Французская журналистика. Чем известны арестованные французские журналисты. История становления и современные сми франции

Франц. печать возникает позже немецкой и английской, но её развитие проходит легче и интенсивнее. Французская пресса отличалась своей содержательностью. Уже 1-ый фр. листок шел дальше простого сообщения и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Особенность развития – жёсткая детерминированность политическим процессам. Фр. Пресса часто менялась, в зависимости от изменений государственного строя. Именно Франции принадлежит заслуга формирования революционной прессы.

Этапы становления журналистики во Франции:

1. Середина 15 – 17 вв. Средние века и возрождение. Зарождение печати.

2. 17 век – появление первых печатных газет

3. 18 век – Эпоха просвещения. Французская революция.

5. 20 век (1-я половина 20 века)

6. Современность (20-я половина 20 века)

Возникновение университетов, появляются рукописные «Летучие листки» (НУВЕЛИ), для обмена информацией между университетами. Университеты взяли в оборот печатный станок Гуттенберга. Первая типография появилась в Париже в 1470 году. Печатались религиозные издания, альманахи календари.

К концу 15 века – около 50 типографий.

Первое периодическое издание – ежегодник (1611 г) «Меркюрфрансуа» («Французский вестник»).Издаёт университет. Это прообраз бульварной прессы.

Канарды (canard -курьезный рассказ)– неповторимое национальное явление фр. журналистики. Журналистский фольклор. Небольшие брошюры, на очень плохой бумаге, с огромным количеством ошибок. Были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

К концу 16 в. появляются первые печатные хронологии – сборники новостей . На их базе в 17 в.складывается газетный ежегодник «Французский меркурий » (Меркюр де франс), имел влияние на общественную жизнь Франции, был самым популярным. 17 в.

2. Первой газетой Франции, считается «Ля газетт » - 1631 год. Издатель ТеофастРенодо . Созданапо образу информационных листков в Европе. Официозна (формально не связана с правительством, но фактически проводит его взгляды), общедоступна. Подписки не было. Содержала придворные сообщения, военные сообщения. «Ля газетт» - прообраз современных газет. Можно считать первой политической газетой.

«LaGazette» отличалась не только, большим количеством разнообразных новостей из различных стран, отсутствием слухов, но и ясностью, четкостью, а главное, качеством стиля.

В «LaGazette» стала размещаться платная реклама.В 1632 году Ренодо издает первый печатный листок объявлений под названием «FeuilleduBureaud"adresse», представляющий собой строчную рекламу. Основные рубрики: «Продажа и аренда недвижимости», «Продажа мебели» и «Разное». «Ренодо стал первым французским журналистом, именно благодаря которому в прессе появились первые частные объявления», – так определил Марк Тангейт его роль в истории рекламы.

Стоит отметить, что Ренодо, в отличие от основателей других газет, не принадлежал к корпорации издателей-типографов, а сама газета, по мнению многих исследователей, была создана «по заказу» всемогущего Ришелье, ставшего в 1622 г. кардиналом Франции и возглавившего королевский Совет в 1624 году.

3. Медленное развитие журналистики - малограмотность населения, дезорганизация государственной жизни, жесткая цензура.

Активно развиваются моральные еженедельники, например, «Французский зритель » Антуана Прево, СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ АНГЛИЙСКОГО «ЗРИТЕЛЯ». Из-за цензуры, росло число подпольных изданий.

Однако «подлинная» история фр. прессы началась с Великой французской революции (1789-1794). Принята декларация прав человека и гражданина, конституция, а следовательно - количественный и качественный рост периодики.

Складываться публицистика, она всегда категорична, в текстах появляется оценочный компонент. Высокий уровень словесности рождает жанр фельетона (В газете Журналь де деба - Газета дебатов. Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "JournaldesDebates" (feuilleton - листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном)

Появилась первая крупная газета «Журналь де Франс ». Не имела широкого распространения. Когда фр.революция стала набирать обороты, для прессы наступили благоприятные времена. Объявили свободу печати, стало появляться множество ежедневных газет, но многие сразу и исчезали.Основные черты – газеты того времени глубоко политизированы, разные силы использовали их, как трибуны политической борьбы.

Исчезала партия, исчезала и газета.

Газета Эбера «Папаша Дюшен » - одно из самых известных периодических изданий демократической прессы периода великой фр.революции. Папаша Дюшен – собирательный тип, представляющий собою человека из народа, мелкий торговец, который всегда разоблачит любую несправедливость, злоупотребление.

Газета Жана Поля Марата "Друг народа ", была органом революционной демократии. «Друга народа» грамотные парижане читали вслух с первых дней революции. Достоинства его публицистики: последовательность, страстность, простота и общедоступность, строгая фактическая обоснованность требований.

Разоблачение было главным предметом его публицистики. Он развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица.

Этот разгул революционной журналистики вскоре остановил Наполеон, он понимал явную силу и влияние прессы. Считал, что 4 враждебно настроенных газеты опаснее 100 тыс.штыков. Сначала разрешил только 13 газет, а потом 4: «GazettedeFrance», «JournaldeParis», «Journaldel"Empire» (раньше наз. «Журналь де деба») и «Moniteur».

4. 19 в. После разгрома Наполеона при Ватерлоо на престоле Людовик 18 – последний король Фр.династии Бурбонов – новая эпоха фр. журналистики. При Бурбонах было разрешено высказывать своё мнение, в рамках закона. В 19 веке журналистика Франции пользовалась практически полной свободой.

Появляются ультрароялистские газеты (за усиление королевской власти). Февральская революция (1848) наводнила печать таким же обилием газет, как и 1ая великая революция. Во второй половине 19 в (эпоха Второй империи), появились новые большие политические газеты. Самой влиятельной стала «Темпс». Из мелкой прессы выдвинулся «Фигаро ».

«Фигаро», «Темп», «Моните » - элитарная журналистика, самые популярные издания.в 19 в.

В 1835 основано первое в мире информационное агентство Гавас. Его основателем выступил известный французский писатель и журналист Шарль-Луи Гавас (1783-1858). Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. Решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. С изобретением телеграфа Гавас получило статус полноценного телеграфного агентства.Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агенства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». Именно «Гавас» первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 г. В 1944 г. на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

Во Франции появление изданий "pennypress" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Жирарден основал политическую газету «LaPresse » («Пресса»). Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье , ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "LaPresse" нередко вызывали раздражение властей. ПРО ПУБЛИКАЦИЮ РОМАНОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ АНДРЕ ЖИДА!!!

Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel ", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Конец 19 в – дело Дрейфуса (фр.офицера обвиняли в шпионаже в пользу Германской империи) – становление гражданского общества во Фр.

5. "Золотой век" французской журналистики – конец 19, начало 20 веков - вызвал бурный рост печати. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь».

Де́ло Дре́йфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
В печати высказывались мнения, что вина Дрейфуса не доказана и что он пал жертвой судебной ошибки; в «Matin» было напечатано факсимиле бордеро, которое у многих возбуждало сильное сомнение в принадлежности этого документа руке Дрейфуса (что было бы доказательством его невиновности). В 1896 году появилась брошюра Лазара: «Судебная ошибка» («Une erreur judiciaire»), в которой доказывалась невиновность Дрейфуса (но на судебный приговор это не повлияло).
«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.
Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.
Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.
Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

В 1904 году основывается газета Юманите (человечество) Жан Жорес. Она была социалистической, пацифистской.

1914-1918 Первая мировая война. Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений.

С августа 1914 г. запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии » угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки.

В 1916 г. Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразована позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.

Трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен » довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. К 1918 г. тираж «Матен » - 1 000 000. «Птижурналь » - 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журнал ь», ее тираж быстро вырос до 400 тыс. Эта пятерка заслуживала доверия правительства, и только ей было дано разрешение на распространение в войсках.Выделялась созданная в 1916 г. ежедневная газета Гюстава Тери«Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь».

Война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.

Среди «окопных» изданий, объединявших лучших карикатуристов и художников, были «Байонет»и «Мо », которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».

Печать сыграла большую роль в победе крупной буржуазии на выборах 1919 года.

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание. За пятнадцать лет (с 1924 по 1939 гг.) количество радиоприемников выросло во Франции с 60 тыс. до 5,2 млн.возникало и развивалось частное радиовещание. Уже в 1928 г. действовало 11 государственных (две в Париже, 9 – в провинции) и 14 частных (четыре в Париже, 10 – в провинции) радиостанций.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря : сотрудничество с захватчиками; другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

6. газеты предпочитают не афишировать определенную политическую направленность. Общая тональность стала более нейтральной.

Всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю.

Качественные издания: ежедневные «LeMonde » (самый крупный тираж, читаема за пределами Фр). «LeFigaro » - кредо: самая близкая своим читателям. «Liberation » - более прогрессивная. Стала первым фр.печатным изданием, открывшим свой сайт в Интернете. Массовые: «France-Soir», «Птипаризьен», «Птижурналь». Фр.печать находится под контролем нескольких медиа-объединений (АШЕТТ, группа Эрсана, Гавас, Паризьен, Байяр-пресс, Экспаньон).

ТВ: Фр.система ТВ была создана как система государственного ТВ и использовалась государством как действенный инструмент во внеш.и внутренней политике. Потом изменилось (как инструмент гражданского консенсуса). Запрещается обслуживание более 5 ТВ каналов одним оператором. Холдинг FranceTelevision, Антенн 1.

Радио: к нач.21 века радио Фр.сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ. Нац.компании радиовещания RadioFrance. ИА: Франс Пресс (крупнейшее фран.ИА.Основалось в сер.20 в. на базе ИА «Гавас»).

Щанкина Юлия

В ходе жарких дискуссий мнения комментаторов сводятся к двум, но диметрально противоположным. От "нефиг оскорблять чужие святыни" до "совсем озверели мусульмане, а журналисты - молодцы". На самом деле причина гибели журналистов не связана с исламом, оскорблением пророка и прочим. Журналисты стали жертвой заурядного фанатизма. Цивилизация всегда проверялась на прочность варварством, но когда варварство смешивается с фанатизмом - получается гремучая смесь. Оскорбление чувств верующих - очень неопределенная категория. Вот я, например, сторонник здравого смысла. И меня, соотвественно должен задевать сам факт наличия в современном мире теократических государств. Ну вот, я считаю, что оскорбляет здравый смысл такая форма государственного устройства. Однако я против того, чтобы убивать граждан указанных стран. Но это лишь потому что я не фанатик...


Карикатуры, публиковавшиеся в сатирическом французском журнале, действительно провокационные. Но законов Франции они не нарушали. Есть страны, где за такое авторов казнили бы незамедлительно. Однако журнал издавался в республике с другими законами. Цивилизованные способы отстаивания своих прав - демонстрации, митинги, законодательные инициативы. Вот например, сидит в маршрутке пьяный дурак с налитыми кровью глазами и вдруг говорит очкарику напротив: "Чо уставился? А?" и потом бьет его в морду. Очкарик не нарушил закон. Будем ли оправдывать пьяного урода? Ведь он действительно оскорбился. А нефиг пялиться! У меня автомат, я право имею, а у тебя автомата нет, значит и прав у тебя нет - это даже не средневековье, это гораздо более ранний период человеческого развития.

Почему в "Исламское государство" так легко рекрутировать молодежь? Потому что там многое из такого легализовано. Хочешь секса? Нет проблем, захвати в бою наложницу. Надоела наложница? Нет проблем, продай брату своему "муджахиду". То есть, примитивное понимание ислама приводит к тому, что работорговля оказывается разрешенной, а изнасилование - легальным. А что? Все по шариату же! Но что из себя представляет религия? Это философско-нравственная картина мира. Когда ее ставят на службу политике - получается национал-социализм (использовалась примитивная интерпретация философия Ницше), и исламизм (используется ислам). Представим себе гопника, который решил грабить не просто так, а по идейным соображениям. И он говорит: "Я теперь националист" и буду грабить только нерусских. Но поскольку нерусских мало, все-таки приходиться грабить всех подряд. Но ограбленные русские теперь объявляются неправильными русскими - "сочувствуют чуркам", "не поддерживают освобождение страны от нерусей" и т.д.

Такая же фигня происходит и с гопниками, взявших в качестве идеи "ислам". У них есть "кафиры" и "неправильные мусульмане", которые не поддерживают насилие. Теперь добавим сюда неприемлемость сомнения и мы получим тот самый фанатизм, позволяющий делать во имя идеи все, что душе угодно. Здравый смысл подсказывает, что Бога оскорбить нельзя. А, если бы Бог оскорбился, он бы смог сам наказать обидчика, не прибегая к услугам отморозков. Но фанатизм отвергает здравый смысл. Здравый смысл подсказывает, что, если что-то тебе кажется неприемлемым, то лучше держаться от этого подальше. Но фанатизм немыслим без мазохизма. Представим себе ситуацию, что я обвешал свой дом порнографией. И ко мне приходят в гости люди, придерживающиеся строгих моральных норм. Они резко осуждают меня, но продолжают приходить ко мне, чтобы продолжать страдать от вида "похабных картинок". Абсурд? Не для фанатика.

В России действует закон о защите религиозных чувств верующих. Он мне не нравится, но я буду его соблюдать, ибо моя религия - закон. Во Франции такого закона нет. Исламисты данным террактом как бы говорят: "Мы будем жить по законам другого общества и нам начхать на законы Франции. А если кто-то неправильно смотрит на нас - мы будем бить в морду". Они являются гражданами республики, но отвергают ее законы. Заслужили ли журналисты смерть? Ровно в той же степени, в какой ее заслужил очкарик, посмевший посмотреть на пьяную морду в маршрутке. Цель исламистов - не журналисты и не мирные граждане. Их цель - радикализация мусульман. А для этого нужно сформировать ненависть к ним. Как сформировтаь ненависть? Заставить всех думать, что мусульмане совершают терракты. Но исламизм - это не ислам. Не каждый человек, использующий фотоаппарат, - фотограф, не каждый человек со скальпелем является хирургом.

Я, увы, снова оказываюсь прав в пессимистичных прогнозах. Карикатуры, оскорбляющие пророка, разлетелись по интернету, а во Франции совершено нападение на несколько мечетей. Исламисты снова достигают своих целей, а мусульманам остается только два варианта - быть терпилами или присоединиться к фанатикам. И так будет до тех пор, пока мусульмане не станут сами бороться с джихадистами, халифатчиками и исламистами. Рано или поздно им придется научиться отделять зерна от плевел.

Адвокат монарха Эрик Дюпон-Моретти в интервью France Info заявил: «Это за пределами моего понимания. Журналист, который заявляет, что не опубликует свою книгу в обмен на деньги, это что-то неслыханное! Никогда раньше глава государства не сталкивался с шантажом такого рода».

Писатель и журналист 68-летний Эрик Лоран и его напарница Катрин Грасье известны во Франции своими журналистскими расследованиями. Издательство Editions du Seuil сообщило, что журналисты готовили к публикации книгу, которая должна была выйти «в январе—феврале» 2016 года. Журналисты уже опубликовали книгу «Король-хищник» («Le roi prédateur») в 2012 году в этом же издательстве. Тогда их расследование не понравилось королю Марокко, — сообщает Huffington Post, — а испанское ежедневное издание El Pais было запрещено к распространению в Марокко после того, как оно опубликовало отрывки из книги.

Издание Jeune Afrique напоминает, что Эрик Лоран уже выпустил в 1993 году книгу, в которую вошли интервью с королем Марокко Хасаном II, отцом Мухаммеда VI. «Это единственная публикация в этом жанре о бывшем правителе, вышедшая в полной гармонии с Дворцом», — сказано на сайте Jeune Afrique. Эрик Лоран начинал свою работу в газете «Фигаро», в настоящий момент работает для французского радио «France Culture».

Катрин Грасье — журналист-фрилансер, специалист по Магрибу, работала в Марокко для Journal hebdomadaire. Грасье написала несколько книг-расследований, в том числе и т.н. досье Саркози-Каддафи. Книга, в которой один из бывших ливийских чиновников говорит о финансировании предвыборной кампании Николя Саркози режимом Муаммара Каддафи, вышла в издательстве Seul в 2013 году. Коллега и соавтор Катрин Грасье Николя Бо заявил агентству Франс-Пресс, что ее задержание в Париже и подозрение в шантаже «повергли его в шок. Я знал, что Катрин готовит этот проект (книгу о короле Марокко)». По словам Николя Бо, такого рода «преступление» «не похоже» на Катрин Грасье.

Французская полиция задержала Эрика Лорана и Катрин Грасье 27 августа. Их обвиняют в попытке вымогательства 3 млн евро у короля Марокко, — сообщил адвокат Дворца Эрик Дюпон-Моретти в интервью французской радиостанции RTL. В обмен на указанную сумму журналисты якобы предложили отменить выход книги.

France Info сообщает, что около месяца назад Эрик Лоран обратился в кабинет монарха с целью получить информацию. Встреча с советником короля была организована в Париже в августе. В этот момент Эрик Лоран запросил 3 млн евро за то, чтобы книга не появилась в печати. После того, как Мухаммед VI узнал о сути беседы в Париже, его адвокаты подали жалобу во Франции. В ходе предварительного следствия для журналистов и советника короля была организована еще одна встреча. Эрик Лоран тогда подтвердил свои условия. А в ходе третьей встречи 27 августа журналисты Эрик Лоран и Катрин Грасье получили 80 000 евро в качестве аванса, подписав бумагу о том, что они отказываются от публикации своей книги. Эта встреча проводилась при наблюдении полиции. У следствия имеются аудиозаписи и фотографии.

Путин глазами французских журналистов June 6th, 2014

Фабьен Намиас, заместитель гендиректора радиостанции Европа1:

«Он (ВВП) продержал нас под дверями в ожидании интервью с пяти вечера до полуночи. Мы стояли, пока, наконец, не увидели кого-то из пресс-службы и не сказали ему, что еще час такого ожидания, и уже не надо интервью, мы просто не сможем технологически выпустить материал в эфир вечером следующего дня.

Путин появился минут через десять, поздоровался вежливо, но сдержанно, мы быстро выставили свет, наладили перевод и интервью началось. И мы, собственно, сразу же забыли, что нас заставили ждать - качество ответов, темп беседы, ритм ее были выше всяких ожиданий.

Мы, я, во всяком случае, не могу припомнить такого разговора, хотя я брал интервью, и не раз, у лидеров Франции.
Я имею в виду откровенность, умение держать удар и умение парировать.

Мы видели, что вопросы его иногда раздражали, но он подробнейшим образом на них отвечал.
Есть и идэфикс, например, ему не нравится нынешняя линия американской администрации, Путин не считает нужным это скрывать, он вполне искренен, когда резко отзывается о США и об Обаме, но это, с моей точки зрения, нормально. Тем более, что Путин в отношении США всегда был доброжелателен и доверял Америке. Его доверие было обмануто, его реакция объяснима и понятна.

Хочу сказать, что ему были неизвестны вопросы, мы, хотя на этом Кремль не настаивал, сообщили темы, о которых мы бы хотели поговорить. Путин попросил только по возможности сохранить его ответы, не слишком их «подрезая» во время монтажа.
Мы пообещали.

После 2-х часов беседы он предложил нам пройти в гостиную, это оказалось гигантским залом с высокими потолками, впрочем, интерьер был очень скромным и минималистским.

Путин предложил нам выпить, и когда он рассказывал о русском шампанском, которым он хотел нас угостить, я оглянулся и обомлел. Не было никак ни телохранителей, ни сотрудников пресс-службы. Он остался с нами один. Я такого не мог вообразить вообще. Ни один французский президент, премьер-министр, крупный чиновник не остался бы один на один с журналистами. Это немыслимо для представителя нашего истеблишмента.

Мы выпили, и начался разговор. Совсем другой.

Перед нами был остроумный, легкий, чуть застенчивый собеседник, который позволял его перебивать, прерывать, шутить.
Контраст был столь разительным, что сейчас мне трудно сказать, кто такой месье Путин…
Потому что я видел двух: президента, который держался с достоинством царя, и человека, который нас очаровал, заставив забыть, что мы маялись в его приемной несколько часов».

Перевод Елены Караевой

76-летний патриарх французской журналистики Жан-Пьер Элькабаш очарован Путиным. Вместе с журналистом TF1 Жилем Було в ночь со вторника на среду он взял интервью с российским президентом в Сочи, и не удержался, чтобы не рассказать о своих впечатлениях еще до того, как запись оказалась в эфире.

Элькабаш во Франции - это вроде Познера в России. Сотни эфирных бесед, в том числе с сильными мира сего, и слава одного из лучших интервьюеров.

Жан-Пьер Элькабаш в эфире радио Europe1:

«…Мы были вынуждены провести в ожидании интервью несколько часов. Но это ни в коей мере не было стратегией устрашения против нас. К тому же, русские извинились за опоздание. Просто мы оказались в его (Путина) сочинской резиденции в самый разгар международного кризиса. Перед началом саммита в Нормандии. В то время, как Барак Обама не переставал требовать от союзников начать перевооружение. И мы видели перед собой целый парад министров и советников, в том числе Лаврова, министра иностранных дел… Он (Путин) продолжал принимать их до часу ночи. В том числе он готовил встречу с Франсуа, как он его называет, и с которым, как он говорит, у него доверительные отношения…

…Это был совершенно свободный обмен мнениями. Без предварительного согласования вопросов. Без запретных тем. Он продемонстрировал, что полностью владеет материалом. Что он им живет. Что может импровизировать. Его главный советник предупредил меня, что Путин больше не дает интервью, так как не любит зря терять время, и что ему это просто скучно. Но с нами ему не пришлось скучать…

…Интервью предшествовали восемь месяцев подготовительной работы. Конфиденциальные встречи и дискуссии в Париже, поездки в Кремль. В разгар украинского кризиса мы уже думали, что это никогда не случится. И вот в минувшее воскресенье пришло известие из Кремля: личное и положительное решение Путина, вторник, Сочи…

…Он совсем не выглядит рассерженным ни на Запад, ни на Францию. Тем более что Франция принимает сейчас мировых лидеров, организует эту встречу. Я бы сказал, что он скорее разочарован Западом. Тем, что многие западные лидеры отказываются от собственной независимости и пытаются держаться за неравные, отжившие свой век альянсы. Он же остается верен идее, по выражению Миттерана, «общего дома», где у России будет свое место и влияние…

…Я видел не мало правителей мира сего. Что же касается этой моей первой встречи с Путиным, то впечатление сильное. Он обладает этакой холодной харизмой. В нем чувствуется энергия, но без возбуждения. Твердость и порой грубоватая непреклонность робкого человека. Да, именно робкого. Чувствуется власть и способность контролировать ситуацию. Избыток власти. Этакий человек-монолит, ведомый желанием сделать из России могущественную державу. Как он мне сообщил, он занимается спортом по два часа каждое утро. И он совсем не похож на свой карикатурный образ…


1. Начальный период развития журналистики Франции.

2. Революционный период французской журналистики - времена Великой Французской революции и Парижской Коммуны.

3. Современные СМИ Франции, их история и сегодняшний день.

Цель занятия - знакомство с историей журналистики Франции, ее становлением и современным состоянием. Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии мировой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. - «Газетт франсуаз» («Французская газета»), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник «Меркюр франсуа» («Французский вестник»). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету «Газетт», и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. «Журналь де саван» («Журнал ученых», 1665) - первое в мире издание журнального типа. Основные его черты - энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале «Меркюр галан» («Галантный вестник»). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал «Спектатэр франсэ» («Французский зритель», 1722). Когда появилась первая ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета», 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1 629 г. Людовиком Х111. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение «преступлений печати» в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.

Однако «подлинная» история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1 789 г. их стало 250, в 1 790 - 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо - «Эта женеро» («Генеральные штаты»), «Курьер де прованс» («Почта Прованса»), Бриссо - «Патриот франсе», Демулен - «Революсьон де Франсе» и «Вьен Корделье» («Старый

Кордельер»). Газета Жана Поля Марата «Ами дю пепль» («Друг народа», выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в «Газету Французской республики» и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г.

еженедельник «Defenseur de la constitution», в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.

С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства, не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848)

Было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета «Трибюн» была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них - «Конститюсьонель»

(«Конституционалист») и «Журналь де деба» («Газета дебатов»), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.

Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1 830 и 1 848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты «Реформ», «Ревю репюбликен» («Республиканское обозрение»), «Трибюн»,

«Насьональ», «Тан» («Время»); выделялись еженедельник «Карикатюр» и ежедневная газета «Шаривари» («Кавардак»), «Ювенала карикатуры», «Наполеона сатиры». В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой - за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.

В 1 835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство «Гавас». Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете «Пресс» в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, «информационной» прессы - сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете «Конститюсьонель» в 1851 г. В это же время возник жанр газетного «романа-фельетона». В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1 856 г. агентство «Гавас» стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационнопропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать

целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.

«Золотой век» французской журналистики - 1870-1914 гг. - вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь». В 1903 г. газета «Пти паризьен» («Маленький парижанин») достигает рекордного тиража в 1 ,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком - «самая крупная газета мира». В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них «Юманите» («Человечество», издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество разнообразных газет и журналов (еженедельники «Вандреди», «Регар», ежемесячники «Коммюн», «Эзоп» и др.).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты «Пари суар» («Парижский вечер») - крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Пети паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей

Коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна - созданная в 1960 г. «Котидьен де Пари»

(«Парижская ежедневная газета»). В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар» («Вечерняя Франция»), «Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Пари жур» («Парижский день») - правые газеты, право- и левоцентристские «Монд» («Мир»), «Комба» («Бой), «Круа» («Крест»); левые - «Юманите», «Попилер» («Народная»), «Либерасьон» («Освобождение», выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету «Се суар» («Сегодня вечером») и ряд еженедельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники «Аспэ де ля Франс» («Аспекты Франции», «Ривароль», «Каррефур» («Перекресток»); левые издания: «Тан модерн» («Нынешние времена»), «Франс обсерватэр» («Французский обозреватель»), еженедельник «Экспресс».

Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные периодические издания «Эспри» («Дух»), «Летр франсез» («Французская

Литература»), «Ревю де Пари» («Французское обозрение») и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет - новая «Либерасьон», «Матен де Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение - 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 1 5 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона - от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:

Пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);

Специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 - молодежной; 7889 - технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, «эротическая» и прочая периодика;

Экономическая пресса;

Пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, «Пари матч»);

Печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1 350 экз. на 1 тыс. человек).

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс суар», «Фигаро») и другой периодики - 30% ежедневного национального тиража газет и 20% -провинциального. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.

БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.

Есть и другие - ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1 974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции, находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации - три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.

В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.

Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.

Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1 268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1 984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1 935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 - третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1 984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1 986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).