Борьба за влияние в африке. Проблема трайбализма в африке. Проблемы развития африканских государств
После. Второй мировой войны в колониях на территории. Азии и. Африки сложились условия для получения государственной независимости многими народами. Этому способствовало много факторов, в том числе капитуляция. Японии ослабление позиций. Великобритании,. Франции,. Нидерландов и изменения в их колониальной политике. Сыграли свою роль в регионах укрепление национальной буржуазии и появление других социальных слоев и гр уп людей, способных к самостоятельному управлению своими странами, а также возникновение здесь патриотических партий и организаций, под лозунгами национального единства провозгласили курс на достижение независимости. Большое влияние на освобождение колониальных стран оказала"холодная война"между. СССР и. США, которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала упадку колониализм колоніалізму.
Колониализм - явление неоднозначное: с одной стороны, он разрушал традиционную структуру жизни. Востока, навязывал на местах необычный европейский стандарт экономических и общественных отношений, что приводило к в энергичного сопротивления колонизаторам, а с другой - колониальный капитал подталкивал социально-экономическое развитие этих стран, втягивал в рыночные отношения европейского типа. Однако в XX в колониализм в основном уже исчерпал себя исторически и в условиях, когда во время борьбы с гитлеровским нацизмом человечество охватила идея национальной свободы и независимости, стал анахронизмом и был обречений.
Исторически закономерный процесс деколонизации можно разделить на следующие этапы:
o 1945 г - середина 50-х годов - освобождение народов. Азии;
o середина 50-х - середина 60-х годов - освобождение народов. Северной и. Тропической. Африки;
o начало 70-х годов - 1990 г - окончательный упадок колониализма, освобождение. Южной. Африки
Великобритания решила свои колониальные проблемы преимущественно мирным путем: в 1947-1950 гг стали независимыми ее крупнейшие колонии -. Индия,. Пакистан,. Бирма,. Цейлон. Франция и. Нидерланды пытались ост пиниты процесс деколонизации с помощью войны: в 1946-1954 гг продолжалась война. Франции в. Индокитае, в 1954-1962 гг - в. Алжире; в 1945-1950 гг - война. Нидерландов в. Индонезинезії.
Мировая общественность и. ООН поддержали процесс деколонизации 14 декабря 1960 г. ООН приняла декларацию"О предоставлении независимости колониальным странам и народам", которая этот процесс поставила под международный й контроль и ускорила. В 1960 г. 17 стран. Африки получили независимость. Последней колонией в мире была. Намибия, которая стала независимой от. ЮАР в 1990ід. ПАР у 1990 р.
Освободившись от колониальной зависимости и получив политическую самостоятельность, молодые государства не стали экономически независимыми. Страны. Азии и. Африки остались аграрно-сырьевыми придатками бывших мет трополий, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Отсталость, войны, эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемы были для них привычными явлениями. Перед новообразованными странами появились такие общие сложные проблемы определения путей дальнейшего развитияку:
o выработка собственной внутренней и внешней политики;
o установления характера власти и формы общественно-политического устройства;
o экономическая ориентация
О государственно-политического устройства молодых государств. Азии и. Африки, то после обретения независимости в них начали создаваться политические институты преимущественно по западным образцам: были приняты конституции, избирались парламенты как представительные законодательные органы власти, основывались посты президентов или законодательно оформлялась монархическая власть, образовывались политические партии и т.д.. Однако все эти ин туты результате цивилизационных ной специфики афро-азиатских обществ приобретали особое внутреннего"окраску"Как правило, в этих странах утверждалась однопартийная система власти во главе с признанным м лидером, всенародным вождем, так называемая патерналистская (от лат слова"патер"- отец), которая формировалась по этническим, племенным и подобными принципами. Важную роль в обществе играла армия, которая часто вмешивалась в государственные дела. Социально-политическая нестабильность стран региона проявлялась во второй половине XX в в революциях, государственных переворотах, военных мятежах, гражданских е йнах, межгосударственных конфликтах тощждержавних конфліктах тощо.
Сложными были проблемы и в развитии экономики. Большинство стран. Азии и. Африки выбрала капиталистический путь развития - рыночные отношения, частную собственность, ограничение вмешательства государства в экономику. В о основном это страны с богатыми природными ресурсами, сравнительно высоким уровнем развития промышленноститі.
Слаборазвитые страны в условиях экспансии. СССР на. Восток выбирали социалистический путь развития - отказ от приватноринко-вых отношений, предпочтение государственного сектора в экономике. Благодаря пропаганде. Коминтерн ном (позже -. Коминформ) марксистских положений, решающей победе. СССР над фашизмом, непосредственной поддержке советских войск на путь социализма в. Азии стали. Китай,. Северная. Корея,. Вьетнам,. Ла ос,. Камбоджа. Позже прокоммунистические режимы были установлены в. Африке (Мали,. Эфиопия,. Сомали,. Танзания,. Мозамбик,. Гана,. Конго,. Гвинея,. Ангола и др.),. Латинской. Америке (Куба). СССР поддерживал любые и режимы, которые заявляли о своей преданности идеям социализма (Никарагуа,. Афганистан). Правда, эти режимы советского образца, как правило, были неустойчивымйкими.
В последней четверти XX в страны. Азии и. Африки, следуя положительный пример стран. Латинской. Америки, пересмотрели стратегию своего развития: политику противодействия мировой экономике они изменили на полеты ику приспособления ее к своим потребностям. Они начали форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала, что привело к ускоренной модернизации большинстве стран региона им в далось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, атак называемая"зеленая революция"при поддержке. США и других стран. Запада сняла угрозу массового голода. Продолжается процесс постепенного форму ния демократических институтов в странах. Азии и. АфрикАзії та. Африки.
Бывшие колониальные страны активно борются за новый мировой экономический порядок, при котором учитывались бы и их интересы. Они пытаются противостоять экономической зависимости от развитых стран. Прибежище алося это немногим. Так, новыми индустриально развитыми странами стали"азиатские тигры":. Южная. Корея,. Тайвань,. Гонконг,. Сингапур, ориентиром для которых была. Япония. С 60-х годов они самые высокие среднегодовые темпы экономического развития в мире: на конец 90-х годов темпы экономического роста этих стран досятлы 8,8% в год (в. Европе в среднем 3,7%), увеличивался их валютный запас (Тай колебаний занимает 1-е - 2-е место в мире по валютным резервам - 82,5 млрд долл.). Этим странам присущ синтез традиционных"восточных"отношений и приватноринкових основ. Так, если. Гонконг и. Сингапур процветут ають благодаря замечательному геополитическому положению (перекресток важных морских путей), то. Юго. Корея и. Тайвань - за счет целенаправленной политики правительства и упорного труда населениюаполегливої праці населення.
Чрезвычайно острыми проблемами для международного сотрудничества остаются неурегулированные международные и внутригосударственные конфликты, международный терроризм , пиратство. Более 60 лет длится не урегулирование ьований арабо-израильский конфликт, история которого наполнена многочисленными кризисами, войнами и вооруженными столкновениями. На. Кавказе до сложных и затяжных конфликтов принадлежит. Нагорно-Карабахский между. Арменией и. Азербайджаном, в результате которого последний потерял на только. Карабах, но и 16% собственной территории и вынужден содержать около 600 тыс. беженцев. Косвенное вмешательство со стороны. России и. Турции определенной мы отделения затрудняет возможности его решения. Непосредственное вмешательство. России в конфликты между. Грузией и. Абхазией,. Грузией и. Южной. Осетией чрезвычайно обострило международную обстановку в регионе. Особенно ярко это продемонстрировала российско-грузинская война в августе 20082008 р.
В декабре 2003 американские войска взяли. С. Хусейна. После судебного процесса бывшего иракского диктатора 30 декабря 2006 г были казнены, однако ситуация в. Ираке остается напряженной. Несмотря н на пребывание почти 150-тысячного контингента американских войск, в стране продолжается война"всех против всех"Основными противоборствующими сторонами остаются американские оккупационные войска, бывшие прибич ники. С. Хусейна и партии. БААС, шиитское население. Ирака и различные террористические группы. Регулярные террористические акты подрывают стабильность правительства и возможности для реализации проектов социально-эко номической развития странго розвитку країни.
Проблема терроризма остается одной из ключевых в мирном урегулировании в. Афганистане. После первых в истории страны президентских выборов в октябре 2004 г представитель народа пушту. Г. Карзай был провоз. Ошен президентом страны. Однако насилие со стороны групп террористов и вооруженные конфликты на региональной и этнической основе остаются нерешенной проблемой. Шаткий этнический баланс между основными национал ьнимы группами значительной мере поддерживается. Международными силами по поддержанию мира (около 8500 человек), действующих в рамках. НАТО с 2002 г до 3 млн афганских беженцев вернулись домой время развитие. Афганистана по мирному сценарию осложняется слабой экономической основой. В последние годы наблюдается увеличение производства опиумного мака"также является социальных и политических проблемчною проблемою.
Серьезным ударом по стабильности международных отношений в. Азии являются попытки нескольких стран ставят разные задачи, завладеть ядерным статусом. Если в случае с. Индией и. Пакистаном, которые в 1998 г почти в одновременно провели ядерные испытания, ведущим мировым странам не удалось адекватно помешать процессу нуклеаризации, то по иранской и северокорейской ядерных программ большинство проводников х государств пытаются не допустить попадания такого вида оружия в руки политически"непередба-бдений"режимов сих пор продолжается спор между. Тегераном с одной стороны и. ООН,. МАГАТЭ,. ЕС и. США с другой ежедн в проблемы обогащения урана и других действий. Ирана в области ядерной энергетикої енергетики.
Независимые африканские страны формировались в сложных международных и внутренних условий. Бывшие колонии европейских государств обрели независимость разными путями, однако совместное колониальное прошлое давалось знать. Искусственные границы, отсутствие в большинстве стран национальной основы, трайбализм, помноженные на вмешательство сверхдержав во время"холодной войны", привели к длительным гражданских войн и межгосударственных конфликтов. Логическим следствием такой ситуации стала значительной степени маргинал-зация. Африки в международных экономических и политических отношениях, проблемы нищеты, распространение болезней, инфекций и др.. Для большинства африканских стран все еще актуален вопрос политической стабильности, перехода жизни на мирные рельсы, что в значительной степени тормозит плана развитияплани розвитку.
В 2002 г в. Анголе завершилась одна из самых затяжных гражданских войн, продолжавшейся с момента обретения независимости страны в 1975 г. и унесла жизни около 1,5 млн человек
Если в. Анголе линия конфликта в целом пролегала между враждующими политическими группировками, то в 1993 г??в. Бурунди начался настоящий геноцид. Доминирующее в государственной власти племя тутси начало кровавую р резню другого племени - хуту. Война продолжалась почти 10 лет, в результате которой погибло 200 тысяч граждан страны, преимущественно хутуту.
Одной из характерных для. Африки проблема. Дарфура, восточной провинции. Судана, в которой при поддержке правительства (где доминируют арабы-мусульмане) неарабских и неисламских население подвергается кровавом истреблены нню. Лишь вмешательство мирового сообщества -. ООН и. Африканского союза - несколько облегчило эту гуманитарную катастрофу.
Попытки объединения страны вокруг авторитарной личности были осуществлены при правлении в. Заире (теперь Демократическая. Республика. Конго) диктатора. Мобуту. Но после его изгнания в 1997 г межнациональные суп перечности не дают возможности этой богатой промышленное сырье государстве. Африки превратиться в стабильную развивающуюсяся.
Экономической основой африканских государств остается экспорт сырья, как промышленной, так и сельскохозяйственной. Цены на нее не могут в современных условиях обеспечить устойчивого фундамента для экономически ого развития, поскольку стоимость сырья не способна адекватно компенсировать потребности в импорте продуктов питания и продукции машиностроенияя.
Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
I. Страны Магриба и Судан
В конце 1951 г., накануне провозглашения независимости, Ливия представляла собой отсталое арабское государство с немногочисленным населением и пустынной территорией. В начале 1952 г. Великобритания получила право разместить небольшую военную базу в Эль-Адеме; позднее США создали крупную базу в Уиллус-Фильде.
Король Идрис I сотрудничал со странами Запада; к 1961 г. почти 3 / 4 территории страны были отданы в аренду нефтяным компаниям. В страну потекли нефтедоллары, и она стала понемногу богатеть.
В 1964 г. в Ливии создана Организация свободных офицеров, которая в 1969 г. низложила короля и привела к власти Совет революционного командования во главе с полковником Муамаром Каддафи. Тот ликвидировал в 1970 г. английскую и американскую военные базы, провел национализацию экономики и установил в стране тоталитарный режим.
Режим опирается на идеи М. Каддафи, изложенные им в «Зеленой книге», созданной в период с 1973 по 1979 г. Согласно взглядам Каддафи, все атрибуты современной демократии - парламенты, политические партии, конституции, выборы - фальшивы; в Ливии они были упразднены. В марте 1977 г. страна провозглашена Джамахирией - формой прямой народной демократии. На местах созданы Народные собрания, их руководители вошли во Всеобщий народный Конгресс, а сам М. Каддафи объявлен лидером революции.
Будучи по натуре экстремистом, М. Каддафи снискал себе славу довольно неуравновешенного и непоследовательного деятеля. Его неоднократные попытки создать федерации с другими странами вызывали лишь насмешки. Каддафи строил планы создания Великой исламской сахарскои империи, невзирая на ограниченность возможностей самой Ливии - армия страны едва насчитывала 40 тыс. человек, хотя и была вооружена с ног до головы.
На своей территории он устроил лагеря и учебные центры для подготовки террористов, помогал оружием, финансами и исламским экстремистам, и баскским сепаратистам в Испании, и ирландским католикам в Ольстере, и даже мусульманским мятежникам на филиппинском острове Минданао.
Для организации террористических акций за рубежом Каддафи использовал дипломатические представительства своей страны. Он сумел рассориться с лидерами многих государств Африки: в 1973 г. разорваны дипломатические отношения Ливии с Египтом, и дело несколько раз чуть было не дошло до войны.
В 1970-1980-е гг. Ливия оказалась втянутой в запутанные дела соседней страны Чад. Козни Ливии видятся в свержении президента Верхней Вольты Сангуле Ламизана, в убийстве президента Гвинеи-Бисау Луиша Кабрала, в неудачных попытках свержения президента Нигера Сейни Кунче. С Ливией разорвали дипломатические отношения Гамбия, Сенегал, Гана и Габон.
В 1980-е гг. объем добычи ливийской нефти сократился в 4 раза, резко упали доходы. Это побудило Каддафи провести «либерализацию экономики»: с 1986 г. были разрешены некоторые формы частной торговли. Однако Ливия в глазах мировой общественности продолжала оставаться страной, поощряющей терроризм. США ввели против нее экономические санкции, а в 1986 г. осуществили массированную бомбардировку Триполи и Бенгази. Еще один воздушный налет американцы совершили в 1989 г., когда Ливию обвинили в строительстве предприятия по производству химического оружия.
В ноябре 1991 г. США, Англия и Франция предъявили претензии к Ливии в связи с причастностью ее граждан к взрывам гражданских самолетов в 1988-1989 гг. и потребовали выдачи террористов правосудию. После отказа Каддафи в 1993 г. были введены экономические санкции против Ливии по линии ООН. 27 августа 1998 г. Совет Безопасности ООН подтвердил экономические санкции против Ливии.
Алжир стал независимым 3 июля 1962 г. Во главе страны встал Фронт национального освобождения (ФНО). Его лидер Ахмед Бен Белла, сторонник марксистского социализма, начал проводить в стране национализацию, осуществлять реорганизацию (ФНО). Но больше внимания он уделял внешней политике, активно участвуя в разного рода международных конференциях. За свою активность Бен Белла был представлен советским лидером Н.С. Хрущевым к званию Героя Советского Союза.
В июне 1965 г. Бен Белла был свергнут полковником Хуари Бумедье- ном, который взял курс на «построение социализма в рамках национальных ценностей и ислама». Он энергично стал проводить политику национализации, в сельском хозяйстве стремился развивать кооперативы и другие формы коллективного труда, осуществлял эксперименты по созданию региональных органов по экономическим и социальным вопросам. Но его надежды на эффективность государственной экономики не оправдались. Правда, до определенного времени все издержки реформ компенсировались доходами от нефти. Собственное производство в Алжире сокращалось, страна была вынуждена ввозить до 70% необходимого продовольствия.
Более успешно складывалась внешняя политика X. Бумедьена. Он сумел заключить ряд выгодных договоров с Францией, получив от нее большую экономическую помощь. К 1968 г. были ликвидированы все французские военные базы на алжирской территории. Нормальные отношения были установлены и с СССР. В 1968-1970 гг. урегулированы некоторые спорные проблемы с Марокко. Но ФНО постепенно утрачивал прежний авторитет, погружался во внутренние склоки и коррупцию.
В 1978 г. X . Бумедьен был смещен и его место занял полковник Шад- ли Бенджедид. Ему так и не удалось улучшить экономическую ситуацию и облегчить социальное положение населения. В 1986 г. начата приватизация промышленности, стал поощряться частный сектор, но коррупция уже разъела все общество. В 1988 г. в стране начались мятежи, и армия открыто вмешалась в политическую жизнь.
В 1989 г. в Алжире принята новая Конституция, которая означала поворот к рыночной экономике и парламентской демократии. В стране появились новые политические партии, но все официальные структуры власти быстро теряли свой авторитет.
В июне 1990 г. на выборах в муниципалитеты 2 / 3 мест завоевал Исламский фронт спасения (ИФС). Фундаменталисты требовали скорейшего проведения выборов в парламент, а власти этого опасались. В декабре 1991 г. состоялся первый тур, в ходе которого ИФС одержал победу, а ФНО получил только 16 мест, после чего второй тур был отменен. Ш. Бенджедид подал в отставку.
Власть взял в свои руки Высший государственный совет. Возглавил его генерал Ламин Зеруаль. ИФС был запрещен, тысячи его активистов арестованы; началось кровавое противостояние властей с фундаменталистами, в ходе этой войны погибли несколько десятков тысяч человек.
16 ноября 1995 г. Л. Зеруаль избран президентом Алжира, через год проведен референдум, расширивший его полномочия. В июне 1997 г. состоялись выборы в парламент. Однако проблема взаимоотношений с исламскими фундаменталистами остается.
Марокко получило независимость в марте 1956 г. Большинство населения Марокко - берберы. В апреле 1956 г. Испания согласилась на присоединение к стране Испанского Марокко, за исключением городов Мелильи и Сеуты, в 1958 г. - территории Тарфайя, а в 1969 г. - Ифни. Марокко не смирилось с потерей Мелильи и Сеуты, но ничего пока поделать не может.
В экономическом отношении Марокко было менее развито, чем соседний Алжир, но страна стала уверенно развивать рыночные отношения. Экономика Марокко базируется на богатых сырьевых ресурсах (3-е место в мире по запасам фосфатов); имеются также богатые залежи угля и металлических руд.
С 1962 г. королем стал Хасан II ; он сумел создать стабильный политический режим, умело играя на националистических чувствах марокканцев. Зарекомендовав себя верным сторонником Запада, Хасан II распустил все левые партии, с помощью тайной полиции контролировал деятельность оппозиции. С 1977 г. партиям разрешено участвовать в выборах, но это больше походит на формальную демократию.
В 1970-е гг. Марокко втянулось в затяжной конфликт из-за Западной Сахары. Эта бывшая испанская колония была передана в 1975 г. Марокко и Мавритании, но началась война, которую вели местные националисты фронта ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира и Ливии. Мавритания, не выдержав бремени расходовав 1979 г. отказалась от своих претензий. Марокко же отгородилось от спорных территорий стеной протяженностью 2000 км, чтобы успешнее противостоять набегам отрядов ПОЛИСАРИО.
Война истощала ресурсы. В 1987 г., после встречи короля Хасана с Ш. Бенджедидом, фронт ПОЛИСАРИО потерял финансовую поддержку Алжира, хотя и сохранил там свое представительство. С 1988 г. к попыткам разрешить конфликт подключилась ООН: был принят план, предусматривающий проведение референдума. Но он так и не был выполнен: бои возобновились, и Марокко, ужесточив свою позицию, отказалось от него.
23 июля 1999 г. король Хасан II умер. Новым королем стал его сын - Мухаммед VI. Он слывет либералом. 12 июля 2002 г. состоялась его свадьба с 24-летней С. Беннани. Торжества были омрачены конфликтом с Испанией из-за острова Перехиль в Гибралтарском проливе.
И все же Марокко продолжает оставаться анклавом западного влияния в Северной Африке; 65% его экспорта приходится на страны Европейского союза. Но и с Россией поддерживаются хорошие отношения: Марокко является вторым (после Египта) торговым партнером России в Африке. В 1998 г. вошел в строй гидроэнергетический комплекс «Аль-Вахда», на который приходится 30% всей электроэнергии Марокко.
Новый король продолжает выступать активным борцом за права палестинцев. 21 сентября 2002 г. он обратился с просьбой к правительствам США и России остановить агрессию Израиля, предотвратить разрушение Рамаллы.
Тунис также в 1956 г. стал независимым государством под руководством социалистической партии «Новый Дустур» и ее лидера Ха- биба Бургибы. Он был президентом страны в течение 30 лет вплоть до 7 ноября 1987 г., когда в результате переворота ему на смену пришел Зин аль-Абидин Бен Али.
Новый лидер несколько ослабил режим, разрешил создавать политические партии, но все же сохранил за правящей партией (с 1988 г. она стала называться Демократическое Конституционное Объединение - ДКО) контроль над политическими процессами в стране.
Власти не зря опасались исламских фундаменталистов: партия «Нахда» активизировалась в мае 1991 г., ее сторонники пытались организовать выступления населения, столкновения с полицией и армейскими частями. В Тунисе были проведены аресты активистов «Нахда», а летом 1992 г. им вынесли суровые приговоры.
Когда в марте 1994 г. состоялись парламентские выборы, правительственная партия ДКО получила все места. Последние выборы проходили в ноябре 1999 г. В январе 2001 г. проведены перестановки в правительстве, сокращено количество министерств более чем в 2 раза.
Тунис придерживается либеральной линии в экономической политике, поощряет иностранные инвестиции, создает свободные экономические зоны. Страна поддерживает тесные отношения с Европейским союзом, на него приходится 80% всей внешней торговли. Тунис традиционно является кузницей кадров для арабских и африканских стран. Тунисские врачи, инженеры, преподаватели и квалифицированные рабочие пользуются там большим спросом.
Обстановка в стране - спокойная, каких-либо эксцессов на межнациональной или религиозной почве не происходит. Поэтому много шума наделал взрыв в апреле 2002 г. в синагоге в г. Джербе, где погибло 13 человек. Власти признали случившееся террористическим актом и начали расследование этого преступления.
Судан считается как арабской, так и исламской страной. Мусульманскую религию исповедует здесь 2 /з населения. На Юге проживают негроидные племена, исповедующие христианство или традиционные африканские культы. Еще до провозглашения независимости в августе 1955 г. там начались волнения, которые фактически продолжаются по сию пору.
Первые два года после получения независимости страной правил Абдулла Халиль; в 1958 г. власть захватил генерал Ибрахим Аббуд. Он проводил политику арабизации и исламизации, пытался искоренить христианство. В частности, ограничил деятельность христианских миссионеров в 1962 г., а в 1964 г. вообще выслал их из страны, обвинив в разжигании сепаратизма на Юге.
В октябре 1964 г. военный режим пал, в Судане воцарилось неустойчивое политическое равновесие. Неоднократно возобновлялись и прерывались переговоры с южанами, но те все больше склонялись к обретению независимости и апеллировали к африканскому общественному мнению через Организацию Африканского единства (ОАЕ).
В 1969 г. в результате военного переворота власть захватил генерал Джафар Нимейри. Поначалу он практиковал левую политику: провел широкую национализацию, установил тесные связи с СССР, ограничил права собственности негритянских вождей на Юге. Но после неудачной попытки его свержения в 1971 г. сменил политический курс, отказался от сотрудничества с СССР и стал склоняться к исламу.
Когда в начале 1980-х гг. на Юге вновь вспыхнуло восстание, Нимейри реагировал жестко, ввел исламские законы и наказания. С 1983 г. законы шариата стали в Судане приоритетными. Но ситуация в стране складывалась плачевная: от голода страдала 1 / 5 часть населения, остановилась в развитии экономика, восстание на Юге все ширилось; режим держался лишь на репрессиях.
В апреле 1985 г. Нимейри был низложен армией. У власти оказался Садык эль-Махди - человек слабый, попавший к тому же в полную зависимость от исламских экстремистов, объединившихся в конце 1980-х гг. в Национальный исламский фронт (НИФ). Армия терпела неудачи на Юге, возобновившаяся война требовала огромных жертв.
В 1989 г. произошел еще один военный переворот. Страну возглавил генерал Омар аль-Башир, но реальная власть находилась у лидера НИФ - X. Тураби. К тому времени исламисты уже обладали огромным влиянием в стране, у них было немало сторонников среди армейских офицеров, в бизнесе и среди служащих госучреждений. Законы шариата стали обязательными для всего населения, в том числе и немусульманского. В 1993 г. военные передали официально власть гражданским, но президентом стал тот же Омар аль-Башир.
