Ясперс: биография жизнь идеи философия: карл ясперс

Ясперс, Карл

Ясперс, Карл

(Jaspers) (23. 2. 1883 - 26. 2. 1969) - немецкий философ, ведущий представитель экзистенциализма. Рано осознал философию своей высшей целью, но долго не решался сделать ее профессией. С 1901 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты, слушал лекции Т. Липпса по философии, однако специализировался по психологии в Гейдельберге, с 1913 - доктор медицины, с 1916- профессор психологии. Психологические занятия Я., реализовавшиеся в ряде специальных работ (см. «Gesammelte Schriften zur Psychopathologie», B.-, 1963), постепенно подводят его к философской проблеме «психологии мировоззрения» (которой он посвятил в 1919 r.oco6bmTpyfl«PsychologiederWeltanschauungen»).B 1921 г.Я. занял кафедру профессора философии в Гейдельбергском университете; в 1937 г. гитлеровские инстанции отстранили его от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945; с 1948 г. Я. переходит в Базельский университет. В годы нацизма книги Я. воспринимались как сдержанное напоминание о попранных гуманистических ценностях (ср. Th.Mann, Gesammelte Werke, Bd 12, В., 1955, S. 121). После 1945 г. на гребне послевоенного либерального «отрезвления» Я. получает большую популярность и в ряде своих книг, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата 1946 г. о «немецкой вине» («Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage»), выступает как политический моралист. Если в 50-е гг. консервативный либерализм Я. принимает антикоммунистический характер, то в конце 60-х гг. Я. выступает с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций боннского режима (см. «Куда движется ФРГ?», М., 1969), встретившей сочувственный отклик в ГДР (см. открытое письмо В. Ульбрихта Ясперсу «Neues Deutschland», 1966, lOJuni).

Место Я. в истории духовной культуры двойственно; он разделяет эту двойственность с рядом других «властителей умов» его поколения (напр., Т. Манна). Его исходный идеал - «бюргерский» гуманизм, каким его сформировало Просвещение: идею философской совестливости для него символизирует имя Канта, идею культурной широты - имя Гёте. С этой же исходной установкой Я. связаны и его классицистическое преклонение перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма, и его тяготение к М. Веберу - одному из последних умов кантовско-протестантской чеканки. Воспитанный на Канте вкус выявляется даже во внешних приметах литературного стиля Я. - подчеркнутой размеренности интонаций, в решительном исключении пафоса, равно как и «магических» темнот (столь характерных хотя бы для Хайдеггера), в совестливой, ровной, несколько нарочито педантичной трезвости изложения. Однако важнейшим интеллектуальным переживанием Я. в самом начале его философского пути было ощущение выброшенности из кантовско-гётеанского культурного «рая». Выяснилось, что некритическая верность старому идеалу культуры оборачивается в кризисной духовной ситуации XX в. невыносимой ложью «культурфилистерства» и «университетской философии». Отметим, однако, что как раз заветы классического идеализма платоновско-гегелевского типа побуждают Я. видеть в философии не частный род умственной деятельности, не «специальность» - вспомним продолжительное нежелание Я. сделать философию своей профессией! - но непосредственное жизненное духовное действование, захватывающее всего человека и восстанавливающее его нарушенную целостность. «Философская медитация, - разъясняет Я., - есть акт, в котором я прихожу к самому себе, а не индифферентное мышление, при котором я безучастно занимаюсь некоторым предметом...» («Rechenschaft und Ausblick», Munch., 1951, S. 341). Очевидно было, что «университетская философия», сама ставшая «специальностью», менее всего подходила как арена для осуществления этой утопии (разочарование Я. в Гуссерле было связано именно с тем, что попытка Гуссерля строить философию как «строгую науку» представилась Я. утонченным вариантом той же «университетской философии», того же «индифферентного мышления»). Но не только поздние интерпретаторы философской классики, но и сама эта классика не могли дать ответы на те неприятные вопросы, которые были еще в XIX в. поставлены перед традиционной культурой Къеркегором и Ницше (и затем повторены самой жизнью). Перерабатывая свою антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора, к «экстремизму и неистовству» Ницше (а также к «риторике, ненаучности, неприятным и насильственным эмоциям» еще одного кризисного мыслителя - Августина), Я. идет к ним на выучку: Кьеркегора он изучает с 1913 г., Ницше особенно пристально в 30-е гг., когда пишет о нем монографию. Поэтому философский горизонт Я. насквозь двуполярен, и между полюсами ощущается явственное напряжение: Каиту и Гёте противостоят Кьеркегор и Ницше, Пар-мениду - Августин.

Свой труд мыслителя Я. называет не «философией», но «философствованием», делая акцент на принципиальной незавершенности, открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. В этом пункте Я. сближает себя с мыслителями типа Кьеркегора и Ницше, которые тоже не занимались систематической «философией». Слово «философствование» означает для Я. и меньше, и больше, чем «философия». Меньше, ибо оно связано с творческим ослаблением: наше время уже не имеет духовной мощи, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные умственные системы «из изначальности» (aus dem Ursprung), и должно довольствоваться фрагментарными прозрениями. Больше, ибо оно подчеркивает насущную жизненность «экзистенциального высветления» проблем времени: только в «философствовании» мы имеем шанс схватить наполненную бедственностью и заботой действительность человека.

«Философствование» Я. имеет тройственное членение соответственно такому же тройственному членению бытия. Первый вид бытия - это предметное бытие, или «бытие-в-мире» (Weltsein); Я. называет его также «существование» (Dasein, что соответствует хай-деггеровскому Vorhandensein). Философствование перед лицом этого вещного уровня бытия есть «ориентация-в-мире» (Weltorientierung). Однако в т. н. пограничных ситуациях (Grenzsituationen), т. е. перед лицом физической, моральной или интеллектуальной гибели, в содержательном «крушении» (Scheitern) практического или теоретического оперирования, в «безмотивной неудовлетворенности существованием» (unbegrundete Unbefriedigung am Dasein - ср. категорию «тошноты» у Сартра) и в акте столь же безмотивного в своих глубинах «решения» (Entscheidung) сквозь предметное просвечивает и прорывается иной план бытия - «экзистенция» (Existcnz), т. е. ноуменальный мир свободной воли, человеческая самость, внеположная всему предметному. Философствование о ней не может быть знанием, ибо она необъективируема, но только «высветлением экзистенции» (Existenzer-hellung). Высветление экзистенции есть именно мышление, а не эмоционально-психологический процесс, но это мышление по необходимости неадекватно, ибо принуждено осуществлять себя в словах, направляя свою интенцию на то, что стоит за словами. Я. различает два вида мышления: философское, «высветляющее», которое устремлено за явления и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность» (Vergewisserung), и рациональное, научное мышление, которое устремлено на явления и вырабатывает «знание» (Wissen). Настаивая на принципиальном, качественном различии между ними, Я. никоим образом не отрицает ценности знания, считая его необходимым и для помощи «высветляющему мышлению». Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в отличие от эмпирической ограниченности человеческих познаний, сил и т. п.) не только негативна, но содержательно позитивна и потому не может быть от нее «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит к самому ее бытию: «она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с транс-ценденцией» («Philosophic», Bd 2, В., 1948, S. 4). Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, соотнесенность ее с трансценденцией - в акте веры. Термин «коммуникация» означает в лексиконе Я. глубоко интимное и личностное общение «в истине». Коммуникация есть центральное понятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Я.; она возводится в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. «Мысль философски истинна в той мере, в которой помысливание этой мысли помогает коммуникации» (там же, S. НО). «Разум тождествен с неограниченной волей к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости (Alloffenheit) устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации» («Vernunft und Wiedervernunft in unserer Zeit», Munch., 1950, S. 36). Только коммуникация «дарит» человеку его подлинную сущность: «Я один не есмь самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью» («Idee der Universitat», В., 1923, S. 36). Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к окликанию со стороны чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения, безнадежно отравленного, по мнению Я., ядом демагогии.

(Здесь философствование Я. равнозначно с занятием совершенно определенной политической позиции, а именно позиции индивидуалистического либерализма.) Категория коммуникации, как она представлена у Я., находит свои аналоги у других персоналистски ориентированных мыслителей XX в. (ср., напр., понятия «диалогического» н «ты-мира» у М. Бубера). Второй предел, на который наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, - трансценденция, выступает в учении Я. как абсолютный предел («абсолютно объемлющее» - das Umgreifende schlechthin) всякого бытия и всякого мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена и пребывает непознанной» («Vernunft und Existenz», Groningen, 1935, S. 35). Если «бытие-в-мире» есть «Всё» (das All), а экзистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного» (das Einzige), то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как объемлющее их «Единое» (das Eine). В своем качестве парменидовского «Единого» трансценденция Я. отличается большей позитивной наполненностью не только от чисто негативной трансцен-денции Сартра, но и от апофатической трансценденции Хайдеггера. Параллель этого тройственного членения бытия с той трихотомией, которую знает традиция теизма (вещный мир - ограниченно-невещная душа - абсолютно-невещный Бог), достаточно прозрачна. Перед лицом трансценденции мышление принимает свой третий облик - облик «метафизики». Но мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом: «вмысливать» (hindenken) ее в предметное. Предметные выражения трансценденции Я. называет «шифрами», сознательно избегая более привычного обозначения «символы» (см. «Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung», Munch., 1962, S. 157-58). В этом можно усмотреть своеобразное продолжение традиции протестантизма с ее тенденциями иконоборчества, с исконным страхом перед предметно-образной эмблематикой. Шифры, по Я., творятся и принимаются в экзистенциальном акте веры; однако различие между двумя видами веры состоит в том, что религиозная вера превращает шифры в символы, этим опредмечивая трансценденцию, чего избегает философская вера. Оскорбляющий разум догматизм религиозной веры всецело связан с тем, что она имеет некий объект, что она есть вера «во что-то», в то, что нечто обстоит так, а не иначе, и потому она узурпирует формы объективного знания. В своей же подлинной сути «вера не есть знание (Wissen), которым я обладаю, но уверенность (Gewissheit), которая меня ведет» (там же, S. 49). Аналогичное противопоставление веры и религии (с осуждением последней) можно встретить и в диалектической теологии; но в отличие от конфессиональных мыслителей протестантизма Я. отвергает и идею откровения как чуждую разуму и притом клонящуюся все к тому же опредмечиванию трансценденции. Идеал философской веры у Я. подчас представляется модернизированным вариантом кантовского идеала «религии в пределах одного только разума». Однако Я. острее, чем Кант, ощущает грозящую философской вере опасность переродиться из высокой надпредметности в пустую беспредметность и утратить «субстанцию». Это вынуждает философскую веру просить помощи у своей, казалось бы, преодоленной сестры - у религиозной веры. «Религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в совестливости философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии» («Rechenschaft und Ausblick», S. 358). В отношении Я. к христианской традиции ощущается очень зыбкое, неустойчивое равновесие отвержения и приятия; и здесь его мышление оказывается двуполярным и двузначным.

Этика Я. исходит из идеи современности, которую, однако, Я. требует мыслить во всей ее открытости и текучести, ибо всякая попытка дать современности однозначную характеристику отняла бы «честность» (Redlichkeit) у нашего мышления и свободу у нашего действо-вания. Историч. ситуация не может быть охвачена познанием во всей своей полноте и включает «неучитываемое» (das Unberechenbare); игнорирование этого есть «ненаучность», в которой либеральный гуманист Я. усматривает конкретную политическую опасность: «дух ненаучности открыл двери национал-социализму» (там же, S. 143). Аксиология Я. ситуативна и постольку исторична, но историзм Я. (оказывающегося решительным антиподом Шпенглера) в свою очередь строго аксиологичен: для мировой истории постулируется универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Я. в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощущением философской традиции как братства мыслителей всех времен: «пока человек философствует (...), он ощущает себя в связи с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей» («Vernunft und Existenz...», S. 107, см. также «Die groBen Philosophen», Bd 1, Munch., 1957). Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем» (Axenzeit), выявившим универсальный смысл истории. Если для христианской традиции таким временем является время земной жизни «вочеловечившегося» Логоса, то Я. предлагает усматривать осевое время в эпохе между 800 и 200 гг. до н. э., когда одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Это движение, прошедшее всю Евразию, от Средиземноморья до Тихого океана, высветлило словом и мыслью тяжеловесные массы безличной «до-осевой» культуры и создало идею личностной, экзистенциальной ответственности перед лицом анонимного бытия-в-мире; тем самым оно создало для будущих поколений всечеловечески-общезначимый завет, сравнительно с которым христианство является лишь поздним отражением. Оно послужило общим истоком для культур Востока и Запада, в силу чего противоположность между этими культурами оказывается заранее лишенной абсолютного характера. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ситуации XX в. на грани гибели, мы должны, по мнению Я., обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его «изна-чальности», подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры». И здесь Я. как либеральный гуманист оказывается антиподом Хайдеггера: если заветная цель последнего - преодолеть «гуманизм», т. е. «переиграть» исторические свершения осевого времени и вернуться к массивной бытийственности архаики, то Я. стремится изыскать для «гуманизма» новые возможности на самой границе его значимости.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Ясперс, Карл" в других словарях:

    Карл Теодор Ясперс Дата и место рождения: 23 февраля 1883 Ольденбург, Германия Дата и место смерти: 26 февраля 1969 Базель, Швейцария Школа/традиция: Экзист … Википедия

    Ясперс, Карл - Карл Ясперс. ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883 1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии “шифров бытия” различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Jaspers) Ясперс, Карл (Jaspers, Karl) (1883 1969) Немецкий философ, психиатр. С 1921 профессор в Гейдельберге. 1937 1945 отстранен нацистами от преподавательской деятельности. Афоризмы, цитаты Самые глубокие противоречия между людьми… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЯСПЕРС КАРЛ.

Карл Ясперс - видный представитель немецкого экзистенциализма, влиятельного философского направления XX в. Однако начинал свою деятельность Ясперс как психиатр, и это во многом определило в последующем его понимание философских проблем. Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. в Ольденбурге. Отец его был юристом, а впоследствии - директором банка. Сам Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 г., а затем - получил степень доктора медицины (1909). Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 г. работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге, а в 1916 г. стал профессором психологии. И лишь в 1921 г. Карл Ясперс получил звание профессора философии. После прихода к власти нацистов его сместили со всех занимаемых постов (как из-за убеждений, так и по причине того, что Ясперс был женат на еврейке). С 1938 г. его работы перестают публиковать. Но после войны его восстанавливают в должности; он - один из духовных лидеров новой Германии. В 1949 г. он становится профессором Базельского университета (Швейцария). Умер Карл Ясперс 26 февраля 1969 г. в Базеле. В труде «Всеобщая психопатология» (1913) Ясперс видит в психопатологических явлениях не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком собственной индивидуальности. Это позволило ему выйти за рамки психологии и придать исследуемым проблемам философское звучание. В 1919 г. Ясперс издал книгу «Психология мировоззрений», которая затрагивала собственно философские проблемы, и два года спустя становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

Основная задача психологии, по Ясперсу, состоит в том, чтобы раскрыть содержание «шифра» или по крайней мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии и др.) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции (свободного духа), что господствующее в мире неразумное и есть источник высшей мудрости («Разум и экзистенция», 1935).

Специфика экзистенциализма Ясперса проступает в его учении о «пограничных ситуациях», которое послужило в последующем основой для защиты «культурно-психологической ценности» («Атомная бомба и будущее человека», 1958). Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается в человеке лишь в моменты глубочайших жизненных потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от «наличного бытия-в-мире») и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («озарение экзистенции») и его подлинные переживания Бога (трансцендентного).

Основной темой учений Ясперса являются человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук история изучает человека, а потому отличны и методы изучения. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек; в свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность.

Проблема человека первоначально встала перед Ясперсом под особым углом зрения. Он начал свою деятельность как врач-психиатр и сразу же столкнулся с трудностью общения с душевнобольными пациентами. Ясперс обнаружил ограниченность подхода, при котором болезнь исследуется главным образом физиологическими способами и, стало быть, лечению подвергается тело. Однако при этом не учитывается, что «жизнь человека не есть нечто чисто объективное, подобное жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его».

Метод психотерапии, созданный Фрейдом, не составляет исключения: психоаналитик, несмотря на видимость коммуникации с больным, рассматривает его не как личность, а как исследуемый объект. Таким образом, только при отношении к человеку как к экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, возможно наиболее эффективное лечение. Для понимания человека, по Ясперсу, необходимо «вчувствоваться», «вмыслиться» в него, в суть его поведения. Это и привело к понятию экзистенциальной коммуникации.

По Ясперсу: «Человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет... но в качестве такового он никогда не есть он сам. Теперь уже нельзя спутать объективно-предметное в человеке... в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации».

