Во что верили египтяне. Религия древних египтян. Понятие души в древнем Египте

Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своей сущности. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и заключает в себе все атрибуты божественности. В Египте поклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества — Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога…

Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе; Первопричина всякой жизни; Отец отцов; Мать матерей». Они говорили также: «Из него проистекает сущность всех других богов», «По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении». Но чтобы облегчить народу веру в единого Бога, жрецы выражали его атрибуты и его различные воплощения в виде чувственных представлений. Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит «скрытое солнце». Бог — это отец жизни, а все прочие божества — всего лишь составные части его тела. Здесь мы можем говорить о знаменитой египетской триаде. Апостолы этой древней теологии утверждали даже, что высшее Существо — творец Вселенной — если и едино в своей сущности, то не едино в своем воплощении. Ему не нужно выходить из себя, чтобы быть плодотворным, и он порождает себя в себе самом: он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога, не выходя из Бога. Эти три сущности есть «Бог в Боге» и, не разделяя божественную природу, они все три стремятся к бесконечному совершенству. Отец представляет созидательную силу, а Сын — повторение Отца — подтверждает и выражает его вечные атрибуты. В каждой египетской провинции была своя триада тесно связанных между собой божеств, и это отнюдь не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра; его называли обычно «добрым Богом». Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу — фиванскую. Троица, однако, не единственная догма, хранимая в Египте из первоначальных откровений.

В их священных книгах можно встретить понятия первородного греха, искупления грехов, будущего воскресения во плоти. Каждая смена династии сопровождалась усилением монотеизма, что обеспечивало Высшему Существу господство над другими почитаемыми божествами. Религиозному перевороту Эхнатона предшествовал переворот Менеса, а задолго до него — Осириса (V тысячелетие до н.э.). Некоторые историки считают, что радикальное изменение религии произошло в эпоху Осириса — фиванского царя (4200 г. до н.э.), самого таинственного из всех правителей, при котором был повсеместно утвержден монотеизм. Тот же самый Осирис будет возглавлять всевышний суд над душами умерших. По ритуалу «психостазии» (буквально: взвешивания души) — церемонии последнего суда над умершим — душа после смерти тела перевозилась на священной ладье по водам Елисейских полей. По дороге ладья освещала места, где пребывали воплощения проклятых душ, и они радостно жестикулировали при виде просиявшего им и доселе запретного света. Ладья продолжала свой путь, и после пересечения более светлого места, которое в какой-то степени соответствует нашему представлению о чистилище, она приближалась к всевышнему суду, возглавляемому Осирисом с его сорока двумя судьями. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо — символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра чем зла, он становится «праведником» и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А «праведный» мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. В связи с этим может возникнуть вопрос: почему в пирамидах и гробницах было найдено такое множество обиходных предметов? Ответ прост: краеугольным камнем религии древних египтян было убеждение, что жизнь человека вечна, даже после физической смерти.

Cвященные животные

Монотеизм древней египетской религии на взгляд современного человека имеет все черты фетишизма. Однако следует хорошо представлять, что бесчисленные изображения богов египетского пантеона — всего лишь проявление различных ипостасей единого Бога, проявления им лика вечной божественной сущности. В этом плане можно понять смысл культа, воздаваемого в разных регионах Египта солнцу, земле, небу и некоторым животным, обитающим в Египте. Действительно, лишь в более позднюю эпоху египетские боги приняли человеческое обличие. Раньше их символами были растения и животные: богиня Хатхор жила в дереве сикомора (фиговое дерево); богиню Нейт, которая рожала детей, оставаясь девственной, и которую греки идентифицировали с Афиной, изображали в виде щита с двумя cкрещенными стрелами; Не-фертум, отождествляемый с Прометеем, изображался в виде цветка лотоса. Но чаще всего египетский бог являлся верующим в виде животного. Вот несколько примеров: Хор-ястреб, Тот — ибис, Бастет — кошка, Хнум — баран.

Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, наделенным определенными качествами и отмеченными особыми знаками. Яркий тому пример — пышный культ Аписа — священного быка, почитавшегося в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее — пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей луны — на боку. В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха — творца Вселенной — и там принимал подношения от поклоняющихся ему и давал пророчества. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе — Серапеуме. Происхождение этого названия следующее: умерший Апис получал имя Осор-Аписа, от которого произошло греческое имя Серапис. Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара легендарный Серапеум: широкую, длинную подземную галерею с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц — ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту — греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд. В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения. Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу. В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась «мяу», звукоподражательным словом, перешедшим во вес языки; от него же происходит глагол «мяукать». Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное се убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.

Бессмертие души

Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды, мастабы и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших. Ка — это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело — для земли, душа — для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа витает над мумией — это ее Ка, ее двойник, — до тех пор пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба — Ка и Ба (божественная «искра» — одна из духовных характеристик данного индивидуума) — не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум (дух). Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях — жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название — «дома вечности». Крест с петлей «Анх» также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.

Погребление и мумифицирование

Считалось, что искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды. Слово «мумия» — арабского происхождения и обозначает, по словам арабского путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон, или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для обработки трупов и бывший предметом бойкой торговли в средние века даже в Европе.

Раньше различали искусственные и естественные мумии, которые сохранялись без какой-либо специальной обработки. Сегодня считается, что поразительная сохранность египетских мумий лишь отчасти зависела от совершенной техники бальзамирования, главная же причина заключалась в чрезвычайно сухом климате Египта, мешающем развитию бактерий в воздухе и в песке.

Благодаря барельефам и росписям, найденным в гробницах, мы знаем, как проходили погребальные церемонии в древнем Египте. Во главе похоронной процессии группа рабов несла пожертвования и личные вещи усопшего: если это был воин — оружие и его лошадь; крестьянин — его орудия труда. Затем шли наемные плакальщицы, которые испускали пронзительные, жалобные вопли, рвали на себе волосы и пели похоронные гимны. И наконец, за распорядителем похорон и жрецом двигался катафалк в виде солнечной ладьи, водруженный на сани, влекомые упряжкой быков. За катафалком шла семья, родственники и друзья умершего в глубоком трауре, они плакали и испускали жалобные крики. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Процессию сопровождала толпа любопытных зевак. Если кладбище находилось на другом берегу Нила, кортеж останавливался, чтобы погрузиться на баржи и переплыть реку. На другом берегу мумия снова водружалась на сани, и группы сопровождающих выстраивались в прежнем порядке. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяния мумии, затем приступали к «церемонии открытия глаз и рта», которая символически возвращала умершему способность чувствовать. И наконец, мумия обретала покой в своей гробнице.

Теперь рассмотрим, как протекало бальзамирование трупа. Тело только что умершего человека передавалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась в извлечении мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента в виде крючка. После этого череп заполнялся составом на основе жидкого гудрона, который, охлаждаясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо глаз вставляли искусственные глаза из эмали. Затем извлекали кишечник и внутренности через разрез в левом боку, сделанный с помощью острого камня. Внутренности после обработки в кипящем битумном составе вместе с печенью и мозгом запечатывались в четыре каноны (специальные сосуды) из глины, известняка или алебастра, а также из камня или металла- в зависимости от социального положения умершего. Четыре разные головы — человека, шакала, ястреба и павиана — образы четырех загробных духов венчали крышки этих урн, которые помещали все вместе в один ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно промывалась пальмовым вином и высушивалась ароматическими порошками. Затем ее набивали толченой миррой или ароматизирован-ными древесными опилками. После такой подготовки тело погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона (карбоната натрия). Таким образом плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли, а женщинам оставляли их длинные роскошные прически. Узкими бинтами, пропитанными смолами, бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец, тело. Голову обрабатывали еще более тщательно. Непосредственно на кожу накладывали ткань типа муслина. Лицо последовательно покрывали несколькими слоями этой ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. И наконец, вытянутое забинтованное тело с руками, скрещенными на груди или лежащими вдоль бедер, обертывали лентами ткани по всей длине. Тела же фараонов заворачивали в саван или покрывали чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их тел.