Неоднократно предпринимались попытки урегулировать отношения с южносуданскими сепаратистами; только за 1990-е гг. в междоусобной войне погибли около 1 млн. человек. В 1997 г. было даже подписано соглашение с некоторыми организациями о мире. Но крупнейшая организация - Суданская народно-освободительная армия во главе с бывшим полковником Джоном Гарантом де Мабиором - отказалась к нему присоединиться. Судан в настоящее время оказался в международной изоляции, Запад обвиняет страну в пособничестве исламским экстремистам и международным террористам.
ІІ . Экономические и социальные проблемы стран Тропической Африки
Получив независимость, африканские страны сознавали свою экономическую отсталость, но придерживались той точки зрения, что эта отсталость объясняется не внутренними причинами, а самим фактом колонизации. На конференции неприсоединившихся стран в Бандунге прямо говорилось, что именно колониализм не просто остановил экономическое развитие, но и сознательно подверг колонии процессу «недоразвитости». Считалось, что это может быть преодолено политическими средствами.
На первой конференции независимых стран Африки в 1958 г. в Аккре президент Ганы Кваме Нкрума призывал к созданию объединенного правительства африканских стран, Общего рынка, панафриканской валюты, центрального банка, континентальной системы коммуникаций. Недостатка в прожектах и начинаниях не было - что же в результате?
Если в 1960-е гг. в странах Африки происходил экономический рост, то в 1970-е гг. он прекратился, а в 1980-е гг. произошел резкий спад. Тот же К. Нкрума к середине 1960-х гг. в результате своих экспериментов накопил столько международных долгов, что полностью подорвал доверие финансовых институтов к своей стране. В 1966 г. в результате военного переворота он был свергнут.
Многие страны Африки обладают богатыми природными ресурсами: нефть и золото, бокситы и фосфаты, медь, цинк, уран, платина, алмазы - все это есть в изобилии. Некоторые государства специализируются на выращивании ценных растительных ресурсов: Гана экспортирует какао-бобы, Кения - кофе и чай, Камерун - какао-бобы и каучук, Сенегал - арахис, Берег Слоновой Кости богат красным деревом. Но и сегодня 28 стран Тропической Африки входят в число самых отсталых стран мира (по классификации ООН).
Дело в том, что за годы независимости так и не удалось сформиро вать главную составляющую экономического потенциала - подготовлен ных к производительному труду работников. Так и не удалось привить людям трудовые навыки и обеспечить им необходимую квалификацию для регулярного труда на современных промышленных предприятиях, на транспорте, в сфере услуг и сельском хозяйстве.
Сейчас на долю Африки приходится 11 % населения и лишь 5% мирового производства. Из 55 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира. С 1980 г. третья часть населения выживает лишь за счет международной продовольственной помощи, в то время как еще в 1960-е гг. Африка полностью обеспечивала себя продуктами питания.
В последние десятилетия Африка переживает демографический бум, население растет быстрее, чем в других странах; численность его уже перевалила за 1 млрд. человек. Происходит массовая миграция в города, которые становятся все более опасными для проживания; сельские же районы пустеют, в результате продовольственная проблема обостряется еще больше.
Многие государства Африки полагали, что путь к экономическому процветанию проходит через индустриализацию: на эти цели затрачены огромные ресурсы и усилия. Но в итоге промышленное производство в Африке едва достигает 1% мирового уровня, а долги выросли до угрожающих масштабов.
В 1960-1970-е гг. в Африке разгорелось свыше 30 внутренних конфликтов, что породило проблему беженцев: к 1978 г. их число превысило 5 млн. человек (сейчас уже 7 млн. человек).
Попытки создать региональные экономические объединения, заключить межгосударственные договоры о валюте, транспорте и коммуникациях ни к чему не привели. Ситуация только ухудшилась: дороги уничтожены, подвижной состав не обновлялся, связь нарушена, внутренние линии воздушного транспорта закрыты. К началу 1980-х гг. все ставшие независимыми африканские государства, за исключением Берега Слоновой Кости, Кении, Алжира, Ливии и Нигерии, стали беднее, чем были во времена колониализма.
В упадок приходила система образования, разрушались школы, университеты: половина преподавателей не имела специальной подготовки; лишь половина детей где-нибудь училась. Снизился и уровень медицинского обслуживания; вновь стали привычными случаи недоедания и голода, в африканские столицы вернулись эпидемии, ликвидированные было в 1950-е гг. Разразился кризис в структуре медицинских учреждений, не хватало врачей. Со второй половины
1970-х гп в африканских странах вновь разрешено практиковать шаманам и знахарям - они получили тот же статус, что и врачи.
Причины неудач во многом связаны с экономической политикой африканских государств. Даже те из них, что не стали проводить социалистические эксперименты, все равно полагались на мощный государственный сектор, национализируя даже экономически неэффективные.производства в виду их большого общенационального значения.
Но государственный сектор неэффективен в принципе. В африканских же условиях это еще более усугубилось коррупцией и злоупотреблениями, так как там принято воспринимать государственные учреждения в качестве личной кормушки. Коррупция распространилась и в сфере частнопредпринимательской деятельности. Несмотря на изобилие ресурсов, иностранные инвестиции в экономику Африки прекратились. Подобная практика была скомпрометирована десятилетиями неэффективной политики и неумелого руководства.
Международные финансовые организации были готовы оказать помощь, но предоставляли кредиты на строго определенных условиях. В частности, требовали девальвации национальных валют, либерализации торговли, сокращения государственного регулирования и социальных программ, повышения внутренних цен, на что далеко не все правительства смогли решиться.
Многие страны Африки встали в свое время на путь «марксистского социализма», провозгласив так называемый «некапиталистический путь развития». Они провели тотальную национализацию экономики, в принципе отвергая частную собственность и свободный рынок. Население было практически превращено в трудовую армию; в обществе делался акцент на коллективистские ценности и равенство в потреблении. Это был заведомо тупиковый путь, который дорого обошелся народам этих стран.
В Западной Африке президент Ганы Кваме Нкрума резко изменил внешнеполитическую ориентацию после событий в Конго в 1960 г.; он провозгласил «курс на научный социализм» и ввел однопартийную систему. До получения независимости страна была самой богатой в Африке, ей предрекали большое будущее. Но Нкрума разбазарил валютные резервы страны, ее внешний долг вырос до 279 млн. ф. ст., а дефицит платежного баланса превысил 50 млн. ф. ст. Себя он требовал называть не иначе как «Спасителем», любил покрасоваться на международных конференциях, даже получил Ленинскую премию мира.
Но в 1966 г., когда Нкрума совершал зарубежную поездку, он был свергнут генералом Анкрой в результате военного переворота. Новый режим сразу же выставил из страны около тысячи советских советников и почти всех сотрудников дипломатических представительств СССР, Кубы, Китая и ГДР.
Бывшая французская колония 1Ъинея под руководством президента Секу Туре уже в 1960 г. объявила о «некапиталистической ориентации». Страна богата природными ресурсами, располагает 2 / 3 мировых запасов бокситов. СССР, предоставив Гвинее кредит на сумму 140 млн. руб. и оружие, был намерен превратить ее столицу Конакри в центр советского влияния в Западной Африке. Была национализирована большая часть промышленности, включая горнодобывающую. В Гвинее работали свыше 3 тыс. советских советников; началась коллективизация сельского хозяйства, что спровоцировало беспорядки.
Но уже в декабре 1961 г. произошел разрыв с СССР; советский посол Д.С. Солод был обвинен в заговоре против Секу Туре и выслан из страны. А в 1962 г. Гвинея приняла первую помощь от США. Все усилия СССР пропали даром; даже построенный советскими специалистами аэропорт Конакри был закрыт для советских самолетов в период Карибского кризиса.
Секу Туре сумел сохранить власть вплоть до своей смерти 3 апреля 1984 г. в США. За это время режим превратился в диктаторский. Страна была охвачена коррупцией и банкротствами. Власть оказалась в руках полковника Лансана Конте, который столкнулся со многими проблемами. В 1986 г. проведена реформа в экономике: приватизация, меры по привлечению иностранного капитала и развитию рыночных отношений.
В настоящее время Л. Конте является президентом Гвинеи; в конце июля 2001 г. состоялся его официальный визит в Россию, где велись переговоры о сотрудничестве в добыче и переработке бокситов.
Третьей страной Западной Африки, попавшей в советскую сферу влияния, стала Мали, бывший французский Судан. Ее президент Мо- дибо Кейта был одним из инициаторов провалившегося проекта объединения нескольких государств в Федерацию Мали.
Он получил от СССР кредит в 40 млн. руб., открыл воздушное сообщение с Москвой и много разглагольствовал о «социализме», за что и был награжден Ленинской премией мира. Группы советских специалистов были посланы в Мали, где приняли участие в поисках полезных ископаемых на его территории. Но постепенно энтузиазм М. Кейта в отношении «социализма» начал угасать, а в 1968 г. он был свергнут генералом Мусой Траоре и брошен в тюрьму.
