док – сокращение от Дагон, что указывает на древнее языческое происхождение названия.
Эта гора возвышается на высоту около 300 м. над долиной Иерихона, разделяя между иерихонской возвышенностью (на западе) и долиной Иерихон на востоке. В этом регионе имеется всего лишь один большой сезонный ручей Прат.

Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору – ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть “рыба”, не мог избрать иную гору, кроме Дагона – западно-семитского божества, чьем имя трактуется как “рыба” (даг) или как “злак” (даган).

Господствующее положение над ущельем определило гору Док как древний и известный форпост на восточном пути к Иерусалиму, а во времена правления Хашмонейских царей построенная селевкидами на вершине горы одноменная крепость контроллировала ущелье Фара, более известное под названием Вади Кельт (Ущелье Кельт).

“И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит Ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4:2-11).

Христианская традиция сорокадневного искушения Исуса в пещере на восточных склонах этой горы дало название горе Каранталь – “Сорокодневная” гора. По одной из версий название монастыря Каранталь пошло от крестоносцев. По другой само слово Каранталь это искажённое арабское от латинского Quarenta (сорок). Истина где-то посередине.

Первая индентификация этого места с пещерой искушения Иисуса относится к 326 г. н.э. ко временам Святой Елены, матери императора Константина. А уже в 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Кстати тот же Харитон, что основал в нахаль Ткоа и Фаранскую Лавру около Эйн Прат.

Кельи монахов отшельников (лавры) появились на этом месте со времен Харитона Исповедника в 340 г. н.э. Процветающий монастырь был разрушен во время нашествия персов в 614 г. н.э. и окончательно пришел в запустение после захвата святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом в 630 г. Крестоносцы, основавшие свое первое царство в Святой Земле в 1099 г., возродили две церкви, одну на месте пещеры, другую на вершине горы Каранталь.

В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. при содействии России монастырь восстанавливается последний раз и на этом месте возобновляется традиция монашества.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что: …они удаляются сюда из через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…

По сути монастырь Каранталь “прилеплен” к скале и нависает над Иерихоном.

Вход в монастырь закрывает тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Но постучав и “убедив” привратника (совсем не грека) вы попадаете внутрь.

Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.

С одной стороны стена горы Каранталь с вырубленными в пещерах внутренними помещениями.

Другая сторона это пристроенная стена, образующая комфортные кельи для гостей.

Узкая полоска неба и отвесная стена горы Каранталь

Пройдя до конца вы попадаете пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.

В пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус во время пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

Тот самый камень на котором сидел Иисус

Сегодня насельником монастыря служит всего один отец Герасим, который утверждает, что монастырю уже более ста лет. По его словам, монахи жили здесь с VI века, что подтверждают вышеупомянутые пещеры. Сейчас эти кельи пустуют, так как сюда уже не приходят новые монахи. Сам Отец Герасим служит в монастыре уже 30 лет и в нынешнее время с ним подвизается только дьякон Ануфрий.

Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.

В настоящее время для посещения монастыря необходимо подняться: либо пешком (порядка 25-35 минут), либо по канатной дороге из Иерихона и пройти порядка 15 минут пешком.

Те кто все же решится подняться или спуститься пешком, сможет подкрепиться в кафе с “оригинальным” названием

Но это далеко не все, что мы посетили в Иерихоне. Продолжение следует….

При написании рассказа использовались следующие веб-ресурсы: