Праздник воздвижение креста господня 27. Воздвижение Креста Господня. Иконы. Чин Воздвижения Креста Господня

27 сентября православные верующие отмечают праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, один из 12 главных праздников Православной Церкви. Детально об этом дне, его истории, традициях, чудотворной целебной иконе Воздвижение Креста, а также о том, что нельзя делать в праздник пишет сайт "Сегодня ".

Христиане в этот день чтят память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы – места Распятия Иисуса Христа.

После распятия и воскрешения Иисуса Христа язычники пытались всеми способами стереть из памяти людской воспоминания об этом событии, пишут историки. Чтобы выразить пренебрежение к Иисусу Христу, неверующие засыпаны землей Голгофу и Гроб Господний, а на их месте возвели храм, где язычники поклонялись своим идолам. Все изменилось только через 300 лет, во времена императора Константина Великого. За его правления величайшая святыня христианства была обретена вновь.

У наших предков существовали различные приметы и традиции, связанные с этим днем. Так, например, считалось, что в праздник Воздвижение Креста Господня все пресмыкающиеся, змеи и ящерицы, сползаются в одно место, чтобы устроить себе на зиму гнездо. Поэтому в домах тщательно запирали ворота и двери, чтобы змеи не заползли в дом.

Согласно народным поверьям в этот день запрещалось ходить в лес. В народе говорят, Леший обходит свои владения и пересчитывает всех животных. Если человек попадется ему на глаза, то из леса он уже не вернется. Считается, что в праздник 27 сентября медведи залегают в зимнюю спячку, змеи прячутся в норы до самой весны и отлетают последние перелетные птицы.

Также существует поверье: не начинай никакого важного дела на Воздвиженье Креста, потому что все начатое пойдет прахом. Так, что лучше оставьте все важные дела на завтра.

Помните, что в этот день все православные соблюдают строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Воздвижение Креста Господня: в чем помогает икона

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

Помогает икона Воздвижение Креста в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

Справиться с бесплодием.

Избавиться от неизлечимых болезней.

Вылечить больные кости и суставы.

Справиться с хроническими мигренями.

Вылечить зубную боль.

История праздника Воздвижения Креста Господня

13 сентября 335 года в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. В честь этого события праздник Воздвижения Креста Господня перенесли на 14 сентября (по новому стилю – 27 сентября). Всему христианскому миру об этом рассказали епископы, которые приехали на освящение с разных уголков Римской империи.

Не забудьте в этот праздник пойти в церковь, чтобы поблагодарить Бога за спасение, а также помолится за свое здоровье и здоровье своих родных.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и , который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: “Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!”, “Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!”, или: ” Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!”, “На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась”.

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

27 сентября православные христиане отмечают большой праздник – Воздвижение Честного И Животворящего Креста Господня. Он относится к двенадцати самым важным праздникам для каждого христианина и празднуется в один и тот же день вне зависимости от года.

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Иисус Христос перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

По свидетельству историков, после распятия и воскрешения Иисуса Христа язычники пытались всеми способами стереть из памяти людской воспоминания об этом событии. Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, а на их месте возвели храм, в котором язычники поклонялись своим идолам.

И только через 300 лет, при императоре Константине Великом, величайшая святыня христианства была обретена вновь.

Традиции на Воздвижение

Среди простого народа, конечно, мало кто знал и понимал настоящий смысл праздника Воздвижения Креста Господня. В народных традициях празднование Воздвижения тесно переплелось с древнеславянскими дохристианскими обычаями.

Крестьяне воспринимали праздник Воздвижения как окончательное наступление осени и смену (движение) времен года.

Согласно народным поверьям в этот день строго-настрого запрещалось ходить в лес – считалось, что Леший обходит свои владения и пересчитывает всех животных. Если человек попадется ему на глаза, то из леса он уже не вернется. В этот день медведи залегают в зимнюю спячку, змеи прячутся в норы до самой весны, отлетают последние перелетные птицы.

Икона Воздвижение Креста Господня

Церковь призывает в Воздвижение придерживаться строгого поста, даже если этот праздник приходится на воскресенье. В народе говорили: “кто на Воздвижение не поститься, на того семь грехов воздвигнется”. На праздничном столе в этот день должны быть только постные блюда . Хозяйки чаще всего готовили яства из капусты нового урожая – тушили, жарили, пекли пироги с капустой, делали разнообразные салаты. Поэтому этот день среди людей также называли Капустницей.

27 сентября называли еще ставров день – от греческого “ставрос” – крест. В этот день на притолоках, матицах и дверях рисовали кресты мелом, углем, чесноком, тестом и кровью жертвенного животного или вырезали. Крест должен был защитить дом, хлев и скотину от нечистой силы.

С праздника Воздвижения начиналось время девичьих вечеринок, которые еще назывались капустниками, которые продолжались около двух недель. Если, собираясь на праздник, девушка семь раз в этот день прочтет особый заговор, то понравившемуся ей парню приглянется и ее краса. Слова любовного заговора такие:

“Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице (имя), чтобы этой любви не было конца-веку, чтоб она в огне не горела, в воде не тонула, чтоб зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!”

Приметы на Воздвижение

Праздником Воздвижения заканчивалось бабье лето – с этого дня уже не стоит ждать теплых дней. Начиналась глубокая осень и не за горами уже была снежная, холодная зима. Именно со сменой времени года связано большинство народных примет на Воздвижение.

  • Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится;
  • На Воздвиженье птица в полет двинулась, медведь в берлогу, а змея в нору;
  • На Воздвижение осень зиме навстречу движется;
  • У доброй хозяйки на Воздвижение пироги с капустой;
  • На Воздвижение шуба за кафтаном тянется;
  • На дворе Воздвижение, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится;
  • Если на Воздвижение заморозки – весна ранняя будет;
  • На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется;
  • Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет;
  • Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет.

История праздника.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Предпразднство и попразднство.

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября). Отдание праздника - 21 сентября.

Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

В последнее время становится все более популярным праздник Воздвижения Креста Господня, ведь он считается одним из самых главных среди двенадцати главных праздников православной церкви. Отмечают его 27 сентября. Старинные традиции почитаются молодым поколением все больше, поэтому в этой статье будет рассмотрены не только главные приметы подобного праздника, но и также его история и значение. В любом случае, прежде чем что-либо отмечать, стоит разобраться, откуда это пришло к нам и как к этому всему относились в древности.

Первое воспоминание о празднике

День Воздвижения Креста Господня по преданиям возник именно тогда, когда равноапостольной царицей Еленой был найден Крест. Именно на нем был распят Иисус Христос. Все это произошло по желанию равноапостольного царя Константина, который планировал заняться строительством храмов Божьих на различных священных христианских местах в Палестине. Место было выбрано совесем не случайно, ведь именно здесь родился, страдал и воскрес Господь Иисус Христос.

Поиски Креста Христова

Найти Крест царице Елене (а она приходилась царю Константину матерью) было не так уж легко, как может казаться. Для начала она отправилась в Иерусалим. Так как враги Христовы закопали Крест в землю, то она приложила немало труда, чтобы разыскать человека, который смог бы рассказать ей, где он закопан. Сделал это только старый еврей Иуда.

Оказалось, что Крест был брошен в пещеру, завален различным мусором, и на том месте был построен языческий храм. Поэтому Елена приказала, чтобы этот храм был разрушен и чтобы ей открыли доступ к пещере.

После того как ее распоряжение выполнили, оказалось, что в самой пещере лежит три креста, и неизвестно, какой из них именно тот, что нужен.

Как выявили настоящий Крест?

С самого начала, после того как Крест обнаружили, он проявил свою чудодейственную силу, помогая исцелять тяжелые болезни, укусы смертельно ядовитых животных и нейтрализовать действие ядов.

Если не брать во внимание таинственное и мистическое значение Креста для настоящего христианина, то он также имеет и чисто моральное значение. Когда мы взираем на страдания нашего Спасителя, наше крестоношение кажется не таким уж и тяжелым. То есть Крест служит как поддержка в тяжелых жизненных ситуациях, помогая проявить свое мужество и не бояться близкого соседства со смертью.

Этот православный праздник (Воздвижение Креста Господня) имеет огромное значение для христиан ввиду того, что в их душах была уже давно подготовленная почва для этого. Это торжество только многократно умножало любовь людей к Кресту, становясь постепенно все более и более торжественным. Именно Крест становится символом, который позволяет бороться с различными невидимыми врагами и таким образом спасать свою бессмертную душу.

Важность примет на Воздвижение

Как вы уже, наверное, догадываетесь, существует множество всяческих интересных фактов, которые непосредственно связаны с праздником Воздвижение Креста Господня. Приметы в самом праздновании играют важнейшую роль. Их настолько много, что некоторые из них так и не дошли до сегодняшнего дня, и их навсегда позабыли. Но есть и такие обычаи, которые даже сейчас продолжают выполнять и уделяют этому достаточно много времени, а также внимания.

27 сентября считается третьими Осенинами, поэтому в древности в этот день все рисовали кресты на дверях своих домов, на матицах или же на притолоках. Матица представляет собой толстую балку в виде бревна, которое врубалось поперек самого здания. Кресты рисовались чесноком, углем, использовали в этих целях и мел. Более удивительно, что иногда кресты рисовали кровью животных, которых принесли в жертву. Некоторые просто-напросто вырезали крест ножом на подходящей для этого поверхности.

Безопасность домашних животных прежде всего

Многие также пытались обезопасить своих коров или же лошадей от различных происков Для этого делали специальные деревянные крестики небольшого размера и подкладывали их в ясли. У кого же не было такой возможности, то они поступали несколько иначе. Перекрещивали веточки рябины и клали их также в ясли. Рябина издревле считалась символом яркого света, который способен отпугивать всю нечисть.

Такой православный праздник (Воздвижение Креста Господня) сам по себе считается заключительным днем бабьего лета. Это третья и самая последняя встреча осени.

Приближающаяся зима

Именно в день этого торжества всем напоминала о себе зима. Осень становилась полноправной хозяйкой, и поэтому сельские жители все чаще задумывались о приближающихся холодах, о буранах и о морозах, которые их ждут. Именно поэтому были столько популярны поговорки такого типа «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!» или же «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»

Также следовало помнить, что праздник Воздвижения Креста Господня является постным, поэтому важно было соблюдать все необходимые ограничения в еде. Тем, кто все исправно выполнил, будут прощены все семь грехов.

Удивительно, что за свои провинности в этот день расплачивались даже животные. Например, считалось, если змея кого-либо укусит, то она не сможет пережить зиму. было основано на том, что все были уверены в существовании таинственного места Ирий, где переживали зиму не только птицы, но и змеи. То есть провинившаяся змея не сможет туда уползти и просто-напросто скоро замерзнет.

Капустница - что это?

Воздвижение Честного Креста Господня раньше называлось даже «капустницами». Именно об этом свидетельствует множество различных достаточно популярных когда-то поговорок, которые не забыли и до сегодняшнего дня. В частности, это касается таких пословиц, как «Воздвиженье - капустница, капусту рубить пора!» или же не менее красноречивой «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!» Такие выражения свидетельствую о том, что капуста пользовалась достаточно большой популярностью в плане приготовления из нее различных блюд.

Капустницами назывались также и веселые вечеринки, которые проводились не только в селах, но и в больших городах. В этот день все наряжались в праздничную одежду и ходили друг к другу в гости. Тогда это называлось «рубить капусту».

Особенности проведения капустницы

Этот ряд больших осенних вечеринок был особо любим молодежью, ведь их ждали не меньше, чем Масленицу, а затягивалось все это празднование приблизительно недели на две. Когда в дом приходили гости, им обязательно подавались пиво, а также сладкий мед и всяческие угощения. Какие именно закуски предлагались гостям, решалось только в соответствии с достатком хозяев.

Именно так праздновалось Воздвижение Креста Господня. Приметы также твердили о том, что во время этого торжества молодые парни подбирали себе невест. Кстати, вечеринки у холостых парней назывались «капустенские вечерки» и туда пытались попасть все девушки, ведь знали, что там их уже будут ждать женихи. Именно невест называли еще и «капустницами». Уже поздно вечером устраивались всеобщие гуляния, которые потом нередко приводили к свадьбам на Покрова. Именно так праздник Воздвижения Креста Господня для некоторых молодых людей становился началом семейной жизни.

Как понравиться жениху и многое другое - приметы на Воздвиженье

Самая главная примета, которой пользовались абсолютно все девушки - это то, что обязательно перед вечерками следует семь раз прочитать особое заклинание. Именно такое заклинание позволит сделать девушку как можно более привлекательной в глазах парня, который ей нравится. Только в случае выполнения подобной приметы она сможет добиться успеха на праздновании.

В день торжества нельзя ходить в лес, ведь тогда медведь должен себе обустраивать берлогу, а вот легендарный леший в обязательном порядке проводит осмотр своего царства, и нельзя им в этом мешать. Из-за того что леший считает зверей, человек, случайно попавшийся ему на глаза, может тоже быть посчитан. А вот уже после этого никогда не сможет выйти из лесу и вернуться домой.

Именно 27 сентября птицы отлетают на юг, а тот, кто увидит их, сможет загадать любое желание, которое потом обязательно сбудется. Кроме всего прочего, истинные хозяюшки всегда убирались в доме на праздник, ведь таким образом они выгоняли всякую нечисть и порчу.

Интересным фактом является также и то, что на Воздвиженье нельзя начинать никаких новых дел, ведь они уже заранее обречены на провал.

Кстати, насчет капусты также зародилось несколько примет. Например, это касается того, что прежде чем ее сеять, семена обязательно следует немного подержать в руках, чтобы вместо капусты не уродилась брюква. При этом считалось, что если посадить капусту в четверг, то ее всю поточат черви, и она будет непригодной к употреблению.

Погодные приметы на Воздвижение

О малом либо же о высоком половодье свидетельствует полет гусей. То есть если они летят низко, то нас ждет малое половодье, а если высоко - высокое.

Приметы такого праздника, как Воздвижение Животворящего Креста Господня, свидетельствуют и о том, что если вы увидели журавлей, то обратите внимание на их полет. Если они летят не торопясь, при этом достаточно высоко и курлыкают, то нас будет ждать теплая осень.

Если в день празднования дует северный ветер, то в следующем году будет теплое лето. Западный же свидетельствует о плохой погоде.

Если вы заметили своеобразный круг около луны, который имеет красный цвет, то это признак сухой, а также ясной погоды.

Как вы уже заметили, история праздника и самые главные его приметы достаточно интересны. Некоторые из них можно соблюдать даже в наши дни, особенно это касается прогноза погоды. В связи с восстановлением многих древних традиций наших предков во многих городах можно заметить такое сооружение, как собор Воздвижения Креста Господня Московская область, Нижний Новгород и многие другие).