Социалисты и поэты. Презентация на тему: Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького

Ницше и Горький

Из всего этого можно понять, что вопрос о «ницшеанстве» раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики «Несвоевременные мысли» заставляет вспомнить о «Несвоевременных размышлениях» (в другом переводе - «Несвоевременные мысли») Ницше.

Для культуры начала века вообще характерно свободное использование намеков без обязательной ссылки на конкретные имена. Так, Блок пользовался ницшевским понятием «музыка» («Слушайте музыку Революции!»), никак не отсылая читателя к Ницше, ибо предполагал безусловное знакомство с книгой «Рождение трагедии из духа музыки». Однако в творчестве Горького именно «случайности» сбрасывать со счетов никак нельзя. В это время происходит страшное смешение культурных «знаков» в сознании людей. Огромный поток культурной информации, связанный с расцветом переводов с иностранных языков, производил в умах «самоучек» истинные культурные катастрофы, примеры которых Горький описывает в автобиографических рассказах «Случай из жизни Макара», «О вреде философии» и других.

Восприятие Ницше накладывалось на впечатления от русской жизни. В Архиве Горького хранится любопытное письмо М. С. Саяпина, внука сектанта Ивана Антоновича Саяпина, описанного в очерке Г. И. Успенского «Несколько часов среди сектантов». М. С. Саяпин, внимательно изучавший русских сектантов, находил в их учениях сходство с философией Ницше: «Все здесь ткалось чувством трагедии. Чтобы как-нибудь объяснить себе эти жизненные иероглифы, я стал буквально изучать книгу Ницше „Происхождение трагедии из духа музыки“, читал я все, что могло мне попасться под руки в этом направлении, и, наконец, убеждение окрепло: - Да, дух русской музыки, живущей в славянской душе, творит неписанную трагедию, которую люди разыгрывают самым идеальным образом: не думая о том, что они играют».

Не исключено, что молодой Горький читал Ницше аналогичным образом. Чтобы как-то «объяснить» события русской жизни, он обращался к мировой философии и находил в ней то, что наиболее отвечало его собственным, готовым впечатлениям и мыслям.

Из переписки Горького и его статей можно заметить, что при довольно частых упоминаниях Ницше (около 40) его отзывы о нем были, как правило, либо сдержанными, либо критическими. Чуть не единственным исключением является письмо к A. Л. Волынскому 1897 года, где Горький признается: «…и Ницше, насколько я его знаю, нравится мне, ибо демократ по рождению и чувству я очень хорошо вижу, что демократизм губит жизнь и будет победой не Христа - как думают иные - а брюха».

Но дело в том, что именно это заявление, казалось бы, доказывающее «ницшеанство» Горького, является в строгом смысле не «ницшеанским». Ницше никак не мог желать «победы Христа», поскольку был ярым врагом христианства. И наоборот, он не имел ничего против «брюха», выступая противником разного рода бестелесного духа.

Гораздо точнее Горький отозвался о Ницше в письме к князю Д. П. Мирскому от 8 апреля 1934 года: «Ницше Вы зачислили в декаденты, но - это очень спорно, Ницше проповедовал „здоровье“…» Если вспомнить, что вернувшийся в тому времени в СССР Горький тоже проповедовал «здоровье» как идеал советской молодежи, то это высказывание приобретает особый смысл, говоря о том, что и «советский» Горький продолжал думать о Ницше.

В то же время в цитированном письме к А. Л. Волынскому чувствуется желание молодого Горького подыграть настроению автора книги «Русские критики» и статей об итальянском Возрождении, о которых, собственно, и идет в письме разговор. Это его, Волынского, идеи пересказывает Горький, пользуясь именем Ницше как «языком» своей эпохи. В 1897–1898 годах Горький сотрудничал в «Северном вестнике» Волынского и, конечно, искал с ним общий язык…

В целом ранние отзывы Горького о Ницше можно считать умеренно-положительными. Он высоко ценил бунтарство, протест против буржуазной культуры и весьма низко ставил его социальную проповедь. Но сдержанность, с которой Горький отзывался о Ницше вплоть до конца 1920-х годов, не исключает возможности высокого, но скрываемого интереса к нему.

На отношение Горького к вопросу о Ницше могла повлиять шумная кампания в критике вокруг его первых вещей. В статьях Н. К. Михайловского, А. С. Скабичевского, М. О. Меньшикова, В. Г. Короленко и других «ницшеанство» писателя было подвергнуто резкой критике. В «ницшеанстве» его обвинил и Лев Толстой. Все это не могло не сдерживать Горького. Он не мог чувствовать себя вполне свободно, когда публично высказывался о Ницше.

В 1906 году, впервые оказавшись за границей, Горький получил письменное приглашение сестры уже покойного Ницше, Елизаветы Фёрстер-Ницше.

Милостивый государь!

Мне приходилось слышать от Вандервельде и гр<афа> Кесслера, что Вы уважаете и цените моего брата и хотели бы посетить последнее место жительства покойного.

Позвольте Вам сказать, что и Вы и Ваша супруга для меня исключительно желанные гости, я от души радуюсь принять Вас, о которых слышала восторженные отзывы от своих друзей, в архиве Ницше, и познакомиться с Вами лично.

На днях мне придется уехать, но к 17 мая я вернусь. Прошу принять и передать также Вашей супруге мой искренний привет.

Ваша Е. Фёрстер-Ницше».

Имя крупного бельгийского социал-демократа Эмиля Вандервельде, упоминаемое в этом письме, позволяет оценить всю сложность и запутанность вопроса о «ницшеанстве» Горького. В начале века социализм и «ницшеанство» еще не враждуют, но часто идут рука об руку. Недаром в это время о «ницшеанстве» Горького со знаком плюс писала и марксистская критика, скажем, А. В. Луначарский. Мысль о «браке» Ницше и социализма носилась в воздухе и «заражала» многие сердца. Так, в письме к Пятницкому от 1908 года Горький писал о поэте Рихарде Демеле, творчеством которого увлекался в то время. Он, по его мнению, «лучший поэт немцев», «ученик Ницше и крайний индивидуалист», но главная его заслуга в том, что он, «как и Верхарн, передвинулся от индивидуализма к социализму». Даже в 30-е годы XX века, когда в Германии победил фашизм и «ницшеанство» стало связываться с ним, идея «примирения» все еще играла в иных умах.

В январе 1930 года Горький получил письмо от немецкого поэта Вальтера Гильдебранда. Оно весьма точно отражает начало кризиса этой идеи: «Признаешь водовороты Ницше и в то же время являешься коммунистом, с другой стороны - ты коммунист, на которого Ницше смотрит с презрением. Я почитаю Райнера Мария Рильке, этого большого одинокого человека, ушедшего в себя, и в то же время я чувствую сродство и единомыслие с Вами».

Но отношение Горького к Ницше в это время было уже резко отрицательным. В статьях «О мещанстве» (1929), «О старом и новом человеке» (1932), «О солдатских идеях» (1932), «Беседы с молодыми» (1934), «Пролетарский гуманизм» (1934) и других он, по сути, проклял Ницше как предтечу нацизма. Именно Горький стал главным проводником этого мифа в СССР, что, впрочем, объяснимо, ибо в эти годы значительная часть интеллектуальной Европы (Ромен Роллан, Томас Манн и другие), напуганная фашизмом, отвернулась от своего прежнего «кумира».

Интересно, что именно в это время современники отмечали внешнее сходство Ницше и Горького. Ольга Форш в статье «Портреты Горького» писала: «Он сейчас очень похож на Ницше. И не только пугающими усами, а более прочно. Может, каким-то внутренним родством, наложившим на их облики общую печать». Загадка этого «двойничества», по-видимому, волновала и самого писателя. В повести «О тараканах» Горький заметил: «Юморист Марк Твен принял в гробу сходство с трагиком Фридрихом Ницше, а умерший Ницше напомнил мне Черногорова - скромного машиниста водокачки на станции Кривая Музга».

Вопрос о «ницшеанстве» Горького - часть серьезной темы «Горький и мировая философия». И хотя он, особенно в поздние годы, резко отводил вопрос о своем «ницшеанстве» в сторону, произведения его говорят сами за себя. Прислушаемся к мнению критика Михаила Гельрота, писавшего в 1903 году: «…доживи сам Ницше до наших дней, он к своему „единственному психологу“, у которого еще можно чему-то поучиться (Достоевскому), присоединил бы, с обычным для него страстным увлечением, и г-на Горького».

Из книги Шопенгауэр автора Гулыга Арсений Владимирович

Фридрих Ницше и другие В конце 60-х - 70-е годы XIX века учение Шопенгауэра придало мощный импульс переменам в интеллектуальной жизни Германии. Многие писатели нового поколения (Т. Фонтане, В. Раабе и др.) находились под его влиянием. В середине 60-х годов приступили к освоению

Из книги Страсти по Максиму (Документальный роман о Горьком) автора Басинский Павел Валерьевич

Ницше и Горький Вопрос о «ницшеанстве» раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики «Несвоевременные мысли» заставляет

Из книги Горький автора Басинский Павел Валерьевич

Ницше и Горький Из всего этого можно понять, что вопрос о «ницшеанстве» раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

НИЦШЕ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (род. в 1844 г. - ум. в 1900 г.) Человек, оказавшись перед лицом смерти, переоценивает свои жизненные ценности, приобретает новый взгляд на мир и свое место в этом мире. Пережив смертельную опасность, человек уже не остается прежним, несмотря на то, что

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Фридрих Ницше Ни одна не заметила его Ты говоришь, что свободен? Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что для тебя наиболее важно, а не о том, что ты сумел избежать оков. Фридрих Ницше Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, создатель

Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

Из книги Аромат грязного белья [сборник] автора Армалинский Михаил

Из книги Ницше автора Стретерн Пол

Жизнь и труды Ницше С Ницше философия снова стала опасной игрой, но на иной манер. В предыдущие века философия несла опасность самим философам, Ницше сделал ее опасной для всех. Ницше в конце жизни сошел с ума, и в тоне его поздних работ ощущается некоторое безумие. Но

Из книги Три фурии времен минувших. Хроники страсти и бунта автора Талалаевский Игорь

Из произведений Ницше Афоризмы и популярные фразы: Бог умер. Живи в опасности. Что является лучшим выходом? Победа. Утренняя заря Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов. По ту сторону добра и зла Лучшее лекарство от любви – это все автора Щербаков Алексей Юрьевич

Лу Саломе и Фридрих Ницше Он хотел стать музыкантом, писателем, философом, она – поэтессой, террористкой и также философом… Они не могли не встретиться, потому что жили в одно время, думали об одном и том же и дороги их жизней неумолимо стремились к точке пересечения друг

Из книги автора

Вы что-то слышали о Ницше? Есть имена, периодически упоминаемые в том или ином «интеллектуальном разговоре». На них ссылаются, их цитируют (причем не всегда точно), их авторитетом подкрепляют собственные суждения. Попробуйте возразить собеседнику, когда за него –

Из книги автора

Другой Ницше Обрабатывая и исправляя труды брата, Элизабет зачастую вкладывала в его еще живые уста мысли свои и своего покойного мужа: о величии всего немецкого, о немцах как расе господ, о засилье евреев в немецком обществе и необходимости его от них очистить – то, что

Из книги автора

Гуманизм Ницше Мы еще вернемся к вопросу об ответственности философа за свою философию и за ее понимание другими. Сейчас же стоит постараться увидеть то, что скрыто и неочевидно, может быть, за броскими фразами и образами, – вольный или невольный гуманизм Ницше. Его

Из книги автора

Ницше, переписанный для семиклассников Когда б вы знали, из какого сора… А. Ахматова «Сатанинская библия» вызывает у меня, как у профессионального журналиста, искреннее восхищение. Это шедевр. Начинающим специалистам по PR-кампаниям стоит изучать деятельность ЛаВея

Невозможно переоценить значение идей Фридриха Ницше для мировой культуры. Философия Ницше оказала огромное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Об этом свидетельствуют полемики по "ницшеанскому вопросу" С. Цвейга, К. Ясперса, Т. Манна, А. Хайдеггера, В. Соловьева, Л. Толстого, Д. Мережковского. Отрывки идей философа встречаются у А. Камю, Ф. Югера, Ж.П. Сартра. Влияние философии Ф. Ницше находит отражение даже в музыке. Отношение к творчеству философа остается противоречивым, и споры вокруг его работ не угасают и по сей день.

Фридрих Ницше (1844 - 1900) - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ф. Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений мыслителя не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Начиная свою деятельность как классический филолог, Ф. Ницше переходит к философии, продолжая традиции, Ф. Шиллера и Ф. Шеллинга. В своей первой работе, эстетическом трактате "Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм" (1872), посвящённому анализу античной трагедии, Ф. Ницше развивает идеи типологии культуры.

В данной работе философ утверждает, что в мире существуют два противоборствующих начала бытия и культуры: дионисийское ("жизненное", оргиастически-буйное и трагическое) и "аполлоновское" (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), синтез которых определяет целостность мира. Ф. Ницше видел идеал в достижении баланса этих противоположных начал. Но, настаивая на необходимости соединения обоих начал, Ницше все же склоняется к приоритету дионисийского как жизнеутверждающего проявления "жизненной силы". Ницшеанскому сверхчеловеку присущи черты дионисийской личности, недаром своего мессию, проповедующего пришествие сверхчеловека и, по сути, являющегося сверхчеловеком, немецкий философ назвал "дионисийским чудовищем, которое зовут Заратустрой". "Дионисизм" понимается Ницше как иррациональное, чувственное, экстатическое начало, тогда как аполлоновское, рациональное начало имеет целью активное, целенаправленное изменение жизни.

В философской деятельности Ницше принято различать три периода:

1) период увлечения идеями Шопенгауэра и Вагнера,

2) период позитивизма и 3) период собственно ницшеанский .

Центральным пунктом философии Ницше является идея Сверхчеловека. В ней концентрируются все нравственные идеалы Ницше. "Так говорил Заратустра" (1883 - 1885), "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогия морали" (1887) - сочинения, воплотившие наиболее зрелые и оригинальные идеи философа.

Рождению идеи о Сверхчеловеке способствовала историческая ситуация, царившая в Германии: это политика Бисмарка по объединению Германии, смена вековых традиций и уклада жизни Германии, быстрый рост машинного производства и, как следствие, городов, что способствовало активному развитию "четвертого сословия", этой армии, побеждающей культурные нормы столетий.

Ф. Ницше наблюдал в современном ему обществе вырождение нравственности, и это побудило его к созданию иного, болезненного идеала, к "переоценке" моральных ценностей. Его учение о Сверхчеловеке является критикой современного уклада нравственной жизни.

Желая освободить жизнь от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество вольно делать с собой все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о Сверхчеловеке - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти" .

Сверхчеловек - это человек огромной жизненной силы, мощных инстинктов, в нем еще не угасло и не подавлено дионисийское начало. Каждый обычный человек должен смотреть на себя исключительно как на неудавшееся произведение природы и стараться сделаться философом, художником или святым. Те же, кто не стремится к этому, кто не подвергает свою жизнь риску, обладают лишь одним качеством - злостной завистью ко всем тем, кто осмелился, кто состоялся, ко всему яркому, талантливому, красивому, умному. Мелкие, серые и безликие индивиды - продукт христианской морали и социалистической пропаганды. Основа современной морали - христианская религии сострадания, которая привела к тому, что современное человечество страдает уменьшением жизненной силы. Человек, согласно Ницше, есть единство двух начал: твари и творца. Все, что есть в человеке как твари, вся грязь, глина, бессмыслица, хаос, должно быть обожжено, закалено, сформировано. Человека нельзя любить за то, что он человек, ведь просто человек - это животное. Достойно любви в человеке то, что он преодолевает в себе человека. Те люди, что не смогли пройти этот путь, несостоявшиеся, обречены сбиться в стадо, суть которого состоит в трех инстинктивных силах:

1) инстинкт стада против сильных и независимых: 2) инстинкт страждущих и неудачников против счастливых;

3) инстинкт посредственности против исключений. Инстинкт стада видит высшее в середине и в среднем. Все должны быть равными, все должны быть одинаковыми, поэтому всякое исключение, стоящее над этим стадом, воспринимается его членами как угроза, как что-то враждебное и вредное. В стаде нет одиноких, особенных, самостоятельных - в стаде каждый должен быть прозрачен и понятен для остальных. Стадо - это восстание некрасивых, неудавшихся душ против красивых, гордых, сильных; стадо всегда выступает против властолюбия, против привилегий, против сектантов, свободомыслящих, скептиков, против философии.

Учение о Сверхчеловеке Ф. Ницше формулирует в сочинении "Так говорил Заратустра", где в речах, влагаемых в уста Заратустры, проповедника и бродячего философа, Ницше раскрывает сущность этого понятия, а в образе самого Заратустры пробует дать конкретный пример личности Сверхчеловека. Заратустра - человек, идущий по пути становления Сверхчеловека. Устами Заратустры Ницше выделяет три превращения духа в человеке: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Прежде всего, на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудности, для преодоления своей слабости. "Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду. спешит и он в свою пустыню" .

Так, "взяв на себя все самое трудное", адепт пути обретает одиночество. Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить, является моральный императив "ты должен". В битве с ним он становится львом: "дух льва говорит "я хочу". Таким образом, он завоевывает себе право переоценки существующих ценностей и создания новых. "Завоевать себе свободу и священное "Нет" даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом" . Но само по себе это право и эта сила сказать "нет" любой из предустановленных истин не является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: "Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения". Стать ребенком - значит стать новым, отринув все прежние установления, вновь обрести вкус к "игре созидания" . Играть с миром и с собой, как ребенок - то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше, возродить в себе дионисийское начало. "Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир". Таков путь к Сверхчеловеку.

Сверхчеловек, по Ф. Ницше, - идеальный человек, интеллектуальный гений, не лишенной физической силы. Он обладает огромной мощью и мужеством принимать мир, преподносящий ему одни лишь страдания с радостью и без жалоб, ведь Сверхчеловек осознает красоту и ценность жизни во всех ее проявлениях и чувствует счастье в каждое мгновение жизни. Также Сверхчеловек это личность, уверенная в себе, нашедшая свое место в жизни. Это исключительный, сильный человек с огромной волей, способный противостоять мировой воле как разрушительному началу.

Психологически ницшеанский тип обладает чертами самоактуализировавшейся личности, достигшей душевного равновесия, уверенной в себе, ощущающей себя полноценным субъектом бытия. Он легко, смеясь и танцуя, идет по жизни: "Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?". Сверхчеловек Ницше - уникальная, сильная личность с огромной волей, способной противостоять мировой воле как хаотическому разрушительному началу. И, как всякая уникальная личность, он возвышается над толпой слабых людей, обреченных жить в плену моральных правил и религиозных догм.

"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для Сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение". Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше - это "час великого презрения". Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!" .

Излюбленными образами в осмыслении судьбы человека у Ф. Ницше были: могучая сила солнца, грозовая туча с молнией и громом, бушующее море, полет орла, чистый воздух горных высот и свободный ветер: "Будьте подобны ветру, когда он вырывается из своих горных ущелий. Благословен этот добрый, неукротимый дух, который является врагом всем репейникам, всем поблеклым листьям и сорным травам" . Между тем кругом себя философ видел застой, рутину, пошлость, видел людей слабых, безвольных, душа которых сузилась от пошлой ограниченности, от погружения в мелкие бытовые интересы. В такой среде все высокие идеи вырождаются в низменные стремления, благородные движения души размениваются на мелкие чувства. "Здесь великие мысли заживо варятся до того, что становятся мелкими. Здесь истлевают все великие чувства: здесь могут трещать лишь сухие чувствования!. Здесь вся кровь течет по жилам лениво, равнодушно". Самая наука здесь опошляется. Современные мудрецы подслуживаются толпе. "Их мудрости присущ запах, как будто она вышла из болота". Это - хорошие часовые механизмы, мельницы. "Они всегда тянут, как ослы, народную телегу!"

Ницшеанская идея Сверхчеловека, вот уже на протяжении столетия, остается наиболее актуальной и дискуссионной проблемой в отечественной ницшеане. Концепция сверхчеловека стала для российских мыслителей итогом и смыслом философии Ницше, важной составляющей метафизики человеческого существования. От человекобога к Богочеловеку - таков русский путь Сверхчеловека Ницше.

Наследие немецкого философа оставило глубокий след в истории русской мысли. "Знакомство" русских читателей с философией Ф. Ницше произошло в 90-х гг. XIX веке, через такие периодические издания как "Вопросы философии и психологии", "Вестник иностранной литературы", "Наблюдатель", "Северный вестник" и других. Позднее, в начале XX века к ним присоединились художественно-эстетические журналы - "Мир искусства", "Золотое руно", "Весы". Очень скоро Ницше занял одно из ведущих мест в публицистической полемике. Его философия имела как восторженных почитателей, так и открытых гонителей из числа русских мыслителей. Водоразделом в освоении философии "великого безумца" стал 1898 год, когда был переведен на русский язык "Заратустра" . Это время и можно назвать началом отсчета серьезных дискуссий вокруг идей философа. В 1892 году выходит в свет очерк В. Преображенского "Фридрих Ницше: критика морали альтруизма". Преображенский, будучи решительным противником как буржуазного строя жизни и мысли, при котором творческая воля скована незыблемым укладом традиционного образа жизни, так и социалистических тенденций с их идеалом общего, регламентированного благополучия, обратился к учению Ницше, видя в нем реальный путь преодоления мещанской косности и социалистической нивелировки жизни. Он, вслед за Ницше, критиковал моральные заповеди современного общества, в котором, по его мнению, господствовала порожденная христианством этика альтруизма, ставящая во главу угла утилитарный принцип полезности и счастья как отсутствия страдания и, вследствие этого, ведущая к обезличиванию, устранению индивидуального начала в человеке. Единственный путь выхода из регрессивного движения к культурному краху современной эпохи Преображенский, как и его учитель, видел в переоценке нынешних идеалов, провозглашении новых "скрижалей ценностей", возвышении и облагораживании человека. Главную заслугу философа исследователь видел в том, что тот впервые в науке о нравственности поднял саму проблему морали, возвысившись для этого над всеми исторически преходящими нравственными оценками и воззрениями, перейдя по ту сторону Добра и Зла. Преображенский подчеркивал, что Ницше по-новому взглянул на нравственность, увидев в ней относительную ценность. "Нравственность имеет только относительную ценность, а не абсолютную ценность. Относительная ценность нравственности измеряется упадком или взлетом жизни" . Это время можно назвать первым, ознакомительным периодом творчества Ницше в России.

Однако периодом наибольшей популярности Ницше в России являются 1900-е годы. Это второй этап (вольной интерпретации) Ницше. Именно в эти годы было издано первое в русском переводе Собрание сочинений Ф. Ницше в 8-и томах под ред.А. Введенского. Вместе с переводами выходят в свет и огромное количество статей и монографий о Ницше таких величайших русских мыслителей как: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, Д. Мережсковский, А. Лосев. Публиковалось значительное число художественных произведений (М. Арцыбашев, А. Вербицкая, М. Горький, В. Крыжановская, Д. Мережковский), в которых главными героями были ницшеанцы.

С именем Ницше связывают творчество М. Горького. Его называли "самородком-ницшеанцем" и "бессознательным ницшеанцем". Уже в начале творческого пути, с появлением в русской периодике статей, посвященных творчеству Ницше, Горький активно начинает использовать "ницшеанские" формулы для обозначения процессов "внутреннего освобождения", революции духа", происходившей среди его героев.

Горький был ницшеанским "перводвигателем": в одиночку ему удалось сменить смиренное настроение своего времени на воинственную бодрость. Кажется, что герои Горького во всеуслышание объявляют читателям: "Довольно чеховщины, довольно слез, стенаний и грусти, да здравствует жизнь, свобода, смелость, гордое "да" бытию!" .

С идеями Ницше Горький познакомился на рубеже 80-90-х гг. XIX в. Вопрос о "ницшеанстве" раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Из переписки Горького и его статей можно заметить, что при довольно частых упоминаниях Ницше (около сорока раз) его отзывы о нем были, как правило, либо сдержанными, либо критическими. Чуть ли не единственным исключением является письмо к А.Л. Волынскому от 1897 года, где М. Горький признается: "…и Ницше, насколько я его знаю, нравится мне, ибо, демократ по рождению и чувству, я очень хорошо вижу, что демократизм губит жизнь и будет победой не Христа - как думают иные, - а брюха". В это время в его философии Горького привлекало прежде всего отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции "переоценки ценностей". "Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться . Можно заметить, что и в более поздних произведениях Горький не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики "Несвоевременные мысли" заставляет вспомнить о "Несвоевременных размышлениях" (в другом переводе - "Несвоевременные мысли") Ницше. Можно считать стихийными ницшеанцами таких его героев, как цыгане Зобар и Радда ("Макар Чудра",1892), эгоистичный Ларра, сын женщины и орла, и не щадящий себя ради других Данко ("Старуха Изергиль", 1895) - красивых, сильных, гордых, свободолюбивых и своевольных.

Рассказ М. Горького "Макар Чудра" начинается с размышлений старого цыгана о жизни: "Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком." .

Эти мысли почти буквально совпадают с идеями Ницше в работе "Несвоевременные размышления": "Все мучается из-за того, чтобы жалко прожить жалкую жизнь; эта ужасная потребность ведет к изнурительному труду, и вот на него соблазненный "волею" человек (или, вернее, человеческий интеллект) при случае смотрит с восхищением как на нечто полное достоинства. Но для того, чтобы труд мог требовать себе почетных титулов, необходимо, прежде всего, чтобы само существование, для которого он является мучительным средством, имело бы больше ценности и достоинства, чем это до сих пор было раскрыто в серьезных философиях и религиях".

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

Воронежский музыкальный

колледж им. Ростроповичей г. Воронежа

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького.

Ницше и Горький.

(из опыта работы преподавателя)

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, в 1902 году Горький приступает к работе над пьесой «На дне», ставшей наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя. В период работы над драмой менялся сюжет, названия: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «На дне». Каждый вариант подвергался тщательной правке. При этом Горький делился своими замыслами со Станиславским, читал пьесу Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, актерам МХАТа. Пятницкий, которому была посвящена пьеса, правил текст и обсуждал с автором проблематику пьесы и её название.

Работа, начатая в Нижнем Новгороде в 1900 году, продолжалась до самого отъезда писателя из Крыма (23 апреля 1902 г.). Интересны записи Горького этого периода: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого – не очень яркого, но любящего все, все обнимающего. Эх, кабы удалось!...» (2 стр. 465) В 1902 г. в письме актеру И.А. Тихомирову Горький впервые намечает контуры основной идеи пьесы. Это «ложь из жалости к людям», «правда – молот, удары эти люди не выдержат» (2 стр.467). Посылая пьесу Пятницкому, Горький дает ей первую скромную оценку: «В пьесе много лишних людей и нет некоторых – необходимых – мыслей, а речь Сатина о человеке – правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать - он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку» (1 стр. 5-6). В этих словах слышится безысходность, тоска по идеалу, которого на тот момент Горький найти не мог.

Таким образом, драма «На дне» возникла в результате широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Важно отметить и то, что Горький не случайно сделал героями пьесы босяков. Босячество, изображенное в пьесе, было крупным на тот момент социальным явлением XIX – н. XX века. Только в Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано 4 тысячи босяков. Прототипов героев пьесы, как указывал писатель, он наблюдал в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». Там он познакомился с Сатиным, босяком, пострадавшим «из-за самоотверженной любви к сестре»; Барона списал с живого человека, барона Бухгольца, спившегося и попавшего в нижегородскую ночлежку. Актер был списан с фотографии пьяницы – актера Соколовского, которого Горький сравнивал с Шаляпиным в роли мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. В Нижнем он нашел и прообраз Луки.

Многие герои пьесы чем-то схожи с героями рассказа Горького «Бывшие люди», напечатанного в 1897 году. Колоритная фигура Кувалды напоминает нам по красноречию Сатина, а скромный Тяпа – Луку. Рассказ написан в Казанский период. Горький так говорит о своих героях: «Странные это были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало, что они не жаловались на жизнь, говорили, что лучше тех, кто живет «хорошо» (1 стр. 15-16). Он увидел в босяках гордость и независимость, презрение к благам жизни, стремление к свободе, полной независимости, способность критически оценивать окружающую жизнь. Но он не скрывал и то, что «страшен этот человек невозмутимым отчаяньем своим, что себя сам отрицает, низвергает из жизни». Вот главный вопрос, который ставит Горький в пьесе «На дне».

Эти же вопросы волновали молодого Максима Горького, в раннем творчестве которого наиболее ярко видно влияние идей преобразования человеческого духа, его свободы и воли, выдвинутые Ницше.

Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха Ницше. Как ни странно, наибольший отклик его идеи нашли в философии и художественной среде России конца XIX – н. XX века. Его личная судьба и его личная трагедия нашли отражение в его философии. К числу значительных его философских работ следует отнести «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. А по сути, это призыв Ницше к саморазрушению «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца». «Мы должны произвести опыт с истиной, - отвечал Заратустра. – А если истина должна уничтожить человечество, ну, что ж, пускай!» (4 стр. 35). Ницше хотел в «Заратустре» показать человечество, пробужденное от бессилия таинством евхаристии, нечистая, грешная кровь человечества очищается в вечно проливаемой Крови Христа, т.е. человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольно избранного меньшинства очищает и обновляет свою кровь. Он мечтал, что его произведения затмят собою поэмы Вагнера, что его евангелие заставит забыть Евангелие Христа. В жизни он был мягким и любезным человеком, благородным и добрым. В идеях непреклонным и беспощадным. Эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. После разрыва с Рихардом Вагнером, великим немецким композитором, творчество которого повлияло на идеи Ницше, он заболел страшным недугом, и одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества, без друзей и семьи, без связей, в бедности.

Чем он привлек русскую интеллигенцию и Горького? Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска пути развития, новых идей, пробуждение самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.

Был ли Горький ницшеанцем? Сам писатель открещивался от этого и не любил, когда его считали таковым. Однако в дневниках К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького перекличка с Ницше очевидна. Для романтических героев писателя характерны: независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, где нет морали, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой задуман как спаситель людей от их слабости, прозябания. В письме А.П. Чехову Горький писал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно надо, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь, и люди заживут быстрее, ярче» (1 стр. 10-11).

Бытие не устраивало писателя и представлялось чем-то несправедливым, навязанным воле Человека. Между тем всё прекрасное создано именно волей Человека. Он - символ бытия. «Он создал даже Бога», - писал Горький. Горького и Ницше сближает общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью (5 стр 629).

Но не все так просто у Горького. В пьесе «На дне» - конфликт между правдой Сатина, которой явно импонировал ранний Горький, и ложью Луки, которой следовал он всю свою жизнь, не преемля ни общество насилия, ни слабого человека. Лишь «мерзостной правды» Бубнова ненавидел художник. В этой правде он не видел ни мечты, ни будущего, ни Человека: «...все люди на земле - лишние». Но сильных расхождений в правде Луки и Сатина нет. И тот, и другой призывают уважать Человека. Расходятся они только в одном – как нести эту правду. Ложь во спасение нужна слабым. Это вера в человека. Она дает надежду на спасение. Правда Сатина зажигает сильных: «Что такое - правда! Человек – вот правда! Правда – бог свободного человека!»

Но грандиозный миф о Человеке рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не слушает, не понимает: человечество на пороге катастрофы. В чем же видит спасение Горький? Ответ мы находим в IV акте пьесы. Сатин, вспоминая свой спор с Лукой, говорит: «Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может, ...может, он родился-то на счастье нам... для большой пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» Вот вам и ответ Горького великому Ницше: «...человек вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога» (2 стр. 469).

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

СНОСКИ:

1. Басинский П. Неизвестный Горький / П. Басинский // М. Горький Детство. Рассказы и очерки. - М: Слово / SLOVO, 2000. - С 5-17.

2. Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы / М. Горький // Полн. собр. соч. в 30-ти тт. - М: 1950. Т.5. - С 465-469.

3. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. / Д. Галеви – Рига: 1991. - С 49-145, 170-209.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Ф. Ницше - М: МГУ, 1990. – С.

5. Сапронов П.А. Русская культура XIX-XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. - СПб: «Паритет», 2005. - С 627-644.


Горький весьма своеобразно использовал этот жанр. Он превратил его в апологию язычества. Даже если согласиться с трактовкой, что автор жалеет Митю, то и в этом случае «На плотах» - это рассказ антихристианский и уж точно антицерковный. Дело в том, что Митя, который собирается уйти из мира в монастырь, бессилен в половом смысле. Собственно, это и является бытовым обоснованием и даже как бы оправданием сожительства Силана со снохой. Она, по словам Силана, не была сыну «женой», то есть фактически Силан первый в ее жизни мужчина. И если бы он не выдал ее замуж за Митю, а дождался смерти собственной жены, все могло обернуться «по-божески», «по-человечески». Но это бытовая сторона.

Итак, христианский идеал Мити - результат сексуального бессилия. Прежде Василия Розанова и его книги «Люди лунного света» Горький поднял эту опасную тему. Да еще в «пасхальном рассказе»!

Показательно, что рассказ написан в 1895 году. Это совпало с концом отлучения духовного преступника Алеши Пешкова от Церкви. Так Пешков выразил Церкви свое «покаяние». А через полтора года, после венчания Алексея Пешкова на милой девушке, корректорше «Самарской газеты», Катеньке Волжиной, он тяжело, почти смертельно заболеет то ли туберкулезом, то ли опаснейшей формой хронического бронхита. Три месяца будет находиться на грани жизни и смерти. Доктор В. Н. Золотницкий признает его состояние «особенно опасным и даже угрожающим жизни». Больного, уже обремененного семьей, его начинает преследовать материальная нужда, из которой он было уже выкарабкался, работая репортером на Нижегородской промышленной выставке. Горький вынужден закладывать вещи. Пишет Короленко, что как писатель совершенно не может работать. В этом состоянии он тем не менее завершает рассказ «Коновалов», герой которого кончает с собой (реальный казанский пекарь Коновалов этого не делал). И тогда же пишет «Вареньку Олесову», апофеоз победы телесной красоты и здоровья над «скучной» моралью. И это в то самое время, когда, как обнаружил самарский специалист по грудным болезням доктор В. И. Косарев, «дело оказалось очень скверным: и хрипы, и продухи, открытые каверны». С этого момента начинается пожизненное кровохарканье Горького, и из здоровенного парня, способного ворочать многопудовые мешки с мукой, он превращается в объект постоянной головной боли для докторов. Так еще раз «рождался» Горький. Через «переход и гибель». Через преодоление в себе одного из «людей». Все преодолел. «Потому что - стоит».

