Жизнь в конго сегодня. Голодная жизнь в конго. Плюсы Ботсваны: слон и река Окаванго, которая теряется в песках

Видео в конце статьи.

Дети там реально голодают, это не фигура речи

Большая была проделана работа журналистами RT и фильм получился хороший, хотя в целом к RT у меня отношение неоднозначное, но что касается покрытия международных событий и подачи альтернативной точки зрения - они временами вполне неплохи. Документальный фильм RTД "Драгоценное Конго" показывает что происходит в Африке, ужасы жизни в Конго и истории простых людей, которые выживают в нечеловеческих условиях. Фильм показывает реальную ситуацию в стране на примере жизни одного человека.

Некоторые кадры могут шокировать, люди питаются непонятно чем, в шахтах, добывая одни их самых ценных в мире ресурсов, при этом не получая абсолютно ничего взамен. Колониальные времена давно прошли, но Африке это не сильно помогло.


Жестокий, но красивый мир Африки


В фильме дана краткая история Конго, ранее эта страна была Бельгийской колонией (Как и вся Африка кроме Эфиопии) и тогда людей принуждали работать в шахтах насильно, а если ты не выполнял норму, отрубали руки.

Однако с уходом белых ситуация практически не изменилась, местным жителям до сих пор не принадлежат их национальные богатства, хотя страна имеет в своих недрах богатейшие и важнейшие для всего человечества ископаемые, которые используются для производства телефонов и компьютеров.


Недра страны содержат запасы меди, кобальта, кадмия, бокситов, железной руды, каменного угля, алмазов, золота, серебра, нефти, цинка, марганца, олова, урана. На территории республики находится более половины мировых разведанных запасов урана. Большие залежи колумбит-танталита.

Страна называется Демократическая Республика Конго , не путать с Республика Конго . Сейчас люди там просто добывают эти ископаемые и продают их в больших городах неким скупщикам, получая $5-10 за мешок, тогда как рыночная цена составляет более $100. Герой видео, Бернард Калуме Булери, не может понять как страна пришла к такой ситуации, почему после окончания колониального времени ничего не изменилось (и где-то даже стало хуже) и что делать дальше. Он не находит ответов и плачет.

Фильм действительно грустный.



Я тоже немного задумался в чём причина такой ситуации в Африке, и я не нахожу никакого ответа, кроме как слабость центральной власти. Центральная власть не может создать условиях для честной конкуренции иностранных инвесторов, они не могут создать нормальный рынок, задать минимальный порог оплаты труда, при этом лидер страны выступает в ООН с гневными речами в сторону запада, о чём показано в фильме. Но и до обострений отношений с западом ситуация в Конго была не очень сладкая, как в целом и во всей Африке. Почти единственные страны там которые развиваются и выживают, это ЮАР, а так-же страны на севере, во многом за счёт туристов.

В центральную Африку мало кто хочет ехать, да и условий для туризма нет, нет никакой инфраструктуры.

Хотя не всё так грустно в Африке, уже многие десятилетия туда приходят Китайские инвесторы (читайте кстати: ) , а некоторые страны имеют очень мощный рост ВВП, допустим Кот-д’Ивуар (8.8%), Эфиопия (7.6%). Источник - worldbank.org.

Понятно что там есть эффект низкой базы, но всё же.

Африка, к сожалению, забыта миром, всегда была забыта и продолжает быть полностью забытой. Даже для интереса решил вспомнить, когда я в последний раз читал Российские новости из Африки. Понял что не могу вспомнить, таких новостей нет в России, да и в США их нет. Африка миру не интересна. Интерес к Африке ограничивался интересом и Африканским алмазам и другим ресурсам.

Хотя есть точка зрения, что "тех, кто уже решил утонуть, спасать бесполезно". Если перефразировать, то Африканцы сами виноваты.

Они не построили за многие сотни лет эффективной системы сельского хозяйства, почти всё было сделано белыми.

Они не могли прекратить убивать друг друга и воевать племенами. Вспомните хотя-бы чудовищную резню "Геноцид в Руанде ", когда одно племя убило от 500 000 до 1 000 000 человек по национальному / расовому признаку, уничтожив 70% людей из этого племени (тутси). Такие ужасы для Африки не редки и белые тут вроде как вообще не причём, они не заставляли одних людей резать других, люди сами так захотели.

Белые только продавали обоим оружие, этим белые любят заниматься.

Британцы построили первые железные дороги в ЮАР, да и вообще все хоть какие-то государственные институты, напоминающие цивилизацию, созданы в Африке белыми. До белых люди жили в хижинах, охотились и собирали травы веками.

Так что это еще очень спорный вопрос, больше вреда принесли белые, или больше пользы. Хотя неся "бремя белого человека" белые человеки почему-то забыли спросить чёрных, нужно-ли им это всё. Как первые поселенцы в США забыли спросить Индейцев и поубивали тысячи, как и Испанцы забыли спросить племена Южной Америки.


Русские кстати к своим колониям во времена Российской Империи относились более мягко. Другой момент, который в фильме бросается в глаза, хотя это и так понятно, это количество детей у Африканцев.

У одного пятеро детей, у другого восемь детей и т.д.

В голове всплывает тезис "плодить нищету". Плодить нищету означает что люди рожают детей, когда они явно не в состоянии о них позаботься и иногда даже прокормить, шансы что их дети будут богаче их очень малы, а вообще-то они даже ниже.

Есть экономическое понятие, ВВП на душу населения. Если в стране богатств Х, и они распределяются равномерно (что никогда не происходит...) , то имеет большое значение если в стране живёт 100 миллионов человек, или например 25 миллионов.

Если там живёт 25 миллионов, то каждый может быть примерно в 4 раза богаче. А если населения страны растёт, а при этом богатства распределяются неравномерно, то стране грозит еще большая нищета, с чем и столкнулась Африка.


Рост населения в мире продолжается, но замедляется. Страны проходят определённую границу в развитии, когда рост населения падает. Граница обычно связана с повышением продолжительности жизни, улучшением медицины и прочими факторами.

Но когда страна получает это (например медицину, которая сильно снижает детскую смертность) , страна еще несколько десятилетий перестраивается. Люди по прежнему рожают много детей, однако детская смертность уже упала, и в итоге стране происходит бум рождаемости.

Такую ситуацию уже давно переживают страны Африки.

Развитые страны регулярно помогают им с медикаментами, при этом старые привычки не уходят и население растёт. Другой фактор, почему в развитых странах рожают меньше, это цена образования и прочие цены, семья просто не может себе позволить 5 детей, немногие могут содержать 2-3.

Поэтому всё вкладывается в одного или двух детей.

В этой ситуации уже давно не только Европа, США, Россия и другие страны, но и Китай, Южная Корея и Япония. При этом в Африке до сих пор не налажено высшее образование, даже школьное и дошкольное толком не работает.

Многие люди не умеют писать, что уж там говорить про какие-то другие навыки типа программирования.

А те Африканцы, которые уезжают на учёбу в другие страны, там и остаются, просто потому, что работы в Африке для них нет. Никто не спешит создавать в Африке предприятия переработки, этот рынок давно захватила Азия. Остаётся только сфера услуг, но для этого у населения должны быть деньги, что с таким уровнем преступности, развития государственных институтов и развития инфраструктуры невозможно.
Другой момент, может быть это всё климат? Ну реально, попробуйте что нибудь сделать в пустыне? Когда рек мало, плодородной почвы почти нет, а на улице постоянна жара, от которой можно моментально одуреть.

Я думаю влияние климата тут есть, безусловно. В конце концов очень многие развитые страны в мире именно северные, и страны в умеренном климате, хотя с другой стороны тот-же Китай - это тоже чуть-ли не сплошная пустыня, но ведь смогли люди там веками поддерживать и развивать культуру и цивилизацию...


В целом ситуация в Африке до сих плачевная, но постепенно страны развиваются. Даже в этом фильме мы видим у людей в руках телефоны, хотя у них часто в руках нет и еды, интересный парадокс нашего времени.

На этом всё, фильм "Драгоценное Конго" (52 минуты) вы можете посмотреть тут.

* - Матади - главный порт Демократической Республики Конго (в описываемое время - "Бельгийское Конго"), на левом берегу р.Конго, в 148 км. от устья. Основан знаменитым путешественником Г.М.Стэнли в 1879 г.
** - Киншаса - на тот момент это была деревня, пригород Леопольдвилля, столицы Бельгийского Конго, к-й был основан Г.М.Стэнли как торговая фактория в 1881 г.). В 1966 г. дала имя столице независимого Конго.
*** - Стэнливилль - основан в 1883 г. понятно кем, с 1966 г. - г.Кисангани.
**** - Жёлтая лихорадка (амариллез) - острое геморрагическое трансмиссивное заболевание вирусной этиологии, распространено в Африке и Ю.Америке. Передаётся с укусами комаров, не имеет видоспецифического лечения, единственная мера борьбы - вакцинация. Вакцина была получена в 1937 г. американцем М.Тейлером.
***** - Хинин - алкалоид коры хинного дерева с сильным горьким вкусом, обладающий жаропонижающим и обезболивающим свойствами, в нач. ХХ в. оставался практически единственным средством против тропических лихорадок и малярии.

Только ступив на просторы африканского континента, я четко осознала: когда-нибудь обязательно буду здесь жить. Эти бескрайние, живописные просторы, потрясающие, улыбчивые люди и удивительная, первозданная природа очаровали меня с первых же секунд. Подобное я видела только в журналах «Вокруг света». Как можно было не влюбиться?

Как-то так должна бы начинаться моя романтическая история с Африкой. Но нет. Скорее наоборот – когда я в первый раз оказалась в Демократической Республике Конго, то получила гипотермический шок при подъеме на вулкан и психологический от уровня жизни и круглых животов детей, рядом с которыми я однажды, будучи жутко голодной, так и не решилась съесть свой припрятанный бутерброд. Мое впечатление было одним-единственным. Никогда больше. Где моя уютная Украина (в которой, в общем-то, все не так уж и плохо!), стильные кафе и любимое дело – ателье Soulmates? Спасибо, Африка, нас и здесь неплохо кормят.

Но судьба – занятная шутница, и оказалось, что контракт моего мужчины продлевают еще на два года с повышением в должности. Так что, поразмыслив пару месяцев, я сообщила родителям о сумасбродном решении: пожить в Демократической Республике Конго полгода, «а там посмотрим». К моему счастью, всего пару человек из моей родни знают, где находится Конго, что стран с таким названием вообще две, и я еду в ту, которая раньше была Заиром. А про локальный конфликт и гуманитарную катастрофу в Северном Киву, где я сейчас живу, вообще никто не слыхал. Так что все обошлось без обмороков и драматических сцен. Самой забавной оказалась реакция парня из туристической фирмы, в которую я обратилась за визой. Он медленно поднял взгляд на мое розовое пальто, рассмотрел его внимательно и спросил: «Девушка, вы вообще понимаете, куда собираетесь?» Я закивала и заулыбалась своей самой оптимистично-лучезарной улыбкой. Он вздохнул: «Ладно, там украинцы в контингенте ООН, вертолетчики. Кто-нибудь вас да эвакуирует».

С визой в Конго вообще отдельная история. Неразвитым африканским странам зарабатывать особо не на чем, они пытаются делать деньги на визах. К тому же ближайшее консульство ДРК находится в Москве, а подготовкой документов для такой экзотической страны в Украине занимается одно-единственное агентство. Так что мой главный совет начинающим путешественникам по африканским странам: выбирать туристические направления с развитой инфраструктурой. В той же Кении прямо в аэропорту за 100 долларов вы получите трехмесячный пропуск на три страны, тогда как в Конго даже обычная одноразовая виза будет стоить дороже. Не говоря уже об экскурсиях, отелях и еде.

Благо, я приблизительно знала, чего ожидать от этой страны, и заранее запаслась всем необходимым. Быть девочкой в Африке – задача непростая. Мне пришлось везти с собой полугодовой запас косметики и шампуней, лаков для ногтей и акварельной бумаги, красок и блокнотов.

В следующий приезд закуплю в Украине семена рукколы, базилика и розмарина. И обязательно гречку – тут ее днем с огнем не отыщешь. Разве что у тех самых вертолетчиков из Украины. Эти ребята для себя даже баню умудрились оборудовать.

В ДР Конго говорят на французском и семи национальных языках (в моем регионе это суахили), но английский из местного населения здесь не знает практически никто. Нужно было найти занятие, которое помогало бы практиковать мои базовые сильвупле. Но уехать на край земли, чтобы заниматься какой-нибудь бумажной работой в офисе или фрилансить дома – это не самый увлекательный вариант. Так что, услышав о нескольких организациях, у которых есть проекты по обучению женщин закрою и шитью, я разыскала через знакомых нужные контакты и отправилась напролом – предлагать себя в качестве волонтера.

Если ты готов работать почти бесплатно, то можно легко заниматься тысячей дел своей мечты. За три месяца мне удалось организовать с коллегами детский карнавал для местной ребятни, стать соавтором новой коллекции одежды локального конголезского бренда и поруководить модным показом из-за кулис (всегда хотела оказаться на месте человека, который кричит моделям: «Ну-ка, переодевайся быстрее, скоро твой выход!»).

Да, мой французский по-прежнему очень далек от совершенства, но теперь я могу выразить практически любую из своих мыслей, а когда не знаю какого-то слова – объясняю его жестами. Иногда это выглядит очень смешно, но какая разница, если тебя понимают? Надеюсь, с таким опытом скоро можно будет стучать в дверь к большим благотворительным организациям и претендовать на официальную работу.

Но если в этот момент вы уже просматриваете на skyscanner стоимость билетов до африканских стран – погодите еще пару минут. Самое интересное – впереди.

Все мои знакомые экспаты единодушны во мнении: в Африке всегда одно и то же – сегодня ты обожаешь этот континент, а завтра тебе искренне хочется, чтобы кто-нибудь сбросил на него атомную бомбу. Потому-то ООН и отправляет своих работников в принудительный отпуск каждые три месяца. Дольше здесь могут выдержать только те, кто в Конго родился. Остальные начинают бросаться на людей.

Начнем с того, что каждый день я получаю минимум 20 предложений отдать мои деньги и личные вещи: очки, часы, вот эту симпатичную кофточку с птичками. «Дай мне, у тебя же много таких» – железный аргумент. И если на работе в ателье я еще могу отшутиться (хотя после этого местные швеи в шутку будут еще неделю называть меня эгоисткой), то когда на твою машину на перекрестке бросается голодный ребенок с криком: «Отдай мне свой бутерброд!», надо иметь достаточно неплохую нервную систему, чтобы спокойно на это реагировать. Одна моя американская коллега научила меня принципу «не давать ничего бесплатно». Хочешь газировку? Присмотри за машиной, пока я в магазине, или сбегай купи одну бутылку мне и получишь деньги на вторую. Нравится моя рубашка? Вот ткань, сшей мне другую вместо нее. Это не идеальный вариант, но надо же как-то менять местных, которые привыкли, что вот уже 20 лет к ним приезжают белые и раздают все бесплатно. Настолько бесплатно, что я лично видела, как миротворцы разбрасывали деньги из окон машины.

Второе. Одно из правил конголезцев – брать все, что плохо лежит. Нужно просто привыкнуть к тому, что ты будешь регулярно недосчитываться сдачи, сладостей и других мелочей. Это обидно, но давайте объективно: ты без этой конфеты можешь обойтись, а ребенок, который ее украл, возможно, еще месяц не попробует ничего сладкого. Приходится мириться.

И третье, самое сложное. Жизненные истории. Я, пожалуй, никогда не смогу слушать их без дрожи в коленках. Восточное Конго – мировая столица изнасилований. И это не метафора. Этот ужас пережила здесь каждая десятая женщина (а может, и пятая, далеко не все об этом заявляют). Я лично знаю двух парней, которые были рождены после изнасилования. Одного из них семья пыталась заморить голодом. Я сталкиваюсь с этими женщинами, этими ребятами, детьми, которые за всю жизнь видели только войну, каждый день. Они улыбаются, шутят и спрашивают, как у меня дела. Я тоже им улыбаюсь, но не могу избавиться от их историй. Честное слово, не могу.

Для всех медиа восточный Конго – что-то сродни Сирии и Афганистану. Мне регулярно пишут с вопросами: а как там вообще люди живут и работают, не убивают ли их каждый день? Да, Гома, конечно, не Сингапур, но, если у тебя есть голова на плечах, тут можно существовать вполне спокойно. Не стоит, конечно, оставлять на столике кафе свой айфон без присмотра, держать на улице в руках кошелек и ходить с открытой сумкой, но в светлое время суток на небольшие расстояния можно вполне передвигаться пешком. А вечером пить пиво в местных барах, где ты – единственный белый. Правда, потом тебе приходится возвращаться в дом за колючей проволокой, который будут стеречь несколько охранников. Но даже к этому со временем привыкаешь. Как привыкаешь к тому факту, что возле твоей кровати всегда стоит собранный рюкзак с запасом воды, еды, одежды и денег на три дня. Так, на всякий случай.

На родине конголезок насилуют, избивают и преследуют за оппозиционные взгляды, а в России - считают обезьянами и отказывают в статусе беженца и убежище. Для некоторых из них это означает одно: придётся или вернуться на родину, рискуя жизнью, или остаться в России, смирившись со статусом вечного нелегала и изгоя. Они сталкиваются с расизмом чиновников, боятся русских мужчин и чувствуют себя как в зоопарке, но даже это для них лучше, чем вернуться домой. Автор самиздата Анна Попова отправилась изучать параллельный мир, в котором совсем рядом с нами живут африканские беженки.

Ежегодно в Россию, по разным данным, приезжают несколько тысяч выходцев из разных стран Африки, в том числе из Конго. Кто-то из них едет на учёбу в более развитую страну, а часть надеется найти в России убежище от пыток и политических преследований на родине. Однако их не просто считают у нас людьми второго сорта - конголезцев называют обезьянами, а статус беженца получить практически невозможно.

Я поговорила с тремя девушками из Конго. Ещё двоих я встретила во время своего короткого волонтёрства в комитете «Гражданское содействие» правозащитницы Светланы Ганнушкиной. Со всеми своими героинями я разговаривала по-французски, поэтому все цитаты, которые вы встретите в статье, - переводные. Мы обсудили жизнь конголезок на родине и в России, поговорили о расизме русских и попытались найти ответ на главный вопрос: что делать, если оставаться в нашей стране невозможно, а ехать домой - опасно?

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ОППОЗИЦИИ И БЕССМЕННЫЕ ПРЕЗИДЕНТЫ

Государства под названием «Конго» на самом деле не существует. Вместо него есть Республика Конго (или Конго-Браззавиль), одна из бывших французских колоний, и Демократическая Республика Конго, принадлежавшая Бельгии. Обе страны получили независимость в 1960 году. Конго-Браззавиль и ДРК похожи: и там и там государственным языком считается французский, нет среднего класса, разница между богатыми и бедными огромна, царит коррупция, президент находится у власти дольше срока, предусмотренного законом, и покидать свой пост не собирается, а марши протеста оппозиции жёстко подавляются местной полицией. Перефразируя слова Ксении Собчак, произнесённые на пресс-конференции Владимира Путина 14 декабря 2017 года, оппозиционером в этой стране быть опасно: тебя ждёт либо смерть, либо тюрьма.

Если упростить, то различие между Конго-Браззавилем и ДРК в одном: у первой есть природные ресурсы - нефть, на которой держится слабо развитая экономика. ДРК обладает полезными ископаемыми, на её территории больше половины мировых разведанных запасов урана, а также алмазы, золото и медь, но она остаётся одной из самых бедных стран мира, согласно данным за 2014 год.

Ещё в ДРК зафиксирован , по сравнению с другими государствами, рекордный процент изнасилований. В 2008 году компания GuardianTimes выпустила фильм , в котором более четырёхсот женщин рассказывают, как подверглись сексуальному насилию со стороны вооружённых мародёров.

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин неоднократно заявлял , что права человека в ДРК нарушаются с завидной регулярностью, а специальный докладчик организации, Якин Эртюрк, заявила, что в некоторых районах насилие отличается «невообразимой жестокостью». Она отметила, что «вооружённые группы атакуют местные общины, грабят, насилуют, похищают женщин и детей и заставляют их работать в качестве секс-рабынь ». Одним из оправданий изнасилования поверие, что секс с женщинами определённых этнических групп избавляет от болей в спине и других болезней.

Особенно тяжело приходится женщинам из племени пигмеев, живущим на севере страны. Север находится практически под безграничным контролем группировки «Движение за освобождение Конго», которая практикует этнические чистки. Один из свидетелей бойни в конголезской деревне рассказал BBC Network Africa, что поздно ночью в поселение пришли вооружённые люди, расстреляли и убили почти всех жителей, а хижины сожгли.

Также есть свидетельства о том, что некоторые этнические группы конголезцев в ДРК практикуют каннибализм в отношении пигмеев, которых даже правительство не считает полноценными людьми. В провинции Северное Киву действует организация под названием «Стиратели». Их цель - «стереть» людей и освободить землю для добычи полезных ископаемых. Некоторые из каннибалов полагают, что человеческая плоть обладает магическими свойствами.

Неудивительно, что при таких условиях известных писателей - выходцев из Конго-Браззавиля и ДРК всего трое. И все они - мужчины. Один из них, Эммануэль Донгала, написал: «Ты себя спрашиваешь, думая о том, что тебе довелось пережить, есть ли на Земле место хуже для женщины, чем континент, который мы называем Африкой».

СМОТРИ, МАМ, ОБЕЗЬЯНА!

«Конголезцы приезжают в Россию по нескольким причинам. Во-первых, в сознании многих африканцев Россия ассоциируется с Европой. Им кажется, что на одном континенте перемещаться можно достаточно свободно, как в Африке, где, чтобы перейти границу, не обязательно проходить погранпункт - достаточно дырки в заборе», - рассказывает Наталья Прокофьева, работающая переводчицей в комитете «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной. Во-вторых, продолжает она, конголезцам кажется, что Россия - это Европа и здесь уважают права человека. «Если не брать случаи оплаты проезда более состоятельными людьми (спонсорами), сюда приезжают те, кто скопил денег. Многие конголезцы попали сюда в долг и дальше отрабатывают на месте так или иначе, в том числе в качестве рабов», - говорит Прокофьева.

Наталья Прокофьева работает с комитетом уже два года, занимаясь делами не только конголезцев, но и мигрантов из всей Западной Африки. На работу в «Гражданское содействие» она попала совершенно случайно, после того как однажды побывала переводчиком в миграционной службе и стала свидетелем неприятной ситуации: заявительницу из Кот-д’Ивуара унижали. По словам Натальи, они с коллегой очень хотели защитить права женщины, которую представляли, и их связали с комитетом. «Мы написали жалобу, чиновника уволили. И через какое-то время меня пригласили на работу в «Гражданское содействие», - поясняет Наталья.

Собеседница самиздата говорит, что в Россию из Конго едут не только за лучшей жизнью, но и спасаясь от преследования, унижений, женского обрезания и насильного замужества. Не все при этом осознают, что являются беженцами, и не понимают, как правильно действовать, попав в Россию. Впрочем, рассчитывать на статус беженца в нашей стране могут лишь единицы.

«Единственный статус, который выдаёт Россия, - временное убежище. Статус гуманитарный, поэтому категория, имеющая возможность его получить, - женщины с детьми. Особенно если дети больны. Тогда по принципу неразлучения семьи власти должны предоставить матери временный статус на год. Также беженцем можно стать, если твоё здоровье хуже некуда. У нас есть женщина, которую парализовало в России. Она физически не может уехать. То есть она является беженцем по состоянию здоровья и тоже получила временное убежище», - рассказала Наталья.

В том, что Россия неохотно даёт статус беженцев конголезцам, я убедилась на собственном опыте во время короткого волонтёрства в «Гражданском содействии». Мне поручили сопровождать молодую беременную конголезку Сесиль в Московский миграционный центр на Новокузнецкой.

Сесиль выглядела как девушка моего возраста: 23-24 года. Она была уже на восьмом месяце беременности, а значит, могла в теории рассчитывать на статус беженца. Сесиль мало говорила и очень уклончиво отвечала на вопросы о своей профессии. Я подозревала, что она работала в России девушкой по вызову, как и многие другие конголезки, отчаявшиеся найти легальную работу.

Про жизнь на родине Сесиль рассказывала более охотно. «Я уехала от политических преследований несогласных. Моей жизни грозила опасность, меня хотели продать в сексуальное рабство, что мне оставалось делать? Я не хотела ехать конкретно в Россию - просто так получилось. Мне сказали, что тут мне помогут. И что отсюда я смогу спокойно уехать в Европу когда захочу», - сказала она, поглаживая живот.

В древних культурах была традиция изображать богинь плодородия и материнства с чёрными ликами: греческая Деметра, египетская Исида и аккадская Венера Иштар изображались с тёмной кожей. Чёрный считался цветом земли и зарождающейся жизни. Может быть, потому Сесиль вызывала у меня почти мистическое чувство соприкосновения с чем-то бóльшим, чем с просто женщиной из Конго: она казалась мне чёрной Мадонной.

У прохожих на улице Сесиль вызывала интерес другого толка: на нас все пялились. Вообще, когда идёшь с темнокожим спутником по Москве, сразу привлекаешь неприлично много внимания.

В миграционном центре нас встретили холодно. Маленькое помещение с яичного цвета стенами было забито людьми: беженцами с Донбасса, молчаливыми сирийцами и африканцами. Мы встали в очередь. Я видела, что Сесиль плохо, и пыталась найти для неё место, но тщетно: единственную лавочку заняла грузная сирийка лет семидесяти с двумя внуками. Сесиль прислонилась к стенке и закрыла глаза.

К нам присоединилась Клэр, знакомая Сесиль. Она приехала в Россию с мужем и четырьмя детьми. В отличии от Сесиль Клэр болтала без умолку обо всём на свете. Она спросила, есть ли у меня дети, и очень удивилась, услышав отрицательный ответ. «Дети - благословение Господне, не знаю, где бы я была, если бы мне не помогали там, на небе», - сказала мне Клэр на режущем ухо французском. «Я жива, и всё благодаря деткам - Господь не забывает про нас, дал еду и крышу над головой», - сообщила она, широко улыбнувшись.

Когда подошла наша с Сесиль очередь, нас принял лысый чиновник в полосатой рубашке. Он сразу же обратился к конголезке на ты и назвал её «проституткой». «Знаю я, зачем ты приехала: клиентов искать», - хмыкнул он. Все мои возражения чиновник проигнорировал. «Вы не штатная переводчица, насколько я понимаю? Вот и всё», - заявил он.

По итогам двухчасового ожидания Сесиль выдали справку, согласно которой миграционные службы рассматривают её прошение о предоставлении статуса беженца. Это некое подобие документа, с которым можно выжить в России. Сесиль была рада: она не надеялась на статус, но рассчитывала, что сможет задержаться в России. В Конго её ждала, скорее всего, участь девушки по вызову.

Наталья из «Гражданского содействия» объясняет: «Если человек здоров и может уехать, наши миграционные органы выносят отрицательное решение и не дают статус беженца. Они руководствуются информацией МИДа России о странах, откуда приехали беженцы, - и это информация, где реальность сильно приукрашена. Мы узнаём, что в Сирии всё хорошо, в Афганистане. В Конго тоже. Официальная позиция миграционных органов: из Конго приезжают просто искать работу, потому что там низкий уровень жизни. Поэтому решения об отказе в статусе беженца пишутся под копирку, в них иногда забывают менять страну и пол. Единственный выход для большинства конголезцев - возвращаться».

ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ В КОНГО

РОССИЯ - НЕ ТВОЙ ДОМ

«В моей группе есть люди, которые демонстративно со мной не здороваются. Это меня ранит. Я спрашиваю себя: почему они так реагируют? У нас такое невозможно. Однажды в спортзале я задала вопрос одной женщине, а она ответила: «Ты не поймёшь, вы, чёрные, вообще плохо понимаете, когда вам объясняют». А когда я поехала в Липецк на автобусе, там сидели девушки и смеялись надо мной. Они говорили: «Смотрите, чёрная! Откуда она вылезла?» Я считаю, что это бесчеловечно», - рассказала Терезия Лор, студентка двадцати с небольшим лет, приехавшая из Конго-Браззавиля в Москву изучать технологии. В родном городе Пуэнт-Нуар на берегу Атлантики её ждёт любимый.

В Москве Терезия уже три года. Ей пришлось уехать в Россию на учёбу, потому что в Конго-Браззавиле нет подходящего факультета. Её родители настояли на том, чтобы она покинула Конго, но Терезия надеется вернуться как можно скорее на родину и найти работу в госпитале.

«Своих детей я никогда не отправлю учиться сюда. Я единственная иностранка в группе, и некоторые преподаватели, конечно, меня поддерживают и говорят, что русский очень сложный, но я справлюсь. Но есть одна женщина, которая позволяет себе шокирующие вещи в общении со мной, например: «Если у тебя не выходит, убирайся к себе, на что ты вообще рассчитываешь?» Эта дамочка сравнивает меня с русскими и заявляет, что у меня ничего не получится. Всё, что я делаю, её не устраивает. После этого вообще пропадает мотивация что-либо делать», - объяснила Терезия.

Ещё ей кажется странным, что студенты-иностранцы не могут найти подработку в Москве. Терезии стыдно постоянно тревожить родителей и обращаться к ним за помощью, но другого выхода нет. Несмотря на все сложности, Москва - единственный город в России, где она может рассчитывать на уважение. По словам Терезии, москвичи кажутся «цивилизованными и открытыми», а вот в маленькие города лучше не ездить: местные не доверяют иностранцам и иногда заходятся в приступе истерического смеха, увидев чёрную.

«Я бы не смогла встречаться с русским. У нас мужчины знают, что должны заботиться о своей женщине, каждый месяц давать деньги. Неприлично, если женщина не может позволить себе менять причёску дважды в неделю. У нас есть выражение: нельзя любить - и при этом быть скупым. А у русских всё не так. Они экономят даже на цветах и шоколадках. Я предпочитаю быть с африканцем, как я, который знает мои права», - заявила Терезия.

Однако она не собирается становиться домохозяйкой после замужества: Терезия рассказала, что у них в Конго-Браззавиле, в отличии от ДРК, есть женщины, делающие карьеру: «Благодаря модернизации женщина больше не хочет быть за мужчиной как за каменной стеной и ждать, как маленький ребёнок, когда он всё за неё сделает. Всё изменилось».

«Старое поколение - наши мамы и бабушки предпочитали, конечно, сидеть дома и заботиться о детях. Но молодые девушки хотят учиться и делать карьеру. К сожалению, в нашей стране для этого не так много возможностей. Некоторые, пытаясь быть независимыми, начинают заниматься проституцией, другие уходят в коммерцию или перебиваются небольшими подработками. Но ни одна женщина не хочет больше быть только матерью», - согласилась с ней 19-летняя Бердалия Нгумба из Браззавиля.

Действительно, в Конго-Браззавиле с недавних пор женщины перестали стесняться своих амбиций. В правительстве есть министры-женщины: например, министр здравоохранения Жаклин Лидия Миколо или Инес Ингани, в чьи обязанности входит улучшение положения конголезок в их родной стране. Однако нельзя назвать Конго-Браззавиль женским раем. Многие женщины по-прежнему стесняются жаловаться на насильников из-за знакомого нам не понаслышке виктимблейминга: подобно тому, как в России оправдывают насильников и чиновников вроде Леонида Слуцкого неподобающим поведением их жертв, в Конго осуждают тех, кто подвергся харрасменту, за недостаточную скромность и неумение постоять за женскую честь.

Менее серьёзная, но тем не менее значимая проблема для конголезок - это сложности с узакониванием брака. «Свадьба очень дорого обходится у нас, далеко не все могут себе это позволить. Церемония по всем правилам будет стоить около 300 тысяч рублей, а обычный гражданский брак вместе с регистрацией - 100 тысяч», - поделилась Бердалия. В стране, где средняя зарплата составляет 35 долларов в месяц (по информации РИА «Новости»), 100 тысяч - серьёзные деньги.

Как и Терезию, Бердалию ждёт на родине возлюбленный. Оба они очень религиозны: её парень протестант и вся его страница в Facebook посвящена молитвам и размышлениям об Иисусе. По словам Бердалии, конголезские мужчины умеют заботиться о женщинах и умеют соблюдать правила приличия. Девушка пояснила: «У нас не принято целоваться на улицах. Наши мужчины, может быть, не слишком умеют хранить верность, иногда кажутся угрюмыми и замкнутыми, но зато всё, что зарабатывают, делят с нами».

Разумеется, не все конголезцы руководствуются принципом «всё в семью, всё для жены». Местные денди, называющие себя «щеглами», считают, что быть скучным и обычным - преступление, поэтому носят Armani, Kenzo и Louis Vitton и не боятся брать кредиты размером в восемь, а то и в десять тысяч долларов. О том, как они будут их отдавать, «щеглы» не задумываются. «Щеглов» в Браззавиле и Киншасе считают местными знаменитостями. Когда они появляются на улице, всё внимание приковано к ним. Но, конечно, «щеглы» - ненадёжные партнёры для конголезок, собирающихся завести семью. Впрочем, как и русские, по мнению Бердалии.

«Русские мужчины мне совсем не нравятся. У них всё время очень серьёзный вид и совершенно отсутствует чувство юмора. А ещё у вас не принято платить за женщин: часто мужчина на свидании предлагает разделить счёт. И вообще русские мало заботятся о своих подругах, не умеют удивлять и дарить подарки. Я бы с таким мужчиной жить не смогла, это ненормально», - заявила Бердалия.

Также она не понимает русскую кухню. «От ваших супов меня тошнит, особенно со сметаной», - поморщилась Бердалия. Она скучает по конголезской кухне. Дома её мать готовит отличную «сака-сака»: по словам Бердалии, это блюдо из листьев тропического растения под названием маниока.

«Я очень скучаю по нашим семейным обедам, по общению с близкими и особенно по возможности делать что я хочу. Здесь я изучаю биотехнические системы и технологии и должна доучиться до конца. Но я хочу вернуться к себе как можно скорее: русские очень хорошо умеют показать тебе, что Россия - не твой дом и делать тебе тут нечего», - заключила Бердалия. Выходит, французы правы: как ни грустно это признавать, но мы действительно пока остаёмся «белой Африкой», воспринимающей всех чужаков, и в том числе чужестранок, в штыки. Да и как Россия может защитить женские права, если у нас до сих пор в ходу поговорка «курица не птица, баба не человек», про жертв насилия принято говорить «сама виновата» и «надо было юбку подлиннее носить», а сексуальные домогательства со стороны депутата Госдумы считаются провокацией и шуткой.

От редакции: Андрэ Влчек известен как режиссер-документалист, журналист, фотограф и автор книг в жанре non- fiction, который в течении многих лет исследует социально-экономические процессы в странах Третьего мира, описывая процессы капиталистической эксплуатации глобальной периферии. Помимо ряда документальных работ Андрэ Влчек является также автором романа "Точка невозврата", повествующем о работе военных корреспондентов. В данное время он работает над романом, суммирующем преступления колониальных держав в странах Третьего мира после 1945-го. В качестве корреспондента и участника программ ООН и ЮНЕСКО он побывал в различных зонах социального бедствия и военных конфликтов 1980-2000 годов - от Боснии и Ирака, до Перу, Шри-Ланка, Конго и Восточного Тимора. Фотографии Андрэ Влчека экспонировались в Британском Музее, а его фильмы демонстрируют последствия неолиберальной политики в самых бедных и отдаленных странах планеты. Сейчас режиссер готовится к съемкам новой документальной ленты - совместно с Ноамом Хомским.

В интервью LIVA. com. ua Андрэ Влчек рассказывает о катастрофической ситуации в Конго, о причинах массовой преступности в городах Африки, о трагических последствиях военного переворота в Индонезии, который «сломал хребет» этой стране, о ситуации в Океании, которую мы знаем только по красочным фильмам National Geographic - и о том, что антисоциальная политика бедных отсталых стран повсеместно диктуется правительствами и корпорациями «демократического» мира.

Андрэ, вы находитесь в Кении, где власти недавно уволили сразу 25 тысяч бастующих медсестер - впечатляющая цифра, особенно для Африки, где крайне не хватает медперсонала на фоне распространения эпидемий. Какими будут последствия этого инцидента, и к чему привели Кению неолиберальные реформы?

Да, здесь это серьезная проблема. Случившееся, конечно, ставит под угрозу проведение в ближайшем будущем неотложных операций в государственных больницах. Но следует также помнить, что у этих людей, по крайней мере, была работа, у них есть соответствующий опыт - и, следовательно, у них достаточно высоки шансы вновь найти аналогичную работу. В Кении периодически происходят забастовки врачей, медсестер, учителей и прочих госслужащих. Но наиболее серьезная проблема заключается здесь в условиях труда рабочих и служащих частного и особенно неформального сектора. А это - основная масса всей рабочей силы в Кении.

У этих людей вообще нет никакой социальной защиты и гарантий - с ними обращаются, как при феодализме: их могут запросто избить или даже убить, если они будут протестовать. Их семьи могут изгнать, их дома могут сжечь. А что касается госслужащих, то некоторые их категории в Кении получают подчас даже больше, чем их коллеги в относительно более богатой Юго-Восточной Азии (учителя, например). Так что, проблема в целом весьма сложная, и, если честно, меня больше беспокоит судьба рабочих «неформального сектора» - большинства кенийцев.

- Над чем вы работаете сейчас в экваториальной Африке?

Я заканчиваю здесь съемки документального фильма о Руанде и о грабеже богатств Демократической республики Конго , который производится в интересах европейских стран и США. Как вы, вероятно, знаете, с 1994 года в Конго погибли от 6 до 10 миллионов человек. В мире в основном известно о геноциде 1994-го года (народа тутси в Руанде), но у нас практически не знают о геноциде в Конго, организованном правительствами Руанды и Уганды, которые опирались при этом на поддержку западных стран. В мировой прессе мало информации о грабеже прилегающей к озеру Киву провинции, которую проводят «Руандийские Патриотические Силы».

Происходящее здесь настоящий позор - и демонстрирует полное невежество, царящее в Европе и Северной Америке относительно данной проблемы. На Западе с легкостью критикуют русских и китайцев, упрекая их в непонимании сути происходящих в этом регионе проблем. Но вы просто взгляните на Центральную Африку - величайший геноцид со времен Второй Мировой происходит прямо сейчас, и он ведется ради интересов европейского и американского бизнеса. Но люди на Западе «не знают» или делают вид, что не знают, или даже «специально уверяют себя, что они, якобы, не знают» о происходящем.

Позор! Правительства Руанды и Уганды причастны к организации геноцида (об этом детально говорится в соответствующем докладе ООН, обнародованном в октябре 2010 года). И я, совместно со своими коллегами, в течение года планирую сделать два фильма (каждый по два часа), посвященные этим событиям. Первый фильм должен быть закончен к середине 2012-го. Он будет посвящен разоблачению преступлений против человечества, совершенных правительствами Руанды и Уганды (преимущественно Руанды). В фильме также будет продемонстрирована причастность стран Запада к организации всего этого кошмара.

Также, я готовлю к выпуску свою книгу, которая должна выйти в издательстве Pluto. Ну, и кроме того, я работаю здесь на ООН. Недавно я закончил работу над 70-минутным документальным фильмом «Полет над Дадаабом» - о крупнейшем на планете лагере беженцев Дадааб. Здесь преимущественно содержатся беженцы из Сомали. Этот фильм продюсирует ЮНЕСКО, и он будет демонстрироваться в России и в Украине (разумеется, на некоммерческой основе).

Столица Кении город Найроби имеет репутацию «Найроббери» - города с высоким уровнем криминала. С чем связан высокий уровень преступности в таких капиталистических мегаполисах Африки, как Найроби, Йоханнесбург, Претория-Тсване? В ЮАР мы видели бедные гетто, и, похоже, что никто не собирается устранять подлинные, социальные причины разгула преступности, объясняя ее расистскими аргументами о «дикости» африканцев. Социальный кризис в Африке продолжает усугубляться?

Вы совершенно правы - уровень преступности здесь действительно невероятно высок (в том числе, уровень изнасилований и убийств). Найроби занимает первое место по преступности (в процентном соотношении к численности населения) в странах Африки к югу от Сахары. Причин тому - масса, но, конечно, так называемая «дикость» тут ни причем. Чтобы понять причины столь высокого уровня преступности в ЮАР и Кении, необходимо взглянуть на историю этих стран. Долгое время и при полной поддержке демократических стран в ЮАР господствовал фашистский режим апартеида. Даже Африканский Национальный Конгресс считался в Европе и США «террористической организацией». Постоянное унижение, насилие по отношению к коренному африканскому населению неизбежно вело к его маргинализации. Вряд ли где-нибудь еще можно найти столь резкий контраст между богатыми районами Йоханнесбурга, Претории, Дурбана (и особенно Кейптауна) - и трущобами, населенными коренным населением. Кейптаун - один из наиболее роскошных и элегантных городов мира, и в то же время его пригороды - это ужасные трущобы.

ЮАР кажется многим страной первого мира - благодаря современным аэропортам, шоссе, отелям, торговым центрам. Но при этом ИРЧП (Индекс Развития Человеческого Потенциала) здесь гораздо ниже, чем в Египте - который внешне производит впечатление гораздо более бедной страны. Все это благодаря огромнейшему неравенству в распределении доходов в ЮАР. После падения режима апартеида Запад сразу же постарался «заковать в кандалы» и взять под контроль экономику ЮАР и ее Центральный Банк с помощью прямого давления МВФ, США и ряда европейских правительств . Нужно учитывать, что АНК тогда не имел никакого опыта управления страной - большинство его членов (в том числе руководство) долгие годы провели в тюрьме. Как только их освободили из тюрьмы, им сразу же приставили нож к горлу: «подпишите соглашения, иначе страну заморят голодом, здесь будет литься кровь, а экономика будет разрушена - не будет никаких иностранных инвестиций, весь капитал убежит из страны, и вскоре вы сами на коленях будете молить о пощаде».

Это обычный метод мафии и империализм использует его постоянно и во всех уголках мира: «Повинуйтесь - или вам перебьют ноги». Наоми Кляйн замечательно описала эту тактику в «Доктрине шока». И учитывайте, что «подчинение» ЮАР происходило в период после развала Советского Союза и во время бойни, устроенной Ельциным в московском Белом Доме. Дело не в том, что «Южная Африка стала дичать» или российский алкоголик, страдающий нарциссизмом, продал бывших союзников СССР - это был запланированный рывок европейских и американских корпораций к глобальной власти.

Страны Запада не могли допустить успешного управления левой организации (АНК) крупнейшей экономикой Африки. Их цель очевидна: сковать возможности страны - настолько, что любая попытка осуществления серьезных социальных реформ станет невозможна. Таким образом, и вся остальная Африка не будет иметь под боком примера для подражания. И Западу это удалось.

Всеми этими процессами в странах Запада управляют очень талантливые «аппаратчики» (apparatchiks). Долгие годы в ЮАР все длилось без особых изменений, но недавно, когда президентом стал Джейкоб Зума, страна стала быстро развиваться. Южная Африка сейчас активно рвется вперед, здесь полным ходом идет борьба за права простых людей - всех без исключения. Страна недавно стала членом БРИКС. Претория пытается вырваться из хватки капитализма - и, вполне ожидаемо, что Запад предпринимает все новые и новые атаки против ЮАР, против правительства которой началась целая кампания в западных СМИ. Используется и иные методы давления, что вполне логично и предсказуемо.

Кения же страна иного рода. Ее часто описывают, как «самую капиталистическую» и «жадную до денег» страну Африки к югу от Сахары. На протяжении многих лет Запад использовал ее для показательной «конкуренции» с соседней просоциалистической Танзанией. Кения (особенно побережье, где преобладает мусульманское население) была буквально наводнена западными спецслужбами. В 2011-м Кения вторглась в Сомали. По сути же, Кения - «лоскутное государство», жестко разделенное по племенному принципу, что особенно ярко проявилось недавно во время так называемой «поствыборной вспышки насилия» 2007-2008 годов, во время которой погибло от 2000 до 3000 человек.

Великая кенийская культура (как суахили, так и мусульманская) фактически маргинализирована. Население здесь сейчас весьма озлобленно и ситуация взрывоопасна. Разрыв между богатыми и бедными здесь тоже ужасающий, коррупция глубоко въелась во все органы государства - но, в отличие от Южной Африки, здесь нет какой-либо идеологии, нет организованных левых. Кения могла бы быть «крупнейшей экономикой» Восточной Африки - но подавляющее большинство населения живет в ужасающей нищете, что и является основной причиной высокого уровня преступности.