Предпасхальный пост в году какого числа. Когда начинается Великий пост? Обозначение цветов фона календаря

Великий Пост - это соблюдение некоторых правил перед самым большим праздником – Пасхой. Каждый верующий человек проходит через это ежегодно. Он сдерживает себя в пище, в своих страстях и многом другом.

Запреты перед великим постом стоят не только по употреблению некоторой пищи, но и запрещается веселиться в эти дни. Великий пост в 2018 году начнется 19 февраля и закончится лишь 7 апреля.

Начало поста перед пасхой в 2018 году: история Великого Поста

Пост перед Пасхой – саамы строгий пост в году. Поскольку он длится большое количество дней. За эти дни человек не должен нарушить некоторые правила, которые принято соблюдать во время поста. Существует две версии возникновения поста. Великий пост был создан в честь Христа.

Поскольку после Крещения Христос находился без питья и еды целых сорок дней. Другая версия гласит о том, что давным-давно, люди молились и постились несколько раз в год, И, соответственно, чтобы не терять традиции этот пост соблюдают и сейчас. На данный момент пост длится сорок семь дней. Поэтому он и начинается за семь недель до Святого праздника – Пасхи.

Начало поста перед пасхой в 2018 году: соблюдение правил и запретов во время Великого Поста

Также существуют определенный правила, которые следует соблюдать во время поста. Если человек до этого никогда не постился, то ему следует поговорить сначала с батюшкой, а уж потом принимать и соблюдать такие строгие правила. Запрещается есть мясные продукты и продукты домашнего скота. Не следует и пить спиртные напитки.

Опускается лишь морепродукты и лишь в некоторые дни, это по Воскресеньям, есть рыбу. Такие продукты, как масло (сливочное), сыр молоко, есть нельзя. Особо важным моментом является прием пищи. Человек должен употреблять пищу только один раз в день. Разрешается лишь по выходным дням есть два раза в день.

Также в особые дни, такие как, понедельник, среда и пятница, следует употреблять в пищу лишь холодную еду. Ее не нужно разогревать, особенно на постном масле. А в такие дни, как вторник, четверг – можно есть и разогретую пищу на постном масле. Также в самую последнюю пятницу Великого Поста нужно постараться не есть вообще. Посокльку в этот день считается, что распинали Иисуса Христа.

Начало поста перед пасхой в 2018 году: продукты, которые можно есть во время Великого Поста

Если с особым подходом подойти к Великому Посту, то можно с легкостью воздержаться от запрещенных продуктов. Для этого можно составить себе график питания на все семь недель. Благодаря этому графику, можно воздержаться от тех блюд, которые есть запрещено.

Для составления этого графика нужен лишь список продуктов, которых можно употреблять во время Великого Поста. Это такие продукты, как: Хлеб, булочки, только без мясной или молочной начинки. Также можно варить гречневую кашу, овсяные хлопья, пшеничную и ячневую кашу.

Также гречневую кашу можно употреблять вместе с грибами. Будет отличное блюдо. Также, если вдруг есть огород, где можно было заготовить овощи на зиму, то в пищу можно употребить и огурцы, помидоры, а также заготовленное варенье из различных ягод. Можно есть и картошку и лук, и капусту. Также можно варить постные борщи и супы.

Главное все время знать, что Великий Пост заключается не в запрете определенной пищи и соблюдение этих запретов, а освобождение от своих страстей, следую правилам Божьим.

Включите JavaScript!

Обозначение цветов фона календаря

Нет поста


Пища без мяса

Рыба, горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища без растительного масла

Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

Воздержание от пищи

Большие праздники

Многодневные посты в 2018 году

Однодневные посты в 2018 году

Сплошные седмицы в 2018 году

Великие церковные праздники в 2018 году

Великий Пост
(в 2018 году приходится с 19 февраля по 7 апреля)

Великий пост определен для покаяния и смирения христиан перед праздничным днем Пасхи, в который празднуется Светлое Христово Воскреcение из мертвых. Это самый значимый из всех христианских праздников.

Время начала и завершения Великого поста зависит от даты празднования Пасхи, которое не имеет постоянной календарной даты. Длительность Великого поста – 7 недель. Он складывается из 2 постов – Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Четыредесятница продолжается 40 дней в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Таким образом, пост и именуется Четыредесятницей. Последняя седьмая неделя Великого поста - Страстная седмица определена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Христа.

В период Великого поста позволено принимать еду всего лишь один раз в день, вечером. В течении всего поста, в том числе и выходные дни, запрещается употреблять мясо, молоко, сыр и яйца. С особенной строгостью надлежит придерживаться поста в первую и последнюю недели. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, разрешено послабление поста и добавить в рацион постное масло и рыбу. Помимо воздержания в еде в период Великого поста нужно старательно молиться, чтоб Господь Бог подал покаяние, сожаление о грехах и любовь к Всевышнему.

Апостольский Пост - Петров Пост
(в 2018 году приходится с 4 июня по 11 июля)

Данный пост не имеет конкретной даты. Апостольский пост приурочен памяти апостолов Петра и Павла. Его начало зависит от дня праздника Пасхи и Святой Троицы, который приходится на текущий год. Пост наступает ровно через семь дней после праздника Троицы, которую именуют еще Пятидесятницей, т. к. она празднуется в пятидесятый день после Пасхи. Неделя перед постом именуется Неделей Всех Святых.

Длительность Апостольского поста может быть от 8 дней до 6 недель (в зависимости от дня празднования Пасхи). Заканчивается Апостольский пост 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла. От этого пост и приобрел свое название. Его еще именуют постом Святых апостолов или Петровым постом.

Апостольский пост не сильно строгий. В среду и пятницу полагается сухоядение, в понедельник разрешено употребление горячей еды без масла, во вторник и четверг разрешаются грибы, растительная пища с постным маслом и немного вина, а в субботу и воскресенье разрешена еще и рыба.

Рыбу еще разрешена в понедельник, вторник и четверг, если в данные дни выпадают на праздник с великим славословием. В среду и пятницу разрешается есть рыбу лишь тогда, когда данные дни выпадают на праздник с бдением либо храмовый праздник.

Успенский пост
(в 2018 году приходится с 14 августа по 27 августа)

Успенский пост наступает ровно через месяц после завершения Апостольского поста 14 августа и продолжается 2 недели, до 27 августа. Данный пост подготавливает к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа. Через Успенский пост мы следуем примеру Божьей Матери, которая непрерывно находилась в посте и молитве.

Согласно строгости Успенский пост близок к Великому посту. В понедельник, среду и пятницу полагается сухоядение, вторник и четверг – горячая еда без масла, в субботу и воскресенье позволяется растительная еда с постным маслом. В праздник Преображения Господня (19 августа) дозволено потреблять в еду рыбу, а также масло и вино.

В день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), ежели дьявол приходится в среду или пятницу, дозволяется принимать лишь рыбу. Мясо, молоко и яйца запрещены. В остальные дни пост отменяется.

Есть еще правило вплоть до 19 августа не употреблять фрукты. В следствии этого день Преображения Господня еще именуется Яблочным Спасом, т. к. в это время в церковь приносятся садовые фрукты (в частности, яблоки), освящаются и раздариваются.

Рождественский пост
(с 28 ноября по 6 января)

Период Рождественского поста длится с 28 ноября и до 6 января. В случае если первый день поста приходится на воскресенье, пост смягчается, но не отменяется. Рождественский пост предваряет Рождество Христово, 7 января (25 декабря), в который празднуется рождение Спасателя. Наступает пост за 40 дней до торжества и поэтому также именуется Четыредесятницей. В народе Рождественский пост именуют Филипповым, т. к. он наступает сразу после дня памяти апостола Филиппа – 27 ноября. Условно Рождественский пост показывает состояние мира до пришествия Спасателя. Воздержанностью в еде христиане выражают почтение к празднику Рождения Христа. Сообразно правилам воздержания Рождественский пост похож на Апостольский пост до дня святителя Николая – 19 декабря. С 20 декабря, и до Рождества, пост соблюдается в особенной строгости.

Согласно уставу разрешено есть рыбу в праздник Введения во храм Пресвятой Богордицы, и неделю до 20 декабря.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста принято сухоядение.

Если в эти дни приходиться храмовый праздник либо бдение, позволено есть рыбу; в случае если выпадает день великого святого – разрешено употребление вина и постного масла.

После дня памяти святителя Николая и до Рождества позволяется рыба в субботу и воскресенье. В предпразднества рыбу есть нельзя. Если данные дни выпадают в субботу либо воскресенье, позволяется прием еды с маслом.

В сочельник 6 января, в преддверии Рождества не дозволяется принимать еду вплоть до появления первой звезды. Данное правило принято в память о звезде, которая сияла в момент рождения Спасателя. После появления первой звезды (принято есть сочиво – варенные в меду семена пшеницы либо сухофрукты, размягченные в воде, и кутью – отварной злак с изюмом. Период Рождества длится с 7 по 13 января. С утра 7 января все ограничения в еде снимаются. Пост отменяется на 11 дней.

Однодневные посты

Существует много однодневных постов. Согласно строгости соблюдения они бывают разными и никак не сопряжены с определенной датой. Наиболее частые из них – посты по средам и пятницам любой недели. Также наиболее известные однодневные посты - в день Воздвижения Креста Господня, в день перед Крещением Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Есть еще однодневные посты, соединенные с датами поминовения известных святых.

Данные посты не считаются строгими, в случае если не попадают на среду и пятницу. В эти однодневные посты запрещается есть рыбу, однако допустима еда с постным маслом.

Отдельные посты могут быть приняты в случае какого-нибудь несчастья либо социального несчастья – эпидемии, войны, террористической акции и т. д. Однодневные посты предваряют таинство причащения.

Посты в среду и пятницу

В среду, по Евангелию, Иуда предал Иисуса Христа, а в пятницу Иисус претерпел крестные мучения и смерть. В память о данных событиях в православии приняты посты в среду и пятницу каждой недели. Исключения бывают лишь в сплошные недели, либо седмицы, в период которых нет существующих ограничений для этих дней. Таковыми седмицами считаются Святки (7–18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

В среду и пятницу запрещено есть мясную, молочную пищу, и яйца. Некоторые наиболее благочестивые христиане не позволяют себе потреблять, в том числе рыбу и постное масло, т. е. соблюдают сухоядение.

Послабление поста в среду и пятницу возможно лишь в случае, когда в данный день совпадает с праздником особо почетаемог святого, памяти которого посвящается особенная церковная служба.

В период между Неделей Всех Святых и до Рождества Христова необходимо отказаться от рыбы и постного масла. Если среда или пятница совпадают с праздником святых, то разрешено употреблять постное масло.

В большие праздники – такие, как Покров, – разрешено есть рыбу.

Накануне праздника Крещения Господня

Крещение Господне идет 18 января. По Евангелию, Христос крестился в реке Иордан, в этот момент на Него сошел Святой Дух в облике голубя, Иисуса крестил Иоанн Креститель. Иоанн был свидетелем, того, что Христос есть Спаситель, т. е. Иисус – мессия Господний. Во время крещения, он слышал глас Всевышнего, возвещающий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение».

Перед Крещением Господня в храмах совершается навечерие, в этот момент происходит обряд освящения святой воды. В связи с этим праздником принят пост. В момент данного поста разрешен прием пищи один раз в день и лишь сочиво и кутья с медом. Поэтому среди православных верующих канун Крещения принято называть сочельником. В случае если навечерие приходиться на субботу либо воскресенье, пост в данный день не отменяется, но послабляется. В этом случае можно принимать пищу два раза в день – после литургии и после обряда освящения воды.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

День Усекновения главы Иоанна Предтечи поминается 11 сентября. Он введен в память о смерти пророка - Иоанна Крестителя, который был Предтечей Мессии. По Евангелию, Иоанн был брошен в тюрьму Иродом Антипой из-за разоблачений его в связи с Иродиадой – супругой Филиппа, брата Ирода.

Во время празднования дня своего рождения Царь устроил праздник, дочь Иродиады - Саломея, подарила искусный танец Ироду. Он был восхищен красотой танца, и пообещал за него девушке, все, что она пожелает. Иродиада подговорила дочь выпросить голову Иоанна Крестителя. Ирод осуществил пожелание девушки, отправив к узнику воина, чтоб он принёс ему голову Иоанна.

В память об Иоанне Предтечи и его благочестивой жизни, в течение коей он непрерывно постился, был определен пост. В этот день запрещается употреблять мясное, молочное, яйца и рыбу. Допустимы растительная еда и постное масло.

Пост в День Воздвижения Креста Господня

Данный праздник приходится на 27 сентября. Этот день учрежден в память об обретении Креста Господня. Это случилось в IV в. По преданию, император Византийской империи Константин Великий завоевал много побед благодаря Кресту Господню и поэтому благоговел перед этим символом. Показывая признательность Всевышнему за согласие церкви на I Вcеленском соборе, он принял решение воздвигнуть храм на Голгофе. Елена, мать императора, в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.

По бывшему тогда обыкновению, кресты, как орудия экзекуции, зарывались рядом с местом казни. На Голгофе было отыскано три креста. Невозможно было понять, какой из них Христа, так как планка с надписью «Иисус Назареянин царь Иудейский» была обнаружена отдельно от всех крестов. В последствии Крест Господень был установлен по силе, которая выразилась в исцелении больной и воскрешении человека через прикосновения к этому кресту. Слава об удивительных чудесах Креста Господня привлекла очень много народа, и из-за столпотворения, многие не имели возможность увидеть и преклониться ему. Тогда патриарх Макарий поднял крест, являя его всем окружающим в отдалении. Таким образом появился праздник Воздвижения Креста Господня.

Праздник приняли ко дню освящения храма Воскресения Христова, 26 сентября 335 года, и начали отмечать в следующий день, 27 сентября. В 614 году персидский царь Хозрой завладел Иерусалимом и вывез Крест. В 328 году наследник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это случилось 27 сентября, таким образом данный день считается двойным праздничком – Воздвижения и Обретения Креста Господня. В этот день запрещено ест сыр, яйца и рыбу. Таким образом, верующие христиане выражают свое почитание Кресту.

Светлое Воскресение Христово – Пасха
(в 2018 году приходится на 8 апреля)

Наиболее ключевым христианским праздником является Пасха - Светлое Воскресение Христово из мертвых. Пасха считается главным между преходящих двунадесятых праздников, поскольку в пасхальной истории заключено все, на чем основывается христианское знание. Для всех христиан Воскрешение Христа значит спасение и попрание смерти.

Страдания Христа, крестные мучения и смерть, смыли первородный грех, и следовательно, дали спасение человечеству. Именно поэтому христиане именуют Пасху Торжеством торжеств и Праздником праздников.

В основу христианского праздника легла следующая история. В первый день недели жены-мироносицы пришли к гробу Христа, чтоб помазать тело благовониями. Однако большая глыба, запиравшая вход в гробницу, была сдвинута, на камне сидел ангел, который сообщил женщинам, что Спаситель воскрес. Спустя некоторое время Иисус явился Марии Магдалене и послал её к апостолам известить их, что пророчество свершилось.

Она побежала к апостолам, и сообщила им радостное известие и рассказала им послание Христа, что они встретятся в Галилее. До Своей смерти Иисус говорил ученикам о грядущих событиях, но известие Марии повергло их в смятение. Вера в Царствие Небесное, обетованное Иисусом, снова ожила в их сердцах. Однако Воскрешение Иисуса вызывало радость далеко не у всех: первосвященники и фарисеи пустили слух о пропаже тела.

Однако, невзирая на ложь и тягостные испытания которые легли на первых христиан, новозаветная Пасха стала основанием христианской веры. Кровь Христа искупила грехи людей и открыла им путь к спасению. С первых дней христианства апостолы установили празднование Пасхи, которую в память о страданиях Спасителя предваряла Страстная седмица. Сегодня им предшествует Великий пост, длящийся сорок дней.

Длительное время не утихали дискуссии о истинной дате празднования памяти описанных событий, пока на I Вселенском соборе в Никее (325) не договорились о праздновании Пасхи в 1-ое воскресение, грядущее за первым весенним полнолунием и весеннем равноденствием. В различные годы Пасха имеет возможность праздноваться с 21 марта по 24 апреля (старый стиль).

В преддверье праздника Пасхи начинается служба в одиннадцать часов вечера. Сперва служат полунощницу Великой субботы, потом звучит благовест и проходит крестный ход, который возглавляется священнослужителями верующие выходят из церкви с зажженными свечками, и, благовест сменяется праздничным перезвоном колоколов. Когда крестных ход возвращается к закрытым дверям церкви, которые, символизируют гроб Христа, звон прерывается. Звучит праздничная молитва, и дверь церкви отворяется. В это время священник возглашает: «Христос воскресе!», а верующие вместе отвечают: «Воистину воскресе!». Так наступает утреня Пасхи.

В момент пасхальной литургии по обыкновению читают Евангелие от Иоанна. В завершении пасхальной литургии освящают артос – большие просфоры, похожие на кулич. В течение Пасхальной недели артос располагается вблизи с царскими вратами. После литургии в последующую субботу служат особенный чин раздробления артоса, и кусочки его раздают верующим.

По завершению пасхальной литургии пост завершается и православные могут угоститься кусочком освященного кулича либо пасхи, крашеным яйцом, мясным пирогом и пр. В первую неделю Пасхи (Светлая седмица) полагается давать еду голодным и помогать нуждающимся. Христиане ходят в гости к родным, обмениваются возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». В Пасху полагается дарить крашеные яйца. Данная традиция принята в память о визите Марии Магдалены к императору Рима Тиберию. По преданию, Мария первая сообщила Тиберию известие о Воскресении Спасителя и в качестве дара принесла ему яйцо - как символ жизни. Но Тиберий не уверовал в весть о Воскрешении и сказал, что поверит её, в случае если принесенное яйцо покраснеет. И в этот момент яйцо покраснело. В память о случившемся, верующие стали красить яйца, которые стали символом Пасхи.

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
(в 2018 году приходится на 1 апреля)

Вход Господень в Иерусалим, либо просто Вербное воскресенье, – один из наиболее ключевых двунадесятых праздников, которые отмечают православные. Первые упоминания о данном празднике встречаются в рукописях III века. Данное событие имеет большое значение для христиан, поскольку вход Иисуса в Иерусалим, власти которого были враждебны Ему, обозначает то, что Христос добровольно принял крестные страдания. Вход Господень в Иерусалим описывается всеми четырьмя евангелистами, что тоже свидетельствует о значимости данного дня.

Дата Вербного воскресенья находится в зависимости от даты Пасхи: Вход Господень в Иерусалим празднуют за неделю до Пасхи. Чтоб утвердить народ в вере, будто Иисус Христос - Мессия предсказанный пророками, за неделю до Воскресения Спаситель с апостолами отправился в город. По пути в Иерусалим Иисус отправил Иоанна и Петра в селение, с указанием места, где они найдут осленка. Апостолы пригнали Учителю осленка, на которого Он сел и, отправился в Иерусалим.

При въезде в город, некоторые люди стелили собственные одежды, остальные, сопровождали Его срезанными ветками пальм, и приветствовали Спасителя словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как поверили, что Иисус Мессия и Царь народа Израиля.

Когда Иисус зашел в иерусалимский храм, то прогнал из него купцов со словами: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Люди с восхищением слушали учение Христа. К Нему начали приходить больные, Он исцелял их, а дети в это момент пели Ему хвалу. Потом Христос оставил храм и отправился с учениками в Вифанию.

С вайями, или пальмовыми ветвями, в древности принято было встречать победителей, от этого произошло другое название праздника: Неделя ваий. В России же, где пальмы не растут, праздник получил свое третье название – Вербное воскресенье – в честь единственного растения, расцветающего в эту суровую пору. Вербным воскресеньем заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица.

Что касается праздничного стола, то Вербное воскресенье позволяются рыбные и овощные блюда с постным маслом. А накануне, в Лазареву субботу, после вечерни можно вкусить немного рыбной икры.

Вознесение Господне
(в 2018 году приходится на 17 мая)

Вознесение Господне празднуют на сороковой день после Пасхи. Традиционно данный праздник приходиться в четверг шестой недели пасхалии. События, сопряженные с Вознесением, значат завершение земного пребывания Спасителя и начало Его жизни в лоне Церкви. После Воскресения Учитель приходил к своим ученикам в течении сорока дней, уча их истиной вере и пути спасения. Спаситель наставлял апостолов, что им делать после Его Вознесения.

Потом Христос пообещал ученикам спустить на них Святой Дух, которого они должны дожидаться в Иерусалиме. Христос произнес: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Потом вместе с апостолами, они вышли за город, где Он благословил учеников и стал возноситься в небеса. Апостолы поклонились Ему и вернулись в Иерусалим.

Что касается поста, то в праздник Вознесения Господня разрешается, есть любую пищу, как постную, так и скоромную.

День Святой Троицы – Пятидесятница
(в 2018 году приходится на 27 мая)

В День Святой Троицы мы поминаем историю, которая рассказывает о сошествии Святого Духа на учеников Христа. АСвятой Дух явился апостолам Спасителя в облике языков пламени в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и наименование данного праздника. Второе, наиболее известное название дня приурочено к обретению апостолами третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа, после которого христианская концепция о Триедином Божестве получило совершенное толкование.

В день Святой Троицы апостолы намерились в встретились в жилище, для того чтобы вместе помолиться. Внезапно они услышали грохот, а потом в воздухе начали возникать огненные языки, которые, разделяясь, сходили на учеников Христа.

После того, как пламя сошло на апостолов осуществилось пророчество «...исполнились... Духа Святаго...» (Деян. 2, 4) и они вознесли молитву. С сошествием Святого Духа, у учеников Христа появился дар говорить на разных языках для того, чтобы нести Слово Господа во всем мире.

Шум исходящий из дома, собрал большую толпу любопытствующих. Собравшийся народ был паражен тем, что апостолы могли говорить на разных языках. Среди людей были и люди из других народов, они слышали как апостолы возносили молитву на их родном языке. Большинство людей удивилялись и были исполнены благоговейного трепета, в тоже время, среди собравшихся были и люди, скептически говорившие на произошедшее «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).

В этот день апостол Пётр сказал первую свою проповедь, в которой рассказывалось, что произошедшее в этот день событие было предсказано пророками и знаменует последнюю миссию Спасителя в земном мире. Проповедь апостола Петра была недолгою и простой, однако через него говорил Святой Дух, то речь его дошла в души многих людей. По завершении речи Петра, многие приняли веру и крестились. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). С давних времен День Святой Троицы почитают как день рождения христианской Церкви, сотворенной Священной благодатью.

В День Святой Троицы принято украшать дома и храмы цветами и травой. Относительно праздничного стола, в этот день разрешено есть любые продут. Поста в этот день нет.

Двунадесятые непреходящие праздники

Рождество Христово (7 января)

Согласно преданию, Господь Бог еще в раю пообещал согрешившему Адаму пришествие Спасателя. Многие пророки предвещали приход Спасателя – Христа, в частности пророк Исайя, пророчествовал о рождении Мессии иудеям, которые позабыли Господа и поклонялись языческим идолам. Незадолго до рождения Иисуса, правитель Ирод провозгласил указ о переписи населения, для этого иудеи должны были явиться в города, в которых они родились. Иосиф и Дева Мария тоже отправились в города, где они родились.

До Вифлеема они добралось небыстро: Дева Мария была в положении, и когда они пришли в город, пришло время рожать. Но в Вифлееме из-за множества людей, все места были заняты, и Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву. Ночью Мария родила мальчика, назвала Его Иисусом, спеленала и положила в ясли – кормушку для скота. Недалеко от их ночлега, находились пастухи пасшие скот, к ним явился ангел, который сообщил им: ...я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Когда ангел исчез, пастухи отправились в Вифлеем, где нашли Святое семейство, поклонились Иисусу, и рассказали о явлении ангела и его знамении, после чего ушли обратно к своим стадам.

В эти же дни, в Иерусалим пришли волхвы, которые спрашивали людей о родившемся иудейском царе, так как в небесах сияла новая яркая звезда. Узнав о волхвах, царь Ирод позвал их к себе, для того, чтобы выяснить место, где родился Мессия. Он велел волхвам узнать место, где родился новый иудейский царь.

Волхвы направились следом за звездой, которая привела их к хлеву, где родился Спаситель. Войдя в хлев, волхвы поклонились Иисусу и преподнесли ему дары: ладан, золото и смирну. ««И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). В туже ночь Иосиф получил знамение: ему во сне появился ангел и произнес: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф с Марией и с Иисусом отправились в Египет, где пробыли до смерти Ирода.

Впервые праздник Рождество Христово начали отмечать в IV столетии в Константинополе. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником. В сочельник, принято употреблять лишь воду, а с появлением на небосводе первой звезды разговляются сочивом – вареной пшеницей или рисом с медом и сухофруктами. После Рождества и до Крещения празднуют Святки, во время которых отменяются все посты.

Крещение Господне – Богоявление (19 января)

Христос начал служение людям к тридцати годам. Предвосхитить приход Мессии должен был Иоанн Креститель, пророчивший пришествие Мессии и крестивший людей в Иордане для очищения грехов. Когда Спаситель явился к Иоанну для крещения, Иоанн познал в Нем Мессию и сказал Ему, что он сам должен креститься у Спасителя. Но Христос ответил: «...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), то есть осуществить то, что говорили пророки.

Христиане именуют праздник Крещения Господня Богоявлением, при крещении Христа, людям впервые явились три ипостасии Троицы: Господь Сын, сам Иисус, Святой Дух, сошедший в облике голубя на Христа, и Господь Отец, говоривший: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Первыми праздник Богоявления начали отмечать еще ученики Христа, о чем свидетельствует свод апостольских правил. За день до праздничного дня Богоявления начинается сочельник. В данный день, как и в Рожественский сочельник, православные едят сочив, и только лишь после освящения воды. Крещенская вода считается целебной, ею окропляют дома, ее пьют натощак при различных заболеваниях.

В сам праздник Богоявления также служат чин великой агиасмы. В этот день, сохранилась традиция совершать крестный ход к водоемам с Евангелием, хоругвями и светильниками. Крестный ход сопровождает колокольный звон и пение тропаря праздника.

Сретение Господне (15 февраля)

Праздник Сретение Господне описывает события, случившиеся в Иерусалимском храме при встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном. Сообразно закону в сороковый день после рождения Дева Мария принесла Иисуса в Иерусалимский храм. По преданию старец Симеон жил при храме где переводил Священное Писание на греческий язык. В одном из пророчеств Исаии, где рассказывается приход Спасителя, в месте где описывается Его рождение, сказано, что Мессия родится от не от женщины, а от Девы. Старец предположил, что в оригинале текста имеется ошибка, в тот же миг к нему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами Пресвятую Деву и Ее Сына.

Когда Дева Мария с Иисусом на руках вошла в храм, Симеон сразу же увидел Их и узнал в Младенце Мессию. Он взял Его на руки и произнес следующие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29). Отныне старец мог спокойно умереть, ведь он только что собственными глазами увидел и Матерь Деву, и Ее Сына-Спасителя.

Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

С древних времен Благовещение Богородицы именовали и Началом искупления, и Зачатием Христа. Это длилось VII столетия, пока он не приобрел название, под которым есть в настоящий момент. По своему значению для христиан, праздник Благовещения сравним лишь с Рождеством Христова. Потому в народе до наших дней существует пословица, будто в данный день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».

История праздника такова. Когда Дева Мария достигла пятнадцатилетнего возраста, Ей предстояло покинуть стены Иерусалимского храма: сообразно бывшим в эти времена законам целую жизнь служить Всевышнему имели возможность лишь мужчины. Однако к этому времени родители Марии уже умерли, и священники приняли решение обручить Марию с Иосифом из Назарета.

Однажды к Деве Марии явился ангел, который был архангелом Гавриилом. Он приветствовал Ее следующими словами: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!». Мария была смущена, так как не знала, что значат слова ангела. Архангел растолковал Марии, что Она избранница Господа для рождения Спасителя, о котором говорили пророки: «...и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31–33).

Услышав откровение Арлахангела Гаврии, Дева Мария спросила: ««...как будет это, если я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34), на что архангел ответил, что на Деву снизойдет Дух Святой, поэтому и родившийся от нее Младенец будет свят. И Мария покорно ответила: «...се раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 37).

Преображение Господне (19 августа)

Спаситель часто говорил апостолам о том, что для спасения людей, Ему предстоит претерпеть страдание и смерть. И чтобы укрепить веру учеников, он показал им Свою Божественную славу, которая ждет Его и других праведников христовых по завершению земного существования.

Однажды Христос взял на гору Фавор троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – чтобы помолиться Всевышнему. Но усталые за день апостолы заснули, а когда пробудились, узрели, как Спаситель преобразился: одежда Его была белоснежной, а лик Его сияло подобно солнцу.

Рядом с Учителем, находились пророки – Моисей и Илия, с коими Христос говорил о собственных страданиях, которые Ему предстоит претерпеть. В тот же миг апостолов охватила такая благодать, что Пётр невпопад предложил: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).

В этот момент, всех окутало облаком, из которого был слышен глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Как только отзвучали слова Всевышнего, ученики опять узрели Христа одного в Его обыкновенном облике.

Когда Христос с апостолами возвращался с горы Фавор, Он наказал им не свидетельствовать до времени о том, что они узрели.

На Руси Преображение Господне в народе получило название «Яблочный Спас», так как в данный день в храмах освящают мед и яблоки.

Успение Божией Матери (28 августа)

В Евангелии от Иоанна говорится о том, что перед смертью Христос повелел позаботиться о Матери апостолу Иоанну (Ин. 19, 26–27). С этих времен Дева Мария жила у Иоанна в Иерусалиме. Здесь апостолы записывали повествования Богородицы о земном существовании Иисуса Христа. Богоматерь нередко ходила на Голгофу для преклонения и молитвы, и в одно из таких посещений архангел Гавриил сообщил Ей о Ее близком успении.

К этому моменту в город стали приезжать апостолы Христа, для последнего земного служения Девы Марии. Перед смертью Богородицы, к Её одру явился Христос с ангелами, отчего присутствующих охватил страх. Богородица воздала славу Богу и, как будто засыпая, приняла спокойную кончину.

Апостолы взяли ложе, на котором была Божья Матерь, и понесли его в Гефсиманский сад. О кончине Богородицы узнали иудейские священники, которые ненавидели Христа и не верили в Его воскрешение. Первосвященник Афония настигнул траурную процессию, и ухватился за ложе попытавшись перевернуть его, для того чтобы осквернить тело. Однако в момент, когда он прикоснулся к ложе, его руки были отсечены невидимой силой. Лишь после этого Афония раскаялся и поверил, и сразу обрел исцеление. Тело Божией Матери положили в гроб и прикрыли его большим камнем.

Однако среди присутствовавших в процессии не было одного из учеников Христа – апостола Фомы. Он прибыл в Иерусалим только через три дня после похорон и долго плакал у гроба Богородицы. Тогда апостолы приняли решение открыть Гробницу, чтобы и Фома мог приложился к телу умершей.

Когда они отвалили камень, то внутри обнаружили только лишь похоронные пелены Богородицы, самого тела не было внутри гробницы: Божию Матерь Христос забрал на небеса в Ее земном естестве.

На том месте впоследствии был сооружен храм, где до IV века сберегались похоронные пелены Богородицы. После этого святыню перевезли в Византию, во Влахернский храм, а в 582 году император Маврикий издал указ о всеобщем праздновании Успения Божией Матери.

Данный праздник среди православных считается одним изо наиболее почитаемых, как и другие праздники, приуроченные памяти Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Праведные родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, и очень скорбели о собственном бесчадии, так как у иудеев отсутствие детей числилось как кара Божия за тайные грехи. Но Иоаким и Анна не утрачивали веры о чаде и молили Бога о ниспослании им ребенка. Так они дали клятву: в том случае, если у них появится ребенок, они отдадут его на служение Всевышнему.

И Бог услышал их просьбы, однако перед этим, подверг их испытанию: когда Иоаким пришел в храм чтобы принести жертву, священник ее не взял, упрекнув старика в бездетности. После данного случая Иоаким отправился в пустыню, где постился и вымаливал прощение у Господа.

В это время Анна тоже подверглась испытанию: ее укорила в бездетности ее же служанка. После этого Анна пошла в сад и, заметив на дереве птичье гнездо с птенцами, стала размышлять о том, что дети есть даже у птиц, и расплакалась. В саду пред Анной явился ангел и стал ее успокаивать, обещая, что скоро у них будет ребенок. Перед Иоакимом, тоже предстал ангел и сказал, что Господь его услышал.

После этого Иоаким и Анна встретились и рассказали друг другу о радостной вести, которую сообщили им ангелы, а спустя год у них родилась девочка, которую они назвали Марией.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)

В 325 году мать императора Византии Константина Великого, царица Лена отправилась в Иерусалим с целью посещения святых мест. Она посетила в Голгофу и место погребения Христа, но наиболее всего она хотела найти тот Крест, на котором Мессия был распят. Разыскивание дало результат: на Голгофе отыскали три креста, и, чтоб найти, тот на котором Христос принял страдания, решили провести испытания. Каждый из них прилагали на умершего, и один из крестов воскресил покойного. Это и был, тот самый Крест Господень.

Когда народ узнал, что нашли Крест, на котором распяли Христа, то на Голгофе собралась очень большая толпа. Собравшихся христиан было так много, что большинстесво из них не могло подойти к Кресту чтобы приклониться святыне. Патриарх Макарий предложил воздвигнуть Крест, чтобы все могли его увидеть. Так в честь этих событий был положен праздник Воздвижения Креста.

У христиан Воздвижение Креста Господня считается единственным праздником, который празднуют с первого дня его существования, то есть того дня, когда Крест был найден.

Общехристианское значение Воздвижение получило после войны между Персией и Византией. В 614 году, Иерусалим разграбили персы. При этом в числе увезенных ими святынь был и Крест Господень. И лишь в 628 году святыню вернули в храм Воскресения, построенный на Голгофе Константином Великим. С тех времен праздник Воздвижения стали праздновать все христиане мира.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают в память о посвящении Девы Марии Богу. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свою клятву: они привели дочь в Иерусалимский храм и поставили на его лестницей. На изумление родителей и других людей, маленькая Мария пошла по лестнице сама навстречу первосвященнику, после чего он ввел Ее в алтарь. С того времени Пресвятая Дева Мария жила при храме до тех пор, пока не пришло время Ее обручения с праведным Иосифом.

Великие праздники

Праздник Обрезания Господня (14 января)

Обрезание Господне как праздник был утвержден в IV веке. В этот день поминают событие, связанное с Заветом, заключенным с Богом на горе Сион пророком Моисеем: согласно которому все мальчики на восьмой день после рождения должны были принять обрезание как символ единения с иудейскими патриархами – Авраамом, Исааком и Иаковом.

По совершению данного ритуала Спасателя назвали Иисусом, как и повелел архангел Гавриил, когда принес Деве Марии благую весть. Согласно толкованию, Господь принял обрезание в качестве неукоснительного выполнения законов Бога. Но в христианской Церкви ритуала обрезания не имеется, так как согласно Новому Завету он уступил место таинству крещения.

Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (7 июля)

Празднование Рождества Иоанна Предтечи, пророка Господня, установлен Церковью в IV веке. Среди всех наиболее почитаемых святых Иоанн Креститель занимает особенное место, так как он должен был приготовить иудейский народ к принятию проповеди Мессии.

В годы правления Ирода в Иерусалиме жил священник Захария с супругой Елисаветой. Они с ревностью выполняли все, указывал Закон Моисея, но Бог все никак не давал им ребенка. Но вот однажды, когда Захария вошел в алтарь для каждения, он увидел ангела, который сообщил священнику благую весть о том, что очень скоро его супруга родит долгожданное дитя, которое следует назвать Иоанном: «...и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей...» (Лк. 1, 14–15).

Однако в ответ на данное откровение Захария скорбно усмехнулся: и он сам, и его жена Елисавета были в преклонных летах. Когда он сказал ангелу о собственных сомнениях, тот представился архангелом Гавриилом и в наказание за неверие наложил запрет: за то, что Захария не поверил благой вести, он не сможет разговаривать до тех пор, пока Елисавета не родит дитя.

Скоро Елисавета забеременна, но никак не могла уверовать собственному счастью, поэтому до пяти месяцев скрывала свое положение. В конце концов у нее родился сын, и, когда младенца на восьмой день принесли в храм, священник сильно удивился, узнав, что его назвали Иоанном: ни в роду Захарии, ни в роду Елисаветы никого не было с таковым именем. Но Захария кивком головы подтвердил желание жены, после чего снова сумел разговаривать. И первыми словами, слетевшими с его губ, были слова проникновенной благодарственной молитвы.

День святых превоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

В этот день Православная церковь поминает апостолов Петра и Павла, претерпевших мученическую кончину в 67 году за проповедование Евангелия. Данный праздник предваряет многодневный апостольский (Петров) пост.

В древности церковные правила принимал Собор апостолов, а Пётр и Павел занимали в нем верховные места. Выражаясь иными словами, жизнь этих апостолов имела огромное значение для развития христианской Церкви.

Однако первые апостолы шли к вере несколько разными путями, что, осознавая их, непроизвольно можно задуматься о неисповедимости путей Господних.

Апостол Петр

Перед тем как Петр начал апостольское служение, он носил иное имя – Симон, которое получил при рождении. Симон промышлял ловлей рыбы на озере Геннисарет, до тех пор, пока его брат Андрей не привел молодого человека к Христу. Радикальный и сильный Симон сходу смог занять особенное место среди учеников Иисуса. Например, он первым познал в Иисусе Спасителя и за это приобрел от Христа новое имя – Кифа (евр. камень). По-гречески такое имя звучит как Пётр, и собственно на этом «кремне» Иисус собирался воздвигнуть здание Собственной Церкви, которую «не одолеют врата ада». Однако человеку присущи слабости, и слабостью Петра было троекратное отречение от Христа. Тем не менее Пётр раскаялся и был прощен Иисусом, троекратно подтвердившим его предназначение.

После сошествия на апостолов Святого Духа, Пётр первый прочел проповедь в истории христианской Церкви. После этой проповеди к истинной вере примкнули более трех тысяч иудеев. В Деяниях апостолов практически в каждой главе имеется доказательства активной деятельности Петра: он проповедовал Евангелие в различных городках и государствах, находящихся на берегах Средиземноморья. И считается, что сопровождавший Петра апостол Марк писал Евангелие, беря за основу проповеди Кифы. Не считая этого, в Новом Завете имеется книга, написанная лично апостолом.

В 67 году апостол отправился в Рим, однако был пойман властями и принял крестные страдания, как и Христос. Но Пётр посчитал, что недостоин точно такой казни, как и Учитель, поэтому попросил палачей распять его на кресте вверх ногами.

Апостол Павел

Апостол Павел – родился в городе Тарса (Малая Азия). Как и Петр, от рождения у него было другое имя – Савл. Он был одаренным молодым человеком и приобрел хорошее образование, но рос и воспитывался в языческих обычаях. Кроме этого, Савл был знатным римским гражданином, а его положение разрешало будущему апостолу, не таясь, восторгаться языческой эллинистической культурой.

При всем при этом, Павел был гонителем христианства и в Палестине, и за ее пределами. Данными возможностями его одарили фарисеи, в ненавидевшие христианское учение и ведшие жесточайшую борьбу с ним.

Однажды, когда Савл ехал в Дамаск с разрешениями для здешних синагог на аресты христиан, его сразил яркий свет. Будущий апостол упал на землю и услышал глас, говоривший: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). После этого Христос наказал Савлу отправиться в Дамаск и положиться на провидение.

Когда ослепший Савл прибыл в город, где нашел священника Ананию. После беседы с христианским пастырем он уверовал во Христа и крестился. Во время обряда крещения к нему снова вернулось зрение. С этого дня и началась деятельность Павла как апостола. Подобно апостолу Петру, Павел много путешествовал: он посетил Аравию, Антиохию, Кипр, Малую Азию и Македонию. В тех местах, где бывал Павел, словно сами собой образовывались христианские общины, а сам первоверховный апостол прославился своими посланиями к главам основанных с его помощью церквей: среди новозаветных книг содержится 14 посланий Павла. Благодаря этим посланиям христианские догмы обрели стройную систему и стали понятны каждому верующему.

В конце 66 года апостол Павел приехал в Рим, где через год как гражданин Римской империи был казнен от меча.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В 32 году от рождения Иисуса царь Ирод Антипа, правитель Галилеи, заточил Иоанна Предтечу в тюрьму за то, что тот рассказывал о его близких отношениях с Иродиадой, женой его брата.

При этом царь боялся казнить Иоанна, так как это могло вызвать гнев его народа, который любил и почитал Иоанна.

Однажды во время празднования дня рождения Ирода устроили пир. Дочь Иродиады - Саломия подарила царю изысканный таней. За это Ирод пообещал перед всеми, что выполнит любое желание девушки. Иродиада подговорила свою дочь попросить у царя голову Иоанна Крестителя.

Просьба девушки смутила царя, так как он боялся смерти Иоанна, но при этом не мог отказать в просьбе, поскольку побоялся насмешек гостей из-за невыполненного обещания.

Царь отправил в тюрьму воина, который, обезглавил Иоанна, и принес его голову на блюде Саломии. Девушка приняла страшный подарок и дала его собственной матери. Апостолы, узнав о казни Иоанна Крестителя, захоронили его обезглавленное тело.

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

Основанием праздника явилось история, случившаяся в 910 году в Константинополе. Град осаждала бессчетная армия сарацинов, и горожане спрятались в Влахернском храме – в месте где сберегался омофор Богородицы. Напуганные жители горячо молились Божией матери о защите. И вот однажды во время молитвы, юродивый Андрей заметил над молившимися Богородицу.

Божия Матерь шла в сопровождении воинства ангелов, с Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей. Она благоговейно протягивая руки к Сыну, в это время ее омофор покрывал молящихся жителей города, как будто оберегая людей от грядущих бедствий. Кроме юродивого Андрея, удивительную процессию лицезрел его ученик Епифаний. Чудесное видение вскоре исчезло, но благодать Ее пребывала в храме, и вскоре армия сарацинов оставила Константинополь.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь при князе Андрее Боголюбском, в 1164 году. А чуть позднее, в 1165 году, на речке Нерли в честь этого праздника освятили первый храм.

Великий пост - самый главный, строгий и продолжительный из всех православных постов. Церковью он определён как подготовка к великому празднику Светлого Христова Воскресения, который символизирует победу жизни над смертью, добра над злом.

Поскольку в этом году ранняя Пасха — 8-го апреля, Великий пост в 2018 году начнётся с 19 февраля (продлится 7 недель).

В Великий пост согласно церковному уставу необходимо полностью отказаться от пищи животного происхождениям (мясо, яйца, молоко).

Начинается он с Чистого понедельника, 19 февраля — в этот день рекомендован полный отказ от пищи, а пить можно только воду. Почти всю первую неделю предписывается сухоядение (вода, фрукты, овощи, компоты). Однако тут есть исключение - можно есть постный хлеб, который готовится без сахара и растительного масла. Дни сухоядения - это первая неделя Великого поста и все понедельники, среды, пятницы со 2-й по 6-ю неделю.

Со второй недели Великого поста по вторникам и четвергам разрешена горячая пища без масла. Можно добавить в рацион супы, каши из злаков и вареный картофель.

В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом и вино. А в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим можно подкрепиться рыбой.

Великий пост 2018: рацион в праздничные дни

22 марта , День памяти Сорока Севастийских мучеников. Разрешается постный хлеб, горячие блюда на растительном масле и бокал вина.

31 марта , Лазарева суббота. Можно добавить в рацион рыбную икру.

1 апреля , Вербное воскресенье. Позволительно есть рыбу, блюда на растительном масле и вино.

Календарь питания в Великий пост в 2018 году по дням

Страстная неделя - последняя и самая строгая.

В Величий четверг, 5 апреля, по уставу Святой Горы Афон можно позволить себе горячую пищу с маслом и вином.

В Великую пятницу или Cтрастную, 6 апреля, предписывается полностью ограничить себя в еде и пить только воду.

В Страстную субботу и Благовещение также рекомендуется отказаться от еды, однако в честь праздника не грех съесть горячую пищу с вином.

Отметим, что все вышеперечисленные правила — строгий монастырский устав. Обычно миряне постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост со своими жизненными обстоятельствами и здоровьем. Как правило, они не придерживаются сухоядения и не отказываются от растительного масла все будние дни. Отдельного календаря для мирян нет, поэтому все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер.

Как человеку настроиться на длительное воздержание духовно и физически? Как подготовить себя, чтобы пост принес пользу?

— Великий пост — это особое время в жизни верующего человека. Период, когда он не просто ограничивает себя в еде и развлечениях, но духовно изменяется, упражняется в добродетели, как принято говорить в церковной традиции — занимается аскезой. Такая аскеза не является чем-то ограничивающим, но, наоборот, освобождающим лучшие стремления души, которые обычно заглушаются голосом греха. В слове «пост» не должно быть никаких скорбных смыслов. По своему характеру пост радостен, не зря принято говорить — «постимся постом приятным», потому что это очищение души и ее приближение к Богу. Человеку всегда следует меняться к лучшему, но в повседневной суете это сделать непросто. Главным для нас должно быть изменение себя, преображение своей души, когда из нее благодатью Божией уходит грех, скорбь и печаль.

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий (РПЦ)

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Великий пост в 2018 году является наиболее важным и самым длительным в православии. Временной промежуток, когда верующим христианам необходимо не только воздерживаться от употребления определенной пищи, но и дополнять свое существование различными духовными практиками, носящими преимущественно аскетический характер. Отличиями поста выступает проведение особых богослужений, вознесение определенных молитв, а также покаяние в сочетании с воспоминаниями о жизненном пути и смерти Христа.

  • Какого числа начинается Великий пост 2018: 19 февраля
  • Когда заканчивается Великий пост в 2018 году: 7 апреля

Календарь питания в Великий пост в 2018 году

Когда начинается и сколько длится Великий пост 2018, как назначается его дата?

Начало поста в 2018 году припадает на 19 февраля (понедельник), а окончание – на 7 апреля (суббота). Сразу после окончания поста, в воскресенье 8 апреля, христиане отметят Пасху. Продолжительность Великого поста составляет 48 суток, в течение которых люди, соблюдающие пост, обязаны придерживаться определенных правил. Этот период состоит из 6 недель и 1 Страстной седмицы, особенностью которой является воздержание от плотских утех и приема некоторой пищи.

Великий пост служит вечным напоминанием христианам о времени, которое Иисус провел в пустыне, где постился в течение 40 суток кряду. Спустя время эти 40 дней стали называться Великой Четыредесятницей. Сразу за ней следуют 8 не менее важных суток поста. В них входят Страстная седмица, Вербное воскресенье и Лазарева суббота. Именно в эти дни отдают дань памяти Страстям Господним и событиям, которые им предшествовали: Тайная вечеря, последние проповеди Христа, вход Иисуса во врата Иерусалима, Воскресение вифанского Лазаря.

Дата начала Великого поста зависит от «плавающей» даты Светлого Воскресения Христова. Каждый год дата Пасхи меняется, следовательно, и дата поста тоже не может быть фиксированной. Примечательно, что временной промежуток 8-21 марта всегда припадает на период Великого поста, независимо от даты его начала и окончания. Подготовка к Великому посту Приготовление к посту начинается, как правило, за 4 седмицы да его начала. За это время важно духовно подготовиться к правильному покаянию в течение 48 суток. Каждая из 4 недель, которая предшествует дате начала поста, имеет название.

В чем смысл и суть Великого поста?

Многие верующие христиане называют этот пост наиболее благодатным временем для духовной и телесной подготовки к встрече светлого Воскресения Христова. Соответственно, смысл соблюдения поста заключается в том, чтобы тщательно приготовится к одному из главных православных праздников – Пасхе. Важнейшей целью поста является искреннее и глубокое покаяние.

Суть Великого поста сводится к тому, что Иисус, пребывая в пустыне, на своем примере показал, как после этих событий сила его Духа и вера только укрепились. Через некоторое время Христос заявил свои ученикам, что происки Дьявола можно устранить только с помощью соблюдения поста и вознесения молитв.

Седмицы перед Великим постом

Седмица первая (о Закхее)

В течение этой недели нужно поступать по примеру Закхея, человека, которого Иисус удостоил своим вниманием. Это значит, что у людей должно появиться свободное волеизъявление, что позволит им духовно приблизиться к Господу. В Писании говорится, что Закхей был ограниченным и грешным человеком, но его вера, твердая воля и огромное желание быть праведным победили темную сторону его естества.

Седмица вторая (о фарисее и мытаре)

В храмах проводятся службы, в ходе которых возносятся особые молитвы и покаянные песнопения. Подобные службы длятся вплоть до 5 седмицы поста. Священнослужители призывают христиан к истинному и показному покаянию. Об этом напоминают поступки Иисуса, который покарал всячески возвышающего себя фарисея и, напротив, оправдал мытаря, который постоянно себя осуждал.

Седмица третья (о блудном сыне)

В церквях священнослужители, помимо обычных полиелейных псалмов, поют 136-ой псалом. Его продолжают петь и на протяжении Мясопустной недели, а также седмицы О страшном Суде. В течение 7 суток, которые идут после Мясопустной седмицы, верующим православным еще разрешено есть мясную пищу. Исключение составляют лишь дни пятницы и среды.

Седмица четвертая (о Страшном Суде)

Посвящается великому греху, совершенному Евой и Адамом, их полному изгнанию из Эдема, а также последующему Страшному Суду. Воскресный день этой седмицы является последним, когда люди, планирующие соблюдать пост, могут разговеться мясными продуктами. Крайнее воскресенье перед постом именуется Прощенным воскресеньем, которое является заключительным днем Сырной недели. После вечерни положено совершить чин прощения (всеобщего и обязательно взаимного).

Седмицы Великого поста

Первая «Торжество православия»

Олицетворяет победу над ересью относительно иконопочитания. Когда-то византийский правитель запретил почитать иконы, поэтому многие из них подверглись уничтожению. Однако уже через четверть века был проведен сбор при поддержке Императора Константина, в ходе которого запрет был отменен.

Вторая «Григория Паламы»

Этот епископ считается победителем одного из самых ожесточенных богословских споров во всей истории православного христианства. Суть спора сводилась к тому, чтобы объяснить, какая связь имеется между миром и его создателем – Господом.

Третья «Крестопоклонная»

Является центральной седмицей поста. Ее название связано с выносом из алтаря креста, украшенного различными цветами и растениями. Этот объект почитания водружают в середине храма, а заносят обратно только в пятницу следующей седмицы.

Четвертая «Иоанна Лествичника»

Церковь ставит людям в пример преподобного праведника Иоанна Лествичника, который вел исключительно постническую жизнь. Сын святых родителей (Марии и Ксенофонта) все годы своей сознательной жизни пребывал в монастыре, проводя время в молитвах, обращенных к Господу.

Пятая «Марии Египетской»

Эта удивительная история преподобной праведницы Марии читается наиболее ярким примером того, как люди, соблюдая пост и уповая на Бога, с его помощью могут впустить в свою жизнь Божественный свет. Эта история показывает, что даже из самых тупиковых в духовном плане ситуаций есть выход, если правильно поститься и молится.

Шестая «Вход Господень в Иерусалим»

Название седмицы обязано греческому слову «вайи». Именно так называют пальмовые листья. Ими была устлана дорога, по которой проезжал Христос за 7 дней до своего Распятия на кресте. Эта неделя считается одновременно и печальной и праздничной.

Седьмая «Страстная»

Данная седмица занимает особенное положение в периоде всего поста. Предшествующие ей 4 недели (Четыредесятница) приурочены к 40 суткам, проведенным Иисусом в пустыне. А эта седмица является периодом, когда православные вспоминают о последних днях земного существования Христа.

Особенности питания в Великий пост

Соблюдение Великого поста целесообразно не только с духовной точки зрения, но и относительно восстановления здоровья. Любой медик скажет, что воздержание от тяжелой белковой пищи в весенний период, когда организм наиболее перегружен и нуждается в укреплении, очень полезно. Но многие верующие люди, особенно те, кто никогда не выдерживал пост, сомневаются в своих силах. На самом деле выдержать пост не так уж и сложно.Итак, давайте же разберемся, что можно кушать в период этих семи недель.

Фрукты и ягоды

Из фруктов можно готовить салаты, добавлять их в любые готовые блюда или кушать в сыром виде. Отдавайте предпочтение гранатам, клюкве, винограду, яблокам, грушам и всем цитрусовым фруктам.

Овощи и зелень

Сюда относится капуста любого сорта. Ее можно тушить или есть в сыром виде. Также допустимо употребление: базилика, укропа, петрушки, кинзы, щавеля, шпината, листового салата и перьев зеленого лука; томатов и сладкого перца; тыквы и картофеля; кукурузы и моркови; сельдерея.

Бобовые культуры

Горох, чечевица, бобы, фасоль – богатый источник протеина, такого необходимого для организма, тем более что в пост нельзя употреблять привычные белковые продукты. Из перечисленных продуктов можно готовить пюре, рагу, лобио, различные гарниры и добавки к основным блюдам.

Крупы

В период поста можно кушать каши, приготовленные из любой крупы. Как правило, люди готовят гарниры, используя лишь 2-3 вида круп. Но ассортимент зерновых куда богаче.

Рыба и морепродукты

По строгим правилам поста рыбу можно кушать лишь в Вербное Воскресенье и Благовещенье. В Лазареву субботу, которая предшествует Вербному Воскресенью, допустимо есть рыбную икру. А что касается морепродуктов, здесь мнения разнятся. Некоторые утверждают, что их допускается кушать, как и рыбу, только в течение двух дней. Другие же склоняются к тому, что и в остальные дни поста употреблять морепродукты разрешено.

Сладкая консервация и сухофрукты

В Великий пост дозволено употреблять компоты, конфитюры, джемы и варенья. На их основе можно готовить различные узвары, кисели, морсы. Также эти продукты допустимо кушать с чаем и другими разрешенными напитками. Сухофрукты тоже можно выставлять на постный стол. Их допускается добавлять во вторые блюда, например, в каши или тушеные овощи, а также использовать для перекуса. Приветствуются сухофрукты: из ананасов; из инжира; из яблок, вишен и груш; из слив и абрикос; из винограда; из бананов и фиников.

Сладости и напитки

Тем, кто не может обходиться без сладких лакомств, разрешается кушать: сахар; мед; черный шоколад (следите, чтобы в его составе не было молока); козинаки; халву; постный зефир; леденцы; мармелад. Любителям молока можно порекомендовать пить соевое или кокосовое молоко. Кстати, в продаже многих магазинов имеются соевые йогурты. Из напитков допустимы компоты, морсы, соки и кисели, кофе и чаи, какао (без содержания молока).

Великий пост для всех людей православной веры является напряженным духовным трудом, за который Господь обязательно воздаст. Каждая седмица заканчивается воскресным днем. На протяжении этого дня принято вспоминать определенное знаменательное событие или деяние, совершенное каким-либо праведником, чей подвиг церковь записала в разряд тех, что принесли неоценимую пользу христианству.

Великий пост в 2018 году: Страстная неделя

Великий пост – время покаяния и преображения человеческой души. После шести недель молитв, отказа от земных радостей и продуктов животного происхождения, наступает Великая Страстная неделя. Для верующих приходит особое время – сострадания и очищения своего сердца. Неделя посвящена последним земным дням Сына Божьего, его нечеловеческим страданиям и смерти. В 2018 году Страстная седмица начинается 2 апреля в понедельник и заканчивается 7 апреля в субботу.