Экзистенция - это то, что не может никогда стать объектом, а потому является предметом не только научного познания, но и философского созерцания. Первое склонно отождествлять ее с наличным эмпирическим сущим, в лучшем случае с «сознанием вообще», а второе - с духом. Экзистенция не может быть «найдена» среди предметного мира, ибо экзистенция есть свобода Отсюда вытекает следующее: «или человек как предмет исследования - или человек как свобода».

Тут возникает проблема противоречия разума и души. Ясперсу, начавшему свой путь с критики рационализма и сциентизма, в 1930-е гг пришлось столкнуться с нелегкой дилеммой: или формальная рациональность, не оставляющая места для экзистенции и свободы, или бунт против разума, как его осуществлял Ницше. По Ясперсу, «сегодня задача состоит в том, чтобы подлинный разум обосновать вновь - в самой экзистенции. Связь между ними настолько тесна, что каждый из этих моментов оказывается утраченным, если утрачивается другой. Экзистенция - есть источник бытия, разум таким источником не является, однако без него экзистенция, опирающаяся на чувство, переживание, слепой порыв, инстинкт и произвол, становится слепым насилием».

Разрешить вопрос о связи разума и экзистенции (свободной души) Ясперс пытается на той почве, на которой с самого начала строилось его учение: на почве коммуникации. Общение людей, связь их с себе подобными - это структурный момент человеческого бытия. Вне коммуникации невозможна, стало быть, и физическая и душевная свобода человечества.

Таким образом, высшая форма коммуникации предстает теперь как способ соединить просветленный разум и «темную душу» человека. «Если экзистенция - это бытие, то разум вносит в нее начало понимания, освещения изначально темного бытия».

Экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в «пограничных ситуациях», о которых говорилось выше. Наиболее яркий случай пограничной ситуации, открывающий конечность экзистенции, - это смерть. Не только смерть, но и смертельная болезнь, страдание, вина, борьба тоже ставят индивидуума в пограничную ситуацию, делая неизбежным осознание собственной конечности, вырывая его из мира повседневности, заботы, страсти и огорчения которого обнаруживают теперь свою несущественность. И лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, возвыситься над существующей реальностью и ощутить бессмертие, силу своего духа.

Из книги Кортес автора Дюверже Кристиан

Карл I Барселона, 15 февраля 1519 годаВ Каталонии шла избирательная кампания. Собрание кортесов открывал король. Слабый и презираемый, но все-таки король. Девятнадцатилетний монарх не знал ни слова ни по-латыни, ни даже по-испански. Он говорил и писал исключительно

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Карл V Франкфурт, 28 июня 1519 годаСвященная Римская империя была одновременно тенью давно ушедших времен каролингов и прообразом современной Европы. К 1519 году империя в руках католика из династии Габсбургов – Максимилиана Австрийского являла собой цитадель христианства,

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 автора Хайдеггер Мартин

КАРЛ XII (КОРОЛЬ ШВЕДСКИЙ) ГРАФ КАРЛ ПИПЕР. - БАРОН ГЕОРГ-ГЕНРИХ-ГЕРЦ (1697–1718) Со дня отречения Христины от престола истекло сорок три года. В этот период два государя - Карл X и Карл XI сменили один другого, прославив себя и оружие шведское войнами с Польшей, Россией и

Из книги Джордж Харрисон автора Клейсон Алан

Мартин Хайдеггер/ Карл Ясперс Переписка 1920-1963

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

Из книги Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии автора Перцев Александр Владимирович

КАРЛ V (род. в 1500 г. – ум. в 1558 г.) Император Священной Римской империи. Испанский король из династии Габсбургов. Под знаменем католицизма пытался создать «мировую христианскую державу».Испанский король Карлос I, более известный как император Священной Римской империи

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Часть II. Преступная тоска по родине: почему Ясперс взялся писать диссертацию о девочках -

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Приложение. К. Ясперс Философская автобиография Профессор Шилп выразил желание получить от меня рассказ о том, как я вступил на стезю философствования, чего я искал на ней, как пришел к созданию своих работ. Задача показалась мне интересной и своевременной - по крайней

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

КАРЛ III В начале жизни Карл не собирался владеть монаршими регалиями, но у его старшего брата Фердинанда VI не оказалось детей, так что после его смерти Карлу III пришлось взойти на престол. Он стал испанским королем в возрасте сорока трех лет. За два года до этого события

Из книги Поєдинок з абвером автора Ткаченко Андрій

КАРЛ III 1789 год начался для Бетанкура неспокойно. Ещё в канун Рождества он узнал, что 14 декабря в Мадриде от неизлечимой болезни скончался глубоко любимый им король Карл III. Вся жизнь Августина де Бетанкура проходила в его правление, и он даже не мог представить, что кто-то

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

КАРЛ IV Начало 90-х годов XVIII века было для Испании непростым временем. 14 декабря 1788 года престол достался сорокалетнему Карлу IV, второму сыну Карла III и его жены Марии Эмилии Саксонской. Почему второму? Старший брат Карла IV страдал тяжёлой формой эпилепсии. По материнской

Из книги автора

06. Карл Маркс (1818–1883) Немецкий социальный философ и экономист. Основоположник марксизма. Создатель доктрины «научного» коммунизма. Основатель Первого Коминтерна ОДИН ПРОТИВ ВСЕГО БУРЖУАЗНОГО МИРА Маркс прошел путь от юриста-недоучки, вдохновленного философией

Из книги автора

Карл 1815 год. После успеха - одиночество. Венский конгресс продолжался до июня, направляемый твердой рукой Меттерниха, которому противостоял ловкий Талейран, сумевший избежать для Франции высшего унижения. Посреди празднеств, задаваемых австрийским двором, Бетховен

Из книги автора

КАРЛ РОЗЕ Це відбувалося одного з передвоєнних років у Харкові.…Годинник відстукав дванадцяту, коли Петер вернувся додому, Мати ще не спала. Ніколи раніше не Траплялось, щоб він, не попередивши її, отак довго затримувався.- Що сталося? - схвильовано запитала мати,

Из книги автора

36. «Карл» Если бы эти два человека когда-нибудь встретились, они вряд ли протянули бы друг другу руки. Речь о гениальном автоконструкторе Фердинанде Порше и великом немецком писателе Эрихе Марии Ремарке.Один из них, Порше, в годы расцвета своего таланта стал пособником

Карл Ясперс(Karl Jaspers) (1883-1969), немецкий философ-экзистенциалист, психолог, культуролог. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. В послевоенное время Ясперс становится одним из духовных лидеров Германии. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность - открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается - в особой межличностной коммуникации - только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех «предельных ситуациях» (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом («Единым»). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа («шифра») или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания.

Среди основных работ философа - Общая психопатология (Allgemeine Psychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen, 1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit, 1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962); Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958); Шифры трансценденции (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

Публикации

  1. + - Введение в философию[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/yasp/ http://www.e-reading.me/book.php?book=96538 http://philosophy.wideworld.ru/books/karljasper/

  2. + - Вопрос о виновности

    Статья "Вопрос о виновности"- одна из самых известных работ крупнейшего немецкого мыслителя ХХ века. Ясперс писал ее в дни Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками. В1946году он изложил свои воззрения также в своих лекциях "О духовной ситуации в Германии". В послесловии 1963года он пояснял: "Моя статья должна была помочь опомниться, чтобы с достоинством взять на себя вину, ясно понимая ее характер в каждом отдельном случае. Статья указывала и на совиновность победивших держав, не затем, чтобы снять вину с нас, а правды ради и чтобы слегка воспрепятствовать возможной самоуверенности, имеющей в политике роковые последствия для всех. Возможность опубликования такой статьи при оккупационном режиме свидетельствует о том, какую свободу предоставлял духу с самого начала этот режим.... Язаботился о чистом воздухе, в котором мы, немцы, могли бы вернуть себе чувство собственного достоинства". В книгу включена также беседа с Карлом Ясперсом главного редактора журнала "Шпигель" Рудольфа Аугштайна в 1965году. Они обсуждают вопросы о геноциде и коллективной вине.

    // Пер. с немецкого С.Апта.М.: Издательская группа "Прогресс", 1999. 146 с.Тираж 1000 экз.

  3. + - Дневник 1937-1942

    Http://hrampm.org/userfiles/library/oldlibrary/%5Byaspers%5D_dnevnik.htm

  4. + - Духовная ситуация времени

    Http://lib.ru/FILOSOF/YASPERS/

  5. + - Истоки истории и ее цель

    Http://ksana-k.narod.ru/Book/jaspers2/index.html

  6. + - Ницше[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://elenakosilova.narod.ru/studia/jnie.htm

  7. + - Ницше и христианство

    Http://www.nietzsche.ru/look/xxa/nietzsche-hrist/ http://royallib.com/book/yaspers_karl/nitsshe_i_hristianstvo.html http://lib100.com/book/philosophy/nitcshe_i_hristianstvo/_%DF%F1%EF%E5%F0%F1%20%CA%E0%F0%EB,%20%CD%E8%F6%F8%E5%20%E8%20%F5%F0%E8%F1%F2%E8%E0%ED%F1%F2%E2%EE.pdf

  8. + - Ницше. Введение в понимание его философствования[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://royallib.com/book/yaspers_karl/nitsshe_vvedenie_v_ponimanie_ego_filosofstvovaniya.html

  9. + - Общая психопатология[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.practica.ru/Books/yaspers.htm

  10. + - Общая психопатология[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.otrok.ru/doktor/jaspers/jaspers.htm http://anthropology.rinet.ru/old/5/yaspers_obsh-psih.html

  11. + - Переписка М.Хайдеггера с К.Ясперсом[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://anthropology.rinet.ru/old/5/hdg-yaspers1.html http://www.elenakosilova.narod.ru/studia2/hj.htm

  12. + - Реферат по Кьеркегору[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://topos.ehu.lt/zine/2002/2/jaspers.pdf

  13. + - Речь памяти Макса Вебера[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://communikatione.narod.ru/lib/psy1/ya01.txt

  14. + - Смысл и назначение истории

    Http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf_a017e771110d3eb23723e85ba7d6d5a5

  15. + - Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т.1. Ностальгия и преступления. Бред ревности. методы проверки интеллекта и понятие деменции. к анализу ложных восприятий

    Http://anastasiya-shulgina.narod.ru/book_5501/index.html http://philos.omsk.edu/libery/zapfils2/jsperp1.rar

  16. + - Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т.2. Ложные восприятия. Феноменологическое исследование в психопатологии. каузальные и понятийные связи между жизненной ситуацией и психозом

    Http://anastasiya-shulgina.narod.ru/book_5502/index.html http://philos.omsk.edu/libery/zapfils2/jsperp2.rar

  17. + - Стриндберг и Ван Гог

    Http://ksana-k.narod.ru/Book/jaspers1/index.html

  18. + - Феноменологическое направление исследования в психопатологии

    Http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0114755

  19. + - Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире

    Http://rema44.ru/resurs/conspcts/all/yaspers.doc

  20. + - Философская вера

    Http://www.krotov.info/libr_min/28_ya/sp/pers_1.htm http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/jaspers/

  21. + - Шифры трансценденции[недоступно]

    Перевод фрагментов работы К.Ясперса «Шифры трансценденции». С 104 -115. (1992) Перевод А.Перцева

    В настояще время публикация недоступна. http://phil.usu.ru/library.htm?category=3&id=58

См.также

  1. CENTER FOR ADVANCED RESEARCH IN PHENOMENOLOGY
  2. LebensWelt. Российский феноменологический проект
  3. Беседа К.Ясперса с Р.Аугштейном (журнал «Шпигель», 1965 г.)
  4. Биография К.Ясперса на сайте Института исследований природы времени
  5. Андриянова Е.А. Философия Карла Ясперса
  6. Базалук О. А. Философия жизни от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский подход)
  7. Байдаева Ф.Б. Экзистенциальные основы философии Карла Ясперса
  8. Валенурова Н.Г. Современный человек в поисках смысла
  9. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История. Мыслители. Проблемы
  10. Власова О.А. Феноменология Карла Ясперса: гистология и рентгеноскопия души
  11. Власова О.А. Сравнительная антропология в биологии и психиатрии: Карл Ясперс и Конрад. Лоренц
  12. Водолагин А.В. Интеллектуальные искания Карла Ясперса: от психопатологии к метафизике истории
  13. Водолагин А.В. К. Ясперс как психопатолог и философ: по материалам Международной конференции «Философия и психопатология - научное наследие Карла Ясперса» (Москва, 1-3 июня 2005 года)
  14. Водолагин А.В. Волюнтативная теория психики
  15. Гайденко П.П. Человек и история экзистенциальной философии Ясперса
  16. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса
  17. Демченко Л.М. Особенности соотношения экзистенции и трансценденции в философии Карла Ясперса
  18. Демченко Л.М. Проблема единства экзистенциальной коммуникации и экзистенциального прояснения в философии К. Ясперса
  19. Добрынина В.И. Философия XX века. 2.3. Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр - Л. Шестов - М. Хайдеггер - К. Ясперс - Н. Бердяев - М. Бубер)
  20. Косилова Е.В. Ясперс о самоубийстве
  21. Кучинский Г.М. Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс
  22. Кцоева С.Г. Философская вера или о смысле религиозных воззрений Карла Ясперса
  23. Лифинцева Т.П. «Мужество быть» П.Тиллиха: онтология и этика
  24. Малкова Я.Ф. Концепция воспитания в экзистенциализме К.Ясперса: генезис и онтологические основания
  25. Мамардашвили М.К. К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса)
  26. Матвейчев О.А. Анти-психология. Современный человек: в поисках смысла
  27. Петрюк П.Т. Слово о книге профессора К. Т. Ясперса "Общая психопатология" (к 100-летию публикации)
  28. Савенко Ю.С. Уроки Ясперса
  29. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса

Сообщение ученика 10 класса Алещенко Дмитрия.

Карл Ясперс

ЯСПЕРС Карл (1883 - 1969) - немецкий философ, один из основателей экзистенциализма ("философия существования"). Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915 год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 году защитил докторскую диссертацию "Общая психопатология" у Виндельбанда. Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса "Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С 1922 года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете. В 1937 - 1945 годах отстранён от преподавательской деятельности, в 1938 году запрещена публикация его работ. С 1948 по 1961 год - профессор философии Базельского университета. На формирование философских взглядов Ясперса особое влияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза, Кант (критического периода), Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер.

Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но поздние произведения Ясперса с большой натяжкой могут быть отнесены к экзистенциализму, поскольку в этих произведениях Ясперс выражает уверенность в построении общества, основанного на гуманистических принципах, т.е. общества, где будут преодолены человеческое одиночество и непонимание, а такой оптимизм противоречит экзистенциалистскому мироощущению. Дело в том, что поздние произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философом тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в Германии. Поведение Ясперса в эти годы делает честь всей немецкой философии. А из более ранних философских идей Ясперса наибольшую известность приобрела идея о пограничных ситуациях. Учение о пограничных ситуациях связано с основным положением экзистенциализма об уникальности экзистенции и с тем, что она чаще всего закрыта для человека, погружённого в мир вещей, безличное массовое существование. Но в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. Причём это озарение не имеет ничего общего с интуицией Декарта, с озарением сатори в духе дзэн - буддизма. В этих случаях озарение наступает в результате долгих поисков ответа на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение происходит и с человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных и трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуации и в результате переоценки своих прежних идеалов.

Все эти состояния можно назвать пограничной ситуацией - пограничной между экзистенцией и Ничто. Возможно, не каждый человек в таких ситуациях вдруг постигает истинный смысл бытия, но большинство людей способно на это. Как способно на это и всё человечество в целом, которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на грани атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих ситуаций не в уходе в своё одиночество, как Кьеркегор, не в фашизме, как Хайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальном гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных верований.

Что же, по мнению Ясперса, может внушить уверенность в возможности такого сотрудничества людей? Такую уверенность могут внушить 3 вещи: это прошлое, настоящее и будущее человечества.

Настоящее - прежде всего страхом перед фашистской и коммунистической диктатурой. Ясперс имеет в виду страх, который не парализует волю человека, а, наоборот, побуждает к действию.

В прошлом человечества Ясперс указывает на время между VIII и II веками до н.э. Это начало осевого времени, которое знаменует собой продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое время - это продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До этого времени можно говорить только о раздельных культурно-исторических регионах - о Египте, Индии, Месопотамии, - каждый регион жил сам по себе, хотя и были какие-то контакты. Но в какое-то время в разных регионах выступают со своими учениями религиозные пророки, выступают нравственные учителя человечества. Они учат людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру и взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра, Лаоцзы, а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд завершает Иисус, а несколько позже в Аравии эти же ценности проповедует Мухаммед. С течением времени практически все народы нашей планеты принимают религии, в основе которых лежат общие принципы нравственности. То есть в прошлом человечества была заложена основа общей духовности.

А что же в будущем? А будущее - в руках самих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто всё время твердит о неизбежности войны - работает на войну, ибо в глубине души желает прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и единения людей - работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и понятием философская коммуникация . Философская вера - это вера людей в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей, лежащих в основе общей духовности человечества. Коммуникация - это и есть единение людей на основе гуманистических общечеловеческих ценностей. Любая идеология, основанная на подчёркивании классовых, узкорелигиозных или национальных принципов, и может служить только разобщению людей. Философская коммуникация - это движение к взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны. На такое выделение способны, правда, в основном только образованные люди. Для большинства людей слишком значима обрядовая сторона религий, т.е. то, что отличает одну религию от других. Но образованное меньшинство - это прежде всего учителя школ и университетов, в их руках находится образование общества, в их руках души учеников. Если принципы общечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция, то философия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль своего рода интеллектуальной религии, которая сделает возможной коммуникацию человечества.

Крупнейший представитель немецкого экзистенциализма, психолог. Основную задачу

философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" - различных выражений

трансценденции. Главные работы: "Всеобщая психопатология" (1913), "Философия" (1932, в 3-хт.т.), "Духовная ситуация эпохи" (1931), "Экзистенциальная философия" (1938), "О происхождении и цели истории" (1949), "Философская вера" (1948), "Великие философы" (1957), "Философия и мир" (1958), "Куда идет Федеративная республика" (1966).

директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного

крестьянского рода. В семье чтили традиции и порядок

В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гей-дельбергский

университет на юридический факультет Проучившись три семестра, он перешел на

факультет медицинский и проучился там до 1908 года

Сведенборге и Гельдер-лине, о болезни Ницше в связи с его творчеством

Ясперс начал свою деятельность как врач-психиатр и сразу же столкнулся с

трудностью общения с душевнобольными пациентами Проблема общения, или

коммуникации, проходит красной нитью через все его философское творчество А

впервые эта тема была обсуждена им во "Всеобщей психопатии" Ясперс пишет, что

коммуникация - универсальное условие человеческого бытия "Мы являемся тем, что

мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания Не

может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид Все то, что

есть человек и что есть для человека., достигается в коммуникации".

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений",

как от обобщающего научного построения, и говорит о необходимости создания

философии нового типа - философии экзистенции Два года спустя Ясперс становится

профессором философии в Гейдельбергском университете.

Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно

важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи

Просвещения - Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в XX веке

возродилась отчасти в "философии жизни" и "философии культуры" - у Зиммеля,

Шпенглера, Хейзинги и других

Экзистенциальная философия испытывала на себе влияние Ницше и Кьер-кегора -

Ясперс об этом неоднократно говорит в своих работах, подчеркивая, что философия

не может быть чисто предметным (и, стало быть, научным) знанием, ибо не может

отвлечься от внутреннего мира самого философствующего.

При этом Ясперс указывал, что духовную ситуацию эпохи, которая переживает

кризисное состояние, может понять только философия. Поэтому перед ней стоит

задача критики философий прошлого, которые претендовали на систематическое,

законченное изложение своих положений.

Центральным понятием философии Ясперса выступает понятие экзистенции Под ней он

понимает ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой,

вообще не может быть предметом изучения

Для Ясперса экзистенция тождественна свободе, которая находится за пределами

предметного мира. Он связывает свободу со знанием, произволом, законом и

говорит, что без последних не может быть свободы

Экзистенциальная философия Ясперса сразу привлекла к себе внимание манерой

изложения, формой свободного размышления, лишенной стремления вывести все

философской публицистике, написаны многие важнейшие работы Ясперса. Еще

занимаясь медициной, Ясперс отмечал, что "жизнь человека не есть нечто

объективное, подобно жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая

столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его". Ясперс весьма

критически относился к психоанализу, считая, что он лишь создает видимость

коммуникативного общения, и видел в его методологии опасность для мировой

культуры, поскольку это учение абсолютизирует чувственные вожделения человека

В дальнейших работах Ясперс сформулировал тему своей философии - человек и

история, как изначальное измерение человеческого бытия. Он развивает тему

общения или коммуникации. Так как экзистенция не существует вне коммуникации,

то, следовательно, в этой коммуникации обретается свобода, ибо экзистенция и

свобода тождественны.

Ясперс считает, что философия не может быть чисто предметным знанием, она не

может отвлечься от внутреннего мира самого философствующего "Психология

мировоззрений" несет на себе печать влияния Макса Вебера "Никакой мыслитель не

был (тогда и по сей день) так важен для моей философии, как Макс Вебер", - писал

впоследствии Ясперс. Вебер высоко ценил

творчество таких художников-мыслителей, как Ницше и Достоевский, оказавших

влияние и на молодого Ясперса. С Вебером Ясперса сближал и общий для обоих

интерес к политике. Семья Ясперса была не чужда политических интересов; его дед

и отец, а также два брата матери были депутатами ландтага в Ольденбурге; кроме

того, отец философа в течение многих лет был председателем Ольденбургского

магистрата. Поэтому, как и Вебер, он с ранних лет присутствовал при обсуждении в

семье самых разных политических вопросов. "Суровый либерализм" Вебера, его

убеждение в том, что реальная гражданская жизнь в обществе предполагает

политическую свободу, молодой Ясперс разделял полностью. Неудивительно, что

впоследствии он оказался непримиримым противником тоталитаризма в любом его

проявлении - как в национал-социализме, так и в коммунизме.

Совсем иначе сложились отношения Ясперса с его выдающимся старшим современником

Генрихом Риккертом, занимавшим в то время кафедру философии в Гейдельбергском

университете. Понимая философию как науку, Рик-керт, верный академической

традиции, не признавал "экзистенциального философствования" Ясперса, в котором

видел продукт дилетантского подхода и гибельную для строгого мышления

"психологизацию" предмета и метода философии. В сущности, Риккерт отказывал

"экзистенциальному самоосмыслению" в праве называться философией; он был также

социологические, исторические и политологические работы.

В 1931 - 1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым

он работал больше десяти лет. Это не изложение философской системы в традиционно

академическом стиле, а попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и

размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования

мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право

занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

"Старые гейдельбергские студенты хранили в памяти его образ: непомерно высокая,

прерывающийся, как у человека, разговаривающего с самим собой. Глаза, как бы не

видя, устремлены в пространство, поверх голов толпящихся слушателей. Но каждый

чувствует, что речь обращена к нему в отдельности", - писал немецкий знаток

философии Артур Хюбшер

Расцвет творческой деятельности мыслителя приходится на 1930-1940-е годы, самые

трудные и трагические в немецкой истории XX века. Непосредственно пережитый опыт

нацистской диктатуры и размышления над природой и истоками тоталитарных режимов

в России, Италии, Испании со всей остротой обнажили перед философом кризис не

только европейского, но и мирового исторического развития, тем более что почва

для осознания такого кризиса была подготовлена уже в первых его работах -

"Всеобщей психопатологии" и "Психологии мировоззрения".

Однако с приходом национал-социализма наступает тяжелый, драматический период в

жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права

издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на

своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном

ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает

работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс

возвращается к преподаванию - в Гейдельберг.

Ясперс писал, что национал-социализм лишил людей правовой гарантии в собственном

государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри, так как

индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные

государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела

тоталитарных государств. В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает

проблему виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет

ответственность за все свои злодеяния. В то же время вопрос о вине он

рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что кроме политической вины

существует еще и метафизическая, возникшая в силу солидарности людей и их

совместной ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло

лежит на всех.

В 1947 году Карл Ясперс был приглашен читать лекции в Базель; лекции эти и легли в

основу книги "Философская вера", изданной год спустя в Мюнхене. Мыслитель

находит наконец понятие, которое позволяет ему свести как бы в единый узел те

проблемы, над которыми он размышлял многие годы, и особенно проблему "разум и

экзистенция" - понятие "философской веры". Философская вера отличается от

религиозной, в частности от христианской, тем, что она должна быть значима для

всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном

всякому человеку. Откровение отделяет верующих от всех тех, кто не верит в него,

и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих претензию на

исключительность. По убеждению Ясперса, такая претензия всегда исторически

вредила христианам, ибо служила источником фанатизма, нетерпимости.

Веру, общую для всего человечества, по мысли Ясперса, не может дать ни одна из

мировых религий - ни буддизм, ни христианство, ни ислам, ни брахманизм, ни

иудаизм, так как они часто являются причинами раздора. Только философская вера

может стать общей для всех людей.

"Вера есть то, что наполняет сокровенные глубины человека, что движет им, в чем

человек выходит, возвышается над самим собой, соединяясь с истоками бытия".

Ясперс рассматривает вопрос о роли философии в современной мировой ситуации. В

философии, полагает Ясперс, происходит то, чего не замечают все ее противники: с

философствованием человек обретает свои истоки. Философии не может не быть, пока

живут люди. Она претендует на то, чтобы обрести смысл жизни поверх всех целей в

мире - явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить этот смысл в настоящем,

служить посредством настоящего будущему Постоянная задача философствования для

каждого такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Целью

всегда остается обрести независимость единичного человека: обрести независимость

в стороне от мира, в отказе от него и в одиночестве - или в самом мире, через

мир, действуя в нем, не подчиняясь ему. Философия, подчеркивает Ясперс,

обращается к отдельному человеку. Каждое положение философии возвращает человека

к самому себе.

Ясперс полагает, что ситуация сегодняшнего дня требует возврата к более

глубоким истокам нашего бытия, к тому источнику, откуда некогда пришла к

человеку вера в ее особых исторических образах. "Вопрос заключается в следующем:

как в условиях века техники и переустройства всех общественных отношений

достоинство и права человека, свобода духа, метафизический опыт тысячелетий? Но

подлинная проблема будущего, которая служит основным условием всех этих моментов

и включает всех их в себя, состоит в том, как и во что будет веровать человек".

В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии Он обращался к

соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по

радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего

людей в кровавые революции и истребительные войны. Один путь - обращение к

гуманистическим традициям - к Лессин-гу, Гёте, Канту; другой - более серьезный,

более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной

ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, - обретение

философской веры. "Наше будущее и Гёте" (1947), "Разум и антиразум в нашу эпоху"

(1950), "Об условиях и возможностях нового гуманизма" (1962) - это работы, в

которых философ обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии,

пытаясь их обновить и отчасти ограничить, "привив" к ним опыт "кризисного

сознания" Кьеркегора и Ницше, но в то же время сохранив их непреходящую правду.

Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного

молчания: "Об истине" (1947), "Вопрос о вине" (1946), "Ницше и христианство"

(1946), "О европейском духе" (1946), "Истоки истории и ее цель" (1948). На

первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как

преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в XX веке?

Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в

современном индустриальном обществе?

В одной из последних своих работ - "Куда движется ФРГ?" (1967) - философ

выступил с резкой критикой антидемократических тенденций в Федеративной

Республике, все больше урезающих свободу отдельного человека.

"Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, мы живем так, как будто

она не придет".