М. Траоре создал авторитарный режим, который продержался в стране 23 года, пока не был свергнут в марте 1991 г. К тому времени Мали стала жертвой засухи, разразившейся на севере страны, и вспыхнувшего вооруженного конфликта с туарегами, что еще больше усугубило экономические проблемы.
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. многие государства Западной и Центральной Африки поразила страшная засуха, вызванная наступлением пустыни Сахара. Поэтому некоторые правительства стали устанавливать систему контроля над передвижением населения, вводить ограничения на кочевки племен, что вызвало волнения и привело к вооруженному противодействию.
В Восточной Африке характерным примером «социалистического режима» служат власти Танзании и ее лидер Джулиус Ньерере. Став президентом независимой Танганьики в 1961 г., Д. Ньерере столкнулся с бунтом в рядах собственной армии в январе 1964 г. Обратившись за помощью к английским войскам, он разоружил армию и создал новую, на основе партии Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ).
В том же 1964 г. был провозглашен союз Танганьики и Занзибара - Танзания. Испытывая недоверие к СССР, Д. Ньерере установил дружеские отношения с КНР, обменявшись в 1965 г. визитами с Чжоу Энлаем и начав грандиозное строительство железной дороги между Танзанией и Замбией с помощью китайских специалистов.
В основе политического курса Д. Ньерере лежала философия «уджа-маа» - идеология общинности. В сельской местности под ее эгидой проводилась фактически принудительная коллективизация. За обществом установлен жесткий контроль: страна разбита на ячейки по 10 домов, глава каждой ячейки должен быть в курсе всех местных проблем и сообщать обо всем подозрительном властям. Д. Ньерере законодательно оформил борьбу против роскоши, обязал всех носить форму, установил административные запреты - словом, вмешивался во все сферы жизни. Страна была пронизана партийными ячейками, охвачена подозрительностью и слежкой.
Д. Ньерере оставил президентский пост только в 1985 г., когда Тан зания находилась в крайне тяжелом экономическом состоянии: голод, нормирование продовольствия, огромные зарубежные долги, крайне низкий уровень жизни. Только тогда Танзания встала на путь развития рыночной экономики, выполняя рекомендации Международного валютного фонда, но время было безвозвратно упущено.
На рубеже 1980-1990-х гг. в Африке начался переход к рыночной экономике и многопартийной демократии. В 1989 г. Всемирный банк в своем обзоре указал на причины экономических неурядиц в Африке: слабость законодательной системы, отсутствие свободы прессы, неэффективное руководство. Международные финансовые институты ускорили переход африканских стран к многопартийной системе и демократии - это произошло почти повсеместно.
В 1990-е гг. в экономике наблюдаются позитивные сдвиги. В частности, на рынке появляются местные мелкие предприниматели, они начинают осваивать его, делать приемлемым для населения. В немалой мере это следствие «демонстрационного эффекта», ведь рынки африканских стран забиты качественными западными товарами, японской электроникой, корейскими телевизорами и т. д.
Возросли и среднегодовые темпы экономического роста: согласно статистическим данным МВФ, они достигли в 1995 г. - 3%, в 1996 г. - 5% и продолжают увеличиваться. Правда, это общие цифры, в небольших странах (Маврикий, Ботсвана, Свазиленд, Лесото и некоторые другие) они много выше. В более крупных странах (Гана, Зимбабве) темпы близки к средним данным; показатели экономического роста такой крупнейшей африканской страны, как Нигерия, достигли лишь 3,5%, что оставляет желать лучшего, а Заир находится в весьма плачевном положении.
Тем не менее в 1997 г. падение ВНП отмечено лишь в 3 африканских странах, а в 15 государствах прирост составил более 5%. По оценкам экспертов, в настоящее время африканские страны в состоянии обеспечить экономический рост на уровне 5-6% в год.
Перспективы экономической стабилизации во многом зависят от развития интеграционных процессов в Африке. Ликвидация барьеров на пути движения товаров, рабочей силы и капиталов, улучшение транспортной инфраструктуры, формирование единых рынков и валюты могло бы содействовать экономическому росту. В 1990-е гг. такие процессы проходят в Африке повсеместно.
В декабре 1993 г. Кения, Уганда и Танзания заключили Договор о восточно-африканском сотрудничестве. Осенью 1995 г. возобновилась деятельность Экономического союза Западной Африки (Э КОВ АС), который объединяет 16 стран этого региона. В мае 1997 г в Лусаке состоялся саммит представителей 19 стран Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Активизировалась деятельность Конференции сооб щества развития 12 государств Юга Африки (САДК), с 1994 г. эта организация сотрудничает с Европейским советом по многим вопросам.
В марте 1998 г. в Аддис-Абебе прошел крупный международный форум по инвестициям в Африку. Подобные же вопросы обсуждались в октябре 1998 г. в Токио на Международной конференции по развитию Африки, что, несомненно, должно привести к притоку новых капиталовложений в африканскую экономику.
В последние годы многие африканские лидеры говорят о необходимости установления нового международного экономического порядка. Но зачастую за этим скрывается лишь требование новых дотаций от развитых стран, хотя и так уже сегодня ежегодная помощь Африке только от стран Запада превысила 22 млрд. долл. В значительной мере потребности в продовольствии и других товарах удовлетворяются именно за счет безвозмездной помощи Запада.
Цены на экспортируемые африканскими странами сырьевые товары определяет рынок. Можно, конечно, их искусственно завысить, но это будет скрытая субсидия и в любом случае лишь временная мера, которая не в состоянии разрешить экономические проблемы Африки. Любая искусственная стимуляция не заменит собственных усилий африканских стран по развитию своей экономики.
В настоящее время стратегия международных финансовых институтов направлена на то, чтобы гарантировать оказание внешней помощи африканским странам на срок не более чем 10 лет. Существует много примеров того, что помощь используется неэффективно, а поведение правительств часто безответственно. К 1995 г. общие долги африканских стран превысили 322 млрд. долл., на их обслуживание уходит до 30% всей экспортной выручки. Расчеты африканских лидеров на списание долгов не оправдались. Сейчас Всемирный банк установил для Африки потолок в обслуживании внешних долгов в размере 25-30% экспортной выручки, но и это для многих стран непосильное бремя. Так, например, внешний долг Мозамбика в 14 раз превышает объем экспорта страны.
С 1996 г. ООН осуществляет специальную программу, в соответствии с которой в течение 10 лет будет израсходовано 25 млрд. долл. на начальное образование и профилактику заболеваний в Африке. Африканские страны получают экономическую и гуманитарную помощь и по линии двусторонних связей, но главную роль все же играют стабилизационные программы международных финансовых институтов. Это дает свои плоды, экономический прогресс в Африке стронулся с мертвой точки.
В результате распада колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии и Португалии на карте Африки появилось сорок с лишним новых независимых государств. В 1958 г. в результате ре-ферендума стала самостоятельной Гвинейская Республика. В 1960 г. независимость получили сразу 17 стран, в том числе бывшие фран-цузские колонии Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Дагомея, Берег Слоновой Кости (Кот-Д’Ивуар), Чад, Габон и Конго. Этот год теперь принято назы-вать Годом Африки .
Возникнув на базе колоний, часто не обладая государственно-стью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления. Создавать государственный аппарат и политические традиции пришлось с нуля. Даже большинство границ определялись случайностью колониального раздела, многие народы и племена оказались разделены. Ряд стран континента при выборе пути разви-тия склонился в сторону социалистической модели. Почти для всех них это закончилось крахом экономики и политическими кризиса-ми, после чего африканские государства обратились к капитализму.
Политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты стали привычным делом. Многие внутренние кризисы были вызваны национальными спорами. Партии нередко формировались по этническому принци-пу. В итоге многопартийная система, позаимствованная у стран Евро-пы, означала столкновение не политических принципов, а народов.
Трайбализм
В жизни молодых африканских государств торжествовал трайбализм — стремление одних племён и народов («наших») противопос-тавить себя «чужим», при этом никого не интересовало, что враж-дующие группы состоят из граждан одной страны. Нередко такое противопоставление выливалось в попытки отделения части терри-тории. Именно так в конце 1960-х гг. произошло в Нигерии (провин-ция Биафра), в Заире (провинция Катанга), а сегодня происходит в Сомали. В 1990-х гг. стала независимой часть Эфиопии — Эритрея. Иногда трайбализм приводил к кровавым столкновениям. В 1990-х гг. в Руанде произошли массовые убийства граждан тутси их соотечест-венниками хуту. Только вмешательство соседних государств положи-ло конец резне, в которой погибли сотни тысяч человек.
Политические проблемы Африки
В большинстве государств Африки действует республиканская форма правления. Её независимые страны унаследовали от колони-альных метрополий, с этой системой была знакома правящая эли-та, получившая образование в Европе. Но реальное влияние пар-тий и парламентов невелико. Даже гражданские правительства нередко контролируются военными, которые под предлогом «ста-билизации» довольно часто берут власть в свои руки. Такая борьба с кризисами на практике оборачивается полным лишением оппози-ции права голоса. В итоге возникают новые споры и вспыхивают гражданские войны (так случилось в Анголе в 1975-2002 гг., в Чаде в 1970-1980-х гг.).
В конце XX столетия благодаря посредничеству стран мира и ООН закончились или снизили остроту несколько военных и по-литических конфликтов в Африке. В результате переговоров ус-пешно завершилась партизанская борьба за освобождение Нами-бии. Начался мирный процесс в соседней Анголе. Завершились свя-занные с сепаратизмом войны в Нигерии и Заире. Усилия соседей Эфиопии и Эритреи не дали превратиться в полномасштабную вой-ну столкновениям этих двух стран. Африканские и европейские ми-ротворцы сумели положить конец гражданской войне в Либерии. Усилия мирового сообщества и ряда стран континента заставили власти Южно-Африканской Республики отказаться от режима апар-теида (разделения белых и чернокожих жителей) и дискриминации цветного населения. Материал с сайта
Экономические проблемы Африки
Большинство стран Африки южнее Сахары остаются экономи-чески неразвитыми. На континенте проживает 14 % населения планеты, а промышленной продукции (без учёта ЮАР) здесь про-изводится менее 1 %. И хотя в Африке начали действовать первые транснациональные корпорации (ТНК) с совокупным капиталом в середине 1990-х гг. 25 млрд долларов, подавляющая часть этих де-нег остаётся вне региона. 1980-1990-е гг. запомнились африкан-ским странам ужасной засухой. Особенно пострадали Эфиопия, Чад, Центральноафриканская Республика и Нигер. Обострилась нищета, сотни тысяч, а то и миллионы людей умерли от голода. Внешний долг стран Африки измеряется сотнями миллиардов дол-ларов. Континент испытывает демографический взрыв (стреми-тельный прирост населения — с 300 млн до 600 млн за 30 лет), но ни рабочих мест, ни продовольствия, ни жилья для такого количе-ства жителей нет и не предвидится. Люди живут ещё беднее, чем несколько лет назад. В ряде стран (Кения, Нигерия, Ботсвана, Зам-бия, Зимбабве) власти пытаются ограничить рождаемость, но поч-ти безрезультатно.
Помощь Африке
Мировое сообщество не раз принимало программы помощи аф-риканским государствам, поставляло продовольствие и выделяло денежные средства, но это так и не помогло континенту выбраться из затяжного кризиса. Пока сами африканцы не сумеют наладить эффективное рыночное хозяйство, не отвыкнут от практики соци-альных иждивенцев и не станут настоящими хозяевами у себя дома, независимые страны Африки будут обречены на нищенское сущест-вование.
На этой странице материал по темам:
Проблемы африки кратко история
Проблемы африки в начале 21 века кратко
Проблема трайбализма в африке
Экологические проблемы африки доклад
Проблемы независимой африки
Вопросы по этому материалу:
Завершающим этапом деколонизации после Второй мировой войны стало освобождение от колониальной зависимости народов Африки. Свыше четырех десятков независимых государств были созданы на развалинах колониальных империи Великобритании, Франции, Португалии.
Большинство из освободившихся стран, обретя независимость, не имели собственного политического опыта. Новые африканские государства стали самоопределяться на базе племенных связей, при этом часто обращение к традиции не сплачивало,а скорее разъединяло жителей новых государствпо племенному, клановому или земляческому признаку.
Нередко и сами границы новых государств определялись исключительно географией колониальных захватов. Европейские державы определили такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены.
Традиционные формы африканской жизни были абсолютно не приспособленными для создания устойчивой политической структуры.Добившись независимости, правящие образованные верхи нередко обращались к опыту метрополии.
В первые годы после провозглашения независимости государств на Африканском континенте надежды на то, что это придаст импульс экономическому росту и развитию, не оправдались. Вместо процветания экономика большинства стан фактически стала деградировать.
Пытаясь переломить неблагоприятную тенденцию, Всемирный банк выдвинулидею «планированного развития», опирающуюся на государственный сектор. Были предприняты шаги по внедрению доктрины «основных потребностей». Международный валютный фонд предложил идею о необходимости политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, отказа от государственного вмешательства в экономику и стабилизации финансовой системы.
Учитывая, что ранее внешняя помощь, выделяемая африканским странам на реализацию конкретных хозяйственных задач, обычно оказывалась неэффективной, МВФ, желая предотвратить разбазаривание средств, фактически установил контроль над действиями правительств стран-должников.
В начале 80-х гг. страны континента постигла засуха, что привело ксокращению выручки от экспорта с\х продукции.Большинство африканских стран отличал низкий годовой доход на душу населения, прирост ВНП. Основными причинами кризиса стали:
– незавершенность процесса образования класса крестьянства;
– отсутствие структур гражданского общества, ярко выраженное авторитарное начало;
– региональные конфликты (Сомали, Руанда, Ангола, ЮАР, Мозамбик, Персидский залив и др.);
– экспортно-сырьевая специализация, зависимость от конъюнктуры мирового рынка;
– большая внешняя задолженность;
– демографическая проблема;
– неравномерность развития. На севере Африки располагаются относительно высокоразвитые страны – Алжир, Тунис, Ливия. В Тропической Африке есть менее развитые – Чад;
– большинство Африканских стран не производят хлеба, почти все продовольствие ввозится.
В Алжире и Ливии наблюдалась большая доля государственного сектора , так как это нефтедобывающие страны и нефтедобыча была национализирована. Но эта тенденция оказывалась не всегда эффективной, наблюдался отход от приоритетов государственного регулирования экономикой. Заметного прогресса в экономическом развитии добились те африканские государства, где основу экономики составляли местный частный и смешанные секторы – Тунис, Марокко, Кения, Нигерия.
Требования МВФ сократить финансирование социальной сферы с самого начала таили в себе опасность провоцирования нестабильности.
Недостаточное знание социально-экономических условий и самобытной жизни основной группы африканского населения – крестьянства, привело к тому, что рекомендации МВФ и Всемирного банка, направленные на модернизацию сельского хозяйства, также были обречены на провал.Либерализация внутреннего рынка также не была проведена должным образом, так как власти опасались недовольства отсталых районов, получающих дотации. Но наибольшее сопротивление в африканских странах вызвали рекомендации о девальвации местных валют. Это приводило к резкому повышению стоимости импорта, задевало интересы элиты, средних классов.
В 90-е гг. на Африканском континенте обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Вырос ВВП, впервые был зарегистрирован экономический рост даже в наиболее отсталых африканских странах.
В целом, темпы экономического роста африканских стан находились под воздействием сдерживающих факторов , среди которых:
Негативное влияние расточительного государственного сектора;
Неразвитая экономической инфраструктуры;
Продолжающаяся внутренняя политическая нестабильность;
Межгосударственные конфликты;
Сокращение притока финансовых ресурсов извне;
Ухудшение условий торговли;
Затруднение доступа к международным рынкам.
Основными причинами, негативно влияющими на приток иностранного производственного капитала в Африку, стали:
Низкие темпы роста ВВП в большинстве стран континента;
Ограниченность внутреннего рынка;
Неразвитость инфраструктуры;
Высокий уровень государственного долга;
Медленное осуществление рыночных реформ.
Главными кредиторами африканских государств стали МВФ и Всемирный банк.
Не довольствуясь западными рецептами, африканские страны все более пристально обращали свои взоры на новые индустриальные страны Азии : Сингапур, Малайзию, Индонезию, Южной Кореи, Таиланд и др. Африканских лидеров устраивали также существующие в азиатских странах авторитарно-командные формы правления.
1996 г. - созданиеСоюза за индустриализацию Африки. Цель Союза – содействие промышленному развитию африканских государств, повышению конкурентоспособности их промышленной продукции на международном рынке, привлечение международного сообщества к участию в индустриализации Африки и оказанию ей помощи.
В отличие от предшествующих трех десятилетий,конец XX в. ознаменовался относительным улучшением политической ситуации в ряде стран Африканского континента. Смена режима в ЮАР благоприятно сказалась на политической ситуации Юга Африки. Мозамбик, Намибия перестали быть ареной непримиримой политической борьбы.
Но общая ситуация на Африканском континенте была далека от стабильной в политическом плане. Многие страны по-прежнему продолжали пребывать в состоянии внутренних конфликтов и междоусобиц (Ангола, Конго, Руанда, Уганда, Заир, Судан, Кот-д"Ивуар, Нигерия и др.). Особую опасность для мирового судоходства в первое десятилетие XX в. представляли пираты Сомали , захватывающие проходящие суда. И если международному терроризму мир как-то научился противостоять, то в отношении деятельности пиратских групп находящегося в бедственном положении Сомали трудно было выработать эффективные меры.
В Африке проживает около 500 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык. Когда европейцы делили Африку, создавая свои колониальные империи, они не обращали внимания на этническое многообразие. Но с обретением независимости бывшими колониями выяснилось, что в рамках новых независимых государств проживают различные народности, отношения между которыми в силу разных причин складывались напряженно.
Более того, некоторые крупные народы оказались разделенными государственными границами, что могло бы привести к территориальным спорам и конфликтам. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) в 1964 г. приняла решение утвердить границы, оставшиеся от колониальных времен. Этот принцип был признан всеми правительствами африканских стран, но межэтнические конфликты тем не менее, разгораются постоянно.
Если в сельской местности население в основном моноэтнично, то африканские города, наоборот, стали привлекать представителей разных народов и племен. Выходцы из деревень селились в городах землячески, т. е. племенными коллективами, образуя из «своих» соответствующие городские кварталы. Они оказывали поддержку политикам и военным родом из тех же мест и племен, что зачастую провоцировало внутренние конфликты.
За всеми внутренними конфликтами в Африке так или иначе стоит именно межплеменная рознь - трибализм, хотя внешне это может быть оформлено как «политические интересы». Так было, например, в Анголе, где длительное время шла борьба между властями Луанды (ориентировавшимися на социализм и СССР) и Жонасом Савимби, лидером УНИТА (ориентировавшимся на капитализм и поддержку Запада). Если присмотреться повнимательнее, за этим противостоянием можно увидеть именно межплеменные конфликты.
Став независимыми, африканские государства представляли собой такое многообразие языков, этнических групп, религиозных верований и культур, что мало походили на монолитные государственные формирования, которыми выглядели на политической карте.
Типичным для Африки примером межплеменного конфликта является бывшее Бельгийское Конго (Заир). Сразу же после провозглашения независимости в I960 г. там начались беспорядки, вызванные соперничеством политиков, опиравшихся на различные племена и народности.
Когда в 1964 г., казалось бы, было покончено с попытками отделения богатой провинции Катанга, возникли проблемы в других районах страны, в частности, произошел мятеж Пьера Мулеле в Восточной провинции, который был подавлен в 1966 г. диктатором Мобуту.
Но уже в 1967, г. в Катанге вновь была предпринята попытка отделиться. То же произошло через 10 лет, в 1977 г., когда в той же провинции восстала народность балунда, объявив о создании Фронта национального освобождения Конго. Этот конфликт вызвал международное вмешательство, в том числе были введены и контингенты войск Марокко, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Того и Габона.
Но это не могло устранить главной причины - страна все больше погружалась в хаос, экономика и инфраструктура разваливались, государственные сферы охвачены коррупцией, жизненный уровень населения беспрерывно падал, губернаторы провинций фактически стали независимыми; средняя продолжительность жизни сократилась до 40 лет.
В мае 1997 г. Мобуту был наконец свергнут в результате восстания. Во главе страны встал Лоран-Дезире Кабила, личный друг П. Лумумбы и Э. Че Гевары. Ему оказали поддержку соседние государства - Уганда, Руанда, Бурунди. Но в июле 1998 г. Кабила поссорился с представителями народа тутси, проживающим на Востоке Конго, среди которого было много беженцев из этих стран.
В августе 1998 г. против режима Кабилы начался мятеж, поддержанный Угандой, Руандой и Бурунди, которые направили в Конго свои войска. На помощь правительству пришли Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад и другие страны.
Так началась эта африканская война, которая тянется до сих пор. Почти половину территории Конго ныне контролируют мятежники. По некоторым данным, от военных действий уже погибли свыше 1 млн. 700 тыс. человек.
Проблема взаимоотношений между тутси и хуту давняя. Более высокорослые тутси всегда считали себя и более аристократичными. В Бурунди после выборов 1993 г. господство тутси было свергнуто, но началась резня народа хуту. В следующем 1994 г. тутси двинулись из соседней Уганды в Руанду и устроили резню хуту, по некоторым данным, погибли около 1 млн. человек. В настоящий момент тутси по-прежнему правят в Руанде и Бурунди и угнетают хуту.
В 2001 г. ситуация осложнились еще больше: в январе убит сам глава режима Л.-Д. Кабила; власть перешла к его сыну Джозефу Кабиле, командующему сухопутными войсками. Пока конца войне не видно, всякие попытки заключить перемирие кончаются неудачей. В 2002 г. Зимбабве объявила о выводе своих войск. Но в мае того же 2002 г. обострилась ситуация на востоке страны в связи с активизацией так называемой Патриотической армиии Руанды. Недавно СБ ООН продлил мандат международных сил до 30 июня 2003 г. (МООНДРК).
Не менее трагичной стала и судьба Нигерии, самой многонаселенной страны в Африке. Бывшая британская колония представляла собой смешение различных народов, религий и культур. На Севере проживали два народа - фулани и хауса, между которыми существовал давний конфликт; на Западе - народ йоруба; в южной части в основном проживали ибо - люди очень энергичные.
С начала XX в. ибо стали заселять и Север, и Запад. После провозглашения независимости в 1960 г. уроженец Северной Нигерии занял пост премьер-министра, представитель народа ибо - пост президента, а лидер Западной Нигерии - вождь Обафеми Аволово - сформировал оппозицию в парламенте.
Но вскоре такой расклад изменился: союз Севера и народа ибо распался; Аволово был смещен вождем Акинтолой, который стал склоняться к союзу с Севером. С января 1966 г. в столице Нигерии Лагосе прошла череда государственных переворотов, в результате которых власть захватил полковник Якубу Говон, уроженец Севера и христианин. Он начал осуществлять некоторую либерализацию режима, собрал в Лагосе конференцию представителей всех народов Нигерии.
В мае 1967 г. губернатор Восточной Нигерии Одумегву Оджукву объявил о создании независимого государства народа ибо -- Биафры. Началась долгая Гражданская война, в ходе которой погибли многие сотни тысяч мирных жителей. Федеральная армия Нигерии, численность которой возросла до 220 тыс., постепенно брала верх, но конфликт затянулся до 1970 г. СССР и Великобритания поддерживали правительство Нигерии, Франция и некоторые африканские государства - Биафру. В январе 1970 г. Биафра капитулировала.
Вскоре, казалось бы, наступили благодатные времена, поскольку Нигерия входила в шестерку мировых производителей нефти. После повышения мировых цен на нефть странами ОПЕК в 1973 г. темпы экономического роста в Нигерии достигли 7% в год. Но в 1980-е гг. последовал резкий спад, доходы на душу населения сократились в 4 раза. Это повлекло за собой обострение внутриполитической ситуации, Якубу Говон был свергнут уже в 1975 г. В настоящее время в стране беспрерывно происходят государственные перевороты, что отражает сложную этническую структуру общества.
Почти все африканские государства стали республиками, а в качестве национальных языков утверждены языки бывших метрополий. Это произошло ввиду сложной этнической структуры стран, иначе любой вождь, став королем, сразу же восстановил бы против себя все прочие племена и народы. Кроме того, во всех африканских государствах есть парламенты, через которые демократическим путем должны проявляться интересы различных народов и племен. Политические партии в Африке складывались в основном по этнически-племенному принципу. В этом - специфика общественных связей: любой человек, сделавший карьеру, должен был окружать себя родственниками и соплеменниками, которые составляли его политическую опору.
Казалось бы, парламентская демократия соответствует этническому многообразию Африки, тем более что представители элиты хорошо знакомы с историей парламентских традиций в Европе. Внешне в африканских странах присутствовали все атрибуты демократии: выборы, президенты, конституции, гарантирующие населению демократические свободы. Но на деле все обстояло иначе: почти повсеместно утверждались однопартийные режимы, значительная часть этнических групп отстранялась от власти, или им предлагалась лишь небольшая доля формального участия. Во всяком случае почти везде оппозиция низводилась до уровня зависимого младшего партнера.
Это предопределило частую смену власти в африканских странах, постоянные политические кризисы. Единственным хорошо организованным государственным институтом в Африке является армия. Она вынуждена постоянно вмешиваться в политическую жизнь, регулярно устраивая военные перевороты.
Первый успешный государственный переворот произошел в Того в 1963 г., когда был убит президент Сильванус Олимпио. Затем последовали аналогичные события в бывшем французском Конго, Бенине, Габоне, Заире, Верхней Вольте, Гане - до 1968 г. в Черной Африке произошли 64 военных переворота.
В конце 1960-х гг. ситуация усугубилась - лишь одна Дагомея (Бенин) пережила 6 переворотов; на них просто перестали обращать внимание. В 1970-е гг. военные перевороты были в Африке главным средством смены власти. Выборы же никакой роли не играли; как говорили на Западе, в Африке они проводились по принципу: «Один человек - один голос - один раз».
Поскольку длительное время сохранять военный режим практически невозможно, через определенное время армия передает власть гражданским лицам или организует выборы, где побеждает ее ставленник. Через несколько лет ситуация вновь повторяется - таковы реалии политической жизни в странах Африки. Даже когда военные не становились арбитром в конфликте политиков, парламентская демократия западного типа сворачивалась уже через несколько лет. Примерно в тридцати самых бедных государствах мира в Африке была введена однопартийная система, а президенты обладали фактически абсолютной властью.
В Африке утвердился авторитарный стиль правления; несколько такого рода руководителей находились у власти в течение почти трех десятков лет, вплоть до 1990 г.: Мобуту - в Конго, Уфуэ Буаньи - в Кот-д"Ивуаре, Хестинг Банда -- в Малави. Лишь в 1990-е гг. наметились некоторые перемены: в 1991 г. первые свободные президентские выборы проведены в Бенине; в Замбии в том же году президент Кеннет Каунда, находившийся у власти в течение 27 лет, также не был избран на новый срок.
В политической жизни Африки уже в 1960-е гг. стали доминировать насилие, мракобесие и тирания. В Бурунди два премьер-министра были убиты один за другим. Президент Бенина лично убил своего министра внутренних дел. В Народной Республике Конго по телевидению был показан труп высшего военного чина с заткнутым долларами ртом. В Экваториальной Гвинее, где в 1968 г. президентом стал Франциско Масиас Нгуэма, началась настоящая резня: президент лично избил до смерти своего министра внешних сношений; так он поступал и отношении других подчиненных вплоть до своего свержения в августе 1979 г.
Еще более одиозный случай произошел в Центрально-Африканской Республике. Командующий армией Бокасса в 1966 г. был провозглашен пожизненным президентом, а в 1977 г. он объявил себя императором, а страну - империей. По сему случаю в декабре 1977 г. была устроена пышная церемония коронации, на которой присутствовали 35 тыс. иностранных гостей. Шикарный трон в виде орла, корона, украшенная 2 тыс. бриллиантов, императорские регалии и пр. - все это обошлось стране в одну пятую часть ее годового дохода.
Бокасса «прославился» безудержным насилием и самодурством: в 1979 г. он лично участвовал в убийствах 80 детей, ударил императорским скипетром по голове личного посланника президента Франции. Только после вмешательства французских войск он был свергнут 9 сентября 1979 г. Диктатор получил политическое убежище в Береге Слоновой Кости, но был заочно обвинен в каннибализме, убийствах, махинациях с золотом и бриллиантами.
Во многих африканских странах распространены колдовство и связанные с этим ритуалы. В Уганде, например, некоторые народы с мусульманского Севера пили кровь своих жертв и съедали их печень, многие калечили тела своих врагов, отправляя таким образом религиозные ритуалы. Времена правления угандийского диктатора Иди Амина и поныне вспоминаются с ужасом. Еще до предоставления независимости Уганде в 1963 г. он приобрел репутацию крайне жестокого человека, был замешан в многочисленных убийствах и пытках людей. Но британские колониальные власти не стали судить одного из немногих черных офицеров. При президенте Мильтоне Оботе Амин постепенно выдвинулся как главнокомандующий армией. Выходец с Севера, Амин еще в 16-летнем возрасте принял ислам. Впоследствии он установил связи с ливийским президентом Каддафи и руководителями палестинских организаций.
В 1971 г. Амин сверг Оботе и установил свою власть в Уганде. Мусульмане составляли лишь 5% населения страны, но тем не менее Амин, опираясь на поддержку ливийцев и палестинцев, установил настоящую диктатуру. Его режим стоил жизни 300 тыс. угандийцев, Амин уничтожал всех недовольных, лично расправился с несколькими министрами.
Многие бежали из страны уже в 1971 г., так что суть происходящего была известна миру. Амин был ритуальным каннибалом; известно, что он убил свою жену, расчленил ее труп и затем съел его. По совету одного шамана он убил сына и съел его сердце. Доказано, что он имел коллекцию иллюстраций из руководства по анатомии и хранил специально подобранные человеческие органы в холодильнике. Амин лично расправился с высшими полицейскими чинами, расследовавшими его преступления. Главным орудием в его руках стала организация под названием Государственный исследовательский центр (ГИЦ), где работали советники из Ливии и палестинцы. Она была центром пыток и расправ с недовольными или подозреваемыми в противодействии диктатору.
Поражает тот факт, что, даже когда о преступлениях Амина в Уганде уже было широко известно, он пользовался широкой международной поддержкой, и прежде всего в Африке. В ОАЕ вообще никто не критиковал Амина вплоть до 1978 г., когда он напал на соседнюю страну - Танзанию. Мало того, в 1975 г. он был избран председателем ОАЕ и в этом качестве выступал на Генеральной Ассамблее ООН 1 октября 1975 г., после чего в его честь был устроен обед видными лицами. Амин был свергнут 4 марта 1979 г. танзанийской армией, нашел убежище у Каддафи в Ливии. Но насилие в Уганде отнюдь не прекратилось.
Серьезную угрозу представляют и другие проблемы, в частности, крайне остро стоит проблема СПИДа. В некоторых странах Тропической Африки им поражена значительная часть населения. Специалисты говорят о так называемом «поясе СПИДа», куда относят такие страны, как Замбия, Мозамбик, Ботсвана, Свазиленд, Намибия. Периодически возникают нехватки продовольствия и голод в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Заире и в других странах.
Проблемой Африки остается и расизм, но не в плане дискриминации черных белыми. В той или иной форме все африканские государства проводили расовую политику. Арабские страны еще в 1950-1960-е гг. изгнали евреев со своей территории или загнали оставшихся в гетто.
Танзания в 1960-е гг. изгоняла арабов или лишила оставшихся равных прав. В 1970-е гг. из Восточной Африки началось изгнание выходцев из Азии, даже в Кении они были дискриминированы в 1982 г. Большинство африканских стран с негритянским населением после получения независимости осуществляли дискриминацию белого меньшинства на уровне государственной политики, исключение составили лишь две страны: Кения и Берег Слоновой Кости.
С начала 2000 г. в Зимбабве начались нападения на белых фермеров, правительство объявило, что около 3 тыс. фермерских хозяйств будет передано бедным черным крестьянам, но были захвачены и многие фермы, которые экспроприации не подлежали. Сейчас власти ничего не могут поделать с этими насильственными захватами. Фермеры подали судебные иски на президента Р. Мугабе, но столкновения на фермах продолжаются, льется кровь. В стране воцарился хаос. Экономика переживает кризис, США угрожают экономическим бойкотом, а президент Р. Мугабе тем не менее выиграл новые президентские выборы (в марте 2002 г.). В августе 2002 г. он отправил в отставку правительство, свалив на него вину за постигший страну политический и экономический кризис.
Получили распространение концепции типа негритюда, подчеркивающее расовое превосходство негритянских народов. В разных странах их лидеры пытаются превозносить самобытность африканцев, разрабатывают доктрины, доказывающие эту самобытность. Так, в Заире диктатор Мобуту разработал доктрину мобутизма, относя к чисто африканским ценностям, например, однопартийные режимы, обожествление власти президента. Он распорядился изменить на африканские все географические названия в стране, запретил все христианские имена. Даже свое имя он сменил на Мобуту Сесе Секо Куку Игбенду Ва За Банга, что в переводе означает «Петух, который не оставляет ни одну курицу без внимания». С аналогичными проповедями выступают ныне и многие другие руководители африканских государств.
Что касается Южной Африки, где велик процент белого населения, то там ныне сохраняется баланс между интересами разных групп, благодаря чему и гарантировано экономическое развитие. Впрочем, в будущем все может измениться, учитывая огромную разницу в доходах. То, что подобное может произойти, доказывают события 2000 г. в Зимбабве, бывшей Южной Родезии, где началось бегство из страны европейского населения.