Пророк елисей в библии. Чудеса, ставшие прообразом евангельских событий. Наказание лживого слуги

Пророк Елисей был одним из великих и славных пророков Израильского царства. Сам пророк Илия, по указанию Божию, помазал его на пророческое служение и стал его учителем.

Праведник жил в то время, когда еврейский народ начал отступать от веры в единого истинного Бога. Чтобы вернуть израильтян к вере, Господь посылал к ним Своих служителей - пророков. Они своей проповедью возвращали людей на путь истинного богопочитания.

На израильтян Бог возложил важную миссию. Из их числа должен был родиться Сын Божий, Спаситель мира.

Уклонение в идолопоклонство наносило еврейскому народу большой вред. Язычество искореняло в нём памятование о грехопадении и необходимости спасения людей от власти греха и смерти.

Пророк Елисей проповедовал и совершал великие чудеса, являя народу силу истинной веры, дающей возможность человеку стать подобным Богу. Однажды к Елисею с плачем пришла бедная вдова. Её муж оставил после себя большой долг, и заимодавец угрожал взять за него в рабство обоих её сыновей. У бедной женщины не осталось в доме ничего, кроме одного сосуда с маслом.

Пророк Божий повелел ей собрать у соседей как можно больше пустых сосудов и разлить в них масло. Женщина послушала его и с верою исполнила указанное пророком. Свершилось чудо: масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды.

Женщина продала масло, уплатила весь долг, а на оставшиеся деньги смогла безбедно жить со своими сыновьями. Через пророка Елисея Бог явлет Свою силу, не оставляя всех притекающих к нему. Он щедро вознаградил бедную вдову за её твёрдую веру.

В другой раз пророк насытил сто человек двадцатью ячменными хлебами, и после трапезы ещё оставалась еда.

Это было прообразом чуда, совершённого Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, когда Он пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек.

Прославил Елисей Бога и тем, что в городе Сонаме воскресил умершего сына одной богатой женщины. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам пророка, моля вернуть ей ребёнка. Пророк вошёл в дом, где лежал умерший, и долго там молился. По его вере и горячей молитве ребёнок ожил.

Слава о чудесах пророка разнеслась не только по всей Палестине, но и за её пределами. Она стала поводом к одному из самых замечательных событий в жизни Елисея.

Военачальник сирийского царя Нееман был болен проказой. Никто не мог вылечить его. Страшная болезнь повергла в горе всю его семью. Несчастному оставалось лишь ждать своего конца. У жены Неемана была служанкой пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она вспомнила о пророке Елисее. В то время слава о его чудесах уже разнеслась по всему Израильскому царству. Служанка рассказала своей госпоже о пророке, и та, в надежде на чудо, поведала о нём своему мужу.

Нееман в сопровождении свиты поехал к пророку в землю израильскую. Елисей послал навстречу Нееману слугу - сказать, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Военачальник сделал так и тотчас исцелился. Обновлённый душой и телом, с богатыми дарами он возвратился к Елисею. Но пророк ничего не принял от него.

Праведник знал, что нет его заслуги в этом чудесном исцелении. Видь только Господь имеет силу исцелять человека. Это бескорыстие поразило Неемана, и он воскликнул: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа».

Желая приносить жертвы истинному Богу у себя на родине, в Сирии, военачальник Нееман испросил разрешения у пророка Елисея взять с собой частицу священной израильской земли. Так произошло великое чудо исцеления тела и обращения души к истинному Богу. Телесная немощь привела человека к обретению крепости духовной. Единый истинный Бог Израилев открылся через Своего святого пророка и просветил истинной верой душу язычника.

Великие чудеса и жизнь пророка Елисея ознаменовали собой исцеление от проказы язычества всего человечества. Язычники были просвещены светом Божественной истины. Этой истиной стал воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Задолго до Его пришествия в мир Бог являл человечеству пророков. Своей проповедью и чудесами они призывали людей к покаянию и подготавливали их к грядущему приходу Спасителя мира.

Елисей и плащ Илии. Как выше говорилось, Елисей стал спутником пророка Илиии и ходил с ним по всей Палестине. На его глазах Илия вознесся на небо. Потрясенный исчезновением Илии Елисей поднял упавший с того плащ и пошел назад. Подойдя к Иордану, он ударил плащом по воде, и река послушно расступилась. Издали наблюдавшие за этим люди поняли, что теперь пророческий дар Илии перешел к Елисею, и Яхве точно также помогает ему.

Обижать чем-либо Елисея стало опасно. Когда он возвращался от Иордана, из одного города вышли дети и стали издеваться над его лысиной, крича: “Иди, плешивый! Иди, плешивый!” Елисей оглянулся и проклял их именем Яхве. Тотчас же из леса вышли две медведицы и растерзали детей.

Елисей и богатая горожанка. Елисею часто случалось заходить в город Сонам. Как-то раз его пригласила к себе одна богатая горожанка и угостила обедом. А когда он ушел, она предложила своему мужу сделать небольшую комнату, в которой пророк мог бы отдыхать, бывая в Сонаме. С тех пор Елисей, заходя в город, всегда останавливался у них в доме.

Пророка тронула эта забота, и он спросил женщину, не нужно ли чего-нибудь для нее сделать? Его слуга подсказал, что у нее нет сына. Тогда Елисей сказал ей: “Через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына”. Та не поверила, но в предсказанное пророком время у нее действительно родился сын.

"Возьми сына твоего". Когда мальчик подрос, он как-то раз пошел к отцу в поле и пожаловался на головную боль. Отец приказал слуге отнести ребенка домой к матери. Но боль не утихала, и к полудню мальчик умер на руках у матери.

Женщина положила его в комнате Елисея, заперла дверь и отправилась к пророку на гору Кармил. Упав к ногам Елисея, она не вставала, пока он не согласился пойти с нею. Пророк пришел в ее дом и увидел мертвого ребенка.

Елисей заперся в комнате, помолился Яхве, а потом согрел мальчика своим дыханием. Ребенок порозовел, чихнул семь раз и открыл глаза. Елисей позвал мать и сказал: “Возьми сына своего”.

Нееман и Елисей. У царя соседней с Израилем страны, Сирии, был великий военачальник по имени Нееман. Его все уважали, так как сирийцы под его командованием всегда одерживали победу. Но Нееман был болен страшной и неизлечимой болезнью — проказой. Как-то в его дом попала новая рабыня — девочка-израильтянка. Она, сочувствуя страданиям Неемана, сказала: “О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!”

Нееман передал эти слова своему царю. Тот написал письмо к царю Израиля с просьбой помочь Нееману. Больной военачальник отправился в Израиль, взяв с собой десять талантов серебра, много золота и дорогих одежд. Он вручил израильскому царю письмо, в котором было сказано: “Вместе с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его”.

Царь, прочитав письмо, с горя разодрал на себе одежду и воскликнул: “Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня!”

Когда об этом узнал Елисей, то послал к царю слугу с такими словами: “Для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле”.

Нееман подъехал на колеснице к дому Елисея и остановился. Елисей выслал к нему слугу сказать: “Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист”. Сирийский военачальник решил, что Елисей издевается над ним, и, разгневанный, отбыл прочь. Но слуги уговорили его проверить слова пророка, хотя бы из любопытства. Нееман семь раз окунулся в Иордан — и его страшная болезнь исчезла.

Нееман со слезами вернулся к Елисею: “Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего”. Но Елисей наотрез отказался взять что-либо, и тогда еще более растроганный Нееман заявил, что впредь он будет поклоняться только израильскому Богу.

"Никуда не ходил раб твой". Когда Нееман, распрощавшись с Елисеем, отправился домой, Гиесий, слуга Елисея, решил: “Вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого сириянина, то, что он приносил. Побегу я за ним и возьму у него что-нибудь”.

Нееман, увидев бегущего Гиесия, остановился, сошел с колесницы и спросил, что ему нужно. Запыхавшийся Гиесий сказал, что Елисей передумал и просит дать ему талант серебра и одежду. Нееман стал упрашивать его: “Возьми, пожалуйста, два таланта”. Гиесий, будто нехотя, согласился, и слуги сирийского военачальника понесли за ним серебро и одежду. Дома он спрятал подарки, отпустил людей и как ни в чем не бывало явился к Елисею. Тот спросил: “Откуда, Гиесий?” Слуга с невинным видом ответил: “Никуда не ходил раб твой”.

Но обмануть пророка было невозможно, и он жестоко наказал Гиесия за жадность, сказав ему: “Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек”. И тело Гиесия сразу же покрылось белыми пятнами — признаком этой страшной болезни.

“Не избить ли их, отец мой?” Елисей прожил долгую жизнь и не раз спасал свою страну от врагов, угадывая их замыслы. Один из вражеских царей спросил у своих людей, кто из них шпионит для Израиля. Но верный слуга ответил ему: “Никто, господин мой царь; а Елисей-пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей”.

Царь приказал узнать, где находится Елисей, и послал войско схватить его. Ночью враги окружили город, но утром по слову Елисея Бог поразил их слепотой. Пророк подошел к ним и сказал: “Это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете”. Ослепшие враги поплелись за ним, и Елисей привел их в Самарию, столицу Израиля.

Когда вражеское войско оказалось в центре города, Елисей обратился к Богу: “Господи! Открой глаза им, чтобы они видели”. Слепота у тех прошла, и они с ужасом увидели, что находятся внутри вражеской столицы, в окружении суровых израильских воинов. Израильский царь спросил пророка: “Не избить ли их, отец мой?”

Но Елисей запретил причинять врагам зло: “Не убивай их. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему”.

Чужим солдатам был приготовлен большой обед, они наелись, напились и отправились в свою землю. Их царю стало стыдно, и после этого случая он больше не посылал свои войска против израильтян.

“Возьми пучок стрел и бей по земле”. Елисей тяжело заболел. Умирая, он не переставал думать о судьбе родной страны. Пророк сказал рыдавшему над ним царю: “Возьми пучок стрел и бей по земле”. Царь ударил три раза и остановился. Рассерженный Елисей воскликнул, что надо было ударить пять-шесть раз, тогда царь полностью разгромил бы своих врагов, а теперь он сумеет разбить их только три раза. Так и случилось после смерти пророка.

Время пророческого служения Илии приближалось к концу. Бог указал ему преемника в лице Елисея . Он был сыном Сафата (евр. Шофет — судия). Имя отца может указывать на высокое положение семьи в обществе. Родина его — Авел-Мехола, город в северной части долины Иордана. О состоятельности семьи говорит и то, что Елисей, когда его нашел Илия, пахал, имея двенадцать пар рабочих волов. Проходя мимо него, пророк Илия бросил на Елисея свою милоть (верхняя одежда из кожи). Это символическое действие означало принятие его в духовное общение. Пророк Илия призывал Елисея к совместному пророческому служению . Елисей с полной готовностью оставил своих волов и пошел за Илией. Так позже оставят апостолы Андрей и Иоанн сети и лодки и пойдут за Спасителем.

Пророк Елисей явился прямым продолжателем пророка Илии в борьбе против идолопоклонства в Израиле. По повелению Господа пророк Илия помазал Елисея . Через это Елисей принял пророческую благодать и право помазывать других .

Из 3-й книги Царств мы узнаём, что во времена Илии и Елисея существовали не только пророки, но и сыны пророческие . Кто они? Это — ученики пророков. В Израиле со времен пророка Самуила существовали пророческие школы под руководством известного пророка . Главной целью их была борьба за истинную религию против язычества, распространение среди народа истинного благочестия. При этом слово пророк надо понимать широко — как определенное религиозное служение, а не открытие будущего.

Зная о скором взятии из этой жизни, пророк Илия говорит Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя (4 Цар 2, 9). Елисей сказал: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне . На это пророк Илия ответил: Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар 2, 10). Чтобы правильно понять это прошение Елисея и не усомниться в смирении его, нужно знать, что он был в отношениях духовного сыновства с пророком Илией. Причем обладал духовным первородством, а по действующему закону первородный сын имеет право получить двойную часть, ибо он начаток силы (Втор 21, 17). Пророк Елисей просит святого Илию признать его первородство и из благодатного наследства своего духа пророческого и чудотворения уделить ему сугубую часть.

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони . У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей.

Великий пророк вознесся в теле . Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3-4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их , но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут .

В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2).

После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес : ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие.

Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34-35).

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128).

Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы . На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам.

По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама.

Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет.

О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14).

Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии.

Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20-22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

Личности Елисея Иисус Сирах дает такую высокую оценку: Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 48, 12-15).

