Сначала над тобой смеются потом ты побеждаешь. Биография «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь. Жизненные принципы махатмы ганди

ТАКТИКА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ МАХАТМЫ ГАНДИ (САТЬЯГРАХА)

Тактика ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди (Сатьяграха)

Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь.
Махатма Ганди

Сатьяграха - (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.

Разработана Мохандасом Ганди в начале XX века. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через: отказ от насилия (ахимса), готовность переносить боль и страдания

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга - считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.
Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии - результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок - их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

Согласно Ганди, сатьяграха - средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.
Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.
Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
выход с государственной службы;
выход из полиции и армии;
бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь - текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения несотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. «Я утверждаю, - говорил Ганди в декабре 1920 г., - что народные массы не готовы к прекращению уплаты налогов. Они еще не достаточно владеют самоконтролем. Если бы я мог быть уверенным в ненасилии с их стороны, я сегодня же попросил бы их прекратить выплаты и не тратил бы свободные моменты народного времени».
По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

Махатма Ганди: уроки, которым его научила жизнь
Меняйтесь: «Вы должны быть тем изменением, которое вы хотели бы видеть в мире». Начинать надо с себя. Если мы хотим изменений, мы должны быть примером. Если у вас получится, люди сами потянутся за вами. Любой может обвинять в неудачах правительство, общество и господа Бога. Любой может жаловаться, но только единицы способны увидеть проблему в себе и начать изменения.
Задавайте правильные вопросы: «Сила вопроса в том, что он лежит в основе человеческого прогресса». Задавайте правильные вопросы правильным людям. Качество жизни находится в прямой зависимости от качества задаваемых вопросов. Вы не можете получить нужные ответы, не задавая вопросов. Вы не можете достичь прогресса без пытливого и живого ума.
Всегда действуйте: «Есть импульс к действию - давайте посмотрим, что сейчас получится. Вы можете разбить один большой план на маленькие шаги и сделать первый шаг прямо сейчас». Это более философский вариант привычного «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Завтра никогда не наступит, а вчера - это уже прошлое. Мы живем в настоящем. Значит и действовать должны «здесь и сейчас». К тому же, мы никогда не можем быть уверенными на все 100% в том, что завтра вообще наступит. «Наше будущее зависит от того, что мы делаем сейчас».
Прощайте: «Слабые не умеют прощать. Прощение является чертой сильного». То, что человек быстро прощает, совсем не означает его слабость. Наоборот, это является признаком его духовной силы. Лишь слабые не умеют прощать и держат в себе обиду, злость или зависть, которые разъедают его изнутри, делая ещё слабее.
Следите за своими убеждениями: «Ваши убеждения станут вашими мыслями. Ваши мысли станут вашими словам. Ваши слова станут вашими действиями. Ваши действия станут вашими привычками. Ваши привычки станут вашими ценностями. Ваши ценности станут вашей судьбой».
О чем вы думаете? Во что верите? Каким видите себя и свое будущее? Верите ли в свой потенциал? Каждый раз во время сомнений вспоминайте это изречение. Ведь вы - это то, во что вы верите. Следите за своими мыслями, верьте в свой успех и у вас обязательно всё получится - пусть это будет не с первого раза, а с десятого.
Управляйте собой: «Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю». Что вы чувствуете и как реагировать на происходящее зависит только от вас.
Простите и забудьте: «Слабый никогда не прощает. Прощение - признак сильного. Принцип «око за око» может сделать слепым весь мир».
Все мы люди: «Я заявляю, что я - обычный человек, которому свойственно заблуждаться, как и любому смертному человеку. Однако, у меня достаточно смирения, чтобы признать свои ошибки и пойти на попятный. Это не очень мудро - быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку».
Проявите настойчивость: «Вначале вас не замечают, затем над вами смеются, затем с вами борются, а затем вы побеждаете».
Видеть хорошее в людях и помогать им: «Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других. Величие человека особенно видно по тому, насколько он способствует благополучию ближних. Я понимаю, что когда-то для способности руководить были необходимы мускулы, но сейчас это означает умение ладить с людьми».
Будьте собой, пребывайте в гармонии со своим «я»: «Счастье - это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии. Всегда думайте о полной гармонии между мыслью, словом и поступками. Всегда ставьте своей целью очистить свои мысли и все будет хорошо».
Продолжайте расти и развиваться: «Постоянное развитие - это закон жизни. И человек, который все время старается придерживаться твердо установленных взглядов только ради постоянства, загоняет себя в неправильное положение».
Источник

Государственный университет «Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Эссе по информатике на тему:

«Махатма Ганди»
Москва 2010

Биография

«Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь»
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в гуджаратском княжестве Порбандар, умер - 30 января 1948 года в Дели.

Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.

В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У супругов было четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (28 октября 1892-1956), Рамда (Ramdas) (1897-1969) и Девдас (1900-1957). От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию; умер от сифилиса. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии.

Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

В 1915 году Ганди примкнул к Индийскому Национальному Движению, которое обогатил философией пассивного сопротивления."Сила заключена не в физической мощи. Она заключена в несгибаемой воле". В этом же году Р. Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» («великая душа» (причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его).

В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к шести годам заключения (освобожден в 1924). Философия Ганди и аскетический образ жизни снискали ему всенародную любовь и почитание.

Мечта Ганди о независимости Индии сбылась после Второй Мировой Войны. Но независимость принесла новые конфликты между индусами и мусульманами, причиной которых стало присоединение части Пакистана к Индии. Ганди обошел пешком Восточную Бенгалию и Бихар, призывая к прекращению беспорядков и попытаться приостановить столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Через несколько месяцев после своего 78-го дня рождения, 12 января 1948, Ганди начал свою последнюю голодовку, которая продолжалась пять дней. Ежедневно Ганди проводил коллективную молитву в саду у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. Был убит фанатиком-индуистом по пути на молитву 30 января 1948.

Деятельность

"Сатьяграха - это не столько гражданское неповиновение, сколько тихое и непреодолимое стремление к правде" - так Ганди описал открытую им "душевную силу", основное орудие в ненасильственной борьбе. Он пришел к мысли, что для мирной победы главное - это самосовершенствование. С 1906 Ганди начал поститься, отказался от супружеских отношений (к тому времени у него было четверо детей) и стал добровольно вести нищенский образ жизни, сменив европейский костюм на индийский. В своих исканиях Мохандас делился мыслями с Л.Н. Толстым, с которым переписывался в 1909-1910 годах. В честь Толстого он назвал основанную им ферму для своих земляков, следующих путем гражданского неповиновения.

По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок.

Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки.

Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

Ганди не пожелал участвовать в торжествах по поводу провозглашения независимости страны 15 августа 147 года и не занял никаких государственных постов. Он призывал новое индийское правительство относиться к Пакистану по-братски и оказать правительству этой страны материальную помощь.

13 января 1948 года Махатма начал в Дели свою последнюю голодовку с молениями о единстве страны. 30 января его застрелил индуистский фанатик, редактор провинциального издания экстремистского толка. Накануне Ганди предсказал свою смерть. Он умер с улыбкой на устах.

Высказывания


  • Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

  • Бог есть любовь; это единственная истина, которую я всецело признаю. Любовь равна Богу.

  • Если ты столкнулся с противником, победи его любовью.

  • Любовь никогда не требует, она всегда отдает. Любовь страдает, никогда не сожалея об этом и никогда не пытаясь отомстить за себя.

  • Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

  • Жизнь без любви - это смерть.

  • Когда вы достигнете самообладания и научитесь контролировать свои страсти, вы забудете о том, что такое отчаяние.

  • "Нет", сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем "Да", сказанное только для того. чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.

  • Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно.

  • Простить - это значит не наказывать, когда есть возможность наказать.

  • Победа, достигнутая силой, равноценна поражению - ведь она мимолетна.

  • В наши дни Бог является людям не в лице какого-нибудь человека, а в действиях многих разных лиц.

  • Сила - в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.

1. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.

2. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.

3. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.

4. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

5. Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.

6. Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного.

7. Лучший способ найти себя - это раствориться в служении другим.

8. Что бы ты ни сделал в жизни - это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.

9. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.

10. Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.

11. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными.

12. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.

13. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.

14. Любовь никогда не требует - она всегда дает. Любовь всегда страдает - никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.

15. Найди цель - ресурсы найдутся.

16. Единственный способ жить - это давать жить другим.

17. Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.

18. Это не очень мудро быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку.

19. Дела совести не решаются большинством голосов.

20. Одолевайте ненависть любовью, неправду - правдой, насилие - терпением.

21. Возможное для одного возможно для всех.

22. Без моего согласия никто не может мне навредить.

23. Бог есть любовь - это единственная истина, которую я всецело признаю. Любовь равна Богу.

24. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения - во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?

25. Мое убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.

26. Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.

27. «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.

28. Сила - в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.

29. Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца.

30. Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Махатма Ганди не нуждается в представлении. В Индии его имя окружено таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Весь мир знает человека, который привел свою страну к независимости от британского правительства в 1947 году.

Сегодня, в день памяти основоположника философии ненасилия, сайт вспоминает мудрые высказывания этого легендарного духовного лидера.

  1. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
  2. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.
  3. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
  4. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
  5. Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
  6. Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного.
  7. Лучший способ найти себя - это раствориться в служении другим.
  8. Что бы ты ни сделал в жизни - это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.
  9. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
  10. Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.
  11. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными.
  12. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.
  13. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
  14. Любовь никогда не требует - она всегда дает. Любовь всегда страдает - никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.
  15. Найди цель - ресурсы найдутся.
  16. Единственный способ жить - это давать жить другим.
  17. Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.
  18. Это не очень мудро быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку.
  19. Дела совести не решаются большинством голосов.
  20. Одолевайте ненависть любовью, неправду - правдой, насилие - терпением.
  21. Возможное для одного возможно для всех.
  22. Без моего согласия никто не может мне навредить.
  23. Бог есть любовь - это единственная истина, которую я всецело признаю. Любовь равна Богу.
  24. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения - во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?
  25. Мое убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
  26. Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.
  27. «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
  28. Сила - в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.
  29. Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца.
  30. Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением.

Махатма Ганди:«Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом вы побеждаете».

Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. После раздела вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами. 1947 год для Ганди закончился горьким разочарованием. Он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, казалось, никто его не слышал. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил свое решение так: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».

Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс. Через несколько дней после того как Махатма начал голодовку, они приняли совместное решение: «Мы заверяем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпимости, которые имели место в Дели, больше не повторятся».

Махатма Ганди -- Лев Толстой
Сто лет назад Лев Толстой писал Махатме Ганди о том, что любовь «есть высший и единственный закон человеческой жизни. В своём произведении «Закон насилия и закон любви» он говорит: «Будь добрым и не противодействуй злу силою». Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. «Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость», - писал Толстой. Непротивление злу силой Толстой считал важнейшим нравственным жизненным законом, которому следовал сам. Для Ганди идея ненасилия стала не только этическим учением, но и ориентиром общественно-политического движения. Живя в разных разных концах земли, Лев Толстой и Махатма Ганди - русский мыслитель и идеолог освобождения Индии – создали особенную этику непротивления и ненасилия, которая с тех пор находит многих своих последователей.
В последние годы жизни Лев Толстой занялся углубленным изучением культуры и традиций Востока. Наиболее близкой мировоззрению писателя оказалась Индия. Выражаясь современным языком, Толстой синтезировал западные и восточные подходы к проблеме ненасилия и непротивления. Все учение Иисуса Христа, по мнению Толстого, является метафизикой и этикой любви. «То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой было признано всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях: египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов и других, дружелюбие, жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною из главных добродетелей». Однако только Христос возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дал этому закону адекватное метафизическое обоснование, суть которого состоит в том, что в любви и через любовь в человеке обнаруживается божественное начало.

Цитаты Махатмы Ганди
«Без моего согласия никто не может мне навредить».

«Принцип око-за око оставит весь мир слепым».

«Счастье -- это когда то, что вы делаете, думаете и говорите пребывает в гаромнии».

«Великие люди никогда не обращают внимания на внешний вид человека. Они думают о его сердце».

«Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом, вы побеждаете».