Где происходили Евангельские события

Вы обратили внимание на один любопытный и довольно трогательный момент в "1984"? Я говорю про склонность к деревенским метафорам и сравнениям, которую Оруэлл передал своим персонажам? О"Брайен говорит об отымании ребенка от материнской груди как о забирании яйца из-под несушки. О трех сверхгосударствах говорится, что они опираются друг на друга, как три скирды на сенокосе. Уинстон и Джулия не сомневаются, что птица, чье пение они слышали, именно дрозд. В этом романе, разворачивающемся в предельно урбанистическом обществе, слишком много сельского. И в языке будет происходить то, что уже происходит, а именно вытеснение сельских и природных реалий, так что названия различных пород деревьев не будут иметь большого значения: вяз, дуб или секвойя будут называться просто "дерево". Все птицы станут "птицей". Цветы – "цветком". Словарный запас будет становиться все более абстрактным, носители такого языка временами будут бунтовать против тенденции все более изобретательным сквернословием, но и бранные слова будут носить общий характер. На смену словам, так сказать, "от природы" возникнет обширный технический словарный запас – слова для обозначения частей холодильника, магнитофона и так далее. Но язык будет оторван от своих корней в плане фундаментального физического опыта. Это будет язык скорее мозга, чем тела.

А как насчет слов вроде "любовь", "честь", "долг", "бог", "верность", "предательство", "ненависть", "бесславие"?

В отсутствие традиционной системы нравственных ценностей крайне сложно будет придать подобным словам какое-либо точное значение. Уже сейчас каждому присовокуплены смутные эмоциональные коннотации, но ничего больше. И тут кроется опасность. Любой диктаторский режим может завладеть этими словами и извлечь выгоду из порождаемой ими эмоциональной реакции, но давать им собственные определения. "Бог – высшее существо. Я – высшее существо. Следовательно, я Бог". – "Да, мужик, но ты же вроде, как сам знаешь, не слишком по части духовности". – "Что ты подразумеваешь под духовностью?" – "Вот ты мне и скажи". – "С удовольствием".

Кестлер писал, что мы можем избавиться от национальной вражды, основанной на международных недопониманиях, только при наличии мирового языка. Такой язык возможен?

У нас уже есть мировой вспомогательный язык – английский. Это язык коммерции и воздушных сообщений. В тридцатых годах Огден и Ричардс создали усеченную разновидность английского, ограниченного приблизительно 850 словами, которую назвали "базовый английский". Британское правительство купило на него права, и как раз в этом Оруэлл увидел возможность ясного, простого и ортодоксального языка, который будет навязан народу государством. Внедрение своего рода "базового английского" во всех странах мира как второго языка, которому обязательно обучают в школах, допустимо. Но никогда нельзя позволить, чтобы он подменил собой основной язык.

Может ли правительство указывать нам, какие слова употреблять, а какие нет? Как в новоязе?

Нам, несомненно, уже указывают, какие слова не употреблять. Причем не столько правительство, сколько группы влияния, которые воздействуют на правительство. Не сомневаюсь, что рано или поздно в Великобритании будет принят Акт о языковых ограничениях. Определенные расистские термины, такие, как "япошка", "гомик" или, хуже всего, "ниггер", уже табуированы, как некогда были табуированы ругательства из трех букв. Следующим шагом будет официально объявить их вне закона. Движение в защиту прав секс-меньшинств (которому следовало бы помешать, силой закона, если потребуется, превращать замечательное староанглийское слово "gay" – "веселый" – в нечто манерное и совершенно произвольное) потребует, чтобы такие выражения, как "педик", "гомик" или "гомесек", объявили вне закона. Даже есть "голубцы" может оказаться противозаконным, если только не будете называть блюдо фаршем в капустном листе. Далее Движение за права женщин может потребовать переориентации личных местоимений, чтобы "он" и "его" использовалось для обоих полов и вообще общее выражение "человек" должно быть заменено каким-нибудь сфабрикованным чудовищем вроде "мужежен" или, еще лучше, "женомуж". Права женомужа. Филологи этого движения, вполне возможно, присовокупят ко всем словам окончания женского рода или даже уничтожат ряд слов. Мы движемся в сторону все большего ограничения не только в поступках, но и в речи, но лишь очень немногие эти ограничения внедряются из жажды централизованного контроля, как у Старшего Брата. Они – следствие того, что, наверное, следует окрестить демократизацией.

Значит, перед нами аномалия: подверженные давлению правительства сознают, насколько слабы, и при этом ограничивают свободы?

Правительства западных стран – и вскоре это может стать верным и для правительств стран советского блока – больше заботит сбор налогов с граждан, чем политическая ортодоксальность. Фискальная тирания – не самая худшая из существующих, но достаточно мерзкая и станет только хуже.

Она применима только к людям с деньгами, а большая часть населения Земли слишком мало зарабатывает, чтобы облагаться налогом. И вообще не лучше ли перестать зацикливаться на будущем Запада, размышляя, будет ли тогда больше свободы или меньше, и сосредоточиться на будущем планеты?

Геспериды?

Сады Запада. Прогресс возникает не в результате раздела и разжижения, когда все становятся одинаково бедными.

Вы пессимистично смотрите на человека или женомужа?

Человек пережил первые тридцать три года эры атомной бомбы. Он переживет и новые ужасы, которые его ожидают. Он на удивление изобретателен.

А если не переживет?

Всегда остается Жизнь. Помните слова Лилит в конце "Назад к Мафусаилу" Бернарда Шоу? А я помню:

"Бесконечна только жизнь, и хотя мириады ее звездных дворцов покамест необитаемы, а другие мириады и вовсе не построены, хотя необозримые ее владения все еще безотрадно пустынны, будет день, и семя мое утвердится в них, подчинив себе материю до последнего предела. А что за этим пределом – этого не различает даже взор Лилит. Довольно и того, что за ним что-то есть".

Вот во что я верю – в разум, в свободный разум, старающийся постичь не только себя, но и внешний мир, и к черту мелких людишек, которые пытаются перекрыть кислород любознательности и талдычат, дескать, государство превыше всего и ни у кого нет права слушать Бетховена, пока третий мир голодает.

Вы арестованы .

Прошу прощения?

Вы арестованы .

Вы шутите, да, шутите. Я каким-то образом понял, что вы шутите.

Но на мгновение подумали, что я серьезен?

Да, помоги мне Боже, подумал. Вы думаете, даже право на свободу речи может быть усыпляющей уловкой Старшего Брата? Вы думаете, он действительно за нами наблюдает? Что он публичная маска какого-нибудь промышленного картеля, эдакого международного спрута и объявится, когда мы меньше всего его ожидаем?

Нам надо быть начеку.

С этим я согласен.

Вопрос о том, где происходили евангельские события, один из самых трудных и запутанных. Традиционно новозаветными местами считаются территория нынешних Израиля, Ливана, Сирии и Палестины. Однако никаких явных подтверждений этому найти до сих пор не удавалось. Ученые мужи сбились с ног, разыскивая Капернаум, Гадару, Содом, Гоморру и прочие города, имеющие отношение к жизни Христа. Не просматривается на карте древнего Израиля страна Гергесинская, упомянутая евангелистом Матфеем, непонятно, где находились Голгофа и первый храм, и т.д. и т.п. Список нестыковок можно было бы оглашать долго, причем проблемность ситуации, похоже, видна не только специалистам-историкам, но и людям церкви. Ко всему этому добавляются еще и хронологические нестыковки: некоторые упоминаемые в Новом Завете факты плохо согласуются с историческими реалиями времен Иродов. Однако вопросы веры и географии могут быть спокойно разделены и рассмотрены вне связи одного с другим. Даже самые консервативные христианские авторы признают наличие «серых» зон в локализации евангельских событий во времени и пространстве.

Отправной точкой для изысканий в заявленной области безусловно должно стать внимательное чтение текстов Нового Завета.

Итак, Евангелия. Вот, например, слова Луки (17:11-13):

«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас».

Достаточно беглого взгляда на карту древнего Израиля, чтобы понять, что пройти между граничащими друг с другом Самарией и Галилеей физически затруднительно. Хорошо, допустим, что между этими землями была некая нейтральная полоса и Спаситель шел именно по ней. Или другой вариант: предположим, в Евангелиях имеется в виду, что Христос шел аккурат по границе Самарии и Галилеи (т.е. как бы между ними). Но в обоих случаях он попал бы куда угодно, только не в Иерусалим, потому что и нейтральная полоса, и граница между этими землями вели бы его в направлении, строго перпендикулярном дороге в древний город. Кроме всего прочего, о какой вообще Самарии может идти речь во времена Христа, если еще в 25-м г. до н.э. Ирод Великий переименовал этот город в Себастию, и он остается Себастией по сей день?!

Куда «дальше»? Например, в Кану Галилейскую, где было сотворено первое из евангельских чудес (Иоанн, 2:1-11) – превращение воды в вино. А вот как попасть в сей древний город – вопрос на «бис». Историки до сих пор не знают, считать ли Каной Галилейской Кфар-Канну в 6 км от Назарета, Хирбат-Кану в 8 км от Циппори или еще какой-нибудь не открытый до сих пор город. Археологически сдвинуть вопрос с мёртвой точки не удается, и понятно, почему. Все нынешние претенденты были слишком малы в библейские времена для того, чтобы считаться городами. Да и явных указаний на то, что обсуждаемые места назывались именно Каной в начале нашей эры, не наблюдается.

А ведь в тексте Писания есть очень интересные фрагменты, являющиеся, по сути, подсказками для исследователей этого вопроса. Но ученые мужи не замечают или не хотят замечать очевидного. В Евангелии от Иоанна сказано, что Филипп, житель Вифсаиды, найдя Нафанаила, рассказывает ему о Христе (Иоанн, 1:44,45). Далее, в том же самом Евангелии от Иоанна написано, что Нафанаил был из Каны Галилейской (Иоанн, 21:2). Неужели так трудно, сопоставив эти два отрывка, осознать, что Кана Галилейская и Вифсаида имеют непосредственное отношение друг к другу? Ведь не на Марсе же обрел Филипп Нафанаила, а там, где тот и жил, или неподалеку. Но такой поворот совершенно не устраивает традиционалистов, так как Кана и Вифсаида никак не накладываются друг на друга. Строго говоря, местоположение последней вообще плохо определимо. Ведь то селение, что сегодня выдают за Вифсаиду, находилось не в Галилее, а в Гавланитиде, по другую сторону Иордана. Да и вообще указаний на то, что раскопанная ныне куча камней была именно Вифсаидой, нет. А текст Евангелий, хоть и многократно правленый, есть. И в нем четко прописано, что Вифсаида и Кана либо находятся рядом, либо имеют друг к другу непосредственное отношение.

На той территории, где сегодня ищут Кану и Вифсаиду, их просто нет. Зато они существуют до сего дня в другом месте, под теми же названиями, но никому не приходит в голову, что это «те самые» Кана и Вивсаида, потому что это территория бывшей Галлии.

Обратимся опять к тексту Евангелий. Вот, например, что говорится о местах, где Иисус родился и вырос (Лука, 2:1-5):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Итак, Вифлеем и Назарет. Традиционно предлагается считать Вифлеемом город Бейт-Лехем (или Байт-Лахм), находящийся к югу от современного Иерусалима, а Назаретом – город Ноцрат (или ан-Насира). Однако археологи, проводящие раскопки в Израиле, называют Назарет 1-го столетия поселком, в котором жило около 25 семей (http://unseal.narod.ru/nazaret.html). Неужели этот хуторок настолько прославился в древнем Израиле, что удостоился знаменитой фразы «…из Назарета может ли быть что доброе?» Причем произнесена она была тем самым Нафанаилом из Вифсаиды, о котором шла речь выше. Откуда у сего мужа были такие познания в географии? Откуда такая разборчивость в характеристиках каких-то там хуторян? Или Нафанаил говорил о другом Назарете, который действительно был городом, а не плевком на карте?

Теперь самое время поговорить о местах, где Иисус совершал свои чудеса. Например, о земле Гадаринской. Тут нужно наслаждаться развернутой цитатой из Евангелия от Луки и комментариями творцов истории древнего Израиля. Итак, сначала первоисточник:

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

http://slovari.yandex.ru/dict/bibli...ib/bib-0972.htm

или вот этот:

http://www.slovopedia.com/13/195/1005865.html

В принципе, можно было бы подобрать еще десяток из той же серии, но все они – об одном.

