Приватизация квартиры в 90 е годы. Приватизация: как это было и к чему привело. Ваучерная приватизация: история в деталях

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Лк 6, 39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

Очень важное, хотя редко замечаемое "если" - только если слепой ведёт слепого, оба упадут. Но в реальной жизни обычно подслеповатый ведёт зрячего, только идущего в незнакомом направлении. Это означает, что не стоит бояться падения в яму, - а ведь это обычнейший довод тех, кто призывает ограничить свободу религии. Мол, если будет свобода, то слепцы всех за собой в пропасть уведут. Да нет: человек может довериться религиозному проповеднику, но это всегда условное доверие. Эгоизм или, лучше сказать, инстинкт самосохранения, всегда удержат от падения. И те случаи, когда человек гибнет, повинуясь призывам истеричного проповедника - они на совести и гибнущего; зрячий, мог бы и остановиться.

К политике это тоже относится. Вот, российское царство кесаря прикрывается христианской демагогией, а не коммунистической. Святыне от этого не убудет, это только у тех, кто манипулирует святыней, страх, что за кощунство молния ударит. А тому, кто за святыню переживает, задача: нужно ежедневно делать усилие, чтобы отслаивать христианскую демагогию от Христа и при этом не держать зла на демагогов. Полезное аскетическое упражнение.

Жалко ли времени, когда я питал иллюзии на счет тех, о ком иллюзий питать не надо? Ну, это же был не грех, а побочное заблуждение. Добросовестное - то есть, доброе для совести. Бывает эффект плацебо - когда добросовестное доверие оборотням формирует вполне добрую совесть. Плацебо - объясняет, почему прощение, почему нетыканье человека в его порок вовсе не так уж пагубны, как представляет это сравнение плохих пастырей с поводорями, ведущими слепых в пропасть. Часто за слепыми пастырями идут зрячие люди, которые от пропасти уклонятся.

Ален Роб-Грийе: "Слепой не может ничего сделать тайком! Несчастному все время кажется, что на него смотрят" (Роб-Грийе А. Встреча. М.: Стратегия, 2001. С. 47). "Несчастные" -- это и есть слепые вожди слепых. Потому что с какой стати в реальной жизни, а не в фантазии проповедника слепец станет проводником?

А "духовная слепота" - это что? Самовлюбленность, конечно, а самовлюбленность и есть уверенность, что ты пуп земли и все на тебя смотрят. При этом "всех" не видят в упор, иначе бы заметили, что никакого особого внимания люди окружающим не уделяют. Гордец живет напоказ, даже когда некому показывать. Смиренный человек понимает, что на него не смотрят, и поэтому ведет себя так, как если бы действительно был обнажен и выставлен на всеобщее обозрение.

Вообще-то исстари считалось, что слепота делает человека ущербным, неугодным богам и потому ослепляли политических соперников, чтобы они не могли претендовать на власть. Поступать так - означает как дойти к ослеплении до предела. Не всякая власть развращает, но та власть, которая ослепляет, развращает точно.

СОЛНЦЕ И СЛЕПОТА

Чудесный фильм "Только представь!" 2012 года, режиссер Анджей Якимовски. О слепом, который учит слепых жить без белой палочки. Сильный фильм, который заставляет зрителя почувствовать себя слепым. Саркастическое ругательство Христа о слепых поводырях слепых - оно ведь не о слепых, оно о зрячих. Почему Иисус - не чудотворец? Потому что Он творил не чудеса, а знамения или, проще говоря, знаки. Дорожные знаки. Довольно прозаическое занятие - штамповать круглые жестянки с символами.

Ни об одном из слепых, исцеленных Спасителем, не говорится, чтобы совершилось и духовное прозрение. Вполне можно снять кино о слепом, который прозрел и стал духовно слепым поводырем духовно слепых. Дорожные знаки, сваленные в кучу, они ведь между собой о чем-то разговаривают, устанавливают иерархию, хотя существование их абсолютно бессмысленно.

Зряч тот, кто сознает свою слепоту. Это не означает, что он будет успешнее того, кто тараном идет по жизни. Иисус был слеп - слеп для греха, слеп для насилия, слеп для несвободы. Господь победил, но Господь не успел - не успел уже в раю, не успевает сейчас, и никто не знает, когда же Он успеет. За его неуспех платят все, но прежде всего, Он заплатил - жизнью.

Духовное зрение вновь и вновь оборачивается физической слепотой или поведением, близким к поведению слепого, потому что духовно зрячий видит чужую свободу и свою несвободу. Духовно зрячий делает ровно то же, что делают физические зрячие - он ищет, с кем бы поговорить. Вглядывается в людей в надежде найти собеседника. Заговаривает с ними. Потому что, как ни страшна духовная слепота, а духовная глухота стократ страшнее и порождает антидуховную болтовню.

Питер Брейгель Старший,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

О картине

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1435823

Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.

«Если слепой ведёт слепого - оба упадут в яму».

Эта цитата (как и фраза в заголовке) взята из Евангелия от Матфея. Как можно заметить, она актуальна и спустя 2000 лет. В своём контексте.

Я не собираюсь хаять Эмери. Как я уже говорил, я нисколько не сомневаюсь, что тренер он, наверно, хороший. Но прав был Шеф из Южного парка, когда говорил: «Всему своё время и место…». Так вот Эмери не угадал ни со временем, ни с местом. Надеюсь, у него всё ещё получится.

Рассуждать об ошибках уволенного испанца не имеет смысла, т.к. исправить их он уже не сможет. К тому же, выводы, которые я сформулировал после матча с «Анжи» кажутся мне верными и теперь. И повторять одно и то же, думаю, не стоит (кому надо, тот почитает).

Говоря о «слепых», я вовсе не имею ввиду Унаи. Нет, вовсе не он «слепой вожак». Слепы те, кто уже четвёртый-пятый-шестой раз ошибается с тренером, те, кто раз за разом привозит непонятных легионеров, приводит на работу в клуб сомнительных менеджеров. И вот от них и зависит, упадём ли мы в яму или наш путь будет прямым, без сучка и задоринки.

В период после Червиченко и до Карпина было модно говорить о неверном курсе в развитии клуба, о непонятных технических/финансовых/технических директорах, которые по тиху разваливали клуб. Карпин многое поменял, провёл «зачистку», выстроил более-менее прозрачную структуру клуба. Но вот в курсом по-прежнему не определились. То мы решаем растить молодёжь и даём тренеру немного с ними поработать (Григорьич, Царствие тебе Небесное), но при первых неудачах - убираем его; то решаем доверить команду тренеру без опыта, но с харизмой, даём ему поработать пару-тройку лет и снова убираем, несмотря на два вторых места; то приглашаем перспективного иностранного тренера, закупаем под него пачку легионеров и вскоре увольняем… И всё повторяется снова, снова и снова…

Нельзя идти «туда, не зная куда», надеясь попасть в светлое будущее.

Живём полумерами. Непонятна стратегия развития клуба на самом высшем уровне. Нельзя приглашать иностранного тренера с задачей сразу дать результат и при этом экономить на трансферах, нельзя доверить команду тупо бывшему игроку «Спартака» (будь то Черчесов, Карпин или Тихонов с Аленичевым), надеясь, что от этого команда заиграет в спартаковский футбол. Нужно определиться с философией и уже под неё приглашать тренеров, менеджеров, селекционеров и т.п. Нельзя идти «туда, не зная куда», надеясь попасть в светлое будущее. Правильно говорил Алёша Карамазов: «Не могу я вместо "всего" отдать пять копеек, а вместо "иди за Мной" ходить лишь к обедне».

Очевидных пути развития два: подобный «Анжи», «Зениту», «ПСЖ» и подобный «Барселоне», «Атлетику». Т.е., либо взять именитого тренера и много тратить, либо взять мудрого тренера и дать ему время. Никаких экспериментов. Опыт киевского «Динамо» показывает, к чему приводит приглашение на пост тренера бывших футболистов клуба. Традиции традициями, но победы не менее важны.

Романцев - не мессия и не панацея от всех бед, не гарантия побед!

Сейчас настал тот момент, когда нельзя ошибиться с тренером. Я глубоко убеждён, что им НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ Валерий Карпин. Хватит полумер, ностальгий и прочей сентиментальности. Пора уже признать, что таким, как 10-15 лет назад клуб уже не будет. Нужен тренер непременно качественный, подтверждавший своё качество титулами или заслугами, при этом активно практикующий. Не стоит надеяться на доброго «царя» - Олега Ивановича Романцева. Моё поколение болельщиков помнит, как его поносили на трибунах в начале века. Этим я хочу подчеркнуть лишь одно: Романцев - не мессия и не панацея от всех бед, не гарантия побед! Не стоит строить иллюзий. Он - величайший наш тренер, но, как я уже сказал, при череде неудач никакие его бывшие заслуги не уберегут его от гнева болельщиков. Ведь русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Сегодня ты «царь», а завтра - пошёл вон. Не стоит ОИРу искушать судьбу, пусть лучше мы его запомним великим победителем.

Ну а что, собственно, Карпин? Я сам писал о нём больше года назад. Ведь за годы его работы тоже было немало вопросов: пропускали много, первые таймы проваливали… Зато Карпин общался с болельщиками и язвил на пресс-конференциях. Потому и любили. Но не за игру, не за результаты. Он хороший малый, но сейчас не его время. Нам нужен другой.

Помните, как ЦСКА уволил Газзаева, взял Артура Жорже, и тот, по метким словам специалистов, «даже Березуцких научил играть в футбол». Жорже поставил им игру! Потом пришёл Газзаев со своей дисциплиной, и эта игра начала ещё и результат приносить. Вот нам нужен такой же мудрый дядька, который всё сломает и построит так, как надо. А уже потом может прийти Карпин и со своими способностями мотиватора выживать результат из играющей команды.

Победы и поражения забываются, даже самые мрачные. А вот даже одно слово, неловко брошенное не в нужном месте и не в нужное время, может аукаться ещё долгое и долгое время. Рафа Бенитес подтвердит.

Говорить о Дзюбе противно. Уж слишком много у него внимания. Он пока не добился ровным счётом ничего в футболе, также как и ничего не сделал для клуба, чтобы делать какие-то заявления (даже среди болельщиков) о тренерах, тренировках, кадровых решениях. Здесь стоит упомянуть всё ту же пресловутую фразу Шефа про время и место. Вот почему Аленичева болельщики поддержали, а Дзюбу сейчас осуждают. К тому же одно дело, когда заслуженный ветеран делает официальное заявление для прессы, а другое, когда молодой и вечно перспективный футболист с завышенным самомнением пинает уже уволенного тренера, который уже ничем ему не ответит. Не вовремя. И не к месту.

Всегда нужно оставаться человеком.

А вот к месту здесь будет вспомнить замечательнейшее стихотворение Омара Хаяма:

Не зли других и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так - смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головой.

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Всегда нужно оставаться человеком. Надеюсь, это поймёт и Артём, и извинится за свои слова, избавится от высокомерия и напыщенности. Мы же тоже его простим. Ведь только дурак никогда не признаёт своих ошибок.

З.Ы. А Паршивлюк так и не поиграл у Эмери…

Давно хотелось обсудить эту картину нидерландского художника Питера Брейгеля.(1568г)

Не пугайтесь,что нет в ней привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.

В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

И, наконец, самый последний нищий -падающий. "Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы.

"Взгляд" последнего слепого завершает путь остальных - жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные Домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.

Хотелось бы знать ваше мнение о картине и её содержании.

Резюме.

Мф. 15:14 «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эти слова Христовы призывают, прежде всего, к большой осторожности в выборе духовного руководителя. Верующему, ищущему наставника в своей жизни, прежде всего, необходимо убедиться, что этот человек нравственно безукоризнен и учит не от себя, а по святым отцам; не заражен властолюбием и не требует себе подчинения; разумный, не раздражительный и нестяжательный.

Святые отцы исключительно большое внимание придают этому вопросу, поскольку от выбора духовного руководителя во многом зависит спасение или гибель христианина. Они призывают верующего быть здесь крайне неспешным и осторожным. Прп. Петр Дамаскин делился своим печальным опытом: «Много я получил вреда от неопытных советников ».

И вот что пишет об этом прп. Иоанн Лествичник : «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели ».А прп. Кассиан Римлянин предупреждает: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись на­ружным видом старости и высказав свои по­мышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих » (Цит. по: Игн. Брнч. Т.1,491).

Свт. Игнатий делает вывод уже́ применительно к нашей эпохе: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас !» (Игн. Брнч. Т.1, с. 274). И советует: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость ». «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и бра­тиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увле­кайся советом по первоначальному действию его на тебя !» (Игн. Брнч. Т.V,77).

Отвечая на вопрос, можно ли разлучаться с неудачным духовником, свт. Игнатий приводит слова одного из самых авторитетных древних наставников: «Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным » (Игн. Брнч. Т.V,74).