Сыновья тора. Бог Тор в скандинавской мифологии - кто он такой и чем повелевал? Тор в науке

Пантеон скандинавских богов представлен большим количеством разнообразных существ, но самой главной группой божественных созданий, которой в той или иной степени поклонялись практически все народы Северной Европы, были асы - боги-воители. Они жили на небе в неприступной крепости Асгард, связанной с миром людей Радужным мостом. Как гласит скандинавская мифология, Тор - бог грома и молний - был самым сильным и величественным среди двадцати семи асов-воителей. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Тор - бог грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина - Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком. Так как Тор - бог грома, то его внезапные вспышки ярости всегда сопровождались сжигающими все вокруг молниями и оглушающими раскатами грома. Из-за неуравновешенного характера Тор постоянно разрушал чертоги Асгарда, и мать решила отправить его на воспитание к приемным родителям.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

Как выглядел Тор?

Тор - скандинавский бог-громовержец - просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд. Неудивительно, что бога-воителя трудно было представить без доспехов и оружия, коим его щедро снабдила мифология. Тор никогда не расставался со своим молотом и поясом, помогающим ему побеждать самых страшных великанов.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

На чем передвигался Тор в своих странствиях?

Все боги Асгарда имели лошадей, но Тора не мог поднять ни один жеребец. Поэтому для него была создана специальная колесница, в которую запрягались два козла. Они имели злобный вид, а глаза их горели зловещим огнем. Так как в тяжелых военных походах пищу отыскать было сложно, то громовержец каждый вечер убивал своих козлов и, зажарив их на костре, съедал с большим аппетитом. Наутро Тор воскрешал животных и продолжал свое путешествие.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот - Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Пояс силы: секрет непобедимости бога-громовержца

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса - Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Семья бога грома

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает "железный камень". Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

Вторая жена бога Тора - прекрасная златоволосая богиня Сиф - являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Поклонение Тору как образ жизни скандинавских народов

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как "день, посвященный богу Тору".

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёлльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс,
Надену его -
и стану в два раза сильнее.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.
О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.
Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.
Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!
(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday). И на всей земле
все еще есть день Тора.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Так же как и , Тор — бог грома в . Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна вмещает в себе силу бога Тора. Любопытно, что гром во время шторма не вызывал страха у викингов и считался признаком того, что Тор исполняет свои обязанности - то есть убивает ледяных великанов. Тор был рыжебород, прожорлив и громогласен. Обычно любые проблемы он решал, убивая всякого, кто находился рядом, своим непобедимым молотом . Женой его была прекраснейшая богиня Сив. После жестокой битвы с великаном Хрюнгниром у Тора в голове остался осколок камня, отколовшийся от каменной дубины великана, когда та ударилась о молот. И до самого Тору суждено жить с этим осколком.

Тор — скандинавский бог грома

У скандинавского бога грома Тора была два постоянных спутника — юноша Тьялви и девушка Рёсква, которых бог заполучил довольно низким способом. Вместе с Локи он путешествовал по миру. Однажды оба бога решили где-нибудь заночевать. Они остановились у четы бедных крестьян. Приготовленный ужин никак не мог насытить Тора, отличавшегося огромным аппетитом. И тогда бог убил последних двух козлов этих крестьян, сказав, что, если они положат все кости нетронутыми обратно в шкуры животных, к утру все станет по-прежнему.

Все получилось бы так, если бы Локи не убедил сына крестьян, Тьялви, сломать одну из костей и высосать костный мозг. На следующий день Тор коснулся двух шкур с костями своим молотом, и через мгновение оба козла ожили. Но один из них стал хромать. Тор пришел в такую ярость, что грозился убить всю семью, несмотря на то что люди дали богам приют. Чтобы сохранитьнить свою жизнь, крестьяне решили отдать Тору своего сына - Тьялви, виновника случившегося, и свою дочь Рёскву в вечное рабство. Тор тут же согласился.

