Ректор мгимо анатолий торкунов семья. как вы собираетесь отмечать юбилей мгимо? А бюджетное финансирование существует

Родился в семье работников ЗИЛа.

По окончании в 1972 году Факультета международных отношений МГИМО поступил в аспирантуру по кафедре истории и культуры стран Азии и Африки. Во время обучения в аспирантуре был назначен помощником ректора (1974), одновременно вел преподавательскую работу. В 1977 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема «Становление и развитие военно-бюрократического режима в Южной Корее (1961-1976 гг.)»), в 1979 году ему присвоено ученое звание доцента. В 1977-1983 годах занимал должности старшего преподавателя, доцента кафедры истории и культуры стран Азии и Африки, декана по работе с иностранными учащимися, проректора по международным связям. В 1983-1986 годах находился на дипломатической работе - второй, первый секретарь Посольства СССР в США (Вашингтон).

По возвращении на Родину был избран деканом Факультета международных отношений, а в мае 1989 года назначен первым проректором. В 1991 году ему было присвоено ученое звание профессора. В октябре 1992 года на общем собрании коллектива института был избран ректором МГИМО. В 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук.

Является инициатором модернизации учебного процесса и структурной перестройки института. В его ректорство МГИМО получил статус Университета. В 1997 и 2002 годах был переизбран на должность ректора. В 2003 году избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 2008 - академиком.

В 1993 году присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. С 1997 года является членом Коллегии МИД России.

С 2008 года - главный редактор журнала «Вестник МГИМО-Университета».

Членство в организациях

Является председателем Российской ассоциации содействия ООН, президентом Российской ассоциации международных исследований, членом Научного совета при Совете безопасности РФ, председателем Учебно-методического объединения вузов по специальности «Международные отношения», членом экспертной комиссии РСОШ по обществознанию.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (14 мая 2010 года) - за большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу, заслуги в научно-педагогической деятельности и и подготовке высококвалифицированных специалистов
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 августа 2000) - за большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров и многолетнюю добросовестную работу
  • Орден Почёта (21 октября 2004) - за большие заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке высококвалифицированных специалистов
  • Орден Дружбы (6 октября 1997) - за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и в связи с 850-летнем основания Москвы
  • Медали
  • Имеет государственные награды Франции, Республики Корея, Монголии, Болгарии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Польши в том числе:
    • Командор со звездой ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 4 октября 2010 года)
    • Орден Дружбы II степени (Казахстан, 2007)
    • Офицер ордена Академических пальм (Франция, 2005)
    • Орден Заслуг (Венгрия)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II и III степени (РПЦ)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ)
  • Юбилейная медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (2012)

Публикации

  • Маринов В. А., Торкунов А. В. Южная Корея - база империализма на Дальнем Востоке. М., Международные отношения. 1979. 132 стр. 25000 экз.
  • Торкунов А. В., Уфимцев Е. П. Корейская проблема: новый взгляд. М., Анкил. 1995. 255 стр. 3000 экз.
  • Торкунов А. В., Денисов В. И., Ли Вл. Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М., Олма Медиа Групп. 2008. 541 стр.
  • «История Кореи: Новое прочтение» (М., Росспэн. 2003. 429 стр.),
  • «Современные международные отношения» (М., 1999; М., 2000),
  • «Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999» (М., 2000),
  • «Китай в мировой политике» (М., 2001),
  • «Современные международные отношения и мировая политика» (М., 2004),
  • «Дипломатическая служба» (М., 2002),
  • а также второго тома «Очерков истории Министерства иностранных дел. 1917-2002 гг.» (М., 2002).

В 1972 году окончил факультет Международных отношений МГИМО.

С 1972 года обучался в аспирантуре МГИМО по кафедре истории и культуры стран Азии и Африки.

В 1974 году назначен помощником ректора МГИМО.

В 1977 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

В 1977–1983 годах занимал должности старшего преподавателя, доцента кафедры истории и культуры стран Азии и Африки, декана по работе с иностранными учащимися, проректора по международным связям.

В 1979 году А. В. Торкунову присвоено ученое звание доцента.

В 1983–1986 годах находился на дипломатической работе - второй, первый секретарь Посольства СССР в Вашингтоне.

В 1986 году был избран деканом факультета Международных отношений МГИМО.

В 1989 году назначен первым проректором МГИМО.

В 1991 году А.В. Торкунову было присвоено ученое звание профессора.

В 1992 году на общем собрании коллектива института был избран ректором МГИМО. Переизбирался на эту должность в 1997, 2002, 2007 и 2012 годах.

В 1993 году А.В. Торкунову присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

С 1994 года является председателем учебно-методического
объединения (УМО) вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений.

В 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук.

С 1997 года является членом Коллегии МИД России.

С 1999 года является президентом Российской ассоциации международных исследований (РАМИ).

В 2003 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук .

С 2006 года назначен членом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

С 2007 года является сопредседателем Российско-польской
группы по сложным вопросам.

В мае 2008 года избран академиком РАН.

С 2008 года является главным редактором научного журнала «Вестник МГИМО-Университета ».

С октября 2010 является заместителем академика-секретаря
Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН.

А.В.Торкунов также является председателем Российской ассоциации содействия ООН , председателем Совета директоров ОАО «Первый канал», членом Научного совета при Совете безопасности РФ, членом общественного совета при ФСБ России, сопредседателем Российского исторического общества, членом Попечительского совета Российского совета по международным делам (РСМД), членом Попечительского совета и председателем Научного совета Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, председателем Научно-экспертного совета российско-польского Центра диалога и согласия.

А.В.Торкунов является почётным гражданином г. Сеула, иностранным членом Польской академии наук, почетным доктором ряда зарубежных университетов, входит в состав редакционных коллегий и советов журналов «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Россия в глобальной политике», «Право и управление. XXI век», «Московский журнал международного права».

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденом Почета, орденом Дружбы, орденом преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, орденом святого благоверного великого князя Дмитрия Донского II степени, орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, орденом Александра Невского. Имеет государственные награды Франции, Польши, Республики Корея, Монголии, Болгарии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Армении, в том числе: Офицер Национального Ордена Почетного Легиона (Франция, 2011), Командор со звездой ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 2010), Орден Средний Крест (Венгрия, 2010), Орден Дружбы II степени (Казахстан, 2006), Офицер ордена Академических пальм (Франция, 2005), Орден Почета (Армения, 2015). Отмечен грамотами Правительства России, Государственной Думы, Совета Федерации, благодарностью Президента России «за активное участие в общественно-политической жизни российского общества», медалью и грамотой Президента за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в Сочи, медалью и грамотой Президента за вклад в подготовку и проведение XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 в Сочи. Получил премию Ассоциация международных исследований (ISA) «Выдающийся ученый в области международных отношений, региональных исследований и дипломатии» (2018). Лауреат премии «Вера и верность» Фонда Андрея Первозванного за «вклад в сохранение и развитие традиций отечественной дипломатической школы и воспитание плеяды российских дипломатов» (2018).

Анатолий Васильевич, во времена, когда большинство наших сограждан были "невыездными", само слово "МГИМО" звучало отголоском чего-то вожделенного, но несбыточного... А как обстоит дело сегодня? Доступен ли ваш вуз для кого-либо, кроме выходцев из "суперэлиты"?

Мне очень просто ответить на ваш вопрос. В нашем вузе (к привычному для всех названию "МГИМО" теперь добавилась буква "У" - "университет") обучаются почти 5 тысяч человек.

Почти половина студентов - ребята не из Москвы и Московской области, а из почти 60 регионов России, в том числе самых отдаленных северных районов. Многие студенты уже имеют высшее образование и пришли получать второе - экономическое, юридическое и так далее.

Кроме того, среди этих пяти тысяч почти 800 иностранцев. Основная их масса - наши бывшие соотечественники, а ныне граждане стран СНГ. Самая большая группа - студенты из Казахстана, после нее по численности идут Украина, Белоруссия, Молдова, страны Балтии, которые не входят в СНГ, но студентов к нам присылают по-прежнему. Кстати, так же поступают и государства бывшего соцлагеря. Президент Российской Федерации даже издал специальное распоряжение, согласно которому мы теперь ежегодно принимаем в МГИМО около 70-80 таких государственных стипендиатов-иностранцев, которые сами за свою учебу не платят. Кроме того, многие студенты из самых разных стран (Америки, Франции, Израиля, Дании, Греции и т. д.) сдают экзамены, чтобы учиться по контракту. Мне кажется очень важным тот факт, что среди иностранцев конкурс в этом году составил 3 человека на место. При том, что плата за обучения даже по их меркам достаточно высока.

Быть богатым иностранцем, конечно, хорошо. Но как попасть в МГИМО пареньку из Казани, Рязани, Хабаровска, студенту провинциальной школы или выпускнику далекого от столицы вуза? В старые времена для этого нужна была масса характеристик и рекомендаций, соответствующая партийность, да и влиятельные папа с мамой... Как сейчас?

Есть несколько достаточно надежных способов поступить в МГИМО. Мы поддерживаем связи с очень многими немосковскими школами, которые направляют к нам хороших ребят на учебу по рекомендации педсовета. Например, есть знаменитая гимназия в Вятке - у нас сегодня учатся 13 человек оттуда, а 8 уже окончили институт. Такие абитуриенты поддерживают с нами связь, бывают на всех днях открытых дверей, внимательно знакомятся с нашим интернет-сайтом. Это один способ. Второй - участие в разного рода олимпиадах, которые проводим мы и Федеральное агентство по образованию. В этом году мы зачислили без экзаменов около 30 победителей общероссийских олимпиад по иностранному и русскому языкам, по литературе, математике, основам экономических знаний и обществознанию. Отдельную олимпиаду МГИМО проводил в Красноярском крае, победителей тоже приняли в вуз без экзаменов. В прошлом году делали то же самое в Волгоградской области. И, наконец, очень важный наш резерв - телевизионная игра "Умники и умницы". Если вы смотрели ее финал, то наверняка обратили внимание: большинство победителей - не москвичи, а ребята из самых отдаленных мест. 300 "умников и умниц" уже окончили МГИМО или учатся сейчас. В этом году мы провели вместе с одной из центральных газет акцию "Стань студентом МГИМО". Из 6000 в финал вышли 11 человек, восемь приехали в институт (трое не смогли, скорее всего, по материальным и семейным причинам). Я с ними встречался - чудесные ребята! Ну и, наконец, мы принимаем ребят по итогам ЕГЭ.

Невозможно без ложки дегтя. Вопрос от нашей читательницы Галины Успенской из Пензы. Ее сын, ученик 11-го класса лингвистической гимназии, поступает в МГИМО. В списке литературы по истории Отечества стоят внутренние учебники, которые нигде невозможно купить, кроме здания института. Ими торгует некая фирма "Распространение информации и профессионально-книжное поисковое агентство". По сто евро за каждый. Нужно 4 штуки. Галина спрашивает, можно ли все-таки приобрести эти книги по их реальной стоимости?

Для меня это полная неожиданность. Дистрибьюторы накручивают цены, а что с этого имеем мы? Обидно не только читательнице, но и мне как ректору. Пусть Галина напишет в приемную комиссию, учебники ей вышлют наложенным платежом. Есть для этого специальный отдел.

- Был ли удачным опыт приема в МГИМО по результатам ЕГЭ?

Мы это делаем уже два года. Я не причисляю себя к категории противников ЕГЭ. Просто считаю, что относиться к нему надо нормально. Это эксперимент, и пока рано судить о его итогах. Полностью согласен с ректорами других вузов, например, с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим, который настаивает на расширении сети олимпиад, проводимых вузами и Федеральным агентством по образованию. Только вот зачастую дети недостаточно информированы о таких олимпиадах, а ЕГЭ все-таки проводится повсеместно. В этом году по итогам единого государственного экзамена мы зачислили 50 человек и на так называемую бюджетную, и на платную форму обучения. В прошлом году - 35. По отзывам преподавателей, в основной массе учатся такие студенты достойно, иногда просто блестяще.

- "Блестяще" по критериям МГИМО - это как?

Чтобы понять, стоит зайти на наш институтский сайт. Мы перешли на рейтинговую систему, которая предполагает не только оценку результатов сессии, но и учебу в течение года, участие в научном студенческом обществе и других формах общественной научной активности. По результатам опроса преподавателей выводится рейтинг студентов. Мы, правда, публикуем в Интернете только 50 фамилий лучших студентов каждого из курсов, а остальным даем возможность "подтягиваться". Но результаты рейтинга учитываются в обязательном порядке. Исходя из них, мы и определяем, кого отправлять за счет института на стажировки и т. д. Если ты не в верхних строках, то поехать за рубеж, конечно, тоже можешь. Но уже за собственный счет.

МГИМО был создан, чтобы стать, как раньше говорили, кузницей дипломатических кадров. В какой мере сегодня МИД заинтересован в ваших выпускниках и насколько они сами хотят поступить на дипслужбу?

В последние лет десять министерство принимает на работу около 80 выпускников ежегодно (в 2004 году - 86). Это более половины тех, кого в систему МИД берут вообще. Я член отборочной комиссии и могу засвидетельствовать: требования довольно жесткие. Обязательно знание двух иностранных языков, надо также пройти специальное тестирование. Кроме нас, дипломатами становятся выпускники 20 вузов страны - Петербуржского, Томского, Краснодарского, Ростовского, Нижегородского и других университетов, благо в 90-х годах там тоже открылись отделения международных отношений, а МГИМО перестал быть "монополистом". Я полагаю, что такого рода конкурентное начало для наших студентов при приеме на работу очень важно.

Что же касается самих студентов, то, по моим наблюдениям, многие поступают в МГИМО именно потому, что их привлекает дипломатическая служба. Кто-то до этого два года учится на курсах редких языков, изучает, скажем, амхарский или узбекский язык. Понятно, что такие знания пригодятся именно на дипломатическом поприще. Многие ребята изначально готовятся к мидовской карьере, проходят стажировку после второго-третьего курсов и практику после четвертого. Мы, к счастью, несколько лет тому назад возобновили практику направления ребят и в посольства за рубеж. Было подписано тройственное соглашение между МИД, МГИМО и Фондом Потанина, который целевым назначением переводит деньги в институт. Тому, что студенты сохраняют ориентацию на МИД, конечно, в немалой степени способствует и недавнее повышение заработной платы в министерстве. Надеюсь, столь же серьезно займутся и жилищной проблемой, которая пока очень остро стоит перед дипломатами-немосквичами. Даже в наших университетских общежитиях сейчас живут около 30 молодых работников МИДа. Они готовятся к выезду в командировки и, конечно, у них нет возможности снять или купить квартиру в столице.

Сейчас появилась тенденция выводить из ведомственной принадлежности все, что именуется институтом, университетом или школой. МГИМО всегда входил в систему МИДа. Что будет с ним?

Пока нам удалось отстоять свою принадлежность к министерству, поскольку заинтересованность в этом обоюдная. Дело не только в традициях, хотя и они важны. Но у нас такое количество разного рода связей, настолько мощная инфраструктура взаимодействия, что изменение принадлежности может ее разрушить и, следовательно, нанести огромный вред. Десятки мидовцев по совместительству работают у нас преподавателями - в том числе редких языков. Сейчас это большая проблема. 53 языка, которые преподаются сегодня в нашем университете, - тяжелейшая ноша. Во многом удается сохранить их только потому, что в этом есть потребность министерства. Любое отдаление от него приведет к тому, что языковые школы, которые создавались десятилетиями, станут разрушаться. Кроме того, мы ведем довольно большую исследовательскую работу по заказам министерства. Площадка МГИМО также используется для разного рода полуофициальных мероприятий: публичных выступлений глав иностранных государств, встреч, конференций, семинаров и так далее.

- В данной ситуации Федеральное агентство по образованию - ваш союзник или оппонент?

Пока нам удается гармонично развивать отношения и с МИДом, и с образовательным ведомством. Судя по разговорам с коллегами из агентства, они нашу позицию понимают.

Анатолий Васильевич, вы одним из первых начали движение навстречу Болонской конвенции. Программа МГИМО как-то корректируется под европейский стандарт?

У нас в образовательном сообществе разное отношение к Болонской конвенции и Болонскому процессу. Я категорически "за" активнейшее участие в нем. В отличие от других аспектов интеграции, в Болонский процесс мы входим практически одновременно со странами Европейского союза. Мы партнеры, а значит, можем не только соблюдать условия Болонской конвенции, но и предлагать собственные идеи. Кстати, это расширит возможности студентов и позволит вузам предоставлять платные услуги, а также "экспортировать" наше образование в Европу. Вот сегодня практически каждый европейский вуз обязывает своих студентов в рамках Болонского процесса провести семестр за рубежом. У нас огромное количество подобных предложений от зарубежных высших школ. В МГИМО уже десять лет существует совместная магистратура с французским Институтом политических наук, который окончил президент Ширак и многие представители "политического класса" Европы и мира. Планируем открыть в будущем году такую магистратуру со Свободным университетом Берлина, и не только с ним. Практически по всем нашим специальностям мы будем иметь совместный диплом с ведущими магистратурами европейских стран. Если привести в соответствие все стандарты и критерии, думаю, мы сможем и для своих вузов зарабатывать деньги, и для Отечества.

Как ни крути, но МГИМО был и остался "элитарным" вузом. Как себя чувствует преподаватель, общаясь со студентами, чьи влиятельные и богатые родители способны "продавить" образование для своих отпрысков, а не просто дать возможность его получить? Какая дипломатия возможна в этих случаях?

Тот, кто бывал у нас в вузе, думаю, обратил внимание: обстановка в МГИМО очень демократичная. Даже так называемые "представители элиты" не имеют возможности проявлять в его стенах какую-либо фанаберию. Может быть, в других местах, в дорогих клубах у них это еще получается, а в вузе такие штучки не проходят. Позиция и преподавателей, и остальных студентов такова, что "золотой молодежи" просто этого не позволяют. Более того - мы очень многих отчисляем, в том числе и тех, кто учится за деньги. 15 процентов зачисленных на первый курс до диплома не доходят.

- Отчисляете за поведение?

Главным образом за неуспеваемость. Но бывает, что и за это.

- Студенты МГИМО по-прежнему обязаны ходить на занятия в строгом костюме и при галстуке?

Мне бы очень этого хотелось. Но что-то я мало вижу в коридорах таких студентов. Они очень разные. Если прийти на факультет журналистики, там вообще никого не увидишь в официальном костюме. Да и одежда - не главное. Есть другие традиции, которые я считаю важными. Например, обязательное посещение занятий. Особенно на первых двух курсах. Студенты должны освоить хотя бы тот минимум, без которого нельзя считать себя образованным человеком. Кроме того, у нас мало говорят об одном крайне важном феномене: сегодняшние студенты очень молоды. Я сам пришел в институт в 17 лет. А сейчас в наших аудиториях не редкость - пятнадцатилетние студенты, которые закончили школу экстерном. Я считаю, что это неправильно, это вообще глупость. Они не готовы к высшему образованию ни ментально, ни физически. Но с реальностью приходится считаться и вести специальный мониторинг с помощью медиков и психологов.

- "Взрослая жизнь" дипломата тоже не сводится к совершенствованию знания языков и перекладыванию бумаг. Насколько серьезно студентов готовят к повседневной практике их будущей работы? Помнится, раньше МГИМО славился своими "имитационными играми" - например, "заседаниями Генассамблеи ООН"...

Они продолжаются. В модели заседания ООН принимает участие почти тысяча человек, эти игры готовятся целый год. Ребята делают все, включая синхронный перевод. В МГИМО проводят и имитации заседаний Европейского союза, Совета Европы, Международного суда в Гааге. Наши ребята участвуют и практически во всех международных имитационных играх - на это мы денег не жалеем. Должен даже похвастаться: на последних международных дебатах в Лондоне и в Сингапуре наши студенты получили призовые места. В этом году на модель ООН приехал Кофи Аннан и приветствовал ребят - редчайший случай для Генсека. Кроме того, студенты делают выборку идей-предложений и отправляют ему. Не знаю, может быть, сам генеральный секретарь их не читает, но кто-то из его аппарата обязательно ему докладывает.

- Вы сказали, что денег не жалеете. А откуда вы их берете?

В 1994 году, когда вышло соответствующее Постановление Совмина, разрешающее брать студентов на основе договора с хозяйствующими субъектами, мы приняли первых 19 человек на экономический факультет. Сегодня за свое обучение платят около 40 процентов студентов. Причем половину финансируют родители, а еще 50 процентов - организации, субъекты Федерации, мэрии городов, иногда нефтяные и газовые компании. И это, конечно, сегодня основа бюджета вуза. Второй источник доходов вуза - консалтинг, исследовательская и издательская деятельность. И, наконец, то, что за рубежом существует давно, а у нас только начинает развиваться - внебюджетные фонды, которые создает сам вуз или его выпускники, или просто филантропы, помогающие вузу материально (для МГИМО спонсорская помощь - где-то 10-12 процентов ежегодно бюджета). Детей на разного рода стажировки мы отправляем именно за счет этих средств.

- А бюджетное финансирование существует?

Да. Но как у всех вузов - по нормативам. Правда, надо сказать спасибо правительству, что сейчас нет задержек. Я 12 лет ректор и помню годы, когда мы не получали этого финансирования по нескольку месяцев. Если бы не внебюджетные деньги, то преподаватели в день зарплаты приходили бы к моему кабинету.

В 90-е годы началось прямо-таки поветрие: все институты срочно стали превращаться в академии, университеты и т. п. МГИМО тоже присоединил к названию букву "У". Зачем?

Сама идея создания МГИМО принадлежала Евгению Викторовичу Тарле - энциклопедисту, человеку университетской жизни. Полагаю, что и он, и Георгий Павлович Францев, известный специалист по этике и по философии, который был одним из первых ректоров, исходили из того, что образование должно быть университетским. Даже при том, что в МГИМО нет естественных факультетов, оно предполагает подготовку не по одной специальности, а по их широкой номенклатуре. Поэтому сегодня у нас 12 специальностей на 8 факультетах и в четырех институтах университета, около 50 разнообразных специализаций. Более того, мы думаем о том, чтобы открыть еще две новые специальности: социология и информационные системы. И опять-таки, если мы входим в общеевропейское образовательное пространство, то должны помнить: институтов практически нигде нет. Везде существуют именно университеты.

Кстати, напомню, что МГИМО начинался в 1943 году именно как факультет МГУ и лишь через год стал самостоятельным вузом. В 1954 году к нему присоединили одну из старейших российских Высших школ - Институт Востоковедения, преемника Лазаревского училища, учрежденного еще при Александре I в Москве в 1815 году. Это была мощная лингво-гуманитарная инъекция, в институт пришли великолепные специалисты по Востоку. Мы получили сказочную библиотеку Института Востоковедения, в которой трудился Пушкин, захаживал Грибоедов, Тютчев, Айвазовский работал. Эти 30 тысяч томов редчайших книг по востоковедению и сейчас у нас. И, наконец, в 1958 году к МГИМО присоединили Институт внешней торговли - в ту пору один из самых современных вузов СССР. Уже тогда институт приобрел по сути университетский статус.

К сожалению, многие люди идут сейчас в институт не за специальностью, а за дипломом. Неважно каким - чем престижнее, тем лучше. У вас много таких студентов?

Несомненно, они есть. Недавно кафедра социологии проводила опрос внутри вуза, и он показал, что у нас тоже присутствует категория студентов, пришедших "за корочками". Это, конечно, печалит и беспокоит. Конечно, нет ничего фатального в том, что человек хочет просто получить "хорошее образование", особенно если он платит за это деньги. Но есть категория ребят, на которые институт тратит огромные деньги и силы. И для нас очень грустно, когда мы шесть лет учим человека, например, китайскому языку, он его осваивает - а потом с ним не работает. Для преподавателей, для вуза разочарование неизбежно. Мы ведь вкладываем в образование наших студентов гораздо больше средств, чем оно формально стоит.

Из первых десяти человек, которых Петр I отправил в Голландию учиться, вернулись только четверо, а по специальности стали работать лишь двое. Следующую партию царь отправлял, грозя тюрьмой за ослушание. Остались восемь из десяти...

Есть еще более яркий пример. Первым, кто направил на учебу дворянских детей, был Борис Годунов. Ни один из них не вернулся из-за границы...

- Так вот скажите, Анатолий Васильевич, что сейчас престижнее - российское образование или зарубежное?

Сейчас, мне кажется, многие люди, даже имеющие возможности, все-таки предпочитают, чтобы дети получали базовое российское образование. И не из-за того, что зарубежное получать труднее - если не брать университеты "первой линии", то на Западе сплошь и рядом требования ниже, чем в России. Просто наконец-то люди осознали, что российское образование не только конкурентоспособно, но даже превосходит западное. В магистратуру МГИМО стало приезжать много наших, российских ребят, которые окончили зарубежные университеты и получили степень бакалавра в Англии, Швейцарии и так далее. Думаю, что это отметили во многих университетах.

Студенты - это не только учебный процесс, но и еще некий социум. Дискотеки, общение... Наркотики, к сожалению. В некоторых университетах студентов заставляют дать письменно согласие на то, что у него могут без предупреждения взять тестовую пробу на употребление наркотиков. Как поступают в МГИМО?

Диспансеризацию студентов мы тоже проводим ежегодно. И кровь берем, и тесты проводим. У меня, правда, такое ощущение, что эта проблема сегодня среди студенчества так остро уже не стоит. Но за этим надо обязательно следить, что мы и делаем. Но студенческий социум - не только проблемы. Очень приятно, когда читаешь анкеты первокурсников и видишь - больше половины окончили музыкальные школы. Два раза в год наши студенты ездят на Соловки, где проводят школу молодого журналиста. Они просто болеют Соловками. В МГИМО есть художественная студия, испанский театр, музыкальная "поющая кафедра" которую приглашают выступать даже в Вашингтон, поэтический клуб... Вот, кстати, вещественное доказательство - к 60-летию института они издали сборник под названием "Наш дом". Никакой политики - имеется в виду альма матер. А свои стихи в этой книге опубликовали два министра иностранных дел - Александр Бессмертных и Сергей Лавров, видные дипломаты, преподаватели, выпускники и нынешние студенты МГИМО...

- Как вы собираетесь отмечать юбилей МГИМО?

Интеллигентно, без шума и пыли. На прошлой неделе презентовали книгу воспоминаний выпускников 1954 года. Много там было замечательных людей, известных дипломатов. Мы вручали им специальные юбилейные медали института. И два часа читали друг другу стихи. Вытирали слезы. Перед самым юбилеем у нас прошла научная сессия с учеными РАН. Доклад делали не об итогах, а о том, что предстоит сделать. И еще открыли во внутреннем дворике МГИМО памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу, самому эффективному послу нашей культуры за рубежом, и Полине Виардо работы скульптора Григория Потоцкого.

Ну а в день юбилея будет студенческий концерт, восходящий к традиции наших знаменитых "капустников".

- Примите и наши поздравления.

Досье "РГ"

Многие десятилетия в нашей стране существовал только один вуз, выпускавший дипломированных дипломатов, - МГИМО. 14 октября Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России отмечает 60-летие со дня своего создания.

В 1994 г. МГИМО получил статус университета. Сегодня в нем изучают и преподают десятки дисциплин по 12 образовательным программам: международные отношения и дипломатия, регионоведение и мировая политика, мировая экономика и коммерция, международное публичное, частное и финансовое право, право ЕС, политология, государственное и муниципальное управление, журналистика и связи с общественностью. В структуре МГИМО - университета 8 факультетов и 4 института.

За время своей деятельности МГИМО обучил свыше 30 тысяч студентов, в том числе около 5 тысяч иностранных граждан. Среди известных российских выпускников МГИМО - государственные и политические деятели, дипломаты, ученые, бизнесмены и журналисты. Многие годы здесь трудились академики Е.В. Тарле, Л.Н. Иванов, В.Г. Трухановский, С.Л. Тихвинский, Н.Н. Иноземцев, Ю.П. Францев и другие. Сегодня здесь преподают известные ученые Е.М. Примаков, Н.П. Лаверов, Н.А. Симония, В.К. Пивоваров. Всего же в МГИМО работают более тысячи профессоров и преподавателей.

Ректором МГИМО вот уже 12 лет является член-корреспондент РАН, чрезвычайный и полномочный посол, доктор политических наук, профессор Анатолий Торкунов.

Впервые здесь у нас пробились голоса,
Впервые здесь задумались о главном.
Менял МГИМО названья, менял и адреса,
Но не менял своих традиций славных.
Учиться - так взахлеб, а пить - так до конца,
Не падать и идти упрямо к цели.
Рассыпаны по миру горячие сердца,
Надежные и в деле, и в веселье.

Припев:
Это наш институт, это наше клеймо,
И другого вовеки не нужно.
Оставайся всегда, несравненный МГИМО,
Бастионом студенческой дружбы.
Он нам помог себя на прочность испытать
И славой, и бедою, и богатством.
Он научил нас, как от жизни не устать
И сохранить студенческое братство.
Куда бы нас ни бросило по миру - мы всегда
В любой стране и на любых маршрутах
Уверены - нам светит путеводная звезда
Над сводами родного института.

Анатолий Торкунов родился 26 августа 1950 года в городе Москва. Во время обучения в школе, являлся секретарем комсомольской организации класса. В 1967 году, поступил на факультет международных отношений МГИМО.

В период с 1971 по 1972 год, Торкунов находился на дипломатической службе в КНДР. После окончания факультета международных отношений МГИМО, в 1972 году, поступил в аспирантуру по кафедре истории и культуры стран Азии и Африки. В 1974 году назначен помощником ректора, одновременно вел преподавательскую работу.

В 1975 году окончил аспирантуру. В 1977 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Становление и развитие военно-бюрократического режима в Южной Корее в период с 1961 по 1976 год». В 1979 году, Торкунову Анатолию присвоено ученое звание «доцент». С 1977 года занимал должность старшего преподавателя. Позднее занял должность доцента кафедры истории и культуры стран Азии и Африки. Далее трудился на должности декана по работе с иностранными учащимися и проректора по международным связям.

С 1983 года, Торкунов находился на дипломатической работе в должности второго, а затем - первого секретаря Посольства СССР в США. В 1986 году избран деканом факультета международных отношений. В мае 1989 года назначен первым проректором. В 1991 году, Анатолию Васильевичу присвоено ученое звание «профессор». В октябре 1992 года, на общем собрании коллектива института, Торкунов избран ректором МГИМО. В период с 1997 по 2012 год, неоднократно переизбирался на эту должность.

В 1993 году присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. В 1995 году, Торкунов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук на тему «Проблемы безопасности на Корейском полуострове: международно-политические и внутри корейские аспекты». С 1997 года является членом Коллегии МИД Российской Федерации. С 1999 года является президентом Российской ассоциации международных исследований.

На президентских выборах 2000 и 2004 годов, Анатолий Торкунов являлся доверенным лицом Владимира Владимировича Путина. В мае 2003 года избран член-корреспондентом Российской академии наук по Отделению общественных наук. С 29 мая 2008 года является академиком РАН. В 2006 году назначен членом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

С 2008 года является главным редактором журнала «Вестник МГИМО - Университета». С октября 2010 года, Анатолий Васильевич назначен на должность заместителя академика-секретаря Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН. Является инициатором модернизации учебного процесса и структурной перестройки института. В период руководства Торкунова, МГИМО получил статус университета.

С 2011 года, является Председателем Совета директоров АО «Первый канал». Владеет английским, французским и корейским языками. Имеет государственные награды и знаки отличия.

Биография

По возвращении на Родину был избран деканом Факультета международных отношений, а в мае года назначен первым проректором. В 1991 году ему было присвоено ученое звание профессора. В октябре года на общем собрании коллектива института был избран ректором МГИМО. В году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук.

Является инициатором модернизации учебного процесса и структурной перестройки института. В его ректорство МГИМО получил статус Университета. В и годах был переизбран на должность ректора. В году избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. В году присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла. С 1997 года является членом Коллегии .

Членство в организациях и награды

Является председателем Российской ассоциации содействия ООН, президентом Российской ассоциации международных исследований, членом Научного совета при Совете безопасности РФ, председателем Учебно-методического объединения вузов по специальности «Международные отношения».

Награжден орденом Дружбы, орденом (IV степени), медалями. Имеет правительственные награды , .