Сценарий конкурса математический знайка для детей доу. Познавательная игра-конкурс для старших дошкольников «Знай-ка. Взаимодействие с семьей

Надежда Черемовская

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗНАЙ-КА .

ЦЕЛЬ : Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ :

Развитие логики, образного мышления, внимания, памяти у детей, посредством игры.

Развитие интеллектуальных способностей детей.

Умение работать в команде.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА.

В гости к детям приходит Знайка – хвастун . Он читает стихи – загадки, задаёт занимательные вопросы. Знайка узнаёт , что дети готовятся к школе, и предлагает стать участниками игры-конкурса «Знай-ка . Дети готовятся к игре : делятся на команды, придумывают им название, девиз. Вместе с воспитателями и родителями изготавливают эмблемы, атрибуты к конкурсу.

ОСНОВНОЙ ЭТАП КОНКУРСА.

Организационный момент : Знайка приглашает участников игры. Представление команд. Знайка представляет жюри и условия проведения конкурса.

Задание 1. «ЗАПОМНИ ФИГУРЫ»

Детям предлагается лист с изображением фигур (приложение 1, фломастеры. Предлагают посмотреть внимательно, запомнить нарисованные в фигурах значки (30 секунд) . После этого первый рисунок убирают и предлагают на втором листе (Приложение 2) нарисовать значки в фигурах по памяти, что были на первом.

Задание детям : «Дети, посмотрите внимательно на лист. Постарайтесь запомнить , какие значки нарисованы в фигурах. Нарисуйте фломастером значки в пустых фигурах по памяти».

Время выполнения : 1 минута.

Правильно выполненное задание за 30 секунд - 3 балла

За досрочное правильное выполнение задания начисляется 1 балл.

Штрафные баллы – дан правильный ответ, но время выполнения увеличено до 1 минуты – минус 1 балл

Задание 2. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Детям предлагается лист с изображением сюжетных картинок (приложение 3, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите внимательно на сюжетные картинки и найдите между ними отличия. Обведите отличия фломастером на картинке справа».

Время выполнения : 3 минуты.

Оценка задания : Правильно выполненное задание – 3 балла

Найдено 8-9 отличий – 2 балла

Найдено 5-7 отличий – 1 балл

Задание 3. «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Детям предлагается лист с изображением объемных геометрических фигур (приложение 4, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите внимательно на лист. Здесь изображены объемные геометрические фигуры. Вам необходимо подобрать пару к каждой фигуре так, чтобы вместе они образовали куб. Пары соедините фломастером».

Время выполнения : 2 минуты.

Оценка задания : по 1 баллу начисляется за каждую правильно собранную фигуру.

Задание 4. «РАССЕЛИ ПАССАЖИРОВ» .

Детям предлагается лист с изображением паровоза с вагонами, на которых указаны числа (приложение 5, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите на лист с заданиями. Расселите пассажиров в каждый вагон. Их общее количество должно составлять число, обозначенное на крыше вагона. Запишите числа в окошках вагона.

Время выполнения : 2 минуты.

Оценка задания : по 1 баллу начисляется за каждый правильный ответ.

За досрочное выполнение задания начисляется 1 балл.

Физкультминутка. Музыкально – ритмическая игра «Гусеница» .

Задание 5. «НАЙДИ МЕСТО» .

Детям предлагается лист с изображением предметов (кораблики, отличающихся один от другого формой корабля и паруса (приложение 6, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите на лист с заданиями. Нарисуйте недостающий кораблик, который должен быть на свободном месте.

Время выполнения : 2 минуты.

Оценка задания : правильно выполненное задание – 3 балла.

Задание 6. «СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ»

Детям предлагается лист с изображением предметов (приложение 7) .Черно-белый вариант. Дети должны из первых звуков картинок составить слово.

Задание детям : «Посмотрите на задание. Я назову все картинки. Вам необходимо составить слова из первых звуков».

Время выполнения : 4 минуты (1 слово – 1 минута) .

Оценка задания : За правильное выполнение каждого задания в отведенное время (1 слово – 1 минута) – 4 балла

Дополнительные баллы начисляются, если дети справились с заданием быстрее отведенного времени – по 1 баллу за каждое слово.

Задание 7. «РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ» .

Детям предлагается лист бумаги с ребусами (приложение8, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите внимательно на лист. Вам необходимо разгадать ребусы и записать слова в клеточки».

Время выполнения : 3 минуты.

Оценка задания : За каждое правильное выполненное задания – 1 балл.

Дополнительный балл начисляется, если дети справились со всеми словами раньше отведенного времени – 1 балл.

Задание 8. «НАЙДИ БУКВЫ» .

Детям предлагается лист бумаги с заданием (приложение 9, фломастеры.

Задание детям : «Посмотрите внимательно на лист. Вам необходимо найти спрятавшиеся буквы и написать их».

Время выполнения : 3 минуты.

Оценка задания : Найдено 9 букв и более – 3 балла

Найдено 7-8 букв – 2 балла

Найдено 6 меньше букв – 0 баллов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА.

Подведение итогов конкурса. Награждение участников игры. Знайка благодарит детей за участие и дарит памятные сувениры.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7




Приложение 8





Публикации по теме:

Цель: закреплять навыки количественного счета в пределах 10 (12, развивать умение решать простые примеры на сложение. Задачи: закреплять.

«Вязаные цветные квадраты» дидактическая игра для старших дошкольников. Эту игру я придумала и создала в подарок моим девочкам к празднику.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Конкурс «Люби и знай родной свой край!» Фотоотчет. В рамках «Декабриады – 2015», темой, которой стала «Край родной, навек любимый», прошел.

Музыкально-дидактичесая игра для старших дошкольников «Чего не хватает?» Дидактическая игра «Чего не хватает?» Для старших дошкольников. Цель: Развивать мышление, память, внимание, умение выделить главные признаки.

Интеллектуальная викторина для дошкольников

Сценарий интеллектуальной викторины "Знай-ка" для старших дошкольников

Автор : Соколова Елена Анатольевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» город Муром, Владимирской области
Описание работы: Данное мероприятие предназначено для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Мероприятие проходит в форме игры. Материал предназначен для детей 5-7 лет.
Предварительная работа:
Выбираются команды, подготавливается эмблема, заучивается девиз ко-команды, выбирается капитан команды, подготавливаются атрибуты к конкурсам.
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.
Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, ре-шению проблемных ситуаций;
5. Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера;
6. Активизировать творческое воображение, фантазию, развивать логическое мышление.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», « Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация».

Ход мероприятия:

Ведущий:
День необычный у нас.
Мы искренне рады приветствовать Вас
Для умной игры собрались детвора
Её начинать нам настала пора!

Пора все увидеть, пора все узнать
Героев дня – участников турнира
Доверено которым ныне,
Себя и группу свою представить
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так, ура – участникам турнира!

Дети:
1.Целый день все дети
Задают вопросы:
Почему у Ванечки
Нос такой курносый
Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?

2.Почему должны мы спать,
Завтра ведь опять вставать?
Чистить зубы, умываться
В детский садик собираться?
Почему должны мы кушать,
Воспитательницу слушать?

3. Сто вопросов – сто ответов!
Сразу все не рассказать.
Постепенно все узнаешь
Все научишься читать.

4. Мир таинственный, просторный
Ждет открытий, добрых дел.
Все отдаст тебе, бесспорно
Что узнать ты захотел.
Звучит песня «Почемучек»

Сегодня в нашем зале собрались самые любопытные, самые любознательные ребята из группы Солнышко и группы Непоседы. И так начнем наш праздник с конкурса приветствия. Мы приглашаем команду группы «Солнышко»
Девиз команды «Почемучки»:
Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на «ты»
«Почему?» - вопрос любимый,
Помогает нам расти.

Мы приглашаем Команду группы «Непоседы»
Команда « Любознайка»
Наш девиз:
Пускай пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Быть любознайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!

Ведущий: Оценивать результаты нашей игры будут:

Звучит музыка появляется Знайка:
Знайка:
Был, говорят, где-то случаи такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом.
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: « Где наш гараж?»
Мечутся жители: « Где наш этаж?
Всё перепуталось, всё заблудилось:
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Ведущий:
Знайка, а где случилась такая путаница?
Знайка:
Да у нас, в Цветочном городе!
Ведущий:
Такое лишь может приключиться с теми, кто не знает, где живёт!
Внимание! Вопрос! Звучит музыкальная заставка « Голубая рапсодия» из программы «Что? Где? Когда?»
Знайка и ведущий поочерёдно задают вопросы командам.
1. Как называется наша планета?
2. В какой стране мы живём?
3. Нa каком языке мы с вами разговариваем?
4. Какой город является столицей?
5. В каком городе мы живём?
6. На какой улице находится твой детский сад?
7. Как называется река, которая протекает в нашем городе?
8. Какой былинный герой родился в нашем городе?
9. Что является вкусным символом нашего города?
10. В какой детский сад вы ходите?
Знайка: Вот теперь я всё знаю и никогда больше не потеряюсь в вашем городе и не заблужусь!
Знайка:
А теперь от вас не скрою
Я экзамен вам устрою!
Я в таланты ваши верю
Но сейчас я вас проверю.
Знайка загадывает задачи, а дети должны поднять вверх одну из предложенных цифр- правильный ответ.
1)6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
2) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
3) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась -
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
4) я нашла в дупле у белки
5 лесных орехов мелких
Вот еще один лежит
Мхом заботливо укрыт
Ну и белка вот хозяйка!
Все орешки сосчитй-ка?
Знайка:
Ну,ч то я смотрю вы действительно дружите с математикой и все правильно справились с моими загадками. Но теперь мне пора возвращаться в цветочный город, а то как бы там чего-нибудь без меня не произошло.
Под музыку Знайка уходит.
После этого в зал входит Печкин.
Печкин:
Здравствуйте уважаемые мальчики и девочки, а так же гости!
Долго ехал я, друзья!
Опоздал, но не беда.
Я с посылкою приехал
К вам сюда.
А вы узнали меня?
Дети: Да
Почтальон Печкин:
Это детский сад № 8 ?
Дети: Да.
Почтальон Печкин:
Конкурс «Почемучек?
Дети: Да.
Почтальон Печкин:
Значит, я туда попал. А вот вам письма для команд.
Ведущий:
Почтальон Печкин, ты как раз вовремя.
Почтальон Печкин:
Ну, чтобы, письма получить, нужна отгадать от кого они?
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в печали слезы льет. (Федора)
(«Посчитайка» Положить рядом с картинкой цифру)

Всех на свете он добрей,
лечит он больных зверей,
и однажды бегемота
вытащил он из болота.
он известен, знаменит,
это доктор...
Сложить из элементов «Танграмма» животное»

Что за странный
человечек деревянный
на земле и под водой
ищет ключик золотой?
всюду нос суёт он длинный
кто же это? - ...
«Лабиринт»

На лесной опушке
сидит она в избушке.
спокойно жить не хочет,
царевичей морочит.
ступа с метёлкою ей дорога,
это зловредная…
(баба-яга.)
«Профессия»
Найди для каждой профессии свои предметы»
Почтальон Печкин:
А у меня остались еще письма для команды Непоседы и команды Солнышко.
Ведущий:
Спасибо Почтальон Печкин, за доставку писем.
Почтальон Печкин:
Ну, ладно, письма отдал, пойду по другим адресам письма разносить.
(Почтальон Печкин уходит)
Ведущий:
Что же за письмо в конверте? Задание: соедини по порядку правильно точки с цифрами и увидишь, что получится. Команда вот ваше задание на мольберте. Приступайте к выполнению, а мы с другими участниками команды поиграем. (Выбирается один человек из команды)
Игра со зрителями Игра «светофор». (На красный цвет маршируют на месте, на желтый – прыгают на месте, на зеленый – маршируют по залу.) Пока ребята делают задание мы маленько поиграем.

Звучит музыкальная заставка, ведущий объявляет конкурс капитанов.
1. Первый день недели? (Понедельник)
2. Сколько месяцев в году? (12)
3. Курица в детстве? (Цыплёнок)
4. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)
5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весна)
7. Корова в детстве? (телёнок)
8. Сколько дней в неделе?
9. Прибор для измерения времени? (Часы)
10. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
11. Какой день недели был вчера?
12. Как называется деревня дяди Фёдора и кота Матроскина?
13. Сколько сторон в треугольнике? (три)
14. Дом мышки? (Норка)
15. Где живёт белка? (В дупле)
16. Геометрическая фигура без углов?
17. Жаркое время года?
18. Зимняя квартира медведя?
19. Домик для птиц, сделанный руками человека?
20. Лошадь в детстве?

Игра со зрителями «Нарисуй радугу»
Выбирается один участник из зрителей и дорисовывает на мольберте один из цветов радуги.
Пока жюри подводит итого конкурса предлагаем потанцевать.
Ритмическая гимнастика « солнышко лучистое любит скакать»
Ведущий: Мы просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса и объявить победителя.
Жюри объявляет результат.
Победила дружба.
Награждение детскими энциклопедиями и грамотами.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра.
Вы старались, отвечали и даже спорили порой.
И очень, очень подружились за интересною игрой.
Под музыку «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) дети выходят из зала.

Сценарий

открытия обобщающего этапа

Окружного этапа конкурса «Математический знайка».

Пыть-Ях, 2016

Сценарий открытия обобщающего этапа

Окружного этапа конкурса «Математический знайка»

Действующие лица: Ведущая – Деменева Е.А.

Незнайка – Солтанова А.З.

Ход мероприятия.

Вед.: Добрый день, уважаемые гости, участники конкурса «Математический знайка». Сегодня мы встретились с вами, что бы подвести итог обобщающего этапа и ребята из всех садов нашего города представили свои конкурсные работы. Оценивать работы и творческие номера будет компетентное жюри в составе:

1_____________________

2_____________________

3_____________________

Представление жюри.

Входит Незнайка.

Незнайка: Ой, куда это я попал? Почему здесь так много разных штучек-закорючек, непонятных вещей. И почему здесь собралось так много детей и взрослых?

Вед.: Здравствуй, Незнайка. У нас и правда праздник. Праздник цифр и геометрических фигур. Наши ребята изучили счет, различные фигуры. И сегодня представили свои работы на выставке «Математический знайка»

Незнайка: А для чего это нужно?

Вед.: Чтобы ответить на твой вопрос мы предлагаем тебе совершить вместе с нами и ребятами увлекательное путешествие в страну математика, окунуться в Волшебный мир цифр, счета и фигур.

Незнайка: Что ж, мне это подходит. Я люблю всякие путешествия.

Вед.: У нас здесь воспитанники из разных детских садов, которые расскажут нам про цифры, фигуры. И у каждого своя интересная история. Незнайка, предлагаю тебе занять место в первом ряду, потому что сейчас мы начинаем. Первыми выступят воспитанники из детского сада «Белочка».

Визитная карточка д/с «Белочка»

Незнайка: Ой, как мне это нравится. А еще будет?

Вед.: Конечно, и следующими выступят ребята из детского сада «___________________». А ты внимательно смотри и учись.

Визитная карточка д/с

Незнайка: А я все понял, это совсем не сложно. В общем, я уже научился считать и выучил все ваши цифры.

Вед.: Ребята, а давайте мы проверим Незнайку. Я предлагаю поиграть в игру «Назови цифру» (Дети становятся в круг, в руках у них цифры. У Незнайки цифра 0. Под музыку Незнайка бегает со своей цифрой, по окончании музыки останавливается возле ребенка, подставляя свой нолик для образования числа. Задача детей назвать число, которое получилось. Незнайка называет не верные числа, дети его исправляют)

Вед.: Ну, Незнайка, тебе еще учиться и учиться. И вот сейчас выступят ребята из детского сада «______________________». Будь по внимательней.

Визитная карточка д/с

Незнайка: Какие умные ребята здесь.

Вед.: Незнайка, это еще не все команды. Свое выступление начинают ребята из детского сада «____________________»

Визитная карточка д/с

Вед.: Ну, что, Незнайка, готов проверить себя.

Незнайка: Готов.

Вед.: Тогда слушай внимательно, а ребята помогут тебе.

Ведущий читает задачки. Незнайка отвечает не верно, ребята его поправляют.

Игра «Веселые задачки».
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? 2
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? 2
Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? 3
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупке сидят.
Сколько будет детей
У курочки моей? 4
Ведущий:
Вы умеете считать! Ставлю всем оценку… «пять»!
Незнайка: Что же это я никак не выучусь.

Вед.: У тебя все получится. А помогут ребята из детского сада «___________________»

Визитная карточка д/с

Вед.: Чтобы все знать, нужно это закреплять и для закрепления следующее выступление: детский сад «________________________»

Визитная карточка д/с

Незнайка: Вот теперь я точно все знаю. Я очень рад, что познакомился с вами, и вы мне рассказали очень много интересного и познавательного. Я умею теперь считать, фигуры различать.

Просмотр развивающих фильмов. Музыкальная игра «Вперед 4 шага»

Вед.: А сейчас пришла пора предоставить слово нашему уважаемому жюри.

Слово жюри. Оглашение результатов.

Незнайка и Вед.: На этом наша встреча подошла к концу. Желаем вам творческих успехов, новых интересных открытий и познаний.


Материал: листы бумаги с отверстиями разной формы, бумажные ключи, ребусы, детское ведёрко, линейка, 4 картинки с изображением детей, плакат «Посёлок».

Зал оформлен согласно математической тематике. У центральной стены декорации для мини-спектакля « Львёнок и Черепаха » (берег моря, пальмы).

Ход проведения математического турнира

В зал под музыку песни «Дважды два - четыре» заходят команды.

В. В игре участвуют две команды «Улыбка» и «Знайки».

Капитан команды «Улыбка»: Наш девиз!

Капитан команды «Знайки»: Наш девиз!

В. Мы познакомились с командами, а сейчас я представлю вам, ребята, команду жюри, которой придётся принимать не простые, но очень важные решения.

В. Ребята, чтобы справиться нам со всеми заданиями, давайте проведём разминку.

Разминка « Назови лишнее ».

  1. Плюс, пятница, равно, минус, не равно.
  2. Круг, квадрат, ромб, декабрь, овал.
  3. Утро, зима, ночь, день, вечер.
  4. Один, семь, десять, восемь, пять.

В. Итак, первая станция «Логическая». Вам предлагается разгадать ребусы.

(Капитаны выполняют задание с усложнениями).

Следующая станция - «Сказочная».

На этой станции живут Львёнок и Черепаха.

Разыгрывается мини-спектакль.

В. Однажды Черепаха и Львёнок лежали на пляже, грелись на солнышке и мило разговаривали. Вот послушайте, о чём:

Львёнок. Везёт же тебе! Ты можешь путешествовать, где захочешь.

Черепаха. Конечно, ведь я же знаю, куда надо идти.

Львёнок. Да-а. А мне не позволяют уходить далеко, боятся, что я заблужусь.

Черепаха. Это тоже правильно. Ты ещё маленький для больших путешествий.

Львёнок. А для маленьких?

Черепаха. Скажи мне, что ты возьмёшь с собой в путешествие?

Львёнок. Ничего.

Черепаха. В самом деле. Как же ты найдёшь дорогу обратно?

Львёнок. Не знаю.

Черепаха. Ну, вот! А ещё хочешь путешествовать.

В. Сжалившись над Львёнком, Черепаха протянула ему ведёрко.

Львёнок. Зачем мне ведёрко?

Черепаха. Возьми его и наполни тем, что поможет тебе вернуться обратно.

Львёнок. Ничего не понимаю. Что же нужно положить в ведёрко, чтобы вернуться обратно?

В. Ребята, подумайте и помогите Львёнку решить эту задачку (Ответы детей.)

Двигательная пауза.

В. Третья станция «Отгадай-ка».

Игра « Да-нетка » (объект - линейка).

В. Для чего нужна линейка? А как ещё можно использовать линейку? (Ответы детей.)

Игра « Мои друзья ».

В. Я - линейка, мои друзья - это то, чем можно измерять. Кто они? (Ответы детей: верёвка, рука, градусник, сантиметр, метр, карандаш, рулетка, ветка, шаг, палочка, весы.)

В. Четвёртая станция «Геометрическая». На этой станции случилась беда. Сюда пришёл волшебник Деления и разделил все квадраты на части, которые перепутались и не могут никак объединиться. Давай поможем им. Команды должны отобрать части по цвету, а после этого сложить из них квадраты. Команда «Улыбка» - красный, коричневый, оранжевый. Команда «Знайки» - синий, жёлтый, зелёный.

Двигательная пауза « Игра-хоровод ».

В. Пятая станция «Капитанская». У меня есть картинки с изображениями детей, а на мольберте показан небольшой посёлок. Вам нужно расселить детей по условию моего задания, а члены команд и жюри будут проверять. Капитаны по очереди выполняют задание:

  1. Оля живёт в самом низком домике на 4-м этаже в квартире слева.
  2. Соня живёт в самом высоком домике на 8-м этаже в квартире слева.
  3. Петя живёт в самом низком домике на 2-м этаже в квартире справа.
  4. Коля живёт в среднем доме на 5-м этаже в квартире справа.

В. Ну вот, ребята, мы с вами прошли все станции и выполнили все задания.

Мэри Поппинс. Я хочу сказать, что вы были молодцы. И математику вспомнили, и в интересные игры поиграли. Жюри было нелегко. Давайте предоставим им слово.

Жюри вручает дипломы по номинациям « Самый активный », « Самый находчивый », « Самый внимательный ».

Мэри Поппинс.

Вы неплохо потрудились,

Вас за это награжу.

И красивую монетку

Вам теперь я подарю. Угощает детей шоколадными монетками.

Марина Вологжина
Развивающая математическая игра «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста

Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. В. А. Сухомлинский писал : «Игра для ребенка – самое серьезное дело. В игре раскрывается перед ним мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это светлое окно , через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Каждый мечтает, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Играя , малыш перенимает опыт старших , налаживает межличностные отношения, учится следовать правилам, осваивает азы хорошего поведения. Выполняя ту или иную игровую роль, он как бы готовит себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. В игре он охотно преодолевает трудности, тренируя свои силы, развивая свои способности и умения. Игра для ребенка – это машина времени : она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

Виды игр для детей очень разнообразны . Дети купаются в море игр, но хочется отметить, что наблюдения в процессе работы с детьми показали, что дошкольники охотно и с большим интересом обращаются к математическим играм . Математические настольные игры помогают развить умственные способности дошкольников , логическое мышление, внимание, речь, тренируют память детей , развивают творческое воображение и способности к анализу.

«ЗНАЙКА » предназначена для старшего дошкольного возраста . Идея создания этой игры заключалась в интеграции разделов программы «Развитие » Л. А. Венгер : «Формирование элементарных математических представлений » (развитие представлений детей о числовом ряде , счет в пределах 10, обозначение количества цифрой, составление числа из двух меньших чисел, моделирование арифметических задач и т. д., «Развитие логического мышления» (классификация по двум, трем свойствам, построение модели с помощью Кругов Эйлера, «Ознакомление с пространственными отношениями» (развитие пространственных представлений о системе координат, а также для развития сюжета ролевых игр , развития творческих способностей детей , и для закрепления пройденного материала .

Основной целью «ЗНАЙКА » является развитие у детей интеллекта , мышления, логики, памяти, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности, воспитание интереса к математике и настольным математическим играм . С помощью игры ребенку можно привить и трудовые навыки.

Развивающие возможности игры «ЗНАЙКА » заключаются в укреплении взаимоотношений детей между собой , вырабатываются волевые качества при преодолении трудностей в процессе игры, развивается кругозор детей , эстетический вкус и спортивный интерес.

В игру «ЗНАЙКА » детям играть интересно , а значит, познание и развитие происходит легко , с удовольствием.

В развивающую математическую игру «ЗНАЙКА » включено шесть математических настольных игр : «Фотограф» , «Учитель» , «Строитель» , «Полицейский» , «Исследователь» , «Почтальон» .

В каждой из этих игр свои дидактические задачи и правила, разработаны методические рекомендации. Каждая игра несет одну тему , но имеет разные варианты.

В игре участвуют все дети группы. Чтобы поддерживать интерес детей к игре , создали «БАНК» . Каждый игрок имеет свою ячейку в «БАНКе» , в которой происходит накопление бонусов.

Овладев профессией, т. е. правилами игры и умением организовать ее самостоятельно, или научить играть другого ребенка , - игрок получает бонусы.

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка , воля к победе.

Поэтому изготавливая математические игры вместе с детьми, предложила им организовать чемпионат математиков «ЗНАЙКА » . Чемпионом становится ребенок, выполнивший все задания без ошибок. Призом в этом соревновании решили сделать медаль «ЗНАЙКА » . Накопив 6 бонусов – ребенок получает медаль «ЗНАЙКА » , становится чемпионом. Игроки сами выбирают свой путь к достижению цели (бонусов, медали, начиная играть с той или иной игры .

Игра проста в изготовлении. Ее можно сделать вместе с детьми из цветных картона и бумаги, цветных пластиковых папок для бумаг, при помощи клеящего карандаша и фломастеров. Для прочности можно заламинировать или вставить в прозрачный файл. Для игр можно использовать готовые фишки или изготовить вместе с детьми. «БАНК» мы сделали из спичечных коробков и обклеили бумагой. Дизайн бонусов отражает профессию, можно использовать рисунки с изображением орудий труда или рисунки детей .

На начальном этапе игры наблюдения в процессе работы с детьми показали, что 30-35% дошкольников (8-10детей ) играли с желанием и выступали инициаторами игры.

Интерес к играм , к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу . Поэтому предлагать такие игры надо постепенно.

Результаты достижений детей по развитию элементарных математических представлений после введения игры «ЗНАЙКА » : 2010г. – высокий уровень 32%, средний уровень – 58%, низкий уровень – 10%; 2011г. – высокий уровень 43%, средний уровень – 57%, низкий уровень – 0%. Анализ диагностических данных за 2010-2011 учебный год позволил нам определить повышение уровня развития элементарных математических представлений у детей : высокий уровень на 11%, средний уровень – уменьшился на 1%, низкого уровня – нет.

Дети быстро осваивают правила математических игр «Почтальон» , «Строитель» . Игры «Полицейский» , «Исследователь» , «Фотограф» даются детям труднее.

К финишу 30% детей приходят через месяц, 60% - в течение 2-3 месяцев, 10% испытывают затруднения в играх «Учитель» , «Полицейский» , «Фотограф» .

В игре «Исследователь» , дети выполняют задания, но испытывают трудности в выражении своих мыслей и действий словами.

Развивающая математическая игра «ЗНАЙКА » очень нравится детям, помогает закреплять пройденный программный материал по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с их возрастом .

Игра компактна (шесть игр находятся в одной коробке, безопасна, сделана своими руками совместно с детьми.

У развивающей математической игры «ЗНАЙКА » есть потенциал дальнейшего развития :

В разных вариантах, усложнении заданий в играх ;

В возможности дополнить ее другими математическими играми .

Предлагаем вашему вниманию шесть математических настольных игр из развивающей математической игры «ЗНАЙКА » :

Игра «Учитель»

Дидактические задачи :

Освоение детьми действий моделирования отношений «Часть-Целое» и выделения компонентов задачи в процессе придумывания арифметических задач по рассказу, содержащему числа.

Правила игры :

В игре участвуют два ребенка. Первый играющий кладет в маленькие прямоугольники счетные палочки, например : три серых и пять белых палочек. Второй играющий должен пересчитать палочки, заполнить соответствующие прямоугольники карточками с числами, между ними положить карточку со знаком «+» , между вторым и третьим – знак «=» . Затем игроки меняются ролями и продолжают игру. За каждое правильное решение дается фишка. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок и получит большее количество фишек.

Аналогично проводится игра на вычитание . Первый играющий кладет определенное количество палочек в маленькие прямоугольники. Второй - должен сосчитать общее количество палочек и закрыть карточкой с соответствующим числом большой прямоугольник. Между первым и вторым прямоугольником положить знак «-» , затем пересчитать, сколько палочек следует убрать (они расположены в маленьком прямоугольнике, и обозначить карточкой с числом в следующем прямоугольнике, положить знак «=» . Затем определить, сколько палочек осталось в третьем прямоугольнике, и карточку с соответствующим числом положить в третий прямоугольник. За каждое правильное решение дается фишка. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок и получит большее количество фишек.

На первом этапе можно дать детям модели арифметических задач со знаками.

На втором этапе детям предлагается самим ставить знаки «+» , «-» ,«=» .

В качестве фишек можно использовать плоскостные геометрические фигуры с изображением предмета, соответствующие профессии.

Технологическая карта игры :

Игра проста в изготовлении. Ее можно сделать вместе с детьми из цветных картона и бумаги, при помощи клеящего карандаша и фломастеров. Для прочности можно заламинировать или вставить в прозрачный файл.

Игра «Исследователь»

Дидактические задачи :

Развитие логического мышления, классификация по двум, трем свойствам, построение модели с помощью Кругов Эйлера.

вариант (с двумя кругами)

Развитие

Правила игры :

В игру можно играть вдвоем , выполняя ходы поочередно. Дается задание, например : расположить фигуры так, чтобы внутри красного круга оказались все красные геометрические фигуры, а внутри зеленого – все круглые. В соответствии с правилами игры играющие выполняют ходы , причем каждым ходом кладут одну из имеющихся у них фигур на соответствующее место. Например, начиная заполнять внутреннюю область зеленого круга круглыми фигурами, они располагают все фигуры, в том числе и красные круги, вне красного круга. Затем все остальные красные фигуры располагают внутри красного, но вне зеленого круга. В результате. общая часть двух кругов оказывается пустой. Другие дети догадываются, что красные круги должны лежать внутри обоих кругов (внутри зеленого круга – потому что круглые, внутри красного – потому что красные). Если ребенок не догадался в процессе первой подобной игры, подскажите и объясните ему.

Перед началом игры выясните у ребят, где находятся четыре области, определяемые двумя кругами на игровом поле : внутри красного, но вне зеленого; внутри зеленого, но вне красного; и вне обоих кругов.

После того, как дети смогут определять области, познакомьте их с правилами игры.

После игры, задайте детям вопросы : «Какие геометрические фигуры находится внутри обоих кругов; внутри зеленого, но вне красного; внутри красного, но вне зеленого; вне обоих кругов?». Старайтесь добиться , чтобы дети называли фигуры на основании двух свойств – цвета и формы.

В самом начале игры, вопросы о фигурах внутри зеленого круга, но вне красного; и внутри красного, но вне зеленого вызывают у детей некоторые затруднения. В этом случае, помогите детям, задав наводящие вопросы : «Какие фигуры лежат внутри зеленого круга? (круглые) . А вне красного круга? (не красные) . Значит, внутри зеленого, но вне красного круга лежат все круглые и не красные фигуры.

Игру с кругами можно проводить несколько раз, варьируя правило игры.

вариант (с тремя кругами)

Развитие логического мышления, классификация по двум свойствам, построение модели с помощью кругов Эйлера.

Правила игры :

В игру с тремя кругами можно играть вдвоем или втроем . Сначала на игровом листе изображаются три круга (красный, желтый, зеленый) и устанавливается правило игры (оно касается расположения фигур) : например, фигуры расположить так, чтобы внутри красного круга оказались все красные фигуры, внутри зеленого - все треугольники, а внутри желтого - все большие. Затем каждый из играющих поочередно берет одну фигуру из разложенного на столе набора фигур и кладет на подобающее ей место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь набор фигур. Каждая ошибка в расположении фигур - штрафное очко.

Игру с тремя обручами можно много раз повторять, варьируя правила игры, т. е. меняя расположение фигур.

При проведении игры могут возникать затруднения в правильном определении места для каждой фигуры. В таком случае необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилами игры.

Интерес представляют и такие правила, при которых отдельные области оказываются пустыми : например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного круга оказались все красные фигуры, внутри зеленого - все зеленые, а внутри желтого - все желтые; другой вариант : внутри красного - все круглые, внутри зеленого - все квадраты, внутри желтого - все красные и т. д. В этих вариантах игры необходимо ответить на вопрос, почему те или иные области остались пустыми. Это важно для формирования у детей доказательного стиля мышления.

Технологическая карта игры :

На игровое белое поле выкладываются два – три круга, вырезанные из цветных пластиковых папок для бумаг. Наборы геометрических фигур могут вырезать дети из разноцветного картона и разного размера.

Игра «Почтальон»

Дидактические задачи :

Развитие пространственных представлений о системе координат. Закрепление представлений о геометрических фигурах, числах и цифрах.

Правила игры :

В игру играют вдвоем . Один из детей становится почтальоном, второй – живет в доме, называет почтальону свой адрес, по которому надо доставить письмо, открытку или посылку. Затем ход переходит следующему игроку. Выигравшим считается , кто без ошибок доставил почту.

Геометрические фигуры – названия улиц (например, улица треугольника) . Цифры обозначают номера домов, находящихся в столбиках под этими цифрами. Например, открытку для Незнайки нужно отнести на улицу квадрата, дом 5; письмо для Пеппи надо доставить по адресу – улица Круга, дом 2.

Можно видоизменить задание. Внести картинки с изображениями овощей и фруктов. Разместив их на таблице, нужно назвать их адреса.

В следующий раз, играя в игру , можно ввести термин «координата» . Названия улицы и номера дома называть координатами предмета.

Технологическая карта игры :

Игровое поле состоит из таблицы - шести столбиков и пяти строк. На первую строку наклеиваются цифры, а на первый столбик – геометрические фигуры. Поле и геометрические фигуры можно сделать из цветного картона. Картинки овощей и фруктов могут нарисовать дети сами, или вырезать из цветной бумаги и наклеить на карточку. Для прочности игры, игровое поле можно вставить в прозрачный файл.

Игра «Полицейский»

Дидактические задачи :

Развитие у детей представлений о составе чисел. Овладение действиями построения графической модели в виде двух видов значков для установления соотношения чисел при составлении числа из двух чисел. Закрепление навыков обозначения количества цифрой.

Правила игры :

В игру играют вдвоем . Взрослый (ученик) кладет карточку с числом на прямоугольник и сам же дополняет его до числа 2, 1, 3, 4 таким образом, чтобы допустить ошибки. Второй игрок (учитель) внимательно проверяет , кто из животных допустил ошибку. После того, как ошибки будут найдены, их необходимо исправить. В прямоугольник можно класть карточки с числами 5,6,7,8,9,10. Затем игроки меняются местами. Выигрывает тот, кто обнаруживает и исправляет большее число ошибок.

Для детей , затрудняющихся в составлении числа из двух чисел, можно предложить использовать счетные палочки или фишки двух видов. Сначала учеником становится взрослый, затем его может заменить ребенок, хорошо освоивший состав числа из двух чисел.

Технологическая карта игры :

На игровом поле из цветного картона вычерчивается модель из кругов и соединяющих линий; на кругах слева приклеиваются или пишутся маркером цифры – 2,1,3,4. Возле кругов справа приклеиваются картинки животных. Посередине поля приклеивается прозрачный из пластика прямоугольник – кармашек, чтобы вставлять цифры. Набор цифр можно вырезать из кассы цифр.

Игра «Фотограф»

Дидактические задачи :

Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление представлений о математических знаках .

Правила игры :

В игру можно играть одному или вдвоем . В клетках квадратов нарисованы разные математические знаки (+,-,=, или можно нарисовать цифры) . В кармашке на игровом поле лежат карточки с такими же знаками.

Играющий , приподняв крышку, должен в течение одной-двух минут запомнить расположение знаков в клетках квадрата, а потом закрыв крышку, сложить по памяти в квадрате справа сложить такую же таблицу-фото из отдельных карточек со знаками. После этого крышку приподнимают и проверяют, все ли значки правильно размещены.

Если играют вдвоем , то один играющий – фотограф – выкладывает знаки, другой – клиент – дает задание, показывая квадрат со знаками.

Начинать надо с запоминания небольшого количества знаков, постепенно увеличивая их количество. Немаловажно и разнообразие квадратов с нарисованными знаками, для того, чтобы менять их при повторении игры.

Технологическая карта игры :

На листе цветного картона справа приклеивается большой квадрат, расчерченный на 9 маленьких квадратов. К левой половине листа приклеивается крышка- затвор фотоаппарата. Карточки со знаками можно вырезать из кассы цифр.

Игра «Строитель»

Дидактические задачи :

Развитие мелкой моторики руки, зрительно-пространственного восприятия, приучение к самопроверке и самоконтролю. Ознакомление с числами и цифрами в занимательной форме , развитие представлений о количестве предметов, учить сопоставлять множество предметов с соответствующим числом, сравнивать количества.

Правила игры :

В игру можно играть вдвоем - вшестером . Все пазлы с изображениями чисел и математическими знаками перемешиваются. Ребенок собирает числа, в соответствие пазловых замков на элементах. Проверкой правильности решения служит пазловый замок. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих элементов

Наличие пазлового замка на элементах позволяет собирать числа самостоятельно. Игру лучше начинать под руководством взрослого. Перед игрой полезно объяснить ребенку, чем цифры отличаются от чисел : числа служат для обозначения количества предметов, а цифры (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) для записи числа; чисел много, а цифр всего десять. Рекомендуется начинать с 2-3х цифр и добавлять по 2-3 цифры в каждой следующей игре. Очень важно проводить игру на положительном эмоциональном фоне, подбадривая ребенка.

Не забывайте, что игра – это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнования, соперничество, возможные проигрыши. Через игру ребенок может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, проигрыш еще не конец света; в-третьих, что для успеха надо работать, думать и много знать.

Желаем успехов в игре!