Архимандрит илий ноздрин биография. Можайское благочиние. Признание заслуг старца

На Руси всегда существовали духовно прозорливые люди, которых называли старцами. Причем попадали они в эту категорию вовсе не за преклонные года, а благодаря особой мудрости, появившийся в результате усердных молитв и трудов во славу Божью. Ранее такие старцы проживали в основном в Оптиной пустыни, куда со всей России съезжались паломники за советом и благословением. Сегодня эта традиция возрождается, и немалую роль в этом процессе сыграл старец Илий, о котором сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Ради встречи с этим удивительным человеком люди готовы проводить в Оптиной пустыни несколько дней, ожидая его визита и хотя бы одного ободряющего слова. Как говорят паломники, от взгляда старца Илии не укроется ни одна беда. Каждого он ободрит, поддержит и направит. Многое, что он делает, воспринимается как нечто чудесное, хотя сам старец считает, что в этом мире все происходит только по воле Божьей. Кто же он такой, старец Илия из Оптиной пустыни? Давайте знакомиться с ним вместе.

Знакомство со старцем

Схиархимандрита Илию сложно застать на одном месте. Несмотря на то что ему недавно исполнилось восемьдесят пять лет, он все время находится в движении. Да и как иначе, если у старца столько дел и обязанностей, что только диву даешься, где он черпает силы на все это? Хотя сам схиархимандрит только на Бога и уповает. Он уверен, что каждому в этом мире ноша дана по силам и разумению. Ведь милостив Господь, а потому никогда не станет бичевать чад своих возлюбленных.

Старец Илий успевает все. Он часто ездит по России и проводит встречи с простыми людьми, а кроме этого не забывает еженедельно бывать в Оптиной пустыни. Ведь именно он был благословлен на восстановление и возрождение этого древнего монастыря. И, судя по тому, как он выглядит сейчас, старец отлично справился с этой работой.

Не так давно схиархимандрит был назначен духовником самого патриарха Кирилла, с которым они знакомы уже несколько десятилетий. Это назначение стало причиной вынужденного переезда старца Илии в Переделкино.

Как попасть к нему на встречу, задумываются многие паломники. Они планируют визиты именно в Переделкино, однако делать этого не стоит. Ведь застать старца здесь практически невозможно. В свой дом он приезжает для редких минут отдыха и прием посетителей не ведет. О лучшем способе увидеться и пообщаться со старцем мы расскажем читателям немного позже.

Молодые годы схиархимандрита

Будущий старец Илия, а в миру Алексей Ноздрин, является выходцем из простой крестьянской семьи. Родился он на Орловщине и до сих пор очень любит эти места. Сюда он приезжает чаще всего и курирует многие приходы.

Несмотря на то что в тридцатые годы прошлого столетия тотально насаждался атеизм, семья Ноздриных была очень набожной, и с ранних лет мальчик регулярно бывал в церкви. С трех лет он уже не мыслил себя без молитвы и, по собственным словам, обращался к Богу за советом абсолютно в любой ситуации.

В семье было четверо детей, но помогать матери растить их пришлось именно Алексею. Его отец погиб на фронте, и мальчик взял на себя всю заботу о матери и близких. От природы он был щедро наделен добротой, трудолюбием и смирением. Кроме этого, молодой человек отличался умом, сообразительностью и стремлением к знаниям, что помогло ему закончить обучение в средней школе.

Во время службы в армии с Алексеем произошла история, о которой он потом долго сожалел. Сдавшись под натиском уговоров своего командира, он вступил в комсомол и получил комсомольский билет. Однако юноша считал, что верующий в Бога человек не может быть партийным. Он горячо раскаивался, что позволил уговорить себя на этот поступок, и вскоре сжег выданный ему билет.

В пятидесятые годы прошлого века Алексей закончил профессиональное учебное заведение в Серпухове и был отправлен на работу в Камышин.

Выбор пути

Так как молодой человек выучился на строителя, то его и направили на возведение новой фабрики. Однако именно в это время Алексей осознал, что совсем не испытывает никакой тяги к своей профессии, и начал все чаще бывать в единственном в городе действующем храме. Там он часто общался со своим духовном, и тот однажды посоветовал юноше попробовать поступить в духовную семинарию. Это предложение показалось Алексею очень интересным, и после долгих размышлений он переехал в Саратов, где и поступил в семинарию.

Учеба в семинарии

Годы учебы были нелегкими для Алексея. В этот период времени в стране начались массовые гонения на церковь, в результате которых стали закрываться храмы и христианские учебные заведения.

Семинарию в Саратове закрыли, и продолжить обучение молодому человеку пришлось в Ленинграде. Здесь он закончил не только семинарию, но и академию. В эти годы он познакомился с будущим патриархом Кириллом, общение с которым доставляло ему огромное удовольствие. Как позже вспоминал патриарх, Алексей показался ему живым, разумным и очень добрым человеком, который буквально видел каждого изнутри, и был по натуре очень общительным.

В Ленинграде он получил монашеский постриг и взял новое имя - Илиан. Свою службу он начал сразу в нескольких приходах города и области. В первые годы послушания его рукоположили в монаха, имеющего священнический сан.

Формирование духовного мира старца

Илиан очень вдумчиво относился к своим обязанностям и много читал. Под влиянием жития святых формировалось его духовное мировоззрение и отношение к службе Господу. Особенно сильно он вдохновился возможностью посвятить свою жизнь службе в Афонском монастыре. Ради этого Илиан провел долгие десять лет в Псково-Печерской обители. Здесь его часто можно было застать за душевными разговорами со старцем Иоанном Крестьянкиным.

Наконец его направили на Афон, где он нес послушание монаха и жил в уединенной келье. Годы, проведенные в монастыре святого Пантелеймона, многое дали старцу. В тишине и молитвах он познавал тайны человеческой души, что очень сильно помогло ему в дальнейшей деятельности.

