Опыты луизы над монтенем. Опыты. Гуманист о моральном превосходстве ранних цивилизаций

Прочитав коментарии модус.Я все больше верю в переселение души в новое тело.Спасибо.Удачи Вам.

Оценка 5 из 5 звёзд от viktor 25.05.2017 19:40

модус травками не только лечится, но и курит их.))

Natka-nata 01.01.2016 05:01

опять МОДУС замудохал

Оценка 3 из 5 звёзд от Гость 31.12.2015 04:29

Однако, я не ко всем так категорична. И я знаю хороших лекарей! С одним лично знакома.
Здоровья и болезнь – они противоположны друг дружке между тем идут бок обок эти вечные спутники. Попеременно неся с собой, то наслаждение, то огорчение, сопряженное с известной мерой страдания.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:35

Предмет рассмотрения 3)
Новые болезни возникают от нерадивости докторов.
К медикам следует обращаться в последнюю очередь, ибо, как показывает мой жизненный опыт, в момент лечения одного поставленного врачами диагноза доселе неведомой телу болезни появляются симптомы на новые недомогания.
Я уважаю медицину, как науку – она полезна человечеству, но я не питаю доверия к врачам, которые дают нам те или иные рекомендации к разного рода лекарственным средствам микстурам пилюлям и т.п. ибо их мнение, заверения, утверждение не тождественно и
несогласованно между собой. И даже простой сироп от кашля каждый трактует на свой лад.
Один говорит одно, второй декламирует другое, третий излагает свою теорию, по которой выходит, что он прав, а все вокруг несут полный бред!
У всякого лекаришки найдётся сотня доводов склонить страждущего на свою сторону, а если лекарство не подействовало, а что ещё хуже причинило большой вред организму, тогда виной всему сам пациент: мол, Вы неверно батюшка соблюдали предписания, не выполняли назначенные процедуры...
Врачам-людям надо ещё постичь азы медицинской науки, а не браться за практику не изучив все тонкости этого искусства.
Лично я приветствую лечение нетрадиционной медициной.
Мне по душе травками лечится, чем пичкать себя таблетками.
Отправляясь к врачу, больной доверяет ему, прежде всего свой недуг, чтобы после качественно проведённых манипуляций излечить пораженную область, дав организму естественным путём пойти на поправку.
Животные в этом деле преуспели гораздо больше и веками успешно занимаются «врачебной практикой»!
Кошкам, собакам дар целительства дан природой, заложено в их хрупких жилках благотворное «снадобье».
Моя кошка прелесть! Со мной Маша (так зовут кошку) сидит, столько сколько по её мнению считает нужным. Дозу целительных свойств она отдаёт мне со знанием профессионального лекаря, я ей доверяю гораздо больше, чем докторам-людям.
Маша отлично чувствует меня, моё настроение, где что болит, чувствует малейшее изменение. я на опыте знаю, что мысли материализуются и когда е5го-то захочешь, то постоянно думаешь, думаешь, думаешь об этом.
с животными то же самое - они ловят наши мысли и приходят на выручку. Моя Машутка тому подтверждение!
Когда у моей мамы заболели ноги – она Маша не отходила от них ни на шаг, ночами грела ноги ложилась своим телом на болевые точки. Перемещаясь по ноге, это чувствительно животное, отлично снимала боль, перенося её на себя. Как только боль утихла "грелочка" перестала проводить сеансы выгревания, потому что почувствовала, что всё что от неё зависело она сделала. Ибо, как выяснилось позже, болезнь оказалась не излечимой.
Вся многолетняя практика врачей основана на опытах над кем-то, но не над собой. Хоть раз примени они ново-ведённый метод лечения от какого-то заболевания на себе, то результат потряс бы всю медицинскую коллегию, а больные перестали быть «подопытными кроликами».
При моём состоянии (ДЦП) повышение мышечного тонуса явления не редкое, но причиняющее массу неудобств. Меня показывали ряду специалистов - все разводили руками. Годы шли, а тонус прогрессировал, дойдя до высшей своей точки. Мы обратились за советом к двум нервопатолагам местному и киевскому. Мне порекомендовали одно сильно действующие лекарство, в один голос уверяя: лучше вы не найдёте! Прочитав инструкцию, я пришла в ужас от количества побочных эффектов, однако выбирать не приходилось. Скрепя сердцем приняла первую дозу порошка… Результат на лицо! Улучшения, конечно, ни на грамм, зато через неделю полторы возникло явное ухудшение в области живота. Травя себя «супер» таблетками чуть не угробила себе желудок.
Только наивный верит тому будто бы и в аспирине не содержится вредоносной субстанции.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:34

