Праздник преставление апостола и евангелиста иоанна богослова. Иоанн Богослов. Молитвы. День апостола Иоанна Богослова. Книга Откровения. Возвращение из изгнания в Эфес

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 - 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 — 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.

Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, - говорил царь Ирод.

Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.

Нет, это Иоанн Креститель, - твердил царь Ирод.

В свое время заключил царь Ирод Иоанна Крестителя в темницу из-за Иродиады, жены своей. Когда-то она была женой брата Ирода - Филиппа, а Иоанн говорил царю Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата своего». За эти слова Иродиада хотела убить Иоанна, но Ирод не позволял, ибо боялся праведности и святости своего узника. Царь Ирод с удовольствием слушал его и многое делал по слову Иоанна Крестителя.

Однажды созвал царь Ирод пир по случаю дня своего рождения. И на этом пиру дочь Иродиады так хорошо танцевала, что Ирод пообещал ей исполнить все, что она захочет. «Чего просить?» - спросила дочь Иродиаду. «Проси голову Иоанна Крестителя». Подошла дочь Иродиады к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты мне сию минуту дал на блюде голову Иоанна Крестителя». Опечалился царь, но перед гостями не хотел нарушить своего слова. Послал Ирод оруженосца за головой Иоанна. Пошел оруженосец в темницу, отсек голову и отдал на блюде девице, а та поднесла матери своей. Узнали о том ученики Иоанна Крестителя и похоронили тело учителя своего.

КАК БЫЛИ НАКОРМЛЕНЫ ТЫСЯЧИ

Собрались апостолы к Иисусу и рассказали ему все, что они сделали и чему научили людей.

Идите в пустынное место и отдохните немного, - молвил Иисус.

Узнали о том люди, побежали вослед, а некоторые шли впереди Иисуса. Сжалился над ними учитель, потому что были они как овцы без пастуха, стал учить их и говорил им до самого вечера.

Нужно послать людей в окрестные деревни и селения, пусть купят себе хлеба, - решили апостолы.

Вы дайте им есть, - ответил Иисус.

У нас только пять хлебов и две рыбки, - сказали ученики.

Рассадите всех на траве.

Сели люди на траву рядами по сто и пятидесяти - пять тысяч человек, кроме детей и женщин.

Взял Иисус пять хлебов и две рыбы, поглядел на небо, благословил хлеб и разломил.

Потом роздал хлеб и рыбу ученикам, и те разламывали и передавали дальше, и остальные разламывали, ели и дальше передавали, пока все не насытились. Стали потом собирать остатки, и остатков набралось двенадцать коробов.

ПО МОРЮ КАК ПО СУХУ

После того велел Иисус ученикам сесть в лодку и отправиться на другую сторону, пока он будет говорить с народом. Отпустив народ, взошел Иисус на гору помолиться и вечером оставался там один.

Лодка с учениками была уже на середине озера, и било ее волнами, потому что поднялся встречный ветер.

В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус прямо по воде. Апостолы увидели его, подумали, что это призрак, и от страха вскричали.

Успокойтесь, - сказал им Иисус. - Это я.

Если это ты, Господи, повели мне прийти к тебе по воде, - обратился к Иисусу Петр.

Иди, - сказал Иисус.

Сделал Петр несколько шагов, но потом испугался ветра и начал тонуть.

Спаси меня, Господи! - закричал Петр.

Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал:

Маловерный! Зачем ты усомнился?

И когда вошли они в лодку, ветер утих.

За кого меня принимают люди? - спросил Иисус своих учеников.

Одни за Иоанна Крестителя, другие за пророка Илию, а иные еще за какого пророка.

А вы за кого меня принимаете?

Ты - Христос, Спаситель, Сын Бога, - сказал Петр.

Блажен ты, Петр, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Небесный. И я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на камне этом я воздвигну церковь мою, и никто ее не одолеет. Тебе я дам ключи от Царства Небесного, и все, что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а все, что развяжешь на земле, и на небе будет развязано.

Тогда запретил Иисус ученикам рассказывать кому бы то ни было, что он - Спаситель.

Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт Елена

Глава 22 Заточение и смерть Иоанна Крестителя Евангелия от Матфея, 11-I-1I; 14:1-11; от Марка, 6:17-28; от Луки, 7:19-28 Иоанн Креститель был первым глашатаем Царства Христова и первым пострадал за него. Вместо вольного воздуха пустыни и огромных толп народа, внимавших ему, теперь его

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Смерть Иоанна Крестителя. Евангелие от Марка 6:20-28 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим,

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Евангелие от Иоанна 1:29-36 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

1. Смерть Иоанна Крестителя (6:14–29) Царь Ирод, услышав об Иисусе, - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же услышав

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.- Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых,- говорил царь Ирод.Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.- Нет, это Иоанн Креститель,- твердил царь Ирод. В свое время заключил

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.- Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, - говорил царь Ирод.Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.- Нет, это Иоанн Креститель, - твердил царь Ирод.В свое время

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Смерть Иоанна Крестителя Тем временем слух об Иисусе дошел до правителя, до Ирода, 2 и тот сказал своим слугам: «Это Иоанн Креститель. Бог воскресил его из мертвых - вот откуда у Него сила творить чудеса».3 В свое время этот самый Ирод схватил Иоанна, связал его и бросил в

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Смерть Иоанна Крестителя 14 Царь Ирод услышал об Иисусе, ибо имя Его стало повсюду известно: одни говорили, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому совершаются им такие чудеса, 15 другие утверждали, что это Илия, третьи - что это пророк, подобный одному из

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

3. Смерть Иоанна Крестителя. 6.17-29 - «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но

Из книги автора

Поучение 1-е. Собор св. Иоанна Крестителя (Черты для подражания из жизни св. Иоанна Предтечи Господня) I. С первого взгляда жизнь Предтечи Господня, память коего ныне совершается, покажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и

Из книги автора

ГЛАВА 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками Пир ИродаПравитель Галилеи и Переи, Ирод

Из книги автора

Поучение 2-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие, участь Иоанна?) I. Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, обличал царя Ирода за то, что он, убив своего брата Филиппа, взял себе его жену Иродиаду. Ирод

Дни памяти:
21 мая (8 мая по старому стилю) — день ежегодного исхождения на месте его погребения тонкого розового праха, исцелявшего от болезней;
13 июля (30 июня) — в день Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.
9 октября (26 сентября )– день преставления апостола Иоанна

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн- покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет.

Святой еще получил прозвище апостол любви, молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охранять ее от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей.

Апостолу Иоанне молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 — 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.
По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика.
Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.
После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса.
Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).
Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне — «апостол любви «.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова .

«Сыновья грома» — так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов .

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

Введение.

Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить.
Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

Однажды папа сказал Богдану:
- В октябре, 9-го числа, празднование преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Люблю этого апостола! И люблю написанное им «Евангелие»! Впрочем, я все их люблю, и мне нравится, что их четыре, а не одно!
- Почему? – спросил Богдан.
- Очень хорошо, что в основу Священного Писания Нового Завета вошли свидетельства не одного ученика Иисуса Христа, а сразу четверых, - повторил папа. – Дело в том, что все люди разные. Представим, что несколько человек стали свидетелями одного и того же события, и начинают рассказывать о нем. Эти рассказы будут немного отличаться друг от друга, даже если люди изо всех сил стараются говорить только правду! Почему? Потому, что таковы особенности человеческой памяти – она ярче всего отображает самое важное. Одному кажется важным одно, другому – другое, поэтому и рассказы будут чуть-чуть разными. И эти разные рассказы будут дополнять друг друга! Так и наши четыре Евангелия дополняют друг друга. Евангелист Марк, автор самого короткого Евангелия, писал его в Италии, и потому ему казалось особенно важным рассказать людям о том, что сделал Иисус Христос – ведь подавляющее большинство римлян не были в Палестине во время евангельских событий. Евангелист Матфей писал для иудеев. Многие иудеи и так знали о том, как развивались Евангельские события, и потому Матфей делает упор на то, что сказал Господь Иисус Христос, а так же на то, как в Евангельских событиях сбылись предсказания ветхозаветных пророков о грядущем Мессии. Два этих подхода объединяет в своем труде Лука. Он пишет не только о том, что видел сам, но и о том, что узнал от других – «по тщательному исследованию всего сначала» (Лк. 1, 3). Можно сказать, что евангелист Лука является первым историком Церкви Христовой, и его два труда «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» трудно переоценить!
- А Иоанн? – спросил Богдан.
- А Иоанн писал свое Евангелие последним, - сказал папа. – Он был юношей в то время, как встретился с Господом Иисусом. После Крестной смерти Господа, Его Воскресения и Вознесения, Иоанн прожил еще много лет, и свое Евангелие написал около 95 года первого века. Мне приходилось читать о том, что Иоанн был знаком с текстами Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки, и говорил, что все написанное – правда. Свое же Евангелие апостол написал для того, чтобы указать на события и слова Господа, которые не вошли в первые три Евангелия, но Иоанну казались очень важными. И каким же глубоким получилось повествование этого простого рыбака! Между прочим, святитель Иоанн Златоуст простое происхождение евангелиста Иоанна считал вернейшим доказательством того, что устами этого человека говорил Дух Святой!
- Почему? – не понял Богдан.
- В наше время все образованы где-то одинаково, - сказал папа. – Все умеют читать, писать… Но раньше было не так. Были люди образованные, и люди совершенно некнижные. И именно этих некнижных Господь сделал своими учениками. Никто из современников не посмел бы сказать, что эти люди выдумали то, о чем писали! Любой, кто внимательно читал Евангелия, понимает – все это просто невозможно выдумать! Даже умнейшие и образованнейшие философы не смогли бы это придумать, и уж тем более – простые рыбаки! Впрочем, зачем я все это говорю? Вот, слушай, что говорит один из великих учителей Церкви! - и папа достал с книжной полки один из томов Иоанна Златоуста. – «Итак, какое же было отечество Иоанна? – начал папа. – Отечества у него не было почти никакого. Он происходил из бедного селения, из страны, самой в то время презренной – из Галилеи. Отец его был бедный рыбарь. Нет беднее, нет презреннее, невежественнее рыбарей, впрочем, и между ними одни выше, а другие ниже. Апостол и в этом отношении занимал самую последнюю степень. Он и не в море ловил рыбу, а трудился в небольшом озере, сам чинил порванные сети, что указывает на крайнюю бедность. И вот этот-то рыбарь, сын бедного рыбаря, человек простой до последней степени простоты, не изучавший наук ни прежде, ни после соединения со Христом – вещает к нам, и говорит о том, что прежде еще никто не знал. Он приносит к нам столь возвышенные догматы, столь превосходные правила жизни и такую мудрость, какие возможны только для говорящих из самых глубин Святого Духа!»
Папа отложил книгу.
- Да, сынок, - сказал он. – Мне приходилось читать книги философов, и вообще людей образованных и умных, но нигде я не встречал такой глубины, такого совершенного Богословия, как у апостола и евангелиста Иоанна. И я согласен со Златоустом - простой рыбак не мог бы это выдумать! Да и самый умный человек на свете не мог бы это выдумать тоже! Через апостола Иоанна с нами говорит Дух Святой; поэтому и послания апостола Иоанна, и книга «Откровение», и его «Евангелие» поражают нас своей глубиной, возвышенностью, точностью, и при этом – простотой изложения.
- Пап, а я слышал, что Иоанн Богослов был самым любимым учеником Господа, - сказал Богдан. – Разве Господь не любит всех людей одинаково?
- Я не знаю, был ли Иоанн самым любимым учеником, - сказал папа. – В Евангелии сказано немного не так. Иоанн говорит о себе «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 21, 20). Не сказано ведь: «Ученик, которого любил Иисус больше чем других учеников» - верно?! Конечно, и других учеников любил Господь! Однако именно Евангелист Иоанн заметил любовь Господа к себе и написал о ней. Почему? Я точно не знаю. Быть может, это просто слова человека, который ощутил бесконечную любовь Господа ко всем и к нему лично, и очень благодарен Богу за эту любовь. Но мне приходилось читать и такое объяснение. Есть предание, что Иоанн Богослов был молчалив, не тратил себя на мелочи, и смог подготовить свое сердце так, что оно могло воспринять больше Господней любви. Пойми – Бог Бесконечен и Его любовь бесконечна, вот только люди – существа ограниченные и сердца наши имеют разную глубину. Грех делает сердце мелким, а праведность – глубоким. Поэтому человек с глубоким сердцем, больше этой вечной любви, этой благодати и вмести;т!
- Понятно, - сказал Богдан. А потом спросил: - Пап, а Иоанна Богослов, ведь не погиб мученически, как другие апостолы?
- Да, сынок, - ответил папа. – Все апостолы заплатили жизнью за свою проповедь, а Иоанн умер сам, в глубокой старости. Это не значит, что он не страдал за Христа. Во время гонений, устроенных Нероном, погибли апостолы Петр и Павел – это ты знаешь. Но и Иоанн был арестован. Христианский писатель второго-третьего века Тертуллиан писал, что Иоанна хотели казнить, но не смогли. Сначала апостола заставили выпить яд, но от яда он не умер – Господь хранил его. Потом апостола попытались заживо сварить в кипящем масле, но и здесь свершилось чудо, и апостол остался жив. После этого апостола Иоанна сослали в ссылку на остров Патмос. Именно на этом острове Иоанн получил откровение от Господа, которое было записано и известно теперь как последняя книга Библии – «Откровение святого Иоанна Богослова».
- Пап, Иоанн так и умер в ссылке? – спросил Богдан.
- Нет, - ответил папа. – После длительной ссылки апостол Иоанн был выпущен на свободу. Последние дни жизни апостола прошли в городе Ефес. Именно там и было написано «Евангелие от Иоанна». По преданию, апостол прожил около ста лет, и умер в начале второго века от Рождества Христова. Церковь чтит память Иоанна Богослова не только в октябре, но и в мае.