Мумии, хранящиеся в египетских музеях Каира и Александрии или в других музеях мира, находятся в состоянии почти совершенной консервации. Самая древняя из известных мумий — это мумия Секке-рам-Саэфа, одного из сыновей Пепи I (VI династия). Она найдена в 1881 году в Саккара, около Мемфиса и сейчас хранится в Каирском музее. Искусство бальзамировщиков донесло до наших дней лики великих фараонов: на морщинистом лице Мернефта (многие относят его правление к эпохе исхода евреев) можно еще различить характерный фамильный нос и густые брови; рентгеновский снимок показал, что великий Рамсес II страдал зубной болью.

Иероглифы

Расшифровка загадочных египетских надписей давно уже волновала весь мир. В 1799 году капитан французской армии Бушар руководил фортификационными работами в крепости Сен-Жюльен в четырех километрах от города Розетты. Неожиданно рабочие обнаружили камень, ставший знаменитым в истории археологии: это была «Стела Розетты», позволившая расшифровать иероглифы. По прихоти истории этот камень оказался в руках у англичан, которые превратили его в жемчужину Британского музея. Это плита из черного базальта, очень твердого, одна плоскость которой имеет три-линговую надпись, состоящую из трех расположенных один над другим текстов. В первом — 14 иероглифических строк. Второй текст состоит из 32 строк демотического письма («демос» по-гречески «народ») в противоположность иератическому письму («иерос» значит «священный»), которым могли пользоваться только жрецы и ученые. Наконец, третья надпись из 54 строк на греческом языке была понятной.
В надписи шла речь о священном декрете в честь Птолемея Епифана; она заканчивалась формальным приказом: «Этот декрет, выбитый на твердых каменных плитах в трех видах письма — иероглифическом, демотическом и греческом, должен быть выставлен во всех больших храмах Египта».

Честь расшифровки иероглифов разделили двое ученых: англичанин Томас Янг и француз Франсуа Шампольон, которые принялись за работу почти одновременно; усилия обоих увенчались успехом. Однако истинным переводчиком иероглифической надписи следует считать Шампольона. То, что Янг расшифровал интуитивно, Шампольон открыл благодаря научной методике, которая позволила ему настолько углубить исследования, что к концу своей жизни, к 1832 году, он составил грамматику и словарь.
Из чего же состоит текст, который греки называли иероглифическим («иероглифика» означает «священные знаки»)? Древние египтяне называли свои письмена «речью богов». По преданию, людей научил письму бог Тот во время земного царствования Осириса. В продолжение многих веков письмена сохраняли свой священный характер, им приписывали даже магическую силу. Египетское письмо включало около 700 знаков, каждый из которых обозначал звук или предмет, и кто умел их писать, пользовался большим почетом. Имена царей и цариц получали овальное обрамление, которое археологи называют «картушами». Известно, что, взяв за исходное имена Клеопатры и Птолемея, обведенные «картушами», Шампольон начал свой труд по расшифровке текстов.

Древние египтяне высекали иероглифы на камнях храмов, рисовали их на стенах погребальных камер или писали тростниковым пером на свитках папируса. Что такое папирус? Это многолетнее растение семейства тростниковых, стебель которого достигает двух-пяти метров длины и венчается широким зонтичным соцветием. Белую губчатую сердцевину стебля разрезали на тонкие пластинки, расстилали на плоской поверхности и склеивали по краям. На первый слой наcтилали второй волокнами поперек. Затем его смачивали и сушили на солнце. Полученный лист прессовали и шлифовали, чтобы утончить. Потом несколько листов склеивали в длинную ленту, скатывали в рулон и писали текст плотными колонками.

Современные ученые приходят к единому мнению, что многочисленные божества египтян являются посредниками Высшего Существа - Бога. Предмет спора о веровании древних египтян долгое время интересовал и продолжает интересовать различных ученых, ведь египтяне знамениты тем, что поклонялись большому множеству богов, каждый из которых олицетворял определенные явления в их жизни.

Богом древней столицы Мемфиса считался Птах, который особо почитался в Египте, так как именно его считали творцом всех других богов и богинь, и мира, в котором жили египтяне. Со временем культ бога Амона, которого называли «душой солнца» слился с культом Ра - бога солнца, тепла и света - и возникший бог Амон-Ра стал главным божеством в Древнем Египте.

Египтяне верили, что утром Ра выплывал на небо в солнечной лодке и весь день двигался по нему, то есть представлял собой движение солнца, а к вечеру его лодка оказывалась за горизонтом, где он сражался со злым змеем Апопом - и побеждая его за ночь, следующим утром снова выплывал на небо.

Богиней неба была Нут, а богом земли Геб, оба они были детьми Птаха. Верование египтян единственное, в котором богом земли считается мужчина, а не женщина, все остальные народы видели землю, как богиню-мать. Богом мудрости считали Тота, и его культ был особо почитаемый египтянами. Считалось, что именно он научил людей письму и счету и наградил их многими знаниями. Также Тот был проводником душ в царство мертвых.

Особенность и формирование верований египтян

Особенностью вероисповедания египтян можно назвать то, что изображения их богов всегда были связаны с животными - Геб был представлен в виде человека с головой змеи, Нут была в образе коровы, а Тота изображали в виде обезьяны или человека с головой птицы ибис. Также каждый бог имел собственное священное животное.

Формирование верований египтян было напрямую связано со сменами правящих династий, которые желали усилить монотеизм. Ключевой переворот религии египтян произошел в эпоху одного из самых таинственных правителей Осириса в 4200 году до н.э. Супружеская пара Осириса и Исиды были особо почитаемыми богами для древних египтян. С ними связана самая известная легенда, которая заложила основы в религиозные взгляды египтян.

Доброму царю Осирису позавидовал его брат Сет, и решил его уничтожить. Злой Сет разрубил тело брата на куски и разбросал по всему Египту. А любящая жена Исида отыскала все останки Осириса и извлекла из них жизненную силу, из которой у нее и родился сын Гор. Когда Гор вырос и возмужал, он победил Сета, и смог вернуть к жизни отца.

Тогда Осирис стал правителем подземного царства, именно он взвешивал души людей на специальных весах, определяя, какими они были при жизни. Эти функции Осириса и определили новый виток развития верования египтян. Появилось четко понятие «суда над мертвыми» и вера в то, что жизнь после смерти продолжается. Этим и объяснятся ритуал мумифицирования умерших и то, что их семьи обеспечивали их предметами обихода и после смерти. Пирамиды Древнего Египта использовались, как место погребения для мунифицированных знатных особ.

Каста жрецов

В честь богов древние египтяне строили многочисленные храмы, внутри которых находились просторные дворы, статуи почитаемых богов и множество надписей и рисунков, посвященных богам и фараонам. Среди египтян была особая каста людей, которые проходили специальное обучение, знали о религии все, служили богам и исполняли священные обряды. Этих людей называли жрецами.

Бог древней столицы Мемфиса - Птах. Египтяне верили, что он сотворил других богов и весь мир. Бог солнца Ра дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом бога Амона. Амон-Ра был главным богом Египетского государства, царем богов. Бога Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. По представлению египтян , утром бог Ра выплывал на солнечной лодке и весь день двигался по небу. К вечеру лодка Ра спускалась за горизонт, в подземное царство, где он сражался с духами тьмы и побеждал страшного змея Апопа, который хотел проглотить солнце. Вырвавшись из подземного царства. Ра снова выплывал на своей лодке на небо. Наступал новый день.

Бог земли Геб и богиня неба Нут считались детьми Птаха. Из всех древних народов только у египтян богом земли был мужчина. Другие народы, как правило, представляли землю в виде богини-матери. Геб изображался в виде человека с головой змеи, а Нут - в образе женщины или небесной коровы, усеянной звездами. Утром, когда лодка Ра появлялась на небе, Нут проглатывала своих детей - ими были звезды. Это очень сердило Геба.

Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму , счету, разным знаниям. Он же был проводником душ в царство мертвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны.

Каждый бог имел свое священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном . Символом бога Ра был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и пыли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь.

2. Осирис и Исида.

Эта супружеская пара была в числе самых почитаемых богов Египта. В мифе рассказывается, что у богини Нут и бога Геба родились близнецы Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис был первым царем Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о ее жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. Но завидовал Осирису его брат, бог пустыни Сет. Сет изготовил красивый саркофаг и принес его в дом Осириса, где собрались гости. Сет сказал, что хотел бы узнать, кому этот гроб будет по росту. Гости стали "примерять" его. Когда в него улегся Осирис, Сет быстро закрыл крышку саркофага и бросил его в Нил .

Исида нашла у берега тело мертвого Осириса и горько зарыдала над ним. Но злой Сет снова похитил тело Осириса, разрубил его на куски разбросал по всему Египту. Долго искала Исида останки Осириса. Из них она извлекла жизненную силу, и у нее родился сын Гор. Гор стал солнечным богом и считался покровителем фараонов. Его изображали с головой сокола.

Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Поначалу он потерпел поражение, и Сет вырвал у него глаз - всевидящее око Гора. Но, собравшись с силами, Гор победил Сета и вернул волшебный глаз. Он дал проглотить его своему мертвому отцу Осирису, и тот ожил. Осирис не остался на земле, он стал правителем подземного царства, судьей в мире мертвых.



Осирис взвешивал сердца умерших на особых веcax. На одну их чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если чаша с сердцем опускалась вниз, значит, человек при жизни был злым, сделал много плохого. В наказание Осирис приказывал отдать его чудовищу с телом льва и пастью крокодила. Если чаша оставалась на месте, значит, человек хорошо вел себя в земной жизни. Осирис поселял его на полях блаженства. Здесь человека ждала вечная приятная жизнь. Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Но одновременно она и главная из богинь, владычица небесная.

3. Храмы и жрецы.

В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами - пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами - обелисками. На обелисках высекались надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук . Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

4. Реформы царя Эхнатона. На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который посчитал, что жрецы бога Амона обладают слишком большой властью. Он решил положить этому конец. Но не только "могущество жрецов внушало беспокойство царю. Он был первым из правителей, задумавшимся над тем, почему люди поклоняются многим богам. Глубоко размышляя, читая священные книги, фараон пришел убеждению, что бог един. Он повелел подданным молиться единому богу Атону. Символом его был провозглашен золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали |земли. Каждый луч солнца заканчивался ладошкой, ласково гладившей людей.

Фараон Эхнатон и его семья поклоняются Атону. XIV в. до н.э. Из Тель-Эль-Амарны

Фараон сменил свое имя и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало "угодный Атону".

Фараон перенес столицу страны в специально построенный город Ахетатон - "Горизонт Атона". Так в Египте был установлен культ единого бога. Вера в единого бога называется монотеизмом. Статуи Эхнатона не похожи на застывшие торжественные статуи фараонов предшествующих времен. Эхнатон приказал изображать себя без прикрас, со всеми присущими ему недостатками. Изображения Эхнатона, Нефертити и их дочерей отличаются естественностью.

После преждевременной смерти Эхнатона жрецы отменили все введенные им новшества. Столица Ахетатон была заброшена и занесена песками.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.

В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.

Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

Сколько богов было в Древнем Египте?

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

египетский жук скоробей фото

К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.

Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.

Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.

Бог Амон Ра фото

Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

Духовная сущность древнеримской религии

Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:

  • Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
  • Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
  • Акер – привратник в мире мёртвых.
  • Аментет – богиня царства мёртвых.

Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.

Осирис фото

Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

Культ Атона

Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.

Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.

Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.

Древние египтяне были одними из самых религиозных народов, когда-либо живших на нашей планете. Их знания были лишь каплей в море того, что сегодня известно человечеству, поэтому они боялись многих вещей и верили в сверхъестественные силы. Эта вера и породила огромное множество древнеегипетских богов.

Если и была какая-нибудь ситуация или место, которое могло иметь своего собственного бога, то, скорее всего, он был не один. В то время как большинство божеств были известны на территории ограниченной местности, такие боги, как Ра, Осирис и Тот, были широко известны повсеместно.
В этом списке мы расскажем вам самые интересные факты про древнеегипетских богов и религиозные системы. Религия Древнего Египта не сильно отличалась от сегодняшней, призывая творить добро в этой жизни, чтобы заслужить себе место и в загробном мире.
И хотя она может показаться сложной и пространственной, эта религия была достаточно легко приспосабливаемой и развивалась в зависимости от обычаев и установленных порядков правящего фараона. Египетские боги часто имели как человеческий облик, так и могли изображаться в виде животных, что делало их весьма запоминающимися и легко узнаваемыми.
Если вам интересно узнать больше о древнеегипетских богах, то скорее прочитайте эти 25 любопытных фактов, которые вы могли не знать!
25. Как и многие ранние религиозные традиции, религия Египта в додинастический период была преимущественно анимистической: египтяне верили, что духи живут в животных, растениях и различных предметах.

24. Многие из широко известных сегодня египетских богов появились именно в те времена. К примеру, бог Анубис, покровитель некрополей и кладбищ и проводник мёртвых в загробный мир, изображался с телом человека и головой шакала, поскольку этих животных часто видели на краю пустыни - там, где египтяне хоронили мёртвых.

23. Хорошая новость для любителей крокодилов: у древних египтян был бог-крокодил! Себек был одним из самых могущественных и долго почитаемых божеств. Будучи богом воды и разлива Нила, Себек обожал мясо, как и большинство крокодилов. В знак почитания этого божества во многих древнеегипетских храмах держали живых крокодилов в специально созданных для них водоёмах.

22. У древних египтян было более 2000 божеств, однако большинство из них были местными - они были известны в местном масштабе в разных частях империи.

21. Как и у нас сегодня существует несколько направлений в христианстве - православие, католицизм, протестантизм, древние восточные церкви и т.д. - в Древнем Египте также было множество школ религиозных учений, и каждая из них претендовала на звание высшей.

20. Одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов - у бога солнца Ра. Каждую ночь его проглатывала богиня неба Нут, чтобы возродить к следующему восходу.

19. Культ древнеегипетских богов был одним из самых продолжительных в мире: эта религия просуществовала более 3000 лет. Например, буддизм существует всего только 2500 лет, христианство - 2000 лет, мормонизм - 200 лет.

18. Каждый новый фараон, приходивший к власти в Древнем Египте, популяризировал местного бога своей религии, способствуя тому, чтобы он стал общеегипетским. Например, когда при Среднем Царстве власть перешла к фиванским фараонам (2000-1700 г.г. до н.э.), Амон стал главным государственным богом, а после отождествления с древним солнечным богом Ра стал называться Амон-Ра.

17. Помимо своего анимистического происхождения, изображение животного, как часть божества, имело и другое важное значение: оно демонстрировало настроение бога. Если бог был разгневан, то вместо головы могли изобразить голову свирепствующего льва, а если он был спокоен и доброжелателен - голову кошки.

16. Древнеегипетские божества чаще всего изображались с человеческим телом и головой животного. Фараоны же, наоборот, изображались с телом животного и головой человека.

15. Боги Древнего Египта часто изображались с загадочным атрибутом Анх (или коптским крестом), который был у них в руках. Символизирующий собой вечную жизнь, этот крест, увенчанный кольцом сверху, был известен как «ключ жизни» и усиливал прочность и вечность их господства.

14. На первый взгляд может показаться сложным понять, божества какого пола изображены на древних рисунках, однако существует одна тонкость: боги изображались с тёмной кожей красновато-коричневого оттенка, в то время как богини имели жёлтую кожу, символизировавшую их закрытый образ жизни.

13. Бог Бес, изображавшийся в виде карлика, был одним из самых «деятельных» в Древнем Египте: он был покровителем младенцев, будущих матерей и домашнего очага, защитником от ночных кошмаров и укусов скорпионов, змей и крокодилов.

12. Религия в Древнем Египте была политеистической (вера в нескольких богов, многобожие) на большем протяжении своего существования, за исключением короткого периода, когда фараон Эхнатон из XVIII династии, придя к власти, установил в стране монотеистический культ (религиозное представление о единственности Бога). Всеобщее почитание во время его правления было сосредоточено вокруг Атона, бога солнца, роль которого древними египтянами приписывалась богу Ра.


11. Кроме божеств, в системе верований древних египтян важную роль играли также и демоны. И хотя они были более могущественны, чем люди, они всё же уступали богам, однако в большинстве случаев были бессмертны и могли появляться в нескольких местах одновременно.

10. Одним из самых известных и почитаемых символов Древнего Египта был жук-скарабей, олицетворявший собой возрождение и защиту. Египтяне часто носили амулеты в виде скарабеев для безопасности, соотнося это с Хепри, утренней ипостасью солнечного бога, который изображался с жуком-скоробеем вместо головы.

9. Древние греки провели немало параллелей между своими божествами и древнеегипетскими. Проходя со своим войском через Египет, Александр Македонский сделал остановку в оазисе Сивы, чтобы посоветоваться с оракулом Амона, который у древних греков считался богом Зевсом. Александр был настолько хорошо известен в Древнем Египте, что оракул Сивы даже назвал его сыном Амона.

8. Несоответствие, заключённое на небесах: бог сухого воздуха и солнечного света Шу был женат на богине влаги и покровительнице дождя Тефнут.

7. Фараон был посредником между богами и древними египтянами. Его роль заключалась в сохранении тонкого баланса и поддержания хороших отношений с божествами. Жители Древнего Египта верили, что после своей смерти фараон сам становится богом, если его сердце легче пера.

6. Богиня Бастет (или Баст) изображалась в виде женщины с головой кошки. Последователи её культа настолько почитали кошек, что мумифицировали животных после их смерти. Возле главного храма Бастет в городе Бубастис археологи даже обнаружили гигантское кладбище мумифицированных кошек.

5. Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Внутрь храмов разрешалось входить только жрецам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи. Обычные египтяне могли дойти лишь до ворот храма.

4. Несмотря на свою важность, древнеегипетский бог Земли Геб (внизу в центре) никогда не становился объектом культа, как, например, Осирис и Амон. Поскольку он был богом Земли, люди верили, что, когда он смеётся, происходят землетрясения.

3. Древние египтяне возвели бесчисленное количество статуй своих богов, омывая их водой с ароматом лотоса и смазывая маслами, прежде чем украсить ювелирными изделиями, надеть одежду и нанести макияж.

2. Одним из самых ненавистных богов у древних египтян был Сет (слева), бог хаоса, разрушения, войны и смерти. У него было человеческое тело и голова животного, которого египтологи не смогли идентифицировать ни с одним из известных животных. Сета особенно ненавидели за то, что он убил своего брата Осириса, чтобы вместо него занять трон.

1. В качестве защитного амулета египтяне носили один из самых особенных символов Древнего Египта - Глаз Гора. Он символизировал собой исцеление и восстановление и, как считалось, защищал своего владельца с помощью белой магии.