В данной статье изучим житие Елисея — библейского пророка. Его отцом был Сафат — зажиточный пахарь. В год воцарения Ииуя Илья-провидец пригласил его к себе на должность помощника (3 Цар. 19:21). После чудесного вознесения учителя живым на небо Елисей сам стал самостоятельным пророком (4 Цар. 2:15).

Пророк Елисей ревностно следовал учению своего учителя, провидца Илии. Он прорицал более 65 лет, в период царствования шести израильских правителей (от Ахаза до Иоаса). Елисей бестрепетно рассказывал им правду, обличая их бесславие и склонность к идолопоклонству. Провидец почил в престарелом возрасте (около ста лет): он занялся пророческим служением при царе Ахаве (3 Цар. 19:19) — около 900 года до Р. Х., а преставился при царе Иоасе, в 30-х годах IX в. до Р. Х. (около 835 г.).

Акафист пророку Божию Елисею верующие читают с благоговением. Ведь с его именем связно множество чудес — от сказочного перехода Иордана до исцеления немощных и воскрешения сына хлебосольной жены-сонамитянки. Известными его диковинками также являются: увеличение елея по прошению малоимущей вдовы (4 Цар. 4:1-6), прирост хлебных начатков (4 Цар. 4:42-44), излечение сирийского полководца Неемана (4 Цар. 5:1-19).

Во всех повествованиях пророк Елисей изображён глубоко прозорливым человеком, сильным духом и верой. В те времена отмечается стремительное развитие древнего заведения, известного под именем «пророческих сонмов», или школ, которые являлись своего рода подвижными религиозно-просветительными общинами. Именно в них обучалось молодое поколение под управлением опытных и знаменитых своими трудами прорицателей.

Пророк Елисей один лишь наблюдал вознесение Илии на небо. В наследство от него он получил мантию (милоть), которая считалась видимым знаком наследия вещего духа. Имя Елисея было прославлено в литературных произведениях. О нём с высшей похвалой отзывается Иисус Сирахов, указывая на то, что он не содрогался перед царями, сообщая правду (Сир. 48:12-14).

Наказание детей

В отношении Елисея дети проявили дерзость, за что и были наказаны. Они насмехались над ним, восклицая: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!» (4 Цар. 2:23-24). По суду Божию, упреждённому проклятием Елисея, «выбежали из леса две медведицы и сорок два отрока растерзали» (4 Цар. 2:24).

И всё же Библия не считает, что причиной произошедшего является жестокость провидца, ведь, по учению божественной книги, проклятие человека бессильно, а суд совершает лишь Бог (Чис. 23:8). Фактически незаслуженные проклятия Господь не реализует (Прит. 26:2).

Пророк Елисей упомянут также и в Новом завете (Лк. 4:27). Память о нём православная церковь совершает 14 июня (по юлианскому календарю), католическая также 14 июня.

Елисей в Коране

Елисей — библейский пророк, который присутствует и в Коране. Только в этой книге он представлен пророком Аль-Ясой, о котором написано в аятах Корана 38:48 и 6:86. Вместе с вещуном Ильясом (Илиёй) провидец призывал израильский народ выполнять законы Таурата (Торы) и шариата Мусы (Моисея).

После того как жители Израиля не ответили на призыв Ильяса, изгнали его из страны и начали возносить почести идолу Ваалу, Аллах жестоко наказал их, прислав к ним засуху. Заблудшим израильтянам пришлось спасаться от голода: они в то время питались мертвечиной.

Народ Израиля пережил все несчастья, которые свалились на него, и снова пригласил к себе провидца Ильяса. Жители вернулись к вере в Аллаха, однако далее часть из них снова отошла от неё и начала совершать безнравственные действия. Вещун Ильяс покинул их и стал пророчествовать веру среди иных племён Израиля.

Так, Ильяс поселился в жилище одной женщины, которая жила вместе со своим сыном Аль-Ясой. Аль-Яса в то время болел страшным недугом. Мать попросила Ильяса помочь сыну, и тот вознёс молитву Аллаху об излечении. В итоге Аллах исцелил Аль-Ясу. После своего удивительного выздоровления юноша до конца жизни следовал за своим спасителем и вызубрил под его управлением Таурат.

После кончины Ильяса Аллах сделал Аль-Ясу провидцем и обязал его призывать свой народ веровать в Аллаха. К сожалению, народ отверг это вероучение. В те времена между различными племенами Израиля разгоралась борьба за власть, и Аллах прислал к ним бедствие в виде ассирийцев.

Ассирийцы завоевали территорию Израиля и увезли в рабство огромное количество жителей. В дальнейшем израильтяне иногда покорялись Аль-Ясу, а иногда бунтовали против него. Перед тем как уйти в иной мир, Аль-Яса своим преемником назначил Зулькифла (Иезекииля).

Чудеса провидца Елисея

Известно, что святой пророк Елисей появился на свет в городе Авел-Мехоле (3 Цар. 19:16) и был известен как великий чудотворец. Уже самому его рождению сопутствовали чудесные явления. В городке Симона находилась золотая телица, которой народ Израиля поклонялся как божеству и приносил жертвы. Когда родился Елисей, она так истошно закричала, что рёв её услышали даже иерусалимские жители.

Когда все удивлялись этому, некий священнослужитель произнёс: «Великий провидец Елисей родился ныне! Он сокрушит сильных и разрушит истуканов!»

Елисей, проводя безгреховную жизнь, достиг совершеннолетия. И тогда Господь поставил его на пророческую службу. Святой провидец Илия получил повеление Всевышнего помазать Елисея в прорицатели вместо себя.

Когда Елисей — пророк Ветхого Завета — вспахивал поле, святой провидец Илия подошёл к нему, вверил ему свою милоть, и, пересказав ему волю Всевышнего, нарёк его вещуном. Далее Илия приказал ему следовать за собой. Елисей поспешил за учителем и служил ему, изучая у него ведение тайн Божиих.

Когда же Господу было угодно забрать раба Своего Илию на небо в урагане на пламенной колеснице (4 Цар. 2:1-15), Илия задал вопрос Елисею: «Какого дара ты желаешь от Господа, который я могу своей молитвой исходатайствовать у него?»

И Елисей пожелал получить тот дар прорицания и дар чудотворности, какой имел Илия, но больше в два раза! Елисей желал заблудших людей, уклонявшихся в служение Ваалу, словом прорицательским научить, заверяя заветы свои чудесами, дабы через такие деяния обратить их снова к истинному единому Богу.

Илия молвил ему: «Ежели будешь наблюдать, как я буду взят на небо от тебя, исполнится твоё желание». Далее они продолжили свой путь и беседовали между собой. Вдруг возникла пламенная колесница, и кони огненные, которые отодвинули их одного от другого: в вихре Илия унёсся в небо. Елисей же глядел ему во след и голосил: «Отец мой, отец мой! Конница Израилева и колесница его!»

Когда колесница скрылась в небе, Елисей увидел спущенную с высоты Илией милоть, которая накрыла его. Он взял её, как знак полученного особенного духа Илии. Далее Елисей пожелал перейти реку Иордан: он ударил милотью по воде, и река раздвинулась, и перешёл Елисей преграду по сухому дну речному. Пророческие ученики, жившие в Иордане, увидели это чудо. Они убедились, что Дух Илии поселился в Елисее и, придя к нему, преклонились перед ним.

Казнь детей

Среди людей большую известность получил пророк Елисей. Житие ведь его исполнено различных неожиданностей. Однажды провидец направлялся в город Вефил, в котором проживали израильтяне, покинувшие Бога и поклоняющиеся идолам. Когда он подходил к городу, маленькие ребятишки, игравшие на дороге в разные игры, увидели его. Они начали смеяться над его плешивой головой и галдеть: «Ступай, плешивый! Плешивый, ступай!»

Прорицатель, проходя мимо них, оглянулся и увидел, что дети следуют за ним, продолжая кричать и насмехаться. Елисей проклял их именем Божиим. Внезапно из лесу выбежали две медведицы и сорок два отрока разодрали. Оставшиеся в живых спасались бегством в город. Данной казнью, по праведному суду, провидец покарал тех отроков за надругательство и лишил их жизни. Ведь, достигнув совершеннолетия, они превратились бы в более злых людей.

Родители же их понесли наказание этим за поклонение идолам. Они получили горькое поучение: воспитание детей должно проводиться в страхе Божием и наставлениях благоговейному почитанию слуг Господа.

Недуг знаменитого воеводы

Чем же ещё был знаменит пророк Елисей? Житие его изучаем далее. Однажды известный воевода Нееман, служивший царю Сирийскому, заболел проказой. Известно, что он славился военными победами и своей храбростью. Он болел очень долго и никак не мог отыскать врачей, которые бы исцелили его.

Как-то раз сирийские воины из израильской страны взяли в плен девочку и отдали её жене Неемана в услужение. Девочка о святом провидце Елисее слышала от отца и матери: они рассказывали ей о великих чудесах, свершавшихся по его молитвам. Она рассказала о том своей хозяйке.

«О, если бы мой хозяин посетил провидца Елисея, который в Самарии живёт, он бы исцелил его от проказы», — произнесла девочка. Её слова жена Неемана пересказала своему мужу, и он навестил царя своего и стал просить, чтобы тот позволил ему совершить путешествие в Израиль для исцеления у пророка.

Царь позволил ему идти и передал с ним письмо к правителю Израиля Иораму. Нееман с собой взял дары для Елисея — десять перемен богатых одежд, десять талантов серебра и шесть тысяч монет золотых. Вскоре он прибыл в Израиль и отдал царю Иораму письмо, в котором его царь писал: «Из моего послания, которое ты получишь, узнай, что я направил к тебе слугу своего Неемана, чтобы ты от проказы его очистил».

Израильский государь, изучив письмо правителя Сирии, опечалился сильно и, разодрав на себе одежды, произнёс: «Разве я Господь, который один может оживлять и умерщвлять, что он прислал ко мне прокажённого своего слугу, чтобы я его излечил от проказы? Видимо, он ищет предлог, чтобы против меня начать войну!»

Провидец Елисей узнал, что царь огорчён и изорвал свои одежды. Он отправил людей, чтобы те сказали правителю: «Что ты огорчаешься и зачем одежды разодрал свои? Пусть придёт Нееман и увидит, что есть провидец Божий в Израиле!»

Нееман пришёл к дому Елисееву и остановился возле него с конями и колесницами. Пророк через слугу сообщил ему: «Иди в Иордане семь раз окунись, и твоё тело очистится. Оно станет таким, каким было ранее».

Нееман обиделся, услышав такие слова пророка, и ушёл, взывая: «Я надеялся, что он сам ко мне выйдет и, встав передо мной, назовёт имя Господа своего, притронется к моему прокажённому телу и очистит его, а он велит мне купаться в Иордане! Реки Дамасские, Фарфар и Авана не лучше ли Иордана и всех израильских вод? Разве в них я не мог бы искупаться и исцелиться?»

И пошёл обратно Нееман из Самарии в большом гневе. В дороге слуги попросили его прислушаться к повелению провидца Божия и молвили при этом: «Если бы Елисей приказал тебе исполнить что-либо более трудное, разве бы ты не выполнил его повеления? А ведь он лишь сказал тебе окунуться в Иордане для очищения, а ты и этого не желаешь исполнить».

Нееман послушался своих слуг, подался к реке Иордан и погрузился в неё семь раз, как велел ему провидец Божий, и в тот же миг его тело очистилось. Возвратился он к Елисею с сопровождавшими его и, став перед ним, произнёс: «Теперь я уверовал, что лишь в Израиле есть Бог. Поэтому от раба твоего прими дары, которые я принёс тебе».

Нееман предложил провидцу серебро, одежды и золото. Но святой Елисей сказал ему: «Жив Всевышний, которому я служу, и ничего у тебя я не возьму». Нееман стал убеждать пророка принять принесённое, но тот был непоколебим. Тогда Нееман попросил святого: «Позволь взять земли рабу твоему столько, сколько увезти смогут мои два мула. Доставив её домой, я сооружу алтарь Израилеву Господу Богу, ибо твой раб отныне не будет жертвы приносить иным богам, а только лишь Единому истинному Богу».

Провидец позволил ему взять желаемое и отпустил с миром. Когда Нееман удалился, слуга Елисея Гиезий стал размышлять: «Вот какую неоценимую услугу оказал Нееману Сириянину мой господин и ни единого дара не взял из рук его. Догоню я его и попрошу что-либо».

И, поднявшись, поторопился вслед за Нееманом. Воевода увидел Гиезия, спустился с колесницы и поприветствовал его. Гиезий молвил ему: «Господин мой отправил меня передать тебе, что сегодня с Ефремовой горы спустились к нему два ученика вещих. Он просит тебя передать для них две перемены одежд и талант серебра». Нееман предложил ему взять два таланта и повелел серебро уложить в два мешка. Он предоставил Гиезию своих слуг, чтобы отнести дары, а ещё передал ему два одеяния.

Гиезий пришёл на закате домой, скрыл взятое в жилище, а сам отправился к господину своему. Божий провидец Елисей у него спросил: «Откуда ты явился, Гиезий?» Тот ответил ему: «Не ходил твой раб никуда».

Тогда Елисей молвил: «Разве моё сердце не следовало за тобой и не видело, как тот человек спустился с колесницы и шёл к тебе, и как ты взял у него одежды и серебро? Неужели я не знаю, что ты желаешь на это серебро приобрести виноградники и масличные деревья себе, волов, овец, служанок и слуг? За это Нееманова проказа пристанет к твоим отпрыскам и к тебе навеки».

И вышел от Елисея Гиезий белый, как снег: его моментально покрыла проказа.

Деяния Елисея

А вы знаете, что акафист пророку Елисею творит чудеса? Ведь известны были и иные дивные пророческие дарования и деяния Елисея, о которых подробно пишется в книгах Царств. Именно он прорицал о семилетнем голоде, бушевавшем на землях Израиля (4 Цар. 8:10). Он предсказал кончину Венадада — сирийского царя — и сообщил о переходе в руки Азаила царства Сирийского. Именно Елисей помазал на царство Ииуя — одного из царей Израиля, а затем побудил его уничтожить идолопоклоннический богоненавистный Ахаавов дом, всех волхвов вааловых и жрецов.

Когда царствовал Иоас (внук Ииуя), прорицатель Елисей, будучи уже древним старцем, сильно занемог. Израильский царь Иоас навестил его и, рыдая над ним, произнёс: «Отче, отче, Израилева колесница и кони его!»

Провидец попросил его взять стрелы и лук, отворить восточное окно, чтобы смотреть в сторону Сирии, и натянуть тетиву. Царь исполнил его просьбу. Провидец Божий, положив на царя свои руки, произнёс: «Пусти к Сирии стрелу». И государь пустил стрелу.

Провидец молвил: «Эта стрела — стрела божьего спасения, и ты Сирию победишь». И снова велел Иоасу взять стрелы и лук в руки. Царь взял. Тогда провидец молвил ему: «Ударь по земле стрелой». Иоас ударил три раза и замер. Провидец Елисей разгневался на него, молвив: «Если бы ты пять либо шесть раз ударил, одержал бы полную победу над Сирией. Теперь же ты сможешь лишь три поражения ей нанести».

Так, прорицая Иоасу, святой Елисей преставился и был похоронен с почтением.

Чудеса Елисея после смерти

Много добрых дел совершил пророк Елисей. Молитва его могла послать на землю даже обильный дождь. Известно, что провидец Елисей не только при жизни творил чудеса, но и явил себя чудотворцем после смерти своей. Через год после того, как он перешёл в мир иной, за город несли хоронить одного умершего. Появилась в этот момент орава моавитян, осуществлявших набег на земли Израиля.

Люди, которые несли почившего, издалека заметили неприятелей и оставили труп в близлежащей пещере. Это была именно та пещера, в которой прах провидца Елисея покоился. Мертвец коснулся костей прорицателя и мгновенно ожил: он вышел из пещеры и поспешил в город.

Так и после смерти Господь прославил Своего угодника. День пророка Елисея люди празднуют с благоговением. Дивен Господь Бог Израилев во святых своих.

Икона

Чем может помочь чудотворная икона пророка Елисея? Просящего человека она защитит от всех скорбей и бед, болезней, поможет ему обрести духовную силу и душевное равновесие.

Елисеевский храм

Церковь Елисея-пророка размещена недалеко от Санкт-Петербурга на берегу озера Сидозеро, около дачного посёлка с таким же названием. Раньше на месте этого посёлка было размещено Яковлевское урочище.

Храм пророка Елисея создан в 1899 году. Построен он из дерева, но имеет формы эклектичного русского стиля, свойственного каменному зодчеству. Закрыли храм в конце 1930-х годов. Сегодня он полностью заброшен и не функционирует.

Вообще, храм святого пророка Елисея знаменит и считается многозначительным объектом «Подпорожского кольца». Туристы рассказывают о нём, как о труднодоступном, хотя на самом деле от дачного посёлка до него идти всего сорок минут.

Это строение очень красивое и необычное. При этом оно постепенно разрушается и, судя по всему, в списке культурных объектов, подлежащих восстановлению, не значится.

История церкви Елисея

Известно, что церковь провидца Елисея была освящена 13 (по новому стилю 26) июня 1899 года в посёлке Сидозеро Олонецкой губернии. Это строение появилось не случайно. Его уникальное посвящение связано с тем, что храм был возведён на месте погребения некоего монаха Елисея. Народная легенда именовала его иноком близлежащей Яблонской пустыни — маленького монастыря, размещённого на Яблонском полуострове, посреди Свири.

По преданию, в Смутное время, когда Яблонскую пустыню разорили поляки, Елисей спасся в лесах на правом берегу Свири. Он поселился на побережье Сидозера. Местные жители ещё в конце XIX века рассказывали о «монаховой дорожке», которой провидец ходил с Сидозера к своему разорённому монастырю. Здесь же, на Сидозере, Елисей и преставился.

На его могиле был поставлен внушительный крест. Местные жители с давних пор почитали Елисееву могилку, икона пророка Елисея у каждого имелась в жилище. В 1870 годах, в память завершения эпидемии среди сельского скота, было решено каждый год 14 июня праздновать день памяти провидца Елисея. Тогда же над захоронением из дерева возвели часовню. С каждым годом увеличивалось число паломников, посещавших это святое место, и в конце XIX века люди решили здесь возвести особую церковь.

За что были прокляты дети?

Что же произошло, когда встретились на пустынной дороге пророк Елисей и дети? Почему Божий человек проклял ребятишек? Давайте разберём этот сложный вопрос.

  1. В оригинале текста 4 Цар. 2:24 слово «лес» может переводиться как «роща» или «дубрава». В те времена в тех местах было много дубрав и рощ, а животные были ещё не истреблены. Поэтому нет ничего странного в том, что медведи могли бродить где им вздумается.
  2. Провидец проклял не малых ребятишек. Ведь в оригинале используется слово «малые», которое может быть переведено как «меньший», «младший», а «дети» может переводиться как «мальчик», «юноша», «слуга», «раб». Фактически мы видим здесь не малышей, а толпу озлобленных подростков. А ведь они провидца не просто высмеивали. Они называли его лысым и призывали взойти на небо. Злые подростки требовали от Елисея, насмехаясь над ним, чтобы он взошёл на небо, как недавно его учитель Илия. Это было не только пренебрежением к пророку, но и непосредственно к Богу.

Надеемся, что данная статья помогла вам изучить житие провидца Елисея.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Пророк Елисей

Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.

После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.

Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: "у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна". Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.

Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: "иди, иди, плешивый!" Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.


Дети насмехаются над пророком Елисеем

Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: "Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы".

"Что у тебя есть в доме?" спросил Елисей.

Женщина ответила: "ничего нет, кроме одного сосуда с маслом".

Елисей сказал ей: "Пойди, попроси себе у всех соседей как можно больше пустых сосудов, запри за собою дверь и разлей в сосуды масло".

Женщина так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Она продала масло, уплатила весь долг и еще осталось у нее довольно денег на прожитие со своими сыновьями.


Пророк Елисей воскрешает отрока

В городе Сонаме одна богатая женщина имела сына. Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил.

Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказою (заразительными гнойными ранами). Никто не мог вылечить его от этой болезни. У жены Неемана была служанкою пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она сказала: "Вот, если бы господин мой побывал у пророка в Самарии, то он снял бы с него проказу".

Нееман поехал в землю израильскую к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас стел здоровым. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него.

Когда Нееман отправился домой, слуга Елисея, Гиезий, догнал его и взял у него, от имени пророка, серебро и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею.

"Откуда ты, Гиезий?" спросил его Елисей.

"Раб твой никуда не ходил", ответил Гиезий.

Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: "вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его". И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказою.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти, мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он, при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 2-10; 13 , 1-21.