Китайские шахматы правила игры на русском. Китайские шахматы на доске го. Франсуа Буше и Китай

Китайские шахматы

(Сянцы, Xiangqi)

Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко. (Китайское изречение)

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад. В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек.

Количество ходов определялось с помощью кубика.

В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В 80-х годах прошлого века была создана Азиатская Федерация Сянци (AXF), а в 1997 году окончательно сформулированы правила этой игры. Сейчас в китайские шахматы играет не меньше 500 млн. человек. Это более, чем в любые другие разновидности шахмат.

Поэтому Сянци можно смело назвать самой распространенной игрой в мире.

Шахматная доска

Западный современный вариант доски может выглядеть так.

То есть другие нумерация и обозначение полей. Доска имеет 9 вертикалей и 10 горизонталей, т.е. образует 90 пересечений или полей. Вот по этим полям от пересечения к пересечению и передвигаются все фигуры.

Между 4 и 5 горизонталями «протекает» река. Реку могут преодолевать не все фигуры.

Шахматные фигуры

1. Король (Полководец) — военачальник, который не должен покидать пределов своего дворца. Сходство с классическим Королем незначительное. Король передвигается только на одно поле по вертикали или горизонтали в пределах крепости.

В Сянци существует очень важное правило «открытой вертикали»: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. 2. Адъютанты (Ши) — они же военные офицеры, гвардейцы, телохранители, мудрецы и советчики.

Ши так же не могут покидать пределов крепости-дворца и ходят на соседнее поле по прочерченным диагоналям. 3. Слоны (Сян) nbsp;— у красных-важное должностное лицо, а у черных-слон. Ходят Слоны по диагонали через одно поле, но только если это поле свободно.

Слон не может перейти Реку. 4. Конь(Ма) — конь. Движение коня состоит из двух частей. Сначала он идет на соседнее поле вдоль линии, а потом перескакивает на поле, расположенное по диагонали.

Конь не может перепрыгивать через фигуры, но и Река не является ему помехой. 5. Ладья (Че) — боевая колесница. Самая сильная фигура.

Для неё не существует препятствий. Двигается по вертикалям и горизонталям. Очень близка классической шахматной ладье. 6. Пешка (У Красных это — Бин. У Черных — Цзу) — солдаты.

Ходят только вперед поле за полем. Перейдя реку, становятся маневренней: могут делать шаги вправо и влево. На одно поле. Отступать пешки не имеют права никогда.

Дойдя до крайней противоположенной линии, пешка не становиться другой фигурой. 7. Пушка (Пао) — пушка или пушечный выстрел. Двигается Пао также как и ладья.

Но поразить фигуру Пушка может лишь в том случае, если между ней и жертвой расположена любая другая фигура.

Цель игры

Нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение.

Это возможно, если:

Поставлен мат;

Вы создали патовую ситуацию. Тому, кто попал в данную ситуацию, засчитывается поражение.

Правила игры

Красные ходя первыми всегда;

Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу;

Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры;

Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали;

Если ни одна из сторон не может поставить мат или пат, то партия заканчивается вничью.


Сянчи: китайские шахматы

материал перепечатан с сайта www.narod.ru

Относительно времени возникновения китайских шахмат существуют разные точки зрения. В основном они сводятся к двум вариантам: китайские шахматы возникли независимо от других задолго до новой эры; китайские шахматы возникли в VI-VIII веке новой эры из шахмат индийской (западной) группы. В настоящее время большинство исследователей склоняется ко второй теории. Но и до проникновения шахмат из Индии или другой западной (по отношению к Китаю) страны у китайцев уже существовали национальные игры шахматного типа с фигурами, носившими названия небесных светил (небесные или астрономические шахматы). И хотя нынешние китайские шахматы в основном обязаны своему рождению шахматам индийского происхождения, но все же на них оказали влияние и древнекитайские шахматы, поэтому сянци — это гибрид обоих направлений, и первая теория до некоторой степени тоже верна. Возможно, что в сянци играет больше людей, чем в любую другую разновидность шахмат — ведь число играющих в сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек. Число регулярно играющих превышает 100 миллионов человек. В настоящее время сянци обрели второе дыхание и выходят на международную арену. С 1980 года один раз в 2 года проводится розыгрыш кубка Азии по сянци.

Как можно поиграть в эту игру:

Перейдем теперь к описанию правил игры. Если дать игре чисто словесное краткое описание, то может показаться, что китайские и международные шахматы очень похожи. Действительно, и в тех и в других количество квадратов доски и число фигур одинаковы — 64 квадрата, у каждого игрока по 16 фигур. "Съеденные" фигуры обратно на доску не возвращаются, "повышение в чине" получает только пешка — все это сближает сянци и международные шахматы. Но на самом деле различий между сянци и шахматами едва ли не больше, чем сходства. Взглянем на начальное расположение фигур, показанное на рисунке. Сразу же бросаются в глаза две особенности.

Первая — фигуры стоят не внутри квадратов, а на точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Именно эти точки и являются полями доски, как в го или рэндзю. Число полей китайской шахматной доски составляет 90, что почти в полтора раза превышает число полей на обычной доске.
Вторая особенность — сложность китайской доски. Она напоминает карту. Посредине мы видим полосу, на которой прерываются вертикали. Эта полоса называется пограничной или небесной рекой, но чаще — просто рекой. Китайцы называют Млечный Путь Небесной Рекой, и очень возможно, что река на китайской шахматной доске — это часть наследства от древне-китайских астрономических шахмат. У крайних горизонталей мы видим два больших квадрата с прочерченными диагоналями. Это дворцы. Каждый дворец состоит из 9 полей или четырех малых квадратов. Дворцы иногда называют крепостями или штабами. О назначении реки и дворцов будет рассказано ниже.
Фигуры в сянци — плоские круглые шашки, на которых написаны иероглифами названия фигур. Цвета фигур — красный и черный. Точнее, это не цвета самих фигур, а иероглифов на них.
Ходы в сянци совершаются по очереди красными и черными, по одному ходу за раз. Ходить можно либо на свободное поле, либо на поле, занятое чужой фигурой. В последнем случае эта фигура бьется — снимается с доски и больше в игре не участвует. Выигрыш в сянци возможен матом, патом и при нарушении противником правил.
При выборе символов для фигур взамен иероглифических обозначений будем исходить из тех же принципов, что и для сеги, т.е. если есть аналоги в шахматах, то берется обычный символ, в противном случае будут вводиться новые обозначения, по возможности простые и логичные. Для обозначения полей доски мы будем применять европейскую нотацию, т.к. китайская нотация слишком непривычна для нас. Китайцы обозначают вертикали цифрами, причем для каждого игрока свой отсчет — справа, а положение фигуры на указываемой вертикали описывается словами.
В настоящее время принято начинать игру красными. Ниже дается описание фигур.

Король
Собственно говоря, эта фигура переводится с китайского как полководец. Назвав так главную фигуру, китайцы устранили недопустимую для них ситуацию — наличие двух монархов на доске, что рассматривалось как скрытый призыв к бунту против единственного законного монарха. У китайцев красный и черный короли обозначаются разними иероглифами, которые произносятся по разному: у красных — щуай, у черных — Цзян. Король ходит только в пределах дворца на соседнее поле по вертикали и горизонтали. В сянци существует очень важное правило открытой вертикали, превращающее короля в атакующую фигуру, хотя он и узник дворца: оба короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между королями нет других фигур. Мы будем это правило также называть правилом оппозиции (ради краткости). Оно позволяет в эндшпиле оттеснять вражеского короля на боковую сторону дворца, где он легко матуется или патуется, или же создавать связки на любой стадии игры. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян — на поле е10. Мы будем применять для короля обычное сокращенное обозначение — Кр.

Телохранитель
У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур — защищать короля, ведь кружок — это круглый щит. Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото — родственники, поскольку второй произошел от первого. Китайцы называют телохранителя "ши", это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске. Сокращенно мы будем обозначать телохранителя Т. Иногда предлагают называть эту фигуру ферзем и обозначать Ф, но очень уж сильно он отличается от привычного нам ферзя, и потому мы этот вариант отбрасываем.

Слон
Красные слоны стоят на с1 и g1, черные — на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) — сян. Значения обоих иероглифов частично совпадают: иероглиф для черного слона означает слон. А также и фигура, а иероглиф для слона красного — только фигура. Иероглиф, изображающий черного слона, стоит на первом месте в названии китайских шахмат — сянци, а второй иероглиф в этом слове означает "игра". Поэтому сянци переводится либо как игра слонов, либо как игра фигур. Иногда дается и такое толкование — игра фигурами из слоновой кости.
Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно. Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут. Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа. Кстати, то же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого). Хотя слон и имеет аналога в международных шахматах, но уж очень сильно различие между ними, и поэтому лучше изображать его не по "европейски". Сокращенно мы будем его обозначать точно так же, как европейского или международного шахматного слона, т.е. С.

Конь
В сянци кони — почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах, они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как "наши" кони. Китайский конь может ходить в любую сторону и по всей доске, но как и слон, он не может перепрыгивать через фигуры. Уточним, по какой траектории ходит конь в сянци, чтобы понять, когда он может быть блокирован.
Конечные точки траектории хода коня в европейских и китайских шахматах одинаковы, но в сянци конь не ходит буквой Г, ход китайского коня состоит из двух шагов: первый — на соседнее поле по горизонтали или вертикали (как король) и второй — по диагонали на соседнее поле (как телохранитель). Любая фигура, стоящая в точке излома траектории хода коня (т.е. на стыке обоих шагов), блокирует коня, или как говорят китайцы, связывает коню ноги. Для пояснения возьмем начальную позицию. Конь на h1 может пойти на g3 и i3, но не может сделать ход на f2, т.к. его блокирует слон на g1. Ввиду почти полной идентичности китайского и европейского шахматных коней мы сохраняем для коня в сянци обычное изображение на диаграммах и обычное сокращение в записях партий и позиций (К). Китайцы называют шахматного коня "ма", что и означает конь или лошадь.

Ладья
Единственная фигура в сянци, которая без всяких исключений ходит так, как мы привыкли, это ладья. Естественно, что и символ на диаграмме и сокращенное обозначение для нее мы берем из международных шахмат, а именно рисунок крепостной башни и букву Л. Китайцы называют ладью "цзюй", что значит колесница, а иногда и попроще — "че" — повозка или телега.

Пешка
В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в "наших" и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле. Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка — бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать. Обозначать пешку на диаграмме мы будем обычным символом, а сокращенно будем ее обозначать буквой "п", т.е. тоже как обычно. Однако мы будем применять и другое распространенное правило: при обозначении ходов пешки букву "п" можно опускать.

Пушка
Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци — пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные "артиллерийские" позиции сторон таковы: красные пушки — b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно — лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.
Пушка — единственная фигура в сянци, которая может прыгать, правда, только при ударном ходе, а также единственная фигура, которая бьет не так, как ходит. Для символа пушки на диаграммах мы выбрали изображение пушечного ствола, точно такое же, как в знаках различия на форме артиллеристов. Сокращенно мы будем изображать пушку буквой П (не путать с "п" — сокращением для пешки!). Любая пушка может первым ходом в партии бить коня, но обычно этого не делают, поскольку пушка тут же бьется ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня. Китайское название пушки — пао (артиллерийское орудие).

Перейдем теперь к описанию некоторых общих правил сянци. Пат в сянци — не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд эндшпилей в сянци построен, как мы увидим ниже, на выигрыше патом.
В сянци существует целый ряд запретов. Об одном мы уже знаем — это запрет на оппозицию (правило открытой вертикали). Перейдем теперь к другим запретам.
Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, она заинтересована в повторении, поскольку четвертое повторение принесет ей победу. Здесь — полная аналогия с сеги. Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.
Переходим к последнему запрету. Он касается вечной угрозы любой фигуре, кроме короля. Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в КНР в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами КНР (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Китайские шахматы образовались в результате синтеза древнекитайской игры любо и индийской чатуранги. Количество фигур и их наименования примерно соответствуют правилам классических шахмат, однако есть и важные отличия. Доска выглядит своеобразно.

История

По утверждениям китайских исследователей , на территории этой страны еще в третьем тысячелетии до новой эры была известна игра любо. В распоряжении каждого участника имелись шесть пешек и один генерал, а для определения ходов применялись игральные кости. В дальнейшем правила этой игры претерпели изменения, в частности, участники отказались от использования костей.

Примерно в IX - XI веках новой эры возникла новая игра сянци, как своеобразный синтез любо и индийской чатуранги. Количество фигур, их наименования и ходы обнаруживают сходство сянци с чатурангой. В то же время, внешний вид доски и фигур, а также некоторые своеобразные правила более соответствуют любо.

Правила сянци окончательно были сформулированы лишь в 1997 году. Немного позднее начали регулярно проводиться чемпионаты мира. В настоящее время в сянци играет примерно полмиллиарда человек. Благодаря очевидному сходству с чатурангой, сянци также называют китайскими шахматами.

Доска

В сянци используется прямоугольная доска, расчерченная девятью линиями по вертикали и десятью - по горизонтали. Между двумя центральными горизонталями находится река - полоса, на которой вертикали прерываются. Фигуры размещаются не на клетках, а на пересечениях линий. У крайних горизонталей находятся квадраты на девять полей, отмеченные диагоналями. Эти квадраты называются дворцами. Некоторые фигуры не могут пересекать реку, другие - выходить из дворца.

Фигуры

В распоряжении каждого игрока находится шестнадцать фигур. Их цвета - красный и черный. Первый ход делают красные.

