Уманские евреи. Еврейские кварталы умани. Постновогодний период в иудаизме

Нашествие хасидов в Умани — явление, характерное для позднего сентября и раннего октября. В эти дни в маленький черкасский городок съезжается около более сорока тысяч брацлавских хасидов-паломников. В обозначенный период Умань отчаянно напоминает израильский город: местное население буквально растворяется в потоке евреев-туристов.

Еврейский Новый год, или так называемая «глава года», — главная причина, почему хасиды едут в Умань. Почему именно Умань стала центром еврейского паломничества? Узнайте в статье!

Умань, Украина и хасиды — что их связывает?

Умань отличает не только богатое казацкое прошлое. Для ортодоксальных иудеев это место прежде всего является одной из самых почитаемых святынь, поскольку именно здесь расположена могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского). Каждый порядочный еврей обязан посетить это место. Паломники-хасиды в Умани не просто справляют Рош-Ха-Шан, но и ищут счастья. Популярная среди иудеев легенда гласит: если встретить Новый год у могилы цадика, то последующий год принесет много счастья.

Хасидизм как ветвь иудаизма

В XVII веке широкое распространение получило ортодоксальное ответвление иудаизма — хасидизм. Переводимое с иврита как «праведность», слово используется для обозначения религиозного течения, суть которого заключается в том, что религиозный экстаз важнее стихов Талмуда. Другими словами, учение, разработанное раввином Бештой, подразумевало следующее: неграмотный еврей может оказаться ближе к Богу, нежели самый искусный ученый. Такой подход понравился евреям, придерживавшимся классического иудаизма. Из маленького городка Меджибож, что расположен на территории современной Хмельницкой области, хасидизм распространился на Польшу и охватил значительную часть Украины. Итак, кто это — хасиды? Это иудеи, отвергающие ритуалы и процедуры посещения синагоги.

История великого еврейского пророка

Поскольку в XVII веке наблюдалась раздробленность хасидского учения, существовало множество групп, каждая из которых по-своему видела собственную веру. Раввины, или так называемые цадики, являлись своего рода посредниками между божеством и смертным человеком. Звание легендарного посредника-хасида носит Нахман из Брацлава. Он, являясь правнуком Бешта, скорректировал веру хасидов и основал брацлавский хасидизм.

Причины, почему хасиды празднуют Новый год в Умани , скрываются глубоко в биографии цадика Нахмана. Пророк родился в городе своего прадеда, Меджибоже, в 1772 году. К 14 годам, по еврейским обычаям, он уже обзавелся женой. После кончины тестя Нахман перебрался в Медведовку, где принял сан цадика. Здесь же он начал активное реформирование веры посредством проповедей. Молодой цадик быстро заполучил благосклонность местного иудейского населения. К 20 годам он уже носил звание учителя.

Религиозная деятельность цадика

Уважаемый статус ребе не испортил цадика: Нахман вел максимально скромный образ жизни. Вместо материальных благ он предпочитал религиозное и духовное просвещение: поездка в Израиль вдохновила его на изучение Каббалы и активную проповедническую деятельность.

Путешествуя по Умани, хасид посетил еврейское кладбище. Он пожелал быть похороненным именно здесь, среди жертв еврейских погромов в период Колиивщины.

Брацлавский дом цадика, сгоревший дотла в 1810 году, вынудил Нахмана переехать в Умань, где он провел последние дни своей жизни. Пораженный тяжелой и неизлечимой в те времена болезнью, туберкулезом, цадик умер. Хасиды Умани глубоко скорбели о смерти проповедника.

Что проповедовал цадик?

В общих чертах учение Нахмана можно описать так: он призывал молиться в радости. По его мнению, молитва не должна удручать, поэтому ее уместно сочетать с танцами, песнями и весельем. Саму молитву малограмотным евреям рекомендовал читать «от сердца»: не на иврите, а на родном идише, с допустимым изменением глав Торы.

Современные хасиды — кто это?

Празднование еврейского Нового года, Рош-Ха-Шана, длится два дня. Этот день приходится на новолуние тишрея (осеннего месяца по еврейскому календарю). Слово «тишрей» имеет корень «шеру» — в переводе с иврита это значит «начинать»: семиты относят начало года к моменту сбора позднего урожая.

Традиционно в первый вечер Нового года хасиды поздравляют друг друга, вписывая в Книгу жизни приветствия и пожелания. Праздничную трапезу отличает обряд, проводимый с целью обеспечить благополучие в следующем году: хлеб, над которым произносят бенедикцию, обмакивают в мед. К слову, с последним в Рош-Ха-Шан евреи нередко едят яблоки.

П аломники- хасиды Умани обязательно проводят праздничный день в молитве. По правилам, зачитываемые молитвы должны основываться на тридцати библейских текстах.

Десять из них должны быть посвящены Богу как царю, второй десяток текстов должен быть о Боге как таковом, и третий десяток должен обязательно содержать упоминания шофара (бараньего рога). Последний является важнейшим новогодним атрибутом — его звук раздается во время утренней молитвы.

Постновогодний период в иудаизме

Рош-Ха-Шан знаменует начало десяти дней трепета (йомим ха-нора). Этот период верующие должны посвятить обдумыванию собственных поступков, исправлению допущенных ошибок и раскаянию. Заканчивается период Йом-Кипуром — днем под знаком всепрощения и искупления. К слову, после этой даты утверждается Божественное решение, которое, как верят хасиды, предопределяет человеческую судьбу в ближайший год.

Поездка хасида в Умань — священный долг

Паломники-хасиды Умани собираются общи нами . Традиция посещать священное место укоренилась среди брацлавских иудеев. Некоторые хасиды предпочитают приезжать сюда ежегодно, некоторые могут позволить себе всего несколько поездок. Однако истина одна: путешествие в Умань — долг каждого хасида.

Интересно, что израильские благотворительные фонды оказывают поддержку тем евреям, которые не имеют материальной возможности посетить Умань. Специальные структуры оплачивают путешествие общины и обеспечивают ее пищевым пайком и средствами для временного проживания в Украине.

Культура паломничества

Первыми в Умань приезжают обеспеченные иудеи: обычно они прилетают в Украину за неделю до Рош-Ха-Шана. Массовое прибытие хасидов наблюдается за 2-4 дня до наступления Нового года.

Двигаются они из одесского и киевского аэропортов на автобусах. По приезде на улицу Челюскинцев, что в Умани, приезжие хасиды предъявляют свои документы и проверяются на наличие запрещенных вещей — своего рода контрольно-пропускной пункт, где собирается не только милиция, но и всякий желающий заработать на туристах местный житель.

Как Умань встречает паломников

У многих местных жителей то, что хасиды делают в Умани , вызывает не только благоговение, но и непонимание. С экономической точки зрения паломничество является выгодным для Умани и Украины в целом. Приезжая на праздник, евреи ни в чем себе не отказывают: они готовы тратить деньги на хорошую еду и жилье. Также они с удовольствием воспользуются услугами такси, чтобы добраться до пункта назначения. Вот что украинцы думают о хасидах в Умани : действительно, предприимчивые местные жители ловят момент и предлагают широкий спектр услуг гостям-паломникам. Так, ежегодно в сентябре наблюдается тенденция стремительного роста цен на аренду квартир. Тем не менее стоит отметить, что евреи, приученные к соблюдению порядка в родном Израиле, позволяют себе разгуляться в Украине, где к соблюдению законов относятся не так щепетильно. Например, хасиды в Умани засоряют город, разбрасывая мусор, — в Израиле за такие действия им бы пришлось платить крупные штрафы.

Городские власти сотрудничают с хасидской организацией, которая поддерживает паломничество евреев в Умань, и в новогодний период активно нанимают на работу для уборки улиц местных жителей.

К сожалению, период активного паломничества не обходится и без столкновений между хасидами и местными жителями. Нередки случаи депортации хасидов ввиду их хулиганского поведения. Однако и паломники не всегда находятся в полной безопасности: истории известны ситуации, когда на еврейские общины нападали провокаторы.

П аломники-хасиды отличаются культурно-религиозными предпочтениями. Вот какие особенности быта наблюдаются среди еврейских общин в период религиозных праздников.

    Приезжие предпочитают снимать жилье, расположенное неподалеку от могилы цадика или синагоги.

    Тем не менее цены на квартиры на первых пяти этажах значительно выше стоимости жилья, расположенного выше пятого этажа. Все дело в том, что празднование Рош-Ха-Шана подразумевает отказ от всех благ цивилизации, включая лифт.

    Поток паломников настолько велик, что отель, предназначенный для поселения хасидов, не способен поселить всех желающих. Ввиду этой ситуации, еврейская организация планирует строительство крупного паломнического центра, который по проекту должен состоять из отеля, синагоги и других вспомогательных структур.

    На период празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются не только хасиды: сюда прибывают отдельный сводный отряд, состоящий из четырехсот черкасских правоохранителей и 15 представителей израильской полиции — именно они будут следить за соблюдением правопорядка.

У мань приветливо встречает паломников-хасидов. Местные жители благосклонно относятся к еврейской святыне. К слову, здесь был организован международный центр брацлавских хасидов, что в очередной раз подтверждает глубокое уважение иудейской общины к месту захоронения цадика.

Культура паломничества в Умани активно развивается с 1991 года и, по всей видимости, сейчас достигла своего пика: в один из минувших годов черкасский городок посетило около сорока тысяч хасидов-паломников.

Вполне вероятно, что эта цифра — далеко не предел, ведь каждый еврей считает своим долгом почтить память великого пророка.

8 сентября, с заходом солнца (18:14 по Иерусалиму), евреи всего мира начали праздновать наступление нового, 5771 года - Рош ха-Шана. Трубление в шофар прозвучало по всему Израилю и в еврейских диаспорах и открыло череду иудейских праздников.
Рош ха-Шана (букв. "голова года") — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года.
Каждый год тысячи евреев-ортодоксов совершают паломничество в Умань на могилу основателя хасидизма - цадика Нахмана. В этом году паломничество совершили больее 30 тыс. хасидов со всего мира, основная масса которых прилетела с Израиля. В этом году паломников было гораздно больше, чем в предыдущие разы. Это связано с тем, что Рош Ха-Шана совпадает с 200-летием со дня смерти основателя хасидизма цадика Нахмана. За порядком следили около полутысячи сотрудников правоохранительных органов, привлеченных из Черкасской области и несколько израильских полицейских. О том, как в хасиды Умани праздновали один из важнейших праздников я и расскажу сегодня.

Краткая история

История еврейского народа неотделима от Украины. Именно тут зарождался и утверждался хасидизм (буквальный перевод — «учение благочестия», от слова «хасид» — «благочестивый»). С самого начала это религиозно-мистическое народное движение имело множество разнообразных направлений и ответвлений. Одним из самих влиятельных среди них стало движение брацлавских хасидов. Его основателем и духовным лидером стал цадик (праведник) Нахман из Брацлава.
Рабби Нахман безгранично верил в Б-га и считал очень важным чувство радости и наслаждения от молитв к Бо-гу, а также от непосредственного общения с цадиком или его духовным наследием. Он одним из первых начал проповедовать, что молитва не должна быть плачем, а должна сопровождаться песнопениями и танцами (именно поэтому хасиды, обращаясь к Б-гу, танцуют и веселятся).
В 1802 году рабби Нахман побывал проездом в Умани и посетил еврейское кладбище, где похоронены тысячи жертв массовых погромов 1766 года. Здесь он пожелал, чтобы его похоронили среди этих мучеников.
Рабби Нахман скончался 16 октября 1810 года. Он завещал своим ученикам похоронить себя на этой многострадальной земле, на городском еврейском кладбище, чтобы он мог спасать загубленные души. А еще просил, чтобы и после его кончины во время Рош а-Шана все последователи его учения приезжали к нему на могилу, и каждый, кто вознесет в этом месте к небесам свои молитвы, обещал рабби Нахман, найдет в его лице заступника перед Всевышним. Строго следуя его поучениям каждый хасид должен совешрить паломничество к месту его захоронения - в Умань.

В эти дни умань превращается в очень дорогой город, особенно это касается еврейского квартала. На его территории, по улице Пушкина, находятся несколько синагог, в одной из которых похоронен Рабби Нахман. Накануне Рош Ха-Шана квартал перекрывается сотрудниками милиции, впускаются только представители власти, СМИ, евреи, продавцы с местного рынка и предприимчивые жители, сдающие здесь койкоместа по сумасшедшим ценам.
Снять квартиру/дом/койку 8 числа уже было невозможно - все распродано за несколько недель. В среднем, в не очень отдаленном от могилы доме, в проживание стоит $200 с человека в сутки. Жилье поближе к могиле могут позволить себе только богатые хасиды - от $500/сутки. На период проживания евреев, местные жители выносят все из квартир и расставляют внутри двухярусные кровати, чем больше мест - тем больше денег и если бы были 3-х ярусные койки - спали бы в 3 яруса. В отместку, дома потом неделями отмываются от следов проживания евреев. Учитывая уровень жизни в Умани, местные жители за несколько недель зарабатывают на жизнь на год вперед, до следующего Рош Ха-Шана. Деньги дерут со всех: если Вы - украинец, то цена завышается в 3-4 раза, если еврей - иногда и в 10 раз. В основном рассчет в долларах США. Бутылка 2л Pepsi при мне была продана ровно за $10 с виду состоятельному Хасиду. Вполне понятно, почему нет ценников. За то, чтобы проехать 3 км до автовокзала, с нас потребовали 20 грн - невиданная цена для Умани.
Вначале ул.Пушкина жители организовали рынок, где продавали абсолютно все - от кукурузных палочек до старых будильников. Многие прилавки затянуты сеткой, чтобы не воровали, но и это помогало редко. Очень большой популярностью пользовалось игрушечное оружие, почти вся детвора бегала с пистолетами и стреляла шариками. Объясняется просто - в Израиле детям нельзя носить оружие, ни настоящее, ни игрушечное.
На Рош ха-Шана хасиды переодеваются в прадничную одежду, едят только кошерную еду и ничего не делают. Не делают в прямом смысле слова - нельзя даже смыть воду в унитазе, держаться за поручень в транспорте, открывать двери. Поэтому в канун Рош Ха-Шана, вечером до 19.00, хасиды открывают все двери, открывают краны в умывальниках, тоесть, готовят все заранее, чтобы ничего не пришлось делать, обвязывают правую руку. Более состоятельные хасиды нанимают местных жителей, чтобы те помогали им.
Кошерная еда, готорая готовилась по иудейским канонам, летела прямо из Израиля, причем отдельно от "неблагочестивых", тоесть "нехасидов" и продается в специальных местах на улице. Прикасаться к такой еде неблагочестивым нельзя.

1. Сразу за милицейский кордоном Умань превращается в Израиль, толпа хасидов, которая сгущается по мере приближения к могиле цадика, чувствую себя туристом. Повсюду очень грязно, кучи мусора и везде валяются памятки с правилами поведения в Украине, их выдавали каждому хасиду чтобы избегать конфликтов на почве непонимания

2. Многие хасиды не просто любят фотографироваться, а очень хорошо позируют, кривляются

3. В основном хасиды очень бедны, однако попадаются весьма состоятельные люди, например, владеющие бизнесом у себя на родине и здесь такие очень выделяютя среди остальных. В толпе очень мало украинцев - только несколько журналистов, местные предприниматели и сотрудники милиции. Жители Умани совсем не любят иудейский квартал невзирая на то, что он "кормит" многих уманчан

5. Около синагоги все танцуют. Нахман говорил, что молитва должна проходить в радости, тогда Б-г будет их лучше слышать, поэтому во время молитвы хасды танцуют, радуются, поют, или кричат

6. На улице было слишком мало места, чтобы все желающие могли танцевать. Многие смотрели на веселье с балконов своих аппартаментов. Большинство недвижимости рядом с могилой и синагогами скуплено евреями. Нам с kubikus_rubikus удалось попасть в одну из таких квартир и узнать, как живется паломникам, но об этом позже. Именно в этом доме в тех квартирах, которые все еще принадлежат уманчанам, стоимость проживания одного человека стоит не менее $400/сутки. Даже адресные указатели, и те давно написаны на иврите

7. Потолкаться в плотном потоке евреев - то еще удовольствие и тест на выносливость

8. Поют, водят хороводы

11. Хасидов все интересует. Они так оккупировали автомобиль телевизионщиков, интересуясь происходящим внутри, что операторам пришлось чуть ли не силой отгонять их

12. Хасидами являются люди разных расовых групп, представители негроидной очень неохотно фотографировались:) Если человек не желал фотографироваться - он просто закрывался рукой, или отворачивался. Проявлений агрессии практически не было за исключением одного тяжелого психического случая: хасид в праздничной белой одежде взялся переносить кошерную пищу, но наклонив поддон испачкался, пролив её на себя. Я в этот момент снимал ее, в ответ на что получил кучу громкой ругани, да так, что вся улица начала пялиться на меня. Пришлось быстро покинуть эо место чтобы не накалять обстановку. Агрессивный хасид еще минут 10 кричал на всю улицу

13. Все происходящие события старательно записываются на мобильные телефоны - кто знает, когда снова удастся посетить Умань

14. Этот дом находится рядом с могилой Нахмана и принадлежит очень богатому еврею, который выкупил его несколько лет назад. За забор пускали только с пропусками. "Есть картис? - проходи, нет картис??? - но, но, го эвэй", отмахивая рукой в обратную сторону кричит уманчанин, караулящий на воротах. Рассказывает мне, что за час такой работы ему платят 15 грн и это неплохой заработок. На это место большая очередь и устроиться можно только по блату. За несколько дней он зарабатывает очень неплохие деньги таким трудом, но в Субботу, 11 числа передаст это место своему очень хорошему знакомому, а сам повезет хасидов в Киев - это прибыльнее. За одну такую поездку он берет с человека $100

16. Тем, у кого нет праздничного головного убора, местные жители впаривали норковые шапки-ушанки, а хасиды от радости, что выпало такое счастье, не снимали их целыми днями. Точно так же продавалась и обувь - "всего за 300 грн купите эти кожаные туфли Карло Пазолини. - А носить есть долго дома? - Да, очень долго!"

17. Пейсы - традиционный элемент прически у ортодоксальных евреев. В Торе есть запрещающая заповедь выбривать волосы на висках. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если видно, что это место не выбрито. Во многих общинах из уважения к этой заповеди было принято оставлять пряди волос на висках, так называемые пейсы

20. Талмуд называет тфиллин венцом еврейской уникальности. Тфиллин надевается на левую руку ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Надевание Тфиллин - заповедь, согласно которой 13-летний мальчик начинает взрослую жизнь. Эта заповедь соблюдается уже несколько тысячелетий. Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы: "Шма, Вэайя, Кадэш, Вэайя (другой раздел Талмуда)". Одна из коробочек прикладывается к левому предплечью, другая - на голову

21. Синагога изнутри. После наступления вечерней молитвы снимать вообще строго запрещено, хотя я рассчитывал заснять переполненное хасидами помещение, но решил не нарываться на неприятности

22. Внизу, под этой синагогой, находится баня. Вход для хасидов стоит 2 доллара. Было несколько случаев, когда хасид давал охраннику сразу 20 долларов, только бы тот пустил без пропуска, потому что неохота покупать. Тот брал деньги и хасид тут же его "сдавал" начальству, охранника на месте увольняют. После нескольких таких случаев на входе требуют только "картис" и не берут никакие деньги - работа дороже

23. Так выглядит синагога снаружи. Чтобы заснять ее, мне пришлось забраться на огромный резервуар с водой, за что получил словесную брань от проходящего мимо хасида. Возможно, я нарушил какое-то ихнее правило:)

24. Рядом с домом, где живут самые богатые евреи, подняли палатку, в которой можно было перекусить

25. Точка продажи кошерной пищи. Обращаю внимание, что выдают её хасиды. Неблагочестивые не должны прикасаться своими руками к кошерной пище. Но готовить ее могут не все. Производитель кошерной продукции получает сертификат на кошерность своей продукции, в результате чего производитель вправе обозначить свой продукт знаком кошерности, либо просто предоставить полученный сертификат. Знак кошерности обозначает кошерность продукта, а значит обеспечивает качество, чистоту и его полезность.

26. Еще одна точка продажи пищи. Ко мне подошел хасид и начал попрошайничать деньги: "Дай денег! - Сколько? У меня только гривны))". С толпы вдруг на русском языке кто-то ответил "Ему все равно сколько и в какой валюте, сколько хочешь дай!". Я кинул 10 грн, после чего тот с радостью мне попозировал. Вообще хасиды не стесняются попрошайничать и с виду прилично одетые люди вполне нормально ходят с большими 5л бутылками, потрясывая ими перед лицами прохожих. В основном просят друг у друга. Небедные евреи бросали и по $10

27. Почти вся детвора бегает по улицам с пистолетами и не стеснялась иногда пострелять в фотографов:) Круче всех нас обстреляли с обреза, когда мы сели перекусить

28. Праздничные прически готовились прямо на улицах, в следствии чего под ногами валялись горы волос. Стрижками занимались сразу 3 парикмахера, быстро пропуская очередь ожидающих

32. Для желающих тома талмуда продавались на улице. Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.
Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). Существует мнение, что Талмуд состоит из 52 книг, однако далеко не все из них переведены на основные мировые языки, а некоторые доступны лишь иудеям высоких ступеней духовного посвящения и то не все сразу, то есть чем выше становится статус иудея, тем большее число книг Талмуда ему открывается.

34. Праздничное веселье

36. Некоторые хасиды оборачивают голову в полотенце чтобы уединиться для молитвы среди шумной толпы

38. Палаточные места на заднем дворе синагоги. Умань не может поселить всех желающих в домах, да и не у всех есть деньги, чтобы заплатить за жилье, поэтому организаторы разбили несколько палаточных городков на территории иудейского квартала

40. Недалеко от синагоги есть озеро, в котором купаются хасиды. С одной его стороны скалистый берег, на котором можно посидеть и подумать о добрых делах

42. И даже здесь, уманчане, живущие в частном секторе, сдают свои дворы в аренду - в каждом дворе по 5-6 небольших палаток

45. Некоторые молятся и плачут

46. После покупки посуды, ее обязательно нужно сполоснуть в речной(озерной) воде и не важно, грязная она, или нет. Только после такого полоскания в ней можно варить еду. Этот водоем издает жуткие запахи, сюда направлен канализационный отвод

52. Перед входом в синагогу, где похоронен Нахман висят информационные банеры

53. Толпа издалека похожа на Троещинскую - каждый занимается чем ему хочется независимо от тематики собрания

54. Вход к могиле. По сути, могила представляет собой большую каменную стену, к которой хочет прикоснуться каждый хасид и помолиться. Протиснуться внутрь даже днем было очень проблематично, а вечером и подавно

