Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь. Значение порфирий (успенский) в православной энциклопедии древо

Порфирий (Успенский)

Биография

Порфирий (Успенский) р одился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника.
В 1824 г. окончил курс Костромской семинарии.
18 июля 1838 г. назначен ректором Херсонской семинарии

В 1841 году архимандрита Порфирия (Успенского) назначают настоятелем Русской духовной миссии в Вене, а два года спустя, согласно решению Святейшего Синода, направляют в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. За время пребывания в Вене он овладел немецким языком, организовал научную экспедицию в Далмацию, посвященную изучению быта и письменности юго-западных славян.

Путешествие на Афон

На Афоне он обошел все монастыри, работал почти во всех библиотеках и составил ряд описаний рукописей. Об этом мы публикуем его книгу ниже...

Путешествие в Египет

Вернемся, однако, к временам, когда еще будучи архимандритом Порфирий возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме и предпринял путешествие в Египет , взрастивший в древности многих христианских подвижников. В ту пору Египет уже давно исповедовал ислам, а часть населения, оставшаяся верна православию, называлась коптами. Коптские монастыри и стали целью этого путешествия. Укажем лишь на некоторые из тех, где побывал начальник Иерусалимской миссии. Так, он посетил одну из наиболее известных христианских святынь Каира - расположенный в старой части города монастырь великомученика Георгия Победоносца.

Обитель, представляющая собой чрезвычайно сложное шестиярусное сооружение, по словам Порфирия, "столько же мудрено описывать и рисовать, сколько трудно обозревать". По его предположениям, она возникла в ХV веке. К ее особенностям принадлежала та, что христиане, а нередко и мусульмане привязывали здесь цепью к мраморной колонне одержимых и больных падучей. После совершения молитвы их оставляли в таком положении на несколько дней. "При мне один умалишенный армянин сидел мрачно в этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св. Победоносец помиловал его".

Добрался Порфирий даже до обители преподобного Антония Великого, а путь к ней тогда был долгим, трудным и небезопасным. Три дня плыли по Нилу на парусном суденышке, после отправились через пустыню на верблюдах. Коптские монастыри той поры жили в постоянном опасении вооруженного нападения бедуинов, поэтому обитель представляла собой в некотором роде крепость. Ворот в ее высоких стенах, сложенных из тесаных камней, не имелось, и посетителей, убедившись, что те пришли с добрыми намерениями, поднимали на веревках.

"Наш переводчик первый ступил в эту петлю левою ногою, схватился обеими руками за веревку и так на одной ноге был поднят наверх воротом, утвержденным на толстой стене под навесом. Потом таким же способом подняли дружину мою и наконец меня".

В описываемом случае путешественников встречали как дорогих гостей. У подъемника выстроилась вся братия во главе с игуменом; для Порфирия поставили специальное кресло, в которое он и сел, приняв поданный ему игуменом медный крест. Затем начался крестный ход.

"Все монахи в темно-синих рясах и черных завивалах на голове, с предлинными ветвями масличными и финиковыми, пошли вперед попарно и, спустившись со стены по уступам лестницы, продолжали шествие до церкви, воспевая какой-то священный стих. За ними и мы в облаках фимиама, воскуряемого молодыми иподиаконами, шли между тесными зданиями монастырскими. Когда крестный ход наш приблизился к церквам, начали благовестить в колокол. От чистых звуков его зазвучала в нас чистая радость".

Особая торжественность встречи объясняется еще и тем, что Порфирий и его спутники были первыми русскими, посетившими эту землю, прославленную подвигами Антония Великого...

На Востоке Порфирий скоро пришел к мысли о необходимости создания постоянной миссии в Иерусалиме, и хотя официальный Петербург весьма прохладно отнесся к этой идее, добился своего: в 1847 году первая Русская Духовная миссия в Палестине была учреждена. С 31 июля 1847 г. - начальник миссии в Иерусалиме. Инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме.Порфирий возглавлял ее до 1854 года, когда начавшаяся Крымская война вынудила его вернуться в Россию.

Вновь на Восток архимандрит Порфирий уезжает в 1858 году - в составе экспедиции, завершившейся в 1861 году. Вернувшись в Россию, он за границу никогда более не выезжал.

14 февраля 1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря.

Два слова об его удивительной личности

Епископ Порфирий (Успенский) человек широко образованный, хорошо знал языки, обладал пытливым умом и неутомимой энергией, горячо любил науку для самой науки.

Путешествуя по Востоку в течение 15 лет, Порфирий (Успенский) написал много ценных трудов о Востоке. О себе он писал:

"Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, - я пчела Божия, а Россия - мой улей".

Его рукописные и печатные труды поражают многосторонностью охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическим обилием делаемых им сообщений и изысканий.

Еп. Порфирий (Успенский) верно характеризует всю свою научно-литературную деятельность помещением в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений изречения Лафатера:

"отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки - вот моя утеха, мое старанье".

Еп. Порфирий (Успенский) не чужд был самомнения и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям переносил и на современный строй русской церкви.

Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Св. Синода патриаршеством , о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты и т. п.

Порфирий (Успенский) написал Историю Афона, эта книга в своем роде исключительная. Поэтому мы публикуем ее на сайте ( http://www.sedmitza.ru ). Мы рекомедуем эту книгу, несмотря на то, что его воззрения на многие вещи не поддерживаются афонитами. Например, его рассуждения и выводы о наименовании скита Кавсокаливии и предположения о Максиме Кавсокливите и многое другое...

Важно понимать, что за все нужно платить, в т.ч. и за ученость: ученые - люди с поврежденным сознанием, а очень ученые - очень поврежденные, поэтому нужно относится с терпимостью к "ученым перегибам", якобы ради здравого смысла. Столь поглощающая ориентация на зравый смысл калечит сознание человека. В этом как раз проблема автора.

Мир живет не здравым смыслом, а чудом, любовью. Здравый смысл не может прояснить чудо, а может его только убить и препарировать.

Все файлы в формате pdf примерно по 1 Мб, большие файлы помечены особо:

История Афона

ПОРФИРИЙ (Константин Александрович Успенский), еп. (1804-85), рус. востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. Род. в Костроме в семье псаломщика. Окончил СПб.ДА (1829). На последнем курсе принял монашество и был определен законоучителем во 2-й Кадетский корпус. В 1830 ему была присуждена степень магистра, а в 1831 П. стал преподавать в Ришельевском лицее (Одесса). В 1834 в сане архимандрита П. назначается настоятелем одесского Успенского монастыря. С 1838 по 1841 - проф. богословия в Ришельевском лицее, с 1839 - ректор Херсонской ДС в Одессе. Одновременно он работал в Одесском попечительском комитете по тюрьмам и по поручению архиеп.Гавриила инспектировал духовные училища, нек-рое время служил настоятелем посольской церкви в Вене. В 1843 по решению Свящ. Синода П. начинает длительные экспедиции по странам Востока. В его задачу входило изучение нужд Православия во владениях Турции и состояния церк. общин и памятников. П. посетил Константинополь, объехал Сирию, *Палестину, Синай, Египет, побывал на Афоне. В Синайском м-ре св.Екатерины ученый впервые обнаружил древний *Синайский кодекс Библии (1845), опубликованный позднее *Тишендорфом. Вернувшись в Россию в 1846, П. поднял вопрос о необходимости учредить *Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Решение об основании миссии было принято в Петербурге в 1847, и П. был назначен ее первым начальником. Второе пребывание его на Востоке длилось с 1848 по 1854. По возвращении П. Русское географич. общество избрало его своим членом-корреспондентом.

Третья экспедиция П. (1858-61) носила чисто научный характер. Ученый побывал на Афоне и в м-рях Греции, в Константинополе, Египте, М.Азии, Сирии. Всего П. пробыл на Востоке 15 лет. Он сделал очень много для ознакомления рус. ученых и правительства с положением дел на Бл. Востоке. Однако его ревность о возрождении Православия в этом регионе не встретила поддержки в официальных кругах. Обер-прокурор Свящ. Синода Протасов Н.А. отнесся к замыслам П. недоброжелательно. "В духовном ведомстве, - вспоминал П., - обдал меня холод". Впрочем, царская семья удостоила П. особого внимания, сделав духовником великой княгини.

В 1865 П. был хиротонисан во еп.Чигиринского, викария К.ской епархии. В 1878 его назначили настоятелем моск. Новоспасского монастыря.

По словам одного из современников П., он был "служителем религии и науки", причем "всегда стремился идти путем истины, не уклоняясь ни направо, ни налево". П. составил обширные записки о своих экспедициях, к-рые вышли посмертно под названием "Книга бытия моего" (т.1-8, СПб., 1894-1902). В них, в частн., дано описание многих древних памятников Св.Земли и др. "библейских стран". Кроме того, П. перевел с греч. яз. ряд ветхозав. книг. Эти переводы были напечатаны в Трудах КДА ("Кн.Бытия", 1869, ? 2; "Псалтирь", 1869, ? 4; "Притчи Соломоновы", 1869, ? 5; "Песнь Песней", 1869, ? 6; "1-2-я кн. Маккавейские", 1873, ? 3, 9). В основу переводов была положена *Лукианова рецензия по рукописям, открытым в афонских книгохранилищах. П. работал над подготовкой нового научного *издания церковно-славянской Библии, для чего тщательно сличал древние переводы и манускрипты. В частн., он изучал рукописную Псалтирь 9 в. и сделал с нее переводы псалмов 25-118 и перевел Есф с рукописи 11 в. ("Псалтирь (26-75)", Труды КДА, 1873, ? 12; "Псалтирь (76-118)", там же, 1875, ? 8-11; "Кн.Есфири", там же, 1874, ? 5). Мнение П. о дате открытого им Синайского кодекса отличалось от мнения Тишендорфа. П. считал его более поздним.

u Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г., СПб., 1856; Письмо к Константину Тишендорфу (против древности Синайского кодекса), Труды КДА, 1865, ? 11; О Маккавеях слово 3-е и 4-е, Труды КДА, 1873, ? 11; проч. труды П. указаны в кн.: Р о д о с с к и й, с.376-78.

l Архим.А в г у с т и н (Никитин), Еп. П. (Успенский) и Древние Восточные Церкви, ЖМП, 1986, ? 2; архим. (ныне еп.) А г а ф а н г е л (Саввин), Еп. П. (Успенский), ЖМП, 1975, ? 5, 6 (там же указана библиогр.); архим. И н н о к е н т и й (Просвирнин), Памяти еп. П., БТ, 1985, сб.26; *Л е б е д е в А.П., Преосвящ. П. Успенский, БВ, 1904, т.ЖМП, 1957, N 8; проч. библиограф. см. у Родосского (ук. соч.).

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

Порфирий (Успенский КОНСТАНТИН Александрович) (1804-1885)

Порфирий (в мире Константин Александрович Успенский) родился 8 сентября 1804 года в семье псаломщика Успенской церкви города Костромы. По окончании в 1824 году Костромской Духовной семинарии состоял преподавателем греческого языка в духовном училище города Макарьева Костромской епархии. В 1825 - 1829 годах учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии, по окончании которой со степенью магистра богословия назначен законоучителем во 2-й кадетский корпус Санкт-Петербурга. В 1829 году пострижен в монашество с именем Порфирий. В 1831 - 1838 годах преподавал Закон Божий в Ришельевском лицее в Одессе, в 1838 году был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии, в которой прослужил до 1841 года. С 1834 года он состоял настоятелем Успенского одесского монастыря в сане архимандрита. В 1841 - 1843 годах архимандрит Порфирий был настоятелем русской посольской церкви в Вене. В 1843 - 1846 годах состоялась его первая командировка на христианский Восток, во время которой он посетил Сирию, Палестину, Синай, Египет, Ливию, Константинополь и Святую Гору Афон, совершил сорок шесть путешествий по Черному, Мраморному, Средиземному, Красному и Адриатическому морям. Архимандриту Порфирию принадлежала инициатива создания Русской духовной миссии в Иерусалиме,

начальником которой он был в 1847-1854 годах. В 1854- 1858 годах архимандрит Порфирий проживал в Александ-ро-Невской Лавре, занимаясь научными трудами. В 1858- 1860 годах состоялась его вторая командировка на Восток. За время трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии он собрал и вывез в Россию обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а равно и рукописей церковно-славянских им было собрано столько, что, по замечанию специалистов, «целой четверти столетия мало для их простого описания». Архимандриту Порфирию принадлежит честь открытия Синайского кодекса IV века.

В 1865 году архимандрит Порфирий был возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, в 1878 году назначен сверхштатным членом Синодальной конторы и настоятелем Московского Новоспасского монастыря.

Весьма много потрудился преосвященный Порфирий над историей православного богослужения, ему принадлежит множество работ по церковной истории, библеисти-ке, церковной археологии и этнографии, палеографии и церковному искусству. По отзыву профессора А.П. Лебедева, «нет сомнения, что этого мужа христианской науки и православного дела нельзя не причислить к благим делателям на ниве Православой Церкви». «Кто читал многообъемистые сочинения почившего архипастыря, - писал профессор Дмитриевский, - тот может сам приметить, как чрез его сочинения тонкою золотою нитью проходит его неослабная любовь к Родине как гражданина России и любовь к Восточному Православию как сына Восточной Православной Церкви. Его мысль, душа живет в России и для Церкви Российской собирает, как пчела с цветов, питательный и усладительный сок богословской учености».

Архив епископа Порфирия хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 118.

Епископ Порфирий скончался 19 апреля 1885 года и был погребен в храме во имя преподобного Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря.

Печатные труды

644. Александрийская Патриархия: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии / Под ред. Хр. М. Лопарева. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1898. - (Восток Христиан.).

Т.1.- 1898. - CXXVII, 415, 32с.

645. Афон. - Киев: Тип. Фронцкевича, 1877-1881. - (Восток Христиан.).

Ч. 1: Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в

1845 году, отд-ние 1. - 1877. - 386 с.: ил.

Ч. 1: То же, отд-ние 2. - 1877. - 341 с.: ил.

Ч. 2: Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в

1846 году, отд-ние 1. - М.: Тип. Ефимова, 1877. - II, 505 с., 9 л. карт., табл.

Ч. 2: То же, отд-ние 2. - М.: Тип. Ефимова, 1880. - 312 с.: ил. Ч. 2: Приложения ко 2-му отд-нию сей части. - М.: Тип. Ефимова, 1881. - 14-455 с., 13 л. ил., нот.

646. Афон: История Афона: В 3 ч. - Киев: Тип. Фронцкевича, 1877-1892. - (Восток Христиан.). - Изд. также под загл.: История Афона.

Ч. 1: Афон языческий: С картой Македонии, Афонского трезубца и Пелопонеса. - 1877. - , 228 с.: пл., карт.

Ч. 2: Афон христианский, мирский. - 1877. - . 181 с.

Ч. 3: Афон монашеский, отд-ние 1. - 1877. - , II, 383 с.

Ч. 3: То же, отд-ние 2: С прил. карты г. Карен / Предисл. и ред. П. Сырку. - СПб., 1892. - LII, 607 с.

Ч. 3: То же, отд-ние 2: [Прил.]. - СПб., 1892. - , VI, 609- 1083 с.

647. Афонские книжники. - М.: Тип. Снегирева, 1883. - 86 с. - Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. - 1883. - Февр. - март.

648. Важное изобретение петербургского иконописца Алексея Ивановича Травина: (Статья о. архимандрита Порфирия). - [СПб.]: Тип. М-ва внутр. дел, . - 9 с. - Из: Сев. почта. - 1864. - №65.

То же. - СПб.: [Тип. Деп. уделов]. - 1864. - 8 с. - Извлеч. из: Духов, беседа. - 1864. - № 8.

649. Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов) / А[рхим].

П[орфирий Успенский]. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1856. - 311, с. - Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.О. Масанов. - М., 1956. -Т. 1. - С. 55.

650. Восток Христианский: Сб. рукописей, содержащих наставления в живописном искусстве и описания внешнего вида Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых обоего пола: (Собр. архимандритом Порфирием Успенским во время продолжительных путешествий его в трех частях света): Отрывок из церковно-живо-писных древностей Елпия Ромея о внешнем виде святых мужей: Рукопись XII в. в Париж, б-ке под № 296. - Киев: Тип. Киево-Пе-черской Лавры. 1867. - 12с. - Текст парал. рус., греч. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

651. Восток Христианский: Абиссиния: Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. - 146 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад.

652. Восток Христианский: Богослужение абиссинов. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1869. - 77 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1869.

653. Восток Христианский: Египет: Состояние Апостольской, Православно-Кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1868. - 52 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1868.

654. Восток Христианский: Египет и Синай: Виды, очерки, планы и надписи: К путешествиям архимандрита Порфирия. - Б.м., 1857. - 83 с.: ил. - Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1898. -Т. 24-а.

655. Восток Христианский. I. Просопография церковная. II. Живопись церковная / Пер. ... - Киев, 1871. - 8с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад.

657. Второе путешествие по Святой Горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и

1861 и описание скитов Афонских. - М.: Типо-лит. Ефимова, 1880. - VII, 529 с.: ил. - Загл. обл.: Восток Христиан. Афон.

659. Деяние Константинопольского Собора 1593 г., которым утверждено патриаршество в России / Пер. с греч.... в 1850 г. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1865. - 12 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад.

660. Брминия. или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем вскоре после 1566 года: (Первая иерусалимская рукопись XVII в.) / [Пер.]... - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. 1867. - 56 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

661. Зографическая летопись Афона и мое суждение о тамошней иконописи. - Б.м., Б.г. - 40 с.

662. Иконы Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия, издаваемые в лично им изготовленных 23 таблицах / Объясн. текст Н.П. Кондакова. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1902. - 25 с.: ил., 2 л. ил.

663. Исповедь кающегося грешника. - Киев: Тип. Федорова, 1866. - 36 с. - Авт. установлен по переизданиям этого произведения. - Со 2-го изд. под заг.: Творения смиренного Порфирия, епископа. - Из: Киев, епарх. ведомости. - 1866. - № 3 и 4.

То же. - 2-е изд. - 1868. - 64 с. То же. - 3-е изд. - Киев: Тип. Фрица, 1873. - 63 с. То же. - 4-е изд. - М.: Тип. Ефимова, 1879. - 76 с. То же. - СПб.: Мирской вестник, 1878. - 17 с.

664. История Афона. - Киев: Тип. Губ. управы, 1871. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1871-1873. - Ч. 2-я и начало 3-й напеч. там же. - Авт. установлен по огл. журн.

Ч. 1: Афон языческий. - 1871. - 116 с.

Ч.З: (Продолжение), гл. 7, § 49. - 1871. - С. 287-336.

Ч.З: (Продолжение), гл. 7, § 50. - 1871. - С. 337-392.

665. История Афона. - Киев: Тип. Губ. управы, 1871. - (Восток Христиан.). - Изд. также под загл.: Афон. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад.

Ч. 2: Афон христианский, мирский. - 1871. - 140 с. Ч. 3: Афон монашеский. - 1871. - 392 с.

666. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского / Под ред. П.А. Сырку. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук. 1894-1902.

Т. 1: Годы 1841, 1842, 1843 и часть 1844-го г. - 1894. - IV, 774 с., 2 л. портр., карт.

Т. 2: Годы 1844 и 1845. - 1895. - 548 с.: ил.

Т. 3: Годы 1846, 1847, 1848, 1849 и часть 1850-го г. - 1896. - 718с., 15л. ил., план.

Т. 4: Годы 1850. 1851, 1852 и часть 1853-го г. - 1896.-470 с.

Т. 5: Часть 1853-го и 1854 гг. - 1899. - 536 с., 10 л. ил.: ил.

Т. 6: Часть 1854-го г. - 1900. - 424 с.: ил.

Т. 7: Часть 1854-го г. и годы 1855. 1856. 1857, часть 1858-го г. и годы 1859. 1860 и 1861. - 1901. -444 с.. 6л. ил.

Т. 8: Часть 1861-го г. и годы 1862. 1863, 1864, 1865-1878, 1878-1884 и 1885. - 1902. - IX, 608 с.

667. Книга бытия моего / Извлеч. из кн., изд. Палест. о-вом. - СПб.: Сойкин. Ценз. 1898. - 194 с.

То же: Извлеч. из воспоминаний о Востоке / Под ред. А.И. Попо-вицкого. - 1898. -(Книжки ил. журн. «Рус. паломник»; 1898, кн. 3).

668. Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Святого Апостола Варнавы и книгою Ермы. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1862.- 29с.

669. Нитрийские монастыри в Ливии: [Путешествие архимандрита Порфирия Успенского в нитрийские монастыри в Ливии в 1845г.] -Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1868.- 129с. -Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1868.

670. О святом Кирилле, просветителе славян моравских: (Отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 г.). - Киев: Тип. Давиденко, 1877. - 32 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1877. - Окт.

671. Образцы русского перевода Священных Книг Ветхого Завета с греческого перевода LXXтолковников: Образец 1-5. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1869. - 212 с.: ил. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1869.

Тоже.- 214с.

672. Описание монастырей Афонских в 1845-1846 годах. - [СПб.. 1848]. - 102 с. -Авт. установлен поогл. на обл. журн. - Из: Журнал М-ва нар. просвещения. - 1848. - № 5; 6.

673. Отрывки из путешествия в египетские обители (преподобных Антония Великого и Павла Фивейского). - [СПб., 1855]. - Из: Журнал М-ва нар. просвещения. - 1855. Лит. прибавления.

отъезду. - 20 с.

монастыря св. Антония Великого. - 32 с.

674. Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 году. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. - 19 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1866.

675. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году архимандрита Порфирия Успенского. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1856. - 351, с., 1л. карт.

676. Письма о пресловутом живописце Панселине архимандрита Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе архимандриту Антонию. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1867. - II, 69 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

677. Письмена Манафы на Синайских утесах: С 23-мя надписями египет., вавилон., самарс., финикийс. и синайс. и с карт, синайс. надписей, вырез, на меди. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857. - , 147 с., 1 л. карт.

678. Послания иерусалимских патриархов в Грузию: Извлечено из делового кодекса, хранящегося в б-ке Святогробского подворья в Константинополе и переведено с новогреческого языка на русский архимандритом Порфирием Успенским в св. граде Иерусалиме. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. - 19 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад.

679. Проповедники в Болгарии, Молдовалахии и Угорской Руси. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, , - 54с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1880. - Сент.

680. Проповедники в Греции. Фессалии, Эпире и Македонии. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, . -48с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1880. -Апр.

681. Проповедники в патриархате... - Киев: Тип. Давиденко, . - Отт. из: Тр. Киев Духов. Акад. - 1879. - Сент. - нояб.

Антиохийском. - . - 43 с.

Александрийском. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, . -56с.

Константинопольском в Малой Азии. - . - 40 с.

682. Проповедники в Фракии, частнее, в Константинополе и Адрианополе. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, . - 92 с. - Отт. из: Тр. Киев Духов. Акад. - 1880.

683. Проповедники в четырех патриархатах... восточных и их проповеди. - Киев: Тип. Давиденко, . - Отт. из: Тр. Киев Духов. Акад. - 1879. - Авг.

684. Проповедники на островах Средиземного моря. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, . - 62 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1880. - Февр.

687. Рассуждения о четырех беседах Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского // Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского. - СПб., 1864. - С. 49-120.

688. Рас-эль-айнские водометные колодцы у города Тира: Отрывок из путешествия по Святой Земле. - [СПб., 1855]. - 18 с. - Из: Журнал М-ва нар. просвещения. Лит. приб. - № 3.

689. Речь бывшего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия при наречении его во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. - СПб.: Тип. Деп. уделов, 1865. - 6с. - Из: Духов, беседа. - 1865. - № 8.

690. Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны / А[рхим.] П[орфирий] (У[спенский]). - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1864. - 74 с. -Авт. установлен по изд: Обзор жизни и трудов покойных рус. писателей / Д.Д. Языков -СПб., 1889. - Вып. 5. - С. 125.

691. Сирийская Церковь. - [СПб., 1850]. - 30 с. - Авт. установлен по изд: Указатель к поврем, изд. М-ва нар. просвещения с 1803 по июнь 1864 г. -СПб., 1865. - Ч. 2. - Из: Журнал М-ва нар. просвещения. - 1850. - № 9.

