Качественные очки виртуальной реальности. Что нужно знать о шлемах виртуальной реальности.

Отзывы их владельцев утверждают, что данные устройства позволяют отправиться в увлекательные путешествия, практически не выходя из дома. Разумеется, захватывающие приключения в виртуальном мире никогда не заменят истинных ощущений.

Тем не менее владельцы таких очков получают значительный акустический и зрительный эффект присутствия в пространстве, созданном компьютерными технологиями.

История появления

Бум виртуальной реальности начался в США в начале девяностых годов прошлого столетия. Он в значительной мере поднял рейтинг игровой индустрии. В 1995 г. компанией Nintendo был выпущен первый девайс, имевший название Virtoal boy. Это устройство одновременно являлось шлемом компьютерной реальности и виртуальной консолью. Картинка в данном гаджете передавалась при помощи двух монохромных черно-красных проекторов. Для создания иллюзии объема в устройстве был использован эффект параллакса. Изображение передавалось с разрешением 384 на 224 точки. Передовая на тот момент разработка не смогла добиться популярности у пользователей. Уже через год ее производство было свернуто.

В 1997 г. созданием приспособлений виртуальной реальности занялась компания Sony. Ее разработчики создали несколько моделей миниатюрного шлема Glasstron. Эти устройства были оборудованы наушниками и LCD-дисплеями. Однако и они недолго продержались на рынке. Несколько позже фирма занялась выпуском линейки новейших виртуальных шлемов. Но и в этом случае ее ждала неудача.

Сегодня виртуальная реальность опять возвращается к нам. Производители предлагают своим покупателям шлемы виртуальной реальности, с помощью которых каждый желающий способен погрузиться в иллюзорный мир. Такое оборудование стало намного удобнее и легче, а картинки - четче и ярче. Кроме того, приобретение личного устройства для создания удивительной виртуальной реальности теперь по карману практически каждому потребителю. Название гаджета «шлем» является весьма условным. Современные облегченные модели больше похожи на очки.

Что такое VR-гаджеты?

Очки (шлемы) виртуальной реальности - это устройства, в которых непосредственно перед глазами человека расположен дисплей. Однако их применяют не только для просмотра кинофильмов. Очки иллюзорной реальности нашли свое применение для виртуальных аттракционов и для гейминга. Это устройство показывает человеку красивую картинку, создает звуковые эффекты и следит за поворотом головы пользователя, отзываясь на малейшие движения его тела.

Почему многие современные люди стремятся приобрести для себя очки виртуальной реальности? Отзывы пользователей утверждают, что такое устройство позволяет человеку реально проникнуть в каждую игру. При этом он по-настоящему убегает от врага, целится в соперника, не чувствуя при этом, разве что, только запахов пороха и огня.


Какими функциями обладают идеальные очки виртуальной реальности? Отзывы владельцев указывают на то, что такие устройства являются одновременно средствами, выводящими изображение, игровыми манипуляторами, а порой даже и игровыми приставками.

Перспектива использования

В дальнейшем VR-гаджеты могут развиваться не только как устройства для геймеров. Сегодня к ним уже начинают проявлять интерес педагоги и медики. Например, такое оборудование может быть использовано хирургами во время проведения сложных операций. Подобные гаджеты вполне способны помочь и учителям. Они отправят своих учеников в самые отдаленные уголки планеты, созданные в форме 3D-моделей, или сходят вместе с ними на экскурсию в любой из музеев мира.

Разновидности VR-гаджетов

Существует два типа очков для создания виртуальной реальности. К первому из них относятся полноценные устройства, которые имеют свой процессор и подключаются к компьютеру. Второй вид VR-гаджетов - это мобильные шлемы. Для погружения в мир иллюзий пользователь такого устройства должен вставить в него смартфон с записанным на нем специальным приложением.

Принцип работы

Полноценные шлемы для создания виртуальной реальности оборудованы двумя встроенными дисплеями. Когда пользователь надевает такое устройство, дисплеи на расстоянии всего нескольких сантиметров от его глаз. На экранах появляются одинаковые картинки, имеющие лишь небольшое смещение.


Перед дисплеями виртуальных шлемов установлены две линзы. Они искривляют изображение и создают эффект объема. Помимо получаемой перед глазами картинки, у пользователя шлема есть еще возможность смотреть по сторонам. Для этого достаточно повернуть голову вправо или влево. Такая функция устройства становится возможной благодаря расположенным в шлеме датчикам - магнитометру, гироскопу и акселерометру. Для получения эффекта виртуального мира необходим еще и трекер с инфракрасными светодиодами. Его необходимо установить на стол. Трекер должен быть направлен на человека, что позволит фиксировать положение пользователя в пространстве. Такой датчик необходим для игр, в которых допускается свобода перемещения. К устройству также должен быть присоединен USB-кабель, по которому передается питание и необходимые данные.

Виртуальная реальность от фирмы «Самсунг»

Оборудование этой компании предоставляет своим пользователям доступ к играм, фильмам и другим материалам. Что позволяют нам увидеть очки виртуальной реальности Samsung? Отзывы пользователей говорят о том, что в них вы получаете полнейший, то есть 360-градусный обзор. Очки Samsung Gear VR являются довольно простым устройством. Самым важным элементом в них считается набор линз. Предназначены такие очки виртуальной реальности для смартфона. Отзывы пользователей говорят об удобстве устройства и его безопасности. Линзы очков изготовлены из пластика, а для производства деталей, контактирующих с кожей, использованы пена и кожзаменитель.

Чем еще примечательны очки виртуальной реальности Samsung Gear VR? Отзывы владельцев говорят об удобстве находящейся на них панели, на которой имеется кнопка «назад», а также регулировка фокуса и громкости.


У шлемов Samsung Gear VR не предусмотрено собственного аккумулятора. Их работа осуществляется от батареи смартфона. При желании к очкам может быть подключено зарядное устройство. Необходимый порт micro-USB для этого имеется. Если пользователю недостаточно звука, то очки от фирмы «Самсунг» могут быть использованы с наушниками. Подключить их надо будет к гнезду смартфона.

Положительные стороны оборудования от Samsung

3D-очки виртуальной реальности отзывы пользователей получают весьма положительные. Компания Samsung постаралась создать свое оборудование максимально комфортным. Детали устройства, контактирующие с кожей, мягкие и приятные на ощупь. Кроме того, эти очки обладают значительным диапазоном регулировки и поэтому легко адаптируются к голове пользователя.

Одним из наиболее весомых положительных моментов является ограничение проникновения внутрь света. Это позволяет устройству создать максимальный эффект погружения в иллюзорный мир.

Еще одним достоинством Samsung Gear VR является его великолепная возможность считывать малейшее движение головы. Это позволяет очкам правильно «понимать» движения человека. Даже если проблемы подобного плана возникают, то устройство легко откалибровывается без снятия с головы.


Не забыла компания и о такой функции, как уведомления. Они появляются внутри виртуального мира на небольших пластинах, подвешенных в пространстве. Это стандартные извещения телефона о предварительном просмотре сообщений или о входящих звонках.

Примечательно и то, что очки от Samsung способны показывать как 360-градусное видео, так и 3D-изображение. Возможны также и комбинации этих двух типов просмотров. Замечательно и то, что в этих очках пользователь может смотреть загруженные и снятые видео, находящиеся в памяти смартфона.

Отрицательные стороны виртуального оборудования от Samsung

Чем же разочаровывают пользователей очки виртуальной реальности? Отзывы потенциальных покупателей касаются высокой стоимости оборудования от Samsung. Устройство стоит в пределах 250 долларов, и для его работы необходимо иметь смартфон этой же фирмы Samsung Galaxy S6.

Приемлемая альтернатива

Тем пользователям, которые не хотят или просто не могут тратить большие деньги на оборудование от Samsung или других крупных производителей, рекомендуется обратить внимание на бюджетные очки виртуальной реальности VR Box 2 0. Отзывы уже купивших такое устройство говорят о его доступности. Стоимость подобного оборудования находится в пределах 2500 рублей.


Чем объясняется то факт, что к столь низкой ценовой категории относятся очки виртуальной реальности VR Box? Отзывы специалистов поясняют, что это оборудование является творением китайских дизайнеров и инженеров, которые создали уже вторую версию бюджетного варианта подобного устройства. Однако пользователям не стоит беспокоиться. Низкая стоимость виртуальных очков не означает их низкое качество. Дело в том, что оборудование от крупных мировых производителей буквально напичкано дорогими динамиками, процессорами и видеокартами от производителя. Куда более аскетичную конструкцию имеют китайские 3D VR Box очки виртуальной реальности. Отзывы специалистов говорят о том, что самым дорогим элементом такого оборудования являются высококачественные линзы. Электроника в таких очках отсутствует вовсе.

Конструкция китайского VR-гаджета

Бюджетный вариант виртуальных очков раскрывает свой функционал путем минимальных затрат. Какое основное конструктивное отличие имеют очки виртуальной реальности VR Box? Отзывы пользователей указывают на то, что в них отсутствует собственный дисплей. Функция данной детали полностью возложена на экран смартфона.

По сравнению с первой версией, дизайн передней панели этого шлема лишен острых углов. Небольшим, но очень приятным дополнением является и съезжающая крышка. Она необходима для переключения на игровой режим. В первой версии такая крышка была расположена неудобно для пользователя. Ее было сложно отсоединять от корпуса.

Чем еще удобны очки виртуальной реальности VR Box 2? Отзывы пользователей указывают на наличие сеточки, которая обтягивает поролон. Такая конструкция деталей, соприкасающихся с кожей лица, позволяет сделать оборудование максимально комфортным.

Возможность работы с ПК

Оборудование китайского производителя может работать совместно с персональным компьютером. Для этого на ПК понадобится установить специальную программу Trinus VR. Одновременно она должна быть размещена и на телефоне, в который вставлены очки. Программа будет транслировать изображение на смартфон с ПК.


Каким образом будет достигаться эффект 3D? При вхождении в VR-режим на экране телефона появятся два изображения, дублирующие друг друга. Левая картинка будет попадать на левую линзу. Правая же, соответственно, на правую. Благодаря небольшому смещению, мозг человека воспримет получаемое изображение в формате 3D. Стоит иметь в виду, что ПК можно будет использовать только в том случае, если игра поддерживает технологию гироскопа, то есть выполняет ориентировку оборудования в пространстве.

В целом, пользователи довольны очками для создания виртуальной реальности от китайского производителя. Единственным их минусом они называют лишь отсутствие динамиков, которые легко заменяются собственными наушниками. В остальном же шлем комфортен и удобен для пользователя. А потенциальных покупателей этот VR-гаджет привлекает своей ценой, которая в десятки раз ниже, чем у оборудования ведущих производителей.

То, что происходит сегодня в индустрии VR-технологий, можно сравнить с необычной марафонской гонкой. Представьте соревнования, в которых соревнуются гранды мирового спорта и энтузиасты-любители! Забег, в котором можно поставить подножку своему сопернику или заручиться его поддержкой! Марафон, конца которому пока что не видно, а победный финал может и вовсе не состояться ни для кого… Все это рискованно, туманно, но очень интересно!

На что обращать внимание при выборе шлема?

Перед тем, как определять лидеров нашего рейтинга, давайте определим: какие критерии по-настоящему важны для VR-гаджетов. Этот список не так уж велик, и в нем просто разобраться!

  1. Цена . Вся наша «великолепная» четверка никаким боком не относится к понятию «бюджетный девайс». Пока что шлемы виртуальной реальности - премиальный товар и дорогое удовольствие. Особенно если учитывать, что к тем же Oculus и HTC обязательно нужно докупать мощные игровые компьютеры, а к Samsung Gear - мощный смартфон. Но кое-где сэкономить можно: ведь в некоторых случаях переплату реально свести к минимуму.
  2. Графические характеристики . К ним отнесем угол обзора, разрешение, частоту обновления и степень сглаживания картинки. Если угол обзора у всех моделей примерно одинаков, то по другим параметрам есть расхождения. Обратите внимание на них: ведь при близком расположении экрана к глазному яблоку чем больше разрешение и fps, тем лучше. Это золотое правило. Иначе начнутся «усталость глаз», «волны по экрану» и другие неприятности.
  3. Степень готовности . Даже в гонке предзаказов все не так однозначно. Здесь лучше не торопиться, а последить за первыми отзывами юзеров и экспертов. Вот вышел Oculus в продажу пару дней назад - и тут же посыпались жалобы! Плюс никто из разработчиков не скрывает, что их гаджеты будут серьезно апгрейдиться в ближайшее время. Получается, что иногда лучше дождаться этих обновлений и только потом покупать товар. А то уже через год вы останетесь с устаревшим шлемом за 1000 баксов.
  4. Доступ к контенту . Если год назад многие разработчики шлемов еще рассчитывали «выехать» только за счет своих игр и софта, то теперь большинство поняло, что будущее - за общим контентом. «Оупенсорс» рулит: все делятся друг с другом хилыми запасами ПО ради продвижения рынка. Самсунг подружился с Oculus, HTC Vive пытается подружиться со всеми и только Sony надеется привлечь покупателя ограниченной продукцией под PlayStation4. Впрочем, зная рейтинги и количество консолей Sony по всему миру, может быть, это даже сыграет им на пользу.
  5. Контроллеры . Тут все просто. Уже сейчас существуют универсальные и фирменные контроллеры. К геймпадам потихоньку добавляются «беговые дорожки», трекеры движений отдельных частей тела, симуляторы меча и пистолета и т.д. Кто из производителей предоставит клиенту лучшие контроллеры - тот и будет круче. Ведь в виртуальной реальности максимально важна система взаимодействий с окружающим миром.
  6. Датчики слежения . Это из той же оперы. Чтобы перемещаться по огромным виртуальным мирам, нужно обладать идеальной системой трекинга движений человеческого тела. У кого-то это датчики на самом шлеме, у кого-то продается система датчиков, расположенная по всей комнате... Совершенства еще не достиг никто, но разница между трекингом у HTC и Oculus уже заметна. Valve явно лидирует!
  7. Индивидуальные впечатления . Читать обзоры - хорошо. Но всегда лучше потестить все доступные варианты в ближайшем шоуруме по тематике VR. Все мы знаем о проблеме «морской болезни», от которой так и не избавились создатели шлемов. Причем у разных людей тошнота и головокружения появляются на разные шлемы. Единственная гарантия защиты от такой беды - предварительное знакомство и тест-драйв симпатичной вам продукции. Хотя иногда причиной “морской болезни” является криво сделанный контент - этого тоже не стоит забывать.

Какой шлем лучше? Обзор 4 главных гаджетов виртуальной реальности 2016

Что скрывать - гаджет от Самсунга является однозначным аутсайдером этого рейтинга. Все-таки это прокачанная гарнитура для смартфона, а не полноценный шлем. Но мы не могли не включить его только по той причине, что Samsung Gear уже давно вышел на рынок! Это та самая «синица» в руках, которая хорошо продается и создатели которой активно работают над известными им ошибками. По показателям «степень готовности» и «цена» она уделает любого соперника. А вот в других вопросах все не так оптимистично.


Цена. $99 - перед нами самый недорогой гаджет из всего списка. Но вы ведь все равно не платите за “железо”: только за пластмассовый корпус с парой датчиков и тач-панелью. А к ней нужно купить и сам телефон (из ограниченного числа моделей Samsung). А это еще около 600-1000 долларов! Конечно, в сумме получается дешевле, чем у Oculus и HTС, но для гарнитуры - дороговато.

Характеристики. Пусть у «Самсунгов» прекрасный экран SuperAmoled, но вы получите всего 2560х1440 пикселей сразу на оба глаза и низкую частоту обновления в 60 гц (ниже, чем у большинства конкурентов). Отметим встроенную в гаджет систему трекинга: круто для VR-гарнитуры. Но тем же HTC Vive она точно уступает.

Девайс весит 310 граммов, но с телефоном вес приближается к половине килограмма. Резюмируем: у гаджета нет своих фишек, он весит больше своих конкурентов, а работает хуже, чем они.

Контроллеры . Все управление осуществляется за счет встроенных кнопок «подтвердить», «назад», тачпада и беспроводных джойстиков, которые можно докупить. Достаточно для бродилок и стрелялок, но маловато для полноценных игр в VR.


Софт . Самсунг с самого начала удачно подружился с Oculus Rift. У них работает неплохая программа по обмену развлекательным контентом. Впрочем, самые крутые игры для Oculus не дойдут до покупателей последнего Gear: ему просто не хватит на них мощности.

Проблемы. Пользователи неоднократно жаловались на проблемы с перегревом у Samsung Gear. Ожогов никто не получал, но тепло было слишком навязчивым и агрессивным. Кроме того, разработчики даже не пытались решить вопрос «морской болезни». Хотя это больше вопрос к контенту мобильной VR, нежели к шлему. Но и Samsung не затачивает свои смартфоны под виртуальную реальность, это лишь одна из его многочисленных функций. Отсюда и конкретные нестыковки.

Итог: Год назад Samsung Gear можно смело было покупать как самого совершенного из доступных представителей VR-гаджетов. Теперь же, когда на пороге стоят более сильные конкуренты, ситуация изменилась. И даже некоторая дешевизна Gear не является слишком весомым преимуществом пластмассовой гарнитуры. Впрочем, если у вас уже есть один из флагманских телефонов Samsung, то можно докупить к нему это веселенькую держалку. Только тогда покупка будет реально выгодной.



В начале апреля 2016-го, Окулус наконец-то официально поступил в продажу. Впрочем, со всех сторон тут же поползла критика: шлемы начали поступать к адресатам с опозданием, а до многих не дошли вообще. Разработчики назвали это временными трудностями и пообещали разобраться с системой доставки за пару недель. Что ж, поверим им и взглянем на готовый шлем с максимальной степенью объективности.

Характеристики. У Oculus Rift хорошие графические характеристики: пользователь получит разрешение 2160x1200 (на каждый глаз - 1200 на 1080) и частоту обновления 90 Гц. Пока что это «золотой стандарт», хотя PlayStation 4 и грозится улучшить частоту обновления. Поле зрения заявлено как ≥100 градусов, но у первых покупателей уже появились легкие жалобы на недостаток угла обзора (видимо, ожидали слишком многого, вряд ли Oculus кого-то обманул).

В комплекте с девайсом поставляется датчик слежения и привычный контроллер xBox One. Ничего феноменального: это позволит вам играть в простые шутеры в положении «сидя». Участие ног в игровом процессе пока что невозможно.

Обратите внимание на непростую процедуру подключения через 1 порт HDMI и 3 порта USB 3.0 и 1 порт USB 2.0. Вес шлема составляет около 380 граммов, но в будущем он должен слегка «похудеть».

Контроллеры. На всех выставках 2015-го года шлем Oculus Rift появлялся с фирменными геймпадами Oculus Touch в форме полумесяца. Эффектные штуки были! Помимо кнопок и триггеров они умели отслеживать движения кистей рук на 360 градусов. Но в исходной «апрельской комплектации» волшебные геймпады так и не появились. Более того, Touch до сих пор не вышли в открытую продажу. По инсайдерской информации, в Oculus запустили работу над новыми датчиками слежения, которые могли бы покрыть всю игровую зону в комнате или квартире. Так что пока в этом вопросе наш герой проигрывает конкурентам из Valve: один универсальный контроллер + один простенький датчик для такого шлема - это мало.


Софт. А вот с ПО у Oculus Rift дела обстоят неплохо. Они стимулируют инди-разработчиков и дружат с опытными игроделами: у проекта есть мощные договоренности с разработчиками игр вроде «EVE: Valkyrie» и «Luckys Tale». Впрочем, все это даст плоды только в перспективе. А пока что готовых игр, которые показали бы все возможности шлема за 1000 долларов, очень мало. Они лишь только демки. Тут их вполне может уделать PlayStation, если к релизу заточит под шлем несколько своих прошлых игровых мегахитов.

Проблемы. Потенциальных проблем - целый ворох. Вот лишь некоторые из них. Во-первых, Oculus уже заявил о работе над новой версией шлема. Получается, что через полтора-два года шлем, купленный сейчас, полностью устареет! А кто захочет стать обладателем немодного и отсталого гаджета? Во-вторых, первая партия шлемов уже разошлась, теперь в доступе только новые предзаказы. По предварительным данным, их начнут реализовывать лишь в июне 2016-го. Поздновато, если честно. В-третьих, от продаж Oculus Rift отказались несколько крупных сетевиков в США. Тот же директор магазинов GAME Мартин Гиббс сказал, что «тупо не знает, зачем эти шлемы нужны, во что на них играть, и считает их продажу обманом покупателей». Ну а про важнейшие проблемы с контентом и контроллерами мы уже писали выше!

Совместный продукт компаний HTC и Valve считается главным конкурентом Oculus Rift . Эти модели очень похожи друг на друга: оба шлема работают только с мощными игровыми ПК, исповедуют политику открытого контента, делают ставку на крутую картинку и эксперименты с контроллерами. А еще HTC Vive поступил в продажу всего через 2 недели после официального релиза Oculus! Здесь тоже не обошлось без задержек и косяков, но, видимо, это судьба всех новинок с многотысячными предзаказами по всей планете. Так кто же из этих суперзвезд мира гаджетов круче?


Цена. Формально HTC Vive проигрывает Oculus из-за разницы в 200 баксов. Ведь он стоит $799 . Но за эти деньги вы получите пару фирменных контроллеров и 2 датчика слежения в пространстве. Набор более солидный и оконченный, чем у Oculus.

Что еще нужно докупить? Игровой компьютер. Системные требования к нему тоже серьезные, но портов для подключения понадобится в два раза меньше. Так что этот раунд HTC выигрывает у Oculus.

Характеристики. Начнем с графики. Расширения и частота обновления идентичны параметрам главного конкурента: 1080 и 1200 на каждый глаз и 90 Гц. Кстати, PlayStation обещало переплюнуть и тех, и других, предоставив клиентам fps в 120 Гц. Но это пока что только обещание.

Вернемся к Vive. Заявленный в документах угол обзора в 110 градусов подтвердился, судя по обзорам первых покупателей. Уже известно, что по сравнению с тестовыми моделями, финальный HTC получил более яркий экран и возможность телефонной связи. Многих порадовала фронтальная камера на шлеме, которую, впрочем, не получится использовать для пресловутых селфи. Она находится здесь исключительно для новых способов взаимодействия с VR (а еще чтобы найти свой игровой стул, не снимая шлем).

Контроллеры. Ну что тут писать. Все и так знают про революционную систему пространственного трекинга движений человека. Любой покупатель шлема получает два датчика, которые ставятся по углам игрового помещения. В результате все передвижения геймера по территории до 15 квадратных футов должны легко считываться шлемом. Кроме того, для полного кайфа предусмотрены беспроводные контроллеры с отдачей и кнопками-триггерами с двойным ходом.

Оговоримся, что на данный момент система Lighthouse не предполагает свободного передвижения по виртуальному миру. По отзывам покупателей, HTC Vive больше заточен под сидячие игры, как и его конкуренты. Но все-таки Lighthouse дает геймерам куда как больше свободы передвижения, чем устаревшие датчики Oculus и Samsung Gear.


Софт. Понятно, что HTC Vive попытается по максимуму использовать все преимущества работы со Steam. Компания уже заявила, что на шлеме можно будет играть даже в двумерные игры из этой системы. Кроме того, не исключено, что главный хит Valve - легендарный Half-Life - попытаются возродить именно под виртуальную реальность. Как бы то ни было - это роскошный потенциал, который пока что слабо используется. В магазине Steam для HTC Vive можно увидеть около 100 игр, но хитовых “боевиков” здесь днем с огнем не сыщешь.

Проблемы. Кроме отсутствия своего уникального контента можно сказать лишь о том, что HTC проиграло Oculus`у «войну маркетинга». В сознании масс Oculus Rift остается «шлемом виртуальной реальности №1». Этому способствовало и историческое первенство, и активная реклама, и выход DK2, которую не потестил только ленивый. А ведь по факту в большинстве вопросов Oculus Rift отстает от продукта Valve! Хотя у этой истории есть и обратный эффект: высокие ожидания от Окулуса уже обернулись некоторым разочарованием от премьеры «шлема №1». Почему-то вокруг премьеры HTC пока что не наблюдается такого неприятного информационного шлейфа.

Итог: Пока что HTC Vive на «полголовы» опережает своих соперников в гонке шлемов виртуальной реальности. Тут нужно сказать «спасибо» крутым контроллерам и уникальной системе трекинга. Но вот беда: конкуренты из Sony и Oculus уже задумались о внедрении своих датчиков, похожих на систему Lighthouse. Когда они презентуют эти аналоги, то нужно будет выделяться на их фоне каким-то другим способом. И, если к этому времени, в Steam не появится десяток-другой хороших игрушек, то начальный триумф может обернуться крахом.

Поговорим и о «темной лошадке» в нашем марафоне. Ребята из Sony собираются презентовать свой проект лишь в октябре 2016 года. Они отстали от Oculus и HTC аж на полгода. Но кто знает? Может, это промедление поможет им избежать ошибок конкурентов?


Цена. Это главное преимущество PSVR над конкурентами. По последним данным, шлем будет продаваться всего за 400 долларов. Разумеется, к новинке точно не нужно будет покупать отдельный ПК: ведь это изначально одно цельное устройство. Хотя, по последним данным, Sony все-таки позволит интегрировать его с персональными компьютерами. Но это только по желанию покупателя.

Правда, для полноценной работы нужно будет докупить ещё контроллеры Move и камеру PlayStation Camera, которые всё-таки есть далеко не у всех владельцев консоли. Но всё равно выходит значительно дешевле, чем у конкурентов.

Характеристики. Начнем с неприятного факта. Во всех анонсах PSVR значится разрешение в 960х1080 пикселей на каждый глаз. Это существенно хуже, чем у конкурентов: где-то минус 20% от возможного разрешения. А отсутствие мощного игрового компьютера указывает на то, что и идеального сглаживания или угла обзора здесь тоже не может быть.

Впрочем, есть и ложка меда в этой бочке дегтя. В PlayStation обещали повысить частоту обновления экрана до 120 Гц, что существенно облегчит процесс восприятия картинки человеческим мозгом. Ну все мы знаем разницу между 90 Гц и 120 Гц, только в виртуальной реальности она ощущается в разы острее.

Заметим, что в Sony сознают некоторое отставание от Oculus и HTC в вопросах графики. Даже вице-президент компании Масайаси Ито признавался, что PlayStation не догонит конкурентов по этой статье. Впрочем, его команда и не ставит таких целей: они хотят сделать новую приставку массовым товаром с простым доступом к виртуальной реальности.

Еще пару слов об особенностях PSVR: приставка выгодно отличается от конкурентов возможностью коммутации с PS4. Получается, что армия поклонников этой платформы автоматически превратится в потенциальных покупателей «умного шлема». Прекрасный маркетинговый ход и хорошая поддержка для прошлого детища PlayStation.

Контроллеры. Пока что разработчики из Sony предлагают покупателям пользоваться их классическим контроллером Move или аналогами не менее классического DualShock. Впрочем, это только на начальном этапе становления PSVR. По последним слухам, успех HTC Lighthouse сильно задел ребят из PlayStation, и они уже работают над своими пространственными датчиками. Успеют ли к дате релиза - это большой вопрос! Ведь откладывать дальше будет просто неприлично.


Софт. Пока что PlayStation VR представляет собой самую закрытую платформу из всех существующих шлемов виртуальной реальности. Разработчики ни у кого ничего не просят, а также не думают делиться с конкурентами своими играми. Их можно понять: у PlayStation прекрасная база разработчкиков, а также десятки хитов в мире шутеров, симуляторов и файтингов, которые запросто можно переделать под VR. Кто из нас не захотел бы поиграть в Mortal Kombat или FIFA в формате 360 градусов? Вот и в PlayStation понимают свое преимущество над конкурентами в вопросах контента.

Другое дело, что их философия не совпадает с общемировыми трендами, которые признают остальные разработчики. Командная работа всегда дает более быстрый прогресс, так что есть риск, что PlayStation просто отстанет от своих конкурентов в технологическом плане!

Проблемы. Главной проблемой PlayStation остается их медлительность. Вроде бы мы многое написали про них, но все это только предположения. В отличие от Oculus`a и HTC, Sony не выпускала адекватных тестовых версий и моделей для разработчиков. Так что никто не удивится, если вся шумиха вокруг проекта PSVR окажется мыльным пузырем. Такое уже бывало в мире гейминга!

Итог: У PlayStation есть огромное преимущество в виде целой армии фанатов по всему земному шару. Их продукцию любят, от их игр тащатся, их новой премьеры реально ждут люди из разных стран. Остается только не подвести поклонников и превратить PSVR в настоящий хит продаж.

Подводим итоги
Пока что лидером «гонки шлемов» мы видим проект HTC Vive. Его главными преимуществами являются доведенные до ума контроллеры, система позиционного трекинга и большая игровая библиотека, чем у Oculus Rift. В остальном эти два устройства кажутся нам равноценными и очень перспективными. Их дальнейшую судьбу могут решить удачные игровые релизы, точечные апгрейды и баги, которые наверняка вскроются после первых месяцев реального использования. Ну а премьера PlayStation VR покажет за кем все-таки будущее: за самостоятельными бюджетными шлемами-приставками или дороженной связкой “шлем+ПК”.

Что же дальше? Дальше нам стоит ждать падения рейтингов мобильных VR-гарнитур и плотную эволюцию шлемов. Судя по всему, раз в год-полтора они будут терять массу, прирастать новой оптикой, возможностями «железа» и уникальными контроллерами. Гонка обязательно продолжится, и мы будем следить за ней с тем же интересом.

Критиковать VR технологии в негативном ключе определенно не хочется, они молоды и только начали развиваться, но для более или менее трезвого взгляда на них — всё же загляните в таблицу.

Модель

Сильные стороны

Слабые стороны

Официальный сайт

Дата выхода

Ранний выход и высокое качество исполнения

Используемые технологии очень быстро устареют, т.к конкуренты уже «подглядели»

28 марта 2016

Полная совместимость с играми из Steam

Высокая стоимость

Апрель 2016

Большой потенциал в сфере консольных VR игр

Проблемы с автономностью шлема

Октябрь 2016

Общая «бытовая» полезность

Возможности, показанные в трейлере, окажутся не применимы в реальности.

Еще недавно погружение в мир виртуальной реальности было сродни редкому и дорогому аттракциону. Но техника на месте не стоит, и сегодня виртуальная реальность постепенно становится доступной для широких масс.

Самым доступным способом является использование очков виртуальной реальности для смартфонов. Впрочем, называть эти очки собственно очками является не совсем корректно. Итак, давай те же разберемся, что же это за девайс такой, и как работают очки виртуальной реальности для смартфона.

Для начала разберемся, что представляет собой подобное устройство. Шлем VR для персональных компьютеров известен уже давно. Это сложное устройство, которое представляет собой пластиковый корпус с креплением ремнями. Само устройство надевается на голову пользователя и подключается к компьютеру или ноутбуку. Внутри корпуса располагаются линзы, за которыми находится экран, разделенный на две части. Иногда это могут быть два экрана. Изображения на экранах в принципе не отличаются, но из-за того что каждый глаз видит свое изображение, создается эффект объёмности. Это следствие бинокулярности зрения, характерного для человека.

Чтобы можно было в виртуальном мире ориентироваться и как то осматриваться, необходимо чтобы наш девайс реагировал на движения головы пользователя. Для решения этой проблемы принято использовать гироскопы. Собственно они и устанавливаются в шлемах. Любопытно, что такие же гироскопы имеются в большинстве телефонов. Это важный момент и мы к нему еще вернемся. Кроме того иногда имеются еще и дополнительные датчики, которые отслеживают положение головы в пространстве. Полученная информация от датчиков передается на ПК через кабель USB или HDMI. Собственно это и все устройство шлема. Проблема только в том. что все необходимые элементы, объединённые в одном устройстве дают высокую стоимость гаджета, являющуюся для многих пользователей недоступной.


С устройством классического шлема виртуальной реальности вроде бы все понятно. Но каков принцип работы виртуальных очков для смартфона, и в чем же их особенность. Данное устройство является первой коммерческой моделью, предназначенной для широкой публики. Пионером в этой области была компания Google, которая запустила на рынок вариант устройства Cardboard, выполненный из картона.

Как мы уже рассмотрели выше, для получения шлема виртуальной реальности нам необходимо объединить в одном устройстве:

  • линзы;
  • дисплей;
  • гироскоп;
  • корпус.

Нюанс здесь в том, что очень многие уже являются владельцами различных моделей мобильных устройств. Как известно, каждый смартфон обязательно оборудован дисплеем и гироскопом. Именно эти элементы являются самыми дорогими в шлеме виртуальной реальности, и именно они уже имеются в нашем мобильном устройстве. Остается лишь добавить корпус с линзами. Это можно сделать сравнительно недорого и просто, что и реализовано в очках для VR. Таким образом, стоимость гаджета получается значительно ниже, чем цена классического шлема для ПК. Теперь становится понятно. что такое очки виртуальной реальности для смартфона, и каково их назначение.

Все что необходимо, это приобрести очки VR, установить в корпус смартфон. Настроить линзы под своё зрение и запустить соответствующее приложение на смартфоне. В результате имеем полноценный шлем виртуальной реальности, себестоимость которого значительно ниже, чем аналогов для ПК. Единственное, на что следует обратить внимание, так это совместимость устройства и конкретной модели смартфона, который имеется в наличии у пользователя. Многие модели очков отличаются универсальностью, но есть и такие. Которые рассчитаны на одну-две модели мобильных устройств, и не подходят для остальных.


  • рассчитаны только на работу в комбинации со смартфоном;
  • качество картинки напрямую зависит от возможностей дисплея смартфона;
  • приложение riftcat vridge позволяет использовать игры, рассчитанные на очки для пк с качественной графикой;
  • отсутствует необходимость наличия мощного компьютера;
  • возможно подключение смартфона к компьютеру через кабель usb и использование в обычных играх с качественной 3d картинкой;
  • появляется возможность просмотра 3d-фильмов практически в любом месте.
  • совместимость с любыми vr приложениями.

Некоторым недостатком является то, что игровая индустрия в этой сфере несколько отстает от игровой индустрии игр виртуальной реальности для ПК. Поэтому действительно качественных и интересных игр для телефонов практически нет. Но это лишь вопрос времени, и наверняка уже в скором времени вопрос решится.


С момента появления Cardboard от Google, очки подобного типа получили быстрое развитие и распространение. Сегодня они оборудованы качественными линзами, хорошо продуманным и удобным корпусом, надежным креплением к голове, возможность регулировки линз под особенности зрения пользователя. Их производством занялись многие компании, и в продаже имеется огромный выбор различных моделей этих простых и интересных устройств. Возникает закономерный вопрос, что могут виртуальные очки для смартфона, и в чем же основные отличия различных моделей.

Как в любом другом сегменте рынка, здесь появились свои лидеры. Некоторые производители делают акцент на выпуске недорогих бюджетных версий, другие сконцентрировали усилия на выпуске дорогих вариантов с множеством дополнительных опций.

Так в топовых товарах уверено держатся модели FiiT VR, VR Shinecon, а также VR BOX 2, стоимость которых может колебаться в пределах 1000 – 2000 руб. Они отличаются отличной комбинацией качества и цены, комфортностью и универсальностью. Среди более дорогих моделей можно выделить Ling VR или Baofeng 4. Здесь уже придется выложить около 4000 рублей.

Учитывая большое разнообразие различных моделей очков виртуальной реальности для смартфонов, при выборе конкретной модели следует руководствоваться определенными критериями:

  • совместимость именно с вашей моделью смартфона, размер экрана и самого смартфона, допустимое разрешение изображения (некоторые китайские модели могут работать лишь с одной моделью смартфона);
  • особенности зрения пользователя, желательно наличие регулировки линз, а если зрение на разных глазах отличается, то необходима раздельная регулировка;
  • зачем нужны очки виртуальной реальности для смартфона, предполагаемое использование очков: просмотр фильмов, игры для VR или же для конкретной игры на пк;
  • финансовые возможности покупателя, бюджетная модель или дорогая.

С окончательным вариантом каждый покупатель определяется исходя из своих потребностей, предпочтений, и, конечно же, финансовых возможностей и понимая как работают 3d очки для смартфона.

В целом подводя итог можно сказать, что появление очков VR для смартфонов позволило осуществить настоящий прорыв в индустрии игр для виртуальной реальности, сделав ее доступной для широких масс. Сегодня практически каждый владелец смартфона может позволить себе приобрести данный девайс и с головой погрузится в VR игры или же смотреть 3D-фильмы практически в любом удобном для него месте.

Подписывайтесь на наш Telegram

Если вы вернётесь в 1990 год и начнёте читать о виртуальной реальности, быстро поймёте, что термин используется где попало: начиная фильмом «Газонокосильщик» и заканчивая трёхмерными компьютерными моделями. В наше время всё стало проще. Чаще всего «виртуальная реальность» ассоциируется с громоздкими гаджетами на лбу вроде Oculus Rift. К сожалению, из-за такого сравнения мы думаем, что все устройства делают одно и то же - и Google Cardboard за 30$, и HTC Vive за 800$.

Но в то время как всё больше VR-гарнитур начинает появляться на полках магазинов, различия между моделями становятся разительнее. Намного. И если вы собрались купить себе такую штуку, на что обратить внимание? Нет одного идеального гаджета, который подойдёт всем. К тому же рано рекомендовать что-либо, когда многие устройства ещё даже не вышли. Но можем дать несколько советов, благодаря которым вы сами себе ответите на главные вопросы: какие возможности разных видов виртуальной реальности, сколько вы сможете отдать за гарнитуру и какие функции нужны именно вам.

В первую очередь надо решить, что вы ждёте от гарнитуры виртуальной реальности:

  • Я всего лишь хочу попробовать, достаточно будет простейших возможностей.
  • Я хочу испытать все возможности виртуальной реальности.
  • Я хочу что-то среднее.

Мы условно разбили все устройства на три класса: «дешевые», «среднеценовые» и «профессиональные». Каждый класс разбит на шесть критериев, которые помогут сравнить гаджеты между собой. Итак, поехали.

Дешёвые гарнитуры виртуальной реальности

Дизайн

Самая простая форма гарнитуры - картонная коробка с парой линз, использующая смартфон в качестве экрана. Многие тут же вспомнят Google Cardboard, однако сама идея возникла намного раньше. Google же просто начала продавать свои наборы, а большую часть усилий компания тратит на унификацию своего продукта, чтобы сторонние производители смогли получить заветный сертификат «Совместимо с Google Cardboard». Не все разработчики следуют шаблонам, однако самые популярные VR-гарнитуры гарантируют совместимость, а значит, и поддержку сертифицированных приложений на Android и iOS.




Совместимые с Google Cardboard гарнитуры легко найти. Большинство из них сделаны из картона, некоторые - из пластика или даже алюминия. Однако их возможности весьма ограничены, многие вообще годятся только для просмотра 360-градусного видео. К тому же они не предназначены для длительного использования: стандарты Google запрещают устанавливать головные ремни. Картонные коробки довольно неудобные, и даже более эргономичные пластиковые модели вроде Mattel View-Master комфортно держать только первые пять минут.



Максимальная цена

Если вы живёте в крупном городе или часто посещаете технологические выставки, то сможете достать Cardboard бесплатно. Множество компаний сотрудничает с Google и сторонними производителями при создании собственных гарнитур. Например, Verizon недавно раздавала своим абонентам Star Wars Cardboard. Можете самостоятельно купить кусок картона, пластиковые линзы, распечатать шаблон гарнитуры с официального сайта Google и сделать устройство. Ленивые могут заказать Cardboard из США за 15$. Помимо этого на сайте Google есть дополнительные опции от Dodocase и Knox Labs. Новые элементы дизайна и улучшенные материалы немного повысят стоимость гарнитуры, но не больше, чем на 5−15$.



Дополнительные траты

Почти две трети взрослых россиян пользуются смартфонами, а ведь это всё, что нужно для Google Cardboard. И не обязательно покупать более дорогие и навороченные телефоны. Cardboard подойдёт и для пользователей iPhone, несмотря на медленное обновление Google своих приложений для iOS. Apple пока игнорирует виртуальную реальность, так что сложно сказать, когда компания создаст собственный девайс. Но даже если вашему смартфону не так много лет, нет гарантий, что он будет поддерживать приложения Google Cardboard. А если и будет, то с урезанной графикой и слабой производительностью.



Размеры

Не все гарнитуры в стиле Google Cardboard портативные и компактные. Но у Google Cardboard есть преимущества. Базовая модель складывается в небольшую коробочку, а самая маленькая по размерам чуть больше очков. Cardboard в основном предназначен для просмотра видео, где нет необходимости отслеживать движение головы, так что отсутствие датчиков почти не повлияет на функциональность. С другой стороны, чем меньше гарнитура, тем менее удобно ей пользоваться. Для погружения в виртуальную реальность нужно отгородиться от мира, поэтому все гарнитуры так плотно прилегают к лицу. Если устройство будет в форме очков, то и полного погружения не будет. Кстати, с Google Cardboard желательно сидеть на вращающемся стуле.



Управление

Чтобы считаться полностью Cardboard-совместимой, у гарнитуры должно быть всего одно устройство ввода. Не обязательно клавиша. Это может быть просто отверстие для пальца, чтобы нажимать на дисплей. Если в устройстве и есть клавиши, то обычно это маленькие рычажки, которые нажимают на дисплей за вас. Что можно делать с одной кнопкой? Выбирать пункты меню или выполнять простые и довольно медленные действия в играх. Некоторые гарнитуры вообще обходятся без кнопок: достаточно наклонить голову в сторону нужного раздела меню и задержаться на пару секунд. Или повернуть головой, чтобы поменять направление движения в игре.


Доступность

Простейшие VR-гарнитуры дешёвые и популярные. Около дюжины устройств в стиле Google Cardboard уже доступны на официальном сайте, и ещё несколько - например, улучшенная версия View-Master - уже в пути на полки магазинов. Правда, картонные гарнитуры быстро приходят в непригодность, но заменить их не составит труда.

К тому же для Cardboard легко найти уйму приложений, пусть даже их возможности ограничены. Vrse, Jaunt Ryot, IM360 и другие программы для просмотра VR-видео, а также приложения, на которые стоит обратить внимание - Cardboard Crash и Proton Pulse. В YouTube на Android Google сделала отдельную библиотеку видеороликов, которые можно смотреть с помощью Cardboard. 360-градусные видео проигрываются полностью в виртуальной реальности, а при воспроизведении обычных - создаётся эффект кинотеатра.

Среднеценовые гарнитуры виртуальной реальности



Дизайн

Среднеценовые гарнитуры оснащены большим набором функций по сравнению с Google Cardboard. Если Cardboard - всего лишь забавные коробочки для смартфонов, то гарнитуры покруче могут быть датчики движения, дополнительные элементы управления, колесо фокусировки и даже встроенный дисплей. Самая известная гарнитура этого класса - Gear VR от Samsung. Но есть и менее популярные устройства, например, Zeiss VR One или French Homido. LG на MWC 2016 продемонстрировала свой гаджет. Да и Google, если верить слухам, тоже сделает анонс в ближайшие месяцы.




Выйти на рынок VR-устройств решили и русские предприниматели. В 2014 году впервые были представлены отечественные очки виртуальной реальности . В гарнитуре нет собственного дисплея и датчиков. Их заменяет смартфон на iOS или Android с диагональю от 4 до 6,5 дюйма.




В отличие от самых дешёвых и самых дорогих устройств, разброс по качеству и функциям у среднеценовых гарнитур очень большой. На данный момент лидирует Samsung Gear VR. У LG 360 VR посредственный дизайн и слабые характеристики. Внешний вид Homido, Zeiss и Fibrum вообще похож на Cardboard.

Максимальная цена

Если вы ищете надёжную гарнитуру с ремешком, приготовьтесь выложить 75−125$. К примеру, российская гарнитура Fibrum Pro стоит около 7000 рублей. Компания уже амбициозно заявляет, что в будущем начнёт производство очков с собственным экраном и датчиками. Но о стоимости такой модели пока нет информации. При покупке Gear VR вы платите за программную оптимизацию, лучшую систему управления по сравнению с Google Cardboard, отдельный магазин приложений и внимание к мелочам. Но и цена Gear VR больше, чем Homido или VR One, которые больше напоминают Cardboard с высококачественными линзами (у Zeiss) или кольцом фокусировки (у Homido). Стоимость LG 360 VR пока неизвестна, как и цена гарнтитуры Google. Однако можно получить Gear VR бесплатно: Samsung часто дарит гарнитуру при покупке или предзаказе смартфонов.



Дополнительные траты

Если планируете продавать старый смартфон, подумайте о дальнейшей покупке гарнитуры. Gear VR и 360 VR работают только с новейшими флагманами Samsung и LG соответственно. Когда Google представит свою разработку (не Cardboard), то также могут потребоваться новейшие смартфоны линейки Nexus. А другие гарнитуры хоть и поддерживают iPhone, но не обладают специальными функциями. Да и непонятно, когда Apple создаст собственное устройство.

Размеры

Среднеценовые гарнитуры оказались в непонятной нише. В каком-то смысле, они получили лучшее от двух «миров»: компактные, портативные, но в то же время более удобные, чем Google Cardboard. В девайсах вроде Gear VR или Fibrum Pro нет запутывающихся проводов. Но виртуальная реальность, слишком интерактивная и быстрая для Cardboard, здесь может стать причиной тошноты и головокружения. Датчики положения, которые измеряют не только вращение головы, но и перемещение человека в пространстве, немного смягчают негативные последствия. Однако на данный момент системам виртуальной реальности нужна внешняя камера для отслеживания движения, а это означает привязку к проводам.




В будущем мобильные гарнитуры смогут использовать камеру смартфона для создания виртуальной карты пространства (так называемое «отслеживание наизнанку»), но пока на рынке нет ничего подобного. Может, за это возьмётся Google?

Управление

У среднеценовых гарнитур несколько элементов управления. Но некоторые, например, Homido или Zeiss VR One вообще обходятся без них. У LG 360 VR за управление виртуальной реальностью отвечает всего 2 кнопки, с Fibrum Pro используется геймпад. У Gear VR самая удобная система управления - сенсорная панель на боковой грани, похожая на трекпад ноутбука. Работает не идеально, но заменяет сразу несколько функций: свайпы, прокрутку, нажатия, удержание, действие «Назад».



Доступность

Gear VR - первая гарнитура, которая массово поступила на полки магазинов и до сих пор продаётся. Так что найти её не проблема. Гарнитуры, которые подойдут для всех смартфонов, а не только Samsung, тоже можно найти в крупных интернет-магазинах. Но лучше подождать. Дата начала продаж LG 360 VR пока неизвестна, да и устройство от Google маячит на горизонте. Fibrum Pro без проблем можно найти и заказать .

Лучшим вариантом на данный момент остается Gear VR. Под эту гарнитуру есть сотни игр, приложений и несколько экспериментальных программ, которые используют необычную систему управления. В то время, как приложения вроде Jaunt или VRSE работают и на Google Cardboard, и на Gear VR, только Samung Milk предлагает необычные опции для видео. Например, сериал Gone от создателей «Ходячих мертвецов», где зритель погружается в виртуальную реальность. В разработке находится много игр, «заточенных» под Gear VR. Учитывая, что за них отвечают гиганты Samsung и Oculus, мы увидим нечто крутое. И хотя они стоят больше, чем обычные игры - от 5$ до 10$ - их можно купить со скидкой на распродажах.

Профессиональные гарнитуры виртуальной реальности



Дизайн

Виртуальную реальность высокого качества нельзя передать через экран мобильного телефона. Oculus Rift, Vive от HTC и Valve, Sony PlayStation VR - три профессиональные гарнитуры, которые мы с нетерпением ждём, - все работают на внешних компьютерах или игровых консолях. Они оснащены датчиками отслеживания движения, дисплеями с высоким разрешением и обеспечивают максимальное качество графики. Эти гарнитуры комфортнее, лучше изолируют глаза от внешних источников света и от них меньше укачивает. Но они выйдут нескоро, а их цена будет немалой.



Максимальная цена

Oculus Rift обойдётся в $599, но до сих пор неизвестна цена дополнительных контроллеров движения. HTC Vive стоит $799. Единственная гарнитура, о которой мы пока ничего не знаем, - Playstation VR. Предварительные оценки стоимости Rift и Vive оказались далеки от реальности - покупатели недооценили первое устройство и переоценили второе, - поэтому воздержимся от прогнозов. Но мы точно знаем, что система будет стоить несколько сот долларов и не ограничится одной лишь гарнитурой: в комплекте идёт блок, который помогает Sony Playstation 4 обрабатывать видео. Все цены постепенно будут снижаться, однако сложно сказать, сколько времени это займёт.



Дополнительные траты

У большинства людей есть настольный компьютер или ноутбук. Но справиться с обработкой виртуальной реальности смогут только компьютеры видеоредакторов, киберспортсменов и других людей, кому приходится работать с огромными вычислительными мощностями. Конечно, вашего компьютера хватит для воспроизведения некоторых VR-роликов или запуска простых игр. Однако, чтобы испытать максимальный опыт, готовьтесь потратить 1000$ на новый ПК. С PlayStation VR всё немного проще - понадобится только PlayStation 4.

Размеры

Главное преимущество профессиональных гарнитур - возможность двигаться и даже ходить в любом направлении. Oculus и Sony применяют относительно простой способ: в шлем устанавливаются диоды или другие маркеры, а внешняя камера отслеживает их перемещение. Такой метод довольно эффективный, однако ограничивается шириной захвата пространства камеры. PlayStation VR позволяет приседать, наклоняться и двигаться по кругу. Rift даёт возможность пройтись несколько метров в любом направлении, но для этого нужно установить несколько камер.




HTC Vive использует лазерную систему слежения, которая позволяет перемещаться как угодно в пределах комнаты 15x15 метров. Гарнитура обеспечивает наибольшую свободу движения по сравнению с конкурентами. Система сопровождения не даёт врезаться в стену: как только подойдёте к границе зоны, включится камера и покажет ваше положение. Но в то же время придётся найти свободное место, куда поставить мощный компьютер. Да, Vive можно использовать и в небольших замкнутых пространствах, например, квартире. Но чем меньше места, тем меньше смысла в такой дорогой игрушке.

Управление

Основное назначение профессиональных VR-систем - видеоигры, поэтому для управления Oculus Rift и PlayStation VR в основном используются геймпады. Rift поставляется с контроллером от Xbox One, который понадобится на начальных этапах запуска системы. PSVR использует геймпад PS4 только для некоторых функций. Но главная особенность гарнитур - датчики движения, которые позволяют делать почти всё, начиная от игры в виртуальный пинг-понг и заканчивая трехмерной раскраской.




У Sony уже есть джойстики с отслеживанием движения Move, а геймпад PlayStation 4 оснащён световыми полосками, которые распознаются камерой. Rift и Vive используют фирменные контроллеры, и отдать кому-то предпочтение сложно: всё зависит от личных ощущений. К тому же у обеих одинаковые возможности. Но есть и общие минусы: контроллеры для Rift до сих пор не вышли, а Vive работает только с фирменными джойстиками от HTC и Valve.

Доступность

Апрель может стать важным месяцем для профессиональных VR-гарнитур. Поставки Oculus Rift начнутся в конце марта, а вскоре после этого в продажу поступит HTC Vive. Хотя многие получат свои заказы ближе к лету. Спрос на Oculus Rift большой, так что следующая поставка запланирована лишь на июль. Но если покупать гарнитуру в комплекте с компютером, есть шанс урвать систему пораньше. Предзаказ на Vive только открылся, пока не можем судить о числе потенциальных покупателей. Rift (и, возможно, Vive) появятся в магазинах, но в небольших количествах.



Если решили купить PlayStation VR, придётся запастись терпением. Скорее всего, Sony начнёт отгрузку гарнитур этой осенью. Точную дату мы можем узнать во время ежегодной выставки Game Developers Conference (14−18 марта), где год назад компания анонсировала само устройство. Sony уже представила 17 игр для консоли, о других разработках известно мало. Остальные производители добавят в комплект к гарнитурам несколько бесплатных игр: Rift будет поставляться с платформером Lucky"s Tale (для всех) и EVE: Valkyrie (для тех, кто оставит предзаказ). Покупатели Vive получат Tilt Brush, Fantastic Contraption и Job Simulator.

Если вы не собираетесь покупать VR-гарнитуры раньше всех, подождите несколько месяцев. Oculus и Valve готовят десятки игр для Rift и Vive, однако полный список мы узнаем нескоро. К тому же у ранних релизов обязательно будет куча багов, на устранение которых уйдёт время. У Oculus Rift много интересных приложений вообще не будут работать без контроллеров, например, симулятор скульптора Medium. А они поступят в продажу намного позже. И самое главное - спустя некоторое время стоимость самих гарнитур уменьшится.

Лучшие VR- шлемы: Oculus Rift, Project Morpheus, Gear VR, HTC Vive и другие.

Еще в девяностые в США начался бум виртуальной реальности. До нашей отчизны он, по понятным причинам, не докатился, но и в США спал относительно быстро, позабавив любителей видеоигр.


Кадр из м/ф Daria, 1998 г.

Несомненно, сегодня виртуальная реальность вернулась, шлемы стали легче, удобнее, картинки ярче и четче. К тому же теперь уже личный шлем виртуальной реальности может позволить себе каждый.

Некоторые шлемы еще в стадии разработки, некоторые вот-вот выйдут на рынок, какие-то готовы к предзаказу или уже лежат на полках магазинов.

Шлем виртуальной реальности – это носимый перед глазами дисплей в сочетании с отслеживанием поворотов головы, так что картинка на экране всегда соответствует тому, в какую сторону человек смотрит. Все это делает шлем пригодным для игр с погружением или панорамного видео – кино, которое идет вокруг вас, а вы можете оглядываться по сторонам как в жизни.

Самый дешевый вариант получить шлем виртуальной реальности – использовать смартфон. Каких только вариантов тут не предлагают производители: от стильного корпуса с дополнительной электроникой до картонной коробочки с пластиковыми линзами: вставьте смартфон и готово.

Для скачивания доступно множество бесплатных и платных приложений для Google Cardboard (той самой картонной коробочки) – это игры, видео, виртуальные экскурсии и тому подобное – легко оценить, что можно делать в виртуальной реальности сегодня.

Но вернемся к самим шлемам: какой вариант выбрать из всего многообразия? Вот обзор десяти самых привлекательных девайсов.

Sony Project Morpheus


Шлем виртуальной реальности от Sony, работающий с PlayStation 4, планируется к выпуску в первой половине 2016. Новая версия устройства была анонсирована на Game Developers Conference 2015, она имеет дисплей 5.7 дюймов, частота обновления кадров 120 fps, угол обзора 90+. По оценкам протестировавших девайс весьма комфортен для глаз.

Цена устройства пока что не сообщается, доступен Dev Kit для разработчиков под PlayStation 4.

HTC представила свой HMD, созданный в сотрудничестве с создателем игр Valve. HTC Vive был представлен на Mobile World Congress 2015 и должен появиться на полках магазинов до конца года.

Vive подсоединяется к ПК и работает с собственной игровой экосистемой. Частота обновления 360-градусного трекинга 90 Гц, всего трекинг обеспечивают 70 специальных сенсоров. Такая частота обеспечивает хорошую работу без задержек. Помимо этого у системы есть отдельный контроллер, позволяющий стрелять, перемещаться и всячески взаимодействовать с объектами виртуального мира. Цена устройства также пока не известна.

Samsung тоже приложил руку к виртуальной реальности – и разработал один из лучших и дружелюбных шлемов.

Gear VR работает от смартфона Samsung (можно приобрести шлем для Note 4 или Galaxy S6). Телефон вставляется в корпус шлема с линзами и соединяется с ним по micro USB.

Для шлема виртуальной реальности уже есть рынок приложений и VR-видео, он называется Milk VR и доступен в США.

Цена устройства – 200$/ но не забудьте учесть еще и цену смартфона.

Oculus Rift



Oculus Rift – конечно самый известный шлем виртуальной реальности, давший начало текущему буму VR-технологий и HMD. Начало разработке положил 21-летний инженер Palmer Luckey, получивший деньги на разработку с помощью Kickstarter и затем продавший проект компании Facebook за 2$ млрд. Oculus Rift соединяется с компьютером по DVI или USB и также осуществляет трекинг головы пользователя.

Последняя версия устройства обеспечивает разрешение 1080p и имеет невероятно точную трекинговую систему, отслеживая малейшие движения. Для шлема уже есть множество игр. Цена – 350$

Microsoft HoloLens



Тоже получившая много внимания новинка от Microsoft – это очки виртуальной и дополненной реальности. Устройство смешивает реальный мир с наложенными виртуальными «голографическими» изображениями, а значит, вы сможете видеть свой Minecraft на кухонном столе или покружиться по орбите Марса в своей собственной комнате.

Очки виртуальной реальности HoloLens управляются распознаваемыми жестами наподобие Kinect, имеют угол обзора 120 градусов по обеим осям и выдают графику высокого разрешения. Из плюсов можно отметить, что они не нуждаются в подсоединении к ПК, полноценная Windows 10 уже на борту и работает все устройство от аккумулятора. Как долго – посмотрим.

О дате релиза и цене на данный момент нет информации, маловероятно, что шлем виртуальной реальности от Microsoft выйдет в свет до конца 2016

Carl Zeiss VR One



Как и Samsung Gear VR, шлем от Цейсса использует дисплей и вычислительные ресурсы смартфона. При чем подойдет любой смартфон с iOS или Android размером от 4.7 до 5.2 дюйма.

К устройству прилагается медиа-плеер для YouTube и приложения для дополненной реальности, SDK к распространенному движку Unity 3D, так что вы сможете сами разрабатывать для шлема 3D-игры.

Цена – 99$

Avegant Glyph


Большинство шлемов виртуальной реальности относительно крупные и не очень легкие (хотя, если сравнить с устройствами из 90-х, то, конечно, все они легки и компактны). Однако Avegant Glyph – совсем тонкий и легкий. Все это благодаря совершенно другой технологии дисплея: вместо того, чтобы использовать большие экраны на подобие экрана смартфона, этот шлем виртуальной реальности использует микроматрицы зеркал, направляющие свет прямо на вашу сетчатку.

Шлем можно носить как наушники, а когда нужен экран – перевернуть на 90 градусов, поставив экран перед глазами – как будто опустить забрало. Разрешение 1280 х 720 на каждый глаз. Хотя поле зрения составляет всего 45 градусов, считается, что микроматрицы зеркал снижают основной дефект HMD – тошноту и усталость глаз.

Цена здесь чуть выше – 499$

Razer OSVR


Гораздо менее известный шлем, ориентированный в основном на разработчиков VR-контента – это open-source система виртуальной реальности. OSVR поддерживает множество популярных игровых движков, таких как Unity 3D и Unreal Engine. Также шлем совместим с дополнительными комплектующими от сторонних производителей.

Потребительская версия появится не раньше 2016, а стоимость составит порядка 200$

Google Cardboard


Для тех, кто хочет побаловаться с виртуальной реальностью и не тратить на это кучу денег – картонная реальность. Принцип тот же, что и во множестве дешевых VR-устройств – вставьте смартфон и готово!

Смартфон содержит все необходимое: гироскопы, экран, динамик и прочее, что позволит отслеживать движения головы и выдавать соответствующую картинку.

Рынок приложений уже довольно богат и содержит как бесплатные развлечения, так и платные игры. Цена – 25$.

Archos VR Headset


Несколько более продвинутый вариант того же Cardboard-а – просто и доступно, однако чуть больше комфорта, да и корпус пластиковый. Archos VR Headset работает с любым смартфоном до 6-ти дюймов, поддерживает iOS, Android и Windows Phone (хотя для последнего не так просто найти VR-приложения).

Цена – 30$.

Есть еще ряд потребительских разработок, а также профессиональные шлемы виртуальной реальности, такие как eMagin или Cinoptics, однако это отдельная тема, коротко ознакомиться с которой можно .

Играйте и не теряйте связи с реальностью!