Но стоит ли?

В творчестве Горького «На плотах» один из самых ярких, выразительных его рассказов. Это признали Лев Толстой и даже Набоков.

Любовь-ненависть

Как бы ни решал Горький проблему «природа и культура», он всегда оставался поклонником идеи борьбы. Сознание его не было гармоничным. По словам известного консервативного философа и публициста М. О. Меньшикова, он предпочел «безумство храбрых» «мудрости кротких». Интересно, что Горький оценил это высказывание Меньшикова, назвал его «врагом по сердцу» и заметил, что «враги хорошо говорят правду». По замечанию Ходасевича, Горький вообще любил врагов. Например, когда умер Брюсов, Горький сетовал, что умер «хороший враг». Но это не было христианской любовью. Это было языческим вариантом решения вопроса о противостоянии культуры и природы. Здесь горьковский идеал изначально враждебен христианскому «аскетическому идеалу», который замечательно просто выразил Ф. М. Достоевский: «Смирись, гордый человек!» На это Горький ему ответил в пьесе «На дне»: «Чело-век!.. Это звучит… гордо!»

Герои многих рассказов Горького, в отличие от традиционных русских типов «маленьких» или «лишних» людей, прежде всего экспансивны. Они не мыслят иной формы жизни, кроме борьбы, кроме самоутверждения за счет врага, к которому они питают не только ненависть, но странное чувство любви. Наличие врага необходимо им, как воздух! В иной атмосфере они просто задыхаются. Наиболее символично это душевное качество выражает Сокол (кстати, хищная птица!). Уже умирая, он мечтает о встрече с врагом. «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся моей он кровью!.. О, счастье битвы!»

Любовь и вражда - две стороны одной медали. Чем сильнее любовь, тем сильнее вражда. Радда и Зобар не могут любить иначе, как стремясь победить один другого, подчинить себе волю и душу соперника («Макар Чудра»). Но возможное поражение одного означает и немедленное охлаждение другого. С исчезновением вражды пропадает главный стимул любви. Вот диалектика раннего Горького. Покорившийся Зобар не нужен Радде. Единственная возможность примирения - в радости взаимного уничтожения.

Словом, если взглянуть на раннее творчество Горького глазами русской критики, ничего не знавшей о реальной биографии Пешкова и о том особом духовном пути, который он прошел, начиная со смерти отца, станет понятно, что упреки в «книжном ницшеанстве» имели основания.

Критики не обязаны были знать, что «Макар Чудра» был написан, когда Пешков мог слышать о Ницше лишь со слов нижегородского приятеля Н. 3. Васильева. Что рассказ «На плотах» писался самарским газетчиком.

Перевод «Заратустры» женой Васильева, сделанный специально для молодого Горького, к несчастью, не сохранился. А было бы любопытно взглянуть на этот непрофессиональный перевод самого сложного и поэтически зашифрованного текста Ницше, чтобы представить: что такого мог «украсть» из него для своих ранних рассказов М. Горький?

Кстати, Горький дважды пытался напечатать этот перевод - в 1899 году в журнале «Жизнь» и в 1900 году в издательстве «Знание». Перевод так и не был напечатан. Из возможных причин назовем две. 1. Опоздание. В 1898 году вышел перевод Ю. Антоновского, в 1899-м - С. Нани. 2. Неважное качество. Он делался для «служебных» целей. И хотя Горький в письме к К. П. Пятницкому хвалил этот перевод, называя его «наиболее красивым и ясным», это могло быть вызвано желанием помочь Васильевым, которые сильно нуждались в то время. В том же письме он просил дать Васильеву какой-то перевод. Он любил не только врагов.

Итак, профессиональный перевод Антоновского вышел в 1898 году. К 1898 году весь корпус «Очерков и рассказов», по которым критика судила Горького за «книжное ницшеанство», был написан и напечатан большей частью в провинции. Судя по тому, что Васильева посылала ему перевод «Заратустры» порциями в письмах, перевод этот делался после ухода Пешкова из Нижнего в странствие по Руси и до написания в Тифлисе рассказа «Макар Чудра».

Ницше и Горький

Из всего этого можно понять, что вопрос о «ницшеанстве» раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики «Несвоевременные мысли» заставляет вспомнить о «Несвоевременных размышлениях» (в другом переводе - «Несвоевременные мысли») Ницше.

Для культуры начала века вообще характерно свободное использование намеков без обязательной ссылки на конкретные имена. Так, Блок пользовался ницшевским понятием «музыка» («Слушайте музыку Революции!»), никак не отсылая читателя к Ницше, ибо предполагал безусловное знакомство с книгой «Рождение трагедии из духа музыки». Однако в творчестве Горького именно «случайности» сбрасывать со счетов никак нельзя. В это время происходит страшное смешение культурных «знаков» в сознании людей. Огромный поток культурной информации, связанный с расцветом переводов с иностранных языков, производил в умах «самоучек» истинные культурные катастрофы, примеры которых Горький описывает в автобиографических рассказах «Случай из жизни Макара», «О вреде философии» и других.

Восприятие Ницше накладывалось на впечатления от русской жизни. В Архиве Горького хранится любопытное письмо М. С. Саяпина, внука сектанта Ивана Антоновича Саяпина, описанного в очерке Г. И. Успенского «Несколько часов среди сектантов». М. С. Саяпин, внимательно изучавший русских сектантов, находил в их учениях сходство с философией Ницше: «Все здесь ткалось чувством трагедии. Чтобы как-нибудь объяснить себе эти жизненные иероглифы, я стал буквально изучать книгу Ницше „Происхождение трагедии из духа музыки“, читал я все, что могло мне попасться под руки в этом направлении, и, наконец, убеждение окрепло: - Да, дух русской музыки, живущей в славянской душе, творит неписанную трагедию, которую люди разыгрывают самым идеальным образом: не думая о том, что они играют».

Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького

Русская литература XX века развивается в контексте мирового литературного процесса. На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Все это повлияло и на искусство.

В относительно спокойный XIX век писатели обращают внимание на «маленького человека», на его существование в обществе. Корень зла видится в социальной несправедливости. «Измените среду – изменится и человек», - таково было мнение прогрессивных интеллигентов XIX в. Искренняя любовь к России и русскому народу порождала желание изменить социальное устройство России, улучшить жизнь народа. Это отразилось в творчестве крупнейших писателей XIX века: А. Н. Островского, Д. Григоровича, Н. Чернышевского, А Герцена. Но уже Достоевский заметил, что зло в человеке коренится глубже, чем предполагали. Люди творят зло сознательно и последовательно, и с помощью только социальных преобразований зло на земле искоренить нельзя.

Рубеж веков отмечен бурным развитием науки, особенно физики и других естественных наук. Научные открытия ошеломили общество. Лозунг «Материя исчезла!» поразил и удручил многих. В конце XIX - начале XX вв. возникает стойкое недоверие к науке и разуму, так как наука отвергает сегодня то, что утверждала вчера. Весь XVIIIи XIX вв. шло развитие позитивизма – направления в философии, утверждающего, что мир познается только с помощью специальных наук и отрицающего иные пути познания. Это отразилось, например, в образе тургеневского Базарова. На рубеже веков позитивизм терпит крах, так как привел к торжеству мещанства, а человечество перестало верить в науку и разум.

Итак, вековые устои рухнули. Кругом социальные потрясения. Царя можно свергнуть, «Бог умер!», «Материя исчезла», всеобщее обмещанивание затопило культуру. Апокалипсис!

В чем человечеству искать выход?

Выход мыслителям Серебряного века виделся в философии Артура Шопенгауэра и особенно Фридриха Ницше.

Современный период – это период безволия, слабости и болезни. Сильные духом люди остались в прошлом: Роланд, Зигфрид, Тарас Бульба, Хома Брут. Удел современности – мелкие мысли, ничтожные страсти, жалкие чувства. Причина – всеобщее обмещанивание и атрофия духовного начала. Все стремятся к сиюминутным плотским преходящим радостям и наслаждениям. Этим человечество отравляет дух и кровь жизни.

Жизнь, по теории Ф. Ницше, должна быть чистой, сильной и жестокой, стремящейся к высшей цели, к Абсолюту. По мнению Ф. Ницше, Абсолютом является не Бог («Бог умер!»), и не человек. Человек не венец (так было в Библии и у Дарвина), а промежуточное звено в эволюции между обезьяной и сверхчеловеком (Übermensch).

Уровень развития сверхчеловека невозможно изобразить графически. Если уровень интеллекта обычного человека принять за «0», то уровень, например, А. С. Пушкина будет равен «5». Уровень же сверхчеловека тогда будет равняться 15 000 000 единицам.

Быть сверхчеловеком, конечно удел очень немногих. Поэтому сверхчеловек не понят и трагически одинок, так как стоит неизменно выше толпы. Сверхчеловека не должна волновать реакция толпы: он с ней не соприкасается. Для него имеет значение лишь своя воля и свой мозг.

Лишь он видит великую цель, достижение которой смысл жизни, и для достижения ее он руководствуется только своим разумом и своей волей, отметая все предрассудки мелких людишек (любовь, сострадание к ближнему, религия – «Бог умер!»), потому что он находится по ту сторону добра и зла.

Шопенгауэр и Ницше имели огромное влияние на умы, были властителями дум. Они во многом предопределили развитие искусства XX в. Имели большое количество последователей во многих странах: Р. Киплинг, О. Уайльд, Г. Уэллс в Великобритании; Дж. Лондон в Америке; М. Метерлинк в Бельгии; Н. Гумилев, М. Кузмин, Вал. Брюсов, Дм. Мережковский, М. Горький в России.

Было несколько причин такой популярности А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Во-первых, они уловили и выразили дух эпохи. Во-вторых, их произведения имели яркий антимещанский пафос. В-третьих, они провозглашали свободу человеческой личности. И, наконец, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше оказывали большое эстетическое воздействие (были талантливыми беллетристами и стилистами).

Философия Ф. Ницше, конечно, мрачна. В ней есть здравые идеи: человек должен постоянно стремиться к Абсолюту, перерастать сам себя и не идти на поводу у мещаниана. Во многом эта философия антигуманна: люди делятся на серую массу и избранных. В течение ряда лет последующие поколения интеллигенции работали над тем, чтобы преодолеть антигуманность теории Ф. Ницше. Его теория даже была взята за основу идеологии фашизма. Хотя сам философ за это не несет ответственность, как Христос не несет ответственность за инквизицию. Извратить можно любую теорию.

Рассмотрим ницшеанские мотивы в творчестве М. Горького. Для анализа возьмем лишь произведения, изучающиеся в школе: рассказы «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и драму « На дне».

На раннее, так называемое романтическое, творчество М. Горького огромное влияние оказала философия Ф. Ницше. М. Горький бредил Ницше. Философ стал кумиром для молодого писателя. Ою этом свидетельствуют дневниковые записи и воспоминания современников. Даже свои знаменитые усы М. Горький отрастил такие, как у Ф. Ницше.

Романтический герой горьковских рассказов (он же ницшеанский Übermensch) оказывается включенным в средунеразвитых, злых, жестоких людей, в мир тусклых красок, и так же, как ницшеанский герой, он призван разрушить сонное прозябание мира.

Во всех ранних горьковских рассказах противопоставлен сверхчеловек и обыватель:

Übermensch Обыватель

Буревестник Птицы

Лойко Зобар, Радда цыгане

Ларра, Данко племя

М. Горький призывает изжить в себе пугливого мещанина, выйти навстречу буре, стать сверхчеловеком. Этот горьковский призыв синонимичен чеховскому стремлению «выдавить из себя раба». Горький призывает к Абсолютной свободе.

Например, мы несвободны. Нас связывает страх. Перед родителями учеников, администрацией, страх осуждения, боязнь завтрашнего голода. М. Горький призывает все это преодолеть – стать выше, стать свободным, подобно Буревестнику.

Однако, как русский писатель, М. Горький рассуждает, что достигнуть уровня сверхчеловека – еще не предел. Сверхчеловек должен послужить народу. Только тогда его существование может быть оправдано. И в его произведениях появляются отрицательный и положительный сверхчеловек.

Эгоист Альтруист

Ларра Данко

В «Старухе Изергиль» источником конфликта становится не противоборство «добра» и «зла», а столкновение двух позитивных ценностей – свободы и любви к людям.

Портрет Изергиль и ее история даются в двойном обрамлении – историях Ларры и Данко. Сама Изергиль обнаруживает черты то одного, то другого.

В молодости В старости

«Я как солнечный луч была» «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились»

«Кожа на ее руках и на шее вся изрезана морщинами»

«похожа на тень»

Эти обрамления задают этические нормы. М. Горький обнаруживает свою позицию предназначения человека

От Ларры Свобода от людей и для себя, «тотальный эгоизм»

Сквозь Изергиль Жизнь с людьми, но для себя; срединное звено

К Данко Жизнь с людьми и для людей, «тотальный альтруизм»

Как видим, М. Горький поступает как истинно русский писатель и заодно значительно гуманизирует образ ницшеанского сверхчеловека.

Особенно последовательно идея ницшеанского сверхчеловека отражена в драме «На дне». Обратим внимание на символичность заглавия. Дно – символ духовного подполья, чеховского невыдавленного раба, символ несвободы, причастности к племени людишек.

Именно так, ведь в пьесе четко различаются два типа людей: Человек и людишки. У Луки спрашивают: «Что ты за человек?», а он отвечает: «Есть люди, а есть и человеки». Обратим внимание, что все обитатели ночлежки имеют клички: Клещ, Барон, Пепел, Актер. Имя воспринимается, как самоидентификация человека в мире, потеря имени – потеря себя, своей сущности.

Население ночлежки – безымянные рабы, людишки, давно сформировано. У них нет гостей. Весь мир – ночлежка. Население всегда одно. Пространство жизни ночлежников замкнуто. Попробуем символически проанализировать ремарку к третьему акту драмы. ««Пустырь» - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него – куст бузины. Направо – темная бревенчатая стена какой-то надворной постройки – сарая или конюшни. А налево – серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на середину пустыря. Между ею и красной стеной – узкий проход. В серой стене два окна: одно – в уровень с землей, другое – аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены – куча старых досок, брусьев».

А снаружи – мир Сокола и Буревестника – духовная Свобода.

Заметим, что хозяева жизни – такие же рабы. Они живут лишь метром или двумя выше. Но мир Свободы им также недоступен!

И вдруг – о чудо! Снаружи! В ночлежку – впервые! – попадает человек. Имя его – Лука.

На какие ассоциации наталкивает это имя?

Этимология имени Лука – от лат. Lux – Свет. Такое имя носил один из апостолов. Можно провести и литературную ассоциацию – луч света в темном царстве.

И чем же начинает заниматься с первых минут этот человек? Он будоражит все общество! Выходи наружу – таков его призыв. Пеплу он говорит: «Езжай в Сибирь», Наташе: «Выходи за Пепла», Актеру: «Есть лечебница – лечись. Вернешься на сцену». Он утешает всех, жалеет людей, любит их. Ведь людям больно! Обещает Анне: «Попадешь в рай», успокаивает Настю: «Была у тебя любовь».

Есть и еще одна литературная ассоциация. Извне, со стороны в затхлое сформировавшееся общество врывается свежая сила – человек, который перебудоражил всех и внезапно исчез. Сходство с «Горем от ума». Тогда Лука – Чацкий.

Конечно, ночлежники относятся к нему настороженно. Куда зовет? А вдруг обманет? А вдруг потеряем и то, что есть? И разве есть у нас силы идти? И тут хорошо. Тепло и сыро! И рождается другая ассоциация: Лука – лукавый обманщик!

Ведь Свободы нет, сил у человека нет. Конечно, не получится. Есть лишь рабство и дно!

Лука в сотни и миллионы раз душевно сильнее всех ночлежников. Он в любую секунду может отсюда уйти, а они прикованы к этим берегам навеки.

А зачем же он здесь? Видимо специально пришел со своей светлой миссией – будоражить сонное царство, спасать гибнущих людей. И еще одна ассоциация: Лука – Христос. Он в тысячи раз духовнее ночлежников. Ведь он способен полюбить и пожалеть человека, а они лишь цинично глумятся друг над другом, делают друг другу еще больнее. Он любит людей, поэтому и пришел сюда. Он учит их добру. «Если кто кому хорошего не сделал, то и худо поступил…» Лука единственный утешает умирающую Анну.

Он осознает, кто он и кто они. В разговоре с Наташей после смерти Анны Лука произносит фразу: «Где им…куда нам – мертвых жалеть? Живых бы пожалели». Знаменательна замена «им» на «нам». Из скромности он уравнивает себя и ночлежников, и не только из скромности. Этим он показывает то, что он такой же, как они. И у ночлежников есть шанс обрести Свободу.

Лука не насилует волю человека. Если ты сознательно выбрал дно и рабство, твой выбор будет уважаться. Так на вопрос Пепла о Боге Лука не отвечает: не навязывает свое мнение. В подобных вопросах человек должен сам решить, есть Бог или нет. Ведь мир – не более, чем твое представление о нем (об этом – труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление»).

Не насилуя свободную волю человека, Лука однако делает свое дело: подталкивает к выходу. Например, говорит Актеру: «Бросай пить! Выходи, там - лечебница». Но! Бросай пить сегодня. И Актер бросил. Но Лука делал ставку на волю и внутренние силы человека, а Актер как раз на внешние факторы. Он из больницы делает дворец и панацею: «Превосходная лечебница… Мрамор…мраморный пол! Свет, чистота, пища… все – даром! И мраморный пол, да!» Но Лука про лечебницу ничего подобного ведь не говорил.

Лука:… Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну-ка, вот, валяй! Иди…

Актер (задумчиво): Куда? Где это?

Лука: А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то! Ну, решай… в два приема…

Лука предостерегает ночлежников от подобного ложного шага (делать ставку на внешний фактор), понимая, что людишкам это свойственно.

Он рассказывает историю о праведной земле. То есть Лука пропагандирует идею: нет иной силы, чем человеческий дух. Никто не может сделать человека свободным.

Лука любит людей, готов им помочь, но за них, вместо них, им, обрести свободу он, конечно, не в силах. Это должен делать человек сам. Он может им помочь вымыть полы, что он и делает. Но к Свободе человек должен стремиться сам.

Итак, Лука пришел к забитым, слабым людям, попытался разбудить их, сказал им о безграничных возможностях человека, а главное – о возможности обрести Свободу. Сделав свое дело, Лука ушел. Не из-за того, что испугался полиции. Он к тому моменту сделал свое дело.

Но они, не веря в свои силы, тут же сдались и вновь осели в этой дыре. И еще стали обвинять Луку, что он их не вывел. Более того, они глумятся над Актером, сделавшим первый шаг к Спасению, и доводят его до самоубийства.

Циник и фашист Сатин не протягивает ближнему руку помощи. Вероятно, потому что сам бессилен (не вышел). У Луки была сила выйти, была сила и пожалеть человека.

Об образе Луки впоследствии было создано много критических работ. Зачастую Лука там рассматривается как лгун. Даже сам М. Горький в 30-е гг. писал о своем герое, как о лукавом обманщике.

Но хотелось бы вспомнить предисловие В. Гюго к собственной драме «Кромвель», где автор говорит, что если драма получилась колченогой и хромой, то впоследствии, после творческого акта, не надо ей приделывать деревянную ногу. Поэтому даже в мнении М. Горького о Луке, которое он высказал спустя тридцать лет после написания пьесы нужно усомниться.

Итак, проблема человека в драме «На дне» решается в чисто ницшеанском ключе. Есть Человеки, и есть людишки. Делая ставку на собственный дух, человек должен обрести свободу.

Тесно к проблеме «человека» в драме примыкает проблема правды. М. Горького интересует, что некая правда с иной точки зрения становится ложью.

В пьесе – три идеолога:

Бубнов (правда факта) «Вали правду всю как есть» Взгляд раба на рабов

Но с этой точки зрения Настя – лишь проститутка и лгунья, а это мельчит и уродует образ героини.

Лука (утешение) «Пожалеть людей надо» Взгляд Человека на рабов

Сатин (уважение) «Человек это звучит гордо!» Взгляд Человека на Человека

Итак, в раннем творчестве М. Горького заметны явные мотивы философии Ф. Ницше. Анализировать надо, на наш взгляд, именно с этой точки зрения, а не с социологической, как в советском литературоведении.