Литература а мать любила и гордилась своим сыном. Мать любила своего сына и гордилась им. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Свидетель показал о том


Ответы. (февраль)

10 класс

Русский язык и литература

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент.

1.Слова кофей, кофий и т.п. были мужского рода. Слово кофе тесно связано с этими устаревшими формами. К концу 19 века они стали просторечными. А сохранившаяся форма слова КОФЕ (мужской род) вошла в наш нормированный литературный язык.

2. Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается - средний род.

3. Данные слова являются однокоренными, так как у них один корень: -течь- (в слове течь), -ток- (поток), -ток- (восток), - тек- (наутек);

Исторический корень с чередованием гласных Е\О и Щ\Ч\К (тещи - старосл.). Начальное значение глагола ТЕЩИ – «бежать, быстро двигаться».

В современном русском языке только в наречии наутек сохранилась память об изначальном значении слова (двигаться быстро).

4.. Местоимение, по мнению выдающегося филолога В.В. Виноградова, особая часть речи в современном русском языке. Во-первых, местоимение – часть речи, не имеющая собственного значения, а замещающая слова других частей речи. Например, во фразе Вчера мы встретили соседа, он очень постарел местоимение ОН замещает имя существительное сосед. При помощи местоимений говорящий или указывает на лицо, предмет, признак, количество, или обобщает их, но не называет. Например, местоимением такой говорящий указывает на признак, местоимением столько - на количество, а с помощью вопросительного местоимения кто? спрашивает о лице или о лицах. Ни одна другая самостоятельная часть речи такой особенности не имеет. Во- вторых, особенность местоимений ещё и том, что они позволяют в тексте избегать повторений слов, так как являются средством связи между частями предложений и предложений в целом: Вчера мы встретили соседа, он очень постарел. Местоимение ОН в этом предложении – средство связи.
Ещё одна интересная особенность местоимений – личные местоимения ты и вы составляют основу речевого этикета: на ТЫ обращаются друг к другу в семье, между родственниками, друзьями; на ВЫ - люди мало знакомые и незнакомые. Местоимение ВЫ принято также в официальной и служебной обстановке.

А.С. Пушкин использует именно эту семантическую особенность личных местоимений. Лирический герой А.С. Пушкина говорит о желании перейти от официальных отношений к близким, отсюда и сердечное ты.

5.Индоевропейская семья: испанский, немецкий, литовский, русский, греческий, иранский.

Уральская (финно-угорская) семья: венгерский, финский, эстонский.

Тюркская семья: татарский, азербайджанский, турецкий.

Кавказская семья: грузинский.

6.В русском языке есть парные и непарные твердые согласные звуки. Например: [Б]- [Б], [Т]- [Т] и др. Всегда твёрдыми непарными являются [ж], [ш], [ц]. Когда-то звуки [ж], [ш], [ц]были мягкими и слова с ними писались так: живот, шило. В XIII в произошло отвердение шипящих [ж], [ш], а XIV- XV веках - [ц]. Слова с этими звуками стали произноситься твердо, но написание сохранились прежним. Буква И после Ж, Ш, Ц напоминает о былой мягкости шипящих звуков и звука [ц]. Окончательное отвердение звука [ц] в XVI - XVII в.в. отразилось и на письме: отцы, улицы, лисицын, круглолицый.

Мы пишем: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

После отвердения Ц в русском языке после этой буквы стало возможным написание буквы О под ударением, Е – без ударения: сельцо-полотенце.

7.Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.

8. А. И.С.Тургенев «Записки охотника» («Свидание»).

Б. И.С.Тургенев «Отцы и дети».

В. Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание».

Г. Л.Н.Толстой, «Война и мир».

Д. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

9.2. Как называлось первое изданное произведение М. Ю. Лермонтова, подписанное его именем? Где оно было напечатано? («Бородино», «Современник»)

. 9.3. Назовите поэмы М. Ю. Лермонтова, в которых изображается Кавказ? («Мцыри», "Черкесы», «Кавказский пленник», «Хаджи-Абрек»,"Демон», "Исмаил-бей").

9.4. В каких видах искусства проявился талант М. Ю. Лермонтова?

9.5. Какой выдающийся русский художник конца 19-начала 20 века иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон»? (М. А. Врубель ).

1. Нормы русского языка.

1. Исправьте грамматические ошибки в приведённых примерах .

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошёл неприятный инциндент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е . Немудрено вообще забыть, где пишется Ё , где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е :

Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать : валюта или волюта , компания или кампания ? Свой ответ аргументируйте.

    В каких словах ударение падает на последний слог ?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог .

5. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка .

Беспреце…дентный инци…дент.

В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, - конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

2. История русского языка.

1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идёт»?

2. Сравните в приведённых предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие).

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

    В нашем языке много «парных слов»: сторож – страж, Млечный – молоко, дерево – древо . В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

3. Язык художественных произведений.

    Прочитайте фрагмент стихотворения П. А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог просёлочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог.

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?

    Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.

А) Оторвался твой добрый конь

От того столба малинова.

Б) На берегу лес

Все малинов.

Что обозначают подчёркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?

    Определите, какими средствами создаётся языковой каламбур в приведённых ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчёт короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж? – «По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь»

(А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Олимпиада по русскому языку 10 класс


Олимпиада по русскому языку 10 класс

1. Нормы русского литературного языка

1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
- «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
- «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
- «Пойдут чаи, кофеи…»
- «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

4. В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

II. История русского языка

1. Тюркское по происхождению название болгарского кислого молока мы привыкли называть йогуртом. Такое написание слова является неточным. Как правильно надо было бы писать это слово?

2.Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.
А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)
Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

3. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

III. Язык художественных произведений

1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Отрок» (1830) и проведите лингвистический анализ стихотворения (речеведческий, языковой).
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

2. Прочитайте слова: течь, поток, восток, наутек.
Являются ли эти слова однокоренными? Докажите свою точку зрения.
Какое из толкований слова «течь» вы считаете более исторически правильным и почему:
а) «Размеренно, спокойно двигаться, следовать, проходить, уходить, продолжаться»;
б) «Стремительно двигаться, бежать»?

IV. Современный русский язык

1 .Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. А великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы.
Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении?
Ты и вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
(А.С. Пушкин)

2. Распределите языки по четырём языковым семьям:
Индоевропейская семья:
Уральская (финно-угорская) семья:
Тюркская семья:
Кавказская семья:
Татарский, испанский, немецкий, венгерский, литовский, русский, греческий, азербайджанский, грузинский, финский, турецкий, иранский, эстонский

3. Даны польские слова в принятой орфографии и слова в несколько упрощенной русской транскрипции - их русские соответствия:
rybak - [рыбак] рыбак morzyla - [можыла] морила
rzeka - [жэка] река czart - [чарт] чёрт
tarli - [тарли] тёрли orzech - [ожэх] орех
В каком из следующих польских слов буквосочетание читается иначе, чем в остальных?
А) rzepa Б) gorzeli В) burza Г) grzech Д) marzla

4. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
А) Столовая – стая
Б) Портной - герой
В) Рыбачий – рабочий
Г) Лекторий – лисий

5. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.
А) Восхитительный ночлег в пути.
Б) Ночлег в пути из-за непогоды.

6. Расскажите о твердых непарных согласных звуках в русском языке.

7.В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?

8. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры.

V. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре рассказа на тему «Книга».

Языка.

Подсказка. Узнайте о происхождении языка.

а) Прочитайте строки из произведения «Сказка о царе Салтане». Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

б) Название реки Смородины знакомо вам по сказкам и былинам. Напишите строчку из былины, в которой упоминается эта река. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

Подсказка. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные (-оро-,-оло-, - ере-) и неполногласные(-ра-,-ла-, - ле-) сочетания букв.

В истории языка найдите информацию об этом фонетическом явлении.

3. Почему в наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс - а -; в наречиях с приставкой в-, на-, за- пишется суффикс - о -?

Подсказка. Узнайте о происхождении наречий и обратите внимание на пары слов: за окно – засветло, в окно – влево, на окно – налево, с окна – справа, до окна – докрасна, из окна – издавна.

4. Определите, есть ли одинаковые звуки в словах брюки и юбка .

5. Исправьте речевые ошибки. Назовите виды речевых ошибок.

а) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.

Подсказка. О нарушениях синтаксической нормы вы найдете материал в учебнике

8. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания.

А) Прихожая – стая

Б) Портной - герой

В) Рыбачий – рабочий

Г) Лекторий – верблюжий

Подсказка. Просклоняйте слова.

9. Постройте словообразовательную цепочку

Переодевание

Обвинение

Обновочка

Поневоле

Сбрасыватель

10. В каком словосочетании иной вид связи, чем в трёх остальных?

а) по мокрой траве, известный в городе, в ближайшем болотце, о своей любви;

б) стоять не двигаясь, сидеть сгорбившись, смотреть не мигая, поднимаясь по лестнице;

в) давно известный, известный всем, довольный результатом, злой на сына.

Подсказка. Вспомните виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

11. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.

А) Цветы в вазе на столе.

Б) Гравюры, потемневшие от времени.

Подсказка. Вспомните односоставные /двусоставные предложения, полные / неполные.

12. В каких предложениях выделенные слова являются определением?

Название произведения

О чем произведение

Летописи

«Повесть временных лет», составленная ………………………

………………..…………………….

…………………….

…………..………………………….

Поучения

…………………………

.…………………………………..

Подсказка.

2. По биографическим сведениям узнайте поэтов. К какому литературному направлению принадлежат эти поэты?

1. Этот поэт

а) принимал участие в подавлении Пугачевского восстания;

б) написал оду, которую посвятил Екатерине II;

в) на переводном экзамене в Царскосельском лицее отметил поэтическое дарование А. Пушкина.

2. Этот поэт

а) родился в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом.

б) разработал теорию «трех штилей»;

в) назвал его «отцом и пестуном» русской литературы, «ее Петром Великим».

б) был назначен воспитателем наследника престола – будущего императора Александра II;

Подсказка. Смотрите учебник русской литературы, 9 класс.

а) «Я знак бессмертия себе воздвигнул превыше пирамид и крепче меди».

б) «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов тверже он и выше пирамид».

в) «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Подсказка. Смотрите учебник русской литературы, 9 класс.

4. Выберите верные утверждения. Исправьте неверные утверждения.

а) романтизм как литературное направление возник в России в начале 19 века;

б) романтики считали, что человек велик не своим духом, а делами;

в) романтизм предпочитал смешение в одном и том же произведении различных жанров;

г) распространенными жанрами произведений романтизма являются ода, трагедия, комедия;

д) позиция гражданского романтизма выражается формулой «Я не Поэт, а Гражданин»;

е) байронический герой – это герой, который передает авторские мысли, больше рассуждает, чем действует.

5. Определите, портрет какого из своих современников рисует А. Пушкин. Какой художественный прием он использует?

Поэзии чудесный гений,

Певец таинственных видений,

Любви, мечтаний и чертей,

Могил и рая верный житель

И музы ветреной моей

Наперсник, пестун и хранитель!

Подсказка: узнайте о таких художественных приемах, как хиазм, перифраз, умолчание (смотрите литературоведческий справочник).

В. Жуковский

М. Ломоносов

А. Пушкин

Д. Фонвизин

Г. Державин

7. Ответьте на вопросы:

а) Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега?

б) С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

г) Кто из русских поэтов использовал образы «Слова» вскоре после его открытия и публикации?

д) Кого из фонвизинских персонажей Пушкин сделал похожим на Митрофана и дал ему в учителя второго Вральмана?