Ходы фигур в сянци:

  1. Король. Ходит на одно поле по вертикали и горизонтали, не покидая пределов дворца. Ситуация, когда два короля располагаются на одной открытой вертикали, в сянци является недопустимой.
  2. Советник. Ходит на одно поле по диагонали, не покидая пределов дворца.
  3. Слон. Ходит на два поля по диагонали. Не может пересекать реку.
  4. Конь. За один ход перемещается на одно поле по вертикали или горизонтали и одно поле по диагонали. В отличие от коня в классических шахматах, не может перепрыгивать через фигуры.
  5. Ладья. Ходит на любое количество полей по вертикали и горизонтали.
  6. Пешка. Ходит на одно поле: на своей половине доски - только вперед, на чужой половине - вперед и по горизонтали. В отличие от пешки в классических шахматах, не может превращаться в другие фигуры.
  7. Пушка. Ходит на любое количество полей по вертикали и горизонтали. В отличие от остальных фигур, пушка бьет только тогда, когда между ней и фигурой противника находится одна любая фигура.

Завершение партии

Цель игры в сянци - поставить мат королю противника. Однако и патовая ситуация является выигрышной - побеждает тот игрок, который объявил пат.

В 11 веке Сыма Гуан, знаменитый историк и первый министр правителя династии Южная Сун изобрел новую игру. Игру он назвал «Состязание семи государств». Название Qiguo Xiangqi (七國象戲) можно перевести и как военный театр семи государств. На доске для Го размещались семь армий, иллюстрировавших эпоху Сражающихся царств. Позже ученый Пэй Циси нашел запись правил этой игры и вырезал их на деревянных блоках для оттиска на бумаге. Так в 13 веке появилась первое издание правил этой игры.

Каждая армия включает в себя следующие фигуры:

1 Правитель — ходит как ферзь в шахматах.
1 Генерал — ходит как ладья
1 Офицер — ходит как слон.
1 Дипломат — ходит как ферзь, но не может бить другие фигуры, как и не может быть захвачен сам.
1 Катапульта — ходит как ладья, но захватывают фигуры только, если между ней и атакуемой фигурой стоит одна фигура, своя или чужая.
1 Лучник — ходит как ферзь, но только на четыре шага. Не может прыгать через фигуры.
1 Арбалетчик — ходит как ферзь, но только на 5 шагов. Не может прыгать через фигуры.
2 Мечника — ходят на один шаг по диагонали.
4 Тяжелых мечника — ходят на один шаг по вертикали или горизонтали.
4 Конника — ходят на четыре шага: 1 по прямой линии и три по диагонали. Не может прыгать через фигуры.

Дипломат стоит во главе армии, а правитель между генералом и офицером на первой линии. Генерал слева, а офицер справа (красная армия) По мнению автора правил игры 13 века, они имеют следующую ценность: лучник, арбалетчик, мечник и тяжелый мечник 1; конник 2; катапульта 3; офицер 4; генерал 5.

Расположение армий соответствует географии Древнего Китая.

Цинь — белая армия

Янь — черная армия

Чжао — фиолетовая армия

Вэй — зеленая армия

Ци — синяя армия

Хань — оранжевая армия

Чу — красная армия.

В центре стоит император угасающей династии Чжоу. Он не участвует в игре и не может быть захвачен. Побеждает же в игре тот, кто захватит в плен большее число войск противников.

Если игроков семь, то каждый играет за одно царство. Если играет шестеро, то один берет Цинь и второе царство в альянс. При пяти игроках второй альянс — Чу и второе царство. Если играет вчетвером, то создается третий альянс — царство Ци с другим свободным царством. Если играют втроем, то Цинь берет в альянс два царства.

Если же играет 7 человек, то альянсы устанавливаются между игроками в ходе игры. Союзные царства управляются игроками самостоятельно. Но каждый должен принести присягу: «Если одно из царств погибнет, то только вследствие моей беспечности!» Альянс нельзя отменить до конца игры. Если игрок вынуждает своего союзника напасть на укрепленную позицию противника, то он должен выпить кубок вина или пива в наказание.

Ходы делаются против часовой стрелки. Первый ход делает западное царство Цинь — белые. Перехаживать нельзя. Отмена хода может быть разрешена по взаимной договоренности и сопровождаться штрафом — кубком вина. Если игрок нападает на своего союзника, то вся армия союзника проигрывает и снимается с доски.

Игрок побеждает другое царство, захватив правителя. Также царство можно победить, захватив у него более десяти фигур. Если же игрок сам потеряет больше десяти фигур, то его армия снимается с доски.

В конце игры побеждает тот, кто захватил больше всего фигур. Победитель выпивает специально приготовленное вино,затем его пьют проигравшие. Если при этом игрок взял в плен двух правителей или более 30 фигур, то он объявляется гегемоном. Все остальные царства признают его власть и пьют по второму кругу.