Вывод ВКС РФ из Сирии: какие силы остаются. Крылатые ракеты с моря и воздуха быстро достигнут Сирии

Согласно сообщениям средств массовой информации, катастрофа Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны РФ произошла в 5:40 утра по московскому времени 25 декабря 2016 года, в 1,7 километра от побережья Сочи. Самолет летел в сирийский Хмеймим, из аэродрома Чкаловский с дозаправкой в Сочи. На борту лайнера находилось 92 человека (84 пассажира и 8 членов экипажа). Среди пассажиров находились артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, в том числе руководитель Валерий Халилов, съемочные группы трех телеканалов, военные, и еще несколько человек, включая исполнительного директора благотворительной организации «Справедливая помощь» Елизавету Глинку, известную как «Доктор Лиза», и главу департамента культуры Минобороны Антона Губанкова. Через несколько минут после отрыва от взлетной полосы, самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер был приписан к подмосковному аэродрому Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания 223-й лётный отряд Минобороны", осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Официальная версия аварии самолета Ту-154 не названа до сих пор и федеральные службы проводят тщательное расследование.

Версии трагедии из СМИ.

Сразу после трагедии в СМИ появились несколько версий крушения лайнера, среди которых рассматриваются техническая неисправность самолета, ошибка пилотирования, теракт, возможная ошибка второго пилота, перепутавшего рычаги управления при низкой высоте полета, перегруз лайнера, нарушение центровки самолета при размещении груза и пассажиров. На данный момент приоритетными являются две официальные версии: техническая неисправность лайнера и ошибка пилотов при взлете. При этом достоверно известно только одно. В момент трагедии по неизвестной причине из-за внезапно возникшего кабрирования, «Ту-154 вышел в такой режим полета, при котором самолеты просто не летают». А когда лайнер « перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел». По свидетельству очевидца, перед падением лайнер летел «как мотоциклист, едущий на заднем колесе», т.е. происходило неуправляемое падение, после чего ударившись хвостовой частью фюзеляжа о морскую поверхность, самолет полностью разрушился.

Согласно официальным источникам, катастрофа произошла на семидесятой секунде полета, на высоте 250 метров и скорости самолета 360-370 км/час. Нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа и продолжалась всего десять секунд. Пилоты до последнего мгновения пытались спасти самолёт, сделав попытку повернуть к берегу и посадить лайнер на воду.

Возможная причина трагедии.

После трагедии в интернете было опубликовано видео с камер внешнего наблюдения, на котором была зафиксирована странная вспышка в небе над Чёрным морем, приблизительно в том же направлении и около того времени, когда там пролетал военный самолёт Ту-154. На видеоролике отчётливо видно, что вдали, в небе, в течение приблизительно двух секунд, разгорается, а потом тухнет, яркая вспышка. Некоторые блогеры, и среди них член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов, предположили, что именно эта вспышка оказалась причиной гибели экипажа и пассажиров Ту-154.

Но официальные источники сразу заявили, что зафиксированная камерой внешнего наблюдения вспышка произошла через полчаса после инцидента.

Это действительно так, однако, если предположить, что таинственная вспышка явилась вспышкой почти мгновенно сгоревшего в атмосфере Земли небольшого микрометеорита, то это наводит на мысль, что причиной крушения Ту-154 могла стать баллистическая волна другого метеорита, который падал в районе гибели самолета получасом ранее. Ведь хорошо известно, что метеориты бывают не только одиночными, но могут падать в атмосфере Земли и в виде небольших метеорных потоков, и в виде так называемой «жемчужной нити», один за другим, через неодинаковые промежутки времени.

О том, что причиной внезапного кабрирования самолета стал неожиданный удар баллистической волны метеорита, косвенно может свидетельствовать и опубликованный разговор летчиков при расшифровке речевого самописца.

- Скорость 300.

- Забрал стойки, командир.

- Ух, ё-мое!!!

(Звучит резкий сигнал о внештатной ситуации на борту.)

- Закрылки, сука, че за х …ня?!

- Высотометр!?