692. Сирия: Антиохийские патриархии в арабском списке священника Иоанна Жеми, 1756 г. - Киев: Тип. Еремееева, 1875. - 96 с. - (Восток Христиан.). - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1875. - Март.

693. Сказание о внешнем виде святых мужей и жен по возрасте их. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1867. - 47 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

694. Список образчиков книжной живописи, собранных покойным преосвященным епископом Порфирием, почетным членом С.-Петербургской Духовной Академии, и поступивших в церковно-археологическую коллекцию при названной Академии. - [СПб.]: Тип. Елеонского, 1889. - 8с. - Отт. из: Христиан, чтение. - 1889. - Июль - авг.

695. Успехи и неудачи немецких миссионеров во внутренней Африке. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. - 16 с. - (Восток Христиан.). - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1866.

696. Участие России в судьбе Абиссинии. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. - 28 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1866.

Переводы, составительство

697. Даниил (свящ.). Книга о живописном искусстве Даниила священника, 1674 года: (Вторая Иерусалим, рукоп.) / Пер. с ново-греч. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1868. - 48 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

698. Псалмы (76-150): Пер. с греч. рукописной Псалтири 862 года. - Киев: Тип. Еремеева, 1875. - 104. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1875. - Авг. - нояб.

699. Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия. - СПб.: Синод, тип., 1893. - 242 с.

700. Указатель актов, хранящихся в обителях Св. Горы Афонской. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1847. - 82 с., 2 л. карт. - Из: Журнал М-ва нар. просвещения. - 1847. - № 7, 8.

701. Четыре книги Маккавейские / Пер. с греч. подлинника, изд. в Москве в 1821 г. ... - Киев, 1873, - 198 с. разд. паг. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1871.

Литература о жизни и деятельности

702. Агафангел, архимандрит. Епископ Порфирий Успенский // Журнал Моск. Патриархии, 1975, № 5.

703. Бондырев М.П. Замечательная кончина епископа Порфи-рия (Успенского). - М., 1904. - 4с. - Отд. отт. из: Душеполез. чтение. - 1904. - № 4.

704. Дмитриевский А.А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока: (По поводу столетия со дня его рождения). - СПб.: Тип. Киршбаума, 1906. - 124 с., 1 л. портр. - Из: Сообщ. Имп. Правосл. палест. о-ва. - 1905. -Т. 16.

705. Дмитриевский А.А. Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова: Кратий очерк учено-литературной деятельности их, читанный в заседании Церковно-археологического о-ва при Киевской Духовной Академии 13 янв. 1886 г. доцентом Академии Ал. Аф. Дмитриевским. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1886. - 61 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1886.

706. Иннокентий Просвирник, архимандрит. Памяти епископа Порфирия // Богословские труды. Сб. 26. - М., 1985.

707. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосвященному епископу Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской публичной библиотеке. - СПб., 1885. -VI, 179 с. - Извлеч из: Отчет Имп. публичной б-ки за 1883 г.

708. Лебедев А.П. Преосвященный Порфирий Успенский: (По поводу столетия со дня его рождения, 1804-1904). - [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904. - 23 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1904. - № 9.

709. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / Изд. Акад. наук, исполнен, под ред. П.В. Безобразова на за-вещ. Акад. епископом Порфирием средства. - СПб., 1910.

Т. Г. Официальные документы. - 1910. - , 863 с. Т. 2: Переписка. - 1910. - 1038 с.

710. Норов А.С. Защита Синайской рукописи Библии от нападения о. архимандрита Порфирия Успенского. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1863. - 15 с.

711. Петров Н.И. Коллекции древних восточных икон и обра-щиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием (Успенским) Церковно-археологическому обществу при Киевской Духовной Академии. - Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1886. - 41 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1886. - Сент. - окт.

712. Пономарев С.И. Новые труды преосвященного Порфирия Успенского. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1878. - 30 с. - Отт. из: Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1878. - Т. 18, № 9.

713. Срезневский И.И. Собрания епископа Порфирия. - [СПб., 1867]. - 12 с. - Извлеч. из: Зап. Имп. Акад. наук. -Т. 12.

714. Сырку П.А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Академию наук по завещанию. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1891. - XVI, 440 с. - Прил. к: Зап. Имп. Акад. наук. - Т. 4. - № 9.

715. Цагарели А.А. Преосвященный Порфирий о грузинских древностях: (Читано в заседании Восточного отделения Р[усского] археологического общества 21 мая 1885 г.). - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, . - 11с.: ил. - Отт. из: Зап.-Вост. отд-ния Рус. археол. о-ва. - 1886. -Т. 1, вып. 1.

Для чего я странствую так долго?
Для того чтобы подобно пчеле
принести прекрасный мёд в родной улей:
я пчела Божия, а Россия — мой улей.
Епископ Порфирий (Успенский)


Имя Порфирия (Успенского), епископа Чигиринского (1804-1885), сегодня известно в основном специалистам по раннехристианской истории и библеистике. Между тем это был выдающийся, энциклопедически образованный человек, крупный учёный, бесстрашный путешественник, знаток христианских древностей, палеограф, археолог и археограф, коллекционер и богослов. Его вклад в науку невозможно переоценить, его исследования позволили пересмотреть многие представления об истории Церкви и культуре раннего христианства. Память об этом незаурядном человеке не должна исчезнуть.


О. Порфирий (Успенский) жил в том веке, когда в моду входили атеистические убеждения и позитивистская философия, когда образованные люди относились к Церкви с презрением. Духовенство называли отсталым малограмотным сословием, склонным к пьянству, мздоимству и прочим порокам, а веру считали оплотом мракобесия и невежества, антиподом науки и здравого смысла. Достаточно вспомнить картины русских передвижников, чтобы понять, какой образ священнослужителя являлся воображению «прогрессивно» настроенной интеллигенции. Епископ Порфирий опровергал это расхожее мнение: священнослужитель и учёный, он сочетал в себе глубокую веру и обширные знания, острый ум и непритворное благочестие, научную интуицию и умение удивляться и восхищаться миром, созданным Богом.


Преосвященный Порфирий, в миру Константин Александрович Успенский, родился в Костроме в семье псаломщика, окончил в родном городе семинарию. Учителя отмечали в нём незаурядные способности и неуёмную жажду знаний. Один из семинарских наставников, Фёдор Павлович Москвин, впоследствии митрополит Киевский Арсений, привил своему ученику любовь к греческому языку, Священному Писанию и древней христианской истории.


В 1825-м Константин Успенский поступает в Санкт-петербургскую духовную академию. В тот год декабристы вышли на Сенатскую площадь, бросив вызов царю. Царь устраивает показательную казнь пятерых мятежников. Россия бурлит, симпатии молодёжи на стороне декабристов, даже Пушкин говорит Николаю: «И я был бы на Сенатской площади»… Студенческая и академическая среда — рассадник вольнодумства — увлечена революционной романтикой, в моду входит образ студента-бунтаря, отрёкшегося от веры в пользу прогресса, науки, в частности философии. Константин же из опыта того времени выносит иное. «Некогда и я любил философию, но покинул её, потому что она бестолкова, мятежна и вредна, — напишет он позже. — Теперь я люблю веру. Эта красная девица весьма степенна, строга, целомудренна и возвышенна. Житьё с нею спокойно, приятно и полезно».


В 1829 г. он заканчивает академию и получает степень кандидата богословия. Ему 25 лет, и он осознанно делает выбор: принимает монашеский постриг с именем Порфирий. В том же году он рукоположен во иеродиакона и вскоре — во иеромонаха.


Уже через два года о. Порфирий получает степень магистра богословия с назначением в Одессу, на должность законоучителя в Ришельевский лицей. Здесь он полностью и с радостью отдаётся преподаванию. Передавая знания молодому поколению, он и сам многое постигает, расширяя свои научные горизонты. За преподавательскую деятельность Успенского награждают золотым наперсным крестом из Кабинета Его Величества. Наград в его жизни будет немало, но не они определяли вершины, к которым он стремился.


Вскоре к воспитанию лицеистов прибавилась забота о монахах и послушниках: о. Порфирия назначили настоятелем Второклассного Одесского Успенского монастыря и возвели в сан архимандрита. К этому времени он уже имеет звание профессора богословия, церковной истории и церковного права. Его учёные и преподавательские заслуги столь значительны, что в 34 года он назначается ректором Херсонской семинарии.


Ректорствовать пришлось недолго. В 1840 г. архимандрит Порфирий едет настоятелем посольской церкви в Вену. Это был счастливый жребий: оказавшись за границей, Успенский получает возможность путешествовать по миру, работать в библиотеках, изучать древности. Он станет одним из первооткрывателей христианской истории и принесёт славу российской науке. Все свои путешествия он подробно опишет в дневнике, который займёт восемь томов. О. Порфирий назовёт его «Книга бытия моего».


С особым чувством он описывал свои поездки по Святой Земле. Иерусалимский Синод высоко оценил исследовательские труды русского путешественника и наградил его золотым наперсным крестом с частицей Животворящего Креста Господня. Побывал он и на Афоне, и на Синае. В руки о. Порфирия попадали древние рукописи, хранящиеся в монастырских библиотеках. В отчёте о посещении Афона, который он составил для Синода, говорится о 200 документах, которые представляют большую ценность для истории Святой Горы. Сколь значительны были его находки, показывает хотя бы вывезенная им с Афона «Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом (1701-1755)» — ценное пособие для иконописцев. Перевод на русский язык и публикация в России этой рукописи имели огромное значение. Тогда в нашей стране начинал возрождаться интерес к традиционной канонической иконописи, и благодаря «Ерминии» отечественные мастера заново открывали иконописные каноны, забытые под воздействием западноевропейских стилей — барокко, классицизма, академизма. До сих пор иконописцы пользуются «Ерминией», в которой раскрываются технические секреты иконописного ремесла и смысловое значение образа.


Особо притягательным для о. Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, синайский монастырь св. Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному настоящей сокровищницей древностей. Именно здесь о. Порфирию удалось обнаружить рукопись греческой Библии IV в., сохранившую самый древний из полных текстов Евангелия. Сегодня эта рукопись известна как «Синайский кодекс».


История обнаружения этой рукописи похожа на детектив. Ведь кроме о. Порфирия были и другие охотники за сокровищами, например, немецкий учёный Константин Тишендорф, приват-доцент Лейпцигского университета, специалист по древним манускриптам. Он в одно время с Успенским и с теми же исследовательскими целями приехал на Синай. В современной библеистике слава открытия древнего евангельского списка приписывается Тишендорфу, но как было на самом деле, до конца не известно. Архимандрит Порфирий, несомненно, причастен к этому открытию.


Тишендорф пишет, что, когда он осматривал рукописи в монастырской библиотеке, на глаза ему случайно попалась корзина с мусором, приготовленная монахами для растопки печи. Среди мусора немецкий учёный заметил листы с греческими письменами, в которых он как опытный исследователь раглядел раннегреческий унциал (так писали в IV в.). Тишендорф извлёк из корзины более сорока листов, как оказалось, с текстом Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). Узнав, что древние листы представляют огромную ценность, монахи показали учёному другие листы — новозаветную часть кодекса. Поскольку Тишендорф спас от сожжения древний манускрипт, монахи разрешили ему взять с собой 43 листа рукописи. Он передал их в Лейпцигскую библиотеку. В 1846 г. Тишендорф опубликовал текст этого кодекса, назвав его Фредерико-Августинским, в честь короля Саксонии Фредерика Августа.


Сохранилась расписка Тишендорфа, в которой он обязуется вернуть рукопись в монастырь. Но листы не были возвращены. Вместо этого Тишендорф дарит «Синайский кодекс» русскому царю Александру II. Российский император с особой любовью относился к Синаю и покровительствовал монастырю св. Екатерины (в частности, подарил обители серебряную раку, делал неоднократные денежные пожертвования и т. п.). Но всё же не очень ясно, почему Тишендорф именно так распорядился древной рукописью. Почему рукопись попадает в Россию? Возможно, этому способствовал о. Порфирий Успенский, понимавший истинную ценность кодекса, а может быть, и сам присутствовавший при его обнаружении. К сожалению, в России «Синайский кодекс» не задержался: в советское время он был продан в Англию и ныне находится в Британской национальной библиотеке.


Можно вспомнить ещё одну, не менее ценную находку. Как-то, осматривая на Синае монастырские помещения, о. Порфирий увидел в ризнице среди старого хлама несколько досок небольшого размера, на которых едва проступали иконописные изображения. Судя по всему, монахи не слишком ими дорожили, и он выпросил у ризничего эти доски. Научное чутьё в который раз не подвело архимандрита. Старые надтреснутые доски оказались раннехристианскими иконами, написанными в технике энкаустики (восковой живописи), и датировались VI-VII вв. Таких икон в мире единицы. Четыре из них, те, на которых изображены Богоматерь с Младенцем, свв. Сергий и Вакх, св. Иоанн Предтеча, св. Платон и неизвестная святая, стали собственностью Успенского, затем он завещал их музею Киевской духовной академии. Ныне они находятся в Киевском музее восточного и западного искусства.


Возвратившись в конце 1846 г. в Петербург, о. Порфирий получает назначение на должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. И опять собирается в путь. Новая должность давала ему возможность полностью отдаться исследованию Востока, который он так любил. В помощники себе архимандрит взял иеромонаха Феофана, выпускника Санкт-петербургской академии. Будущий святитель и подвижник Вышенской пустыни, прославленный святой Феофан Затворник наверняка был благодарен о. Порфирию за приобретённый в этом путешествии опыт и за те знания, которыми Успенский всегда щедро делился со своими учениками и ассистентами.


Благодаря архимандриту Порфирию, до 1854 г. возглавлявшему первую Русскую духовную миссию в Иерусалиме, русские в XIX в. заняли ведущие позиции в исследовании Святой Земли. На этом посту его сменил архимандрит Антонин (Капустин), тоже талантливый учёный и археолог, с успехом продолживший изучение Святой Земли.


За годы работы в Русской духовной миссии Успенский объездил весь Восток, побывал также в Греции, Италии — местах, связанных с ранним христианством. Эта эпоха интересовала его более всего, и многие его открытия проливают свет на историю первоначального христианства. Заслуги учёного в этой области были отмечены орденом Св. Владимира III степени и избранием членом-корреспондентом Императорского археологического общества.


«Чем более знакомишься с Востоком, тем более раздражаешься любознательностью, тем сильнее становится сокрушение о том, что короткое время не позволяет путешественнику перечитать все рукописи, тем глубже поселяется убеждение, что лучшая история всей Православной Церкви, исключительно с российскою, может быть написана только тогда, когда будут исследованы все древлехранилища на всём Востоке», — отмечал Успенский в дневниках.


Но и Запад, особенно Италия, Рим как колыбель христианства, весьма интересовал архимандрита Порфирия. Его книга «Святыни земли Италийской», представляющая собой путевые записки 1854 г., — яркое тому свидетельство. Его живая вера не дала ему ограничиться посещением катакомб и раннехристианских базилик в Риме — сердце католического мира; он добивается аудиенции у Папы. Их беседа была продолжительной и, видимо, взаимно интересной. Разговор коснулся и темы воссоединения Церквей. К единому мнению собеседники не пришли, но сам факт встречи симптоматичен и чрезвычайно важен. В итальянских заметках Успенского мы находим отголоски этого разговора: архимандрит Порфирий излагает свои претензии к Риму, обвиняет его в гордыне, в грехе против Восточной Церкви, против христианского единства и т. д. Но всё же он приходит к светлому и оптимистичному выводу: «Старый Рим обновится, и слава Господня воссияет над единой Италией».


Мысль о единстве христиан, видимо, волновала архимандрита Порфирия. Изучая древние корни христианства, он внимательно относился к особенностям богослужебной и богословской практики разных Церквей. Он изучал Грузинскую, Коптскую, Синайскую, Иерусалимскую Церкви, особенности их уставов. Интересен в этом плане его труд «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)», опубликованный в Петербурге в 1858 г.


Возвратившись в 1861 г. из третьего путешествия на Восток, архимандрит Порфирий уже более не покидает Россию.


Петербург встретил Успенского как учёного с мировым именем. Св. Синод обращается к нему за консультациями как к знатоку древностей. Учёный монах обласкан сильными мира сего. Великая княгиня Елена Павловна просит его быть её духовником. Разные научные и благотворительные общества хотят заручиться его поддержкой, приглашают в почётные и действительные члены.