Боги Тюр и Тор в поисках кубка Хюмира

Множество раз бог-громовержец попадал в разные переделки с великанами, зачастую вместе с Локи. Чтобы забрать свой меч у Трюм, ему пришлось переодеться богиней Фрейей. Также он убил Гейррода и его дочерей, а до этого-дружелюбного великана Хюмира. Великан Хюмир обладал волшебным кубком, содержимое которого никогда не кончалось. Тор и Тюр решили завладеть им и отправились в замок к Хюмиру, где были приняты весьма дружелюбно и радушно. На другой день, однако, Тор совершил отвратительный поступок. Вместе с Хюмиром отправился на рыбалку, и великан посоветовал Тору найти какую-нибудь наживку. Тогда бог убил самого большого быка Хюмира - Химинбриотера, чтобы насадить его голову на крючок. Затем Тор отвел лодку далеко в море и поймал Мирового Змея - Ёрмунганда. Он уже готов был убить чудовище, но Хюмир, испугавшись, взял и перерезал леску. Тор ударил великана своим молотом и сбросил его за борт. Однако Хюмир доплыл до берега, даже не обидевшись на бога. Вдвоем они позавтракали двумя китами, которых поймал Хюмир. После трапезы великан предложил богу разбить его кубок. Тор пытался разбить кубок обо все предметы, находящиеся поблизости, но безуспешно. Тогда Хюмир предложил Тору и Тюру забрать сосуд. Тюр не смог поднять его, а Тору это удалось лишь с большим трудом. Когда боги уходили, Хюмир позвал своих друзей - инеистых великанов, которые сражались с богами на заре времен, но Тор их всех убил своим молотом. С триумфом боги вернулись во дворец Эгира с волшебным кубком.

Было бы удивительно, если бы хоть один из великанов испытывал к богу что-либо, кроме отвращения, слишком многих истребил Тор. И все же были случаи, когда некоторые из них помогали богу. Так, он лишился бы жизни, если бы не своевременное вмешательство великанши Грид. Она позволила Тору и переночевать, когда они направлялись к замку великана Гейррода. Как только Локи уснул, Грид рассказала пьяному Тору, что Гейррод собирался убить его. А еще сказала, что Тор поступил глупо, отправляясь в путешествие без молота и пояса силы. Она дала ему перчатки, сделанные из железа, которые должны были заменить пояс силы, и непобедимую дубину, чтобы сражаться с Гейрродом.

Просмотры 3 151

Тор (мифология)

Этимология

Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz - «гром». От него же пошли нем. Donner , дат. donder и др.-англ. Þunor , превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder . швед. tordön , дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder , заимствованное из средненижненемецкого .

Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии »).

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Семья

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa ) Тор имел сына Магни . От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди .

Билширнир

Мифы о Торе

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм .

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир , Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи , чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом , порождением Локи . Громовник снёс уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мёртвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни , который продолжил борьбу за отца.

Тор в науке

  • 90-й элемент таблицы Менделеева, торий , открытый Йёнсом Берцелиусом (1779-1848), получил своё название в честь Тора. Минерал, в котором был обнаружен торий, получил название торит .
  • В честь Тора назван астероид (299) Тора , открытый в 1890 году.

См. также

  • Тысяча лет Хрофта и Гибель богов 2 (произведения Ника Перумова)
  • Тор - персонаж в детской синтез-опере Льва Конова «Асгард»
  • Тор - персонаж аниме Забавы Богов
  • Tomb Raider: Underworld - в игре присутствует ссылка на бога Тора, протагонистка игры ищет его снаряжение

Напишите отзыв о статье "Тор (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Тор (мифология)

– И! да у вас какое веселье, – смеясь, сказал Ростов.
– А вы что зеваете?
– Хороши! Так и течет с них! Гостиную нашу не замочите.
– Марьи Генриховны платье не запачкать, – отвечали голоса.
Ростов с Ильиным поспешили найти уголок, где бы они, не нарушая скромности Марьи Генриховны, могли бы переменить мокрое платье. Они пошли было за перегородку, чтобы переодеться; но в маленьком чуланчике, наполняя его весь, с одной свечкой на пустом ящике, сидели три офицера, играя в карты, и ни за что не хотели уступить свое место. Марья Генриховна уступила на время свою юбку, чтобы употребить ее вместо занавески, и за этой занавеской Ростов и Ильин с помощью Лаврушки, принесшего вьюки, сняли мокрое и надели сухое платье.
В разломанной печке разложили огонь. Достали доску и, утвердив ее на двух седлах, покрыли попоной, достали самоварчик, погребец и полбутылки рому, и, попросив Марью Генриховну быть хозяйкой, все столпились около нее. Кто предлагал ей чистый носовой платок, чтобы обтирать прелестные ручки, кто под ножки подкладывал ей венгерку, чтобы не было сыро, кто плащом занавешивал окно, чтобы не дуло, кто обмахивал мух с лица ее мужа, чтобы он не проснулся.
– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.

Тор

Тор — в германо-скандинавской мифологии один из , бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырожденный» старший сын и богини земли (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). В области распространения германских языков Тору посвящен день недели — четверг (англ. thursday, нем. Donnerstag). Возможно, с именем Тора также связано имя Нуми-Торума — бога неба обских угров.

В скандинавской мифологии бог грома, дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в ) и богов (живут в ) от и чудовищ.

От своей хозяйки, великанши (др.-нор. Járnsaxa) Тор имел двух сыновей и . От Сиф у него была дочь .

Великан похитил у Тора его молот Мьёлльнир, Тор отправился за ним в в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини