Текстовая ролевая игра. Пособие начинающим текстовым ролевикам

ТРПГ (TRPG) — текстовая ролевая игра (Text Role Plaing Game) , которую также часто именуют ФРПГ (форумная рпг). В интернете существует огромное количество всевозможных ресурсов данной тематики. Чаще всего ТРПГ делаются по какому-либо известному фэнтезийному миру (Властелин колец, Забытые королевства, Королевство Миртана и пр.), но также существуют и свои, выдуманные миры, основанные на различных фактах из книг жанра фэнтези.

За последние несколько лет в интернете все большую популярность набирают ТРПГ с современным уклоном. Это различные школы магии, по подобию известной серии книг Джоан Роулинг, где магия существует по соседству с высокими технологиями, это ТРПГ по различным фильмам («Сумерки») и играм (S.T.A.L.K.E.R).

Принцип ТРПГ

Принцип ТРПГ-игр заключается в полном текстовом описании своего персонажа, начиная с внешности и пола и заканчивая биографией, цветом носков и любимой пищей. Также присутствует полное описание его действий и взаимодействия с другими игроками, описание чувств и мыслей.

Виды персонажей

Существует два типа создаваемых персонажей: канон и не канон.

  • Канон — персонаж, описанный в книге, аниме, фильме и т.п. Для таких персонажей существует строгие критерии определяющие поведение, характер, имя и расу персонажа. За канона всегда сложнее играть, т. к. иногда сложно соблюдать все «пунктики» данного персонажа.
  • Не канон — персонаж, придуманный исключительно для ТРПГ, поведение, характер и все остальное определяется самим игроком.
  • Виды ТРПГ

    ТРПГ делятся на две группы — «мастерские» и «свободные» (большинство игр принадлежит к смешанному типу).

    Мастерская — все игровые ситуации, задания игрокам, условия игры прописываются мастером игры, администратором или модератором, Данная группа ролевых игр требует от мастеров постоянного контроля за форумом, в связи с чем на «мастерских» ролевых, как правило, или ограничено количество игроков, или достаточно жесткие условия приема в игру.

    Свободные — игры ведутся, как правило, в режиме «игрок-игрок». Администрация так же создает игровых персонажей, однако они не всегда выполняют сюжетообразующую функцию. Для создания игровых ситуаций чаще всего используются NPC — персонаж, аккаунт которого доступен для использования всеми игроками (иногда — мастерский персонаж, позволяющий моделировать игровую ситуацию, вносить какие-либо изменения в сюжет). Есть и другие классификации ТРПГ.

    По реализации :
    1. Игры в сети.

    1.1. Форум.
    1.2. Чат.
    1.3. Аська (ICQ).
    1.4. Электронная почта (e-mail).

    2. Игры в реальности.
    3. Компьютерные игры.

    1.1. ТРПГ на форуме также называется форумной ролевой игрой. На форуме создается структура разделов и тем, в которых размещаются описания, обсуждения и игровые темы, в которых непосредственно осуществляется игровой процесс.

    Чем сложнее и многогранней игра, тем сложнее ее структура на форуме.

    Роль игровых форумных тем (топиков) может быть разная, в зависимости от игровой реализации. Одна тема может представлять собой отдельный квест, либо отдельную локацию.

    При реализации ТРПГ на форумах игровой процесс идет медленнее, чем на других сетевых ресурсах, так как не требует одновременного и постоянного присутствия всех игроков и мастеров во время всей игры. Но при этом появляется возможность писать более вдумчивые, качественные отыгрыши и реализовывать более сложные игровые ситуации.

    1.2. При реализации ТРПГ в чате необходимо одновременное присутствие игроков и мастера, так как отыгрыши поступают в режиме реального времени. что позволяет это самое время экономить, но существенно уменьшает время на размышление, что может негативно сказаться на качестве игры.

    1.3. Игра в аське представляет собой аналог игры в чате за исключением того, что игра происходит между одним игроком и мастером.

    1.4. Мастер и игроки обмениваются сообщениями по почте, т.е. игроки высылают свои отыгрыши мастеру на почту, и получают от него в ответ результаты своих действий. Такой вид ТРПГ является наименее наглядным, так как игроки не могут видеть отыгрыши других игроков без обмена с ними почтой.

    2. Игры в реальности. Участники в назначенное время и день собираются вместе (на квартире, природе и т.д.), имея при себе бумагу, ручки и правила. Персонажи создаются по правилам заранее. Также как и в любом другом виде реализации здесь имеется мастер и игроки, которые выполняют те же функции, что и при игре в сети. К этим играм относятся и популярные сити-квесты .

    3. Компьютерные игры. До появления графики игровой процесс проходил в текстовом виде, то есть представлял собой ТРПГ. Игрок выбирал один из пунктов доступных действий (в текстовом виде), и игра выдавала ему результат его действия, опять же в текстовом виде. Например, персонаж находится в комнате и может выбрать несколько действий: 1) открыть окно, 2) залезть под кровать, 3) включить свет. Если игрок выбирает вариант 3), то получает результат: «В комнате стало светло и игрок заметил, что в углу находится сейф».
    С появлением графики в играх полностью текстовые их предки (имеются в виду именно компьютерные игры) сошли на нет.

    По происхождению игрового мира:
    1. Литература
    2. Кино
    3. Компьютерные игры
    4. Авторский мир

    Первые три случая, как правило, подразумевают использование готового мира, известного игрокам и мастеру. Это уменьшает вероятность недопонимания между ними и количество дополнительных описаний.

    В случае же использования авторского мира игрокам придется детально этот мир изучить до того, как они начнут играть. Поэтому, тут описания просто необходимы. И чем сложнее мир, тем сложнее в нем разобраться игрокам, тем больший объем описаний требуется.

    По объему:
    1. Отдельная игровая ситуация
    2. Отдельная партия (квест)
    3. Эпос

    1. Случай, когда мастер предоставляет игроку (игрокам) конкретную игровую ситуацию, с которой нужно справиться. Например, сразиться с виртуальным противником, сразиться между собой игрокам на дуэли, выйти из закрытой комнаты или выполнить иной короткий квест.

    2. Мастер предоставляет игроку (игрокам) длинный квест, который может быть в составе игрового процесса, либо отдельным ни с чем не связанным квестом.

    3. Отыгрыши игроков и отписи мастера формируют длинный глобальный сюжет игрового мира, который может состоять из огромного количества различных квестов или просто быть длинным неделимым повествованием.

    По математике :
    1. «Словески»
    2. С игровой математикой

    1. В игре полностью отсутствуют цифры. Цифровые параметры персонажей игроков не обозначены и никак не меняются. Может меняться лишь эмоциональное состояние персонажей, их взгляды и другие составляющие их отыгрываемых личностей. Основной упор идет на литературную состовляющую игры.

    2. В игре присутствуют параметры игроков, аналогичные компьютерным играм. Например: сила, ловкость, интеллект и т.д. Параметры персонажей развиваются в процессе игры, осуществляется их «прокачка».
    При этом бои между персонажами проходят с использованием их параметров. Мастер высчитывает нанесенные в бою повреждения с учетом цифровых показателей. Самая известная и развитая математика текстовых ролевых игр — созданная Гэри Гигаксом (Ernest Gary Gygax) система игры Dungeons & Dragons (D&D), в дальнейшем претерпевшая значительное количество редакций.

    По сеттингу:

  • Реальный современный мир
  • Историческое прошлое
  • Фэнтези
  • Киберпанк
  • Постапокалипсис
  • Технофэнтези
  • Стимпанк
  • Разнообразие ТРПГ способствовало появлению четкого разделения игр по рейтингу:

    • G (General ) — для игроков любых возрастов. Не допускается описание секса и насилия.
    • R (Restricted) — в игре присутствует нецензурная лексика, допускается отыгрыш насилия и секса.
    • NC-17 (No Children) и NC-21 — в игре не рекомендуется регистрироваться лицам, не достигшим 17(21) лет.
    Большинство ролевых игр, зарегистрированных в каталогах, имеют рейтинг NC-17.

    Источники:

    • whitecastle.ru — портал о фэнтези и обо всем, что с этим связано;
    • ru.wikipedia.org — статья «Форумная ролевая игра» в Википедии.

    На написание этого текста меня подтолкнула девочка, спросившая, что такое текстовые ролевые игры и как в них играют. Мне кажется, он будет полезен всем начинающим ролевикам, а также тем, кто давно не играл и подзабыл, как это делают.
    Текст не претендует на абсолютную истину, но с вашей помощью будет к этому стремиться. Копирование не возбраняется при сохранении указанного авторства и указания ссылки.

    Ну что ж, рискнем начать.
    Ролевки бывают разные по месту игр (форумные, текстовые где бы то ни было, живого действия и, наверное, еще какие-нибудь разновидности) и по тому, во что и как играют.

    Есть ролевые, в которых играют по каким-нибудь книгам, фильмам, играм, аниме. Там есть, что главное, уже созданный мир и набор каноничных персонажей. В этом и плюс (все игроки с миром знакомы и могут не заморачиваться, придумывая что-то новое), и минус (если игрок выбрал персонажа-канона, Наруто, к примеру, или Лестата, он должен соответствовать его поведению, вкусам и способностям). Правда, везде бывают исключения. Например, можно в игру по аниме ввести придуманного полностью тобой персонажа, или переделать сам сюжет.

    Есть ролевые со свободным сюжетом и авторским миром. Авторами придумывается место действия, какая-нибудь концепция мира, основные законы. Есть миры, в которых полностью отсутствует магия, и вносить ее туда не стоит во избежание споров с админами. Есть миры, в которых можно вообще ВСЕ подряд. У кого на что фантазии хватит.

    Создание персонажа обычно подчинено законам мира. Сначала заполняется анкета.
    Для чего она нужна? Мне всегда казалось, что главный смысл анкеты – способ записать то, что можно забыть. К примеру, когда героев много, можно и перепутать имя или цвет глаз.
    Но есть еще один важный критерий необходимости анкеты: по ней судят, подходит ли персонаж игровому миру, и каков сам создатель. Совет: никогда не относитесь к разбору анкеты как к наказанию, но и не стесняйтесь просить объяснить, что не так, и даже отстаивать свою точку зрения. Главное, подкрепите это фактами и объяснениями, чтобы не перессориться со всеми подряд.
    Обычные стандарты анкеты:
    - имя и фамилия - надо же знать, как вас зовут?;
    - возраст - влияет на опыт, в 20 лет сложно быть мастером меча;
    - национальность и раса в обычном понимании этого слова (если мир только людской) или "раса" условная (эльфы, ангелы, демоны и прочие);
    - внешность (рост, телосложение (влияют на боевые качества), форма лица, черты, волосы, предпочтения в одежде (если необходимо);
    - биография и характер - к ним самое разное отношение: в одних ролевых могут требовать подробно расписать, где родился персонаж, как жил, чему учился и что на него влияло, что любит, чего боится, а в других хватает и пяти строчек с голыми фактами;
    - навыки (приобретенные: шить умею, мечом машу, а уж пою-то как!) и способности (врожденные: летаю, обладаю тонким музыкальным слухом, и прочее) – этот пункт необходим для защиты от читерства, чтобы в бою, к примеру, не оказалось, что твой противник бох и аспадин, который может тебя растворить по щелчку пальцев (с таким игроком не интересно играть);
    - инвентарь (оружие, вещи) – пункт необходим, чтобы вы не вытащили из рукава связку гранат или волшебную палочку.

    Совет по написанию анкеты: лучше не делайте себя сверхсильным, сверхкрасивым и/или сверхумелым. Идеалами неинтересно играть. Вам кажется, что вашего персонажа легко убить? Но не забывайте, что с опасностью можно не только сражаться, но и обманывать ее и даже убегать.

    Как разворачиваются действия (ниже - термины, к которым привык я, и другие игроки могут называть это иначе).

    Первый игрок, решивший начать игру, пишет пост, в котором описывает место действия, погоду, обстановку и прочие декорации. И, конечно, своего персонажа) Обычно чем подробнее, тем лучше (поэтому многие и кричат, что, мол, "как можно писать пост в три строчки?!"), но очень увлекаться... ну, не рекомендую, хотя зависит от вашего партнера. Эпопею в три листа иногда сложновато читать.

    Пример поста:
    В эту ночь лес был... (описание, бла-бла-бла, деревья шумят и волки воютъ). По дороге, подпрыгивая на каждой выбоине, катилась карета. Кучер устал. Он гнал лошадей уже почти сутки без отдыха и молил всевышнего только о возможности немного поспать.
    Пассажиру тоже приходилось несладко: старая развалюха, почему-то названная "великолепным экипажем королевского образца", грозила развалиться в любую секунду.
    (что-нибудь из чувств и эмоций персонажа, имя, описание, цель поездки)
    Карета остановилась перед воротами. Постоялый двор? Хвала (кому-нибудь, по ситуации).
    (персонаж выходит, что-нибудь бормочет, ибо дорога и правда была не самой ровной, а прыгать по кочкам больно, и заходит в трактир)

    Дальше-то и начинается самое интересное - комментарии (их иногда называют постами, но мне кажется, что комменты - понятнее и привычнее)
    Суть в том, что в игру вступает другой человек с другим персонажем. Одно из главных правил, по которым я привык играть - не писать за другого игрока, то есть можно написать "Джон посмотрел на Сильвию тяжелым взглядом, от которого становилось жутко", но нельзя: "...от которого Сильвии стало жутко, и она упала в обморок". Это уже решать другому игроку, как отреагирует его персонаж. Он может и упасть в обморок, а может и засветить вам в глаз, ибо нечего пугать трепетных дам.

    Как примерно выглядит игра:
    В посте персонаж зашел в трактир.
    Второй Игрок (В):
    Из темного угла за новоприбывшим наблюдали. Квентин Спайс, заказав еще одну кружку эля, надвинул капюшон пониже и проверил, на месте ли кинжал. Наемный убийца, уже десять лет безупречно выполняющий свои обязанности, сомневался, берясь за эту работу, и продолжал сомневаться до сих пор.
    Игрок, Написавший Пост, он же Первый (П):
    Леонард не почувствовал пристального внимания одного из посетителей, его заботило только то, что он опаздывает на встречу с (да кем угодно, зависит от сюжета, который придумался), что нет возможности продолжать путь, и усталость. Он подошел, прихрамывая, к стойке, и подозвал трактирщика жестом.
    - Налейте мне вина и отыщите что-нибудь горячее. Я продрог, милостивый сударь.
    Трактирщик улыбнулся с пониманием (это NPC, как и кучер, персонаж для массовки, ему не нужна анкета и за него, в принципе, может играть любой, если нет иной договоренности).
    - Конечно, господин. Мясная похлебка сегодня вышла на славу.
    Леонард устало кивнул и сел за стол около окна.
    В:
    - Сударь, позвольте составить вам компанию?
    Квентин Спайс сам не знал, что толкнуло его на этот шаг. Разговаривать с мишенью? С жертвой? И все же он, удерживая две кружки отменного эля, стоял, глядя на вельможу.
    П:
    Тот поднял глаза на говорившего.
    - Составить компанию? О... Ну, что ж, если угодно.
    (и так далее)

    Правила боев здесь разбирать нет особого смысла, обычно в каждом мире есть какие-то свои особенности, но если коротко, то:
    - Не пишите за другого персонажа;
    - Не наносите несколько последовательных атак – может быть, вас успеют убить уже после первой?;
    - Давайте противнику возможность защищаться, иначе он не даст эту возможность вам;
    - Договаривайтесь об исходе боя с соигроком, если для вас важен сюжет, а не победа в конкретном случае: так у вас появится возможность делать и комбинированные атаки, и писать объемнее и красивее, потому что вам известно, как отреагирует противник и чем все это закончится.

    Реализм - одна из главных оценок вашего отыгрыша. Это не значит, что магии, к примеру, быть не должно, потому что ее существование не доказано в реальном мире. Фантазия и реализм прекрасно уживаются вместе. К примеру, связку гранат, если у вас ее при себе нет, вы достать из кармана не можете без каких-либо дополнительных манипуляций. Или почти невозможно не испугаться, увидев хищную паучиху размером с дом.

    Последний совет: ваш персонаж – не супергерой. Он умеет чувствовать и бояться, у него есть свои слабости и особенности, свои пороки. У него может болеть нога, чесаться лопатка, перхоть сыпаться в глаза, а в джинсах найтись дырка. Не забывайте про это, такие вещи делают вашего героя интересным и живым. И помните: совершенные герои не вляпываются в неприятности и, значит, не могут из них с блеском выбраться!


    Приветствую!
    Сегодня хотел бы затронуть тему текстовых ролевых игр. Почему бы вдруг? Я часто встречал мнения что текстовые ролевые это что-то странное, непонятное и вообще из вон выходящее. Многие мои знакомые считают текстовые ролевые скучными и неинтересными. Так ли это?

    Что же мы знаем о текстовых ролевых? Текстовые ролевые - очень специфический игровой жанр, который с одной стороны довольно маленький (по сравнению с гигантами игровой индустрии), а с другой - это огромный и увлекательный мир, для открытия которого нужно только полюбить текстовые ролевые.

    Игровая среда текстовых ролевых - это текст. Да, может показаться банальным. Но игровое окружение представляется в виде текста. В зависимости от ролевой, текста может быть очень мало (на несколько строк) а может быть и по несколько страниц ворда один пост. Да, да. Есть ролевые где в правилах заложено до 6 страниц ворда 14 шрифтом. И это один пост-ход. А представьте сколько это страниц текста при десятке ходов? Рай для писателя… Но не будем отходить от темы. Но игровое окружение, это не только текст. Это и арт. Очень часто, особенно в фэнтези/киберпанковых ролевых используется огромное количество артов для отображения происходящего в ролевой. А еще - использование возможностей площадки.

    Вы когда-либо посещали форумы текстовых ролевых? Большая часть из них - шедеврально украшенные площадки для игры, оформлению которым позавидует.. Да позавидует =). Кроме форумов, ролевые также проходят в соц. сетях (во всяком случае в Вконтакте точно) где они набрали еще большей популярности чем на форумах (в меру своей доступности). Ещё стоит отметить такую крайне редкую площадку, как портал ролевой. Это крайне редкое явление, которое в основном происходит с ролевыми клубами (сообществами ролевиков)...

    А теперь пожалуй перейдем к основной части...

    В чем особенность текстовых ролевых игр?
    Очень интересный вопрос, кстати. В чем же особенность текстовых ролевых? Думаю, тут можно привести много ответов, каждый из которых будет по своему правильным. Но главной особенностью текстовых ролевых, по моему мнению, является возможность поднять и поставить на ноги грамматику с орфографией (зачеркнуто) развить у себя фантазию и научиться писать много текста в очень ограниченное время (ваш пост ждет и соигрок, а может и несколько, а еще злой гейм-мастер который вас выругает за нарушение правил, которое вы конечно же сделаете).

    Что можно взять с текстовых ролевых?
    Вопрос также можно поставить так - что дают текстовые ролевые? Ответ следующий - опыт в написании огромных и интересных историй. В составлении сюжетов, сценариев, квестов… Развитий событий. Играя в текстовые ролевые вы открываете для себя мир, в котором существует ваш персонаж. Читая тексты ваших коллег по игре, вы узнаете что-то новое, пополняете свой багаж знаний и раскрываете себя.

    Лично для меня текстовые ролевые стали.. Очень важной вехой становления меня как личности. Именно играя в текстовые ролевые по киберпанку, у меня зародилась фракция Империя Авенилонис. После, концепция фракции начала обрастать новыми идеями и историями, что в итоге вылилось в уже достаточно увесистый авторский мир “Возвышение к звездам” (