Архимандрит Порфирий получает и повышение в сане: зимой 1865 г. он хиротонисан во епископа Чигиринского и назначен викарием Киевской митрополии и настоятелем Михайловского монастыря в Киеве. К киевскому периоду относится расцвет его литературной деятельности: у него наконец появилось время привести в порядок и издать свои многочисленные путевые, учёные и дневниковые записи. На этот период приходится и присвоение Успенскому большинства учёных степеней (в том числе степеней доктора honoris causa и доктора эллинской словесности и греческой философии) и почётных должностей в университетах, духовных академиях, церковных и иных обществах — вплоть до Московского общества садоводства. За заслуги перед отечеством епископ Порфирий получает орден Св. Анны I степени.


В 1877 г. епископ Порфирий назначен членом Московской Синодальной конторы и переезжает в Москву. Вскоре он поставлен настоятелем Новоспасского ставропигиального монастыря — это место становится его последним пристанищем на земле. Уволившись на покой, епископ Порфирий не прекратил научные труды — ясный ум и работоспособность сохранялись у него до последних дней.


81-летний епископ Порфирий отошёл ко Господу спокойно, сидя в кресле лицом на восток, держа в руках кипарисовый крест, привезённый из путешествий. Келейник читал отходную молитву. В течение нескольких лет владыка Порфирий был болен; последние недели он отказывался от лечения, трезво и спокойно воспринимая приближение кончины. Когда за несколько месяцев до смерти архипастырь составлял завещание, рукописи обстоятельно описывались, складывались в сундуки, запечатывались печатями. Он будто собирался в дорогу. Всю жизнь путешествовавший, владыка Порфирий и уход из жизни воспринимал как важное путешествие. Он приготовил себе на смерть полное архиерейское облачение, сшитое не из парчи, а из белого холста, украшенное скромным синим кантом. На недоумённый вопрос окружающих, почему облачение такое бедное, владыка отвечал, что золото и драгоценные камни с таким трудом добывают из-под земли, что жалко их опять туда закапывать. И ещё он просил похоронить его не в митре, а в простом монашеском клобуке.


Епископ Порфирий погребён в Новоспасском монастыре, слева у стены при входе в усыпальницу бояр Романовых, что под Преображенским собором. Место захоронения он выбрал сам. Согласно его желанию, на мраморной плите выбита надпись: «Здесь возлёг на вечный покой преосвященный Порфирий Успенский, автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нём».


Проститься с учёным епископом пришло множество людей: священнослужители и миряне, епископы и монахи, профессора и студенты. В надгробном слове настоятель Симонова монастыря архимандрит Иоанн говорил: «Кто читал многообъёмистые сочинения почившего архипастыря, тот может сам приметить, как через все его сочинения тонкой золотой нитью проходит его полнейшая любовь к Родине как гражданина России и любовь к восточному православию как сына Восточной Православной Церкви. Где бы он ни был, чем бы он ни был занят, его жизнь, его мысль, его душа живёт в России и для России и для Церкви Российской собирает, как пчела с цветов, питательный и усладительный сок богословской учёности… Все знания у него как цементом скреплялись знанием Святой Библии и христианской истории Востока…»


Разносторонне образованный, знавший древние и современные языки, обладавший острым умом и неутомимой энергией, епископ Порфирий (Успенский) горячо любил истину и был предан Церкви. Всю жизнь занимаясь древностями, он живо интересовался и современностью, смело высказывался не только относительно исторических событиий. Его воззрения на установившуюся практику Синодальной Церкви нередко встречали негативную реакцию со стороны официальных церковных структур. Успенский говорил о необходимости восстановления в России патриаршества и радикального изменения епархиального управления, призывал реформировать систему преподавания в духовных учебных заведениях, критиковал бесперспективность существования духовного сословия как касты…


Будучи человеком искренним и правдивым, с живым умом и горячим сердцем, свои научные труды он писал вдохновенно и даже поэтично, подчиняясь чувству, хотя синодальные чиновники требовали от него не «вдохновения», а сухой отчётности. Отголоски этих конфликтов слышны в его дневнике: «Антоний (разумеется, митрополит), Илиодор, Гедеон (члены Синода) и вы, граф (Протасов) и превосходительные чины (из канцелярии Синода), и вы не боги, ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедестала! Ах! Эти мраморные статуи водружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Это камни, но не те, от которых Бог может воздвигнуть себе чад».


Вернувшись из своего первого путешествия, Успенский оказался не ко двору. «На синодальном Митрофановском подворье, — пишет он, — мне не дали прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом от 11 октября. Тут архип. Курский Илиодор со своей челядью раскинулся широко и ясновельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келья и в Александро-Невской лавре. Так отеческое начальство заботится о своём избраннике, которого само послало на Восток! Идя по лавре в келью доброго товарища моего по академии, архим. Аввакума, я повесил голову свою, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова Христовы: лиси язвины имут, Сын же человеческий не имать, где главы подклонити».


Современники вряд ли могли оценить истинное значение его личности: учёность в России, тем более в монашеском сословии, не была в чести, преосвященный Порфирий был скорее исключением из правила, этакой белой вороной… В советское время имя Успенского и его вклад в науку замалчивались по понятным причинам: образ учёного монаха, эрудита и первооткрывателя, не вязался с теми представлениями о необразованном духовенстве, которые насаждались атеистической пропагандой. Сегодня же труды владыки Порфирия (Успенского) вновь востребованы, его имя стоит в ряду крупнейших деятелей культуры и науки XIX в., таких, как митрополит Филарет (Дроздов), С. Соловьёв, В. Ключевский, Д. Менделеев и др.


Эпиграфом к одному из своих сочинений преосвященный Порфирий взял изречение Лафатера: «Отыскивать истину в путанице понятий, предощущать её, находить её, исправлять свои ошибки — вот моя утеха, моё старанье». Это точно характеризует его научные устремления и понимание им своего пути.

Когда 8 сентября 1804 года в Костроме, в приходе Успенского кафедрального собора появился на свет мальчик, в святом крещении нареченный Константином, вряд ли кто увидел в этом событии что-либо необыкновенное. Мальчик родился в семье скромного псаломщика при упомянутом соборе Александра Матвеевича Успенского. Впоследствии он с особой теплотой вспоминал свою мать, Дарью Степановну: "Моя родная мать, будучи весьма благочестива, и меня с малолетства воспитала в строгом благочестии и научила молиться Богу, как молилась сама, сердечно и благоговейно. Сладость молитвы была любимой сладостью души моей".
Дарья Степановна, женщина простая, но глубоко религиозная, брала сына с собой, когда ей случалось ходить по святым местам. Частые посещения монастырей и храмов заронили в сердце отличавшегося любознательностью и сметливостью юного паломника любовь к живописи и архитектуре. И при том, что на эти зачатки "научности", исследовательского духа не бесплодно падали слова матери, учившей сына доброте, терпению, любви к Творцу и людям, сложилась почва, на которой и вырос в конце концов епископ Порфирий (Успенский) - один из тех великих русских мужей ХIХ века, которые на пути истинной веры и научного подвижничества не только заложили основы русской церковной науки, но и ознаменовали ее огромными достижениями. Имя Порфирия (Успенского) стоит в одном ряду с такими именами, как протоиерей Александр Горский, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), архиепископ Филарет (Гумилевский) и другие.
Предствить себе хоть отчасти, что способна была вложить костромская жизнь в душу будущего епископа, поможет автобиографический рассказ критика и философа Н. Н. Страхова, который, как и Константин Успенский, учился в тамошней семинарии, только 16-ю годами позже. Семинария располагалась в костромском Богоявленском монастыре. "Это был беднейший и почти опустевший монастырь: в нем было, кажется, не более восьми монахов, но это был старинный монастырь, основанный еще в ХV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было выходить, с башнями по углам, с зубцами и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с темными образами, длинные пушки, лежавшие кучей под низким открытым сводом, колокола со старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившиеся сюда для своих умственных занятий. Пусть все это было бедно, лениво, слабо; но все это имело совершенно определенный смысл и характер, на всем лежала печать своеобразной жизни. Самую скудную жизнь, если она, как подобает жизни, имеет внутреннюю цельность и своеобразие, нужно предпочесть самому богатому накоплению жизненных элементов, если они органически не связаны и не подчинены одному общему началу".
Скитаясь затем по миру, епископ Порфирий (Успенский) вспоминал родной город с неизменной любовью. Значительные способности к учению помогли ему уже на девятом году жизни поступить в Духовное училище, а в 1824 году он окончил семинарию, где вскоре проявилась его склонность к философии, а также к греческому и латинскому языкам. На латыни же он продолжал изучать философию и в Санкт-Петербургской Духовной академии, однако позже признавался в дневнике: "Некогда я любил философию, но покинул ее, потому что она бестолкова, мятежна и вредна. Теперь люблю веру. Эта красная девица весьма степенна, строга, целомудренна и возвышенна. Житье с ней спокойно, приятно и полезно". Что касается языков, то за свою жизнь епископ Порфирий, кроме греческого и латыни, овладел французским, итальянским, немецким. К числу его любимейших занятий относилась церковная археология.
По окончании в 1829 году академического курса Константин Успенский удостаивается степени старшего кандидата, дававшей право на получение степени магистра после года преподавательской деятельности. За несколько дней до выхода из Академии он принял монашество с именем Порфирий - в честь мученика Порфирия. Это случилось 15 сентября 1829 года. Уже 20 сентября новопостриженного инока рукоположили во иеродиакона, а 25-го - во иеромонаха.
Учительствовал Порфирий в петербургском 2-м кадетском корпусе, после чего и был удостоен степени магистра богословия. В 1831 году он оказывается в Одессе - законоучителем Ришельевского лицея. Одесса, тогда еще совсем юная и построенная, можно сказать, на иностранный лад, совершенно не похожа ни на Кострому, ни на другие старинные русские города. Поражает ли она, очаровывает ли молодого законоучителя, сказать трудно, во всяком случае, в своем дневнике он затем напишет: "Этот город - есть как бы солнце, около которого суждено мне вращаться". Его образованность и хорошее воспитание не проходят мимо внимания местного общества, виднейшими представителями которого в ту пору были общественный деятель А. С. Стурдза, княгиня Потемкина, баронесса Фридерикс, профессор Новороссийского университета протоиерей М. К. Павловский. Детей генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского Воронцова Порфирий обучал Закону Божию. К тому времени он уже возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Одесского второклассного Успенского монастыря, награжден золотым наперстным крестом от Кабинета Его Величества. Киевская Духовная Академия избирает его членом-корреспондентом, а в 1835 году архимандрит Порфирий становится членом Одесского Статистического комитета - одного из тех, которые в ту пору стали вводить по всей империи для лучшего ознакомления с положением дел на местах.
Год спустя Ришельевский лицей преобразовывают в высшее учебное заведение, и архимандрита Порфирия избирают профессором богословия церковной истории и церковного права. Он остался в этом звании и после того, как его в том же году назначили ректором вновь открытой Херсонской, а впоследствии Одесской, семинарии. За несколько лет неустанных трудов Порфирий превратил семинарию в образцовую духовную школу, вскоре получившую право посылать своих лучших воспитанников в Санкт-Петербургскую Духовную академию для продолжения образования.
В 1841 году архимандрита Порфирия (Успенского) назначают настоятелем Русской духовной миссии в Вене, а два года спустя, согласно решению Святейшего Синода, направляют в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. За время пребывания в Вене он овладел немецким языком, организовал научную экспедицию в Далмацию, посвященную изучению быта и письменности юго-западных славян. На Востоке Порфирий скоро пришел к мысли о необходимости создания постоянной миссии в Иерусалиме, и хотя официальный Петербург весьма прохладно отнесся к этой идее, добился своего: в 1847 году первая Русская Духовная миссия в Палестине была учреждена. Порфирий возглавлял ее до 1854 года, когда начавшаяся Крымская война вынудила его вернуться в Россию.
"Восточные" годы ознаменовались новыми научными исследованиями: написаны такие труды, как "Синайская обитель", "Указатель актов, хранящихся в обителях св. Горы Афонской", "Сирийская церковь", "Письмена на Синайских утесах" и другие. Начальника Иерусалимской миссии награждают орденом Святого. Владимира III степени, избирают членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества в Петербурге.
Вновь на Восток архимандрит Порфирий уезжает в 1858 году - в составе экспедиции, завершившейся в 1861 году. Вернувшись в Россию, он за границу никогда более не выезжал. Великая княгиня Елена Павловна выбрала его своим духовником. Учеными познаниями архимандрита пользовались и Святейший Синод, и правительство. 14 февраля 1865 года он был рукоположен во епископа Чигиринского с назначением первым викарием Киевской митрополии, в каковой должности оставался до 1878 года, когда его назначили членом Московской Синодальной конторы, а вскоре и настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря. В этой московской обители он и скончался 12 апреля 1885 года. Его погребли у стены при входе в усыпальницу бояр Романовых под Преображенским собором. На плите памятника была сделана надпись: "Здесь возлег на вечный покой преосвященный епископ Порфирий (Успенский), автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нем".
Творческое наследие владыки Порфирия воистину необъятно. Еще при его жизни часть собранной им огромной коллекции древних рукописей и книг на церковно-славянском, греческом и разных восточных языках приобрела Императорская Публичная библиотека, другую часть он завещал Академии наук, причем на их издание завещал последней также 24 тысячи рублей. По словам специалистов, собрание Порфирия столь велико, что "целой четверти столетия мало для простого их описания". Многие труды самого епископа до сих пор остаются неизданными. Известный церковный историк профессор А. П. Лебедев в посвященной 100-летию со дня рождения преосвященного Порфирия статье писал: "Едва ли когда увидит свет все то, что собрал он в книжных сокровищницах Востока и что он же написал: всего этого так много, что можно только удивляться, каким образом один человек, без всяких помощников, со скудными материальными средствами успел столько поработать".
В ХIХ веке были опубликованы такие имеющие огромное значение для церковной истории труды епископа Порфирия (Успенского), как "Восток христианский: Афон", "Первое путешествие в Синайский монастырь", "Первое (а затем и второе. - М. Л.) путешествие в Афонские монастыри и скиты", "Афонские книжники" и другие. В прощальном слове над его гробом настоятель Симонова монастыря епископ Иоанн сказал: "Кто читал многообъемистые сочинения почившего архипастыря, тот может сам приметить, как чрез все его сочинения тонкой золотой нитью проходит его полнейшая неослабная любовь к Родине как гражданина России и любовь к восточному православию как сына Восточной Православной Церкви. Где бы он ни был, чем бы он ни был занят, его жизнь, его мысль, его душа живет в России и для России, и для Церкви Российской собирает, как пчела с цветов, питательный и усладительный сок богословской учености".
А вот как сам Порфирий описал свой отъезд из Петербурга в Вену: "Утром лаврский старец служил мне молебен в путь пред ракою св. Александра Невского. Я молился усердно. Слезы капали с ресниц моих. В душе моей горел пламень веры и преданности воле Божией". Цитата взята из дневников, опубликованных в 1894-1902 годах в восьми томах под названием "Книга бытия моего". Эта книга является, может быть, одной из главнейших в наследии епископа Порфирия (Успенского). В ней он подробно описал свои странствования, впечатления, думы. Неумная жажда познания ведет его и в Грецию, и в греческие общины Италии, и в римские катакомбы, где совершали свои богослужения и хоронили покойных первые христиане, и в древний Египет. 14 октября 1847 года он записал: "Наконец-то я с моими присными отъезжаю из Петербурга в святой град Иерусалим. В душе моей царят радость, преданность воле Божией и надежда на успешную деятельность мою в пользу Церкви Палестинской". Пребывая в Святой Земле, Порфирий прекрасно ладил и с русским генеральным консулом в Бейруте, и с греческим духовенством, и с "туземным арабским племенем", которое "за уши тянул к светлому верху", и только латинам оказался не по нутру. Итогом его изучения истории Восточных Патриархатов стал капитальный труд "Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)", в 1856 году изданный в Петербурге. Как уже говорилось, начало Крымской войны прервало деятельность Порфирия в Иерусалиме. В Россию он возвращался через Италию и Австрию. Уже в пути, в Яффе, где Порфирий остановился в большом греческом монастыре, ранним майским утром он долго "стоял на краю монастырской длинной и широкой террасы и задумчиво смотрел на море. Оно было тихо. Мысль моя, как светлый луч, неслась по этому морю и искала на нем следа плавания св. апостола Павла в Рим. След сей она усмотрела и сама превратилась в пламенное желание побывать в этом вечном граде и видеть там место мученической кончины двух первоверховных апостолов, а еще что? Художественные произведения кисти и резца и карандаша итальянских живописцев, ваятелей и зодчих. Счастливая мысль! Святое желание! Осуществлю первую, исполню второе. Я человек не половинчатый, не только верую, но и люблю и надеюсь; слово у меня - дело; святая мысль и святое желание приводят мою волю в соответственное им движение. Я человек цельный: ставлю себе цель и иду к ней бодро. На пути сопровождает меня Бог глаголом Своим: не бойся, отрок Мой, Я с тобою". И действительно, он осмотрел все, какие только успел, сокровища и святыни Италии, подивился искусству ее живописцев и зодчих, бросил независтливый взгляд на папскую роскошь. Описание "земли италийской" занимают целый том, искусно сочетая в себе исследовательскую дотошность, внимание к деталям и самым, на первый взгляд, несущественным подробностям с изящной легкостью художественного повествования. При этом Порфирий нимало не забывает о разделении Церквей, и вопросы веры у него на первом месте. В городе Лорето он видел в храме статую Девы Марии с Младенцем на руках: "На Ней и на Нем драгоценные короны; кроме сего, Она одета в длинное платье особого покроя, постепенно расширяющееся книзу; одета так, что не видеть рук Ее, как будто кто спеленал Ее. Это платье унизано жемчугами, драгоценными камнями, бриллиантовыми ожерельями и дорогими привесками. Все это - вклады королей, князей, богачей. Сюда-то приходят сотни тысяч католиков из всех государств и тут молятся перед черной статуей, в виду которой я и перекреститься не мог, как православный христианин, чествующий живописные иконы Богоматери, но не статуи ее".
Еще до поездки в Италию, в Иерусалиме Порфирий записал такие свои размышления: "Рим подобен умирающему грешнику, который не может жить жизнью колыбели, а гроба боится. <...> Рим не в силах уничтожить Св. Писание и соборные определения, а его превратному изъяснению их ныне верят одни женщины и дети до выхода из школ иезуитских. Что ж остается ему делать? Переродиться и достигнуть в возраст первобытного христианства. А что значит переродиться? Переменить черноту эфиопа на белизну европейца? Ох более! Переродиться значит умереть и воскреснуть. А если так, то колыбель христианства должна быть страшна для Рима так же, как и гроб. <...> Рим согрешил перед Богочеловеком, гордо усвоив себе Его непогрешимость". Не повлияли на эти воззрения Порфирия ни увиденные им святыни Италии, ни встреча с папой Римским, поведавшем ему о своем стремлении к соединению церквей.
Гораздо большее внимание путешественника привлекли первохристианские катакомбы, и он составил их описание, до сих пор не утратившее своей научной ценности. Кстати, ученому миру Европы имя епископа Порфирия было известно еще при его жизни и не получило настоящей европейской славы только потому, что главные его труды увидели свет через 20-30 лет после их написания, когда появились подобные работы европейцев.
Вернемся, однако, к временам, когда еще будучи архимандритом Порфирий возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме и предпринял путешествие в Египет, взрастивший в древности многих христианских подвижников. В ту пору Египет уже давно исповедовал ислам, а часть населения, оставшаяся верна православию, называлась коптами. Коптские монастыри и стали целью этого путешествия. Укажем лишь на некоторые из тех, где побывал начальник Иерусалимской миссии. Так, он посетил одну из наиболее известных христианских святынь Каира - расположенный в старой части города монастырь великомученика Георгия Победоносца. Обитель, представляющая собой чрезвычайно сложное шестиярусное сооружение, по словам Порфирия, "столько же мудрено описывать и рисовать, сколько трудно обозревать". По его предположениям, она возникла в ХV веке. К ее особенностям принадлежала та, что христиане, а нередко и мусульмане привязывали здесь цепью к мраморной колонне одержимых и больных падучей. После совершения молитвы их оставляли в таком положении на несколько дней. "При мне один умалишенный армянин сидел мрачно в этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св. Победоносец помиловал его".
Добрался Порфирий даже до обители преподобного Антония Великого, а путь к ней тогда был долгим, трудным и небезопасным. Три дня плыли по Нилу на парусном суденышке, после отправились через пустыню на верблюдах. Коптские монастыри той поры жили в постоянном опасении вооруженного нападения бедуинов, поэтому обитель представляла собой в некотором роде крепость. Ворот в ее высоких стенах, сложенных из тесаных камней, не имелось, и посетителей, убедившись, что те пришли с добрыми намерениями, поднимали на веревках. "Наш переводчик первый ступил в эту петлю левою ногою, схватился обеими руками за веревку и так на одной ноге был поднят наверх воротом, утвержденным на толстой стене под навесом. Потом таким же способом подняли дружину мою и наконец меня". В описываемом случае путешественников встречали как дорогих гостей. У подъемника выстроилась вся братия во главе с игуменом; для Порфирия поставили специальное кресло, в которое он и сел, приняв поданный ему игуменом медный крест. Затем начался крестный ход. "Все монахи в темно-синих рясах и черных завивалах на голове, с предлинными ветвями масличными и финиковыми, пошли вперед попарно и, спустившись со стены по уступам лестницы, продолжали шествие до церкви, воспевая какой-то священный стих. За ними и мы в облаках фимиама, воскуряемого молодыми иподиаконами, шли между тесными зданиями монастырскими. Когда крестный ход наш приблизился к церквам, начали благовестить в колокол. От чистых звуков его зазвучала в нас чистая радость". Особая торжественность встречи объясняется еще и тем, что Порфирий и его спутники были первыми русскими, посетившими эту землю, прославленную подвигами Антония Великого.
Епископ Порфирий (Успенский) прожил долгую жизнь, наполненную трудами и свершениями во имя веры, любви к Богу и людям. И совсем не самопревозношением выглядит сказанное им о себе в "Книге бытия моего": "Никто не скажет обо мне: он праздно прошел по земле".

- (в миру Константин Александрович) епископ, магистр богословия (с 1 го июня 1831 г.), доктор эллинской словесности, известный своими многочисленными трудами по истории и археологии Востока и богато составленными коллекциями рукописей. Отец П. был… …

Порфирий Успенский - Монастырь святой Екатерины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год) Епископ Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский (1804(1804) 1885) епископ Чигиринский, знаменитый археолог, и широко образованный человек.… … Википедия

Порфирий (Успенский) - I (1804 85) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку по Далматинскому побережью. В… …

Порфирий (Успенский) - (Успенский, 1804 85) – знаменитый археолог. Родом костромич, образование получил в костромской дух. семинарии и СПб. дух. академии, принял монашество, был настоятелем русской посольской церкви в Вене, в 1843 г. был командирован на Восток для … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ПОРФИРИЙ Успенский - (Константин Александрович УСПЕНСКИЙ), еп. (1804–85), рус. востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. Род. в Костроме в семье псаломщика. Окончил СПб.ДА (1829). На последнем курсе принял монашество и был определен законоучителем во … Библиологический словарь

Порфирий (Успенский) - (1804 85) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку по Далматинскому побережью. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Порфирий, Успенский (дополнение к статье) - (в миру Константин Александрович, 1804 1885) епископ. См. А. П. Лебедев, "Преосвященный Порфирий Успенский" (Сергиев Посад, 1904). {Брокгауз} … Большая биографическая энциклопедия

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) - Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804 1885) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в костромской семинарии и Санкт Петербургской духовной академии; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене,… … Биографический словарь

Порфирий - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Порфирий (греч … Википедия

Успенский монастырь (Одесса) - Купола собора в честь иконы «Живоносный источник» Координаты … Википедия

Книги

  • Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока , А.А. Дмитриевский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1906 года (издательство "Санкт-петербург"… Купить за 1507 руб
  • Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году , Порфирий Успенский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…