Что такое коннотация: понятие, функции, выражение оценочных эмоций и примеры. Коннотация как речевой прием Определенные коннотации он не выражает

Открывая словарь, мы там обнаруживает основное и буквальное толкование слова. Но в реальной жизни оно может обрасти множеством эмоций и ассоциаций, что в языковедении обозначается как «коннотация». Что это такое, важно знать для понимания смысла текста. Ведь иногда переносное значение может существенно отличаться от первоначального.

Историческая справка

Латинское connotatio можно передать на русский как «сопутствующее значение». Несмотря на то, что слово употребляется учеными мужами вот уже на протяжении 800 лет, точное смысловое его толкование до сих пор является предметом споров как между языковедами, так и философами.

В развитии термина можно выделить такие вехи:

  1. Он был введен в оборот в начале XIII века в философской науке для ведения диспутов о потаенных смыслах слов;
  2. Спустя сто лет им стали пользоваться для отделения абстрактных и конкретных явлений, для различения лексических единиц по образу и действию;
  3. В XVII веке термин взяли на вооружение французские лингвисты, и с тех пор он прочно ассоциируется с наукой о языке;
  4. В XIX веке так стали обозначать эмоциональное наполнение лексем и выражений, в противопоставление «сухому» первоначальному их значению;
  5. Современное толкование понятие обрело благодаря работам британского исследователя Джона Милля.

Коннотативное значение возникает тогда, когда из буквального смысла вычленяются отдельные признаки и многократно усиливаются. Не всегда этот процесс имеет логичный характер.

Например, не совсем понятно, почему трусливым называют зайцев, а не каких-либо других представителей фауны.

Структура коннотаций

Структурно коннотация состоит из следующих элементов:

Коннотация: примеры

Этот прием достаточно распространен в русской речи. Приведем конкретные примеры из живого общения:

  • «Шампанское» в русском языке имеет исключительно положительный оттенок значения. Это не просто пузырящееся игристое вино, но и символ свадебных торжеств, счастья, процветания и богатства («Кто не рискует, тот не пьет шампанского »);
  • Слово «умница» также имеет сугубо позитивный подтекст и может использоваться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола (так называемый «общий род»). «Умник», наоборот, имеет негативный оттенок значения: им обозначают зазнавшихся и себялюбивых всезнаек;
  • «Дешевкой» отмечают мелочную, чересчур экономичную и бережливую особу. Очевиден отрицательный подтекст;
  • «Гордость» в русском позиционируется как положительное качество, присущее всякому достойному человеку. «Гордыня», напротив, лишена позитивных оттенков и используется для маркировки эгоистических и даже социофобских наклонностей;
  • «Проститутками» кличут не только представительниц самой древней профессии, но и беспринципных и ветреных личностей. В политике это оскорбление используется довольно часто («проститутка Троцкий, политическая проститутка»).

Лексемы с отрицательными семантическими оттенками встречаются гораздо чаще, чем с позитивными. Причиной тому достаточная грубость нрава, присущая человеку на протяжении большей части истории.

Массив отрицательных коннотированных оттенков включает в себя:

  • Ироническое отношение к явлению или конкретной личности;
  • Порицание антисоциального поведения;
  • Указание на саморазрушительные для личности качества;
  • Пренебрежение или презрение.

В качестве объекта нападок могут быть выбраны как отдельные личности, так и целые социальные группы. Так, веками на американском континенте слово «nigger » применялось для обозначения ленивого и тупого раба. По мере эмансипации чернокожих США оно было заменено на более политкорректное «афроамериканец».

В России же «негр» никогда не являлось бранным и целиком лишено негативного наполнения, которым его наделили белые англоязычные протестанты.

В большинстве случаев пейоративы (т. е. термины с отрицательным подтекстом) не являются ругательствами, хотя могут таковыми стать с течением времени.

Коннотация и денотация

Денотация является полностью противоположным понятием, которое указывает на прямое (а не переносное) толкование слова . Это простое определение термина, которое свободно от человеческих предрассудков, личных предпочтений и эмоциональной нагрузки. Именно денотативное определение указано в словарях и энциклопедиях.

Нередко одна лексема может иметь несколько словарных определений - этот случай называется многозначностью .

К примеру, «осел» обозначает в первую очередь вид животных и только в некоторых случаях - недалеких людей.

Таким образом, каждый элемент языка может иметь такие ипостаси:

  1. Денотативное - буквальное и непосредственное, основное значение;
  2. Коннотативное - применимое к определенной ситуации, личности, социальному слою;
  3. Мифологическое - оторванное от первоначального значения и находящееся на уровне социальных предрассудков.

Если возникает желание кого-либо оскорбить, вовсе не обязательно выуживать из словарного запаса бранные выражения. Для этих целей отлично подойдет и отрицательная коннотация. Что это такое, знакомо всякому «ослу» и «козлу». Даже если у последних нет хвоста и рогов.

Видео про негативные коннотации

В этом ролике Арсений Хитров расскажет, откуда появились негативные коннотации у термина «идеология»:

(см . ЗНАЧЕНИЕ). Иногда называется также (семантической) ассоциацией. Коннотация слова отражает такой признак обозначаемого им объекта, который, хотя и не составляет необходимого условия для применения данного слова, но устойчиво связан с обозначаемым объектом в сознании носителей языка. Например, во многих европейских языках у слова, обозначающего лису, имеется коннотация "хитрости" или "коварства". Понятно, что эти признаки несущественны для данного класса животных: для того чтобы называть некоторое животное лисой , нам нет необходимости проверять, является ли оно хитрым. Следовательно, признак хитрости не входит в дефиницию (толкование) этого слова, но тем не менее устойчиво ассоциируется с ним в языке, о чем свидетельствует хотя бы переносное употребление слова лис (а ) применительно к хитрому человеку. Коннотации воплощают принятую в данном языковом коллективе и закрепленную в культуре данного общества оценку обозначаемого словом предмета или факта действительности и отражают культурные традиции. Так, хитрость и коварство являются постоянными характеристиками лисы как персонажа сказок о животных в фольклоре многих народов.

Коннотации являются разновидностью связанной со словом так называемой прагматической информации, поскольку отражают не сами предметы и явления действительного мира, а отношение к ним, определенный взгляд на них. В отличие от других видов прагматической информации, это отношение и взгляд принадлежат говорящему не как отдельной личности, а как представителю языкового сообщества. Так, например, слово кляча несет эмоционально-оценочную прагматическую информацию об отношении говорящего как личности к обозначаемому этим словом объекту, и употребляя это слово применительно к некоторой лошади, мы неизбежно выражаем свое собственное неодобрительное отношение к ней. В противоположность этому говорящий, используя лексему, имеющую определенную коннотацию, не выражает этим своей личной точки зрения на обозначаемый объект; например, употребляя слово лиса для обозначения животного, мы не выражаем тем самым своего мнения о хитрости лисы. Тем не менее связь между лисой и хитростью присутствует в сознании говорящего – в той его области, которую в социальной психологии называют коллективным бессознательным.

Другими примерами коннотаций служат признаки "упрямства" и "тупости" у слова осел , "монотонности" у слова пилить , "быстроты" и "непостоянства" у слова ветер . Коннотации слов обнаруживают себя в целом ряде явлений, принадлежащих языку или речи. К языковым проявлениям коннотаций, т.е. таким, которые зафиксированы в системе языка, относятся переносные значения (ср. значение "тупой и/или упрямый человек" у слова осел ), привычные сравнения (ср. упрямый, как осел ), значения производных слов (ср. ветреный в значении "легкомысленный"), значения фразеологизмов (ср. как ветром сдуло , что означает быстрое исчезновение кого/чего-либо).

К числу объективных проявлений коннотаций слова следует отнести и явления речи, которые обычно не фиксируются в словарях и грамматиках, но с достаточной регулярностью воспроизводятся в процессе порождения и интерпретации высказывания с данным словом. Одно из таких явлений – это относительное единообразие в интерпретации носителями языка так называемых псевдотавтологических конструкций, имеющих форму Х есть Х , например Немец есть немец . С логической точки зрения, такие высказывания тавтологичны (истинны в силу своей формы), а значит должны были бы избегаться в речи как неинформативные: их предикат не несет в себе ничего нового по сравнению с тем, что уже выражено с помощью субъекта. Однако этого не происходит – они воспринимаются как вполне нормальные высказывания, которые информативны именно благодаря тому, что в них объекту Х в неявной форме, имплицитно приписывается свойство, устойчиво ассоциируемое в сознании говорящих с объектами данного типа. В частности, тот факт, что большинство носителей русского языка вкладывают в приведенный выше пример псевдотавтологии приблизительно следующий смысл: «Чего же вы хотите от немца, они все такие аккуратные (или педантичные)», показывает, что немцу с высокой степенью регулярности приписываются такие свойства, как "аккуратность" и "педантизм", которые оказываются устойчиво связаны в сознании носителей русского языка со словом немец , безусловно, не относясь при этом к существенным признакам класса лиц, обозначаемого этим словом.

К речевым проявлениям коннотаций слова относится также ограничение на сочетаемость этого слова со словами, выражающими его коннотации, в рамках специфических конструкций, которые можно в этой связи считать диагностическими. Так, правильное употребление конструкции вида Он X , но он Y-овый , как показано в целом ряде работ о семантике союза но , подразумевает наличие у говорящего мнения, что в норме Х не бывает Y-овым (= не обладает свойством Y-овости). Поскольку коннотация слова Х – это тот признак, который устойчиво ассоциируется с обозначаемым этим словом объектом Х, следует ожидать, что, подставив в данную конструкцию вместо Y имя коннотативного признака объекта Х, мы получим странное, аномальное высказывание – достаточно сравнить, например, странность высказываний ? Он холостяк, но он неприхотлив в быту / неухоженный / беспечный при абсолютной естественности Он холостяк, но он очень домовитый / ухоженный / человек весьма обстоятельный и серьезный.

Коннотации слов специфичны для каждого языка. Л.В.Щерба отметил следующее различие между русским словом вода и обозначающим то же вещество французским словом eau : французскому eau , в отличие от русского вода , не свойственно образное употребление в смысле "нечто лишенное содержания", но зато французское слово имеет значение, которое более или менее можно передать русским отвар (eau de ris "рисовый отвар", буквально "рисовая вода", eau d"orge "ячменный отвар"), а из этого вытекает, что русское понятие воды подчеркивает ее пищевую бесполезность, тогда как французскому eau этот признак совершенно чужд. И таких примеров великое множество. Так, слово слон в русском языке имеет коннотацию "тяжеловесности", "неуклюжести" (ср. топать, как слон ; как слон в посудной лавке ), а в санскрите его переводной эквивалент gadja – коннотацию "легкости", "грациозности" (ср. gadjagamini "легкой походкой", буквально "слоновой").

В одном и том же языке у слов, близких по значению, коннотации также могут сильно различаться – это хорошо демонстрирует принадлежащий российскому специалисту по лексической семантике Ю.Д.Апресяну пример отличия коннотаций слова осел ("упрямство", "тупость") от коннотаций слова ишак ("готовность много и безропотно работать").

Капризность и непредсказуемость коннотаций делают необходимой их фиксацию в словаре, стремящемся к полноте описания связанной со словом информации. См. также СЕМАНТИКА.

Типы коннотаций

Коннотация слова отражает такое свойство означаемого им предмета, которое устойчиво объединено с обозначаемым предметом в сознании носителей языка, хотя и не составляет необходимого условия для применения данного слова. Например, во многих европейских языках у слова, обозначающего лису, имеется коннотация "хитрости" или "коварства". Конечно, эти качества не представляют этот класс животных: чтобы назвать какое-нибудь животное лисой, не нужно проверять, является ли оно хитрым. Таким образом, черта хитрости не входит в определение (трактовка) данного слова, но при всем том неизменно ассоциируется с ним в языке, что доказывает как минимум непрямое значение слова лис(а). Коннотации олицетворяют принятую в данной языковой сфере и фиксированную в культуре определенного общества оценку означаемого словом объекта или факта действительности и отображают культурные обычаи. Так, хитрость и коварство обнаруживаются постоянными характеристиками лисы как персонажа сказок о животных в фольклоре многих народов.

Коннотация лексико-семантического варианта - эмоциональная (например, междометия), оценочная (положительная/отрицательная), экспрессивная (существует образная и увеличительная), стилистическая.

Стилистическая коннотация предполагает использование слова в конкретном функциональном стиле. К ней присоединяется культурная коннотация - компонент, содержащийся в культуре слова, определенный национальной культурой и обладающий для носителей конкретного языка какую-либо информацию, отражающую культурное восприятие его народа.

Коннотации бывают постоянные (ингерентные) и контекстные (окказиональные). Слова, которые имеют ингерентную коннотацию - маркированные. Маркированность по стилистическому принципу делит лексику на разговорную, с нейтральной стилистической окраской и литературно-книжную (например, mummy-mother-female parent; kid-child-infant). Большинство коллоквиальных слов начали употребляться как отдельные лексико-семантические варианты 1) путем перемещения значения смежности (cinema->movies->pictures) 2) с помощью ласкательных суффиксов (dad-daddy, loony, shorty). Разговорная лексика как правило делится на общелитературную лексику и фразеологию и нелитературную лексику и фразеологию.

Функции эмоционально-оценочной лексики в художественном тексте

В настоящее время, лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание роли эмоционально-оценочной лексики в структуре художественного произведения. Художественный текст многофункционален. В нем эстетическая функция наслаивается на целый ряд других - коммуникативную, экспрессивную, прагматическую, эмотивную, но не замещает их, а наоборот, увеличивает. Язык художественного текста живет по своим собственным правилам, которые отличаются от жизни живого языка, «он имеет особые механизмы возникновения художественных смыслов». О специфике слова в художественном тексте писали многие лингвисты, в том числе и А.М. Пешковский, А.А. Потебня, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, Д.Н. Шмелев и другие исследователи. Они подчеркивали, что слово в художественном тексте, из-за своеобразных условий функционирования, семантически реформируется, заключает в себе добавочный смысл. Взаимосвязь прямого и переносного значения вызывает и эстетический, и экспрессивный эффекты художественного текста, делает этот текст образным и многозначащим. Многие ученые признают, что экспрессивно не обозначенных текстов не существует, так как любой текст может и способен оказывать конкретное воздействие на сознание и поведение читателя, потому что именно эмоциональность способствует достижению цели речевого сообщения и оказывает воздействие текста на реципиента. Количество экспрессивных языковых средств в тексте не обусловливает экспрессивный эффект восприятия текста, а всего лишь увеличивает вероятность его возникновения. Кроме того, помимо особых языковых средств, а именно эмотивных, связанных с определенным образом, стилистически маркированных, экспрессивной может оказаться любая нейтральная единица языка, которая зависит от целей автора, от контекстуальной ситуации. Эмотивный текст из-за своей семантической особенности может целиком редуцировать логико-предметное значение слова, нейтрального в эмоциональном плане, и постигнуть его как контекстуальный эмотив или даже аффектив.

Источники возникновения эмотивности текста многообразны и не всеми исследователями понимаются в равной мере. С одной стороны, главным источником эмотивности текста обнаруживаются собственно эмотивные языковые средства. Способы манифестации эмотивных ситуаций в художественном тексте разнообразны: «от свернутых и минимально развернутых до максимально развернутых».

Основываясь на коммуникативном подходе, В.А. Маслова считает, что важнейшим источником эмотивности текста является его содержание. По ее мнению, «содержание текста является потенциально эмоциогенным, потому что всегда найдется реципиент, для которого оно окажется личностно значимым. Эмоциогенность содержания текста - это, в конечном счете, эмоциогенность фрагментов мира, отраженных в тексте».

Но, тем не менее, изначально эмотивность - лингвистическая категория, принимающая актуализацию с помощью художественного слова в любой части текста. Эмотивное пространство текста, представляется двумя уровнями - уровнем персонажа и уровнем его создателя-автора: «целостное эмотивное содержание предполагает обязательную интерпретацию мира людских эмоций (уровень персонажа) и оценку этого мира с позиции автора с целью воздействия на этот мир, его преобразования». В строении образов персонажей открывается многообразие эмотивных смыслов. «Совокупность эмоций в тексте (в образе персонажа) - неповторимое динамическое множество, модифицирующееся по мере развития сюжета, воспроизводящее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами». При этом в эмоциональном круге любого персонажа выделяется «эмоциональная доминанта» - преобладание какого-то эмоционального состояния, свойства, направления над остальными. «Конфликтность эмоциональной сферы персонажа, с одной стороны, и наличие эмоциональной доминанты, с другой, не противоречат законам художественного текста и положению дел в мире вообще; напротив, первое отражает общие законы организации художественного текста, а последнее соответствует особенностям психологии человека: психологи давно отмечали в качестве основополагающих черт личности ее эмоциональную направленность, т.е. тяготение каждого человека к той или иной системе переживаний». В итоге, «автор литературного произведения подбирает лексику таким образом, что это подсказывает читателю, в каком эмоциональном ключе ему следует воспринимать героя». В различных художественных текстах, в зависимости от замысла автора, вероятно преобладание то одного, то другого эмоционального свойства персонажа. В этом смысле показательными являются, например, произведения Л.Н. Толстого, в которых эмоциональная характеристика персонажа, изображенная эмоционально-оценочной лексикой, является маркировкой положительных («обожаемых») и отрицательных героев. Такое свойство описания персонажей у Л.Н. Толстого исследователи заметили уже давно, но в лингвистическом аспекте это явление изучено крайне незначительно. В итоге, эмотивная лексика в художественном тексте осуществляет несколько функций, главными из которых являются произведение эмотивного содержания и эмотивной тональности текста. К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся:

Создание психологического портрета образа персонажей («описательно- характерологическая функция»);

К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся:

Создание психологического портрета образа персонажей («описательно-характерологическая функция»);

Эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка («интерпретационная и эмоционально-оценочная функции»); обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора («интенциональная функция»);

Воздействие на читателя («эмоционально-регулятивная функция»).

Роль эмоционально-оценочных лексем, реализующихся в произведении, в порядке художественного текста обусловливается суммой и взаимосвязью обозначенных функций. Поэтапное их раскрытие позволит найти роль эмоционально-оценочной лексики в стиле писателя в целом. При похожем воссоздании неосуществимо избежать проблем, связанных с чертами восприятия мира писателя, его индивидуальной картины мира: художественный текст формируется образом автора и его точкой зрения на объект описания.

И поэтому нередко его истолкование взывает затруднение. Тем не менее коннотации встречаются не только в литературе, но и в повседневной речи. О том, что это - коннотация простыми словами, будет рассказано в статье.

Словарное определение

О том, что такое коннотация, в словаре сказано следующее. Так называют устойчивую ассоциацию, которая возникает в сознании человека в связи с употреблением какого-нибудь слова или выражения в определенном значении.

Пример употребления: В одной из книг советского и российского филолога, философа и культуролога С. С. Аверинцева сказано, что такое явление, как смех, в различных культурах окрашено по разному, как и само слово «смех», приобретающее в несхожих языках различные коннотации.

Происхождение слова

Разбираясь в вопросе о том, что такое коннотация, стоит рассмотреть этимологию этого понятия. Происходит слово от латинского предлога con - «вместе» и глагола noto - «обозначаю, отмечаю». От их сложения получился сначала глагол connoto, обозначающий «имею дополнительное значение», а от него в позднелатинском образовалось существительное - connotatio, под которым понимается «сопутствующее значение единицы языка».

Функции

Для лучшего понимания того, что такое коннотация, целесообразным будет рассмотреть ее предназначение.

Коннотация включает в себя дополнительные функции - семантические или стилистические, - которые устойчиво связаны в сознании носителей языка. Семантические - те, которые связаны со смыслом, значением, а стилистические - с выразительными языковыми средствами.

Изучаемое понятие служит для того, чтобы выразить различные оттенки высказывания - эмоциональные или оценочные. А также она является отображением культурных традиций общества.

Коннотация представляет собой одну из разновидностей прагматической информации, то есть информации полезной, пригодной для решения практических задач. Она отражает не непосредственно сами явления и предметы, а лишь определенное к ним отношение.

На примере «лисы»

Иногда коннотацию называют еще семантической, то есть смысловой ассоциацией. С ее помощью отражают такой из признаков обозначаемого объекта, который устойчиво связан в сознании носителей языка с этим объектом. Но при этом указанный признак не является необходимым для употребления данного слова.

Так, во множестве европейских языков слово, которым обозначают лису, имеет коннотацию «коварство» или «хитрость». Данные признаки несущественны для этого вида млекопитающих. Столкнувшись с лисой, вы узнаете ее по рыжему меху, длинному пушистому хвосту, острой мордочке. Но вы не станете проверять, насколько животное хитрое, чтобы выяснить его видовую принадлежность. Однако в языке обе эти лексемы стойко ассоциируются друг с другом. Об этом свидетельствует, например, то, что хитрого человека нередко называют лисой.

Как сказано выше, коннотации являются отражением принятой в данном языковом сообществе оценки факта окружающей действительности. А также они отражают и культурные традиции. В соответствии с этим, коварство и хитрость - это постоянные характеристики лисы, изображаемой в качестве персонажа сказок о животных, имеющихся в фольклоре многих народов.

Как распознать коннотацию?

Являясь разновидностью прагматической информации, связанной со словом, и выражая отношение к окружающему миру, но не отражая его буквально, коннотации отличаются от других видов подобной информации. В чем состоит это отличие? Оно заключается в том, что этот взгляд и отношение принадлежат человеку, их произносящему, не как отдельно взятой личности, а как представителю языковой общности.

Например, такое слово, как «кляча», несет в себе прагматическую информацию, содержащую эмоционально-оценочный отпечаток. Оно указывает на отношение говорящего к объекту. Называя лошадь клячей, человек высказывает собственное мнение относительно качество животного. Следовательно, коннотации здесь не наблюдается.

В противоположность этому, при использовании лексемы, содержащей коннотацию, личная точка зрения на обозначаемый объект не выражается. Называя лису лисой, человек никак не оценивает животное. Однако связь между лисой и таким качеством, как хитрость, присутствует в сознании говорящего.

Другие примеры коннотации

Пример 1. Когда сестра вошла в комнату брата, она возмутилась: «Как ты живешь в таком хлеву!». Слово «хлев» обозначает «загон для скота». Его коннотация - «неубранное, грязное помещение».

Пример 2. «Я так люблю мое маленькое солнышко!», - умилялась мать, любуясь своим милым карапузом. В данном случае, когда употребляется слово «солнышко», имеется в виду, конечно же, не астрономический объект, а человек, который излучает свет и тепло.

Пример 3. Олег очень надеялся на удовлетворительную оценку за курсовую работу, хотя понимал, что в ней очень много воды. У слова «вода» много коннотаций, одна из них - это «избыточная информация, не несущая смысловой нагрузки».

Пример 4. «Я не ожидал, что такой самоуверенный парень на поверку окажется ослом», - сетовал Сергей на своего нового знакомого. Слово «осел» стойко ассоциируется с такими качествами, как глупость и упрямство.

Пример 5. Андрей рассказывал товарищам, что почти полгода работал, как ишак, а в итоге остался практически без копейки. В отличие от «осла», коннотацией такой лексемы, как "ишак", являются выносливость, высокая работоспособность, терпение.

Рассмотрев смысловую и стилистическую коннотации, нужно сказать и о близких к ней по смыслу терминах.

Денотация и пейоратив

Слово «денотация» происходит от позднелатинского причастия denotatio, которое образовано от латинского наречия de - «порознь» и глагола noto - «обозначаю, отмечаю» и переводится, как «обозначенное». Это прямое, явное значение слова, его буквальный смысл, его лексическое значение. Денотация - это противоположность коннотации. Последние как раз и возникают из первых. Как правило, это происходит посредством выделения или усиления какого-либо отдельного признака.

Примером является слово «перо». Первоначально оно использовалось для обозначения инструмента для письма, а позже получило новую коннотацию и теперь ассоциируется с пишущими людьми и литературным творчеством. Например, существует выражение «акула пера».

Пейоратив, иначе называемый пейоративной лексикой, происходит от латинского глагола pējōrāre - «ухудшать». Это такие слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку, неодобрение, порицание чего-нибудь или кого-нибудь, презрение или иронию. По сути, пейоратив - это негативная коннотация. Нужно отметить, что такие слова не являются ругательствами. Например, слово «тряпка», которое изначально толковалось как «кусок ткани», впоследствии приобрело коннотацию "бесхарактерный, слабый человек". Другими примерами пейоратива являются "клоун", "рифмоплет", "зубрила", "крючкотвор".

позднелат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю, обозначаю) - логико-философский термин, выражающий отношение между смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен. Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта в имени. К., которая не сопровождается денотацией, устанавливает идеальный объект, который хотя и не имеет преднаходимого в реальности эквивалента, но имя которого не лишено смысла. Например, сложное имя "современный король Франции" обладает смыслом, однако в настоящее время не имеет денотата. Термин "К." употребляется так же в языкознании, но приобретает там иное значение: как дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы, служащее для выражения экспрессивно-эмоциональных аспектов высказываний. В семиотике К. - особый непрямой модус значения, уровень "вторичных означаемых", надстраивающийся над прямым денотативным значением слова. Влияние на конституирование побочных смыслов слова оказывают самые разнообразные факторы: жанровые конвенции (так слово "пламя" в качестве литературного клише для выражения любовной страсти косвенным образом содержит в себе значения "язык трагедии", "классическое чувство" и т.д.), стереотипы восприятия (изображение макарон может обозначать не только пищевой продукт, но и нести побочный смысл "итальянскости"), стилистические особенности и т.д. К. стала объектом систематического анализа в "коннотативной семиологии" Л. Ельмсле-ва. Барт, развивая исследования К., указывает на следующие ее характеристики: коннотативные значения способны надстраиваться как над языковыми денотативными значениями, так и над невербальными знаками, над утилитарными назначениями материальных предметов; коннотативные значения латентны, относительны и подвижны. Важнейшей характеристикой коннотативного значения Барт считает его идеологическую нагруженность, его способность в качестве формы идеологического воздействия замещать "основное" значение слова.