Предмет рассмотрения 2)
Мы на Земле всего лишь гости...
***
Земля – чудесная страна!
Земля – восторгами полна!
Земля! Как сказка наяву!
Земля – на ней теперь живу!
Земля! Не уходи, постой!
Земля! Побудь ещё со мной!
Земля! Кричу, зову, но нет!
Увы! Земли уж следа нет...
В иные берега отправилась душа моя...
________________________________________________________
Я люблю жизнь и хочу жить вечно не этой планете, увы - это невозможно.
Я бы хотела, чтобы жизнь не кончалась, чтоб всегда продолжалась для тех, кто хочет жизни вечной на Земле, как я.
Отбросим в сторону все анатомические хитрости, которые раскрывают тайны человеческого тела и оно показано, как на ладони, говоря медицинским языком под рентгеном. Пойдем дальше.
В детстве меня занимал вопрос: кто и как управляет нашим телом? Неужто, части тела сами приходят в движения, ходят, разговаривают, думают… Позже окунаясь в упоительную страну знаний я нашла ответы на многие, многие вопросы. Узнала также про анатомическую сторону человеческого естества, но научные объяснения не полностью удовлетворили моё естественное любопытство. И не мудрено! Пытливость присуща нам от рождения.
Ибо такова потребность разумных существ – тяга к познанию, от досужих сплетен до чего-то глубокого, высокого, вечного.
Что до меня, то мне чужды сплети, я не любопытна, но я любознательная.
Зарождение и развитие различных форс жизни претерпела ряд этапов эволюции, все они прямым или косвенным путём обозначились на наземных цивилизациях. Не говоря уже о подземных отдельно взятых мирах.
Предела чего-либо нет. Понятия «предел» есть ни что, иное, как ограничение в чем-либо, за грань которого не позволяет ступить малый потенциал, воспитание, скромность, недостаточное накопление материальных средств… Те, кто всё же осмелился выйти за пределы мыслимого, приобрёли статус гениев-изобретателей. Осуществляя свои дерзновенные мечты – они внесли существенный вклад в развитие и культуру человечества. Корабли, велосипед, паровоз, машина, телефон, холодильник и т.д. и т.п. Все эти вещи в известной степени улучшили и украсили житие-бытие человеческого детёныша.
Прискорбно, что наравне с полезным в руках людей стали появляться совершено не нужные ужасные, губительные, убийственные орудия – одно их таких носит название атомная бомба.
Однако не всё подвластно нашему разумению, не все катастрофы способны мы отвратить от себя или хотя бы, не впасть под их наплыв. Несомненно, и то, что существует великое множество вещей, которые нам не понятны и с точки зрения науки необъяснимы. То, что наука не в состоянии пояснить – она обозначает такими понятиями как «аномалия», «феномен», «фантом». Духовный мир – эту почти невесомую материю, что находится, в нас нельзя измерить простой аномалией. Тонкая божественная нить, связывающая телесное и духовное говорит о том, что – она душа управляет телом. Когда ткани стареют, отмирая, не порождают более молодые и здоровые, то душе незачем оставаться подле. Она покидает телесную оболочку, в которой пребывала ровно положенный ей срок. Тот, Кто вселяет в живой организм душу, Тот насыщает его разумом. В сущности, душа есть уникальная форма разума.
Жизнь после смерти не останавливается – она переходит в новый этап.
Завершая на Земле миссию свою, душа человека покидает бренное тело и отправляется в дальнее странствие
Жизнь же на Земле продолжатся для новых и новых поколений людей, но для одного человека она рано или поздно заканчивается, но его душа живёт вечно.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:32

Одаренность этого человека не подлежит сомнению, его скромность достойна его самого, а стиль письма его заставляет вникнуть, постичь и переосмыслить самые волнующие моменты нашей жизни.
Писать может любой из нас, но создавать, что-то поистине гениальное и в тоже время постое, близкое и понятно каждому из нас, дано не всем, но лишь избранным.
Автор сих трудов пребывал в полной уверенности в том, что его Опыты просуществуют недолго и в скором времени о них не вспомнят даже те, кто был в приятельских отношениях с их создателем..
Но вопреки скептическим прогнозам последнего гуманиста предсказание его не сбылись.
И по сей день «Опыты» издаваемы и читаемы!
Проходят дни сменяются нравы, обычаи, устои народов и целых держав. Старые правители государств уходят, на их смену приходят более современные, более дерзкие, более амбициозные, более алчные приемники. Но в суматохе не счисленных стремительных часов «Опыты» Монтеня не устаревают, не утрачивают своей целостности своей мудрости, ибо написаны они исходя из собственных наблюдений, и касаются вещей, с которыми, так или иначе, сталкивает нас судьба
Вода камень точит. Ум же упражняет мысль, оттачивая и совершенствуя её.
Монтеневские произведения, как нельзя более подходят для развития и продолжения мысли как для людей сведущих в различных сферах знаний, так и для тех, кто не занимается бурной научной деятельностью. Это книга для различного типа населения от высокопоставленного чиновника, до простого и уважаемого гражданина.
Что касается меня, то я придерживаюсь такого правила: знай изречения мудрецов стародавних, но имей своё суждение обо всём.
Во время чтения мысленно я вела «беседу» с книгой, вернее сказать «диалог» с Монтенем. Прочитанный материал дал мне почву для собственных измышлений и воззрений, по сути – они и составляют мой ответ на философские изречения Мишеля Эйкема де Монтеня обращённые к читателям.
Разумеется, свои размышления я не считаю умудрёнными, я лишь описываю то, что скопилось в душе.
Для меня нет ничего лучше, как открыть чистый лист бумаги и на нём излагать сложившееся мнение о том, или ином обстоятельстве.
Предмет рассмотрения 1)
Мученические ощущения.
Боль сама по себе злом не является, ибо она есть состояние физическое или душевное. Войдя в болезненное состояние существа, переносят его по-разному, каждый старается избавить себя от болевого дискомфорта.
Страдания исходят исключительно от племя под названием человек.
Телесные недуги, бичевания путём принуждения, всяческого рода истязания и прочие виды боли человек сносить покуда хватает сил. В категорию «невыносимой» боль попадает лишь в двух случаях: первый случай, когда стерпеть её выше сил при этом человек падает в обморок, обострённость чувств исчезает на короткий период времени. Второй более печальный случай, когда тело не выдерживает подобных мук и душа его отлетает на небеса.
Всякое нанесенное негативное влияние, любое отрицательное давление обернётся против тебя. Остаётся пожелать: будьте благоразумны в поступках своих, люди! Докажите, что вы самые разумные существа на планете Земля. Увы! «агитировать» разум людской пропагандистскими речами и уговорами не причинять вред, а вместе с ним и боль ни себе, ни другим занятие бесполезное и обречено на провал.
Нет, никто меня не слышит, но если кто услышал отдельные фразы, берутся за животики и хохочут до упадка сил, до того весёлым кажется им мой призыв. Что ж убеждать не стану. У меня нет намерения
кого-то убеждать, моё дело рассказать о своей точке зрения. Продолжу. Ах, человек, человек – он вечно стремится к высотам. Оседлав честолюбие, но, не удержавшись в седле самодовольства, выпустив удила эгоизма – он под оглушающие звуки какофонии приземляется на осколки разбитых чаяний.

Мишель Монтень

Michel de Montaigne

© А. Бобович, перевод, примечания. Наследники, 2015

© Ф. Коган-Бернштейн, перевод. Наследники, 2015

© Н. Рыкова, перевод. Наследники, 2015

© А. Смирнов, примечания. Наследники, 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

К читателю

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги – доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо иного, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь, как живые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как говорят, и посейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы себя во весь рост и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги – я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь легковесному и ничтожному. Прощай же!

Де Монтень

Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года.

Книга первая

Различными средствами можно достичь одного и того же

Если мы оскорбили кого-нибудь и он, собираясь отомстить нам, волен поступить с нами по своему усмотрению, то самый обычный способ смягчить его сердце – это растрогать его своею покорностью и вызвать в нем чувство жалости и сострадания. И, однако, отвага и твердость – средства прямо противоположные – оказывали порою то же самое действие.

Эдуард, принц Уэльский 1 , тот самый, который столь долго держал в своей власти нашу Гиень 2 , человек, чей характер и чья судьба отмечены многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню, моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, продвигаясь все глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с невиданной храбростью, одни сдерживали натиск его победоносного войска. Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил затем и остальных горожан.

Скандербег 3 , властитель Эпира, погнался как-то за одним из своих солдат, чтобы убить его; тот, после тщетных попыток смягчить его гнев униженными мольбами о пощаде, решился в последний момент встретить его со шпагой в руке. Эта решимость солдата внезапно охладила ярость его начальника, который, увидев, что солдат ведет себя достойным уважения образом, даровал ему жизнь. Лица, не читавшие о поразительной физической силе и храбрости этого государя, могли бы истолковать настоящий пример совершенно иначе.

Император Конрад III, осадив Вельфа, герцога Баварского, не пожелал ни в чем пойти на уступки, хотя осажденные готовы смириться с самыми позорными и унизительными условиями, и согласился только на то, чтобы дамам благородного звания, запертым в городе вместе с герцогом, позволено было выйти оттуда пешком, сохранив в неприкосновенности свою честь и унося на себе все, что они смогут взять. Они же, руководясь великодушным порывом, решили водрузить на свои плечи мужей, детей и самого герцога. Императора до такой степени восхитил их благородный и смелый поступок, что он заплакал от умиления; в нем погасло пламя непримиримой и смертельной вражды к побежденному герцогу, и с этой поры он стал человечнее относиться и к нему и к его подданным 4 .

На меня одинаково легко могли бы воздействовать и первый и второй способы. Мне свойственна чрезвычайная склонность к милосердию и снисходительности. И эта склонность во мне настолько сильна, что меня, как кажется, скорее могло бы обезоружить сострадание, чем уважение. А между тем для стоиков жалость есть чувство, достойное осуждения; они хотят, чтобы, помогая несчастным, мы в то же время не размягчались и не испытывали сострадания к ним.

Итак, приведенные мною примеры кажутся мне весьма убедительными; ведь они показывают нам души, которые, испытав на себе воздействие обоих названных средств, остались неколебимыми перед первым из них и не устояли перед вторым. В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким, откуда проистекает, что к этому склоняются скорее натуры более слабые, каковы женщины, дети и простолюдины. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести есть проявление души сильной и непреклонной, обожающей мужественную твердость, а также упорной. Впрочем, на души менее благородные то же действие могут оказывать изумление и восхищение. Пример тому – фиванский народ, который, учинив суд над своими военачальниками и угрожая им смертью за то, что они продолжали выполнять свои обязанности по истечении предписанного и предсказанного им срока, с трудом оправдал Пелопида 5 , согнувшегося под бременем обвинений и добившегося помилования лишь смиренными просьбами и мольбами; с другой стороны, когда дело дошло до Эпаминонда 6 , красноречиво обрисовавшего свои многочисленные заслуги и с гордостью и высокомерным видом попрекавшего ими сограждан, у того же народа не хватало духа взяться за баллотировочные шары и, расходясь с собрания, люди всячески восхваляли величие его души и бесстрашие.

Дионисий Старший 7 , взяв после продолжительных и напряженных усилий Регий 8 и захватив в нем вражеского военачальника Фитона, человека высокой доблести, упорно защищавшего город, пожелал показать на нем трагический пример мести. Сначала он рассказал ему, как за день до этого он велел утопить его сына и всех его родственников. На это Фитон ответил, что они, стало быть, обрели свое счастье на день раньше его. Затем Дионисий велел сорвать с него платье, отдать палачам и водить по городу, жестоко и позорно бичуя и, сверх того, понося гнусными и оскорбительными словами. Фитон, однако, стойко сохранял твердость и присутствие духа; идя с гордым и независимым видом, он напоминал громким голосом, что умирает за благородное и правое дело, за то, что не пожелал предать тирану родную страну, и грозил последнему близкой карой богов. Дионисий, прочитав в глазах своих воинов, что похвальба поверженного врага и его презрение к их вождю и его триумфу не только не возмущают их, но что, напротив, изумленные столь редким бесстрашием, они начинают проникаться сочувствием к пленнику, готовы поднять мятеж и даже вырвать его из рук стражи, велел прекратить это мучительство и тайком утопить его в море.

Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо – человек. Нелегко составить о нем устойчивое и единообразное представление. Вот перед нами Помпей, даровавший пощаду всему городу мамертинцев 9 , на которых он перед тем был сильно разгневан, единственно из уважения к добродетелям и великодушию одного их согражданина – Зенона 10 ; последний взял на себя бремя общей вины и просил только о единственной милости: чтобы наказание понес он один. С другой стороны, человек, который оказал Сулле гостеприимство, проявив подобную добродетель в Перузии 11 , нисколько не помог этим ни себе, ни другим.

Монтень Мишель

Опыты (Том 1)

К ЧИТАТЕЛЮ

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как говорят, и по-сейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь легковесному и ничтожному. Прощай же!

Де Монтень

Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года.

ОПЫТЫ (Том 1)

РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

Если мы оскорбили кого-нибудь и он, собираясь отметить нам, волен поступить с нами по своему усмотрению, то самый обычный способ смягчить его сердце - это растрогать его своею покорностью и вызвать в нем чувство жалости и сострадания. И, однако, отвага и твердость - средства прямо противоположные - оказывали порою то же самое действие.

Эдуард, принц Уэльский, тот самый, который столь долго держал в своей власти нашу Гиень, человек, чей характер и чья судьба отмечены многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню, моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, подвигаясь все глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с невиданной храбростью, одни сдерживали натиск его победоносного войска. Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил затем и остальных горожан.

Скандербег, властитель Эпира, погнался как-то за одним из своих солдат, чтобы убить его; тот, после тщетных попыток смягчить его гнев униженными мольбами о пощаде, решился в последний момент встретить его со шпагой в руке. Эта решимость солдата внезапно охладила ярость его начальника, который, увидев, что солдат ведет себя достойным уважения образом, даровал ему жизнь. Лица, не читавшие о поразительной физической силе и храбрости этого государя, могли бы истолковать настоящий пример совершенно иначе.

Император Конрад III, осадив Вельфа, герцога Баварского, не пожелал ни в чем пойти на уступки, хотя осажденные готовы были смириться с самыми позорными и унизительными условиями, и согласился только на то, чтобы дамам благородного звания, запертым в городе вместе с герцогом, позволено было выйти оттуда пешком, сохранив в неприкосновенности свою честь и унося на себе все, что они смогут взять. Они же, руководясь великодушным порывом, решили водрузить на свои плечи мужей, детей и самого герцога. Императора до такой степени восхитил их благородный и смелый поступок, что он заплакал от умиления; в нем погасло пламя непримиримой и смертельной вражды к побежденному герцогу, и с этой поры он стал человечнее относиться и к нему и к его подданным.

На меня одинаково легко могли бы воздействовать и первый и второй способы. Мне свойственна чрезвычайная склонность к милосердию и снисходительности. И эта склонность во мне настолько сильна, что меня, как кажется, скорее могло бы обезоружить сострадание, чем уважение. А между тем, для стоиков жалость есть чувство, достойное осуждения; они хотят, чтобы, помогая несчастным, мы в то же время не размягчались и не испытывали сострадания к ним.

Итак, приведенные мною примеры кажутся мне весьма убедительными; ведь они показывают нам души, которые, испытав на себе воздействие обоих названных средств, остались неколебимыми перед первым из них и не устояли перед вторым. В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким, откуда проистекает, что к этому склоняются скорее натуры более слабые, каковы женщины, дети и простолюдины. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести есть проявление души сильной и непреклонной, обожающей мужественную твердость, а также упорной. Впрочем, на души менее благородные то же действие могут оказывать изумление и восхищение. Пример тому - фиванский народ, который, учинив суд над своими военачальниками и угрожая им смертью за то, что они продолжали выполнять свои обязанности по истечении предписанного и предуказанного им срока, с трудом оправдал Пелопида, согнувшегося под бременем обвинений и добивавшегося помилования лишь смиренными просьбами и мольбами; с другой стороны, когда дело дошло до Эпаминонда, красноречиво обрисовавшего свои многочисленные заслуги и с гордостью и высокомерным видом попрекавшего ими сограждан, у того же народа не хватило духа взяться за баллотировочные шары и, расходясь с собрания, люди всячески восхваляли величие его души и бесстрашие.

Дионисий Старший, взяв после продолжительных и напряженных усилий Регий и захватив в нем вражеского военачальника Фотона, человека высокой доблести, упорно защищавшего город, пожелал показать на нем трагический пример мести. Сначала он рассказал ему, как за день до этого он велел утопить его сына и всех его родственников. На это Фитон ответил, что они, стало быть, обрели свое счастье на день раньше его. Затем Дионнсий велел сорвать с него платье, отдать палачам и водить по городу, жестоко и позорно бичуя и, сверх того, понося гнусными и оскорбительными словами. Фитон, однако, стойко сохранял твердость и присутствие духа; идя с гордым и независимым видом, он напоминал громким голосом, что умирает за благородное и правое дело, за то, что не пожелал предать тирану родную страну, и грозил последнему близкой карой богов. Дионисий, прочитав в глазах своих воинов, что похвальба поверженного врага и его презрение к их вождю и его триумфу не только не возмущают их, но что, напротив, изумленные столь редким бесстрашием, они начинают проникаться сочувствием к пленнику, готовы поднять мятеж и даже вырвать его из рук стражи, велел прекратить это мучительство и тайком утопить его в море.

К ЧИТАТЕЛЮ

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя,
что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я
нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои
недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить
своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это
произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы
моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то
представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу,
чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном
параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и
обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо,
а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой
таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с
моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как
говорят, и по-сейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных
законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы
себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги -
я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь
легковесному и ничтожному. Прощай же!

Де Монтень

Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года.

КНИГА ПЕРВАЯ

РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

Если мы оскорбили кого-нибудь и он, собираясь отметить нам, волен
поступить с нами по своему усмотрению, то самый обычный способ смягчить его
сердце - это растрогать его своею покорностью и вызвать в нем чувство
жалости и сострадания. И, однако, отвага и твердость - средства прямо
противоположные - оказывали порою то же самое действие.
Эдуард, принц Уэльский , тот самый, который столь долго держал в
своей власти нашу Гиень , человек, чей характер и чья судьба отмечены
многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их
город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню,
моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, подвигаясь все
глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с
невиданной храбростью, одни сдерживали натиск его победоносного войска.
Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и
уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил
затем и остальных горожан.

Все хуже и хуже обстоят дела с раскрываемостью преступлений в Арастенском королевстве. Катастрофически не хватает судебных магов! В такой ситуации Флоссия Наррен, потомственный судебный маг, просто не может остаться в стороне. Десять лет назад она была вынуждена покинуть Арастен. Ведь тогда речь шла о безопасности близких людей. Но теперь не время думать о личных проблемах – нужно выполнять долг! И Флоссия с головой погружается в раскрытие множества запутанных преступлений, еще не зная, что ей предстоит встретиться с грозным противником, отыскать потерянную любовь, и наконец избавить королевство от безумного злодея, который… Впрочем, это пока секрет!

Случай из практики. Возвращение

Глава 1. Возвращение

Зима в этом году выдалась снежная и морозная. Путешествие мое вместо предполагаемых десяти дней растянулось на две дюжины. Я, впрочем, никуда особенно не торопилась.

Два дня пришлось провести на постоялом дворе – ехать дальше не было никакой возможности, поскольку снежная буря разыгралась не на шутку. Кого-то другого бессмысленное сидение на одном месте буквально в нескольких вессах от цели, возможно, вывело бы из себя, но, повторюсь, я не торопилась. На постоялом дворе было тепло, кормили отлично, а кроме того, сыскались попутчики. Небольшой торговый обоз также направлялся в столицу. Впрочем, обоз – это громко сказано, в нем было всего-то три груженые повозки, трое же возчиков, пятеро охранников, ну и сам хозяин, разумеется. Он не возражал против того, чтобы я присоединилась к ним, ну а мне хотелось въехать в город незамеченной. А скрываться, как известно, удобнее всего в толпе. Положим, девять человек, не считая меня, не такая уж большая толпа, но обоз обычно вызывает меньше интереса, чем одинокий путник без багажа.

Сидеть наверху было скучно, я спускалась в общий зал, курила, прислушивалась к разговорам: в основном возчики и купеческие подручные рассказывали о своих похождениях, но иногда это бывало забавно.

В этот раз я, кажется, задремала, а разбудил меня громкий разговор.

– А тут я ему и говорю – я один сделаю! – услышала я краем уха. Около соседнего стола собралось несколько человек, молодой парень что-то воодушевленно рассказывал, бурно жестикулируя. – А он мне – делай, тогда заплачу втрое! Ну, я пошел…

– Ну, всё, – хмыкнул бородатый мужчина, сидевший рядом со мной, – погнал вороного…

– Это вы к чему? – лениво поинтересовалась я из вежливости. Все, запертые в этих стенах бураном, отчаянно скучали, отчего же не поговорить?

– Да присказка такая, госпожа, – хмыкнул он. – Значит, врать взялся. В наших краях так говорят.

– Это в каких же? – спросила я.

– Да в Азоле, – ответил мужчина. – Я-то уж давно в Арастене, а присказки – дело живучее, никак не избавишься!

– И за что же вороные так пострадали? – фыркнула я. Азоль? Ах да, маленькое княжество на восточном рубеже Арастена. Говор у моего собеседника в самом деле казался непривычным – раскатистое "р", долгое "а". Акцент был не слишком явно выраженным (впрочем, он ведь сказал, что давно в Арастене), но явным.

– Сам не знаю, – пожал плечами мужчина и со вкусом затянулся. Трубка у него была знатная – длинная, изогнутая, на юге такие в большой моде. – Примета вроде такая еще есть: рыжие кони к радости снятся, белые – к печали, а вороные – к обману. Это старух надо спрашивать, а я-то что знаю? Ну вот, и говорят, если кто враками увлекся – "вороного погнал". А если кого облапошили – тот "вороного оседлал".

– Надо же, как забавно, – улыбнулась я, и беседа наша на этом прекратилась сама собою. Мужчина нашел себе более словоохотливого собеседника, а я решила, что пора ложиться спать.

Люблю такие случайные разговоры: нет-нет, а узнаешь что-нибудь любопытное. Хотя присказка мне эта вовсе ни к чему…

Назавтра буран немного утих, и стало возможно отправиться в дорогу. Моя лошадь плелась нога за ногу, утопая в снегу, повозки тоже еле тащились. Ветер хлестал в лицо ледяной крошкой, так что я вынуждена была замотать голову длинным шарфом. Моему примеру вскоре последовали и попутчики, так что все мы стали неотличимы от жителей северных островов. Я в особенности, поскольку направлялась в столицу прямиком оттуда и даже не сочла нужным сменить тамошнюю одежду на принятую в здешних краях.

После полудня, когда до столицы оставалось не более пары часов езды, ветер немного унялся, снег прекратился. Впрочем, разматывать шарф я не стала – лицо совсем обветрится… К тому же, так меньше была вероятность, что моя запоминающаяся физиономия привлечет чье-то внимание в городе. Мне не хотелось бы, чтобы о моем прибытии узнали раньше, чем я сама захочу о нем сообщить, а всем глаза не отведешь.

– Кто это там? – привстал вдруг в стременах один из охранников.

– Успокойся ты, – остановил его второй, постарше. – Чтобы кто в двух шагах от города орудовал, такого не бывало. Да ты посмотри внимательно, это ж военные…

– Иные военные сами почище разбойников будут, – проворчал первый, но дергаться перестал.

Я прищурилась на неожиданных попутчиков. С ответвления дороги на тракт свернуло около десятка всадников. Точно, военные, причем не простые солдаты, а королевские гвардейцы, форма их мне отлично знакома. Выглядели они изрядно потрепанными, а лошади их – очень усталыми. Любопытно, откуда это едут сии достойные представители племени вояк? Усмиряли кого-то? Но почему тогда королевские гвардейцы, а не просто армейцы, да еще в столь малом количестве? Или выполняли какое-то особое поручение? Вполне может быть…

Один из гвардейцев, предводитель, привлек мое внимание. Вернее, я обратила внимание на его уверенную посадку и манеру управлять лошадью: одними коленями, почти не прикасаясь к поводьям. Таких всадников я всегда уважала. Его рослый буланый жеребец чарремской породы выглядел не таким заморенным, как лошади остальных гвардейцев, и довольно бодро рысил вперед.

Гвардейцы, против ожидания, дождались нас, придержав лошадей. Хозяин обоза, представительный пожилой мужчина с окладистой бородой, выехал вперед и, поравнявшись с гвардейцами, весьма учтиво приветствовал их предводителя. Я, из вечного своего любопытства, пришпорила лошадь, чтобы оказаться поблизости.

– Вы направляетесь в столицу или проездом в наших краях? – поинтересовался гвардеец на буланом жеребце. Из-за снега было не разобрать знаков отличия.

– В столицу, – важно кивнул купец. – Вот, кое-что на продажу имеется, господин.

– Хорошо, – коротко кивнул гвардеец. Голос у него оказался хриплый и простуженный, лицо, как у всех остальных, скрыто шарфом. Я, наконец, разглядела нашивки – капитан, надо же. Не такой уж малый чин для гвардии! – Надеюсь, вы не будете возражать против нашего общества?

– Ни в коем случае, – поспешил заверить купец. – Это большая честь для нас, господин. Мои люди, я уверен, будут рады, что наш скромный обоз будут сопровождать славные гвардейцы Его величества…