Преображение значение иконы. Икона «Преображение Господне»: описание сюжета и изображения. Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.


В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕ

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.
Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .
.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии.
Время Его страданий неумолимо приближалось. И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме. В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?
Понимая состояние апостолов, Иисус решил

«явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .

святой Ефрем Сирин

Поэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света).
Эта гора крутая и подниматься было тяжело. Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться. Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.
Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Увидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время.
А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» (Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды.
Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы. Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию. Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора - это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом.
Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет.
Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

ВИДЕОФИЛЬМ


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Синий, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа?
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью


Преображение Господне – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя Его ближайшими учениками во время их молитвы на горе Фавор. По-гречески, это слово означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Это одно из важнейших событий евангельской истории, о котором свидетельствуют сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука

19 августа празднуется Преображение Господне – день, когда Христос явил трем апостолам свою Божественную природу. В иконе праздника есть все сведения об этом событии. Но как читать ее?

Мандорла

На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов. Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе.
Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления - либо к центру, либо к краям. Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.

Скалы и деревья

В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе. С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе. Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения.
Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе. Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.

Цвета

На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю. Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов.
Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается.
Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения "свет-тьма".

Фаворский свет

В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них:
«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29).
Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем. То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими.
Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе. Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое - Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец - гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой - воссиявши с Ним в светлом облаке».

Пророки

Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес. Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Композиция

Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз. Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся. Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор.
Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.

В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.

Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим - слева и справа от круга - размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге - это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты - символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне - это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки - Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, - это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним - именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней - как бы парит в воздухе. По бокам от Него - тоже в воздухе - стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах - они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь - византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва

С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это - исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей - выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может - книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки - как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности - редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Ее мы и рассмотрим подробно.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение - они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно - Фавор гора лесистая. Но деревья - это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение - это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл - они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы - как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея - целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей - умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира - мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно - ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно - Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит - и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.

Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.


Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.


Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.

Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.

Преображение Господне. Греция. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей

Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей


Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.


Александр Моисеенков