Что такое сретение господне. Праздник Сретение Господне — история и традиции. Поздравления со Сретением Господним

15 февраля Православная Церковь отмечает Сретение Господне. Этот праздник принадлежит к числу двунадесятых и знаменует особую встречу: благочестивого Симеона с Богомладенцем Христом. Что же на самом деле произошло тогда, на 40-й день после рождения Спасителя? Какой смысл это имеет сегодня?

Ветхозаветная традиция

На 40-й день после рождения Богомладенца Христа Пресвятая Богородица вместе с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм. Закон Моисеев предписывал приносить в храм всех первенцев — первых сыновей — для посвящения их Богу. Кроме этого, в знак благодарности Господу родители жертвовали двух голубей.

Почему именно на 40-й? Эта традиция берет начало с ветхозаветных времен. Столько, согласно книге Левит, длился период очищения для женщины, родившей ребенка мужского пола.

Сретение Господа Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем

В Иерусалимском храме Богомладенца встретил некий Симеон, в Евангелии названный мужем праведным и благочестивым. Христианская традиция нарекла его Богоприимцем.

Симеон взял на руки маленького Иисуса и произнес слова, прозвучавшие как пророчество:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

То есть он точно знал, с Кем только что встретился: Симеон Богоприимец назвал маленького Иисуса Владыкой. Но что означала речь старца?

Ждал встречи с Богом… 300 лет

Священное Предание свидетельствует, что Симеон принадлежал к числу 72 толковников, приглашенных египетским царем Птолемеем II для перевода Писания на греческий язык. Однажды, работая над книгой пророка Исайи, он решил немного отредактировать текст. Как такое может быть — «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — усомнился Симеон. Наверняка «жена»!

Но только он решил исправить эту «ошибку», Ангел остановил его. Посланник Божий сказал, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы.

Согласно Преданию, старцу пришлось не один век ждать Сретения Господнего. Он прожил 360 лет. И вот, наконец, ведомый Духом Святым, Симеон пришел в Иерусалимский храм, чтобы встретить Того, кого так давно жаждал увидеть.

Феофан Затворник так написал об этой встрече:

В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству

Пророчества Симеона и Анны

Готовыми воспринять речь и пророчество Симеона Богоприимца оказались не только Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник. Евангельский сюжет упоминает еще и некую престарелую вдову Анну Пророчицу. Значительную часть своей жизни она провела в Иерусалимском храме, пребывая в непрестанном посте и молитве.

За такие духовные труды Бог и открыл ей большую тайну — что это за Младенец. Из евангельского чтения в праздник Сретения Господнего мы узнаем, что пророчица Анна «славила Господа и говорила о Нем».

Но вернемся к Симеону. Он не только обратился к маленькому Иисусу. Не только сказал, что в мир пришел Спаситель, свет, просвещающий язычников, и слава для израильского народа. Симеон Богоприимец также заговорил с Девой Марией. Старец указал, какой путь ждет Иисуса:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий

Одни будут слушать и принимать Его, а другие — ненавидеть и желать смерти. Не принявшие Христа — падут, а последовавшие за Ним — восстанут, то есть спасутся.

Падение и восстание многих также можно понимать как разрушение телесных страстей и восстание человека для вечной жизни, избавление его от следствий первородного греха.

Пресвятой Богородице тоже придется нелегко. Ей, по словам Симеона, «оружие пройдет душу». Через 33 года это и свершилось, когда Мария стояла и смотрела на крестную смерть Сына. Ее сердце словно пронзил острый меч.

На иконе праздника обычно изображают пять фигур. По центру — Богомладенец, Богородица и на возвышении — Симеон Богоприимец. В некоторых сюжетах Дева Мария передает Сына старцу, но чаще Симеон уже держит маленького Иисуса на руках. Голова его склонилась над Младенцем, словно старец произносит перед Ним свою молитву-пророчество.

По левому краю изображают Иосифа Обручника с двумя голубями в руках, а по правому — пророчицу Анну. Благочестивая вдова выглядит по-разному. Иногда она просто стоит за спиной Симеона, на других же иконах ее взор обращен к небу.

