Сироты дюплесси. «Матерям говорили, что их дети умерли»: страшная история сирот Дюплесси

«Небеса голубого цвета , а ад — красного »

Премьер провинции Квебек Дюплесси

По мере того, как все больше и больше информации поступает из стран "цивилизованного Запада" в нашу варварскую страну, тем больший смысл в словах многими ненавидимого владельца тела в Мавзолее у Кремлевской стены: "Мы пойдем другим путём". Черт с ним, пусть снова капиталистическим, но точно другим.

В Шотландии рядом с приютом Smyllum Park обнаружили братскую могилу, в которой были похоронены более 400 детей, сообщает британская The Guardian . Детский дом работал с 1864 по 1981 год, за этот период через заведение прошли более 11 тысяч детей. Лишь в 2004 году стало известно о жестоком обращении с воспитанниками.

Согласно архивным данным, большинство детей в приюте умирали по естественным причинам, в основном от таких заболеваний как туберкулез и пневмония. Сколько из них умерло от истязаний и сколько было тайно похоронено (и когда), на данный момент неизвестно.
Former residents of Smyllum Park uncovered a burial plot containing the remains of a number of children at nearby St Mary’s cemetery in 2003. Photograph: cascadenews.co.uk

В настоящий момент полиция проводит расследование по факту жестокого обращения с детьми. В организации "Сестры милосердия", которой ранее принадлежал приют, уже дали показания и выразили готовность сотрудничать со следствием.

Из этой же серии на примере Канады. Страны Британского содружества, члена антигитлеровской коалиции!

Эти люди сегодня работают грузчиками и дворниками, просят милостыню и спят на лавках в парках. Они - "сироты Дюплесси", жертвы чудовищного "эксперимента", проведенного католической церковью в 1940-1950-е годы. Тысячи детей содержались в монастырских приютах и психиатрических лечебницах, где их насиловали и пытали. Середина прошлого века в "цивилизованных" странах. Под патронатом Папы Римского.

Дети греха

Люсьен Лэндри - один из немногих, кто выжил в этой системе. Сейчас он возглавляет комитет, который занимается защитой прав сирот Дюплесси. Он прожил в психиатрической лечебнице при церкви, куда попал с ложным диагнозом, семь лет. Лэндри рассказал о своей истории и о том, как реализовывалась программа, которую впоследствии в Канаде назвали геноцидом.

"В психиатрических лечебницах нас лечили холодным душем и таблетками, ставили опыты над сиротами, над детьми, потому что у них не было родителей. Проводились опыты в научных целях. Но не было тестов с целью определить состояние этих детей. Это было системно организовано врачами и согласовано с министерством здравоохранения Квебека в период Дюплесси. Кроме того, сирот продавали американцам", — сказал он.

Морис Дюплесси — бывший премьер-министр Квебека, он пришел к власти в 1936 году, после почти 40-летнего правления либеральной партии. Дюплесси отстаивал интересы консервативной части общества, был националистом и ярым католиком . Власти закрывали газеты, преследовали коммунистов, ограничивали в правах профсоюзы . Но настоящими жертвами режима стали дети: их забирали из бедных семей, у безработных родителей и у матерей-одиночек . Судьба младенцев, рожденных вне брака, еще трагичнее. Женщинам приходилось отказываться от них без надежды когда-либо увидеть. Младенцы сразу после рождения попадали под опеку церкви, и относились к ним как к "плоду греха".

Квебек

"Пришедшей за ребенком матери - и я могу это доказать - говорили, что ребенок умер или был усыновлен. Матери лгали потому, что считали ее недостойной воспитывать ребенка, недостойной забрать его", — рассказала изданию Sputnik France автор книги "Дети Дюплесси: Подлинная история Элис Квинтон" Полин Гилл.

Власть церкви при новом режиме достигла небывалого масштаба: она получила доступ к здравоохранению, образованию и социальным услугам. Сироты содержались в приютах при монастырях, деньги на них выделяли власти (на детей с ментальными расстройствами в двойном размере). Лэндси считает, что католическая церковь разработала коррупционную схему: для увеличения доходов здоровых детей помещали в психиатрические лечебницы с ложными диагнозами . Некоторые детские дома были полностью переквалифицировали в психиатрические больницы.

"Некоторые школы, которые вполне можно было назвать приютами, где детям давали основы воспитания и образования, были преобразованы в психиатрические больницы. По данным исследований, религиозные учреждения, согласившиеся превратить монастыри и приюты в психиатрические больницы, получили 70 000 000 прибыли . Я видел много таких дел, детей даже не осматривали врачи. Монахини заполняли медицинские выписки . Часто в тридцати досье, заполненных одним и тем же почерком, все дети были признаны страдающими тяжелыми душевными заболеваниями", — рассказал Люсьен Лэндри.

Выжить в аду

Над детьми, отправленными в психиатрические лечебницы, ставили опыты, травили лекарственными препаратами, делали лоботомию. Живых продавали на опыты, мертвых - в университеты за 10 долларов. В 1999 рядом с одной из лечебниц была обнаружена братская могила, в которой покоились останки более двух тысяч человек.

"Увы! Проводились медицинские опыты над этими детьми, которых некому было защитить. Проводились опыты, часто лоботомия. На этих детях опробовали наркотики, многие от этого умерли. Но это уже другая история, об этом трудно говорить. У меня были свидетельства детей, видевших вещи, связанные с погребениями инкогнито ", — рассказал Люсьен Лэндри.

Дети целыми днями могли сидеть в смирительных рубашках. Их пичкали мощными лекарствами и заставляли работать наравне со взрослыми. Они были лишены образования, ухода и заботы. Часто дети подвергались сексуальному насилию со стороны религиозных деятелей и администрации больниц. Когда Лэндри исполнилось 19 лет, ему удалось сбежать.

"Были сироты в возрасте 16 —18 лет, они работали в кафетерии, в прачечной, в разных местах. Я работал в кафетерии для персонала. Так мне удалось убежать. Поскольку мы были в психиатрической больнице и пытались бежать, у нас отбирали белье и надевали на нас рубашки, у нас не было ни обуви, ни чулок. Брили голову. Но работая в учреждении, можно было одеться и носить длинные волосы. Оттуда можно было убежать", — сказал он.

Право на право

По разным данным, жертвами режима Дюплессии стали около 300 тысяч детей . 200 тысяч из них были проданы на черном рынке по цене, варьирующейся от 45 долларов до 20 тысяч. Сто тысяч детей воспитывались в детских домах и психиатрических клиниках. Повзрослеть удалось лишь нескольким тысячам.

При этом надо знать, что в середине ХХ века численность населения Канады составляла всего около 15 миллионов человек. И детей с подростками до 16 лет было в стране дай бог 3 миллиона. То есть речь идет о каждом десятом. Да даже если 20-м!!! А ведь на самом деле все это происходило в провинции Квебек, где детей жило еще меньше!

После свержения режима Дюплесси в 1960-1970-х годах, в жизни детей мало что поменялось. Правда об их судьбе начала появляться лишь в 1990-е годы. Сироты собрались вместе, чтобы попытаться вести нормальную жизнь. Проблема состояла в том, что им так и не сняли ложные диагнозы, поэтому многие из них оказались юридически недееспособными. Они жили на улицах, работали на низкоквалифицированных работах, либо побирались.

"Это началось в начале 1990-х годов. Некоторые сироты Дюплесси объединились, чтобы начать более нормальную жизнь, потому что их все еще считали недееспособными, поднадзорными. Они стали узнавать, почему их признали недееспособными. Так все и началось. Люди стали объединяться, предъявлять требования, в том числе, чтобы освободиться от этого статуса душевнобольного, как их тогда называли, чтобы можно было беспрепятственно решать их проблемы. В тот момент перед ними все еще стояла проблема управления их имуществом", — рассказал Лэндри.

Для него эта история закончилась хорошо. Лэндри отыскал родителей, познакомился со сводными братьями и сестрами. Но его история — одна на тысячу.

"Я родился то ли в Монреале, то ли в Квебеке, и они узнали, что я родился в Квебеке. Связались с моими родителями, спросив их, готовы ли они встретиться с сыном. Все прошло очень хорошо. Но иногда сирота, мать или отец отказывались встречаться, потому что они снова вышли замуж или женились. Но со мной все прошло хорошо, мы встретились, потом навещали друг друга. Я поддерживаю связь с моими сводными сестрами и братьями. Мне в этом смысле повезло", — сказал он.

СПРАВКА К 1990-м годам в живых осталось около 3000 человек из сирот Дюплесси. В 1999 году правительство Квебека предложило по $ 15 тыс. каждому выжившему в качестве компенсации. В том же году рядом с одной из лечебниц была обнаружена братская могила, в которой покоились останки более двух тысяч человек.

В 1936 году Дюплесси вместе со своей новой партией побеждает на выборах в парламент Квебека и становится премьер-министром, опередив Либеральную партию Квебека. В 1944 году Дюплесси снова побеждает на выборах и становится премьер-министром после перерыва в 1939—1943 годах. Он остаётся на этом посту до самой смерти в 1959 году. За авторитарные методы правления получил прозвище «Шеф» (фр. le Chef).

Он боролся за автономию Квебека, которую одобряли даже власти Канады. Большую часть сторонников автономии составляли сельские жители. Дюплесси поддерживал иностранный капитал, в основном США. В 1944 году он стал инициатором закона об ограничении профсоюзов в их правах. Во время его правления часто ограничивались и гражданские права; в частности, была закрыта газета «Комба». В 1937 году по его инициативе был принят «Закон о защите провинции от коммунистической пропаганды», в соответствии с которым была запрещена Коммунистическая партия Квебека и ряд других организаций левого толка. Крупным событием этого времени стала забастовка рабочих асбестовой промышленности, в которой принимал участие будущий премьер-министр Канады Пьер Эллиот Трюдо.

В целом, недовольство правым политическим курсом Мориса Дюплесси, отличавшегося крайним католическим клерикализмом и антикоммунизмом (один из лозунгов его партии гласил: «Небеса голубого цвета, а ад — красного», подавлением рабочего движения и коррупцией, привело впоследствии к «Тихой революции», а годы правления Дюплесси получили от критиков название «Большой тьмы» (Grande Noirceur).

В 1940-1950-х годах тихая Канада стала местом, где развернулась ужасная трагедия. Под прикрытием борьбы за «традиционные ценности» и религиозную мораль, премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси превратил сеть детских приютов в коррупционную систему для зарабатывания денег. Дети терпели там ужасные издевательства и унижения.

С середины 1940-х по конец 1950-х годов в Канаде существовала сеть «клиник для умственно неполноценных», куда помещали людей против их воли и совсем не для того, чтобы лечить. Пациентов гоняли на принудительные работы, испытывали на них медикаменты, подвергали физическим и сексуальным издевательствам. Но самое ужасное было в том, что пациентам этих «клиник» было меньше 18 лет. Человека, ответственного за сломанные судьбы десятков тысяч малолетних канадцев, звали Морис Ле Нобле Дюплесси.

Дюплесси был обычным квебекским адвокатом, который придерживался консервативных взглядов, подчеркивал свою религиозность и приверженность строгой морали. Завершив адвокатскую карьеру, стал столь же обычным провинциальным политиком, не помышлявшим о федеральном уровне. Благо, по канадским законам регионы имеют очень большую самостоятельность.

Политическая биография Дюплесси началась в местной Консервативной партии. А в 1935 году 45-летний экс-адвокат стал лидером и создателем Национального союза. В 1936 году новая партия выиграла региональные выборы, и Дюплесси занял пост премьер-министра провинции Квебек. Правда, на следующих выборах Национальный союз проиграл Либеральной партии, но в 1944 году взял реванш. Тогда Дюплесси вернулся в премьерское кресло, чтобы остаться в нем до самой своей смерти.

Его приход к власти не сулил поначалу никаких потрясений. Но вскоре выяснилось, что консерватизм в понимании Мориса Дюплесси — это максимальное ограничение гражданских прав и наделение гигантскими полномочиями католической церкви. По сути, премьер-министр начал строить в Квебеке мини-государство религиозных фанатиков, для которых каждое слово любого католического священника было истиной в последней инстанции и прямым руководством к действию.

Неудивительно, что главными врагами Дюплесси считал коммунистов. При нем в Квебеке была запрещена деятельность коммунистической партии, ограничены права профсоюзов и начались преследования любых «леваков». «Небеса голубого цвета, а ад — красного!», — гласил один из официальных лозунгов Национального союза.

Газету «Комба», которая попыталась критиковать его методы, Дюплесси закрыл, а любое вольнодумие решительно подавлял. Удивительно, что при этом дело обходилось без массовых репрессий или казней недовольных. Дело в том, что Дюплесси пользовался поддержкой малограмотных слоев населения. Им нравилось то, что он говорил о «традиционном обществе», о «национальной гордости франкоканадцев» и «долге добрых католиков». И вскоре это принесло свои зловещие плоды.

Чем больше власти сосредотачивал в своих руках Морис Дюплесси, тем более нетерпимым он становился к чужим взглядам. В Национальном союзе за авторитарный стиль управления его прозвали Шефом. Пока дело касалось вопросов сугубо политических, его категоричность и несгибаемость еще не могли причинить откровенного зла. Но вскоре Шеф решил «привести в порядок» общественную мораль.

В Квебеке были максимально ужесточены законы, касающиеся семейных отношений. Отныне любой ребенок, рожденный вне брака, подлежал помещению в сиротский приют. Законным, разумеется, признавался лишь брак, освященный католической церковью (напомним, дело происходило в середине XX века).

А приюты, в которые поступали «сироты», были полностью переданы в управление католическим монашеским орденам. Стоит заметить, что эта ситуация была не уникальна — такая же практика существовала в 1940-е годы и во Франции, «наследником» которой считался Квебек.

В сиротские приюты отправлялись также дети слишком бедных или безработных родителей. Внешне все выглядело как забота о маленьких канадцах. Но реально, в «черные списки» попадали прежде всего семьи активистов профсоюзного движения, коммунистов или людей, потерявших работу по политическим причинам.

Католическая церковь, которая всячески поддерживала Мориса Дюплесси, своевременно обеспечивала идеологическое обоснование для подобных мер, лицемерно выражая готовность позаботиться о несчастных «сиротах».

При этом Дюплесси вовсе не был фанатиком или бессребреником. Вскоре он смекнул, что при помощи армии «сирот» можно делать неплохие деньги. Дело в том, что правительство Канады регулярно выделяло Квебеку субсидии на содержание учреждений социальной защиты. Сумма для сиротских приютов рассчитывалась из нормы 1,25 доллара США в сутки на человека.

А вот для психиатрических клиник норма была выше — 2,75 доллара в день на пациента. Поэтому несчастных детей, отнятых у родителей, стали массово признавать умственно неполноценными. А иногда просто одним росчерком пера меняли статус всего сиротского приюта на статус психиатрической клиники.

Нужно ли говорить, что от бюджетных денег непосредственно до детей доходили жалкие крохи? Приличные суммы оседали на счетах Национального союза и церковных структур, остальное разворовывалось уже непосредственно на местах.

Дети, попавшие в приюты и объявленные умственно неполноценными, оказывались лишены любых прав. Их беспощадно использовали для работ наравне со взрослыми. На них без всяких мер предосторожности испытывали «новые методы лечения», такие как сильнодействующие психотропные препараты, пропускание через тело электрических разрядов или многочасовая фиксация в смирительной рубашке. А некоторых из тех, кто пытался проявить непослушание или поднять бунт, ждала лоботомия.

Но даже все это было еще не самым страшным. Персонал приютов относился к детям как к своей собственности и использовал их для удовлетворения самых низменных страстей. Как девочки, так и мальчики постоянно подвергались сексуальному насилию, не говоря уже о ежедневных побоях, унижениях и издевательствах.

Один из выживших после всех этих пыток, рассказывал, как каждый вечер дети сжимались в своих кроватях, с ужасом прислушиваясь к шагам в коридоре и гадая, кого из них уведут на растление. Он сам пережил 32 операции по восстановлению ануса.

Тех, кто умирал, не вынеся истязаний, хоронили в групповых безымянных могилах. По сути, это были самые настоящие концлагеря, ничем не уступавшие по жестокости того, что в них происходило, нацистским застенкам.

Только вот творилось это все в тихой Канаде и после того как Третий рейх был уже побежден. А Морис Дюплесси тем временем в перерывах между подсчетом денег продолжал вещать о традиционных ценностях, религии и национальной гордости.

Сколько человек прошли через этот ад, до сих пор точно не подсчитано. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей. После того как они достигали 18 лет, их просто вышвыривали на улицу — совершенно не приспособленных к жизни, не знающих и не умеющих ничего, привыкших считать себя людьми второго сорта, «детьми греха», и готовых покорно терпеть любые унижения.

Понятно, что никто из них и не думал бороться за свои права или предавать огласке страшную правду. Не в силах справиться со страшными воспоминаниями и постоянным стрессом, многие покончили с собой.

В 1959 году умер Морис Дюплесси, и Национальный союз тут же утратил свое влияние. Представители пришедшей к власти Либеральной партии Квебека пришли в ужас от того наследия, которое им досталось, однако решили не выносить сор из избы. Выстроенная Дюплесси людоедская система «лечебниц» была ликвидирована, а католические ордена отстранены от бюджетной кормушки. Этим все ограничилось, и Канада спокойно прожила еще 30 лет.

В 1989 году в эфире «Радио Канада» вышла передача, в которой приняли участие несколько человек, в детстве содержавшихся в «клиниках». Тогда-то законопослушные канадцы и узнали о том, какой кошмар творился в их стране на протяжении более десяти лет.


Эмблема организации «Сироты Дюплесси»

Жертвы насилия объединились в организацию, которую назвали «Сироты Дюплесси», и с тех пор добиваются справедливости, хотя бы постфактум. К началу 1990-х их насчитывалось около 3 тысяч человек.

Хотя и очень неохотно, но правительство Квебека все же признало правоту сирот Дюплесси. Как пострадавшим от произвола, им были назначены денежные компенсации, но и здесь не обошлось без проблем. Власти обставили выплаты таким количеством бюрократических процедур, что получить деньги смогли далеко не все.


Собрание организации «Сироты Дюплесси»

Католическая церковь до сих пор отрицает свою причастность к истории сирот Дюплесси и отказывается приносить официальные извинения.

Виктор Банев

November 7th, 2015

Была у нас уже как то тема про , но вот наткнулся на еще некоторую новую для меня информацию. Как вы думаете, в какой стране и в какое время возможно такое – закон, по которому законнорожденными детьми признаются только те, кто рожден в венчанном браке. Что происходит с остальными?

Незаконнорожденный по этому закону – тот, кто родился в обычной семье, но родители не венчаны в католической церкви. Протестанты это, православные, атеисты – не важно. Их ребенок изымается из семьи и отправляется в сиротский приют.

Государство платит организации, содержащей приюты, некую сумму – которая удваивается, если ребенок признается душевнобольным. Коррупционная схема понятна? Сиротские приюты поголовно становятся приютами для душевнобольных. Дети в этих приютах эксплуатируются во всех отношениях – трудовых, сексуальных, экспериментальных. До сих пор не ясно – сколько прошло через эту систему детских концлагерей. Называются числа от 20 до 50 тысяч.

Так где и когда это было?

Нет, это не нацистская Германия. И не Испания эпохи инквизиции. Не Зимбабве и не Кампучия. Это одна из самых мирных и благополучных стран мира – Канада. Время действия – 1944-1959 год. Главный герой – Морис Ле Нобле Дюплесси.

В 1944 году, когда Дюплесси пришел к власти в Квебеке, он начал строить квази-государство под лозунгом: «Небеса – голубые, ад – красный!» Была запрещена компартия, ограничены права профсоюзов, закрыты левые СМИ. Зато этот лидер много говорил о национальной гордости франкоканадцев и долге добрых католиков.

В 1959 году Дюплесси умирает. Его партия Национальный союз проигрывает выборы либералам. Когда те приходят к власти в Квебеке – приходят в ужас. И… И тишина. Дело не раскрывается, не доходит до общества. Улики уничтожаются, приюты распускаются. Робкие ростки информации появляются лишь в 1989 году.

Вся история получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в ее программе. С тех самых пор уцелевшие сироты, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости. Первое время провинциальное правительство Квебека отказывалось в принципе признавать сам факт существования подобных экспериментов. Однако со временем провинциальное и федеральное правительства принесли свои извинения сиротам и даже выплатили части из них материальную компенсацию, хотя обставили это таким количеством условий, что получить деньги смогли далеко не все. Со стороны Католической церкви извинений до сих пор так и не последовало.

Жертвы концлагерей объединились в организацию «Сироты Дюплесси». Правда восторжествовала? Как бы не так! Правительство Квебека признало со скрипом правоту оставшихся в живых 3 тысяч человек. Даже компенсации назначило. Но выплаты были обставлены таким образом, что прорваться через стену бюрократический процедур было практически невозможно.

Про велфер недаром было упоминание. Ответите «да» на вопрос: «были ли вы сиротой Дюплесси?» – вам откажут во въезде в Канаду навсегда.

Ватикан свою вину за канадских католиков-изуверов не признает до сих пор.

Это Канада. Это сразу после того, как была побеждена нацистская Германия. Западные страны, гордо себя назвавшие себя «странами первого мира» – это обычный рабовладельческий, кастовый строй, в котором есть элита, есть варвары и есть илоты.

источники

http://www.freedommag.org/issue/201509-back-to-school/editorial/achieve-this.html

http://publizist.ru/blogs/5/10684/- ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Внимание! Слишком впечатлительным этот текст лучше не читать, он содержит ОЧЕНЬ шокирующую информацию.

(В статье использованы фрагменты публицистических материалов, подготовленных Евгением Лакинским.)

30-e - 50-е годы двадцатого столетия ознаменовались во всем мире образованием новых и укреплением уже существующих диктатур. Даже традиционно демократические страны допускали порой некоторый авторитаризм (вспомним генерала Де Голля). Ну а о Германии, СССР и Китае с их Гитлером, Сталиным, и Мао и вовсе вспоминать не хочется! Даже в довольно-таки либеральных Соединенных Штатах начало "холодной войны" ознаменовалось "охотой на ведьм".

Квебек не отставал от "мировой моды". Здесь тоже был свой вождь - Морис Лё Нобле Дюплесси (Maurice Le Noblet Duplessis). Он не был диктатором в европейском значении этого слова, и избран он был демократическим путем (в 1939 году его не переизбрали, а к власти пришла конкурирующая партия; но в 1944 году Дюплесси опять победил на выборах). Он не мог похвастаться всенародной любовью: экзальтированные толпы не скандировали его имя. Он не устраивал ни лагерей смерти, ни массовых расстрелов, ни расправ с стиле "культурной революции" Мао. И войн никому не объявлял. Но для тихой и традиционно демократичной Канады его правление ознаменовало наиболее тоталитарную эпоху в истории страны.

Дюплесси проводил политику так называемого традиционного национализма. От граждан требовались стопроцентное подчинение требованиям католической церкви, преданность традиционным ценностям, отказ от какой-либо борьбы за свои права.

Выражая интересы наиболее консервативной части общества, Дюплесси противился любым социальным и культурным реформам. Он пытался законсервировать веками существовавший порядок вещей: франкоканадцы должны были оставаться малограмотными, а значит, бедными, гордиться своей национальной принадлежностью и подвигами предков, быть добрыми католиками (при Дюплесси это означало безоговорочно выполнять любое повеление священника, каким бы оно ни было) и не любить "чужаков". Управлять провинцией по-прежнему должна была старая франкоканадская элита и высшее духовенство. Коммунистов Дюплесси преследовал активно и самозабвенно, что, впрочем, было тогда очень модно в Северной Америке.

За кулисами все было не так весело. Массовых расстрелов Дюплесси, конечно, не устраивал, но кое-какие "мероприятия" все же проводил. Если вам, дорогой читатель, доведется когда-либо держать в руках квебекскую анкету запроса на получение велфера, обратите внимание на пункт: "Являетесь ли Вы сиротой Дюплесси? ". Нет, не подозревайте "отца квебекского народа" в излишней многодетности. Здесь все "интереснее". Как известно, добрый католик может иметь детей только во браке. Если женщина рожает ребенка не будучи замужем - это грех. Во многих странах, где влияние католической церкви было наиболее значимо, незаконнорожденных детей изымали у матерей и насильственно помещали в монастырские приюты. Такая практика, в частности, сушествовала во Франции еще в сороковые годы прошлого столетия. Но Квебек пошел дальше... Детей изымали и из недостаточно обеспеченных семей, и у безработных родителей. В дальнейшем эти дети оказывались де-факто выбракованными из общества по целому ряду причин.

Во-первых, монастыри рассматривали сирот как бесплатную рабочую силу, и с раннего возраста принуждали детей к труду наравне со взрослыми в ущерб обучению. При этом побои были самым обычным делом, а дети были начисто лишены любых контактов с внешним миром. Во-вторых, дети юридически лишались права наследования после смерти биологических родителей. Результатом подобного «воспитания» становились абсолютно десоциализированные граждане, неспособные к самостоятельному существованию, и к тому же глубоко стигматизированные статусом «детей греха». Но и это еще было не все. Многим детям в какой-то момент попросту подменили документы, представив абсолютно здоровых малышей психически больными, и передали госпиталям для отработки программы психиатрических экспериментов. Точнее, не передали. Продали. Дело в том, что финансирование подобного рода медицинских программ в ту пору находилось на высоте, а приютам денег вечно не хватало. Вот и обменяли незаконнорожденных малышей на твердую валюту. А в некоторых случаях и вовсе поменяли статус заведения с монастырского приюта на психиатрическую клинику.

Именно эти дети и получили со временем общее имя сирот Дюплесси. По разным сведениям их количество варьировалось от 20 до 50 тысяч человек, рожденных между 1949 и 1959 годами и превращенных в буквальном смысле слова в лабораторных животных. К началу девяностых годов в живых из них оставалось не больше 3 тысяч человек. На детях испытывали различные сильнодействующие психотропные препараты, надолго фиксировали в смирительных рубашках, подвергали воздействию токов разной частоты, прикрепляя клеммы к соскам, в то время как ребенок был распят и зафиксирован на обитом металлическими листами столе. А еще многих из них лоботомировали. И огромное количество из них насиловали. И девочек, и мальчиков.
Мой добрый знакомый, выживший после всех этих пыток, рассказывал, как каждый вечер дети сжимались в своих кроватях, с ужасом прислушиваясь к шагам в коридоре и гадая, кого из них уведут на растление. Он сам во взрослом возрасте пережил 32 операции по восстановлению ректума, настолько у него все было разрушено с пяти до девяти лет...
Морис Дюплесси занимал пост премьер-министра Квебека вплоть до своей смерти в 1959 году. После его кончины статус детей был существенным образом пересмотрен, экспериментальные психиатрические программы прекращены. По свидетельству психологов, освидетельствовавших выживших детей, заметная часть из них отставала по развитию от сверстников, но это было в первую очерель следствием крайней педагогической запущенности и ранней депривации. Количество детей, погибщих в ходе экспериментов, точному подсчету не поддается. Сравнительно недавно в Монреале было обнаружено крупное захоронение детских останков, расположенное неподалеку от одного из подобных пыточных заведений.

Вся история получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в ее программе. С тех самых пор уцелевшие сироты, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости. Первое время провинциальное правительство Квебека отказывалось в принципе признавать сам факт существования подобных экспериментов. Однако со временем провинциальное и федеральное правительства принесли свои извинения сиротам и даже выплатили части из них материальную компенсацию, хотя обставили это таким количеством условий, что получить деньги смогли далеко не все. Со стороны Католической церкви извинений до сих пор так и не последовало.

Абсолютное большинство выживших сирот оказалось не приспособлено к нормальной жизни. Трудности с социализацией, девиантное поведение, склнность к суициду - вот далеко не полный список того, через что им пришлось пройти. Мой знакомец в свое время совершил пять попыток суицида, много лет проходил интенсивную психологическую реабилитацию. Сейчас, в свои почти шестьдесят лет, это самый добрый, любящий и заботливый человек, рядом с которым очень тепло и радостно находиться. И только одна тема заставляет его напрягаться и непроизвольно принимать позу защищающегося человека. Тема эта церковь. Сказать, что он не любит ее и ее служителей, это крайне смягчить формулировки. Для него это на всю жизнь личные враги.

(Чтобы не слишком пугать читателей, я опустила слишком шокирующие подробности из рассказов Анри. Но он мне рассказывал куда больше, чем то, что обычно попадает в публикации.)

Морис Дюплесси, сторонник националистических взглядов, ратовавший за автономию Квебека, впервые был избран на пост премьер-министра провинции в 1936-м году, а затем, повторно, в 1944-м, и оставался в этой должности до 1959-го года. Он был известен своими антикоммунистическими и клерикальными взглядами, а также авторитарными методами правления, за что получил прозвище «Шеф», а годы правления Дюплесси известны также под названием «Большая тьма».

Одним из важнейших пунктов деятельности Мориса Дюплесси на посту была так называемая «забота» о сиротах и тех детях, которые родились и воспитывались в «неподобающих» семьях. Премьер-министр, который в своей деятельности активно опирался на мощь католической церкви, делегировал ей полномочия по решению этого вопроса. В ведение церкви отошли школы, госпитали и приюты.

Дюплесси — фанатик, антикоммунист и сторонник жестких мер

Жертвами новой программы по надзору за сиротами стали не только дети, лишившиеся родителей, но также и те, кто родились в семьях с низким доходом, у матерей-одиночек и пар, не состоявших в официальном браке. Последние считались, ко всему прочему, «плодом греха» и настоящими отбросами, с которыми обращались хуже, чем со всеми остальными. Детей могли забирать по настоянию местных священников и врачей, в отдельных случаях фактически принудительно, в других — родителей убеждали, что в приюте при церкви малышей ждет хорошая жизнь, образование и приличные условия содержания.

Морис Дюплесси

Вскоре Дюплесси подписал указ о переквалификации приютов в психиатрические больницы с целью получить под это дело федеральное финансирование. Размер субсидий, выделявшихся правительству Квебека, сильно разнился в зависимости от назначения учреждения: так, на содержание одного сироты в день полагался 1 доллар 25 центов, в то время, как на пациента лечебницы для душевнобольных — 2 доллара 75 центов.

Буквально за считанные дни воспитанники приютов превратились в пациентов психиатрических больниц, каждому был поставлен соответствующий диагноз. Монахини, работавшие в этих учреждениях, сами заполняли медкарты «больных». Некоторых детей отправляли в реальные лечебницы, где они вынуждены были находиться среди пациентов.

В один день обычные сироты стали пациентами психбольниц

По воспоминаниям немногочисленных выживших, сирот подвергали физическим и моральным унижениям: избивали, секли, привязывали к кроватям, надевали смирительные рубашки, заставляли принимать ледяные ванны, насиловали, привлекали к тяжелому физическому труду, используя как бесплатную рабочую силу, проводили хирургическое вмешательство, в частности, делали лоботомию, но, вероятно, самое ужасное — превращали в настоящих подопытных кроликов, материал для медицинских экспериментов с наркотиками и тестирования новых лекарственных средств.

Одна из девочек, прошедших через систему «перевоспитательных лагерей» Дюплесси, Кларина Дагвей, впоследствии рассказала об условиях содержания в одном из госпиталей. Ее отправили в лечебницу святого Жюльена за 1000 километров от дома. По словам Дагвей, монахини окунали воспитанников головой в ванну со льдом за малейшую провинность, приковывали к койке за руки и шею, заставляли спать на пружинной кровати без матраса и бесконечно скрести полы. Через две недели после прибытия в больницу, девочке стали давать лекарства, которые «превращали ее в зомби». Из документов, полученных ею многие годы спустя, следует, что этим препаратом был хлорпромазин, нейролептик, сильное успокоительное с серьезными побочными эффектами, запрещенное к употреблению во многих странах.


Сироты Дюплесси

В истории с сиротами Дюплесси много темных пятен, и один из главных вопросов — сколько именно детей пострадало в результате этой ужасающей политики. Цифры колеблются от 5 до 300 тысяч. Однако жертвами считаются не только сироты, попавшие в психиатрические лечебницы, где их содержали фактически как узников концлагерей, но и те, кого буквально продали на «черном рынке». Детей отдавали на усыновление семьям иностранцев, в частности, гражданам США. Цена за одного ребенка колебалась от 40 до 25 000 долларов. Торговали не только живыми сиротами, но даже их трупами — тела продавали в анатомические театры по цене в 10 долларов.

Согласно результатам доклада двух канадских исследователей Лео-Пола Лазона и Мартина Порье, выпущенного в 1999-м году, католическая церковь и правительство Квебека за два десятилетия (40-е и 50-е) заработали на сиротском «бизнесе» около 70 млн долларов.

За 20 лет церковь и правительство заработали на сиротах 70 млн долларов

После достижения совершеннолетия дети, которые сумели выжить, выходили в «свободное плавание», однако не обладали никакими навыками, в частности, не получили образования. Кроме того, было практически невозможно устроиться на работу из-за графы о душевном заболевании в медицинской карте. Некоторые жертвы политики Дюплесси позже пытались объединить усилия, чтобы помочь друг другу приспособиться к нормальной жизни, найти родственников и рассказать свою историю широкой публике. Тем не менее, до начала 90-х годов прошлого века тема «сирот Дюплесси» оставалась в числе закрытых страниц канадской истории, и огласке в прессе была предана почти 50 лет спустя.

В конце 90-х правительство Квебека под давлением общественности пообещало выплатить по 15 тысяч долларов компенсации каждой из жертв, однако предложение было ими отвергнуто, так как «сироты» сочли его оскорбительным. Позже, в 2001 году, поступило новое предложение: 10 тысяч долларов на человека, плюс по 1 тысячи за каждый год пребывания в лечебнице, таким образом, компенсация не распространялась на остальных жертв, которые не состояли на учете в психиатрических клиниках, однако подвергались физическому и моральному насилию.


Собрание общества «сирот Дюплесси»

Кроме того, правительство Квебека не стало возбуждать уголовное дело по факту абьюза. Представители католической церкви публично заявили, что не несут никакой ответственности за произошедшее, и отказались принести извинения пострадавшим. Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и вся ситуация должна рассматриваться «в контексте».

В 1999 году на свиноферме, которая находилась неподалеку от одной из лечебниц, в братской могиле были обнаружены ящики с захороненными останками примерно 2000 человек, предположительно — детей, погибших в ходе принудительного содержания в больнице-приюте. В 2004 году члены «сирот Дюплесси» обратились к правительству Квебека с просьбой провести раскопки на заброшенном кладбище на востоке Монреаля, где, по их мнению, могли находится останки других детей, ставших жертвами медицинских экспериментов.