56. Еще одна синагога пока хасиды обедают. Через 20 минут свободных сидячих мест не будет

58. Чтобы поселить самых бедных хасидов, еврейская община арендовала заводской ангар на несколько тысяч спальнрых мест. На входе стоял очень злой охранник, который пообещал набить мне "фотоебальник" если я засниму его. Остальные оказались нормальными ребятами. Молодой человек справа просил у охранника слева дать мобильный, чтобы позвонить родным в Израиль. Охранник просил $2, но хасид предлагал только $1, так и спорили весь вечер

62. Около могилы продавалась разная литература, Талмуды, буклеты и еще что-то. Почему-то все продавцы просили их не фотографировать

63. Палаточное поселение рядом с могилой

64. Самые комфортные места были выкуплены заранее. Да - это на самом деле очень комфортные места. Чтобы никто не занял чужое место, приходилось тут сидеть чуть ли не с самого утра, пропуская танцы и песни в центре Пушкинской улицы

65. А те, кто не купил комфорт, тем временем на полную отрывались

69. Когда я подошел к детской площадке, дети вдруг начали фотографировать меня, некоторые фотографировались вместе со мной на память

70. Весь день в телефонную будку стояла очередь - желающие звонили домой и болтали с родственниками

73. Одной из отличительных черт хасидского наряда является штраймл - меховая шапка, одеваемая по Субботам и праздникам. бывают и другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпки. Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.

74. Эти хасиды прямо на улице недорого продают кипы, если вдруг кто-то потерял свою, или захотел обновиться

77. Чтобы уединиться посреди шумной толпы для молитвы, паломнику достаточно набросить на голову полотенце. Духовно общаясь с Рабби, хасиды на целый год заряжаются энергией, вдохновением и силой. Неистово молятся и в храме-пантеоне, и в синагоге. Многие пытаются уединиться. Одни - прямо на шумных многолюдных улицах, расхаживая с молитвенником в руках и полотенцем на голове - и уже никто не мешает им оставаться наедине с любимым цадиком.

78. Как я и говорил, нам удалось попасть в аппартаменты к хасидам. Эта квартира была куплена за невиданные для Умани деньги - если не ошибаюсь за $50 000 и это в доме, состояние какого оценивается как аварийное. Сделали ремонт, как полагается обустроили и теперь каждый год приезжают в Умань

79. Работу по дому для них делает местная женщина. К стати, на лицо ущимление прав, т.к. на 30 тыс хасидов было зарегистрировано всего 29 женщин, которые не могли выйти на улицу и целыми днями сидели дома. И только на вечернюю молитву им было разрешено выйти за забор синагоги и помолиться отдельно от мужчин

81. Перед вечерней молитвой к синагоге прибыл какой-то очень важный раввин. Хасиды двинулись за ним, чтобы вместе помолиться. Когда внутри не осталось места, охрана заградила собой проход и чуть не началась драка. Если бы кто-то из еврейской общины вовремя не подоспел для решения конфликта, случилась бы огромная драка - ни в коем случае нельзя препятствовать молитве

82. После разрешения конфликта, внутрь начали впускать вообще всех, пока синагога не начала трещать по швам - хасиды начали выазить на крышу, на опоры, под потолок, только бы увидеть раввина. Это и есть те самые некомфортные места, где хасиды молились весь вечер

84. Дети изучают Тору с раннего детства и молятся под руководством взрослых

85. Если упасть, то место тут же займет другой хасид

91. Богатые евреи почти весь день провели в своем доме, не желая танцевать с остальными

93. Этот паломник просидел на скале над водой с самого утра, не отвлекаясь на прием пищи и встречу раввина

94. После молитвы Раввина, ближе к 19.00, наступает Рош Ха-Шан и снимать уже нельзя. Хасиды переодеваются в праздничный белый наряд

95. Центр улицы быстренько убирается

96. ... поставив на улице Тору в цилиндре и читая молитвы, хасиды встречают Рош Ха-Шана, 5771 Новый Год по еврейскому календарю

Пишет киевский фотоблоггер elektraua : На этих выходных в Умани представители хасидизма отпраздновали очередной еврейский Новый Год. Напомню, что традиционно каждый год в Умань съезжаются десятки тысяч паломников-хасидов со всего мира чтобы отпраздновать Рош а-Шана в месте, где похоронен духовный лидер цадик Нахман. Хасидизм связан с деятельностью его основателя Бешта — каббалиста и целителя, основавшегося в местечке Меджибок (Подолье, ныне Украина). Хасидизм ставит акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров — цадиков.

(Всего 44 фото)

1. Цадик Нахман родился в городе Меджибуж (сейчас - Хмельницкая область Украины) в 1772 году. Затем вел кочевой образ жизни, бывал в разных городках Украины, в основном, в Медведевке и Златополье, а последние 8 лет жизни провел в Браславе (сейчас - Беларусь). В 1808 году Раби Нахман заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 году. С тех пор этот город стал центром поклонения хасидов, куда они съезжаются со всего мира каждый еврейский Новый год. Нахман завещал каждому Хасиду хотя бы один раз в жизни совершить паломничество к нему на могилу и в радости отпраздновать Рош а-Шана. По приезду в Умань нас ждал неприятный сюрприз - весь день шел дождь, чередуясь с ливнем. Во время празднования хасидам нельзя грустить, иначе Бог разгневается. Поэтому хасиды танцуют и поют песни. В прошлом году на этом месте громко играла музыка и несколькотысячная толпа водила хороводы. Сегодня же все прятались под козырьками и одевали на Штраймлы полиэтиленовые пакеты

2. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они одевают старомодную черную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что как и заправленные в носки брюки символизирует удалённость от земной грязи. Почти всегда хасиды носят на голове черную фетровую шляпу, из под которой видны пейсы. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. Особо почтенные ребе носят меховые шапки штраймл. Следует отметить, что не все хасиды строго придерживаются своих правил. Сегодня большинство из них носят как шнурки, так и длинные брюки. Порой удивляют размеры меховых шапок на совсем маленьких детях. По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов. Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений. Среди развлечения - подойти к нашему человеку и начать бурно обсуждать какую-то тему, радуясь непониманию


3. На улице Пушкина в Умани всё необычно: надписи, указатели и баннеры на иврите, очень грязно и шумно. А ещё запах... Хасидам в Шаббат запрещено что-либо делать, вода в кранах открывается заранее и течет несколько дней не прекращая, двери открываются, никто не пользуется открытым огнем и не носит с собой деньги. Местные милиционеры чтобы узнать, наступил ли Шаббат, пытаются дать хасиду мелкие деньги, если тот не берет - Шаббат. В прошлом году, приехав после Шаббата, мы увидели очень много попрошаек. не стеснялись просить денег даже с виду приличные хасиды. А ещё хасиды очень много курят, хоть это и не поощряется писанием в Талмуде. Курят, но пользоваться спичками или зажигалкой нельзя, поэтому всегда видны несколько человек, которые ищут, у кого можно взять огня от окурка

4. В своём большинстве хасиды очень бедны. Точнее, есть бедные и богатые, а средний класс практически отсутствует как таковой. Для самых неимущих и экономных в каждом, не важно, чистом или грязном закоулке, ставятся такие палаточные городки, где можно пожить во время своего паломничества. Когда мы проходили мимо, нас позвал старый хасид под предлогом "You can take a few photos inside". На самом деле, он хотел чтобы мы помогли ему закрепить палатку, которая падала от ветра. Помогли, деваться было некуда.

5. Вот такие жилищные условия внутри, но это не важно. Важно то, что могила цадика рядом

6. Для мытья рук в рукомойниках висят специальные кружки, которыми можно поливать руки. В Шаббат нельзя мыть руку рукой, хотя есть такие, которым все равно. Слева кабинки туалета, в котором напористый запах выедает глаза ибо... после себя смывать нельзя

7. Чтобы попасть на обеденную молитву, нам пришлось договариваться с Израэлем, одним из представителей общины в Украине в этом году. Инструктаж был простым: "Вы снимаете всё, а если кто-то злится или ругается - проходите мимо, говорите что я разрешил". Все понятно, но с первых же минут на нас начали бросаться старики и не разрешали снимать ни под каким предлогом. Хасида нельзя снимать за молитвенным процессом. Хасиды помоложе наоборот часто говорили "Ю кэн стей, ю кэн стей". Ситуация еще усугублялась тем, что при виде большого фотоаппарата около нас собралось 15-20 детишек, которые непрерывно обсуждали нас, тем самым привлекая лишнее внимание

8. А вот и лицо Израэля. Он очень просил, чтобы мы засняли важнейший момент - игру в Шофар (специальный рог)

9. Рядом с синагогой находится дополнительное жилье. Разрешение снимать внутри было получено после семейного портрета. Вообще интересно получается, почти все хасиды резко отказывают себя снять, но когда делаешь это принудительно и показываешь им кадр - улыбаются и просят еще.

10. Можете представить себе запах внутри

12. Интересно, как сработала пресс-служба Умани в этом году. Она раздала аккредитацию журналистам на весьма неудачные дни, когда снимать особо и нельзя. Многие хасиды при виде камеры тут же закрываются руками, журналистов отовсюду прогоняют. Чтобы оператор мог отснять материал, с ним посылался боец Сокола, иначе существует вероятность, что хасиды повредят дорогостоящую технику. Хотя, как показывает практика, евреи не боятся наших правоохранителей, которых в Умань свезли в количестве 5 000 человек со всей Черкасской области. Зато ОЧЕНЬ боятся своих полицейских, присланных с Израиля для поддержания порядка. Всего таких полицейских в этом году было 6 человек. Два очень коротких слова и любой хасид становился послушным и со всем соглашался. Наши сотрудники милиции были проинструктированы таким образом, чтобы случайно не был допущен международный конфликт, по сути запрещалось применение силы к агрессивной стороне. шутливые милиционеры то и дело пугали "Сейчас пейсы отрежем", или "На депортацию!". Иногда и такие меры помогают. Кстати о депортации. На момент приезда в Умань в нашем присутствии оформлялись документы на депортацию шестерых хасидов за разные виды нарушений правопорядка. также обсуждался вопрос партии "Свобода", которая устроила несанкционированный, запрещенный митинг "Украина без хасидов". 60 человек были задержаны.

13. Маленькие хасиды очень наглые. Этот разносчик литературы криками пытался прогнать всех журналистов из Синагоги 🙂 Конечно, через минуту-вторую мы собрали на себе много недоброжелательных взглядов и решили бежать. На выходе нас ждал очень испуганный милиционер, который очень просил нас больше так не делать. Как? - Неясно

16. Можно также отметить, что чуть ли не половина иудей в Умани выглядят, мягко говорят, неадекватно: еле передвигаются, шатаются, полуприкрытые глаза, невнятная речь, дезориентация. Сотрудники милиции предполагают, что большинство молодых хасидов в Умани развлекаются не совсем законными препаратами. Подтверждений не нашли, но очень на то похоже.

17. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот - волосы на висках. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но во многих общинах из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения было принято оставлять длинные пряди волос на висках, так называемые пейсы.

18. По данным корреспондента ЛIГА в Умань прилетело 24233 хасидов из 24 стран мира. Из них 2726 детей и 29 женщин. Больше всего хасидов в Умань прилетело из Израиля – 22900 человек, из США – 902, из Канады – 116, из Франции – 194, из Англии – 41. Представителей остальных стран мира насчитывается менее 20 человек. Нам удалось увидеть максимум 6 женщин, которые стояли на заднем дворе синагоги и, заглядывая через окно внутрь, молились. Всего же, по данным главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха, ожидается, что на празднование иудейского нового года в Умань прибудет до 40 тыс. паломников. При этом, по его словам, ежегодно Умань посещают 80-100 тысяч туристов-хасидов со всего мира, которые оставляют в Украине более одного, а может и 1,5-2 млрд. грн. Весьма немаленькая сумма как плата за постоянно грязный еврейский квартал. Для многих уманчан это заработок на весь год. Они выезжают из своих квартир, вносят 2-х и 3-х ярусные кровати и заселяют хасидов с как можно более плотной концентрацией хасид/метр всего за пару сотен долларов.

20. В центре Пушкинской улицы, на этом месте, все выкуплено хасидами. Будка с музыкой тоже, но в этом году она закрыта. Говорят, не приехал владелец а все очень ждали. В итоге танцевали сами себе напевая.

22. Как я уже говорил, основная масса хасидов одевается очень бедно. Стандартный наряд часто несоответствует огромным кроссовкам на несколько размеров больше чем нужно.

24. Обед. Хасиды получали бесплатную сертифицированную кошерную пищу, привезенную со специальной фабрики в Израиле. Мусор бросается под ноги.

26. Представители негроидной рассы очень неохотно фотографируются, отворачиваются и убегают.

27. А вот очень милая картина, согласитесь 🙂 Папаша рассказывал сыну как лучше кушать и с чего лучше начинать.

29. Когда я спросил разрешения, могу ли я сделать портрет, темнокожий хасид очень обиделся и отвернулся.

30. Хасиды побогаче выкупили небольшие аппартаменты по Пушкинской за баснословные для Умани деньги - $50 000 за квартирку.

Как отмечают иудейский Новый Год паломники в Умани

К 20 сентября около 35 тысяч хасидов со всего мира съехались в город Умань Черкасской области, чтобы отметить наступление Нового 5778 года по иудейскому летоисчислению — Рош Ха-Шана. Празднование в этом году сопряжено, как с массовыми гуляниями, так и с неприятными инцидентами: в ночь на 21 сентября в одном из гаражей, где ночевали паломники, произошел взрыв, в результате которого пострадали двое хасидов, в том числе тринадцатилетний подросток. В Умани прогремел взрыв, пострадал израильский подросток

Хотя полиция еще не окончательно определилась с версией о причинах взрыва, открыв пока дело по статье «хулиганство», но среди паломников распространяются слухи о теракте, как проявлении антисемитизма. И у них есть основания для таких подозрений. Как заявил недавно в интервью председатель еврейской религиозной общины Умани Лев Гуральник: «Боятся паломники больше всего местных жителей, потому что одни обдирают их как липку, а другие, те, кто не имеет возможности заработать на приезжих — очень враждебны».

Пожилые хасиды опасаются новых провокаций и настороженно посматривают по сторонам, пытаясь узнать детали у украинских полицейских, однако их быстро увлекает поток других паломников, спешащих к святым местам.

Вслед за Рабби Нахманом

Для последователей этого вероучения важно хотя бы раз в жизни встретить Новый Год именно возле могилы цадика Нахмана, чтобы весь следующий год был счастливым.

Первые сотни хасидов начали прибывать в Борисполь неделю назад. Только за последние сутки в Украину прибыли девять чартерных рейсов из Израиля. В аэропорту паломники обычно арендуют автобус до Умани за $600-700. Веселье, сопровождаемое пением и попытками танцевать, начинается уже в автобусах, нередко вызывая возмущение водителей, однако за такую сумму они готовы потерпеть. Караваны автобусов едут также из Одессы и с польско-украинской границы. После отмены визового режима с Израилем количество паломников увеличилось в разы и возрастает с каждым годом на 5-7 тысяч человек.

В Умани паломников уже ожидают группы местных жителей, предлагая ночлег от 250 долларов за ночь (сарай, гараж) и выше (за квартиру). Хасиды обычно с легкостью соглашаются — малоимущим паломникам-хасидам финансово помогают израильские религиозные благотворительные организации, выделяя средства на поездку в Умань.

Практически все гаражи, квартиры и комнаты в частном секторе забиты. Паломники нередко набиваются по 15-20 человек в гараж — условий никаких, но, как многие говорят: «на два-три дня терпимо». В центр города паломников пропускают через КПП и металлоискатели. Значительная часть хасидов располагается в палаточном лагере возле местного озера — затопленного карьера с кучей битого стекла и строительного мусора на дне.

© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

К моменту празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются также торговцы из окрестных районов, которых облагает «налогами» местный рэкет. Так, например, 21 сентября в Умани задержали депутата городского совета, который требовал взятку в 300 долларов от мелких предпринимателей за право торговли во время иудейского Нового Года.

Немногочисленные отели Умани не в состоянии вместить всех желающих, тем более что в этом году номера отелей были забронированы для 500 украинских полицейских, которых свозят со всей Украины. Помимо, украинских полицейских здесь присутствуют также 15 полицейских из Израиля из числа наших бывших соотечественников, основная задача которых быть переводчиками между паломниками и местными жителями. Тем не менее, проблемы возникают и зачастую, увы, на почве антисемитизма.

Для городского совета Умани и местных жителей визит тысяч иностранцев — одна из немногих возможностей заработать. В этом году городской бюджет ожидает от 6 до 8 миллионов гривен дополнительных доходов только от налогов за сдачу жилья. Однако в городском совете Умани сильные позиции имеет ультраправая партия «Свобода», которая не раз организовывала антисемитские акции в городе. Местные националисты очень негативно относятся к фразам вроде «Умань — старый еврейский город», так как, по их мнению, это может привести к предъявлению прав на город и «сепаратизму». В Умани задержали хасидов-наркокурьеров

Хасиды, осевшие в Умани, утверждают, что последнее время участились угрозы в их адрес, как правило, со стороны националистически настроенных подростков из числа футбольных фанатов.

Украинские националисты заявляют, что местных жителей беспокоит большая шумная толпа, после которой, как и после любого крупного фестиваля, остается много мусора. Проблема, в принципе, решаемая, но, как оказывается, не все так легко. Еврейские организации ранее сетовали на то, что местные власти не желают позволить самим хасидам заняться организацией вывоза мусора и благоустройством территорий, предпочитая просто «брать деньгами», не решая при этом проблему. В итоге в этом году хасиды решили сами нанять местных жителей, как для приготовления традиционных новогодних блюд, так и для благоустройства территории.

«Хасид-сепаратист»

Тем не менее, повод предъявить претензии всегда найдется — ведь существует «универсальный аргумент» в любых спорах — «российская агрессия».
На днях мер Умани Александр Цебрий в ответ на реплику о халатности местных властей в организации приема паломников заявил: «А как расценить выпад хасида, который на камеру известного телеканала заявляет о поддержке захватнической политики Путина? И это в Украине, когда идет война, от путинской агрессии гибнут люди. Почему даже речи нет о депортации такого «истинного верующего»?

Несмотря на то, что городской бюджет Умани ежегодно дополнительно получает миллионы гривен за счет паломничества, напряженность между местными националистами и хасидами сохраняется уже долгое время, регулярно приводя к неприятным инцидентам.

Можно вспомнить, что еще 2011-м местные «свободовцы» организовывали акцию «Умань без хасидов», которая закончилась ожесточенными столкновениями между националистами и полицией. В 2013 неизвестные напали на палаточный лагерь, избив охранника и похитив 50 тысяч долларов из сейфа благотворительной организации. В декабре 2016 года местные антисемиты устроили погром в синагоге на могиле цадика Нахмана, разбросав свиные головы с вырезанными на них свастиками и забрызгав помещение кровью.

Фото: Еврейский Новый год в Умани (РБК-Украина)

На еврейский Новый год в Умани ежегодно собираются тысячи паломников. Почему хасиды едут отмечать Рош Ха-Шан в Украину, читайте в материале Styler.

Считается, что если еврейский народ встретит Новый год Рош Ха-Шана возле могилы цадика Нахмана, то следующий год будет очень счастливым для них.

Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) в Умани

В небольшой город в Черкасской области, каждый год съезжаются тысячи евреев. По мнению иудеев, в Умани, на могиле цадика Нахмана необходимо побывать хотя бы раз в своей жизни. Считается, что если они встретят Еврейский новый год возле места погребения праведника, то следующий год будет очень счастливым.

Фото: Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Что такое хасидизм?

Хасидизм - религиозное течение в иудаизме, которое зародилось в 18 веке в Польше и очень быстро охватило значительную территорию, включающую Украину. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области, и создал собственное учение в религии.

Так, хасидизм отвергал все ритуалы. Учение не было однозначным, поэтому хасиды разбились на группы. В хасидизме раввины считались посредниками между Богом и смертными. Таких людей называли цадиками. Одним из них стал Нахман, основатель брацлавского хасидизма.

Цадик Нахман родился в 18 веке. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

Фото: Еврейское кладбище в Умани (РБК-Украина)

Женился Нахман в возрасте 14 лет (по традициям еврейского народа дети достигали совершеннолетия к 13 годам). В городе Медведовка он принял сан цадика. Там же Нахман задумался о формировании своей системы виденья веры.

Цадик Нахман проповедовал, что молитву нужно произносить вперемешку с танцами, песнями. Также он рекомендовал произносить ее от "сердца" на родном идише, а не на иврите, и отойти от всяческих зубрежек. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Однажды, находясь в Умани, Нахман посетил еврейское кладбище, где были погребены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. На этом месте он пожелал также быть похороненным.

Нахман свои последние годы болел туберкулезом. Его дом в Брацлаве сгорел и он решил переехать в Умань. Последняя проповедь цадика была на тему еврейского Нового года или Рош Ха-Шана, в которой завещалось приезжать на его могилу в Умань. Спустя месяц цадик Нахман умер.

Во времена СССР еврейское кладбище в Умани отдали под земельные участки для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали. Синагогу цадика просто разрушили до основания.

Однако после 1991 года в Умань стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были выкуплены. А уже через три года на этом месте возвели одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов.

Фото: Паломничество хасидов в Умани (РБК-Украина)

Традиции Рош Ха-Шана в Умани

Еврейский Новый год или Рош Ха-Шана - отмечают в течение трех дней. Ежегодно он приходится на разные даты, потому как отмечается в новолуние осеннего месяца "тишрей". По еврейскому календарю Рош Ха-Шана выпадает на сентябрь или октябрь. В 2017 году еврейский Новый год приходится на 20-22 сентября.

Традиционно на Рош Ха-Шана молятся. В дни празднования еврейского Нового года хасиды просят прощения у родственников за нанесенные обиды. В праздничные дни Рош Ха-Шана в Умани евреи обращают внимание на всевозможные знамения. Считается, что в этот период они имеют особенный смысл.

Фото: Обряд на реке Каменка (РБК-Украина)

Паломничество хасидов в Умань

Паломничество евреев в Умань начинается порой за неделю до празднования. Хасиды приезжают в украинский городок целыми общинами, вместе с детьми. Как сообщает пресс-служба управления Нацполиции в Черкасской области, на празднование Рош Ха-Шана 2017 в Умань прибыло порядка 21,6 тыс. человек из 12 стран мира. Правопорядок в городе на время праздника будут обеспечивать 500 полицейских.

Фото: Празднование Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Интересен тот факт, что паломничество евреев в Умань – проблема для города, связанная с засоренностью. В Израиле евреям запрещено мусорить, и за это они платят штрафы. Поэтому, когда хасиды приезжают в Украину, они позволяют себе оставлять мусор на улицах и в общественных местах.