Но как же так? Какая Гадара может быть внутри Десятиградия?! Ведь Лука дает точный адрес: против Галилеи, причем надо именно плыть, а не караваном на осликах! Зачем тогда вообще изучать текст Нового Завета, если все равно Гадарой назначается нужный город?! А стадо свиней там, пардон, откуда взялось? Это в Израиле-то, где свинья с незапамятных времен считалась нечистым животным! А тут – целое стадо (декоративное разведение, что ли?), да еще и пастух в придачу. Кстати, а в какое озеро сиганули свиньи? И с какой такой крутизны? В окрестностях ненайденной десятиградской Гадары нет ни одного озера!!! И моря нет. И не было никогда! Да и с крутизной (если кто был, не даст соврать) там проблемы. Короче говоря, если другие отрывки Евангелий еще хоть как-то можно географически привязать к земле обетованной, то с Гадарой у толкователей и прочих книжников вышла серьезная промашка.

А настоящая Гадара тем временем живет себе, поживает, тихо и мирно. В какой точке земного шара?

Кстати, многие исследователи текста Библии обращали внимание на схожесть эпизодов, произошедших в стране Гадаринской и Гергесинской (или Герасинской, как писали в более древних списках Евангелий). Вот текст от Матфея (8:28-34):

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

При этом местонахождение Гергесы (или Герасы) ученые мужи, как водится, установить не могут. Но, отождествляя страны Гадаринскую и Гергесинскую, те же ученые мужи ничтоже сумняшеся отводят Гергесе (Герасе) место где-то в глубине Десятиградия. Напомню, в той самой местности, где с озерами и горными кручами издревле как-то не очень. Да и со свиньями – тоже. Но толкователей это не смущает. Как не смущают их и слова апостола «на другой берег».

Попробуем посмотреть, что получится, если не трактовать слова Матфея, а вооружиться ими как точным указанием. Итак, предположим (в свете вышесказанного), что Иисус отплыл из Вифсаиды (Бессена) или страны Гадаринской (Годар), чтобы попасть «на другой берег в страну Гергесинскую (Герасинскую)». Где Он должен оказаться?

Кстати, на пути в страну Герасинскую Христос и апостолы попадают в бурю. Это происшествие описано Матфеем в главе 8 (23-27):

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему»?

Толкователи Писания на протяжении многих веков рассказывают сказку о том, как ужасен был шторм на Генисаретском озере (оно же Тивериадское озеро, оно же Галилейское море, оно же озеро Кинерет) в момент, когда там оказалась лодка Иисуса и его учеников. Воистину, каким же надо быть фарисеем, чтобы записать в актив Богу Истинному такое чудо, как усмирение бури в стакане воды?!! Ведь Генисаретское озеро – это просто глубокая лужа, а волнений там не было, очевидно, со времен Творения!!! Да и Герасой, как мы уже выяснили, на берегах этого «моря» не пахнет.

И еще немного о чудесах и местах, где эти чудеса происходили. Одним из самых значимых (со всех точек зрения) деяний в земной жизни Иисуса было воскрешение из мертвых Лазаря. Произошло это событие в селении Вифания, которое, как уже можно догадаться, в Израиле до сих пор не найдено. Предполагается, что находилось оно неподалеку от Иерусалима, но, на чем основано это мнение, не очень понятно. В Евангелии от Иоанна (главы 11 и 12) Вифания упоминается как место, связанное с воскрешением Лазаря. И никакого Иерусалима в близстоящих стихах не наблюдается. Как не наблюдается и горы Елеонской, которую отчего-то любят упоминать в связи с Вифанией. Нет, эта гора в Новом Завете вообще, конечно, присутствует, но только связь ее с Вифанией представляется сильно притянутой за уши.

Итак, Вифания. Где могло находиться это селение?

В Евангелии от Матфея (11:20-24) есть любопытный пассаж, в котором Христом упомянуты сразу несколько городов:

«Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

На этом фрагменте имеет смысл остановиться поподробнее. О Вифсаиде разговор шел выше, а вот остальные города оставались доселе вне поля внимания. Тир и Сидон, пожалуй, чуть ли не единственные библейские места, расположение которых никогда не подвергалось учеными сомнению. Сегодня это ливанские Сур и Сайда. Не берусь судить, насколько схожи названия древних Тира и Сидона с Суром и Сайдой, но вот следующая фраза из Марка (7:31) должна была бы насторожить исследователей и заставить их задуматься:

«Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия».

Ну и как, скажите на милость, можно, выйдя из пределов Тирских и Сидонских, пойти к Галилейскому морю через Десятиградие?! Ведь Десятиградие находилось с другой стороны Галилейского моря!!! Это приблизительно то же самое, что ехать из Москвы в Сочи через Турцию.

Посмотрите на карту средневековой Галлии-Франции, и, возможно, вы сразу найдете ответ на вопрос, как можно идти из Тира и Сидона к Галилейскому морю через Десятиградие. Древние Тур и Исудён, находящиеся в центральной части страны, скорее всего, и есть «те самые» Тир и Сидон. Выйдя из них и взяв курс на северо-восток, можно было попасть в Декаполис (или Десятиградие), союз эльзасских городов, существовавший уже в 14-м веке. А двигаясь из Десятиградия строго на север, путешественник попадал… правильно, на Галльское море (Ла-Манш). И главное - все строго в соответствии с Евангельским текстом.

Теперь очередь за Хоразином, Содомом и Капернаумом из вышеприведенной цитаты Матфея. Ни один из этих городов на Ближнем Востоке не найден. Думаю, теперь уже не стоит объяснять, почему.

Еще в 19-м веке продолжались яростные споры, что считать Голгофой в Иерусалиме, и расквартированные там англичане занимались поисками Лобного места с присущим им задором.точно описывает произошедшее на ней много веков назад.

Теперь же есть большие сомнения в том, что это место найдено правильно. Не там это было!

В завершение – некоторые любопытные данные, почерпнутые из апокрифов и прочих древних источников.

Например, о судьбе двух власть имущих персонажей из Евангелий, как-то: Понтия Пилата и тетрарха Ирода Антипы. Евсевий Кесарийский утверждал, что Понтий Пилат был сослан Калигулой (внимание!)… в Галлию, в город Вьен, где и умер (или совершил самоубийство)!!! Как будто некуда было больше сослать прокуратора Иудеи, в конце-то концов! А, может, не сослал, а просто отправил на заслуженный отдых? И жил себе спокойно человек во Вьене, не тужил?В этом городе сохранилась могила Пилата.

А что там с Иродом нашим Антипой? Вы, наверное, уже смеетесь. И правильно делаете. Его, оказывается, тоже сослали в Галлию. Ну, традиция, видимо, у Калигулы такая была: как не понравился ему человек, так сразу его на покой, поближе к виноградникам. Ирода Антипу спровадили, согласно некоторым источникам, в Лион, т.е. тогдашний Лугдунум.

А вот Марию Магдалину никто никуда не ссылал. Она сама пришла. Опять же в Галлию. Согласно легендам, Мария проповедовала на юге страны, неподалеку от Марселя. Ее мощи и сейчас находятся в Проваже, где воздвигнут храм в честь святой. Кстати, об имени Магдалины. Я, конечно, ничего не берусь утверждать с упрямой уверенностью, но древний город Магдала до сих пор существует отнюдь не в Палестине, а в Германии. Возможно, это и есть родина той самой Марии?

Епископ Александр (Милеант)

Евангелия

История Евангельского текста

Время написания Евангелий

Значение четверичного числа Евангелий

Взаимоотношения Евангелий

Характер каждого из четырёх Евангелий

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Заключение

С лово “Евангелие ” значит доброе известие , или - благая и радостная весть. Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, - о всем том, что Он сделал для установления праведной жизни на земле и спасения нас, грешных людей.

До пришествия на землю Сына Божия люди представляли Бога, как всемогущего Творца, грозного Судью, пребывающего в неприступной славе. Иисус Христос дал нам новое понятие о Боге, как о близком нам, милосердном и любящем Отце . “Видевший Меня, видел Отца” - говорил Иисус Христос Своим современникам (Ин 14:9).Действительно, весь облик Христа, каждое Его слово и жест были проникнуты бесконечным состраданием к падшему человеку. Он был, как Врач среди больных. Люди чувствовали Его любовь и тысячами тянулись к нему. Никто не слышал отказа, - Христос всем помогал: очищал совесть грешников, исцелял расслабленных и слепых, утешал отчаявшихся, освобождал одержимых дьяволом. Его всемогущему слову подчинялась природа и самая смерть.

В этой брошюре мы хотим познакомить читателя с временем и обстоятельствами писания Евангелий. В конце приведем избранные наставления Спасителя. Хочется, чтобы все глубже вникали в жизнь и учение нашего Спасителя. Ведь чем больше мы читаем Евангелие, тем прочнее мы усваиваем правильный образ мыслей. Приобретая же личный духовный опыт, мы начинаем убеждаться в реальной близости нашего Спасителя. Мы чувствуем, что Он - наш Добрый Пастырь, Который ежедневно избавляет нас от бедствий и руководит нашей жизнью.

В наш век, когда люди слышат и читают столько противоречивых и необоснованных суждений, следовало бы Евангелие сделать своей настольной книгой. Ведь в то время, как все остальные книги содержат мнения обыкновенных людей, в Евангелии мы слышим бессмертные слова Господа Бога!

История Евангельского текста

В се новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом “кини ,” на котором говорили или, во всяком случае, который понимали все культурные обитатели и на Востоке и на Западе тогдашней Римской Империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Евангелисты потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX-го века, как и раздельное написание слов. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания в XV-м веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на западе кардиналом Гугом в XIII-веке, а разделение на стихи - парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке.

В лице своих ученых епископов и пресвитеров Церковь всегда заботилась об охранении текста священных книг от всяких искажений, всегда возможных, особенно до изобретения книгопечатания, когда книги переписывались от руки. Есть сведения, что над исправлением текста в неисправных списках много трудились такие ученые мужи христианской древности, как Ориген, Исихий, еп. Египетский и Лукиан, пресвитер Антиохийский (Они жили во второй половине 3-го века после Р. Хр.).С изобретением книгопечатания стали следить за тем, чтобы новозаветные священные книги печатались только по лучшим древнейшим рукописям. В первой четверти XVI-го века появилось почти одновременно два печатных издания новозаветного греческого текста: так наз. Комплютенская Полиглотта в Испании и издание Эразма Ротердамского в Базеле. В прошлом столетии необходимо отметить, как образцовые, труды Тишендорфа - издание, явившееся в результате сравнения до 900 рукописей Нового Завета.

Как эти добросовестные критические труды, так, в особенности, неусыпная забота Церкви, в которой живет и которой руководит Дух Святой, убеждают нас в том, что мы обладаем в настоящее время чистым неповрежденным греческим текстом новозаветных священных книг.

Во второй половине 9-го столетия новозаветные священные книги были переведены просветителями славян равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием на “язык словеньск,” до некоторой степени общий и более или менее понятный для всех славянских племен болгаро-македонский диалект, на котором говорили в окрестностях г. Солуни, родины святых братьев. Древнейший памятник этого славянского перевода сохранился у нас в России под названием “Остромирова Евангелия,” называемого так потому, что оно было написано для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием в 1056-57 г.г.

С течением времени первоначальный славянский текст подвергался у нас некоторой незначительной русификации. Современный русский перевод сделан в первой половине XIX-го века.

Время написания Евангелий

В ремя написания каждой из священных книг Нового Завета не может быть определено с безусловной точностью, но совершенно несомненно, что все они были написаны во второй половине первого века. Это видно из того, что целый ряд писателей второго века, такие как святой мученик Иустин Философ в своей апологии, написанной около 150 г., языческий писатель Цельс в своем сочинении, написанном тоже в середине второго века, и особенно Священномученик Игнатий-Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107-му году, - все делают множество ссылок на новозаветные священные книги и приводят из них дословные выдержки.

Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых Апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Как ни пыталась так называемая “отрицательная критика” подорвать веру в историческую достоверность и подлинность наших Евангелий и других священных книг, относя их появление в свет к значительно более позднему времени, (напр. Баур и его школа). новейшие открытия в области патристической (творениях святых отцов Церкви). литературы со всей убедительностью свидетельствуют, что все они написаны в первом веке.

По целому ряду соображений можно заключить, что Евангелие от Матфея написано раньше всех и никак не позже 50-60 г.г. по Р. Хр. Евангелия от Марка и Луки написаны несколько позже, но во всяком случае раньше, чем разрушение Иерусалима, то-есть до 70 года по Р. Хр., а святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие позже всех, в конце первого века, будучи уже в глубокой старости, как некоторые предполагают, около 96 года. Несколько раньше был написан им Апокалипсис. Книга Деяний Апостольских написана вскоре после Евангелия от Луки, потому что, как видно из предисловия к ней, она служит его продолжением.

Значение четырех Евангелий

В се четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном.

Обычным символом для четырех Евангелий служит таинственная колесница, которую видел пророк Изекииль при реке Ховар (Иез. 1:1-28), и которая состояла из четырех существ, напоминавших своим видом человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с 5-го века, изображает Матфея с человеком или ангелом, Марка со львом , Луку с тельцом , Иоанна с орлом.

Кроме наших четырех Евангелий, в первые века известно было до 50-ти других писаний, называвших себя также “евангелиями” и приписывавших себе апостольское происхождение. Церковь отнесла их к списку “апокрифических” - то есть, недостоверных, отвергнутых книг. Эти книги содержат в себе искаженные и сомнительные повествования. К таким апокрифическим евангелиям относятся “Первоевангелие Иакова,” “История Иосифа плотника,” “Евангелие Фомы,” “Евангелие Никодима” и другие. В них, между прочим, впервые записаны легенды, относящиеся к детству Господа Иисуса Христа.

Взаимоотношение между Евангелиями

И з четырех Евангелий содержание первых трех - от Матфея, Марка и Луки - во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения.

В связи с этим первые три Евангелия принято называть “Синоптическими,” от греческого слова “синопсис,” что значит: “изложение в одном общем образе.” Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, в каждом из них есть, однако, и свои особенности.

Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, святой Иоанн - в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, ап. Иоанн ведет рассуждения о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышенных предметах веры.

При всем различии между Евангелиями, в них нет внутренних противоречий; при внимательном чтении легко найти ясные признаки согласия между синоптиками и святым Иоанном. Так, св. Иоанн мало рассказывает о галилейском служении Господа, но он, несомненно, знает о неоднократном продолжительном пребывании Его в Галилее; синоптики ничего не передают о ранней деятельности Господа в Иудее и самом Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто у них встречаются. Так, и по их свидетельству, у Господа были в Иерусалиме друзья, ученики и приверженцы, как напр., владелец горницы, где происходила Тайная Вечеря, и Иосиф Аримафейский. Особенно важны в этом отношении слова, приводимые синоптиками: “Иерусалим! Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей,”- выражение явно предполагающее многократное пребывание Господа в Иерусалиме.

Основная разница между синоптиками и св. Иоанном заключается в записанных ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию; у Иоанна - они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям, людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна, как мы увидим дальше, особая цель - возможно полнее и глубже раскрыть учение об Иисусе Христе, как о Сыне Божием, а эта тема, конечно, гораздо более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию притчи синоптиков. Но и тут нет между синоптиками и Иоанном большого расхождения. Если синоптики выставляют более человеческую сторону Христа, а Иоанн, по преимуществу - божественную, то это еще не значит, что у синоптиков совсем отсутствует божественная сторона или у Иоанна - человеческая. Сын Человеческий у синоптиков есть также и Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Равным образом, Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, Который принимает приглашение на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет над гробом Своего друга Лазаря.

Таким образом, синоптики и св. Иоанн взаимно друг друга дополняют и только в своей совокупности дают цельный образ Христа, каким он воспринят и проповедуется Церковью.

Характер каждого из Четырех Евангелий

П равославное учение о боговдохновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Дух Святой не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Св. Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его над своими обыкновенными границами. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из Евангелистов. Различаются построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями; различаются они между собой и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех Евангелистов.

Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия, нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех Евангелистов и обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.

Евангелие от Матфея

Е вангелист Матфей, носивший также имя Левия, состоял в числе 12-ти Апостолов Христовых. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то-есть сборщиком податей, и, как таковой, конечно, нелюбим своими соотечественниками - евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили неверным поработителям их народа и притесняли свой народ взыманием податей, причем в своих стремлениях к наживе часто брали много больше, чем следует.

О своем призвании св. Матфей рассказывает сам в 9 гл. своего Евангелия, называя себя именем “Матфея,” в то время как Евангелисты Марк и Лука, повествуя о том же, именуют его “Левием.” У евреев было в обычае иметь несколько имен.

Тронутый до глубины души милостью Господа, не гнушавшегося им, несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа- книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему он один приводит так подробно сильную обличительную речь Господа против книжников и фарисеев - лицемеров, которую мы находим в 23 гл. его Евангелия. Надо полагать, что по той же причине он особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными понятиями и взглядами фарисейскими, а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев . Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только несколько позже, может быть самим же Матфеем, переведено на греческий язык.

Написав свое Евангелие для евреев, св. Матфей ставит своей главной целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняется и воспринимает свой совершенный смысл. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа , желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама , и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет , чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия для евреев видно из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не считает нужным объяснить их смысл и значение, как это делают другие Евангелисты. Равным образом оставляет без объяснения и некоторые арамейские слова, употреблявшиеся в Палестине.

Св. Матфей долгое время и проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Е вангелист Марк носил еще имя Иоанна. По происхождению он тоже был иудеем, но не состоял в числе 12-ти Апостолов. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. Апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52 В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия - св. Марка. Мать его Мария упоминается в книге Деяний, как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. Апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери. Он находился при ап. Павле в Риме, откуда написано послание к Колоссянам.

Далее, как видно, св. Марк стал спутником и сотрудником св. Апостола Петра, что подтверждается словами самого Апостола Петра в его первом соборном послании, где он пишет: “Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой” (1 Петр. 5:13, здесь Вавилон, наверно, иносказательное наименование Рима). Перед своим отходом его вновь призывает к себе св. Ап. Павел, который пишет Тимофею: “Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения.” По преданию св. Ап. Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви, и св. Марк мученически окончил свою жизнь в Александрии.

По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского, а также св. Иустина-философа и св. Иринея Лионского, св. Марк написал свое Евангелие со слов св. Ап. Петра. Св. Иустин называет его даже прямо “памятными записями Петра.” Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. Ап. Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан , живших в Риме . Самое содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников . В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как напр., “spеculаtоr” и другие. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа . В его Евангелии Иисус не “сын Давидов,” как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Д ревний историк Евсевий Кесарийский говорит, что св. Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый “прозелит,” то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий, он был врачом, что видно из послания св. Ап. Павла к Колоссянам; церковное предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70-ти ученикам, изложенные со всей подробностью, делают заключение, что он принадлежал к числу 70-ти учеников Христовых. Необыкновенная живость его повествования о явлении Господа двум ученикам на пути в Эммаус, причем по имени называется только один из них -Клеопа, а также и древнее предание, свидетельствуют, что он был одним из этих двух учеников, удостоившихся явления Господа (Луки 24:13-33).

Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. Ап. Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Ап. Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филипийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2-ое послание к Тимофею и которые закончились мученической смертью. Есть сведения, что после смерти Ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при императоре Констанции (в середине 4-го века). были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Ап. Андрея.

Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Св. Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, “достопочтенного” Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (См. Луки 1:14 и Деяний 1:1-2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

“Державный Феофил,” для которого написано третье Евангелие, не был жителем Иудеи, и не бывал в Иерусалиме: иначе не нужно было бы св. Луке делать ему разные географические пояснения, в роде, напр. того, что Елеон находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т.п. С другой стороны, ему, видимо, известнее были Сиракузы, Ригия, Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в кн. Деяний, св. Лука не делает никаких пояснений. По утверждению Климента Александрийского (начало 3-го столетия), Феофил был богатым и знатным жителем Антиохии (Сирия), исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Св. Ап. Павла, спутником и сотрудником которого был св. Лука. Как “Апостол язычников” св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия - Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38).Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в Сарепту Сидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана-Сириянина (4:26-27), притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением св. Ап. Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека перед Богом не делами законами, а благодатью Божией, даруемой единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить, кроме упомянутых уже притч о блудном сыне и о мытаре и фарисее, еще притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхее и др. места, как и знаменательные слова о том, что “радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся.”

Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее книги Деяний Апостольских, составляющей как бы его продолжение (см. Деяния 1:1). Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания св. Ап. Павла в Риме (28:30).Это было около 63-его года по Р.Хр. Следовательно, Евангелие от Луки не могло быть написано позже этого времени и, надо полагать, было написано в Риме.

Евангелие от Иоанна

Е вангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Христовым. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был, по-видимому, состоятельным, так как имел работников, был, видимо также, не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященником. Мать его Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя . Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он тотчас же вместе с Андреем последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском). озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, слышать беседу о знамениях Его второго пришествия, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал у груди Иисуса (Иоан. 13:23-25), откуда и произошло его наименование “наперсника,” ставшее потом нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого. По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в своем Евангелии, именует себя учеником, “которого любил Иисус .” Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь , сказав ему: “Се мать твоя” (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию. (Луки 9:54 За это он и его брат Иаков получили от Господа прозвание “воанергес,” что значит: “сыны громовы .” Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Св. Духа, он решается просить себе вместе с братом Иаковом ближайшего места к Господу в Его грядущем Царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий (Мт. 20:20).

После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. Ап. Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и имеет свое пребывание в Иерусалиме (Гал. 2:9).Со времени разрушения Иерусалима местом жизни и деятельности св. Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. В царствование имп. Домициана он был отправлен в ссылку на остров Патмос , где им был написан Апокалипсис (1:9-19).Возвращенный из этой ссылки в Ефес он написал там свое Евангелие, и скончался своею смертью (единственный из Апостолов), по преданию, весьма загадочной, в глубокой старости, будучи около 105-ти лет, в царствование императора Траяна.

Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он от Него слышал. Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о “Сыне человеческом.” Это тем более было необходимо, что к этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово - евиониты, ересь Керинфа и гностики . Об этих обстоятельствах упоминает св. Ириней Лионский (середина 3-го столетия).

Из всего сказанного ясно, что целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех Евангелистов. Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, оно, по преимуществу, именовалось “Евангелием духовным .”

Евангелие от Иоанна начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, напр., беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истинною, беседа о хлебе, сошедшем с небес и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром и особенно замечательная по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так называемой “первосвященнической молитвой” Господа. Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом, как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубоких и возвышенных истин и тайн нашей веры св. Иоанн и получил почетное наименование “Богослова.”

Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия - о любви к Богу и о любви к ближнему, - почему его еще называют “апостолом любви .”

Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три , а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть . Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет , а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в 3:23, 30-ти лет отроду).

Избранные наставления Спасителя

Вера: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин 3:14-21); “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мр 9:23); “Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин 20:29. Смотри также Мт 16:17-18; Лк 17:5-10; Мр 16:16).

Воля Божия, следовать ей: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мт 6:10); “Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мт 7:2-27).

Благодарность Богу : “Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!” (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11-19).

Благодать, Дух Святой : “Рожденное от Духа есть дух” (Ин 3:6); “Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин 4:13-14); “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него” (Лк 11:13); “Утешитель, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину” (Ин 16:13). (Смотри также Ин 7:37-39, Ин 14:15-21, Ин 16:13; Мр 4:26-29, притча о невидимо растущем семени; Мт 13:31-32, притча о зерне горчичном; Мт 25:1-13, притча о десяти девах).

Бодрствование : “Бодрствуйте, потому что не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы пришедши внезапно, не нашел вас спящими” (Мр 13:33-37). (Смотри также Лк 11:24-26; Лк 21:34-36; Мт 8:24-30, притча о плевелах).

Делать добро: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Мт 7:12); “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного” (Мт 5:13-16); “Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей” (Мт 10:42. Смотри также Лк 19:11-27; Мт 25:31-46; Лк 10:25-37, притча о милосердном самарянине; смотри также притчу о бесплодной смоковнице, Лк 13:6-9).

О развитии в себе добрых качеств постоянно учил Господь Иисус Христос. Смотри, например, Его Нагорную проповедь (Мт 5-7 главы). и Заповеди Блаженства, в которых начертан путь к совершенству (Мт 5:3-12). В притче о сеятеле (Мт 13:3-23). и в особенности в притче о талантах (Мт 25:14-30). говорится о необходимости развития в себе и тех естественных способностей, которые Бог нам дал. Сочетание благодатных дарований с развитыми способностями (талантами). составляет подлинное богатство человека; поэтому сказано что “Царство Божие внутри вас есть” (Лк 17:21).

Единство, стремление к нему : “Будет одно стадо и один Пастырь” (Ин 10:16); “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня” (Ин 17:21-26); “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мт 18:20).

Истина, любовь к ней : “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего” (Ин 18:37. Смотри также Мт 13:44-46, притча о сокровище в поле).

Крест, несение его, узкий путь : “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мт 7:13-14); “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мт 11:12); “Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мт 10:38. Смотри также Лк 13:22-30; Мр 8:34-38; Лк 14:25-27; Ин 12:25-26).

Любовь к Богу и людям : “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостью твоею … возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мр 12:28-34); “Милости хочу, а не жертвы” (Мт 9:13); “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим … и Мы придем и обитель у него сотворим” (Ин 14:15-23); “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13:35); “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин 15:13. Смотри также Мт 5:42-48; Ин 13:34-35).

Молитва: “Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам” (Мт 7:7-11); “Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мт 21:22); “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине” (Ин 4:23-24. Смотри также Мт 6:5-15; Лк 18:1-8; Мт 18:19-20; Мр 11:23; Ин 16:23-27; Мр 14:38; Лк 11:5-8; Лк 18:1-8, притча о судье неправедном).

Милостыня : “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, … ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне…” (Мт 25:34-46. Смотри также Мт 6:1-4; Лк 14:12-15; Лк 21:1-4).

Неосуждение : “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Мт 7:1-6).

Надежда на Бога: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь: вы дороже многих малых птиц” (Лк 12:6-7, Мт 6:25-34); “Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте” (Ин 14:1); “Невозможное людям возможно Богу” Лк (18:27); “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк 19:10).

Нестяжательность, житейские заботы : “Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы… Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мт 6:19-34); “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мт 16:26); “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие,” (Мр 10:24. Смотри также Лк 10:41-42; Мр 10:17-27, Лк 12:13-21, притча о безрассудном богаче).

Покаяние : “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” Мт 3:2; “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мт 9:12-13); “Всякий делающий грех, есть раб греха … если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин 8:34-37); “Если не покаетесь, все так же погибнете” (как задавленные башней в Иерусалиме, Лк 13:3. Смотри также Мт 4:17; Ин 5:14; Лк 7:47; Лк 13:1-5; Мт 18:11-14, притча о пропавшей овце; Лк 15:11-32, притча о блудном сыне; Лк 18:4-14 притча о мытаре и фарисее).

Пост : “Сей же род изгоняется только молитвой и постом” (Мт 17:21. Смотри также Мр 2:19-22; Мт 6:16-18; Мр 9:29).

Праведность, стремление к ней : “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Мт 5:6); “Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их” (Мт 13:43); “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мт 5:48).

Примирение с ближними, прощение обид : “И оставь нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим … Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный” Мт 6:14; “Прощай до седмижды семидесяти раз” (Мт 18:22. Смотри также Мт 5:23-26; Лк 23:34; Мт 18:13-35, притча о злом должнике).

Причащение, необходимость его : “Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин 6:27-58. Смотри также Лк 22:15-20; Ин 15:34-36).

Радость в Боге : “Блаженны вы… Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах” (Мт 5:12); “Придите ко мне все трудяющиеся и обремененные, и Я успокою вас… иго Мое благо и бремя Мое легко (Мт 11:28-30); “Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей” (Ин 10:28); “Радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин 16:22).

Рассудительность : “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас” (Мт 24:4. Смотри также Лк 14:28-33; Лк 16:1-13, притча о неверном домоправителе).

Смирение, скромность : “Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное” (Мт 5:3); “Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк 14:11); “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мт 11:29); “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мт 20:26. Смотри также Лк 10:21; Лк 18:9-14; Мр 10:42-45; Ин 13:4-17; Мт 20:1-16, о работниках, получивших равную плату).

Соблазны, борьба с ними : “Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну” (Мр 9:42-49); “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мт 18:7; Лк 17:1-2).

Терпение : “Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк 21:19); “Претерпевший же до конца спасется” (Мт 10:22); “Приносить плод в терпении” (Лк 8:15). “Вспомни, что ты (богатый) получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь (в раю) утешается, а ты страдаешь” (притча о богатом и Лазаре, Лк 16:19-31).

Целомудрие, супружеская верность : (Мт 5:27-32; Мт 19:3-12).

Чистота сердца : “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят” (Мт 5:8); “Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека” (Мт 15:19); “Хранить слово (Божие) в чистом сердце” (Лк 8:15); “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Мк 10:15); “Вы уже очищены чрез слово, которое проповедал вам” (Ин 15:3; Мр 7:15-23).

Язык, следить за ним : “Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мт 12:34-37; Мт 5:22-23).

Заключение

Г осподь Иисус Христос пришел для того, чтобы создать Царство Божие среди людей - праведный образ жизни. Он учил и нас постоянно об этом заботиться и просить: “Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.” Но Он не хотел это Царство насаждать искусственными, принудительными средствами. Поэтому Он уклонялся от всякого вмешательства в политическую жизнь страны и призывал людей к исправлению своих сердец - к духовному возрождению . А это в свою очередь должно было привести к улучшению всех сторон общественной жизни.

Читая историю распространения христианства, мы видим, что по мере того, как люди усваивали учение Спасителя, в человеческом обществе происходили благоприятные социальные и экономические изменения. Действительно, христианство содействовало уничтожению рабства, возвысило положение женщины, укрепило семью, создавало благотворительные организации, принесло человечеству самые высокие моральные и гуманные принципы. Совсем иное мы видим в тех странах, где насаждаются нехристианские идеи вроде фашизма или “научного” материализма. Там, вместо обещанного земного рая, возникает нечто вроде ада, вместо почитания Бога, создается культ вождя.

Только Бог знает все недостатки и слабости человеческой природы, поврежденной грехом. Только Он может помочь человеку преодолеть свои плохие наклонности и решить личные, семейные и общественные проблемы. Поэтому в учении Христовом надо искать руководство, к чему стремиться и что делать. Оно же в основу жизни кладет веру в Бога, любовь к людям. Оно учит нестяжанию, состраданию, смирению и кротости. Оно призывает делать добро, развивать в себе все те способности, которые Бог нам дал. Учение Христово приносит мир и радость душе. Оно учит, что человек создан для вечного блаженства в Царстве Небесном и помогает человеку достигнуть его. Вот почему христианину надо постоянно вдумчиво и с молитвенным настроением читать Евангелие, черпая из него небесную Мудрость.

Скажите, а почему канонических Евангелий именно 4? Почему не оставили одно Евангелие на Константинопольских соборах? Почему Иоанн писал Евангелие спустя 3 десятилетия после предыдущих трех? Заранее спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Наличие 4-х Евангелий определено Божественным планом Домостроительства нашего спасения. Пророку Иезекиилю (1:4-25) было видение четырех животных с человеческими лицам: Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех (Иез.1:10). Некоторые святые отцы (Ириней Лионский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов) видят здесь пророческое указание на характер и содержание каждого из 4-х Евангелий. Такое понимание нашло выражение в иконографии, поскольку евангелистам усвоены символы, взятые из Иезекииля. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя: Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Евангелий должно было быть именно 4, потому что этим символически изображается проповедь Благой вести всему человечеству. Число 4 в Библии символизирует пространственную полноту. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Прокимен, гл. 8).

Ни один церковный собор не может изменять Богооткровенные священные тексты.

Св. апостол написал Евангелие в 90-х годах I-го века по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от него наставления в вере и благочестии. Блаж. Иероним указывает еще на один повод написания Евангелия от Иоанна именно в это время – появление ересей, отрицавших пришествие Христа во плоти.

Предпросмотр документа

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, VI класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил __________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

Преподобный Исаак Сирин писал: «Нет греха непростительного, кроме греха…»

Нераскаянного

Осуждения

Смертного

Как называется часть храма, где в древности молились ожидающие крещения люди?

А. АлтарьВ. Придел

Б. Амвон Г. Притвор

О каком Евангельском событии писала А.А. Ахматова:

«Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел»?

Взятие Христа под стражу

Вознесение

Крестное Распятие

Погребение

С греческого языка это слово переводится как «общее дело»:

Евхаристия

Епитрахиль

Литургия

С греческого языка это слово переводится как «благая весть»:

А. АнгелВ. Библия

Б. АпостолГ. Евангелие

Этот собор в Крыму был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, храм-памятник, увековечивающий память о принятии на Руси христианства при князе Владимире. О каком храме идет речь?

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

Собор святого Александра Невского (Ялта)

Храм Воскресения Христова (Форос)

У князя Константина Романова есть стихотворение, которое начинается словами: «Они засветили лампады свои; На встречу они Жениху поднялися толпою На радостный праздник любви. Их пять было мудрых и пять неразумных». Как называется стихотворение?

«Из Апокалипсиса»

«На Страстной неделе»

«Притча о десяти девах»

«Рождество Христово»

Кто из апостолов (учеников Христа) не был автором Евангелия?

А.Андрей В. Лука

Б.ИоаннГ. Марк

Как называются врата в самом центре иконостаса?

Господские

Императорские

Центральные

Какой Двунадесятый праздник является первым в церковном году?

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

ЗАДАНИЕ 2.
2.1.Прочитайте отрывок из рассказа Валерия Николаевича Лялина. Ответьте на вопросы.

«Эта ночь была тихая, всю округу леса, поля и стальной рельсовый путь осветила луна. Я мирно помолился, лег и незаметно уснул. И Бог этой ночью послал мне удивительный сон. Как будто темный лес раздвинулся, рельсовый путь стал широким, и с восходом солнца медленно движется по рельсам большая каменная церковь. Крест так и сияет на солнце, двери храма раскрыты, и оттуда слышится чудное пение: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». И такая у меня была сладость на сердце, что проснулся я весь в слезах.

В канун праздника мороз разукрасил окна белыми пальмами и цветами. Я вымыл лампадки, налил в них свежего масла, смахнул пыль с икон и протер их растительным маслом, как это делала покойная мать. И они у меня заблестели, краски оживились, стали яркими, сочными. Поверх божницы повесил расшитое полевыми цветами полотенце. Вымыл пол, снял в углах паутину. В Сочельник приготовил сочиво из риса, изюма и меда. И вечером, когда на небе показалась первая звезда, ел его. С темнотой зажег все лампадки, свечки и читал по Следованной Псалтири Царские часы и Великую вечерню. В домике было празднично, тепло, и на тумбочке красовалась наряженная елка».

Какого числа празднуется этот праздник (по новому стилю)?

Что такое Сочельник?

Назовите тип выделенного в тексте молитвенного песнопения.

Как эта традиция связана с появлением первой звезды на небе?

2.2.Прочитайте стихотворения. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Стихотворение № 3

Благословен тот день и час,

Когда Господь наш воплотился,

Когда на землю Он явился,

Чтоб возвести на Небо нас.

Благословен тот день, когда

Отверзлись вновь врата Эдема;

Над тихой весью Вифлеема

Взошла чудесная звезда!

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник,

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.

…Мы пойдем во тьме кромешной,

Огонек прикрыв рукой.

Мы за радостью нездешней

Потечем людской рекой.

Отодвинув тьмы завесы,

Мы услышим – смерти нет!

Жив Господь! Христос воскресе!

И "Воистину" в ответ!

Н. Волохова

Какое из приведенных ниже стихотворений не посвящено празднику, описываемому в рассказе? ______________________

Является ли этот праздник двунадесятым? Да/Нет ______________________

ЗАДАНИЕ 3.

Перед вами схема архитектурного сооружения. Напишите тип данного сооружения.

Подпишите на схеме части и элементы внутреннего устройства сооружения, используя предложенные наименования: паперть, Царские врата, южные двери иконостаса, северные двери иконостаса, иконостас, притвор.

На рисунке в четырех прямоугольниках напишите части света.

Тип архитектурного сооружения: _________________________________

В стихотворении великого русского поэта Ивана Бунина есть такие строки:

«А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен…».

Заштрихуйте то место на схеме, о котором пишет автор в выделенном фрагменте стихотворения.

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

______________________________________

Является ли этот человек святым? _________

В 2008 году этот великий князь и полководец был выбран символом России.

Шел в Москву вместе с рыбным обозом.

Создал Московский государственный университет (МГУ), который и по сей день носит его имя.

Участвовал в Ледовом побоище.

Жил во время правления императрицы Елизаветы.

Противостоял Ливонскому ордену.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4