Внеклассное мероприятие "Религия: история и современность"

Минюст России определил перечень публичных религиозных мероприятий, для которых не требуется согласования с властями. К ним относятся обряды, проводимые на территории церквей, кладбищ, мест паломничества или жилых помещений. Остальные религиозные мероприятия, такие как крестные ходы или массовые уличные молебны, подпадут под закон о митингах и поэтому будут требовать уведомления.

Минюст опубликовал законопроект, в котором определил понятие публичных религиозных мероприятий. Под «публичными религиозными обрядами и церемониями понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания», - говорится в проекте. Публичные религиозные мероприятия должны согласовываться с властями в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Поправки Минюста предлагается внести в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Без согласования с чиновниками религиозные обряды можно проводить в зданиях культовых сооружений, принадлежащих религиозным организациям или «предоставленных им на ином имущественном праве», на земельных участках, принадлежащих храмам, кладбищах и в крематориях, в местах паломничества и жилых помещениях.

Документ Минюста подготовлен во исполнение постановления Конституционного суда, вынесенного в декабре 2012 года, в котором суд просил законодателя определить те религиозные мероприятия, которые «не требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

По мнению судей КС, проводить прямую аналогию между митингами и религиозными акциями, пусть и проводимыми вне стен храмов, недопустимо. По мнению судей КС, уведомлять местные власти необходимо только в том случае, если религиозное мероприятие может представлять опасность для общественного спокойствия.

Таким образом, Конституционный суд вступился тогда за «Свидетелей Иеговы», оштрафованных в Татарстане и Белгороде за проведение публичных богослужений. Местные власти оказались недовольны тем, что их не уведомили об акции, и подвели «иеговистов» под закон «О митингах и шествиях».

Автором обращения в суд являлся уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, который счел, что суды Татарстана и Белгородской области неправомерно оштрафовали местные организации «Свидетелей Иеговы».

В обоих регионах «Свидетели Иеговы» арендовали залы в бизнес-центрах и офисных зданиях, где проводили богослужения. Местные власти, однако, восприняли это как административное правонарушение. Логика была простой: так как богослужение проводится вне стен культовых зданий, то оно подпадает под закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (речь идет еще о старой редакции этого закона, так как описываемые события происходили в 2009 и 2011 годах). Следовательно, о нем надо было заранее подать письменное уведомление. Решение об административном штрафе было принято сначала мировыми судьями, а потом подтверждено на всех уровнях, вплоть до Верховного суда.

Депутат фракции ЛДПР, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов считает, что «это логичная мера, которая возникла в недрах Минюста вследствие решения КС».

«Минюст разъяснил места, на которых не требуется уведомления для проведения религиозных обрядов. Все остальные мероприятия, которые требуют дополнительной организации общественного порядка, носят уведомительный порядок согласования с местными властями.

Я считаю, если религиозная организация, которая проводит публичное мероприятие в публичных местах, требующих дополнительных мер по обеспечению безопасности и общественного порядка, и не согласовывает акцию с властями, то он попадает под действие закона о митингах», - сказал депутат «Газете.Ru».

«Задача Минюста состояла в том, чтобы уточнить положение ст. 16, дать определение «публичного религиозного обряда», что Минюст и сделал, определив их как «открытые, доступные мероприятия». Например, такие мероприятия проводятся православной церковью в день славянской письменности,

«Крестный ход от Славянской площади до Кремля и сейчас проводится с уведомлением органов местного самоуправления», - пояснила «Газете.Ru» глава юридической службы патриархии инокиня Ксения (Чернега). Она подчеркнула, что законопроект возражений у РПЦ не вызвал.

«Мы согласны с тем, что уведомление не должно подаваться в случаях, когда обряды проводятся в тюрьме, больнице, в жилом помещении или в культовом здании. И Минюст как раз уточнил, что, например, не требуется уведомления при проведении публичного религиозного обряда в здании, которое принадлежит на праве собственности или ином имущественном праве. - уточнила Чернега. - В случае аренды помещения частными гражданами, и такие случаи описаны в постановлении Конституционного суда, требуется уведомление. Поскольку в законопроекте указано, что без уведомления в арендованных помещениях могут проводиться публичные религиозные мероприятия только в том случае, если договор аренды заключен с религиозной организацией».

«Конечно, органы местного самоуправления могут отказать в проведении публичного религиозного мероприятия, но только в том случае, если на то же время и место подано уведомление от другой организации, но оно было подано ранее. Перечень оснований отказа предусмотрен законом о митингах. Но мы никогда с этим не сталкивались», - сказала представитель патриархии. По ее словам, РПЦ попробует уточнить понятие публичного богослужения, поскольку, как правило, традиционные конфессии не проводят закрытых богослужений.
Газета.ру

Ваша точка зрения?

...) в течение 18 лет наблюдали за 2433 добровольцами обоих полов. В частности, они собирали информацию о посещении ими религиозных мероприятий и оценивали их индекс массы тела. На момент начала исследования его участникам было от 20 до 32 лет. После введения поправок... Matthew Feinstein) предположил, что этому может способствовать обычное для религиозных мероприятий сочетание хорошего настроения и употребления нездоровой пищи. Такое сочетание, пояснил он, порождает нездоровые пищевые привычки, ...

https://www.сайт/journal/136293

Понимание содержит в развитой форме все характерные для религии идеи о природе человека. Религиозные представления о человеке, отражая подавленность людей внешними природными и социальными силами, фантастически искажают реальное соотношение... умерщвления плоти, как правило, никогда не следовало им. Для оправдания образа жизни богатых религиозными идеологами изобретались дополнения о спасающей силе благотворительности, которая якобы упраздняет развращающее влияние богатства. Помимо...

https://www..html

Борьбе с природой. В дальнейшем, на следующей ступени развития, мы увидим. Что это старое религиозное представление о чудесном рождении не умирает, оно связывает угнетенных верой в божественность угнетателей, так как в рабовладельческом... старейшина, которому и приписывается в первую очередь чудесное происхождение. На этом процессе развития определенного типа религиозных верований мы остановимся несколько далее. Сейчас же следует кратко рассмотреть судьбу в фольклоре, в сказке...

https://www..html

Конфессионального пространства России констатируем факт, подтверждаемый данными Министерства юстиции о регистрации религиозных объединений, материалами социологических исследований и даже простыми повседневными наблюдениями каждого... как это ни парадоксально, в немалой степени способствовала и репрессивная политика правительства по отношению к этим религиозным направлениям и целым слоям населения, обвиненным в национализме и сопротивлении коллективизации. Благодаря депортациям, высылкам, ...

https://www..html

Научный коммунизм по своей сути атеистичен и победа социализма свидетельствует о несостоятельности любых религиозно -идеалистических концепций общественной жизни. В условиях национально-освободительного и революционного движения представители наиболее... верующих к полному отчуждению от мира и отвлечению от жгучих социальных проблем, объявляется современными религиозными идеологами псевдохристианской, воспитывавшей «узких фанатиков с изуродованными представлениями о христианстве» Для «богословия...

https://www..html

Знаний и заблуждений. Наряду с практически обоснованными и подлинно научными сведениями усваиваются и религиозно -фантастические представления. Но в своей практической деятельности каждое новое поколение производит проверку унаследованной информации... сознанию, и в связи с этим эмоции, вызываемые ею, настолько слабы, что не заставляют их должным образом выполнять религиозные предписания. Такие верующие почти не посещают церквей, не соблюдают постов и праздников и вспоминают о церкви в тех...

Сценарий мероприятия «Религия: история и современность»

Учитель истории и религиоведения: Школдина Н.А.

Цели мероприятия:

активизировать познавательный интерес у ребят к истории религий своего государства и других стран, развивать общий кругозор.
- способствовать формированию у детей чувства гордости за свою страну, причастность к судьбе своей страны.

- воспитывать уважительное отношение к прошлому Казахстана и толерантное отношение друг к другу, к культурным ценностям других народов.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя
- В качестве эпиграфа к сегодняшнему мероприятию я взяла следующие строчки:

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.

В Казахстане - на земле родной,

Живем мы все большой и дружной семьей.

Казахстан 16 декабря 1991 года стал независимым государством. До этого счастливого дня казахский народ в своей истории пережил немало трудностей и страданий. Триста лет он был лишен независимости. Около 200 лет он был под гнетом царской России. А 75 лет, будучи в составе Советского Союза, был полностью лишен самостоятельности.
Сегодня Казахстан является островком мира, стабильности и спокойствия и развивается именно благодаря труду, взаимному доверию и дружбе более чем 130 народов и 45 религиозных конфессий. И основополагающая роль в этом принадлежит нашему Президенту – Нурсултану Абишевичу Назарбаеву!

Мы живем в общем доме, под единым шаныраком.
Наше мероприятие называется «Религия: история и современность» Сегодня мы с вами узнаем не только о новых фактах о религиях разных стран, но и вспомним то, что уже изучали по истории.

Представление команд

Конкурс №1 «Блиц опрос»

    Определите 3 мировые религии ?

    Кто является пророком в исламе?

    Кто является пророком в христианстве?

    Назовите любого бога в религии Древнего Египта?

    Назовите любого бога в религии Древней Греции?

    Как зовут отрицательного демона в христианстве?

    Как зовут бога в исламе?

    Как называется главный бог в религии буддистов?

    Как называется священная книга в исламе?

    Как называется священная книга в христианстве?

    Как называется священная книга в буддизме?

    Как называется религия древних тюрков?

    Какая религия является государственной в Республики Казахстан?

    Какие религиозные праздники считаются выходными в Казахстане?

    Имеете ли вы право молиться в Казахстане?

    Что такое толерантность?

    Как называется вера в одного бога?

    Как называется вера в нескольких богов?

    Система взглядов, отвергающая религию и существование Бога ?

    Сколько религиозных конфессий находится у нас в Казахстане?

    Когда православные празднуют Рождество Христово?

    Какой день является Днем духовного согласия в Казахстане?

Конкурс №2 «Хронолет». Наше государство является одним из немногих, где на курбанайт все русские поздравляют казахов «Кутты болсын», а все казахи на пасху говорят Христос воскрес и воистину воскрес. Но все это происходит благодаря правильной политики нашего Президента на протяжении всего времени независимости нашей Республики. А какие события происходили на протяжении 24 лет независимости вы сейчас вспомните!

(Учащиеся ловят хронолеты, кто больше и быстрее и говорят какие события произошли в годы указанные на хронолетах)

Даты:

0 год нашей эры

10 век.Караханиды

1 декабря 1991 год (Первые выборы Первого Президента РК)
10 декабря 1991 год (Присяга Первого Президента РК)

16 декабря 1991 год (Принят Закон о Государственной Независимости РК)

15 ноября 1993 год (Принята национальная валюта - тенге)

4 июня 1992 год (Принят Флаг и Герб РК)

18 октября 1992 год (День духовного согласия РК)

28 января 1993 год (Принята Первая Конституция РК)

30 августа 1995 год (Принята Вторая ныне действующая Конституция РК)

10 декабря 1997 год (Акмола – столица нашего государства)

6 мая 1998 год (Указ о переименовании Акмолы в Астану)

Конкурс №3 «Составление диаграммы Вена в общих характеристиках заповедях мировых религий». Каждый из Вас является жителем нашей большой многоконфессиональной страны. Каждый из вас воспитывается как толерантная личность сейчас вы это и докажете работая вместе.

Христианство:

1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Чти день субботу, чтобы святить его. 6 дней работай, а 7 отдыхай.

5. Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не сплетничай).

10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Буддизм:

1. Защищай чужую жизнь.

2. Не укради, уважай чужую собственность и практикуй щедрости.

3. Не прелюбодействуй и будь верен своему спутнику жизни.

4. Не лги и будь честным и искренним.

5. Не клевещи.

6. Не говори грубо.

7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню.

8. Не будь жадным.

9. Не причиняй кому-либо вред.

10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Ислам:

1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;

2. Почитайте отца и мать;

3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);

4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;

5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною,

исключая того случая, если вам предоставлено право на это;

6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;

7. Честно соблюдайте вес и меру;

8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;

9. Будьте справедливы на суде;

10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.

Игра со зрителями: Пока участники команд составляют диаграмму Вена, мы с вами поиграем в игру. Мне необходимо 3 желающих участника. (участникам на спину крепится названия национальностей, которые они должны отгадать с помощью зала и пятью вопросов)

Казах, русский, украинец.

Конкурс №4. «Достопримечательности религий». В каждой религии есть свои храмы, достопримечательности и разные архитектурные особенности. Сейчас вы должны разобраться в том, какая картинка достопримечательностей определенной религии как называется. (Команды наклеивают достопримечательности к надписям)

Игра со зрителями: паутинка

Заключительное слово учителя: Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому так важно объединяющее начало, заложенное в любой религии. Для будущего процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими её. Конечно, основой вашей жизненной позиции в будущем должны явиться все ваши знания, приобретаемые в школе, в жизни...

Конкурс № 5. «Кроссворд» Команды за 3 минуты должны заполнить 2 кроссворда по религии Древнего Египта и Древней Греции.

В это время для зрителей включается видеофильмы по религии

Итоги мероприятия: рефлексивный опрос для участников

Сколько процентов вы узнали нового из сегодняшней информации?

Оправдало ли мероприятие ваши ожидания?

Что бы вы хотели добавить в подобные мероприятия в следующий раз?

Легче работать командой или индивидуально?

Для зрителей – поднимите руки те, у кого в течение проведения мероприятия появилось желание поучаствовать в нем?

Мне хотелось бы закончить наше мероприятие строками из стихотворения о Казахстане:

На просторах Казахстана

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны,

Всем народам - любовь и почет.

Мир - солнышке и детям,

Мир - природе, мир - весне!

Мир - былинке, мир - планете!

Мир - всем людям на Земле!

Подведение итогов жюри.

Мировые религии.

Цель:

Сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий.

Задачи:

определить значения термина «религия», дать учащимся знания о мировых религиях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни;
сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Оборудование : презентация, интернет-ресурсы, проектор, компьютер, аудиозаписи.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Трудно представить себе человека, который никогда не соприкасался с религией, не видел храмов, священнослужителей и телевизионных трансляций с праздничными служениями. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить не о самих религиях, но и попытаемся разобрать следующие вопросы: какие существуют мировые религии, чем они отличаются друг от друга, спасет ли религия от жестокости и насилия современного мира.

Ход урока.

(слайд 1)

Ребята, в мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными мировыми религиями являются:

Буддизм, 300 млн. человек

Христианство почти 1,5 млрд. человек

Ислам около 1,3 млрд. человек

Какое определение вы можете дать слову «Религия»? (ответы обучающихся)

(слайд 2,3)

Посмотрите, пожалуйста на слайд. Здесь представлены несколько определений.

Первое - Особая форма мировоззрения, сосредоточенная на познании Высшего бытия. Религия стремится дать ответ на вопрос о смысле жизни.

(слайд 4)

Второе - Религия - основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека.

Появление религий было связано с необходимостью объяснение некоторых непонятных ему вещей. Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу. Эту силу и опору он нашел в религии.

(слайд 5, 6)

Ребята первая религия с которой мы с вами познакомимся, является одной из древнейших и величайших религий, получившей свое распространение во многих странах мира среди народов говорящих на различных языках это БУДДИЗМ.

Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма имеются и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм имеет свою большую историю. По оценкам специалистов буддизм возник на 500 лет раньше христианства и почти на целое тысячелетие раньше ислама.

(слайд 7)

На этом слайде изображен символ буддизма — Дхармачакра , или Колесо закона (колесо сансары).

Давайте внимательно рассмотрим и разберем его.

Центр колеса — ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В её проекции легко угадывается символ инь-ян — единство женского и мужского начала, восемь спиц — символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам»:

правильное воззрение,

правильное мышление,

правильная речь,

правильное поведение,

правильный образ жизни,

правильное усилие,

правильное осознание,

правильное созерцание (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).

(слайд 8) Что же являетсяважнейшим из положений учения буддизма? (ответы обучающихся)

Это вера в переселение душ или перевоплощение. Легенда говорит, что Будда прошел через бесконечное множество перевоплощений, причем великое множество образов, которых сменил Будда, принадлежат низким сословиям (пастух, резчик, каменщик, погонщик слонов и т.д.). Наверное потому эта религия привлекала внимание людей всех сословий.

Буддизм, как и другие религии, как, например, ислам или христианство, возник в результате божественного откровения. В христианстве - это Библия; в исламе - Коран; в буддизме же это земная проповедь, самого божества, снизошедшего на землю под именем Будды, что на древнем индийском языке означает «просветлённый», «достигший прозрения».
Буддийские священные книги содержат не мало легенд, повествующих о появлении Будды на земле, его пути к совершенству. Все основные биографии Будды появились не ранее II-III вв. н.э.

(слайд 9, 10)

В буддизме как таковой священной книги нет. Очень долго не записывалось учение самой древней мировой религии - буддизма. Так - из уст в уста оно распространялось по разным странам. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. Для этого потребовалось несколько столетий. И только через 600 лет, в I веке до н.э., все собранные сведения были собраны записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины.

Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака , что обозначает «Три корзины мудрости».

В 1871 году в Мьянме был создан буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали общепринятый текст Типитаки . После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя.

Куто-до Пайя - это городок-библиотека, почитаем большинством буддистов мира.

(слайд 11,12)

Какое же видение существования мира и жизни в Буддизме?

Существует легенда о том, что Будда, сидя под древом бодхи, узрел огромное колесо, которое объемлет собою все существование и включает в себя все живое. Колесо беспрерывно вращается: день за днем, жизнь за жизнью, век за веком.

Давайте рассмотрим его и подробнее разберем.

Это огромное колесо вращается на ступице, сделанной из трех тварей, образующих кольцо: красного петуха, жадно роющегося в земле; зеленой змеи, с красными и злющими глазами; и черной свиньи, бессмысленно валяющейся, в грязи; и эта тройка образует кольцо, каждый из них кусает за хвост переднего.

Ступица образует первый круг колеса, который разделен по вертикали на две половины - черную и белую. На обеих половинах размещены изображения мужчин и женщин. На белой стороне фигуры движутся вверх. Их лица выражают восхищение и блаженство. На черной половине фигуры погружаются вниз головой. Их лица выражают муки и ужас. Следующий обод колеса самый широкий. Он разделен на шесть секторов, и в каждом из них изображен целый мир. Каждый сектор представляет состояние ума или уровень сознания. Наверху располагаются боги (дэвы). Они обитают в роскошных дворцах, окруженные великолепием и роскошью.

Далее, если идти по часовой стрелке, мы увидим асуров. Они живут в состоянии вражды и зависти, непрестанно воюют и потому закованы в броню и сжимают в руках оружие. Асуры сражаются, чтобы завладеть плодами с древа исполнения желаний. В следующем секторе мы видим голодных духов. Все они всегда неутолимо голодны, но любая пища, к которой они прикасаются, превращается в огонь или в отбросы.

В нижнем секторе мы видим существ, претерпевающих всевозможные мучения. Одни вмерзают в куски льда, другие горят в огне. У кого-то отсечены головы, кто-то разрублен пополам, третьих пожирают чудовища. Затем мы видим множество видов животных: рыб, птиц, насекомых, земноводных, зверей. Одни крупные, другие мелкие; одни мирные, другие хищные. В последнем секторе мы видим людей, а также их дома и земли, сады и поля. Обитатели этих миров не остаются там навечно, они исчезают из одного мира и переходят в другой. И даже боги, хотя и находятся в своем мире очень долго, все равно затем покидают его и вновь появляются где-то в другом мире.

Последний обод колеса разделен на двенадцать секторов, в которых мы видим изображение стадий того процесса, в ходе которого существа переходят из одного мира в другой в уже рассмотренном объемлющем ободе (в ряде случаев они появляются вновь в том же самом мире). По часовой стрелке эти картины представляют следующее:

(1) слепец с клюкой;

(2) горшечник с гончарным кругом и горшками;

(3) обезьяна на цветущем дереве;

(4) лодка с четырьмя пассажирами; один правит рулем;

(5) пустой дом;

(6) мужчина и женщина в объятиях друг друга;

(7) человек со стрелой в глазу;

(8) женщина, подающая вино сидящему мужчине;

(9) человек, собирающий плоды с дерева;

(10) беременная женщина;

(11) роженица;

(12) человек, несущий на спине труп к месту кремации.

Это колесо сжимает стоящий за ним ужасный монстр - полудемон, полузверь. Его голова высовывается из-за колеса, у него три глаза, длинные клыки, на нем корона из черепов. По другую сторону колеса видны его когтистые лапы и свисающий хвост. Это и есть тот, кто вечно вращает колесо жизни.

(слайд 13, 14)

Давайте немного поговорим об особенном значении храмовых ансамблей буддийской культуры.

Посмотрите внимательно. Это- пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

(слайд 16, 17)

Следующая религия, которую мы с вами рассмотрим - это Христианство .

Христианство имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм . Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно её вторая часть - Новый Завет).

(слайд 18,19,20)

Ребята, знали ли вы, что первым знаком христианства было изображение рыбы. Рыба по старо-гречески — «ихтис (ихтюс), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель».

Давайте немного поподробнее разберем значение Православного креста. К большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки Спасителя Иисуса Христа. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назорей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины, направленный вверх, означает прощёного разбойника, который попал в рай, а конец перекладины, направленный вниз — второго распятого, который попал в ад.

За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Православная Церкви (Византийская традиция), Католическая церковь (Римская традиция) и Протестантская церковь (традиция Реформации 16 века).

Католицизм (католичество ) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.

Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).

Протестантизм, или протестантство (от лат.protestatio, onis f — торжественное заявление, провозглашение, заверение). Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Англиканство

Анабаптизм

Кальвинизм

Лютеранство

Цвинглианство

(слайд 21)

Может кто-нибудь знает как называется священная книга в христианстве?(ответ обучающихся).

Библия - это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с VII-ого по III-ий век до Р.Х.

(слайд 22)

Посмотрите на слайд. Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому.Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток. Кровля храма увенчивается куполом с крестом.

(слайд 23,24)

Последняя и самая молодая религия - ислам.

Ислам (араб. الإسلام‎ — «покорность», «предание себя [Богу]») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическа авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,55 млрд человек, проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. Основатель ислама — пророк Мухаммед (ум. в 632 году).

(слайд 25)

Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда . История появления этого символа уходит корнями к одному из предков Александра Македонского, который со своим войском осадил город Байзанта (Константинополь). Жители же его, в одну из ночей умудрились дать ему отпор и изгнать из города. Эта их победа совпала с появлением зари. Они сочли это добрым предзнаменованием и приняли символ в виде полумесяца в качестве увековечивания в памяти этого знаменательного события.

Символом ислама было принято знамя таухида (Единобожия), на знамени приведена шахада , что означает: «Нет Бога кроме Аллаха , и Мухаммед посланник Его».

(слайд 26)

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

(слайд 28,29)

Главной священной книгой мусульман является Коран.

Мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний - Мать Книг, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран , который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джибраиль (Гавриил). Коран разделен на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада. В других сурах говорится о том, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

(слайд 30,31)

Давайте рассмотрим архитектуру мечетей.

Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). К мечети пристраиваются башни-минареты с которых муэдзины призывают на намаз. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, горизонтально иливертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В других странах он изображается в виде серпа.

Подведение итогов.

Вопросы учащимся:

Все религии одинаковы? В чём их различия? (ответы обучающихся).

А есть ли в них общее? (ответы обучающихся).

Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? (ответы обучающихся).

Какую роль и функции религия выполняет? (ответы обучающихся).

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке? (ответы обучающихся).

Ребята, мы живём на планете, которая населена более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным народам, национальностям, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит злу, не призывает к войнам и насилию. Все религии должны объединять людей. Каждый человек должен сам решать в какого Бога верить. Нужно научиться уметь принимать чужой выбор, что позволило бы всем жить в мире, любви и спокойствии.

Спасибо. Урок окончен.

Литература:

1.История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов/ Под ред. А.Н.Сахарова. - М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007. - 400 с.

2.Краткая история Ислама: - Казань; Изд. «Дом печати», 1997. - 68 с.

3.Религии мира. 10-11 кл./ Л.Г. Жукова, А. В. Журавский - М.: Дрофа, 1997. - 272 с.

4.Религия мира и добра: школьникам о исламе. - Казань: Магариф, 1999. - 127 с.

Назад ">Вперёд




15 июня в 17:00 в клубе села Сардаркент Сулейман-Стальского района прошел сход сардаркентцев организованный активистами села вместе с главой муниципального поселения Нурали Эмраховым. На мероприятие были приглашены имам Сулейман-Стальского района Сулейман-хаджи Тагибеков и его заместитель Хасан-хаджи Амаханов.

Мероприятие своей речью открыл активист и старейшина села, который в данное время живет в городе Каспийск, Абдул-хаджи Муслимов. «Приветствую вас дорогие односельчане, поводом для нашего собрания является желание изменить состояние села в религиозном плане в лучшую сторону. Для этого у нас должен быть в селе компетентный имам, которого мы все будем поддерживать. А еще хорошо было бы подписать газету «Ас-Салам» на лезгинском или русском языке, чтобы черпать из нее религиозные знания», - отметил старейшина.

После него выступил Сулейман-хаджи и сказал следующее: «Для того чтобы прийти к какому то решению, у нас всех должна быть одна цель! Если наши мнения будут разниться, то от нашего схода не будет пользы. Если после того как из этого села в Сирию ушло несколько молодых людей мы не проснемся, то когда еще? Мы должны знать, что без знаний, без знающих людей, без действующей мечети дела в селе не улучшатся. Некоторые думают, что если в селе не будет мечети или если она будет закрыта, то там заблуждение не распространится. Но это ошибочное мнение. В вашем селе мечеть закрыта была же, так почему среди некоторой части молодежи распространилась «чума»? Если не будет врачей, то некому будет лечить больных или заниматься профилактикой болезни».

Затем свое слово сказал Хасан-хаджи: «Есть такая пословица у нашего народа: «Ребенка надо воспитывать с колыбели». К сожалению, мы забыли про это. Мы забыли вообще про воспитание детей! Мы забыли Ислам! А ведь мы в ответе за наших детей, за подрастающее поколение. Родители сейчас заняты тем чтобы обеспечить ребенка материально, стараются чтобы их чадо не отставало от сверстников не в духовном, не в нравственном, а в материальном плане. С и когда те взрослеют с них требуют только материальные блага, чтобы они поехали на заработки, чтобы зарабатывали мирское богатство. Но в один прекрасный день, они узнают, что их дитя не на заработках, а в Сирии, на войне. Да сохранит Аллах!», - отметил заместитель имама Сулейман-Стальского района.

И в конце к собравшимся обратился глава села Сардаркент Нурали Эмрахов. Он поблагодарил всех кто пришел на сход и подтвердил, то что действительно село нуждается в компетентном имаме. Сказал что жители села приложат все усилия чтобы найти такого имама.

После мероприятия всем присутствующим раздали газеты «Ас-Салам» на лезгинском и на русском языках, журналы «Ислам», а также книги Муфтия Дагестана Ахмада-афанди «Сады благонравия», желающих подписали на газету «Ас-Салам».