Какие оболочки есть у человека. Каузальное тело - что это такое? Тонкие тела. Энергетическая оболочка человека. Что такое тонкое тело

П омимо обычного анатомического строения физического тела у нас существует более тонкая структура, невидимая человеческому глазу. Строение тонкого тела человека подробно описана в Ведах. Тонкое тело имеет очень тонкую материальную природу. Оболочки тонкого тела, которые включают в себя нашу жизненную энергию, ум со всеми чувствами, пристрастиями, земным разум и наше восприятие счастья, контакт с высшим космическим разумом, богом, абсолютом. Эти тела зависят от образа жизни, целей, желаний, мировосприятия.

Данный материал реферата, это совокупность знаний из разных источников, таблицы взяты из интернета, и некоторые описания чакр, так же взяты материалы из прочитанных книг, и полученной устной информации от Учителей Йоги, экстрасенсов, эзотерических книг, так же информация из собственного опыта работы с чакрами, энергиями, тонкими телами и их осознания. Рассмотрим с разных сторон понятия тонкого тела, его структуру с позиций чакр, кош, каналов, миров.

Коши и пять оболочек

Согласно йоге, считается, что тонкие тела человека имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой.

Их называют пата коша, или пять оболочек:

  • аннамайя коша (анатомический, тело пищи)
  • пранамайя коша (эфирной, праническое тело)
  • маномайя коша/ гьяна-майя-коша (ментальное тело)
  • виджнянамайя коша/ вигьяна-майя-коша (интеллектуальной, астральное или психическое тело)
  • анандамайя коша (причинной, тело блаженства).

У большинства людей сознание существует только на физическом плане. Покровы (коши) определяют уровни сознания, в таблице представлена система кош, тел, планов, восприятия.

Аюрведа же рассматривает все пять оболочек. Но в некоторых трактатах человек рассматривается как триединство духа (дживы), души («тонкого» тела) и плоти («грубого», физического тела). Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-коши. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Эфирное тело в свою очередь состоит из двух частей: стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Энергетические каналы

Сукшма-прана-коша - энергетическая оболочка человеческого тела. Она представляет собой сложную систему, состоящую из чакр (энергетических центров) и нади (энергетических каналов). В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь из них являются основными, это так называемые чакры первого круга, подробно описанные в различной оккультной литературе; 21 - чакры второго круга и ещё 21 - чакры третьего круга. В них происходят процессы трансмутации энергий, каждая из которых имеет свою частоту колебаний (вращений). Они настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосмa (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнца, Луны, планет, звёзд и других космических тел). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы - нади, подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых являются главными (сушумна, ида и пингала) и 108 – основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Таким образом, реализуется закон всеобщего единства Вселенной.

Канал сушумна

Главный нади называется сушумной. Физиологически он проецируется на позвоночник (сушумна нади расположена внутри цереброспинальной оси или позвоночного столба, на месте, соответствующем внутреннему спинномозговому каналу), хотя находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Вдоль сушумны проходят ещё два энергетических канала – ида и пингала. Они перекрещиваются между собой в нескольких местах. Сушумна исходит из муладхара-чакры (расположенной в районе копчика) и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса - сахасрары чакры (выше макушки головы). Эта нади расщепляется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны-чакры, расположенной на уровне межбровья, и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство - брахма-рандхра - также называется брахмара-гупха («пешера шмелей») или андха-купа («глухой колодец», или «десятые врата»). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, но после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики: лайа-йоги, свара-йоги, крийа-йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через «десятые врата», он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая «десятые врата» таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны…

Канал пингала

Пингала является правым нади. Он связан с Солнцем. Через этот канал человек получает прямую солнечную энергию. Эту энергию в разных традициях называют по разному: «Ха», «Ян» или «Ра», и без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как, например, телевизор не может работать без электрической энергии. Пингала также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающий, но его очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. К примеру, «Сурья бхедана пранаяма» - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара-йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида (левый канал) делает женское «чисто женским». Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активен в период уменьшающейся Луны.

Канал ида

Ида, являющаяся левым нади, связана с Луной. Через этот канал мы получаем отражённую солнечную энергию, называемую «Тха» или «Инь». Согласно философии Санкхья, все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отражённая энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. «Ха» (ян) обладает согревающим и активизирующим действием. «Тха» (инь) - охлаждающим и тормозящим. Однако, благодаря центральному каналу сушумна, эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке «Ян» переходит в «Инь», а «Инь» - в «Ян». Эти каналы существуют у всех биологических видов (даже у растений). Таким образом, поддерживается гомеостаз внутренней среды организма. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением «Сурья бхедана пранаямы», вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Приведенная в состояние возбуждения таким дыханием через левую ноздрю, ида нади своим влиянием очищает элементы тела. Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида Нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Ида нади контролирует температуру тела, кровяное давление, процессы, происходящие в районе печени, почек, кишечника и сердца. Другие названия иды - лалана, пирьяна, чандрахара, шитла. Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Остальные 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов. Чакры обладают способностью накапливать и трансмутировать определённые типы энергий, используемые организмом для различных целей.

Остальные главные нади

Кроме трех важнейших нади - сушумны, иды и пингалы – есть и другие:

В Аюрведе и йогических традициях придается большое значение также и малым энергетическим каналам и чакрам, расположенным на ладонях и стопах. Это связано с тем, что активизация их достаточно проста и оказывает сильное воздействие на многие процессы в тонком теле человека. Каждому доступны мудры, особые жесты, активизирующие энергетические каналы и способные исцелить многие недуги души и тела.

Использованы: фрагменты из статьи И.И. Ветрова «Строение храма человеческого тела» и материалы книги С.М. Неаполитанского «Энциклопедия Аюрведы»

Чакры

Чакры - это тонкие энергетические центры, расположенных в местах нервных сплетений. Чакра в переводе с санскрита означает "колесо". В нашем тонком теле расположены семь основных чакр, каждая из которых соответствует ступени эволюции. Каждая чакра отвечает за воплощение в человеке определенных духовных качеств, которые у большинства людей находятся в непроявленном состоянии. После пробуждения (т.е. получения самореализации) они начинают излучать "вибрации", выражая принципы Божественности в нас. Именно в этом смысле мы созданы по образу и подобию Бога. Физические, ментальные и эмоциональные проблемы могут быть следствием дисбаланса в одной или нескольких чакрах. Самореализация позволяет пробудить энергию Кундалини, находящуюся в спящем состоянии, которая затем, поднимаясь по центральному каналу и наполняя чистой энергией все семь центров, делает возможным спонтанное проявление всех присущих людям духовных свойств.

Семь основных чакр, и их описание их проявления с позиции трех Гун материальной природы: Тамаса, Раджаса, Саттвы

Чакра

Тамас (невежество)

Раджас (страсть)

Саттва (благость)

Развертка миров.

Сахасрара-чакра ("Тысячелепестковый лотос") расположена в верхней части головы, в области темени.

То, к чему стремится йога – состояние осознания без сомнений, когда мы полностью едины со Всепроникающей энергией. Максимальное самопожертвование, уровень Будды. Иисуса. Трансцедентальное восприятие реальности. Духовность: соотносится с альтруизмом. Нет окраса материального, рождения, смерти. мировое сознание. выход содержания из формы. Понимание планетарных процессов в духовном единстве. Совершенство в управлении волей энергии, состояние Единственности, вне времени, вне пространственных границ материи. Не обусловленная Любовь.

Эмоциональная дисфункция: выражается жалостью к себе, в более драматическом случае - мученичеством.

Высшие пласты Мироздания.

Агия-чакра (аджана)

расположена на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы.

Использование мистического потенциала без потребностей. Гордыня.

Дисфункции эмоциональных выражений: эгоизм, высокомерие, догматизм. Неожиданные ослепляющие вспышки измененного сознания, нарушающие норму, как результат избытка Кундалини или наркотического отравления: душевные болезни.

Желания и препятствия: осознание, аскетизм, интуиция.

творческое воображение

пониманием понятий, или посланий. Разума Вселенной

способность знать прошлое, настоящее и будущее, возможность проникать в любое тело по своей воле;

Чувственный контроль и воля.

Творцы. Управление реальностью. Лоббирование пространства. Экстрасенсорные способности. Споссобности к анализу. Космическое сознание. Отождествление себя с Богом.

Воздействие: на все тело, разум, восприятие и передачу информации в три части сознания дух, ум, материю.

Индивид живет во времени и пространстве как слуга духа, ему больше не нужно заботиться о насущных потребностях.

Материнская сила (женская энергия), материальную силу и их проявление.

Способность входить в контакт со сверхсознанием. Чакра представляет возможность иметь внутреннее зрение, интроспекцию, ясновидение, воспринимать видения и понимать их. Контакт с «Вселенским Гуру» (высшей сущностью).

Аждана - зона, где имеет место состояние САМАДХИ (сознания)

Аспекты: союз этих энергий эфирно означает синтез функций левого и правого полушарий.

связь с автономной нервной системой.

Дает осознание без мыслей. является "узкими вратами", для того, чтобы пройти эту чакру, необходимо всех простить. Благо и деятельность для людей. Учителя. Единство всего сущего. Вхождение в Самадхи. Запредельная реальность. Недвойственность. Адвайта.

Выход в четвертое измерение, за пределы пространства и времени, в вечность. Пралая.

Вишудди-чакра (вишудха)

расположена на уровне яремной впадины у основания шеи.

Борьба по инерции, люди-правители. Проблемы с самовыражением.

Девиз – цель оправдывает средства. Агрессия на противостояние. Способность переварить негатив, эмоциональный яд. Развитая речь, самовыражение. Стремление к совершенству

Рационализм. Коллективность, отсутствие чувства вины, самоуважение, уважение окружающих, Сострадание, помощь. Тонкий уровень восприятия смысла, видеть суть.

Мир Богов. Игры. Астральный рай.

Анахата-чакра

расположена на уровне сердца.

Монополия на чувственные обладания

Ревность эмоциональная

Спокойствие, умиротворение, блаженство. Принятие Мира. Бесстрашие, смелость, в ней пребывает наш Дух. Сопереживание. Желание счастья другому. Платоническая настоящая любовь. Его мнение – ваше мнение. Нет защиты. Соединение материального и духовного. Истинное служение. Предназначение Души.

Мир людей

Манипура (Наби-чакра. ) расположена на месте солнечного сплетения.

Накопительство. Комплексы неполноценности.

Интересует власть и манипуляция.

Важен статус.

Важно чужое мнение

Желание самоутвердиться.

Отсутствие духовной зрелости.

Амбициозность.. Браки по расчету. Уровень Эго (Отделение себя от всех, считание себя особенным), Внешняя социальная активность. Люди - политики, ученые. Интеллектуальная жадность. Духовное «горение». Сгорает карма и санскары.

Переедание из за желания получить больше.

Духовный материализм.

Волевой характер.

Желание внушать.

Удовлетворение. Поиск Себя. Своего предназначения. Развитие интеллекта.

Прозрение чего-то что за пределами материального. Сила влияния на других.

Мир страстей.

Нижний астрал с обитателями - духами

Свадхистана

расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка).

Сиюминутная радость, желание вкуса, половая охота, наслаждение, жизнь одним днем

Страстные желания, ревность сексуального характера, романтика. Сексуальная неустойчивость. переедание из желания вкуса, шопоголизм, красивая одежда. Желание нравиться (новый уровень выживания). Интерес к людям, сплетни, симпатии, привязанности. Животный уровень. выживание. пласт кармы (необходимо очищать чакру)

Альтруизм, творчество, созидание. Дружба. Гибкость в отношении с людьми

Мир животных

Муладхара

расположена у основания позвоночника с его внешней стороны.

Бездействие, леность, безынициативность, тупость

жестокость на физическом плане. Садизм. Криминал. Черная магия. Низший астрал. Выживание. Инстинкты самосохранения. Грубый уровень

Терпение, дисциплина, беспристрастность. мудрость,чистота. Безопасность. Обеспечение питанием. Устойчивость психическая. Симбиоз в отношениях. Здоровье, выносливость. Детство. Скромность.

ОБОЛОЧКИ ЧЕЛОВЕКА

Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке.

Посвящённые Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.

Первая оболочка человека (древнеегипетское Сах) - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.

Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нём. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и виду тела посвящённый мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязнённое тело могло быть очищено. Египетские посвящённые полагали, что загрязнения в духовных оболочках, в конце концов, проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.

Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и тому подобного.

Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о сохранности головы - «седалища жизни».

Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.

Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, ещё несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до нашей эры).

Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.

Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными людьми - изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.

Вторая оболочка человека (древнеегипетское Ку, позднеегипетское Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу - двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».

Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка не¬азрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

Посвящённые могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)

После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники - Ка яств и напитков, ладана и прочего.)

Уже в гробницах вельмож Древнего царства ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения или повреждения его мумии должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа - Ка узнала его и вселилась в него.

Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка - по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Третья оболочка человека (древнеегипетское Би, Ба, Бэ) - сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущении, чувств, желаний и мыслей.

В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвящённые.

Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвящённого. Ба изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба - это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвящённые египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.

Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.

Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.

Неподвижные звёзды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) - Ба Исиды. 36 звёздных деканов воплощали Ба определённых богов.

Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис - Ба Птаха, Сокарис - Ба Осириса.

Четвёртая оболочка человека (древнегипетское Иб, позднеегипетское Эб) - душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвящённых, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб - это бессмертная душа.

Средоточием человеческого сознания египетские посвящённые считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.

Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомлённое о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

«Книга Мёртвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.

В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нём заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.

Данная символика иносказательно описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей - символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра - бог восходящего Солнца).

Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передаёт информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлении. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врождённые телесные пороки и заболевания.

Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами, которых у неё были связи и в прежних воплощениях.

Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.

Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветлённый, освещённый, блаженный».

Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех её видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, - перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

Дух-Ax есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах). Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.

Таким образом, при обращении с живым или мёртвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвящённые уделяли и подлинному имени (древнеегипетское Рин, поздеегипетское Рен) и тени (древнеегипетское Шуит) человека.

Физическая материя нашей планеты пронизана более тонкими видами материи, составляющими астральный, ментальный и духовный миры. Все эти миры находятся не где-то за пределами физического, а вокруг нас и в нас самих в том числе, просто мы не можем воспринимать их своими грубыми органами чувств. Так плотный земной шар весь пронизан астральной материей, которая как более тонкая распространяется далеко за пределы земной атмосферы. Точно так же ментальная материя, ещё более тонкая, пронизывает физическую и астральную, значительно выступая за границы последней, а духовная подобным же образом проникает все более грубые виды материи и простирается в открытый космос.

Не зря сказано, что человеческий микрокосм тождественен макрокосму. Так как человек является частью этого мира, в его состав, помимо физической, входят все виды тонкой материи, представленной на нашей планете. Именно из них слагаются его энергетические оболочки (их ещё называют телами или проводниками) – те инструменты, при помощи которых его сознание может воспринимать соответствующие планы мироздания и сознательно в них действовать.

Несмотря на то что человек одновременно существует на различных планах бытия, на данной ступени развития он полностью сознателен только в мире физическом. Чтобы осознанно взаимодействовать с более тонкими сферами, ему необходимо до достаточной степени развить соответствующие тонкие проводники, которые пока ему неподконтрольны и столь грубы, что тяжело откликаются на вибрации соответствующих сфер. Но всё же, даже того не осознавая, человек проявляет себя на энергетических планах всякий раз, когда мыслит или испытывает желания, эмоции и чувства. При этом он оказывает своё влияние на тонкие миры и тем самым, в зависимости от качества следа, который в них оставляет, завязывает или положительную, или негативную карму. В свою очередь, созвучные ему уровни тонких сфер также оказывают на него своё влияние, наполняя его ауру энергиями соответствующего качества. Необходимость самосовершенствования поэтому очевидна: мы способны воспринимать и притягивать из пространства только те вибрации, что тождественны вибрациям нашей ауры. Остальные просто проходят сквозь нас, не оказывая на нас никакого влияния. Причём речь идёт не только о качестве вибраций, но также о диапазоне их восприятия: чем шире наше сознание, чем выше уровень развития, тем бо́льшая часть пространственных вибраций становится нам доступна.

.
Теперь – непосредственно о телах человека.

Человек состоит из семи тел: физического и шести энергетических. Все энергетические тела, по аналогии с тонкими сферами Земли, пронизывают физическое и выходят за его пределы, причём каждое более тонкое выступает на большее расстояние. Энергетические оболочки в совокупности составляют АУРУ человека.

Тела человека разделяются на две группы.

Первые четыре тела (эфирное, физическое, астральное и низшее ментальное) составляют ДУШУ , которую ещё называют низшим началом или низшей (животной) природой. Душа преходяща, она существует только на протяжении одного воплощения. После смерти человека четыре низшие оболочки постепенно сбрасываются, передавая накопленный в течение жизни опыт Духу.

ДУХ – это высшее, или божественное начало, бессмертная часть природы человека, накапливающая в себе память и опыт всех его воплощений.

Важно отчётливо разделять понятия Духа и души. Из-за их смешения часто возникает путаница в понимании природы человека.

.
Не вдаваясь в подробности, рассмотрим каждую оболочку в отдельности.
.

ЭФИРНОЕ ТЕЛО

Оно формируется согласно той части кармы человека, которая должна быть проявлена в данном воплощении, и является энергетической матрицей, по которой строится его физическое тело – поэтому именно его, а не физическое, правильно считать первым. Если человек должен родиться с какими-либо дефектами или особенностями организма, программа о них первоначально присутствует в эфирном теле.

При жизни человека эфирное тело выполняет функцию связующего звена между физическим телом и тонкими оболочками. Это единственная энергетическая оболочка, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не отделяется от физической – даже во время сна, когда все остальные тонкие тела выходят из организма, давая ему возможность восстановить затраченные силы. По сути, это неотъемлемая часть физической оболочки и не может рассматриваться как нечто отдельное. Её ослабление и неспособность выполнять связующую функцию неизбежно приводит к смерти.

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Физическое тело – это инструмент, при помощи которого сознание может проявлять себя в плотном мире, воздействовать на него и получать из него опыт. От того, насколько разумно и бережно мы будем использовать этот инструмент, зависят наши возможности в данном воплощении. А от того, на что направим его силу, будет зависеть, станем мы развязывать кармические узлы или завязывать новые – или положительные, или негативные.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО

Это тело желаний, эмоций и чувств, которые, проявляясь, моментально отражаются на нём в виде цветовых переливов. Чем грубее эмоции и желания человека, тем в более грязных и тяжёлых цветах они проявляются на его астральном теле и тем более грубые вибрации привлекают из пространства по принципу притяжения к подобному. И наоборот: чем выше уровень развития человека, тем более тонкие и прозрачные энергии составляют его астральную оболочку, тем чище и разнообразнее её цвета.

Астральная оболочка досталась нам от животных и изначально является средоточием животных желаний и эмоций, поэтому к ней часто относятся как к некоему злу, препятствующему развитию – точно так же, как злом считают сами желания и эмоции и стремятся их полностью искоренить. Но как можно считать злом то, что дано нам самой природой и что является неотъемлемой частью человеческой сущности? И желания, и эмоции, и чувства – наши естественные проявления, которых избежать невозможно. Но от нас зависит, какую окраску и направленность мы им зададим, тем самым делая их или помощниками, или помехой в нашем развитии. Так, проявляя низшие эмоции вроде злобы, раздражения, обиды, зависти мы генерируем и притягиваем из пространства негативную энергетику, которая огрубляет и разрушает ауру, способствуя нашему падению. Но любовь, радость, гармония, устремление к добру и Свету – это тоже эмоции, только высшего порядка. Что нам мешает жить именно ими и преобразить их в ещё более высокие и стабильные проявления – чувства? И что нам мешает эгоистические желания заменить желаниями, направленными на совершенствование и общее благо? Ведь пока Дух не пробудился, именно астральные проявления высшего порядка возвышают нас и являются двигателем нашего развития, именно они подводят нас к раскрытию Духа. Конечно, природа астрального тела такова, что оно тяготеет ко всему животному и земному и, чтобы преодолеть его инерцию, нужно приложить немалые сознательные усилия. Но именно этим преодолением и растёт человек.

НИЗШИЙ МЕНТАЛ

Низший ментал – это низший, земной разум, который формируется, развивается и действует в течение одного воплощения. Его инструментом является мозг. С помощью низшего ментала человек приспосабливается к условиям физического плана, обучается, приобретает навыки, познаёт мир. Пока человек воплощён и не раскрыл свой Дух, именно низший ментал является выражением его личности, средоточием сознания и воли.

Наши мысли отображаются на низшем ментальном теле подобно тому, как желания и эмоции отображаются на астральном. Но, в отличие от астрала, эта оболочка состоит из более тонкой и пластичной материи, что мгновенно отзывается на малейший мысленный импульс. Точно так же как и астральное, низшее ментальное тело может служить как нашему развитию, так и деградации – это зависит от качества и направленности наших мыслей.

У большинства людей низший ментал развит слабо и, хотя является более высшей оболочкой, действует под импульсами животной природы. Чтобы стать полновластным хозяином астрала, он должен подчинить своей воле эмоции и страсти, что держат его в плену. Причём это касается не только низших астральных проявлений, но и высших – даже в них не должно быть бесконтрольности, дабы не порождать хаос.

Низший ментал развивается не только очищением мысли и повышением её концентрации (см. статью ), но также расширением сознания, которое достигается путём освоения новых знаний и навыков, расширением горизонтов мышления и утончением всех представлений человека. Нужно иметь в виду, что чужие мысли, которыми довольствуется большинство, сознание развить не способны. Только собственный мыслительный процесс, активный и творческий, очищенный от негативных и низших проявлений и направленный на благородные цели будет способствовать его развитию.

.
ВЫСШИЙ МЕНТАЛ

БУДДХИ

АТМА

Эти три высшие оболочки в совокупности представляют собой Дух человека или божественную Триаду, переходящую из воплощения в воплощение. Они неотделимы друг от друга и рассматриваются как единое целое. Если их разъединить, человеческий Дух прекратит существование.

У человека, не ставшего на Духовный Путь, эти оболочки неразвиты, едва намечены и не обладают плотностью. Но всё же у разных людей яркость их различна. Это зависит от двух факторов: от духовных накоплений прошлых жизней и от степени чистоты и гармоничности низших оболочек жизни настоящей. Бо́льшие духовные накопления дадут более яркое свечение, но только при условии, что низшие тела дисциплинированы и очищены достаточно, чтобы стать проводниками энергий Духа. Иногда Дух с больши́ми накоплениями не может пролить свой свет наружу из-за грубых и дисгармоничных низших оболочек, сквозь которые его энергии едва просачиваются. Также бывает, что даже при небольших накоплениях человек выделяется большей светимостью духовных тел, ибо низшие его тела мало препятствуют проходящему через них свету Духа, как бы более прозрачны для него.

Но действительно отчётливо духовные оболочки проявляются лишь с момента пробуждения Кундалини и набирают силу по мере раскрытия чакр и дальнейшего духовного восхождения, увеличиваясь при этом в размерах. Таким образом, даже величайшие духовные накопления ничего не значат, если остаются лежать в Чаше невостребованными, если человек в этой жизни не прилагает никаких усилий для раскрытия своего Духа.

О двух высших аспектах Духа (Атме и Буддхи) известно мало, они принадлежат к сферам, непознаваемым при помощи земного разума, поэтому их мы затрагивать не будем. Вкратце коснёмся только Высшего Манаса – это позволит лучше понять природу человека.

ВЫСШИЙ МАНАС – это высший разум, не подверженный влиянию животной природы, истинная, бессмертная индивидуальность человека, вбирающая в себя опыт всех его воплощений. Вибрации Высшего Манаса слишком высоки, чтобы он мог непосредственно проявлять себя через мозг. Чтобы иметь возможность с ним взаимодействовать, он перед каждым воплощением отделяет часть своей сущности, которая, облекаясь в астральную и эфирную материю и тем самым понижая свои вибрации, становится земным разумом человека, Низшим Манасом, способным воздействовать на клетки мозга и проявлять себя через него.

Таким образом, Манас на период воплощения разделяется. Одна его часть оказывается тесно связана с животной природой человека, а другая – с божественной. Воплотившись, человек начинает отождествлять себя с физическим телом, его духовная сущность как слишком тонкая и неуловимая для мира плотного отходит на дальний план и сознание полностью сливается с земной личностью, проявляя себя и воспринимая окружающее через Низший Ментал. Но низшая природа – это ещё не весь человек. Чтобы максимально раскрыться и задействовать свой потенциал, он должен добиться слияния в себе низшего и высшего начал и обрести внутреннюю цельность. Это достигается путём возвышения и утончения оболочек души, взятия их проявлений под контроль сознания и постепенного перенесения сознания и воли из низшей природы в высшую. На начальном этапе движущей силой в этом процессе является земной разум, который путём постоянных усилий превращает душу в послушное орудие Духа, способное проводить его энергию и творить на земле его волю. Только когда душа таким образом будет достаточно подготовлена к принятию духовных вибраций, Дух в человеке начинает пробуждаться и перенимать контроль над низшими оболочками.

Из этого следует, что именно Низший Ментал как носитель сознания определяет, будет ли человек в данном воплощении развиваться, деградировать или метаться между высшим и низшим. И потому развитию его нужно уделить особое внимание: неразвитое, невежественное и узкое сознание не сумеет совладать с животной природой и найти пути единения с природой духовной. А вероятнее всего, даже не проявит к этому стремления, полностью подчинившись низшему началу и удовольствовавшись ролью прислужника астрала.

После смерти человека весь опыт, приобретённый в данной жизни, с Низшего Ментала передаётся на Высший и откладывается в Духе. В Духе содержатся знания и опыт всех перевоплощений, но воспользоваться этими накоплениями становится возможным только по достижении определённого духовного уровня. Достигнув этой ступени, человек, к примеру, может перенести из прошлых воплощений в настоящее определённые качества и навыки, что способно значительно ускорить его развитие.

.
Говоря об энергетической структуре человека, нельзя не упомянуть о серебряной нити и заградительной сети.

СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ – это луч, идущий на сахасрару и связывающий человека с тем энергетическим слоем планеты, вибрации которого соответствуют вибрациям его ауры. Серебряная нить появляется у младенца в момент разрезания пуповины, когда начинается его самостоятельное существование. По ней человек получает энергию, необходимую ему для нормальной жизнедеятельности. У людей, целенаправленно идущих к Свету, серебряная нить сливается с духовным лучом эгрегора их учения и расширяется по мере совершенствования человека, по мере его готовности принять больший поток силы.

ЗАГРАДИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ является частью ауры и представляет собой уплотнённое огненное излучение, сконцентрированное по её контуру. Это естественный щит, предохраняющий человека от вредоносных энергетических воздействий извне. При особой напряжённости заградительная сеть оберегает даже от болезнетворных вирусов и бактерий.