- Нам… (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землей.)

- (Неразборчиво.)

- Командир, мы падаем!

Разговор пилотов свидетельствует о том, что на борту внезапно возникла нештатная ситуация, в результате которой самолет почти мгновенно перешел в режим кабрирования и встал почти вертикально. Это вызвало удивление командира (- Ух,ё-моё !!!) и он приказал проверить положение закрылок и высоту. (- Закрылки, сука, че за х …ня?! - Высотометр!?)

Однако на извлеченном из воды самолете ясно видно, что закрылки убраны, то есть причина тангажа и внезапно возникшего кабрирования была не в положении закрылок и пока не установлена.

(Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. Угол тангажа обозначается буквой θ (тета). В авиации различают: положительный тангаж, с увеличением угла (подъём носа) — кабрирование, штурвал на себя;отрицательный, с уменьшением угла (опускание носа) — пикирование, штурвал от себя). (изложено по Википедии).

Согласно правилам, перед взлетом пилоты обязательно проверяют, работает ли механизм всех консолей: предкрылки, спойлеры, элероны, интерцепторы и прочее. И во внезапный, беспричинный отказ закрылок верится с трудом. Точно также невозможно представить ошибку опытнейших пилотов Ту-154 при уборке закрылок или шасси, ибо эти операции, повторяемые при каждом взлете, с годами нарабатываются у опытных пилотов до автоматизма, на уровне рефлексов и так называемой «мышечной памяти».

Возможная причина аварии - баллистическая волна метеорита.

Напрашивается вывод, что была какая-то внешняя неординарная причина, почти мгновенно нарушившая центровку самолета. И этой причиной, на мой взгляд, могла стать баллистическая волна небольшого метеорита, внезапно ударившая сверху в Ту-154 и нарушившая его центровку, которая и привела к неадекватно резкому кабрированию самолета, предупреждающему сигналу и удивлению пилотов. А упоминание пилота о закрылках, лишь свидетельствует о его высокой квалификации, ибо мысль о неубранных закрылках - это первое, что может придти на ум любому высококлассному летчику при внезапном кабрировании самолета на взлете.

Сразу оговорюсь, что в данном случае, версия о баллистической волне метеорита, которая вероятнее всего и явилась причиной трагедии, только на первой взгляд, кажется экзотической.

Однако здесь необходимо пояснение и небольшой экскурс в историю вопроса. Баллистическая волна метеорита - явление для жителей нашей планеты почти рядовое, ведь именно баллистические волны метеоритов ежегодно оставляют на поверхности нашей планеты тысячи так называемых природных «кругов на полях», но при этом само это явление до сих пор остается совершенно неизученным академическими учеными.

Изучение вопроса о происхождении природных «кругов на полях» осложняется тем, что благодаря различным шутникам, умышленно спекулирующих на этом вопросе, за последние годы было создано немало и искусственных кругов. Эти рукотворные круги активно пропагандируются малограмотными блогерами, а благодаря уфологам и другим бесчестным шарлатанам, их принято считать «следами инопланетян, и инопланетных кораблей». Возможно, именно поэтому, никто из серьезных академических ученых никогда не пытался понять истинную причину происхождения природных «кругов на полях». А потому тема «кругов на полях» уже долгие годы традиционно отдана на откуп и активно эксплуатируется различными «специалистами от альтернативной науки», которые безграмотно считают их следами таинственных контактов с неизвестными цивилизациями.

Между тем, тысячи природных «кругов на полях», ежегодно случайно обнаруживаются в самых неожиданных местах на поверхности земли, и никто до сих пор не задумался над тем, что это следы баллистических волн от микрометеоритов. Однако точное количество ежегодно образующихся на поверхности земли природных «кругов на полях» не знает никто, ибо многие из них находятся в труднодоступных местах, пустынях и горных местностях, или сведения о них просто не доходят до средств массовой информации. Надо полагать, что количество ежегодно вновь образующихся следов баллистических волн, в виде «кругов на полях», только на поверхности суши может исчисляться десятками тысяч. Но суша занимает лишь малую часть нашей планеты, и если учесть, что, многие баллистические волны просто не достигают поверхности земли, или бесследно исчезают на поверхности морей и океанов, то ежегодное количество опасных для воздушных судов, баллистических волн метеоритов в атмосфере Земли, может исчисляться сотнями тысяч. При этом длина баллистической волны даже небольшого метеорита, массой до одного килограмма, в зависимости от скорости, может колебаться от нескольких сот метров, до нескольких километров, а энергии баллистических волн большинства микрометеоритов, вполне достаточно, чтобы не только нарушить центровку современного лайнера, но и мгновенно ввергнуть его в штопор. Судите сами. Метеориты вторгаются в атмосферу земли со скоростью, от одиннадцати до семидесяти километров в секунду, и, теоретически, баллистическая волна от метеорита массой в один килограмм, может обрушиться на летящий самолет, как космическая дубина массой от десяти до семидесяти тонн. И могу предположить, что именно баллистические волны метеоритов, являются причиной самых загадочных авиационных происшествий, происходящих время от времени на нашей планете. Но истинная причина таких авиакатастроф никогда не выявляется, ибо, не зная настоящей причины, специалисты каждое такое происшествие традиционно объясняют пресловутым «человеческим фактором». В других случаях, причина подобных катастроф просто остается неизвестной.

Например, только за последнее столетие, в Бермудском треугольнике, часто называемом «дьявольским», расположенном между Пуэрто-Рико, Майями и Бермудскими островами, бесследно пропали 75 самолетов, многие из которых даже не успели подать сигнал бедствия. Расследование случаев гибели этих самолетов, так и не установило причин их таинственного исчезновения, но не исключено, что причиной таинственной гибели некоторых из них, стали баллистические волны метеоритов.

Давайте упомянем и о паре знаковых авиакатастроф, случившихся в недалеком прошлом, в которых причиной крушения предположительно стали баллистические волны метеоритов.

1. В свое время, замечательный русский ученый, ныне покойный Александр Платонович Невский, создавший гениальную теорию падающего в атмосфере Земли метеорита, провел собственное расследование катастрофы самолета СУ-27 на авиашоу во Львове 27 июля 2002 года, и пришел к выводу, что причиной крушения самолета, явилась баллистическая волна метеорита. С результатами расследования он выступил по российскому каналу НТВ. Его рассказ сопровождался показом видеосюжета аварии самолета, на котором в замедленной съемке отчетливо видна причина происшествия (Подробнее см. в моей статье «Случай на авиашоу во Львове»). Несмотря на это, следствие обвинило в трагедии пилотов СУ-27, которые были осуждены.

2. При авиакатастрофе самолета ЯК-42 летевшего с командой «Локомотив» и разбившегося при взлете из аэропорта Тутошна 7 сентября 2011 года, свидетели слышали два громких хлопка, а на You tube, как и в случае с Ту-154, был выложен видеосюжет, на котором запечатлена дымная вспышка-взрыв, фрагмента метеорита, произошедший сразу после крушения самолета ЯК-42. (См. Крушении Як-42, было замечено) (Подробнее см. в моей статье «Авария Як-42 с командой «Локомотив»».)

Напомню, что при аварии Ту-154 над Черным морем, 25 декабря 2016 года, видеорегистратор также зафиксировал таинственную вспышку в небе, вероятной причиной которой явился сгоревший микрометеорит. То есть во всех трех упомянутых авиапроисшествиях, имеются видео с изображением метеоритов, что позволяет вполне обоснованно предполагать, что причиной аварий всех трех аварий послужили баллистические волны метеоритов.

Александр Платонович Невский, в свое время изучавший вопрос безопасности полетов, утверждал, что из множества расследованных катастроф летательных аппаратов в мире, около 400 случаев так и не получили по результатам расследования сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. То есть в каких-то случаях на летательные аппараты воздействовали неизвестные или невыявленные факторы, которые повлияли на безопасность полетов и привели к трагедии.

В каких из этих 400 катастроф могли быть повинны баллистические волны метеоритов, ретроспективно сказать нельзя, но такие случаи, несомненно, были. К сожалению, на сегодняшний день неизвестно ни одного случая, когда бы комиссии по расследованию причин авиакатастроф, рассматривали бы в качестве возможной версии причины гибели самолета баллистическую волну метеорита. И, полагаю, что это происходит не потому, что таких случаев не было, а потому что подобная версия выглядит слишком фантастической для специалистов МАК, или просто неизвестна им. Что хочу сказать. Баллистические волны метеоритов явление достаточно обычное в небе нашей планеты, и они представляют реальную угрозу для самолетов гражданской и военной авиации, а потому в ряде случаев, они должны рассматриваться, как одна из возможных причин конкретного авиапроисшествия.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

Вызвало ожидаемый резонанс в западном политикуме и СМИ. В отличие от ввода российских военных в Сирию вывод солдат в преобладающем большинстве вызвал положительные отклики, лишь некоторые комментаторы искали подводные камни в решении российского лидера.

Мировая реакция на вывод ВКС России из Сирии - в обзоре редакции .

Всеобщее одобрение

Вывод войск РФ из Сирии стал ведущей темой телефонного разговора президента США и . Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном Белым Домом после беседы президентов вечером 14 марта.

Американский лидер поприветствовал решение Владимира Путина, отметив, что это снизит уровень вооруженного конфликта на фоне подписанного ранее . Обама подчеркнул, что сейчас разрешение сирийской ситуации должно осуществляться не на поле боя, а посредством переговоров.

В Госдепе США отказались дать оценку заявлению Москвы о выводе ВКС России из Сирии. Каким образом это решение отразится на урегулировании конфликта, в Госдепе также не берутся прогнозировать, пишет РГ со ссылкой на собственный источник.


Положительно решение российского президента оценили в МИДе Великобритании. Министр иностранных дел Филип Хэммонд заявил, что решение Москвы может быть положительным, если за ним стоит действительная приверженность к идее политической смены власти в Сирии.

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предположил, что после вывода ВКС России из Сирии усилится. Позицию Берлина разделяет и Евросоюз. Официальный представитель главы дипломатии ЕС Катрин Рэй подчеркивает, что деэсколация конфликта приведет к быстрому политическому разрешению кризиса.

Реакция СМИ


Wall Street Journal назвал решение российского президента «умным ходом». По мнению издания, затяжное участие в сирийском конфликте негативно повлияет на рейтинг российского лидера, поэтому Владимир Путин .

После вступления ВКС России в войну позиция правительства Сирии значительно укрепилась. WSJ предполагает, что Москва может снова ввести войска в боевую готовность, когда режим начнет вновь слабеть.

Не стал искать кошку в темной комнате телеканал CNN . Эксперты американского канала поприветствовали решение Москвы и подчеркнули, что Москва показала реальное желание политического разрешения конфликта. На CNN отметили, что с момента ввода ВКС России в Сирию позиции ИГИЛ удалось оттеснить.

Газета New York Times подвела . По мнению американской газеты, главное достижение Москвы – на мировую политическую арену. NYT пишет, что за эти полгода РФ смогла укрепить власть сирийского президента, помешала Западу сменить руководство страны военными силами и укрепила сирийский плацдарм в войне против мирового терроризма.

Прогнозы эспертов


Эксперт авторитетного американского Совета по международным отношениям (СМО) Филипп Гордон заявил, что вывод российских войск из Сирии станет значительным вкладом в восстановлении мира в регионе. По мнению эксперта, решение Владимира Путина продемонстрирует сирийской оппозиции, что Дамаск не станет при помощи оружия возвращать отвоеванные территории.

Шансы на укрепление мира в Сирии после вывода ВКС России, по мнению Филипа Гордона, увеличиваются. Его мнение разделяет и директор Института Кеннана по РФ и СНГ в Центре Вудро Вильсона Мэттью Рожанский. Эксперт также отмечает, что планы оставить солдат на военных базах в Тартусе и Хмеймиме должны вызывать только положительную реакцию. В случае усиления активности боевиков запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ, Россия оперативно вернет войска на фронт .

«Полностью оценить последствия можно будет только после ясности по срокам и полноте вывода», - считает заместитель директора Института Кеннана Уильям Померанц.

Эксперт добавляет, что, приняв столь мудрое решение, Москва преследует и другую цель. По мнению Померанца, в Кремле рассчитывают на восстановление отношений с Европой и США, а для этого необходимо идти на компромисс.

Словами «неожиданность, сюрприз, шок» пестрят заголовки комментариев, выступления экспертов и политиков на Ближнем Востоке после решения Президента РФ начать вывод своих войск из Сирии.

Нынешнюю реакцию сегодня можно сравнить с той, что имела место почти полгода назад, когда Москва приступила к своей операции ВКС в этой стране.

Тогда в арабских СМИ, особенно из Персидского залива или подпитываемых нефтедолларами, России сулили беды, провал ее «оккупационных замыслов и трясину афганского болота» и т.п.

Ныне нет той категоричности. Все же сквозь зубы и с раздражением признают, что режим Сирии выстоял, укрепился в борьбе с террором, произошел откат террористических банд. Но при этом не оставляют попыток приписать РФ коварные замыслы по перекройке Сирии, намекают на «раздрай» между Москвой и Дамаском и т.д.

Здесь много противоречий: одни утверждают, что этот шаг последовал в русле российско-американского согласия, другие, наоборот, заявляют, что Москва переиграла Америку. Есть и сюрреалистическое предположение о том, что якобы Москва «испугалась сухопутного вмешательства в Сирию арабо-исламской коалиции во главе с Эр-Риядом ».

На этом фоне заметно, как все больше пробивается тенденция объективной и адекватной оценки принятого Москвой решения.

Известный политический деятель Ливана, спикер его парламента Набих Берри заявил, что теперь В.Путин может сказать, что сделал все, что требовалось от РФ для облегчения урегулирования сирийского конфликта. Сирийская оппозиция, внешние стороны, поддерживающие ее, должны сделать тоже самое, вместо того чтобы твердить о «деструктивном российском военном присутствии». Оппозиции следует показать свою истинную ответственность за судьбы страны.

По словам иракского интернет-издания «Саут Аль-Ирак », вывод российских войск открывает многочисленные перспективы для решения сирийского кризиса в духе, который соответствует желаниям противостоящих сторон. Это придаст большую устойчивость нынешней турбулентной ситуации с крайней разобщенностью действующих сил.

Кувейтская газета «Фарнас» считает, что этот шаг поднимет имидж российского лидера как миротворца в этом районе и снизит градус напряженности в отношениях с Турцией - членом НАТО и другими арабскими государствами, недовольными военным присутствием РФ в регионе.

По заявлению сирийского публициста А.Аса газете «Аль-Кудс Аль-Арабий» , эта акция подтверждает, что Россия позиционирует себя как инициатор и протагонист политического решения кризиса: то, о чем она заявляла с самого начала своей операции. Ее усилия были ограничены четкими временными рамками и намеченными целями.

Не остаются неуслышанными и отклики на это событие в социальных сетях ближневосточного региона.

Известный сирийский сатирический актер Дарид Лихам заявил, что «горд вкладом россиян в решении проблем его страны». Газета «Аль-Кудс Аль-Арабий» проанализировала поток откликов в фейсбуке и твиттере по данной тематике. Она делает вывод, что, несмотря на ряд расхождений, настрой сирийских активистов и блогеров в отношении вывода ВКС из Сирии - «позитивный и оптимистичный».

Иракский медиадеятель Имад Али подмечает, что вывод части российских сил из Сирии - это решение Путина, сделанное «свободно», без какого-то прессинга извне, в соответствии с поставленными целями. Сам же ввод этих ограниченных сил был осуществлен на полной легитимной основе, по просьбе законного правительства Сирии, которое существует и по сей день. Это резко отличает действия Путина от грубого силового вмешательства США в Ираке, которые не опирались ни на закон, ни какую-то просьбу государства.