Возрождение Оптиной пустыни

К началу девяностых годов ситуация в стране резко изменилась. Повсеместно стали возрождаться храмы и монастыри, а народ душой потянулся к вере. Подобный массовый порыв раскрыл острую нехватку священников, которые к этому времени были раскиданы по разным концам света. С Афона был призван и Илиан, которому поручили важную миссию восстановления Оптинского монастыря. К этому времени он уже более десяти лет находился в полном запустении и нуждался в человеке, который смог бы взяться за настоящий подвиг возрождения святого места.

В этот же год старец получил высший сан, согласно которому он полностью отрекался от мира и посвящал каждую секунду своей жизни Господу. Так как принятие этого сана можно рассматривать как рождение в Боге, то и имя старец получил новое - Илий. Старец в Оптиной пустыне служит уже около тридцати лет, и своим сегодняшним статусом монастырь обязан неустанным трудам схиархимандрита. Вполне заслуженно это место считается центром православия, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Почетная миссия

Уже восемь лет схиархимандрит выполняет самую почетную миссию, которую только может представить себе православный священнослужитель. Он является духовником патриарха Кирилла. Удивительно, но сам старец считает, что данный труд представляет собой его священный долг, и даже покинул столь дорогой его сердцу монастырь, чтобы поселиться в Переделкине. Отсюда ему гораздо ближе добираться до Москвы и общаться со своим духовным чадом.

Между патриархом и схиархимандритом уже давно сложились теплые отношения, поэтому с каждым днем они только укрепляются. Не последнюю роль в этом процессе играют и молитвы старца. Им приписывают невероятную силу, ведь там, где старец Илий, всегда есть место чуду.

О том, как попасть к старцу Илию, в той или иной жизненной ситуации задумываются многие православные. А те счастливчики, которым удалось это сделать, рассказывают о схиархимандрите удивительные вещи. У каждого паломника в запасе есть своя история знакомства и общения со старцем, ведь многих он буквально спас от духовной слепоты и других проблем.

Одни рассказывают о том, как, даже не взглянув на паломника, схиархимандрит отвечал на все вопросы, которые мучили душу пришедшего за ответом человека. При этом в зависимости от ситуации старец находил утешительные или обличительные слова.

Многие пишут о том, что Илий способен одним или двумя словами излечить душевные муки или заставить человека задуматься о своей жизни, полностью изменив ее в дальнейшем. И ведь не повышает голоса старец, не обвиняет, а может проникнуть в самую суть стоящего перед ним паломника и понять, что именно ему необходимо.

Старец всегда знает, кому из присутствующих подарить иконку, привезенную им лично с Афона, а кому книжку, прочтение которой поможет паломнику духовно прозреть.

Известно о случаях, когда после молитвы старца люди исцелялись самым чудесным образом. Широко обсуждается история о солдате, находящимся при смерти. Его в надежде на чудо привезли в монастырь родственники. Мужчина уже не приходил в сознание и лишь после молитвы старца открыл глаза, а вскоре встал на ноги. Медики относительно этого случая просто развели руками и не смогли найти ему достойного научного объяснения.

Старец Илий, Оптина пустынь: как попасть

Если вам очень необходимо увидеться со старцем, то смело отправляйтесь в Оптину пустынь. Правда, никто не знает, когда сюда приедет схиархимандрит. Однако бывает он в обители практически каждую неделю и свободно общается с паломниками в трапезной. Поэтому обязательно помолитесь перед поездкой в монастырь и будьте уверены, что Господь даст вам возможность побеседовать со старцем, если это необходимо для блага вашей души.

С давних пор среди российского монашества появилась особая категория иноков, именуемых старцами. Эти люди далеко не всегда преклонного возраста, так как звание свидетельствует не о прожитых годах, а о дарах прозорливости и мудрости, ниспосланных им Господом, за кротость, смирение и победу над собственными страстями. Одним из таких избранников Божьих является наш современник схиархимандрит Илий Ноздрин.

Детство и молодость избранника Божьего

Родился отец Илий Ноздрин в 1932 году в крестьянской семье села Становой Колодезь Орловского района. При святом крещении ему было дано имя Алексей - в честь святого Алексия, человека Божьего. Несмотря на бытовавший в те годы массовый атеизм, его семья была очень религиозной. Как вспоминает сам (Ноздрин), молиться он начал с трёхлетнего возраста. Рано лишившись отца, погибшего на фронте в 1942 году, мальчик стал верной опорой матери, вынужденной после смерти мужа в одиночку растить четырёх детей.

Милостью Божией с детства будущий схиархимандрит Илий Ноздрин был одарён не только трудолюбием, но живым и ясным умом. Несмотря на все трудности послевоенных лет, он успешно окончил среднюю школу и, отслужив положенный срок в армии, поступил учиться в Серпуховской механический техникум. После его окончания Алексей Ноздрин (Илий) получил направление в город Камышин Волгоградской области, где трудился на строительстве хлопчатобумажного комбината.

Годы учёбы

В эти годы в нём с особой силой проявилась тяга к служению Богу. Оставив профессию строителя, к которой он, как выяснилось, не имел склонности, Алексей Ноздрин (Илий) поступил учиться в Саратовскую духовную семинарию. Однако окончить её не удалось. Как известно, в те годы враг рода человеческого избрал своим орудием главу государства Никиту Хрущёва, учинившего очередное гонение на церковь. На волне этой антирелигиозной кампании семинария в Саратове была закрыта, и Алексей отправился в Ленинград, где продолжил учёбу в духовной семинарии, а затем и в академии.

Выпускник академии Ноздрин (Илий) становится монахом

Здесь же, на берегах Невы, произошло важнейшее событие в его жизни. В марте 1966 года Алексей Ноздрин (Илий) принял монашеский постриг с новым именем Илиан, которое он взял в честь одного из Вскоре митрополит Никадим (Ротов) рукоположил инока сначала в иеродиакона - то есть монаха, имеющего право исполнять дьяконское служение, а затем и в иеромонаха - монаха, имеющего священнический сан. С этих пор он начинает исполнять послушания в целом ряде приходов Ленинграда и области.

Годы, проведённые в Псково-Печерском монастыре и на Афоне

Как вспоминал потом отец Илий (Ноздрин), на формирование его духовного мира большое влияние оказал пример выходца из Тамбовской губернии, ставшего монахом Афонского монастыря, и впоследствии причисленного к лику святых, Возымев желание также посвятить себя жизни в святой обители, Илиан проводит длительный период времени, с 1966 по 1976 год, в стенах Псково-Печерского монастыря, где тесно общается с выдающимся деятелем Русской православной церкви - признанным старцем и прозорливцем архимандритом

В 1976 году сбылась заветная мечта отца Илии - его направили в монастырь великомученика Пантелеймона, расположенный на святом Афоне. Проживая в одном из горных скитов, в удалении от суетного мира, он нёс послушание духовника монастырской братии, что, безусловно, предоставило ему возможность получить богатый опыт в познании тайн человеческих душ.

В Оптиной пустыне

Конец восьмидесятых годов в России стал периодом духовного возрождения страны после десятилетий тотального безбожия. Для того чтобы придать этому процессу дополнительный толчок, руководство Русской православной церкви использовало все находившееся в её распоряжении резервы. Указом Священного синода из Афона был вызван и Иеромонах Илиан.

Он был направлен в знаменитую некогда Оптину пустынь, которую предстояло восстановить после десятилетий запустения. Своё пребывание в ней Илий начинает с принятия великой схимы - высшего монашеского ранга, предусматривающего полное отречение от мира и духовное воссоединение с Богом. Согласно церковному уставу, он получает и новое имя - Илий, под которым его знают сегодня.

Признание заслуг старца

Возрождением своего былого духовного величия во многом обязана старческому служению, которое уже третий десяток лет несёт в ней схиархимандрит Илий. Именно благодаря его неустанным трудам в качестве координатора и идеолога обитель стала в наши дни крупнейшим центром православия и паломничества.

С 2009 года отец Илий выполняет важную и почётную миссию - он является личным духовником предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла. Для окормления своего духовного чада он переехал в его подмосковную резиденцию, расположенную в посёлке Переделкино, широко известном тем, что в нём проживало много выдающихся деятелей российского и советского искусства.

Старческое служение

Выполняя столь высокое послушание, старец не прекращает, находясь в Оптиной пустыне, общение и с простыми людьми. У многих в жизни возникают различные сложные ситуации, разобраться в которых, по их мнению, может лишь старец Илий (Ноздрин). Как попасть на прием к нему - вопрос, волнующий многих. Впрочем, это вполне реальная задача, была бы на то Воля Божия и собственное желание. Оптинские монахи сообщают, что батюшка регулярно принимает паломников прямо за столом в трапезной и отводит этому большую часть дня.

Приезжих бывает, как правило, много, и это неслучайно, ведь молитва старца обладает особой благодатной силой, что неоднократно подтверждалось на практике. И в стенах монастыря, и за его пределами известен случай, когда он своей молитвой вернул к жизни привезённого из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего солдата. Известно, что этот эпизод, широко обсуждавшийся в медицинских кругах, не нашёл научного объяснения. Известны и иные случаи чудесных исцелений по

Московская область, станция Переделкино. Здесь, как правило, всегда много народу. С раннего утра сюда стекаются люди со всей России. Чтобы взять благословение, спросить совета, пообщаться, или просто постоять рядом со старцем Илием (Ноздриным) . О его молитвенной помощи в народе ходят целые истории. Кто-то оказался в трудной ситуации, кто-то ради интереса занимает очередь и ждет своего часа. Многие не дожидаются…

Еще в машине мы с оператором Вячеславом увидели Георгия Богомолова. Это помощник старца Илия. Иногда мне кажется, что за многие годы он научился сканировать людей. Только Георгий может в присутствии батюшки громко и в то же время с любовью сказать:

– Мать! Ты же уже была! Ну подумай о других!

Подобные сцены я видел не раз. Хорошо, если такая женщина примет к сведению замечание Георгия и спокойно отойдет в сторону. Хуже, когда человек начинает спорить и задираться. Может быть это и есть проверка на смирение ?

Мы с оператором Вячеславом здороваемся с Георгием и выгружаем технику: свет, камеры, удлинители и квадрокоптер, сумки и рюкзаки. Все это для того, чтобы передать настроение и атмосферу, которая царит в одном из самых посещаемых уголков нашей страны.

Мы не знали, состоится ли это интервью.

– В пятницу батюшка Первому каналу отказал. Как пойдет, посмотрим, – сказал Георгий.

Пока мы настраивали квадрокоптер Георгия уже окружила толпа народу. Он что-то рассказывал женщине, которая дала обет Богу. И видимо очень переживала из-за того, что обет не выполнит.

– У нас ничего невозможно, а Богу все возможно, – обращается Георгий к этой самой женщине. – Просто мы, выросшие в коммунистическую пятилетку привыкли так: вот сказали, должны построить и все. Город на ушах, все нервничают.

Квадрокоптер взлетает. На экране мы видим то, что могут увидеть только птицы: цветные купола, огромные кресты, лес, который раскинулся за храмовым комплексом.

День еще в самом разгаре, но мы перемещаемся в домик, где с минуты на минуту отец Илий в свои 83 года начнет принимать народ.

Здание располагается во дворе великолепной церкви Преображения Господня. Кстати, Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области в годы советской власти. Летом домик, где принимает батюшка, от солнца отчасти защищают могучие деревья. Сейчас вся территория просматривается на десятки метров вперед.

За большим столом собрались гости: женщины и несколько девушек. Все сосредоточенно дожидаются момента, когда один на один можно будет пообщаться со старцем.

– Про Бородино, про Куликовскую битву отдаем. Как на исповеди. Проблема и имя, – обращается к собравшимся людям Георгий. – И все. Некоторые и тридцать могут записать! Не думая, что при этом человек другой к батюшке не попал. То есть всегда помните о других. Бог воздаст, поверьте мне!

Отец Илий разговаривает с очередным посетителем. Вячеслав набирает картинку. Георгий контролирует ситуацию. Я пью чай.

– Завтра с часу до трех я вас жду. Люблю, обнимаю, целую! — обращается Георгий с кем-то у входа.

Так шли часы. Потом батюшка в сопровождении Георгия и помощника Дмитрия отправились в другой корпус. Мы продолжили набирать материал. Все без лишней суеты. Уже поздно вечером отец Илий вернулся к народу.

– Отец Илий может и до позднего-позднего вечера принимать, – рассказала помощница на кухне.

Разговорились с отцом Рафаилом (Романовым) - келейником старца Илия. Он автор и исполнитель знаменитой песни «Кто пчелок уважает». Наш разговор длится минут двадцать. В комнату, где мы беседуем, заходит отец Илий (Ноздрин).

Отец Илий, спасибо вам большое, что согласились дать интервью порталуПравославие.Ru .

Первый вопрос: как сегодня людям рассказывать о Христе?

– Говорить, что мир создан Богом. Что наши догматы – только об Истине. Что есть Священное Писание, Библия – Новый Завет и Ветхий завет. Что наша жизнь в Церкви, прежде всего, основывается на Новом Завете, который продолжает Ветхий Завет. Ветхий завет – это время от наших прародителей Адама, Евы и до Рождества Христова. История нынешнего мира, цивилизации определяется Новым Заветом. Это очевидно, потому что мы даже летоисчисление начинаем от Рождества Христова.

Бог, Который создал мир, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей

Еще говорить, что человек – венец творения, он выше всех. Вот как царь – раньше царь был – или как президент сейчас. Но любой правитель в истории правит в рамках своих возможностей. А Бог, Который создал мир, Вселенную – не только нашу планету, но и Солнце, и весь космос, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей.

Человек, как высшее творение, особо устроен: как внешне, так и внутренне. Он имеет разум, эмоции и волю – первое и главное качество его души. И Бог сохраняет это.

Говорят: почему существует зло? Зло есть. Но зло – это нарушение воли Божией и отступление от воли Божией. Первое зло случилось в ангельском мире, когда часть ангелов отступилась от Господа. Они восстали против Бога и своим отступлением потеряли то достояние, которое у них первоначально было. Так они стали демонами. Это злые духи. И они постоянно борются с Богом. Но сила, естественно, остается у Бога. Господь по Своей Премудрости не полностью еще их изолировал. Сказано в Евангелии: Сатана, как молния, был сброшен с неба. И он продолжает свои злодеяния – нельзя это не учитывать.

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы. Потому и терпят очень много бед. Конечно, теряют очень многое.

– Отец Илий, сейчас активно пропагандируются нетрадиционные отношения между полами. Просто настоящие рекламные кампании порока ведутся. И вообще отношения между людьми сводят к инстинктам. К чему это приводит?

– Мы знаем, что всё хорошее от Бога. Всё! И сам мир во всем своем величии и красоте – от Бога. Жизнь человека, который живет с Богом, проходит в равновесии сил душевных. Да и физических тоже. Как Сам Бог вечен, так и жизнь человека предназначена к вечности. Но существуют и темные силы. Нельзя решать проблемы, не учитывая наличие Бога, Его доброй воли, Его всемогущества и Его любви к человеку. Но никогда человек не сможет выстроить свою жизнь правильно, если он не учитывает существование в истории и темной силы. А сколько будет длиться этот теперешний период жизни нашей планеты, когда Бог придет судить – мы не знаем.

Чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь

В мире этом два главных полюса: жизнь в Боге, жизнь с Христом – и отрицание Бога. Но чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь. Тогда человек находится под пятой темной силы. Он отходит от правильного понятия – понятия Божественного. Но не приходит и к понятию противному, то есть демоническому. Он бродит, как в потемках. Он разное избирает себе, понятия разные, образ жизни, идеи – и все не то. Это как блуждание в потемках. Непонимание самим человеком сути всего происходящего вокруг.

Батюшка, а как научиться молитве? И как правильно молиться?

– Во-о-от, дорогие, здесь нет высшей математики. Что такое молитва ? Молитва – это беседа с Богом. Мы питаемся каждый день; когда приходится по-иному, то и не каждый день. Поддерживаем свое физическое существование до наших последних минут жизни. Но жизнь духовная, настоящая выходит за рамки этого мира – это и есть наши отношения с Богом, и они происходят через молитву.

Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире.

Западные СМИ в течение уже многих лет формируют определенный образ России – и это образ крайне непривлекательный: страна-агрессор, воплощение зла… Должны ли мы, русские люди, на это реагировать? И если должны, то как?

Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт

– Нужно понять, прежде всего, что каждая страна ведет свою политику и всей своей внутренней жизнью; и она, естественно, защищает свой образ жизни. Наша Россия всегда ставила себе за правило: избавлять не только себя. А попытки подчинить наше Отечество неоднократно предпринимались иными странами и силами. Начиная с монголов, продолжая Наполеоном, Гитлером. Они смотрели на Россию как на место, от которого можно что-то возыметь. Естественно, что наше время – не исключение. На нас смотрят с громадной завистью. Всегда существовала у человека от его испорченности зависть. Это было и в Первую мировую войну, и во Вторую мировую войну. Сейчас ситуация поворачивается тем же краем. Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт.