Но в некоторых сюжетах Сретения Господнего пророчица Анна держит в руках свиток с надписью: Сей Младенец сотворил небо и землю, что указывает на сочетание во Христе человеческой и божественной природы.

Смысл праздника и традиция освящения свечей

Церковь всегда с особым пиететом относилась к евангельскому повествованию о встрече Богомладенца со старцем Симеоном. Но как самостоятельный праздник в церковном календаре Сретение Господне впервые стали отмечать в Риме в конце V века. В те времена были распространены массовые шествия со свечами, до сих пор сохранившиеся в католицизме. Символически они связаны со словами старца Симеона: …Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников...

В первой половине VI века праздник Сретения Господнего стали отмечать и в Византии, откуда он пришел на Русь. В православии шествия со светильниками не получили распространения, зато со временем появилась традиция освящения свечей. Его чин был введен киевским митрополитом Петром Могилой в 1646 году и вошел в составленный им «Требник».

В молитве из чина освящения заложен тот же смысл, что и в словах Симеона о просвещении:

Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея

К сожалению, современному человеку свойственно подменять смысл праздника традициями и «красивыми» обрядами. Поэтому важно понимать, что суть Сретения Господнего не в красной строке из церковного календаря и тем более не в освящении свечей. Смысл праздника даже выходит за пределы евангельского повествования о встрече старца Симеона с Богомладенцем.

Для каждого отдельного человека сущность Сретения выражается в вопросе: «А состоялась ли моя встреча с Богом?» Одним уже посчастливилось пережить этот опыт, а другим нужно еще ждать и ждать. Но пример 360-летней жизни Симеона Богоприимца показывает, что в этом ожидании заложен сокровенный смысл.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». сайт рассказывает об истории этого древнего солнечного праздника, а также его основных приметах и интересных христианских традициях.

Что такое Сретение и когда его празднуют

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день.

Филипп де Шампань. Принесение во храм

Смысл библейской легенды

Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день - сороковой после рождения Иисуса - Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней (и 80, если на свет появлялась девочка). Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву - годовалого ягненка, а во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения. Навстречу ей вышел старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание»). По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).


Фра Бартоломео. Сретение

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Кто такая Анна Пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).


Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Сретение в традиционном представлении славян

Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко.

Что можно и что нельзя делать в Сретение

На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце - праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны.

На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверию считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.

Среди запретов в Сретение также брань и ругань - в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество - Христос родился. Пасха - Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово - «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне - один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» - «встреча». День Сретения - точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка - то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения - годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов - голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм - для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2 :29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно - Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2 :25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, - а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе - «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу ,- да откроются помышления многих сердец » (Лк 2 :34-35).

Споры в народе - это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений - Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы - яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2 :37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение - это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример - как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь - по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, - сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» - говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного - в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно - велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, - новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение - это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием - в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение - встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто - спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», - это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения - но только для младенцев-мальчиков.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня - один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках - например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке - это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня - неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день - 14 февраля.

Сретение - праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми - как в Господские праздники, и голубыми - как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой - чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне - Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге - в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному - не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное - для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный - город Сретенск, районный центр Читинской области.

2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник - День сурка.

3. Сретение Господне - в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению - «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения


Иконография Сретения - иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону - вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону - в сопровождении ангелов.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси - это две фрески XII века. Первая - в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая - в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него - горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: « А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы - четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью - о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

« В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

. ..Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

1953 год.

Поэзия

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Православный журнал "Фома"

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культур.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении.

Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37 - 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

"Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! "

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:


Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тропарь Сретению Господню

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
1953 год.

Праздник установлен в память о встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества.

Слово "сретение" с древнеславянского переводится как "встреча".

Данный праздник относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает ряд рождественских праздников.

Расскажет, что за праздник Сретение Господне, а также о традициях и приметах, связанных с ним.

Что за праздник Сретение Господне

Согласно Евангелию, Пресвятая Богородица на 40-й день после Рождества Христова, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

По ветхозаветному закону женщине, родившей младенца мужского пола, запрещалось входить в храм Божий в течение 40 дней. Затем она приходила с младенцем в храм, куда приносила очистительную и благодарственную жертву Господу.

Пресвятая Дева Мария, которая не нуждалась в очищении, подчинилась предписанию закона по глубокому смирению.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

Когда Богоматерь с младенцем на руках переступила порог храма, к ней подошел древний старик. Это был самый старый человек в Иерусалиме, которого звали Симеон, что в переводе с древнееврейского означает "слышание".

По преданию, Святой Дух привел в Иерусалимский храм Симеона, который был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, в год, когда ему исполнилось 360 лет (по другим источникам около 300 лет).

Много лет назад Симеон, когда переводил книгу пророка Исаи, усомнился, что дева сможет родить, и Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не убедится лично, что пророчество истинно.

© photo: Sputnik /

Изображение святого Семеона. Фрагмент иконы "Сретение" из села Лаилаши.

Поэтому благочестивый старец по внушению свыше пришел в храм в то время, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли туда для исполнения законного обряда Младенца Иисуса.

Взяв Богомладенца на руки, праведник благословил его и понял — исполнились пророчество и теперь он мог спокойно умереть, так как долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, это Младенец на руках Девы Марии.

Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Престарелая вдова пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме, свидетельствовала об этом. Слова, сказанные в момент встречи Симеоном, стали частью православного богослужения.

История праздника

Несмотря на то, что Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских торжеств, в первые века христианства его праздновали не так торжественно.

На христианском Востоке самые ранние свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. В Иерусалиме в то время оно не было еще самостоятельным праздником и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Икона с изображением "Сретение". XII век. Грузинская перегородчатая эмаль

В 528 году в Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565) произошло землетрясение, из-за которого погибли много людей. За ним последовало другое несчастье — моровая язва, которая в 544 году ежедневно уносила по несколько тысяч человек.

Одному из благочестивых христиан в эти дни всенародного бедствия было открыто, чтобы Сретение Господне праздновали торжественнее.

Бедствия в Византии прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. Церковь в благодарность Богу установила правило праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников в 544 году.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Православная церковь на следующий день - 16 февраля, поминает праведного Симеона, названного Богоприимцем, и Анну пророчицу — Святых, чей личный духовный подвиг был непосредственно связан с событиями Сретения.

Традиции и приметы

В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. В православную церковь этот обычай пришел в 1646 году от католиков.

Люди приходили в храм, воздавали благодарность небесам, а также забирали домой свечи, чтобы зажигать их во время чтения молитв, так как верили, что свечи, освященные в праздник Сретения Господня, могут защитить дом от молнии и пожара.

После праздника крестьяне начинали готовиться к весне — готовили семена к посеву, белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлева в загон и так далее. В деревнях помимо работ по хозяйству, конечно же, проводили гулянья.

В старину люди верили, что зима с весной встречается на Сретение Господне, о чем свидетельствуют множество поговорок — "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила", "на Сретение зима с весною встретилась".

Не мало примет на Руси было связано с праздником - по ним крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае и определяли сроки начала весенних полевых работ.

Так, например, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то холодной будет и весна, но если ожидается оттепель, то и весна будет теплой.

В любом случае, Сретение Господне — для людей всегда было радостью расставания с зимой и ожиданием нового урожайного года.

Кстати, Сретенскими в народе называли как последние зимние морозы, так и первые весенние оттепели.

Симеоново проречение

Праздник Сретения Господня равноценный как для Спасителя, так и для Девы Марии.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение", символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона, которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил Святого Иосифа и Пречистую Деву Марию: "Тебе Самой оружие пройдет душу".

Душу Богоматери поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, подобно тому как пронзят гвоздями и копьем Христа, когда Она увидит страдания Сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы, и все прибегающие с молитвою к ним чувствуют, как душевные и телесные страдания облегчаются.

Происходит икона "Умягчение злых сердец", предположительно, из Юго-Западной Руси, но исторических данных, где и когда она явилась, нет.

На иконе обычно изображается Божия Матерь, сердце которой пронзают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе связан в человеческом представлении с пролитием крови.

В Священном Писании число "семь" означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, которые Пресвятая Дева перенесла в Ее земной жизни.

Празднование иконе "Умягчение злых сердец" совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников