Сюжетно-ролевые игры для детей в детском саду. Развивающие детские игры, конкурсы, загадки. Сюжетно-ролевая игра «Кисонька-мурысонька»

Цель : Развитие творческой инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Задачи : 1) Формировать умения, самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки.

2) Развивать творческое воображение, способность, совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников.

3) Побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни.

4) Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу.

Игровой материал : палатка детская, рюкзаки, котелок, одноразовая посуда, набор кукольной посуды, детские стулья, руль, набор продуктов, искусственные ёлочки, набор деревянных грибочков, сухие ветки для костра, удочки, рыбки с магнитами, сачок, фотоаппарат, компас, карта.

Игровые роли : руководитель группы, водитель микроавтобуса, отдыхающие.

Игровые действия:

1. Выбор маршрута поездки.

2. Поездка на автобусе до места назначения.

3. Выбор полянки для привала.

4. Распределение обязанностей (установка палатки, сбор хвороста для костра, разведение костра, ловля рыбы, сбор грибов, приготовление еды на костре, приём пищи)

5. Отдых после обеда, фотографирование.

6. Сбор в обратный путь, уборка территории.

7. Обратный путь.

Ход игры

Приветствие : дети встают в круг, берутся за руки и говорят: “Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся”. От улыбки у всех сразу поднялось настроение, ведь улыбка дарит людям радость.

Организационный момент

Ребята, за окном у нас поздняя осень, холодно, сыро. Сегодня я, когда шла на работу, вспомнила солнечные летние дни и отдых на берегу озера, и мне очень захотелось там ещё раз побывать. А вам не хотелось отдохнуть на берегу озера, погреться на солнышке?

Давайте отправимся на пикник, т.е. однодневный отдых.

1. Распределение ролей. Педагог берёт на себя роль руководителя группы.

2.Определение игровых целей :

А) водитель, что вы будете делать?

В) я буду вести автобус, следить за дорогой и светофорами.

Руководитель группы: давайте, ребята, распределим обязанности, чтобы каждый знал, чем он будет заниматься, когда мы приедем.

Любители рыбной ловли: Мы накопаем червей, будем ловить рыбу для ухи.

Любители сбора грибов: Мы будем собирать грибы для обеда.

Повар: Я буду готовить обед.

Помощники повара: Мы будем помогать чистить картошку и рыбу.

Младшие ребята: Мы будем собирать хворост для костра.

Фотограф: Я буду всех фотографировать.

Молодцы, все готовы.

3.Создание игровой обстановки.

Дети строят автобус из стульчиков, расставляют елочки и грибочки, кубиками обозначают озеро и запускают в него рыб, собирают необходимое продовольствие в рюкзаки, берут компас, карту и удочки.

4. Игра.

Дети надевают рюкзаки и садятся в автобус. Звучит запись песни “ Мы едем, едем, едем”. По окончании, которой дети выходят из автобуса.

Руководитель группы:

Вот мы приехали. Посмотрите, как красиво вокруг, какой чистый воздух, вдохните глубоко, как приятно пахнет хвоёй. Давайте выберем место для привала.

Выбирается место для привала, дети обосновывают выбор этого места.

Мальчики ставят палатку, рыбаки отправляются копать червей, а затем идут рыбачить, грибники собирают грибы.

Руководитель группы разводит костёр, девочки готовя посуду и продукты, начинают готовить еду, остальные дети собирают хворост.

Рыбаки приносят рыбу, все их хвалят за хороший улов, они рассказывают, кто какую рыбу поймал.

Повар берёт рыбу и с помощницей её чистит, затем берут грибы и жарят их.

Пока готовится обед, все играют в мяч. Ловят бабочек, фотографируются.

Повар подаёт сигнал и приглашает всех на обед. Разливает уху по тарелкам. Все едят, хвалят обед. Затем повар раздаёт жареные грибы. Все кушают и благодарят за вкусную еду.

Руководитель группы предлагает поиграть в любимую игру “ Поехали, поехали”

Поехали. Поехали… и приехали в магазин “ Овощи-фрукты”. Что там можно купить? (дети называют овощи и фрукты)

Поехали. Поехали… и приехали в молочный магазин. Что там можно купить? (дети называют молочные продукты)

Молодцы ребята! Хорошо поиграли. Давайте теперь споём песню под гитару.

Звучит фонограмма песни “ Улыбка”. Дети поют, а один ребёнок играет на гитаре.

Фотограф: А теперь фотография на память.

Ребята, солнышко садится, пора собираться домой.

Дети собирают вещи в рюкзак, мусор в пакеты, заливают костёр водой, засыпают землёй. Садятся в автобус и едут домой.

Звучит запись песни “Мы едем, едем, едем”

Руководитель группы: Вот мы и приехали домой. Хорошо отдохнули. Немного устали, но это приятная усталость.

5. Обсуждение с детьми игры.

Понравилось вам наше путешествие?

Кому что понравилось?

В такую игру вы можете играть на прогулке и в группе в свободное время.

С ерченя С.В., воспитатель

I квалификационной категории

Елена Федосенко
Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю»

Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю »

Цели :

упражнение в умении действовать последовательно в соответствии с сюжетом

развитие воображения, элементов творчества в построении сюжета игры

закрепление представлений о транспорте.

Предварительная работа (в течение 3-5 дней) .

Наблюдение за пешеходами и транспортом в естественных условиях с воспитателями и родителями.

П/и «Перекресток» в уголке безопасности движения на участке д/сада.

Дид. игра с картинками «На земле, в небе, на воде» - упр-е в группировке транспорта в зависимости от среды передвижения.

Игра «Мяч по кругу» - упр-е в различении транспорта по назначению (грузовой – пассажирский, припоминание картинок, а также транспорта из личного опыта и наблюдений.

Оборудование :

предметные картинки : трамвай, троллейбус, автобус, легковой автомобиль, поезд, грузовик, фургон («Мороженое» , «Хлеб» , молоковоз (автомобиль – цистерна, самолет, вертолет, воздушный шар, катер, яхта, тепловоз, теплоход, метро.

Атрибуты :

матросские воротники, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, флажки. Выносной строительный материал для постройки корабля, веревка.

Игра

Вступительная беседа :

Посмотрите на 4 картинки и найдите среди них судно, на котором мы поплывем по морю . Вам поможет новая загадка

«Ходит белый город – великан

на работу в море – океан».

Коллективная постройка и оборудование теплохода с помощью выносного строительного материала и атрибутов.

Формирование команды теплохода путем соревнования в решении кроссворда головоломки :

и л м р а д и с т х о т – радист

м о р у л е в й б а л – рулевой

с ы т и р д б о ц м а н – боцман

в е л д к а п и т а н к у – капитан

з а ю м а т р о м ж д и – матрос

Остальные дети и педагог – пассажиры.

Дорога к морю

1. Пассажирам предлагается представить, что они живут в каком-то городе, очень далеко от моря.

2. Надо подумать, как небольшими группами или по одиночке добраться до теплого синего моря (Желательно вспомнить, какие у нас есть моря) .

3. В качестве подсказки выставляются картинки (поезд, вертолет, самолет, автобус, воздушный шар, легковой автомобиль) .

4. Пассажиры выбирают вид транспорта (картинку, например, поезд, самолет.

5. Путь к поезду или самолету :

а) выяснить и назвать, откуда отправляются поезда и самолеты

б) каким видом транспорта можно доехать до вокзала, аэропорта?

6. Прибытие к морю , посадка на теплоход, размещение.

7. Билетом на теплоход является название разных вариантов состава числа 10.

Прогулка по морю

Теплоход отдает концы. Команда выполняет свои обязанности, а пассажиры любуются морем. Каждый рассказывает, что чувствует и видит во время плавания на теплоходе, не повторяя друг друга.

Образец :

Дует в лицо свежий морской ветер.

Слышатся пронзительные крики морских чаек.

Одна чайка пронеслась низко над палубой.

Проплывают стаи рыбок.

Навстречу мчится быстроходный катер.

Вдали белеют паруса яхты.

дельфины сопровождают теплоход, а один дельфин даже выпрыгнул из воды.

На берегу сидит рыбак с удочкой и т. д.

После возвращения уточняется, для чего нужен транспорт (для перевозки пассажиров, различных грузов, для отдыха) .

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра Мухина Т. И., Мосейко Т. П. Что такое игра? Игра – это особый вид деятельности, в которой реализуется потребности и где ребенок стремиться.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Конспект по образовательной области «Социально коммуникативное развитие». Сюжетно - ролевая игра. Тема: " СЕМЬЯ" Задачи: Коррекционно –.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Задачи: 1. закрепить знания детей о транспорте, правилах поведения в общественном транспорте, обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: 1. Пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке и работе продавца,.

Задачи: Закрепить ранее полученные знания о труде врача, ознакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей;.

Сюжетно-ролевая игра «Музей» Цель: формирование умений создавать сюжет игры, разворачивать действия, связанные с профессией экскурсовода, директора музея, смотрителя,.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Конспект открытого просмотра сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе. Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие.

Продолжаем серию сюжетно-ролевых игр на летнюю тему, то есть это игры, которые мы можем проигрывать или на улице, или дома, раскрывая тему лета. Предыдущую игру можно посмотреть .

Сегодня, как и в прошлый раз приведу пример сюжетно-ролевой игры для детей младшего возраста, после чего усложним ее, привнесем детали и получим игру, которая подходит для детей старшего возраста.

Игра-2. «Рыбалка»

Задачи игры: расширить кругозор, научить фантазировать, расширить словарный запас, воспитывать жизнелюбие, развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Игровой материал: сюжетные игрушки маленького размера, например, из киндер-сюрприза, пуговки или бобы — рыбки, зубочистка — удочка, масса для лепки или соленое тесто: рецепт массы , рецепт соленого теста — , нам потребуется для того, чтобы создать декорации.

Ход игры для детей 2,5 — 4 лет: по сюжету Мишка (любая другая сюжетная игрушка) захотел рыбки, поэтому берет удочку, ведро и отправляется на рыбалку. Обыгрываем то, как сначала Мишка спал, а проснувшись захотел позавтракать рыбкой, а так как в доме рыбки не оказалось, к нему пришла идея наловить ее самому.

Обыгрываем то, как Мишка идет на озеро, пруд или реку. С помощью массы для лепки лепим тропинку, озеро. В пруд запускаем рыбок, в игре рыбок заменяют — пуговицы или бобы, в нашем случае это был бисер в виде рыбок.

В игре показываем, как Мишка забрасывает удочку, как ждет, когда рыбка начнет клевать. И вот первая рыбка, обыгрываем радость нашего героя. Продумываем то, куда складывается рыбка.

Наловив рыбки Мишка возвращается домой, по пути он встречает своего друга и приглашает его к себе в гости на уху или делится с ним рыбкой. Здесь выстраиваем короткий диалог между нашими героями: приветствие, расспрос каждого о том, куда он и откуда. Далее игра заканчивается тем сценарием, который выбрали. Например, если Мишка приглашает на уху, значит разыгрываем то, как он ее варит, в чем, что добавляет, чтобы получилась уха, как герои ее едят, как гость благодарит за вкусный обед. Если же Мишка делится рыбой со своим другом, то обязательно обыгрываем то, как друг благодарит за такой подарок.

С одной стороны, сюжет простой, но из-за того, что в игре присутствует несколько действий + лепка она становится разнообразней и продолжительной.

Теперь усложняем игру. Ход игры для детей 4-7 лет:

Тот же герой решает поесть рыбки. Где взять рыбу медведю? Замечательно, когда на открытый вопрос ребенок озвучивает ответ. А куда идти ловить рыбу? Может на озеро или реку? Решаем куда идти. Можно озвучить разницу между озером и рекой. Что необходимо взять с собой? Удочку, червяков, ведро. А что еще необходимо сделать? Проверить удочку: исправна ли леска, есть ли поплавок, крючок. А для чего проверять, а для чего леска, поплавок и крючок? Это тоже раскрываем в игре. Чтоб было легче раскрыть эти моменты вводим друга Мишке, вот он и будет у нас умничать.

Теперь проигрываем путь Мишки на озеро/реку вместе с другом, без него никак уже:). Шли, шли и решили путь сократить? Для чего путь сокращают? Чтоб быстрее прийти на место. Решили наши герои сократить путь через болото. В нашем случае болото было топким, липким и с кочками — болото имитировали массой для лепки, кочки — крышки. Герои ловко перепрыгивали через кочки, но тут случилась неприятность — друг Мишки провалился в болото и его стала засасывать трясина. Что в этих случаях делают? Ложатся на живот, протягивают пострадавшему палку и тянут изо всех сил. Так Мишка и вытащил своего друга из болота, а тот его благодарил, хвалил за смелость, храбрость и расторопность.

Наконец-то дошли до речки — обыгрываем ловлю рыбы. Можно обыграть то, как один сердится и не терпелив, а другой напротив, терпеливо ждет и вытаскивает рыбку. А можно обыграть то, как обрывается рыбка, как насаживают на крючок червей, как забрасывают удочку, подсекают рыбу и так далее. Вспоминаем детали рыбной ловли и обыгрываем.

Можно сравнить кто наловил больше, а кто меньше. Обыгрываем каким довольными друзья возвращаются с рыбалки, при этом они друг друга могут спрашивать, что ему больше всего понравилось в рыбалке.

В нашей игре Мишка наловил много рыбы, так много, что решил ее продать, поэтому открыл рыбную лавку и попросил сороку сообщить об этом всему лесу. Таким образом, в игре о рыбалке нам удалось проиграть и магазин. Рыбу можно продавать поштучно, а можно взвешивать. В том случае, если ребенок знаком с мерой, взвешиваем рыбу, если нет — отсчитываем.

А можно и не продавать, вместо этого можно всем желающим раздать, таким образом, ребенок проиграет благородный поступок. Так что выбирайте самостоятельно, наблюдайте за ребенком — он вам подскажет.


Повестка теоретического семинара: 1. Подходы исследователей к проблеме развития игры дошкольников. 2. Классификация детских игр. 3. Значение игровой деятельности во всестороннем развитии. 4. Организация сюжетно-отобразительной игры с детьми в летний период. 5. Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста.


А.П. Усова, Д.Б. Эльконин Игры с фиксированными, открытыми правилами Игры со скрытыми правилами Основание такой классификации исследователи игры считают закономерности развития мышления, воображения, умений и навыков, творческих способностей: индивидуальные особенности, интересы, характер. - Д\игры - П\игры Особенность: человеческий опыт передается в закрепленных сюжетах и правилах. - Творческие игры Особенность: дети как бы завоевывают опыт, пользуясь содержанием жизни, в которой они живут.


Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова Творческие игрыИгры с правилами Основание такой классификации вывод о том, что усвоение игр с открытыми правилами подготавливается внутри сюжетно-ролевых игр и проходит ряд этапов от подражательно-процессуальных игр к драматизированным и подвижным с несложным сюжетом к играм по сюжету с правилами, к спортивным играм и упражнениям. Сюжетно-ролевые игрыДидактические: - словесные - на наглядном материале - музыкальные Игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно- конструктивные игры Народные: - хороводные - подвижные Игры на темы литературных произведений Подвижные: - с сюжетом - спортивные


Три класса игр В основу такой классификации положена категория «инициативы, исходящей от субъектов игры». Ведущими определяются игры, возникающие по инициативе детей. Игры, где инициатива принадлежит взрослым, обслуживают процессы воспитания и обучения. 1 – самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); - экспериментирования (с песком, водой, животными, игрушками и др. предметами), возникающие по инициативе детей). 2 – а) обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого и, в свою очередь, подразделяющиеся на дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры с правилами; - б) досуговые игры; их дифференцируют как интеллектуальные (шашки, шахматы), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично- карнавальные. 3 – традиционные или народные игры, которые определяются исторической инициативой: а) обрядовые; б) тренинговые; в) досуговые.




Виды игрушек Реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; Прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.


Обогащение жизненного опыта детей. Для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует: организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия; обсуждать с детьми домашние дела взрослых; привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра- это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие и сюжетно-ролевые игры. Творческие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

В летний период в группе были дети трех возрастов. Если присмотреться, то можно было выделить детей разных групп. В игре выбирали себе партнеров только своей группы. Так было примерно две недели. Потом с помощью воспитателей дети стали объединяться. Старшие по возрасту приглашали для участия в игре младших, но при этом требовали полного выполнения обговоренных правил.

Вот некоторые примеры развития игр и взаимоотношений между детьми. Дождливая погода. Не гуляем. Собрала детей и стали обсуждать во что можно поиграть. Андрей Р. и Оля Н. выбрали себе настольный строитель. Они построили сказочный город. Взяли для обыгрывания матрешек. За ними внимательно наблюдали Антон В. и Наташа К. по моему совету старшие взяли их в игру. Все вместе довели игру до конца (около 40 мин.).

В другой день Дима М. и Саша Ф. играли в напольный строитель. У них были гаражи, жилые дома, дорога, бензоколонка. Очень хотелось поиграть с ними Сереже О. и Тимуру Г. Мальчики старшие не хотели брать их в игру. Младшим предложила стать шофёрами, подвозить строительный материал. Появилась взаимосвязь, совместная игра. После этого малыши и сами успешно фантазировали, развивали игру, принимая новых участников.

На площадке можно было наблюдать несколько устойчивых игр. В них дети играли почти ежедневно, в разных группах. Например, в футбол. Чтобы был азарт, интересней игра, пригласила зрителей. Болели за разные команды. А впоследствии уже сами мальчики при сговоре звали зрителей на матч, играли для них.

Один раз Наташа П. упала и ушибла ногу. Девочки успокаивали её, давали ценные советы. Перевела их разговоры на необходимость устроить «поликлинику». Её тут же организовали в домике. Нашли листья подорожника, мать-и-мачехи. Объяснила, как останавливать кровь, унимать боль этими травами. Девочки увлеклись лечением. Принимали больных, ходили на дом по вызову, оказывали помощь пострадавшим футболистам. Таким образом, появилась связь между разными группами играющих.

Дети любят играть с формочками, печь кексы и т.д. Поговорила со старшими детьми: Олей Б., Таней С., Сережей Л – как заинтересовать детей, расширить игру, сделать её интересней. Дети поняли. Показали пример, как устроить кафе, красиво украшали свою «выпечку, салаты, сладости». В кафе обедали все, кто хотел. Напомнила посетителям о благодарности, вежливости общения.

Также пример старших обогатил постройки в песочном городке новыми темами: огород, сад, на даче, в горах, детский сад и т.д. учила детей использовать природный материал: камушки, траву, луговые цветы, палочки. Дети уже имеют понятие «понарошку», охотно использовали это в играх.

Некоторые дети любят просто так качаться на качелях. Я взяла на себя роль экскурсовода и провела игру – путешествие. Рассмотрели и сравнили цветущие кустарники, рассказала о пользе насаждений, о бережном отношении ко всему окружающему. Игра эта непростая, дети редко играют в неё.

В основном, дети сами объединялись в игры, придумывали сюжеты, сговаривались при распределении ролей. Сюжетная игра даёт возможность развивать у детей положительные черты характера: умение подчинять свои интересы интересам всей группы, сдержанность, моральные качества, положительное отношение к труду. Интересные игры создают бодрое, радостное отношение, удовлетворяют потребность в выдумке, в движении, общении со сверстниками. Творческая игра тесно связана с другими видами деятельности детей. Мне кажется, что совместным сюжетно-ролевым играм способствовали подвижные игры (играли в любимые по каждой группе), слушание и обсуждение художественных произведений, выполнение физических упражнений, дежурство по уголку природы и по столовой, наблюдения в природе и за трудом взрослых.