Самосознание в психической организации жизни человека. Самосознание как составляющая психического облика личности Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку

Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает в самосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линии второй сигнальной системе, речи.

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

Самосознание высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.



А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я».

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я концепции.

Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание рефлексия процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение,

Выделяют следующие формы самосознания:

Человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлениях; имеет представление о строение своего тела;

Самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое. Оно дает общее представление о состоянии. В момент воображения потребности человек осознает не только то, что ему хочется есть, в его голове появляется суждение: «Я хочу есть».

Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью страдает от страха ее потери, имея деньги часто думает что их мало, а сравнивая свои успехи с успехами другого разочаровывается с себе.

Самосознание личности в различных его проявлениях результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами динамику его самосознания.

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов самооценки личности.

Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что так или иначе объединяет всех.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе соответственно снижается.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений.

Понятие самоуважения многозначно. Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.

Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности.

Различно и содержание и функции на этих уровнях:

1 Отражение субъекта в сист. его органической активности.

2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.

Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания :

1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:

А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

Г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое “Я”: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ “Я”.


Образ “Я”.

Розенберг . Образ “Я” состоит:

1. Наличное “Я” - каким индивид видит себя в настоящий момент;

2. Желаемое “Я” – каким бы он хотел себя видеть;

3. Представляемое “Я” – каким он показывает себя другим.

Вместе: образ “Я” и самосознание (как рефлексирующее “Я”) образуют две стороны “Я”.

На этой основе “Я” выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа “Я”, даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих . Зарубежная литература – У.Джеймс, К. Роджерс, Р.Бернс итд. (Чужой реферат)

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я» (16).

С. Л. Рубинштейн: Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект (16).

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире (16).

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин :

1. сознание своей тождественности,

2. сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала,

3. осознание своих психических свойств и качеств,

4. определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. (Чужой реферат)

А.Г.Спиркин : - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание , следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. (Чужой реферат)

Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (16).

Самосознание личности: «Я» - концепция, самооценка, уровень притязаний .

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание .

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (7).

«Я – концепция»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определе­но. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует, тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосозна­ния как результат, итоговый продукт процессов самосознания (15).

Психологический сло­варь : Я-концепция как динамическая система представлений человека о самом себе.

Р. Бернс: Я-кон­цепция как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» (15).

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменени­ям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная за­висимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях вос­принимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные сомати­ческие, индивидуально-биологические детерминанты.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекват­ность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировос­приятия в целом, обусловливает основную линию поведения че­ловека (15).

Я–концепция - система представлений человека о самом себе.

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:

  • Я–физическое как схема собственного тела;
  • Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
  • Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей (16).

Не существует универсального определения.

Бауэр – понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

Бернс – система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности. (17)

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается?

Самосознание

Самосознание – это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.

Задачей самосознания является объединение Божественного озарения с интуитивными знаниями подсознания.

Сила самосознания зависит от количества человечности.

Внимание – руки самосознания.

Глаза человека излучают силу его самосознания.

Самосознание содержит информацию об индивидуальности человека. Информация об индивидуальности расположена в мозговых структурах.

Самосознание знает, что нужно делать с физическим телом. Именно самосознание исцеляет физическое тело.

Высокочастотные энергии самосознания постоянно идут в физическое тело, насыщая все тёмные места и нейтрализуя болезни.

Благодаря самосознанию, человек способен адекватно и быстро реагировать на любое воздействие извне.

В самосознание включены разум, интуиция и озарение. Человек размышляет, оперируя своим разумом. Благодаря разуму, он принимает решения и воплощает идеи развития.

Совершенствование для самосознания – это набор знаний в виде энергий. Приток знаний (энергий) происходит как ответ на поставленные вопросы. Ответ на вопрос активизирует энергии осознавания, имеющие достаточно плотные вибрационные частоты. Осознавание необходимо для одухотворения физического тела.

Энергии сознания проникают в физическое тело через осознание, усиливая самосознание и само физическое тело. Осознавание приводит к пониманию, а понимание усиливает разум, который способен логически объяснять процессы и явления.

Процесс перемещения внимания в сторону самосознания и сознания – это путь собственного творчества человека.

Ищущий и осознающий человек нуждается в творческом процессе, который сопровождается озарением. Озарение – это разновидность энергий осознавания и понимания. Озарение и понимание усиливают интеллектуальную сферу. Для точного осознавания и понимания очень важно правильно воспринимать энергии Знания.

Люди часто не понимают, что такое осознавание. Они говорят: «Я осознал…», – это обычно является не осознанием, а лишь некоторым пониманием. Осознаванию обычно мешает господство эгоизма на уровне подсознательной сферы.

Процесс осознавания прекращается при замыкании внимания на эгоизм, так как осознавание обеспечивает приток энергий из восприятия, а объём восприятия личности обратно пропорционален её размерам: чем больше личность, тем уже её восприятие.

Препятствия к осознаванию базируются на ограничениях. Многое люди считают невозможным. Эти невозможности заполняют их физические тела, делая подсознание негативной сферой.

Полноценным осознавание не может быть и в связи с отсутствием целостного восприятия жизни (у многих нет даже целостного восприятия своего дня).

Осознавание как энергетический процесс – это пропитывание всех структур человека высокочастотными энергиями вплоть до физического тела.

Для того чтобы осознавание легче осуществлялось, человек должен определить смысл своего бытия. При этом христианин не избежит страданий, а для эгоиста всё обернётся наказанием, и любые перемены будут чаще всего крахом существующего, т. е. трагедией в жизни…

Энергия самосознания растёт и крепнет от правильно принятых решений и действий, направленных на развитие и совершенствование.

Из книги Секреты китайской медитации. автора Юй Лю Гуань

Глава I. Самосознание согласно шурангама сутре. Как говорил Будда, вес мы имеем врожденную мудрость Татхагаты, которая неведома нам, и мы ее не можем использовать из-за невежества. Нас также учат контролировать наши блуждающие умы, чтобы мы смогли вернуться к нашему

Из книги Об энергетических структурах автора

Самосознание Самосознание - это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.Задачей Самосознания является объединение Божественного озарения с

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Глава 9. САМОСОЗНАНИЕ ГРУППОВЫХ МЕНЬШИНСТВ Следующее тысячелетие унаследует от предыдущего одну из наших центральных нерешенных проблем-подавление людей по этническому, расовому, религиозному, социальному, экономическому или родовому признаку. Хотя я всегда

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Сознание и самосознание Перевод – К. Леонов Считается, что душа не может воспринимать более одного объекта в данный момент времени, поскольку душа является неким единством. Оккультизм учит, что наше сознание может одновременно получать не менее семи различных

Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

Глава 9. Предсознание, сознание, самосознание. Смещение эволюции материального мира с развитием сознания в духовно-нематериальную область. «…чувствующее существо еще не есть существо мыслящее». Д.Дидро, «Разговор Даламбера и Дидро» Здесь нам следует остановиться и

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана Васильевна

Самосознание Самосознание – это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.Задачей самосознания является объединение Божественного озарения с

Из книги Философские основания современных школ хатха-йоги автора Николаева Мария Владимировна

Хатха-йога как самодостаточное самосознание Можно предусмотреть еще одно существенное возражение, способное опрокинуть все построения, предназначенные для возведения оснований хатха-йоги к принципам систематического философствования. Оно исходит из аргумента от

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

26. Детское Самосознание Нам очень мудро сказали, что у нас - девяносто семь процентов ПОДСОЗНАНИЯ и ТРИ ПРОЦЕНТА СОЗНАНИЯ.Говоря честно и без обиняков, скажем, что девяносто семь процентов Эссенции, которую мы носим внутри, закупорены, поглощены, заключены внутри каждого

Из книги Наука бытия и искусство жизни автора Йоги Махариши Махеш

Как жить Бытием (самосознание и космическое сознание) Бытие не является чем-то, что существует и что можно принести откуда-то и этим жить. Это - само существование, сама жизнь всего. Это - всепронизывающее, вездесущее состояние абсолютного сознания. Чтобы жить им,

Из книги Психоэнергетические основы нравственности автора Баранова Светлана Васильевна

3.3. О результатах воздействия негуманоидов на самосознание людей Негуманоиды упорно продолжали разбираться во взаимодействии энергетических структур между собой и способах управления физическим телом. Открыв самосознание, негуманоиды установили, что именно оно через

Из книги Концепция развития и совершенствования человеческого существа автора Баранова Светлана Васильевна

3.6. Осознавание, сознание, самосознание и подсознание Через восприятие энергии знания в виде осознавания поступают в более низкочастотные энергетические структуры, в первую очередь в сознание.Сознание содержит конкретизированное знание о Законах Космоса и Вселенной,

Из книги Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя! 10 важнейших уроков автора Лиман Артур

Выработайте самосознание хозяина своей жизни Все уроки, которые преподносят нам другие люди, направлены, в сущности, на одно: на победу любви и света над всеми диссонансными энергиями. Другие люди, создавая нам проблемы, демонстрируют нам те области, в которых мы еще не

Из книги Небесный Свет автора Климкевич Светлана Титовна

Самосознание и самоответственность 654 = Бескорыстное служение человечеству – великое предназначение = Неограниченные возможности слиться с Силой Космоса (29) = Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы (А. Фейербах) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон