Правила поведения и традиции Рождественского поста. Рождественский пост и древние традиции

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…»

По материалам сайта

Рождественский пост является одним из 4-х многодневных постов в году. Длится он ровно 40 дней – с 28 ноября по 6 января. В народе этот пост называют Филипповками, потому как накануне него, а именно 27 ноября, верующие поминают святого апостола Филиппа. На Руси этот пост также именовали «Корочун». По предположениям историков, такое название связано с небольшой продолжительностью светового дня в это время года: «корочун» – «короткий».

Как было раньше?

Примечательно, что тогда, когда на Руси только зарождалось, Рождественский пост длился всего неделю. Однако в 1166 году патриарх Константинопольской православной церкви Лука Хризоверг сделал этот пост сорокадневным. Кстати, Армянская христианская церковь до сих пор придерживается старых традиций: ее прихожане постятся только 7 суток.

Чего нельзя в Рождественский пост?

считается одним из самых строгих православных постов. Согласно церковным канонам, весь период, начиная с 28 ноября и заканчивая 6 января, верующие не употребляют в пищу мясные блюда (в том числе птицу), молочные продукты (молоко, сыр) и яйца. В понедельник, среду и пятницу нельзя кушать рыбу и пить вино. В эти дни недели запрещено даже растительное масло. Это так называемое сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье масло вкушать разрешается. Рыбу можно есть только в выходные дни, а также в определенные праздники. Самими строгими днями Рождественского поста является период со 2 по 6 января. В это время, независимо от дня недели, рыбу употреблять вообще не рекомендуется.


Воздержание от пищи – не главное

Даже сами священнослужители утверждают, что в любой пост – это вовсе не главное. Пост тела без поста души ничего, кроме вреда, человеку не принесет, уверены служители церкви. А потому необходимо не только соблюдать умеренность в еде, но и отказаться от посещения увеселительных мероприятий, исполнения супружеского долга, просмотра телевизора и пользования интернетом. Дело в том, что пост, в отличие от праздников, - по сути своей, время печали и скорби, усмирения плоти и очищения от грехов.

Голодный и злой

К необходимо основательно подготовиться. Если вы никогда не постились, не стоит сразу отказывать себе в пище, согласно самым строгим канонам. Ведь голодный человек становится раздражительным и злым. И тогда говорить о духовном очищении, конечно, уже не приходится. Всем тем, кто только начинает поститься, священники советуют попытаться воздержаться от скоромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Постепенно вы поймете, осилите ли вы этот подвиг. Именно так служители церкви называют посты. Кроме того, перед тем, как начать соблюдать пост, не лишним будет и посоветоваться с батюшкой, спросив у него благословения.

Послабления в пост
Послабление во время поста получают больные люди и беременные женщины. В этом случае они также просят об этом священника. Что же касается маленьких детей, то они вообще могут не соблюдать пост. Однако в это время можно ограничить потребление конфет или просмотр мультфильмов, например.

Новогодние праздники и соблюдение поста

Очень трудно придерживаться поста, когда все празднуют Новый год, и стол ломится от яств. Однако не стоит злиться и ссориться с родственниками, которые не разделяют вашего воздержания. Соблюдение поста или его игнорирование – это личное дело каждого человека. Можно просто приготовить для себя постные блюда и сесть за стол вместе со всеми. Если дети прокатятся с горки или полюбуются фейерверком – тоже не страшно. Да и выпитый в кругу семьи бокал вина священники также не осуждают. Понятно, что напиваться до потери сознания плохо не только в пост.

Постные блюда

На самом деле постный стол не такой уж и скудный, как может оказаться на первый взгляд. В пост можно приготовить множество разнообразных и питательных блюд. Например, испечь пироги из постного теста, которое можно приобрести в кондитерских магазинах или замесить самостоятельно. Пироги начиняются грибами, капустой, морковью, рисом или гречей. В определенные дни в пироги разрешается класть и рыбу.

Кроме того можно приготовить всевозможные каши и множество салатов, закусок, супов из овощей, фруктов и бобовых. Да что там говорить: из постных продуктов получаются даже прекрасные десерты, которые, бесспорно, украсят ваш новогодний стол. Это и пудинги, и мармелады, и халва, и желе, и замороженный ягодный сок вместо традиционного молочного мороженого.

Пост и доброта

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным» – это написал святитель и папа римский Лев I Великий. Это значит, что во время предстоящего Рождественского поста не стоит обходить вниманием всех тех, кому повезло чуть меньше, чем нам. Впрочем, о доброте и о нуждающихся в ней людях, пожалуй, не надо забывать и в другие дни.

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который продлится до 6 января включительно. Это один из четырех многодневных постов, установленных православной церковью. Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова.

Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. Но, реформой 1166 года, по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

Рождественский пост установлен для того, чтобы все верующие могли подготовить себя воздержанием, молитвой и покаянием, к встрече Пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

По своей строгости Рождественский пост напоминает Петров пост. Как и во время любого поста в эти дни необходимо воздержаться от мясных и молочных продуктов, также и от яиц. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то ослабление строгости поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковью.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”. При этом необходимо помнить, что пост телесный без поста духовного бесполезен, а пост духовный без поста телесного невозможен.

Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.


Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие. диакон Андрей Кураев

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы - это просто диета.

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу - это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)…

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное…

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

который также называют Филипповским, поскольку открывает его день апостола Филиппа 27 ноября.

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября».
На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Еще в ранние века христианства основной смысл этого поста заключался в духовном очищении человека. В пост полагается отказаться не только от скоромной пищи, но, главное, от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Рождества.
Апостол Филипп: один из 12 апостолов, уроженец Вефсаиды, города, где также родились апостолы Андрей и Петр. В Евангелии о нем упоминается во время чудесного насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами.
После тайной вечери, когда Господь в прощальной беседе возвестил апостолам о Своем отшествии к Отцу, Филипп, под влиянием чувственных и земных представлений, сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и этого будет нам довольно».
По вознесению Господа на небо Филипп упоминается вместе с прочими апостолами, пребывающими в Иерусалиме в ожидании Святого Духа. Предание сообщает, что впоследствии он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, мученически скончался при Доминициане, был распят в Иераполе.
Рождественский пост не считается строгим: в понедельник, среду и пятницу полагается растительная пища без постного масла, а во вторник и четверг - с растительным маслом, в субботу же и воскресенье, вплоть до 2 января, разрешено есть рыбу.
Кроме того, рыбу можно есть и в большие праздники, такие как Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря), также в дни памяти некоторых святых - апостолов Матфея (29 ноября), Андрея Первозванного (13 декабря) и князя Александра Невского (6 декабря).
В последнюю неделю перед Рождеством пост становится более строгим.