Мы видим по недавней смуте в Малороссии – западном рубеже нашей России. Насколько они просто-напросто вызывающе действовали. В частности, не раз бомбили Ростовскую область. Конечно, выдержка была у нашего Президента. В другом случае это вызвало бы большие осложнения, даже военные. Поэтому и сейчас они считают, что мы виноваты. Стараются показать это перед другими народами. В чем наша вина? Допустим, многие сейчас говорят про Крым. Но Крым – это подлинная часть нашей России. Но мало знают, какой великой была наша Россия. Причины понятны: была революция, Ленин. Он не вождь – он разоритель, предатель и убийца. Из-за него Россия пострадала ужасно. И он устроил геноцид русской нации, русского народа. Из-за него погибли десятки миллионов людей, когда убивали без суда, без следствия. Как Государя убили – по проискам, которые строил этот Ульянов. Злодей в полном смысле слова. Он ненавистник русского народа. Он говорил своим картавым языком, что если останется 10% русских, тогда мы добились своего. Это злодей из злодеев. Его давно выбросить нужно из мавзолея. Через него Господь не дает нам полного развития нашего Отечества – пока не вынесен, не выброшен он из пределов центра нашей России – Москвы.

Многие с подозрительностью смотрят на нас, потому что остается еще прокоммунистическая часть общества. Остался в какой-то степени еще коммунизм. И боятся, что это вызовет большие конфликты, большие неприятности. Наша насущная задача – как можно скорее вынести его, выбросить из Кремля. И это сгладит очень многие напряжения и сгладит подозрительное отношение к России. Мы тем самым покажем, что отходим от коммунизма. Конечно, те, которые слишком начинены этой коммунистической идеей, – они против. Если бы не они, он давно был бы уже выброшен. Эти фанатики находятся под воздействием действительно сатанинской идеи коммунистической, они слишком держатся за… нет, только не вождя. Он губитель. И лучшего слова нет. Ведь геноцид был нашей нации и всей России.

Вот это один из самых важных моментов, из-за которого многие люди смотрят подозрительно на нашу Россию великую, на наше благосостояние. Они думают, что может опять через коммунистов произойти, возможно, новая война, конфликты и всякие неприятности.

– Отец Илий, вот проблема – аборты. Мы, с одной стороны, говорим о себе как о великой православной стране – и то, что мы действительно православная страна, особенно проявляется на Пасху, Рождество и в большие праздники. Но, с другой стороны, мы почти лидеры по числу абортов. Как с этим бороться?

– Причина, как я уже сказал, – это революция. Это потеря той морали, той нравственности, которые имела наша Россия, наше Отечество. Устои, крепкие устои нашей семьи, нашего положения, вообще нравственности. Но всё это стало нарушено, когда был брошен лозунг: долой совесть, долой семью. Мне дядя говорил про эти коммунистические затеи под девизом: все дозволено. Это повлекло большое разорение. И сейчас наше Отечество отстало в численности населения. Великий наш ученый Менделеев говорил: около миллиарда должна иметь наша Россия. Сколько она потеряла! Понимаете? Потому что был подрыв морали. «Грабь награбленное!» Бандитизм и всякое нарушение совести, сделка с совестью, с моралью. Вот это самая главная причина потери крепкой семьи, множества абортов…

Когда будет выброшен этот гадкий труп – лучше его нельзя назвать, – тогда Россия пойдет своим правильным путем, правильным направлением.

– Сегодня не редкость, что стариков-родителей отдают в дома престарелых, когда не хотят за ними ухаживать. Какой совет вы могли бы дать таким людям?

– Это все то же самое – потеря морали, потеря совести, потеря благочестия. Надо почаще заглядывать в басни Крылова. Сколько он обличает наше поведение! Люди совершенно не понимают, кто их родил, кто их воспитал. Теряют такое отношение к родителям. Это грозит очень страшным, утратой семьи нормальной. Если они оставили родителей, то будут ли у них настоящие дети, которые смогут им помочь, найти для них время, когда они сами станут стариками? Смогут ли вообще помогать им в старости?

А какой бы вы могли совет дать таким детям?

Должна быть вера. Должен быть страх Божий

– Прежде всего, должна быть вера. Должен быть страх Божий. Понятие, что они будут такими же – окажутся в возрасте и в старости. Хорошо еще, если будут. А может и не быть таких хосписов, домов престарелых.

– Отец Илий, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене Юлианского календаря. Видите ли, Новый год – самый радостный праздник – выпадает на дни, когда надо поститься. Что бы вы могли сказать тем, кто так сильно хочет отмены Юлианского календаря?

– У нас два календаря: старый стиль и новый стиль. Старый стиль – это Юлианский календарь: назван по имени Цезаря Юлия. Новый календарь, новый стиль – Григорианский. Ввел его папа Григорий: он решил точным его сделать, когда заметили, что наше летоисчисление отстает от астрономического, – монах какой-то это подсчитал. Юлианский календарь отстает от григорианского, нового календаря на несколько дней. Через много лет разница будет не 14 дней, а, очевидно, 15 дней. Но здесь, конечно, вопрос устоев. Они складываются годами. Вот, например, у нас есть старообрядцы. После реформы патриарха Никона они остались дониконовскими. Патриарх Никон заметил, что греки крестятся тремя перстами, а в России – два перста. Крестимся в честь святой Троицы тремя перстами. А старообрядцы крестятся двумя перстами: как два естества во Христе. Пальцами мы показываем так же и при крещении, что два естества во Христе: Божественное и человеческое. Когда резко повел свою реформу патриарх Никон, то, безусловно, возникло такое разделение – очень уж многие отреагировали так на эти резкие реформы. Так и с календарем, по которому Пасхалии очень точно подсчитаны. Замечательный ученый-богослов Василий Васильевич Болотов однажды, коснувшись темы календаря, около двух часов, не сходя с кафедры, вел лекцию.

Если реформы делать сейчас, переводить жизнь церковную на новый календарь – это, конечно, повлечет многие недоразумения. Поэтому не время еще этим заниматься!

(Окончание следует.)

ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ - Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - 85 лет; Отрывки из жизни: Все, кому случалось встретиться с отцом Илией, уверены, что даже мимолетная встреча с ним - событие большой духовной значимости в их жизни. Я чувствую то же самое. По милости Божией, мне довелось несколько раз беседовать со старцем, исповедаться ему, принимать из его рук Святое Причастие. А когда отец Илий в 2009 году расспросил меня о моих первых рассказах, то благословил на писательский труд. И вот, после благословения старца, самым чудесным образом, неожиданно для меня самой, никогда не имевшей дела с книжными издательствами и издателями, в течение трёх лет, были написаны и изданы мои книги «Монастырские встречи» и «Непридуманные истории». Я начала бережно записывать истории о старце, которыми щедро делились со мной его чада и те, кто просто имел опыт встречи с отцом Илией. Истории эти были какие-то очень «тихие»: смирение и кротость старца как бы распространялось и на эти рассказы и на самих рассказчиков… Их хотелось рассказывать вполголоса, как рассказывают люди о чём-то драгоценном, сокровенном. О своей встрече со старцем поведала и разрешила записать её рассказ монахиня Филарета. Мать Филарета, а тогда просто Людмила Гречина, в Бога верила всю жизнь, но воцерковилась, будучи уже зрелым человеком. Она окончила Московский авиационный институт (МАИ), и работала инженером по запуску спутников в отделе памяти. Думает, что, если бы не пришла к Богу, то её уже не было бы в живых, как нет в живых некоторых её ровесниц, работавших вместе с ней. Но когда человек растёт духовно, Господь даёт ему время, не срывает несозревший плод. Воцерковление Людмилы Гречиной произошло довольно-таки чудесным образом. Она вместе с сыном проводила отпуск в Италии. Выходила вечером гулять, любовалась холмами вдали и каким-то монастырём, прекрасный вид на который открывался с пригорка. И вдруг услышала голос: - Вернёшься в Россию - пойдёшь в монастырь. Сказано это было так ясно и чётко, что, вернувшись в Россию, Людмила, которой в то время было уже 57 лет, решила обратиться к старцу. Она приехала в Оптину Пустынь к Оптинскому старцу, отцу Илии. К отцу Илии попасть всегда трудно, желающих посоветоваться со старцем, попросить его молитв или просто благословения, всегда больше, чем может вместить день даже такого подвижника. Но Людмила, с Божией помощью, не только сразу же смогла поговорить с ним, но и стала его духовным чадом. Старец прозорливо предвидел её монашеский путь. Он сразу же предложил Людмиле поехать в Новодевичий монастырь. - Как - в Новодевичий? Да там же музей, батюшка! Старец улыбнулся и ответил: - Там монастырь. Уже четыре месяца как открыт. - А кто меня туда возьмёт в мои-то годы?! - Иди-иди! Тамошняя игумения тебя возьмёт, не сомневайся! И он дал характеристику игумении, хотя никогда в жизни её так и не увидел. Людмила поехала в Новодевичий монастырь. И живёт там уже восемнадцать лет. Отец Илий стал её духовным отцом. Правда, приезжает она к нему нечасто. Как-то раз она, уже будучи монахиней, подумала: «Редко я батюшку вижу, может, и не считает он меня своим чадом-то?» И загрустила. Через пару дней получает письмо от старца. А начинается оно словами: «Чадце моё духовное!» Утешил батюшка… Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы - в Оптиной Пустыни». Как-то раз она привезла духовному отцу подарок из паломнической поездки в Александрию - подрясник очень хорошего качества, из натурального хлопка. Положив подарок в пакет, отправилась на поиски старца. Что в пакете - никому не видно, сюрприз для батюшки будет… И вот идёт она по Оптиной и видит: старец у храма с паломниками беседует. Встала мать Филарета в сторонке и ждёт, пока отец Илий освободится, чтобы, значит, подарок ему свой подарить. Ждёт, а сама вспоминает, что старец все подарки тут же раздаривает. Как-то паломница ему банку клубничного варенья дарит, а он тут же её матери Филарете передаёт и говорит: «Давай вот матушке варенье-то отдадим, ей нужнее». И стали её помыслы донимать о подряснике: не будет ведь носить батюшка, передарит кому-нибудь! Хоть бы уж сам поносил! Такой подрясник хороший! Нет, не будет сам носить… Точно, кому-нибудь передарит… В этот момент старец к ней оборачивается и говорит: - Ну, давай, давай уже свой подарок! Да буду, буду я его сам носить! Мать Филарета улыбается…

К знаменитому старцу отцу Илию раньше ездили в Оптину пустынь. Но с 2009 г., когда Поместный собор избрал его духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, попасть к нему можно в , в составе которого несколько храмов и летняя резиденция Святейших Патриархов.

Расписания пребывания отца Илия нет. Находится ли он в Переделкино, можно узнать, позвонив по телефону храма +7 495 435-53-67 или помощнику батюшки Георгию Богомолову +7 920 871-71-62.

Смотрите страницы сайта о том, что такое . Схема заповедного Переделкина .

«ГЛАВНОЕ – ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ»

Старец Илий об ИГИЛ, простоте русского человека и правильном понимании жизни

Никита Филатов

Как два журналиста – русский и американец – ездили в Переделкино к старцу Илию, чтобы задать ему вопросы, волнующие сегодня многих людей.

К этому интервью готовилась вся редакция. За день до него в кабинете руководителя мы долго обсуждали, что спросим у старца. Отцу Илию (Ноздрину) 83 года – возраст почтенный, и просто так тревожить батюшку неправильно. Но старец до сих пор принимает народ, который приезжает к нему со всех уголков нашей страны, да и со всего мира.

Со мной поехал коллега – журналист английской версии нашего портала Джесси Доминик. Он американец, православный, окончил семинарию.

Если собираешься брать интервью у старца – будь готов к трудностям или искушениям. Они начались на Киевском вокзале. Электричка в Переделкино должна была отправиться в 12:22. Мы приехали за семь минут до отхода поезда. И началось!.. Беготня по перронам, поиск нужного состава… Пассажиров было так много, что в вагоне мы оказались только в 12:30. Нам повезло: электричка задержалась.

И вот мы в Переделкино. У храма нас встретил Георгий Богомолов – помощник отца Илия. Он одновременно и строгий, и добрый. Всегда приветлив, но злоупотреблять его добротой никому не советую. Нам он подарил по книге и предложил согреться и попить чаю. Отец Илий пока никого не принимал – совершал Таинство Крещения.

Батюшку мы дожидались в храме во имя святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Будний день, народу в храме не очень много. Литургия закончилась. Просто наблюдать, как молится батюшка, – уже радостно.

Старец читает молитву. За спиной отца Илия мужчина держит ребенка на руках. Пока старец молится, малыш пытается дотронуться маленькой ручкой до его спины.

Но вот Таинство завершено. С амвона старец обращается к народу с напутственным словом. Его снова окружают люди. Отец Илий, кажется, готов выслушивать просьбы, вникать в проблемы абсолютно каждого человека. С одной женщиной он говорит минут 20. Георгий Богомолов просит народ поберечь батюшку: он с раннего утра на ногах. Люди понимающе молчат, но расходиться никто не собирается. Меньше чем через три часа начнется праздничная вечерняя служба. На отдых у отца Илия времени уже практически не остается. А народ всё прибывает… Мы с Джесси как-то не очень уверены, состоится ли беседа со старцем.

Выходим из храма и направляемся к домику, где обычно отец Илий принимает народ. По дороге нам удается получить благословение.

Домик батюшки уютный и теплый. Каждому предлагают чай и угощение.

Обычно у отца Илия вслух читают духовную литературу. Он в это время принимает очередного человека. Уверен: многие ответы на свои вопросы можно получить и до беседы со старцем. Не раз замечал, что фраза, например, случайно оброненная Георгием, оказывалась к месту.

Я отдал батюшке подготовленные и распечатанные вопросы. Отец Илий внимательно ознакомился с ними. И вот его ответы.

– Россия объявила войну ИГИЛ. Батюшка, что бы вы могли сказать тем, кто поднимает истерику и говорит, что террористы начнут мстить нашей стране на ее территории?

– ИГИЛ не слушает никого. Они делают, что хотят. Ничего, у нас есть сила. У нас есть защита, мы можем защититься.

А те, кто поднимает истерику, пускай сами и смиряют ИГИЛ. Они по категории социальной равны ИГИЛ.

– Всё больше стран, в том числе и православных, где государственная власть участвует в дехристианизации народа: принимаются «антидискриминационные законы», защищающие содомию; под охраной полиции проводятся гей-парады, например в Сербии. Что, на ваш взгляд, происходит?

– Это провокация. Это провоцируют специально. В Сербии этого не было. Всё было сделано, якобы сербы были такие. Всё переворачивается с ног на голову.

– Батюшка, папа Римский сегодня выступает везде: в ООН, на международных встречах… А голос Православной Церкви звучит не так громко.

– Будет, может, со временем. Потому что был у нас государственный атеизм. Он не давал России свободно выразить свое мнение. Церковь не могла себя защищать. Она была ограничена в своих действиях. Да и сейчас у нас, собственно, много коммунистического. Поэтому Церковь еще не вышла из окопа по-настоящему, поскольку у нас еще много коммунистов, которые держат этого проклятого Ленина.

– А молодежь сегодня вообще не знает о Православии…

– Да они знают! Знают! Просто не хотят. Так их настроили атеистически. У нас был государственный атеизм. Церковь опорочили. Лили грязь на Церковь 80 лет. Поэтому молодежь верит всему этому. Самое страшное, что преподавательский состав, профессура – все они воспитаны в атеизме. Они и молодежь так же оболванивают. Так же и в семьях. Вырастают семьи, где Церкви нет. Семьи не воспитывают детей своих по-нормальному. Нет понимания жизни.

– Какова, на ваш взгляд, роль России в современном мире?

– Как и всегда, как и во все времена. Бог дал каждому человеку место жительства. Всё необходимое, возможности, чтобы прожить в стране жизнь. Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих. Как и любое цивилизованное государство. Чтобы исполнять нормы моральные и нормы политической жизни.

– Святые Николай Японский и Иоанн Шанхайский смогли перевернуть мировоззрение сотен тысяч людей в Японии, Китае, странах Европы и в США. Всего два человека смогли достучаться до многих и многих. Что могут сделать простые прихожане, чтобы улучшить духовно-нравственный климат вокруг себя?

– Как и все. Ну что можно? Сделай, как вот святой Серафим Саровский говорит: мир создай себе в душе! Посей мир в душе – и многие сотни вокруг спасутся. Главное – жить по-христиански. На Западе есть католический апостолат мирян. Есть проповедь. Если ты знаешь хороших людей. Мы знаем, что есть Бог, что есть Истина. Правильно жить. Чтобы человек себе создал нормы правильной жизни. Чтобы он не страдал и не мучился душой от внутренних грехов своих. Совершенно очевидно: есть Бог, есть диавол. И сказано в Священном Писании: идут многие в муку вечную! Если человека мучают, допустим, десять минут, час мучают – это страшно, да? А если человек попадет в вечные мучения? Этого отрицать нельзя. Как человека праведного, понимающего отвернуть? Не допустить до этого. Нас Евангелие учит, чтобы человек жил правильно. Церковь всегда говорила, чтобы человек жил нормально, духовной жизнью. Боролся с диаволом, который «яко лев рыкает и хочет поглотить».

– В чем, на ваш взгляд, красота, глубина и загадка русской души, о которой так любят говорить иностранцы?

– Простота русского человека. Доверчивость. Почему революция победила? Сказали: «Сложите оружие» – складывают. Всё обманом, на лжи. Революция на лжи, деньгах и простоте русского человека.

– Батюшка, что бы вы могли сказать молодежной аудитории нашего портала?

– Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!

После интервью мы с Джесси поговорили с батюшкой, задали личные вопросы. Отец Илий обратил особое внимание на увлечение футболом, природу этой игры, причины страсти к ней.

Через десять минут возвращались в редакцию. Шли к электричке довольные и счастливые. На улице толпились люди. И слышался самый популярный в Переделкино вопрос: «А старец Илий принимает?»

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным) беседовал Никита Филатов

Видео. Старец монах Илий Ноздрин

о будущем России

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

2015-10-14
22:33

Михаил Бондаренко :
О футболе...Все просто... Интересоваться и заниматься для здоровья - одно, быть фанатом, когда страсть управляет человеком - другое...Дальше думайте и анализируйте сами!

2015-10-14
22:13

Алексей :
А что с футболом? Смотреть или заниматься?

2015-10-14
20:36

михаил :
да!

2015-10-14
19:40

валера :
Спасибо за статью.Спасибо отцу Илии.

2015-10-14
18:47

Ольга :
Да что вы зациклились на футболе?! Как будто о нем все интервью? Каждому человеку индивидуально дается совет. Да и автор тоже хорошо - сказал "а", говори и "б"....

2015-10-14
18:41

Елена :
Пожалуйста, уважаемый Никита Филатов, раз уж затронули тему о футболе, напишите, что говорил старец. Это важно многим, у меня два сына занимаются футболом.

2015-10-14
18:26

ТАМАРА :
МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА О. ИЛИЮ И ВАМ,НИКИТА.СПАСИ И СОХРАНИ ВАС ВСЕХ,ГОСПОДИ.

2015-10-14
18:23

Светлана :
Кому надо попасть к батюшке, тот попадёт.Я вот попала очень легко. Не загадывала даже. Меня подруга просто перед фактом поставила. Едем к батюшке. Одним днём собрались, и поехали. Помолились на литургии, потом, когда батюшка отдыхал, читали акафисты.когда батюшка начал принимать, меня практически одну из первых келейник позвал к батюшке. И в домике у батюшки и чай, и пирожки необыкновенно вкусные. Хотя я и не избранная какая. Господь так устроил.Мы когда ждали, келейник на рассказывал, что кто-то по несколько раз приезжает, попасть к батюшке не может. Так вот тоже бывает. Я заранее ничего не загадывала. Представляла как трудно к батюшке попасть. Просто молилась, и верила,будет воля Божия, поговорю с батюшкой. А когда воля Божия есть, все легко устраивается.Слава Богу за все!

2015-10-14
17:34

Святослав Рязанцев :
Нормальные люди, которые любят футбол, а не воспринимают игру, как повод напиться и подраться, и ходят на стадион, чтобы насладиться игрой команд, выплеснуть эмоции. А потом идут на площадки и играют, ведут здоровый образ жизни. Я думаю, что будь выбор у любого родителя - куда пойдет сын - во двор играть в футбол или в на хату колоться или пить пиво, все выбрали бы первое.
Дальше. Так однобоко и негативно воспринимают футбол только люди, которые в нем не разбираются и разбираться не хотят. Таким бы вообще все запретить на свете. И наступит благодать. А меж тем, человек, с детства интересующийся и занимающийся футболом, расширяет свой кругозор и углубляет познания во многих областях - географии, языках, медицине, истории, финансах, тактике, стратегии и многом другом.Из личного опыта могу отметить, что люди, активно проявляющие интерес к футболу, намного умнее, грамотнее и рассудительнее тех, кто говорит, что футбол - это просто беготня 22 придурков за одним мячиком и фанатики в метро вечером.

2015-10-14
17:09

Влад Кузьменков :
всякий вид спорта на котором делают деньги,и есть страсть

2015-10-14
16:52

Ирина :
"Домик батюшки уютный и теплый. Каждому предлагают чай и угощение." Избранным наверное предлагают. Но уж точно не простым людям....
Мы с дочкой (9 лет) были в воскресенье в Переделкино, немного запоздали на раннюю службу, потому что приехали из Нижнего Новгорода, решили отстоять и помолиться ещё и на поздней Литургии.
Потом вышли из храма и пошли по тропиночке к батюшкиному домику. На крыльцо резко вышла инокиня и строго спросила как мы сюда попали и ходим без спроса.
Мы извинились и сказали, что приехали просить молитв батюшки Илия. Нам сказали покинуть территорию, якобы потому что батюшка отъехал. (хотя предварительно мы в храме узнали, что батюшка на месте, только накануне не принимал).
Ушли мы не солоно хлебавши и расстроились. Никто никакого чая с угощением нам не предлагал:))
Пошли мы в местную пирожковую и там попили, а потом уехали домой....Грустно...Второй раз уже приезжаем и всё напрасно. И причащаемся накануне у себя в городе и благословение на поездку берём и сами усиленно молимся, но...

2015-10-14
15:07

Мария Ф :
Преподобный старец Варсонофий Оптинский так говорил о футболе: «Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие»

Посмотрите на ребят-ультрас, которые поливают друг друга помоями, устраивают массовые драки!
Я, живя в Москве, иной раз опасаюсь ездить в метро вечером, и когда вижу массу полиции на определенных станциях, понимаю - сегодня матч...

2015-10-14
14:26

Константин :
Про футбол действительно интересно!

2015-10-14
14:00

Евгения :
Марии

"Не так" со спортом вообще, потому что "выше, быстрее, сильнее".
Да здравствует физкультура!

2015-10-14
12:58

Галина Ганичева :
Слава Богу за всё!

2015-10-14
12:56

Вероника :
Дорогой батюшка!

2015-10-14
12:38

Алексей :
Спасибо Вам за Ваш труд (статью), большая благодарность Старцу Илию.
Если у Вас будет возможность, напишите (может быть тут в комментариях), что Старец Илий сказал про футбол?
Думаю многим будет интересно, у многих дети занимаются в секциях.

2015-10-14
12:07

Мария :
а что "не так" с футболом?..

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

“У нас есть сила. У нас есть защита. Мы можем защититься”

“Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих”

“Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!”

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным)

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о Переделкине и его достопримечательностях - в нашей книге .