Праздник собор пресвятой богородицы отмечается после. Собор пресвятой богородицы. О личности Девы Марии

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Собор Пресвятой Богородицы — праздник православной церкви, совершается на следующий день после Рождества Христова.
Второй день после Рождества - называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.

В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память тех, кто по плоти был близок к Христу:
- святого Иосифа Обручника;
- царя Давида (предок по плоти Иисуса Христа);
- святого апостола Иакова, брата Господня (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», - отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца - ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

В первое воскресенье по празднику Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида - святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа - от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники - те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале - грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное - это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией - так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово - тайна Божественного воплощения - многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы:
Пречистая Богомати, Богородице,
Собор Твой честный украшен многоразличными добротами,
дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие,
Узы наша грешныя раздери Своею милостию
и спаси души наша.

Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

VI Вселенский Собор - правило 79

Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен".

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет


После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: "И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет" (Лк. 2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: "Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно - что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта". Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: "брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом" . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет"); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: "В своем бегстве, - говорил он, - Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, - уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: "Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, - легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же Будешь со мною в раю" (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что "воздаст тебе Сей Младенец".

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся "Персея", которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: "Мы видели, - говорит он, - там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом "Сирен", упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.


После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся "Натарея", лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте - нет. Св. Епифаний говорит, что - два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: "И там был до смерти Ирода" (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, "ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца". Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу - Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский "Жития святых"

Январь по праву называют одним из самых богатых на праздники месяцев. Помимо любимых всеми Нового Года и Рождества, 8 числа этого месяца отмечают важный церковный праздник - Собор Пресвятой Богородицы.

Почему этот день так важен с религиозной точки зрения?

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы не случайно на следующий день после Рождества Христова.

Служители господа обращаются с хвалебными молитвами к Матери Иисуса, которая была избрана Господом для рождения Сына Божьего. В Библии написано о непорочном зачатии и безболезненных родах Марии. По той причине, что она - Та самая, избранная дева, в церковных обычаях принято чествовать мать Иисуса сразу после Дня Его Рождения.

Почему праздник называется Собором?

Богородица удостоена чествования круглый год. Имеется множество посвященных ее рождению, получению ею Благой вести от ангела и так далее. назван так потому, что он направлен на общее служение Марии. Речь идет о соборной службе, где провозглашаются молитвы для Богоматери, а также лиц, приближенных к ней и Иисусу Христу: царю Давиду, святым Иосифу и Иакову.

Иосиф Обручник и святой Иаков

Для рода Давидова рождение Мессии стало величайшим событием, несмотря на то, что действие протекало в неприглядной пещере Вифлеема. Родственников у Марии не было, и в момент рождения Иисуса рядом был лишь Иосиф Обручник, который был уже в почтенном возрасте и был призван блюсти девственность Богородицы. Предание гласит, что иудейский первосвященник благословил его на обручение с Марией. Иосиф опекал Богородицу и ее Младенца долгие годы и именно ему во сне явился ангел с предупреждением, что надобно бежать в Египет. Не колеблясь ни минуты, он встал и повел Марию с ребенком за собой. Даже не помешал Иосифу взять на себя ответственность за две столь важные жизни, и, дабы обеспечивать своих подопечных, он начал работать плотником в Египте, зарабатывая на пропитание.

По плоти Давид был предком Господним, так как по преданию надлежало, чтобы Спаситель был рожденным из рода Давидова. Не менее важная приближенная к Господу персона - Иаков. Он был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому его считают братом Господним. Будучи благочестивым и преданным Богу, после воскрешения Христа из мертвых его нарекли настоятелем Иерусалимской Церкви.

Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

Дева Мария почитаема людьми с раннего становления Христианской церкви. Праздник Собор Пресвятой

Богородицы как таковой начал отмечаться еще в IV веке нашей эры, когда Епифаний Кипрский, Августин Блаженный и Амвросий Медиоланский произвели обряд Богослужения в честь Рождения Христова и соединили его с оным для Матери Его. Официальный статус это церковное событие приобрело лишь в 681 году, когда впервые был проведен собор в честь Девы Марии, Иакова и отца его Иосифа Обручника.

Дата 8 января выбрана не случайно. Среди всех святых Богоматерь удостоена наивысшей чести. Поэтому в качестве дани уважения к Пресвятой Деве церковные служители чествуют ее на следующий день после самого важного религиозного праздника - рождения Спасителя.

Собор Пресвятой Богородицы: особенности праздника

С течением времени некоторые церковные события имеют обыкновение становиться народными. Так, 8 января принято праздновать религиозный праздник - Собор Пресвятой Богородицы, однако на Руси зародились свои обычаи. В народе в этот день прозвали «Бабьи каши». Полагается почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января согласно старым обычаям принято было печь пироги и угощать ими рожениц. В крестьянских семьях, где были дети, в этот день обязанностью родителей было приготовить вкусности, взять водку и отправиться с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды.

По старорусским обычаям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины чувствовали свое особое единство с Богоматерью, поэтому оставляли ей в дар хлеб. Как правило, женщины пекли и приносили их в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой.

Считается, что эти обычаи пришли из язычества, которое долгое время процветало на Руси. Известно, что до посвящения русских земель в христианство, люди почитали множество Богов. Среди них была покровительница всех женщин - Макошь, культ которой претерпел метаморфозы и смешался с празднованием Собора Богородицы. Искоренить следы язычества долгое время было невозможно, особенно это касалось поклонению богиням, помогающим женщинам.

Известны случаи, когда параллельно с появившимися христианскими церквями многие крестьянки в деревнях продолжали каждую осень преподносить дары богиням рожениц. Эти закостенелые традиции вызывали гнев отцов церквей, но, тем не менее, даже страх перед наказанием не мешал женщинам осуществлять их ритуалы. Бытует мнение, что во многом празднование Собора Пресвятой Богородицы было маскировкой языческих обрядов, которые проходили во время богослужения и после него. Люди закатывали пиры в этот день, водили хороводы и продолжали навещать рожениц и повитух.

Даже в XVIII веке продолжались гонения на язычников, которые тщательно скрывали свои ритуалы от церквей. Священники называли большинство традиций этого дня дьявольской работой, повергая в смятение всех крестьян. Даже такой нетривиальный обычай, как варить в этот день кашу, они относили к проискам Интересен тот факт, что освящение хлеба на Собор Пресвятой Богородицы священнослужители также отрицали. В 1590 году Киевский митрополит осуждал людей, называя подобные их действия еретическими.

Кого еще воспевали на Руси 8 января?

По старинному обычаю день Собора Пресвятой Богородицы приходился на 26 декабря. Помимо молитвенного воспевания Девы Марии, славяне отдавали должное памяти пророка Давида, который смог победить своими руками гиганта Голиафа. Крестьяне почитали этого святого и обращались к нему с молитвами за помощью. Считалось, что те, кто верует и молится Давиду, будут избавлены от ярости и гнева. Это поверье сложилось в результате исторических данных о том, что пророк был оруженосцем Саула и часто должен был укрощать строптивого мужа песней и шуткой. Отсюда на Руси зародилось поверье, что, отправляясь в путь, странник должен испросить защиты у Давида. Это должно было обеспечить ему легкую дорогу и избавиться от всяческих напастей, в том числе разбойников и диких зверей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Представители христианской

религии не понаслышке знают, что календарь исчерчен красным цветом в дни наиболее значимых церковных событий. Дева Мария - одно из самых важных действующих лиц в истории появления на свет Спасителя. Поэтому в ее честь отведено множество хвалебных церемоний, в том числе и проводимый 8 января Собор Пресвятой Богородицы. История праздника уходит в самое сердце истории Нового Завета. Однако на этом список важных событий не подходит к концу, и существует множество других, важных с религиозной точки зрения событий.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник, пришедший из древнего Придания. Он относится к двенадцати наиболее важным религиозным событиям года и отмечается на четвертый день декабря.

В этот день по Приданию люди должны вспоминать родителей Богородицы: Анну и Иоакима, которые прожили долгую жизнь до самой старости, но Бог так и не наградил их детьми. До последнего веруя в Божью справедливость, они уповали на Господа в своих молитвах, пообещав, что, если он подарит им долгожданное дитя, то они посвятят его ему. Их просьбы были услышаны Всевышним, и он послал им младенца - прекрасную Марию.

Когда девочке исполнилось три года, Анна с мужем отправились в Иерусалим, чтобы отвести дочь в храм, как и обещали Господу. В виду особой важности обета родители Марии зажгли свечи и устроили сопроводительную процессию девочке. Впереди нее следовали юные девы, а вокруг Марии и родителей - родственники.

Когда процессия подошла к воротам храма, их встретили священники во главе с Захарией, отцом Иоана Крестителя. При входе в Божью обитель стояло 15 ступеней. Родители оставили девочку на первой из них, после чего с удивлением наблюдали, как их дочь самостоятельно поднялась до самого возвышения.

Захария получил послание свыше о том, что должен ввести Марию в самое святое место храма, куда было положено входить только единожды в году. С этого момента можно считать, что начался нелегкий и решающий период в Истории - мать Спасителя начала свой путь. Введение во храм Пресвятой Богородицы - событие праздника, когда юная дева начала служить Господу согласно обещанию родителей.

Пребывание Марии в храме

Летописцем, который записал историю событий о жизни Богородицы в Божьем доме, был Он поведал, что девочка жила в помещении с другими девственницами и была на попечительстве благочестивых дев. Основными занятиями, которым предавалась девочка, были мольба, рукоделие и чтение молитв. Мария была прилежной ученицей и с детства проявляла себя с лучшей стороны.

По правилам

Тогдашнего мира, девочка по достижении пятнадцатилетнего возраста должна была покинуть стены храма и обзавестись мужем. Однако в этом вопросе Мария впервые проявила непокорство: она приняла обет оставаться девой до конца дней и посвятить себя служению Богу. Захария, будучи мудрым, предложил выход из ситуации. Он посоветовал престарелому родственнику девочки Иосифу жениться на ней, дабы обеспечить ей достойную жизнь. При этом подразумевалось, что Мария и далее будет оставаться непорочной и сможет исполнить свой обет.

История празднования вхождения во храм Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом события появились в начале нашей эры, а точнее, эры христианства. В период с 250 по 300 годы н.э. по настоянию императрицы Елены был сооружен первый храм, посвященный памяти вхождения Пресвятой Богородицы во храм. Окончательно празднование этого мероприятия было учреждено в церковных кругах к IV веку.

Празднование проходило пресно и поверхностно, и лишь к началу Х века Георгий Никодимский совместно с Иосифом Песнописцем написали каноны для проведения молитвенных обрядов.

Особенности празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Нужно сказать,

что любое церковное мероприятие представляет собой обряд. Конечно, в отличие от языческих жертвоприношений, христиане придерживаются гуманных методов, в основном прибегая к помощи молитвенных песнопений, проповедей, помазанию и имитации некоторых исторических событий, носящих символический характер.

Независимо от того, ведется ли служба в храме или проходит любой праздник, например, Собор Пресвятой Богородицы, молитва Богородицы является неотъемлемым атрибутом события. Немаловажными факторами в проведении богослужения выступают одежды священников. Так, в день празднования Введения во храм Богородицы служители Господа облачаются в одеяния синего или голубого цвета. В этот день проводится вечерняя служба, всенощное бдение, литургия.

Особенности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы подразумевают прочтение лишь предусмотренных текстов: молитва Богородице, одноименный тропарь и кондак, а также ряд специфических богослужебных песнопений.

Распятие в честь праздника

По религиозным понятиям существует 12 наиболее значимых событий в году. Некоторые из них воспеваются не только во время массовых молитвенных песнопений, но и имеют свою собственную атрибутику, как, например, распятие «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Крестики с изображением данной тематики весьма популярны. Они исполняются из различных материалов. На одной стороне крестика можно увидеть Создателя, восседающего на уготованном ему престоле, а с обратной - наблюдать праздничную процессию во время восхождения на ступени храма Марии.

Собор Пресвятой Богородицы — праздник православной церкви, совершается на следующий день после Рождества Христова.
Второй день после Рождества — называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.

В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память тех, кто по плоти был близок к Христу:
- святого Иосифа Обручника;
- царя Давида (предок по плоти Иисуса Христа);
- святого апостола Иакова, брата Господня (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», - отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца - ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

В первое воскресенье по празднику Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида - святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа - от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале — грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное — это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией — так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово — тайна Божественного воплощения — многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы:

Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.


Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы.

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

VI Вселенский Собор — правило 79

Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».


Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет.

После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет» (Лк. 2:39).Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: «брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом» . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же Будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: «Мы видели, — говорит он, — там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.


После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте — нет. Св. Епифаний говорит, что — два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, «ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский «Жития святых»

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери:

«Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: "Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, - Христос, в Него вселившись, совершил спасение". С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: "Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении!"»

(Утреня праздника).

*Если в этот день будет вьюга и мороз, значит, лето будет холодным.

*Если человек родился 8 января, значит, он будет хорошим мастером. Ему рекомендуется носить алмаз в качестве талисмана.

*Повитухам 8 января полагается дарить материю и полотенца - «на легкую дорогу» принятыми ими детьми. Кроме того, повитухам приносят угощения, что сулит дарителям счастье, а женщинам - легкие роды.

*Маленького ребенка в этот день поднимали выше собственной головы, чтобы он рос высоким, крепким, красивым и здоровым.

*В день 8 января нельзя покупать веревки или изделия из них, поскольку это может привести к тому, что в семье кто-нибудь повесится.

*Колядовщиков, пришедших в дом, нужно обязательно впустить и угостить вкусной едой, что принесет хозяевам дома счастье и благополучие, мир и покой в семье.

*Если за окном снег и мороз - примета к тому, что лето будет ненастным и холодным.

*Если утром солнечно и ясно - жди хороший урожай проса.

*Стаи ворон летают над головой - будет вьюга.

*Если щебечут синицы - жди ночных заморозков.

*Если из дома в день 8 января вынести разбитую посуду или другой ненужный хлам - в семью придет несчастье.

*Если в печи горит белое, а не красное пламя, скоро потеплеет.

*Если услышал пение зяблика - скоро будет оттепель.

*Северный ветер принесет с собой холод и стужу.

*Если после заката 8 января небо окрашивается в красный цвет - жди лютых морозов.

Январь очень богат на разнообразные праздники, в том числе и церковные. Самым главным большая часть православных считают Рождество. Однако не менее важным считается и следующий за этим торжеством день. Ведь отмечается 8 января праздник Собор Пресвятой Богородицы, который в старину для женщин был гораздо более значимым чем все рождественские богослужения. Ни для кого не секрет, что на Руси Божья Матерь всегда была очень почитаема. В ее честь возводились многочисленные храмы, монастыри и писали иконы. Многие из образов стали чудотворными и до сих привлекают к себе внимание тысяч паломников со всего мира. Сегодня праздник Собор Пресвятой Богородицы не столь известен, однако это не умаляет его значения. Из нашей статьи вы узнаете об истории возникновения и становления этого торжества. А также о том, что значит праздник Собор Пресвятой Богородицы для всех верующих и особенно женщин.

Описание торжества

Наши предки обязательно посещали храм не только седьмого, но и 8 января. Праздник Собор Пресвятой Богородицы имеет очень древнее происхождение и относится к торжествам главного церковного круга. В православии существует традиция, согласно которой после какого-то великого праздника всегда отмечается сопутствующее ему торжество. Чаще всего без тех лиц, кого церковь чествует в эту дату, великий праздник просто не был бы возможен.

Поэтому в праздник Собора Пресвятой Богородицы все верующие вспоминают Божью Матерь, явившую этому свету младенца Иисуса. Однако не только ее чествуют в эту дату, параллельно христиане прославляют тех, кто имел отношение к рождению Христа и помогал ему сохранить жизнь.

Кого еще чествуют восьмого января?

В православный праздник Собор Пресвятой Богородицы в храмах вспоминают не только Деву Марию. Кроме Нее в этот день молятся и еще о трех личностях, который считают близкими к Спасителю в его земной жизни:

  • Иосиф.
  • Царь Давид.
  • Иаков.

Каждое из этих имен хорошо известно православным. К примеру, Иосифа называют мужем Марии, именно так он представляется нам во время рождественских историй. Однако священнослужители могут рассказать о событиях, предшествующих появлению на свет младенца Иисуса, совсем иначе. Эта информация относится к предыстории Рождества и праздника Собора Пресвятой Богородицы. Об этом мы расскажем читателям в следующем разделе статьи.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

В старинных книгах упоминается, что на тот момент, когда Иосиф стал нареченным мужем Девы Марии, ему уже исполнилось восемьдесят лет. Богоматерь была доверена ему для сохранения Ее жизни и чистоты. Ранее Иосиф уже был женат и имел несколько детей. Именно один из его сыновей, Иаков, отправился вместе с рожденным Спасителем в Египет ради сохранения Его жизни, а также спасения отца и самой Марии от власти царя Ирода. Примечательно, что об Иосифе известно не слишком много. Он считался очень благочестивым человеком и именно из-за этого был избран на роль человека, оберегающего Богоматерь. Это стало его самым главным служением Господу, которое Иосиф прошел от начала до конца.

Хочется уточнить, что Иаков, как и его отец, был очень благочестив и уже после мученической смерти Христа и его воскрешения из мертвых стал предстоятелем одной из первых христианских церквей.

Нельзя не упомянуть и о царе Давиде. Его имя вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы потому, что он является предком Христа, и они происходят из одного рода.

Если интересоваться предысторией церковного праздника, то священнослужители рассказывают о чудесном спасении младенца от гнева Ирода. Царь ждал того, что волхвы, пришедшие в его земли с подарками для новорожденного раскроют его местоположение. Однако они так и не подались уговорам Ирода и тайно покинули его царство. Рассвирепев, он приказал своим воинам уничтожить абсолютно всех младенцев в самом городе Вифлееме и его ближайших окрестностях. Однако Иосиф во сне увидел ангела, посланного к нему с предупреждением. Ангел повелел ему немедленно подниматься, брать свою семью и бежать в Египет ради спасения своих жизней. Иосиф последовал услышанным словам и смог избежать печальной участи.

Спустя много лет ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему о смерти Ирода, повелев возвращаться в Вифлеем. Святой старец вновь покорился воле свыше, но он не решился селиться в том же городе, где теперь правил сын жестокого царя. Вместе с семьей Иосиф отправился в Назарет, где и обосновался.

Сохранив жизнь Христу и Богоматери, он выполнил свое главное предназначение. Поэтому и чествуется практически наравне с Девой Марией в праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Становление церковного праздника

Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается уже очень давно, его становление происходило практически параллельно развитию христианской церкви. Приблизительно в четвертом веке многие священнослужители и святые старцы писали о том, что в Рождество обязательно необходимо вспоминать и почитать Богоматерь. Они поучали в своих текстах христиан и советовали им, как правильно отмечать этот праздничный день.

Долгие столетия верующие именно так и относились к Рождеству, как повелели им святые мужи, однако приблизительно к концу седьмого века Вселенский Собор принял иное решение относительно этой даты. Стоит заметить, что священнослужители, участвующие в Соборе, часто устанавливали правила, которые в будущем становились нормой для всей Церкви. Поэтому принятое решение о разделении Рождества и чествования Богоматери было воспринято за прямое указание для всех христиан. С этого периода поздравления с праздником Собора Пресвятой Богородицы православные приносят друг другу восьмого января. До наших дней эта дата не менялась, к тому же стоит учитывать, что она является постоянной и не зависит от других праздничных дней, как многие другие церковные торжества.

Что означает праздник Собора Пресвятой Богородицы?

Отчасти о значении этого церковного торжества мы уже рассказали в предыдущих разделах статьи. Но все же кратко повторимся: невозможно праздновать рождение Христа, не вспомнив о тех, кто был рядом с ним и стал помощниками будущего Спасителя. Ведь каждый человек, оказавшийся рядом с младенцем после его появления на свет, не был случайным. Поэтому восьмого января православные приходят в храм и молятся перед иконами Девы Марии, вознося хвалу ей, Иосифу, Иакову и царю Давиду.

Обычно в этот день в церковь приходят в основном женщины. Именно они приносят Богоматери свои проблемы и заботы. Считается, что она как нельзя лучше понимает все женские беды и никогда не оставляет просьбы без внимания. Поэтому для незамужних и семейных представительниц прекрасного пола Дева Мария является заступницей. А праздничный день является еще одним поводом, чтобы поблагодарить ее за помощь и обратиться с очередной просьбой. Многие говорят, что именно восьмого января Богоматерь особенно внимательна к слезам и проблемам земных женщин.

Добродетели Пресвятой Богородицы: о чем необходимо просить в праздник

Сегодня мы обращаемся к высшим силам практически по каждому поводу, даже не задумываясь о ничтожности некоторых просьб. Однако наши предки более ответственно относились к своим отношениям с Богом. Особенно это касалось женщин, ведь они несли ответственность перед Творцом за духовную чистоту своих близких. А помогала им нести эту миссию именно Богородица, поэтому женская половина прихожан всегда приходила восьмого января в храм и просила даровать им добродетели, которыми обладала Дева Мария. Их священнослужители насчитывают три:

  • Всецелая преданность Господу. Богородица отличалась большим смирением перед Божьей волей, что является величайшей добродетелью любого верующего человека. Она послушно приняла весть от архангела Гавриила о будущем рождении Христа. Однако вместе с этим Дева Мария добровольно приняла на себе и все горести, которые свалились на ее хрупкие плечи в дальнейшем. Однако даже многочисленные скорби и печали не смогли поколебать ее веры и смирения. Именно так подобает вести себя всем, кто принял христианство как единственно правильную религию.
  • Обет чистоты. Все знают историю о непорочном зачатии Спасителя, но мало кто задумывается о том, что Богоматерь на протяжении всей своей дальнейшей земной жизни хранила эту чистоту. Причем, когда мы говорим о невинности и безгрешности, то имеем в виду не только телесную чистоту, но и духовную.
  • Мужество. Хрупкая и нежная женщина очень мужественно переживала все тяготы и лишения, которые были предопределены на ее земном пути. Она ярче многих других иллюстрирует эту добродетель и будто призывает верующих следовать ее примеру.

Сегодня об этой особенности праздника известно немного. Однако как никогда наш мир нуждается именно в перечисленных добродетелях, которые сделают нас светлее и помогут достойно нести данный свыше крест.

Как отмечали праздник наши предки?

Значение праздника Собор Пресвятой Богородицы для христиан на Руси трудно было переоценить. Особенно стремились в этот день в храм недавно родившие женщины и те, которые были на сносях. Для них эта дата была даже важнее Рождества и с ней связывали множество примет.

К примеру, женщины, ждущие малыша, и их супруги ни в коем случае не должны были работать восьмого января. В противном случае наши предки предрекали появление на свет малыша с различными физическими проблемами.

Принято было в этот день вспоминать в храме всех умерших родственников. По давнему поверью они могли спускаться на землю и приходили в церковь, чтобы послушать богослужение, которое устраивали для них почившие священники.

Интересно, что церковный праздник плотно переплелся с языческим обрядом почитания повитух. Назывался он «Бабьи каши». Обычно после посещения храма женщины варили кашу и готовили различные вкусности, а затем шли в гости к повитухам, взяв с собой детей, которым они помогли появиться на свет.

Многие жительницы деревень ходили в этот день колядовать. Считалось, что это принесет им удачу на весь следующий год.

Сегодня восьмого января принято и чествовать иконы Богоматери, а именно восемь из них. В это число входят и чудотворные образа, об одном из которых мы расскажем чуть позже.

Иконография

Приблизительно к тринадцатому веку на территории Древней Руси сформировались традиции написания икон к этому празднику. А уже с четырнадцатого века образы распространились практически по всем храмам, церквям и монастырям.

Согласно канонам, Богородица всегда изображается в центре композиции. Она восседает на троне в окружении волхвов, святых и пастухов. На некоторые иконы добавлены и другие символические изображения, призванные усилить значимость служения, которое несет Дева Мария. Практически на каждом образе она держит на руках Иисуса, но самая древняя из имеющихся икон существенно отличается от остальных. На ней Богоматерь придерживает не самого Христа, а его изображение. Данный образ датируется четырнадцатым веком и до сих пор по-разному трактуется священнослужителями.

Чудотворная икона «Милостивая»

Многие из тех, кто бывал на Кипре, видели этот необычный образ Богородицы, который сегодня располагается в специально выстроенном для него храме. Однако долгие годы до этого икона странствовала, переходя из рук в руки.

Считается, что впервые она появилась у египетских христиан, которые молились перед ней и считали лик чудотворным. Но в период гонений они отдали свою святыню морякам, обещавшим доставить ее в Константинополь. В пути судно ограбили пираты-сарацины, однако владели они иконой недолго. Буквально через несколько недель сами они стали жертвой греческих пиратов. Уже они доставили образ в подарок императору Константинополя.

Там она находилась долгое время, а в двенадцатом веке ее доставили на Кипр в красивый храм, выстроенный в живописном месте. Здесь она находится и по сей день. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, которые страдают тяжелыми болезнями. За столетия накопилось множество свидетельств чудесных исцелений, которые давались по большой вере и искренней молитве.

Интересно, что самого лика Девы Марии и Христа на ее руках никто не видел уже долгие годы. По неведомой причине икона по диагонали закрыта пеленою. Поэтому паломники, да и сами служители церкви, а также монастыря, возникшего рядом, никогда не видели ее полностью.

Молитвы Богородице

Многие интересуются тем, какие молитвы к празднику Собора Пресвятой Богородицы необходимо читать в храме. На этот счет нет единого мнения, ведь главное, чтобы это обращение было максимально искренним. Поэтому молиться можно даже простыми словами, идущими от самого сердца.

Однако если вы все же предпочитаете определенные молитвы, то одну из возможных мы приводим ниже.

Так как она достаточно длинная, то в праздник вы можете взять с собой в храм ее напечатанный текст. Его будет уместно читать у иконы Девы Марии или в любом другом месте.

Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

Собор Пресвятой Богородицы

Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь - в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

История и традиции

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки - рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется "Милостивая".

Милостивая

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название "Киккотиса" (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери "Милостивой", поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип "Елеусы", лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках - греческий свиток.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Копии чудотворного образа "Милостивая" на Руси появились в XVII веке — в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

Молитва

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников