Святой патрик в православии. День святого патрика - традиции, обычаи, леприконы, поздравления. День Святого Патрика в России

Около года в галло -римской семье, которая уже давно приняла Христианство . Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Плен и возвращение

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества , а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния , пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: "Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль! " Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Вступление на апостольский путь

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: "Глас Ирландии ! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас ." Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров . Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности.

Просвещение Ирландии

Во главе небольшого числа клириков святитель высадился на Ирландском берегу в том самом месте, куда до него приплыл и святой Палладий . Не мешкая он отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов, и произнес смелую проповедь о Христе перед свирепыми воинами. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри.

Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Так он смог обратить королей Дублина , Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта .

Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов -друидов , которые использовали против апостола колдовство . Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие , сделал их бессильными и даже обратил некоторых. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были также барды-филиды - члены одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранители и толкователи священных устных преданий народа, которые становились монахами и отдавали свои дарования Творцу.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армахе (ныне Арма), который стал его главным местопребыванием и впоследствии кафедральным центром Ирландской архиепископии .

Святитель пересекал негостеприимные земли с полным пренебрежением к своей жизни, невзирая на угрозу насилия и смерти, позволяя Богу говорить через себя с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию , обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Широко известно и его использование трилистника клевера для указания на тайну Святой Троицы .

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов . Применяясь к характеру ирландского народа, он располагал кафедры епархий не в городах а в монастырях , которые вскоре стали источником христианского просвещения не только для Ирландии но и для других земель.

Святой никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, которое состояло в прочитывании вслух всей Псалтири , вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение Иоанна Богослова . Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением , а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался ниц перед ним.

Познав на себе страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

Преставление

По прошествии почти 30 лет святительского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей "Исповеди ":

"Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру... Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч 10, 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить . По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии... Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи... Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям "

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий .

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» .

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик . Там ему вырыли могилу.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Внимание! Copyright ! Перепечатка возможна только с письменного разрешения автора. . Нарушители авторских прав будут преследоваться в соответствии с действующим законодательством.

День Святого Патрика

17 марта отмечается День Святого Патрика – национальный ирландский праздник, ставший популярным во всем мире. Считается, что каждый человек в этот день может стать почетным ирландцем - если только захочет.

Святой Патрик - кто он?

Официальная версия гласит, что, предположительно, 17 марта 415 года нашей эры в Уэлльсе, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик - Мэиуайн Суккат (Maewyn Succat). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви, однако занимал эту должность в основном из-за денег, так что юный Патрик не был особенно глубоко верующим.

Примерно в 16 лет он был захвачен в плен пиратами и привезен в Ирландию, где попал в услужение к вождю по имени Милчу. Юный Патрициус был вынужден стать пастухом и дни напролет проводил со стадом овец. Вот тогда он и поверил в Бога, начав молиться.

Молодой пастух бежал и добрался до побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира.

Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который укрепил его в этом стремлении. А позже вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I.

В Ирландии он почитается как святой, принесший Ирландии христианскую веру. Правда, христианские монастыри существовали и до него, но... видимо, никто до него не смог достучаться до суровых сердец потомков кельтов и друидов. Умер, опять же - предположительно - 17 марта 493 года.

Неофициально местом рождения Патрика называют Bannaviem Taberniae. Историки задаются вопросом - где же искать это поместье или графство, они выдвигают различеую точку зрения относительно месторасположения этого графства. Это могло быть и территория Древней Британии, и территория Шотландии, а может быть и вообще какая-то западная страна. Никто не знает.

Никто не знает и даты его возвращения в Ирландию, неизвестно - был ли он один, или приехал с товарищами. И, наконец - был ли трилистник привезен Патриком на ирландскую землю или этот цветок стали приписывать к святому только после его смерти? Некоторые ученые смеют предположить, что Святого Патрика как такового не существовало, а, вероятнее всего, это была группа из трех монахов.

И они не были первыми миссионерами на земле ирландской. До них уже существовали записи о появлении первых миссионеров, например, известно имя британского кельта Конгара, которого связывают прежде всего с проведением первой в истории Ирландии Христианской Литургии. Чуть позже это событие будет приписано Св. Патрику.

Другие легенды

Существует история и о другом миссионере Паладиусе, который еще в 380 году ввел христианство в Ирландии, но он не угодил Церкви и был отлучен от нее. Самое главное, что он носил титул "Патрисиус"! У Паладиуса существовал последователь, тоже из кельтов - Зукат. И он тоже носил титул "Патрисиус". Жизнеописание этого монаха как две капли воды схоже с жизнеописанием Святого Патрика.

Историки вспоминают и еще одного Паладиуса, занимавшегося миссионерской деятельностью, но не бывшего монахом.То есть - Патрик, вполне возможно, не конкретный человек, а собирательный образ нескольких миссионеров, оставивших заметный след в истории христианизации Ирландии. И имя Патрика - вовсе не имя, а Римский титул, который со временем приобрел значение имени.

Однако, как бы то ни было, с именем Святого Патрика связано множество легенд, например, что он с помощью трехлистного клевера (shamrock) объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - это фраза святого уже стала христоматийной.

В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой "изумрудной страны". Есть и церковный гимн, в котором повествуется о том, что Святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен.

Говорят, что как-то друид Локру начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю христианскую веру в самых неподобающих выражениях. Естественно, набожный христианин не мог вытерпеть такого богохульства и взмолился к Господу с просьбой покарать язычника. Внезапно Локру был поднят в воздух, а затем упал на землю, размозжив себе голову о камень.

Святая гора Кроу Патрик

Однажды во время Великого поста Святой Патрик постился в течении сорока дней и ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть и оставить незаконченным свое жизненное предназначение, поэтому попросил Патрика прекратить пост.

Тот согласился на это только при трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна будет затоплена за семь лет до конца света, чтобы избежать разрушения, и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день. После этого эту гору стали называть Croagh Patrick.

Каждый год десятки тысяч паломников, многие из которых на босую ногу, поднимаются на святую гору "Croagh Patrick", высотой 765 метров над уровнем моря. Предание гласит, что именно на этой горе Св. Патрик совершил одно из своих чудес - повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.

Согласно легенде, одна большая и хитрая змея никак не хотела покидать Изумрудный остров. Святому пришлось прибегнуть к хитрости. Он соорудил большой ящик и сказал змее, что она никак не сможет поместиться в нем. Упрямая рептилия поддалась чувству противоречия и стала спорить с миссионером. Как только змея залезла в ящик, святой быстренько прикрыл его и бросил в море.

Возможно предание что-либо преувеличивает. Но существует реальный факт - змей в Ирландии нет (правда, скептики утверждают, что их там и отродясь не было).

Ирландия - Остров Святых

Благодаря миссии святого, Ирландия стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших свет христианства в другие страны. Существуют указания на то, что они доходили и до земель нынешней России.

Из писаний Святого Патрика сохранились его автобиография - "Исповедь", одно послание и молитва "Щит Св. Патрика" ("Мольба оленя"). Согласно легенде, эту молитву Святой читал, когда шел с учениками мимо засады, которую устроил король-язычник, желая помешать миссии Патрика. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По благочестивому убеждению тот, кто с верой повторяет эту молитву святого, будет ограждаем от всякого зла.

Святой Патрик - один из самых почитаемых во всем мире Святых. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

Лепреконы

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы - сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом.

Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, - эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно - компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.

Счастье в День Святого Патрика можно обрести и иначе - стоит только найти четырехлистный шэмрок. Такой листочек клевера приносит удачу всегда, но в День святого Патрика такое счастье удваивается. Непонятно только, что же делать жителям северных стран, где этот праздник приходится на холодное начало весны, когда клевера на лугах и в помине нет.

Традиционно в День Святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантые костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Но, похоже, что это не совсем так.

Во всяком случае, Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою с ними солидарность.

Но с тех пор в Нью-Йорке проходит одно из самых пышных празднеств в этот день. Бостону же - самому ирландскому городу США - достается только 1802 год. Хотя, некоторые утверждают, что впервые празднование Дня Святого Патрика было организовано в США Ирландской Ассоциацией Милосердия Бостона, в 1737 году.

В настоящее время фестивальный парад Дня Святого Патрика празднуют сотни миллионов людей во всем мире. В этот день весь мир - от Дублина до Сиднея и от Нью-Йорка до Москвы с Петербургом - становится ирландским.

Ирландцы и их друзья вспоминают национальную музыку и танцы, спектакли и весёлыми торжества. Но прежде всего - парады с шествием духовых оркестров, экстравагантными костюмами, народным творчеством и смеющимися лицами.

В День Святого Патрика каждый американец превращается в почетного ирландца, все вокруг зеленеет, даже то, что позеленеть не может в принципе. В барах подают зеленое пиво, в магазинах торгуют зелеными бубликами, а в Чикаго заходят еще дальше и красят воду в реке в зеленый цвет.

А вот в Испании он проходит незаметно, за исключением городов Лорки и Мурсии - потому что в 1452 году, 17 марта, в день Св. Патрика христианские рыцари из Лорки и Мурсии разгромили в битве при Альпорчонах отряд мавританских рыцарей из мусульманской Гранады. Как считают многие историки, именно с этого времени начался последний этап отвоевания христианских земель у мусульман, которая закончилась в 1492 году сдачей Гранады.

Король Испании Кастилиан Хуан II присвоил Лорке титул Благородного города и собственный герб. А в знак того, что победа была одержана в день Святого Патрика, папа Климент VII благословил сооружение в Лорке храма Святого Патрика, который по сей день является одним из главных достопримечательностей города.

В День Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском баре: в этот день все бары становятся ирландскими, а все музыканты - ирландцами. Можно устроить соревнования (не злоупотребляя) бокалов выпитого, в честь святого Патрика и "Изумрудной Страны".

Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика. Предание предписывает о том, что до того как выпить бокал виски, в бокал необходимо положить лист "трилистника" (кислицы). С тех пор в народе говорят "Осушим Трилистник" ("drowning the shamrock").

В самой Ирландии парад в День Святого Патрика проводится более чем в 30 городах, включая основные парады, проходящие в Корке, Галвее, Лимерике и, конечно же, в Дублине с его грандиозными празднествами.

Забавно, что в Ирландии этот праздник долгое время считался исключительно религиозным, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться!

Теперь же на главных улицах Дублина проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители города надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые продаются в магазинах, берут с собой горшочки с шемроком (один из символов Ирландии – четырехлистный клевер) и национальные флаги. А вечером устраивают фейерверки и салюты. Праздник всегда проходит в безудержном веселье.

Парады в честь Святого Патрика растянуты и разбросаны подобно самим ирландцам, которые разбросаны по всему свету.

Популярные новинки, скидки, акции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках НЕ допускается

Святой Патрик: биография

Святого Патрика любят в каждом уголке мира, но более всего в Ирландии. Народ этой страны считает мужчину из глубокой древности своим покровителем. В истории христианства трудно отыскать еще одного такого же реального человека, чья жизнь представляет плотные заросли легенд, басен и сказочных преданий.

Детство и юность

Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.

Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.

Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.


В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.

Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.


Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного . Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.

По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:

«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Христианское служение

С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.


На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.

Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.


Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.

В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.


Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.

Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.

Смерть

Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.


Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.

День святого Патрика

День святого Патрика празднуют почти по всему миру - в Аргентине, Великобритании, Малайзии, Швейцарии, Японии и других странах. И, конечно, торжества с размахом проходят в Ирландии. .

В этот день города преображаются. Прогуливаясь по улице, обязательно встретишь зеленого человечка, в неожиданном месте вдруг красуется клевер, добавляют колорита в общую атмосферу протяжные звуки волынок. Пиво льется рекой, в каждом уголке проходят концерты, а в соборах праздничные богослужения.


Люди самозабвенно ищут четырехлистный стебель клевера. Того, кто найдет его 17 марта, ждет удача в любом деле, ведь в этот день волшебные божественные силы удваиваются.

В России тоже празднуется День святого Патрика. Так, каждый год 30 марта в храме Петра и Павла при Университете им. Герцена (Санкт-Петербург) проходит конференция общества русско-ирландской дружбы. В церкви проводят молебны перед иконой славного миссионера.

Память

  • До XVIII века в Ливерпуле специальный крест отмечал место, где Патрик проповедовал перед началом миссии в Ирландию.
  • В ирландском городе Кашел в честь Патрика названа скала.
  • Середина VII века - «Первый Синод св. Патрика».
  • VII век - «Житие святого Патрика» под авторством Мурьху.
  • 1191 – построен собор Святого Патрика в Дублине (Ирландия).
  • 1762 – первый парад в честь Дня святого Патрика, проведенный в Америке.
  • 1931 – первый парад 17 марта, состоявшийся в Дублине.

Алексей Михеев

Небесный покровитель Ирландии святой Патрик ассоциируется во всем мире с шумными уличными гуляньями, сопровождаемыми употреблением традиционных для страны алкогольных напитков. Парады и музыкальные фестивали в его честь уже много лет проходят и в российской столице. А недавно просветитель Ирландии был включен в святцы Русской православной церкви. Прибавило ли это ему популярности и как православным верующим отмечать его день — в материале РИА Новости.

"Патрик наш!" — бурно отреагировали соцсети на прошлогоднее решение Священного синода. До этого в Русской церкви святого Патрика почитали лишь отдельные общины. Теперь вместе с ним канонизировали еще 14 святых, живших в Европе до раскола единой христианской Церкви на западную и восточную.

Нерусские корни

"А зачем нам вообще западный святой?" — этот вопрос задавали многие. "Он же католик!" — возмущались некоторые. Все точки над i постарался расставить митрополит Калужский и Боровский Климент. Он объяснил, что при принятии решения Синод руководствовался свидетельствами о безупречном исповедании этими святыми православной веры, отсутствием их имен в спорах между христианами Запада и Востока и современным их почитанием в зарубежных епархиях Русской церкви.

"Святой Патрик крестил тысячи людей и приводил к вере ирландских королей. Мы воспринимаем его, как грузины воспринимают свою святую Нину. Апологеты так называемого русского христианства почему-то совершенно забывают, что святитель Николай был совсем не русским человеком", — говорит священник русского собора Петра и Павла в Дублине отец Николай Евсеев.

Ирландцы, по его мнению, вообще очень близки русским по духу — с ними легко общаться и сразу находятся темы для разговора, добавляет он.

Не пивом единым

В России пока нет ни храма, посвященного апостолу Ирландии, ни даже его иконы. Да и сам день его памяти Русская церковь празднует не 17 марта, как западный мир, а спустя две недели — по юлианскому календарю. Но в любом случае обе эти даты приходятся на строгие у православных дни Великого поста. Впрочем, по выходным церковный устав разрешает выпить немного вина.

"Купим "Гиннесса" (знаменитое ирландское пиво. — Прим. ред.), сварим креветок и посидим после службы. Все остальное — на Пасху", — рассказывает настоятель одного из подмосковных храмов, попросивший не называть его имени. Креветки, как и прочие морепродукты, церковный великопостный устав также не запрещает по выходным.

"Большинство из тех, кто отмечает этот день пивом и гуляньями, — люди нецерковные. А для церковных людей важнее всего молитвенное почитание святого. К сожалению, именно это забывается в светской традиции: столько снято роликов и написано статей о Дне святого Патрика, но в них ничего нет о том, почему он стал святым", — сетует отец Николай.

Русские на вершине горы

Впрочем, нравится это кому-то или нет, День святого Патрика давно стал своего рода "днем Ирландии". Отчасти, по словам православного священнослужителя, это связано с продолжающейся секуляризацией Европы и всего западного мира. Но Церковь, традиционно сильная на ирландской земле, рук не опускает.

В РПЦ уважают День святого Патрика, но соблюдают пост Ко дню святого Патрика относиться нужно с уважением как к дню памяти святого, который совершается в западной традиции, и как к национальному ирландскому празднику, но к веселью в этот день православные присоединиться не могут, так как у них это время Великого поста.

"На вершине горы Крох стоит небольшая часовня, летом мы служим там литургию. С каждым годом с нами поднимается все больше людей, хотя многим это нелегко. Но все же уже три года мы поддерживаем такую благочестивую традицию — молимся там, где, по преданию, святой Патрик 40 дней провел в молитве перед тем, как принести островитянам христианство", — рассказывает отец Николай.

По другому преданию, на вершине Кроха просветитель Ирландии молился перед своей смертью, а в последний час бросил в воздух колокол, прося Бога, чтобы в стране не иссякла вера. Колокол подхватили ангелы. И они же охраняли могилу святого в первую ночь.

"Великий пост заканчивается, скоро Пасха. Наш храм не всегда может вместить всех, кто приходит в этот день. Очень хочется пожелать, чтобы верующие в России по возможности чаще обращали свои молитвы к замечательным святым ирландской земли", — заключает священник.

Тем временем один из ведущих производителей ирландского виски ко Дню святого Патрика анонсировал закрытую вечеринку в Москве с участием рэпера из Австралии. Главной темой станет "бархоппинг" — поход по питейным заведениям в компании друзей.