Потребности и мотивы. Основные тезисы. Потребности и мотивы: определение и основы психологии Потребности и мотивы поведения личности

Потребность - это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека.

Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные - потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. КЛевин в своей работе "Намерение, воля и потребность" (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.

В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие - социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей - это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.

Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активность. Голодный человек менее способен к творчеству; тот, кто не получает удовлетворения от своей работы и не может удовлетворить свои потребности в творчестве, находит замещающую деятельность в принятии пищи, имеет различные хобби, которые носят компенсирующий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Фрустрация (лат. - тщетное ожидание, обман) - психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внyтpeнним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фрустрация возникает, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от нее. Близким понятием является угроза или опасность.

Однако в ситуации опасности беда еще только грозит, а во фрустрации уже существует. Поэтому опасность повышает мобилизующее психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация - состояние, ориентированное на настоящее и прошлое.

Причины фрустрации человек может оценивать как внешние (трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и внутренние (плохо подготовлен к выполнению задания, безволен и т.п.). Однако причины ее усматривают чаще, особенно малые дети, во внешних обстоятельствах. Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются человеком как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Этот природный механизм, запускающий энергетические резервы в случае помех в достижении цели, социально прогрессивен и индивидуально выгоден в лучшем приспособлении и функционировании и людей, и животных. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает и тогда может появиться новый мотив.

Непосредственные психологические последствия фрустрации - возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фрустрацию являются aгpессия (направленная на других или на себя), снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете) и др. Фрустрация успешно изучается с помощью методики неразрешимых задач, а также методики прерванного действия. Входе продолжающихся неудач может произойти накопление фрустрации, которая, в свою очередь, приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям. Последние чаще возникают под влиянием наказаний. Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из деталей конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он будет рисовать его даже в воздухе. Реальным выходом из этого состояния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию, неосознанное выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда живут и сохраняются в снах человека.

В целом фрустрация - один из компонентов стресса, психического состояния высокой напряженности, которое вызывается неожиданными переменами, чрезмерными требованиями к человеку, над которыми он не властен: катастрофа, болезнь, измена, смерть близких и прочие не обычные ситуации, которые вызывают психическое потрясение.

Мотив - это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной Цели. Мотивация тесно связана с потребностями Человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация - побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

Мотив - это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. Процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека Может появиться цель - сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работать рядом с друзьями и т.д.

Часть мотивов может не осознаваться человеком. В приведенном примере человек может руководствоваться и считать главным мотив "работать рядом с друзьями", не осознавая действительного мотива "избежать грядущих неприятностей". Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренней процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разным, но равнопритягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направление деятельности и ее успех. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела, с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных - при ее низком и среднем уровне. Смена мотивов при изменении социальной и жизненной ситуации человека, преобразовании структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профессии нередко вызывают у отдельных людей мотивационный кризис. Понятие "мотивационный кризис" описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является характеристикой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет). Как показывают исследования, люди, ведомые в жизни мотивом власти, всегда в этом позднем возрасте находят сферу для реализации своих целей, тоща как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни.

Социальная мотивация. Первоначальная классификация социальных мотивов, предложенная Г.Мюрреем, объединила более 20 мотивов (мотив достижения и мотив власти, мотив социального успеха и мотив аффилиации (стремление к людям), мотив помощи и т.д.).

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г.Мюрреем и понимался как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро и достичь определенного уровня в каком-либо деле. Затем он был дифференцирован на два вида - стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как предпочитают рисковать расчетливо; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Системно-динамическая модель мотивации разработана М.Ш.Мaгомед-Эминовым. В мотивационном процессе он выделяет этапы актуализации мотивации и целеобразования, выбора действия; этапы формирования и реализации намерения, а также этап постреализации, где важны коррекция самооценки и переключение. М.Ш.Магомед-Эминов, Т.В.Корнилова адаптировали многие важные методики для измерения мотивации достижения. Существуют известная методика измерения мотивации Х.Шмальта и ее компьютерные варианты.

В отечественной психологии исследование мотива достижения началось с изучения уровня притязаний. Он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. Это понятие возникло в школе К.Левина. В нашей стране первые исследования уровня притязаний проводились И.М.Лалеем и В.К.Гербачевским в связи с исследованием интеллекта и личностных особенностей. Было выявлено, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще нeaдeквaтны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В.К.Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики - минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений. Известно, что нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к "стратегии самопоражения". Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации. Разработаны курсы мотивационного тренинга, который способствует повышению активности и инициативности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех. После тренинга повышаются решительность и уверенность правильности своих решений, ожидание успеха, сбалансированность уровня притязаний. Методика проведения тренинга показала, что лучше, если в период тренинга у людей бывают неудачи, которые объясняются недостаточными усилиями. Они полезнее, для преодоления неуверенности и "выученной беспомощности", чем поддержка и постоянная удача.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивациидостижения. Высокая национальная мотивация достижения проявляется в непропорционально быстром экономическом развитии. Именно социокультурные различия подтолкнули ученых к анализу составляющих сложного мотива достижения. Было показано, что в его основе имеется еще по меньшей мере три компонента: стремление к мacтepству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как и мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследование МЛ.Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха и являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии; при этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины больше ценят качества, необходимые общественному деятелю, и стремятся к признанию и соперничеству. Оказалось также, что сильное стремление к социальному успеху способствует развитию у женщин свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность и др.).

Мотив власти . О власти речь идет тогда, когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Можно говорить о двух разных тенденциях в основе этого мотива: стремление к приобретению власти; осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения ("Сделаешь - получишь"), власть принуждения ("Не сделаешь - будет худо"), нормативная власть (должностная власть знатока, информационная власть и д.р.). Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и в способностях воздействия на мотивационную систему других людей (необходимо быстрое и безошибочное определение мотивационной основы другого человека и соотнесение со своими источниками власти). Сильный мотив власти обнаружен у представителей тех профессий, которые по роду деятельности должны быть хорошими манипуляторами; это - учителя, священники, психологи, журналисты.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на действенно-позитивном отношении к людям исключают манипулирование. Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки и симпатии. Важна взаимная доверительная связь, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются равные отношения, такое общение, которое увлекает и обогащает обе стороны. Существует две формы аффилиативного мотива - надежда на аффилиацию и боязнь отвержения. Наиболее известен в качестве измерительного инструмента аффилиации опросник А.Мехрабяна (1970).

Мотив помощи, альтруистические мотивы . Альтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим есть уже у трехлетних детей. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. В исследовании С.К.Нартовой-Бочавер обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный (на словах) альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения ребенка и воспитателя. Больше альтруизма, милосердия проявляется по отношению к зависимому человеку, чем независимому, приятному и привлекательному, знакомому и человеку той же самой этнической группы.

В заключение следует отметить, что в отдельных областях человеческой деятельности выделяются специфические системы мотивов. Так, например, по мнению Э.Шейна, человек, выстраивая свою профессиональную карьеру, может руководствоваться одним из восьми мотивов:

Профессиональная компетентность, быть мастером своего дела;

Управление различными сторонами деятельности своего предприятия, успешный менеджер;

Стремление к автономии и независимости от любых организационных ограничений;

Стремление к безопасности и стабильности как места работы, так и места жительства;

Служение высоким целям, помощь людям;

Решение трудных задач, преодоление препятствий, вызов и борьба;

Интеграция стилей жизни, уравновешивание семьи, работы, карьеры;

Предпринимательство, стремление иметь свое дело.

Преобладание того или иного мотива может быть определено с помощью адаптированного В.А.Чикер опросника Э.Шейна "Якоря карьеры".

Потребности человека субъективно переживаются им как желание, влечение или стремление. Сигнализируя о возникновении потребностей и об их удовлетворения, эти переживания регулируют деятельность человека, стимулируя или ослабляя ее. Наличие потребности и ее непосредственного, чувственного выражения (желание, поезда и т.д.) еще не является достаточным условием для того, чтобы деятельность по ее удовлетворения (или направлена на другой предмет) могла осуществиться. Для этого необходимо объект, который, отвечая потребности по содержанию, стал бы возбудителем деятельности, предоставил бы ей конкретной направленности. Человеку присущи высшие формы отражения действительности, а потому объекты, которые возбуждают деятельность, могут возникать в форме идеи или нравственного идеала. Именно этот осознаваемый образ, который возбуждает деятельность, ориентирует ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом деятельности, реализуется.

Мотивы деятельности человека могут возникать в его сознании как конкретные чувственные или мыслительные образы рядом с ассоциированными с данным образами представлениями (например, для путешественника образ очага ассоциируется с теплом, светом, отдыхом и т.д.). Мотив может возбуждать частичную, конкретное действие и прямо совпадать с целью данного действия (или конкретного действия), с тем, что достигается в результате выполнения действия. В сложных случаях мотивы могут не совпадать с целью отдельного действия непосредственно, а потребует многих действий, достижения многочисленных частных целей. Иногда деятельность, соответствующую такому мотиву, может происходить в течение значительного периода времени - месяцы, даже годы. Однако мотивы и цели действий человека не совпадают по своему существенным определением; так, в зависимости от жизненных обстоятельств один и тот же мотив может реализоваться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы.

Понимание мотивов деятельности и представления о механизмах их образования имеют очень важное значение и для личности как субъекта деятельности, и для научного понимания психологического содержания данных процессов. Именно от мотива зависит, что (в психологическом смысле) представляет собой то или иное действие, который субъективный смысл она имеет для данного человека, как воспроизводит ее внутренний мир, "картину ее" Я ". Мотивы деятельности человека отражают характерные для нее способы реагирования на те или иные элементы окружающей (внешней) и скрытой (внутренней) сферы существования человека. Уровень осознание мотивов собственной деятельности освещает присущ человеку способ реагирования на отдельные явления: спонтанные действия, направлены организованы действия и т. Содержательный "масштаб" мотивировки человеком своих действий характеризует как содержательный пространство ЕЕ реального и духовного существования, так и личностную "зрелость" в овладении предметным миром и собственными переживаниями взаимодействий с этим миром. Вообще мотивационная сфера личности формируется, развивается и реализуется в соответствии с формирования, развития и последовательного выявления «Я» конкретной личности.

Теории мотивации.

Соотношение между действиями человека и причинами, которые обусловливают и объясняют эти действия, описывает понятие мотивации. Это определенная совокупность факторов (мотивов, эмоциональных переживаний, ожиданий, попыток и т.д. личности), которые вызывают ту или иную форму активности личности, направленную на внешний мир, явления индивидуального «Я» или другие уровни существования сущего. Можно говорить об универсальной структуре мотивации личности, однако содержание мотивации действий и поведения человека всегда будет оставаться сугубо индивидуальным, неповторимым. Прежде чем рассмотреть психологические механизмы возникновения и развертывания указанных явлений, обратимся к истории психологических взглядов на природу мотивации человека.

Изучение мотивации имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывается объективно причинной подход к объяснению природы мотивации. Шире ее исследование начинается в XV в., В период господства идей гедонизма, согласно которым удовольствие, наслаждение считались высшим благом и целью жизни, а детерминантами поведения признавались лишь стремление к удовлетворению и избежания недовольства как первичные, заложенные в природе человека. К вопросам мотивации обращались философы XVII в. - Спиноза, Гоббс, Декарт. Спиноза считал, что аффективность, страстная мотивационная направленность должны рассматриваться с объективной точки зрения. Он писал, что человек свои действия осознает, но причин, по которым они определяются, не знает. Механизмы "осознание" скрытых возбудителей поведения и действия и постепенное подчинение энергии этих возбудителей сознанием - один из психологических механизмов "этического" действия и поведения человека в обществе.

Английский философ-материалист Гоббс, который создал первую завершенную систему механистического материализма, исходя из неизменной "чувственной" природы человека, считал основными моральными побуждениями человека стремление к самосохранению и собственной целостности. Предметом поездов и желаний он считал "благо", а "зло" рассматривал как предмет отвращения и ненависти. Гоббс, как и Спиноза, в отличие от декартовского "бесплотного" понимание природы человеческих поездов рассматривал их как телесно локализованы чувственные стремления, определяющие поведение. Спиноза, указывая на иллюзорность декартовской "свободы воли", спонтанности волевого импульса, считал важнейшим толчком действия и поведения человека поезд, который при осознании его становится желанием, что имеет отношение уже не только к телу, но и душе.

В конце XVII в. в рамках "асоцианистського толкование" природы мотивации человека цель поведения рассматривается как стремление к поддержанию баланса, своеобразной равновесия между удовольствием и неудовольствием.

С выделением психологии как самостоятельной науки начинают складываться различные направления и школы толкования психологической природы явлений жизни человека, в том числе разрабатываются теории мотивации.

Так создаются концептуальные модели мотивации в пределах интроспективной психологии (У.Джеймс), бихевиоризма (Дж.Уотсон, Е.Тол-мен, К.Халл и др.), Гештальт (Клевин), психоанализа (3. Фрейд,

К. Юнг и др.). В целом можно выделить два основных направления понимание мотивации. Психологические теории первого направления (необихе-виоризм, психоанализ) при решении проблемы движущих сил поведения человека развивают гомеостатические модель функционирования психического. Согласно этой модели личность стремится к снижению напряжения (редукция напряжения), уравновешивания своего взаимодействия с социальной средой, к смягчению "извечного конфликта" между индивидом и обществом. При этом естественное в человеке понимается как сосредоточено на личном "Я", эгоцентричным, не подвластны сознанием социализированной личности. Устранение этого напряжения, воспроизведение уравновешенного состояния - цель поведения человека, по взглядам представителей данного направления.

Теории другого направления (Неофрейдизм, экзистенциальная психология) утверждают модель непрерывного становления, развития и совершенствования личности, и является основой побудительных причин его поведения. Основными потребностями (мотивами) считаются физиологические побуждения, потребности в безопасности и защите, любви, уважении, самоактуали-зации и самореализации. В отличие от теорий гомеостаза и универсального механизма редукции напряжения обосновывается тезис о том, что характерной чертой поведения и действия личности является поиск постоянного напряжения - не физиологично, а морального, ценностного и т.д. характера. Раскроем подробнее содержание отдельных теорий мотивации, принадлежащих к тому или иному из названных направлений.

Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон выделял две формы поведения человека - внешнюю и внутреннюю, связанные между собой стимулом и ответом на данный стимул. Известная формула "стимул - реакция", по мнению бихевиористов, объясняет все формы действия и поведения человека в окружающей среде. Стимул как внешний раздражитель активизирует внутреннюю энергию организма и вызывает тем самым соответствующую его реакцию на данный раздражитель. В не-хевиористських концепциях возникновения новых побуждений - драйвов рассматривается как результат сочетания стимула с удовольствием органических потребностей человека. При этом вторичные побуждения выступают как внешняя оболочка первичных, органических. У.Мак-Даугалла, обосновывая положение о врожденном характере мотивации человека, опирался на учение о врожденных инстинкты. По его мнению, в основе мотивов поведения составляют "основные инстинкты" (всего их 18), которые одинаково свойственны как животным, так и человеку. Главными характеристиками инстинкта является импульсивность и врожденность, а понятие о "энергию инстинкта" является базовым в понимании механизмов развертывания целевой действия.

В основу теории биологических побуждений положено, хотя и в интерпретированном виде, Поведенческая формулу "стимул - реакция". Многие исследователи проблем мотивации деятельности человека отдают предпочтение именно этой теории, поэтому трудно определить какое ее персональное авторство. Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности человека, удовлетворение которых является жизненно важным для всех живых организмов. Нарушение баланса любого компонента организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который бы "подталкивает" индивида к удовлетворению потребности, которая возникла. Таким образом формируется "первичная побуждение", что вызывает серию координированных действий, направленных на воссоздание равновесия (рис.б).

Рис. 6. Схема теории импульсов биологических побуждений

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация, тем сильнее активируется организм, равновесие же устанавливается только после удовлетворения данной потребности, вслед за этим исчезают и побуждение, и активация. Поддержание равновесия, при которой организм не чувствует потребности и активации, называется гомеостазом. Отсюда происходит термин "гомеостатическая поведение" - поведение, направленное на устранение мотивации через удовлетворение потребности, ее вызвала.

Теория биологических побуждений позволяет выяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности организма человека, однако она не объясняет всех видов мотивации человека.

Теория оптимальной активации (Е.Даффи, Д.Хебб) была создана в 50-х годах XX в. и базируется в значительной степени на законе Йеркса - Додеона. Согласно этой теории, организм человека пытается поддержать "оптимальный уровень активации", который дает ему возможность функционировать эффективно (рис.7) Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как утверждается в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент: Ведь отдельные люди нуждаются сильного притока стимулов, чем другие, которые способны выдерживать их только в ограниченном количестве. Потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека.

Уровень активации во время сна или в состоянии творческого подъема, конечно, отличается от уровня, оптимального для данного человека.

Теория оптимальной активации в целом механистической по своей сути, поскольку не в состоянии объяснить путей развертывания поведения и действия человека в той или иной ситуации, выявить факторы воздействия, отдельного акта деяния человека.

Рис. 7. Схема теории оптимальной активации

Когнитивные теории мотивации базируются на утверждении о том, что все действия человека всегда так или иначе мотивированы. Таким образом, не существует никакой особой силы, которая "вмешивается" в процесс действия человека только в критические моменты, когда нарушено равновесие. Человек всегда находится в состоянии "когнитивного выбора", следовательно, обращается к удовлетворению той или иной потребности (даже собственно биологической), анализируя состояние, возникающее. Достаточно редко процесс удовлетворения потребности происходит как неотложный, спешный.

Р.Боллес рассматривает мотивацию скорее как "механизм выбора" определенной формы поведения. Этот механизм проявляется в реакциях на внешние раздражители и направлен на актуализацию возможности организма, которая в данный момент лучше соответствует его физиологическом, эмоциональном или когнитивном состояния и тому подобное. Выбор может быть обусловлено также присутствием вблизи другого субъекта или объекта. Ньюттен считает, что выбор ближайших действий индивида определяют его цели и планы на будущее. Чем важнее для него эти цели, тем с большей силой они ориентируют его выбор. Стимулом для действий индивида могут выступать не только же цели, но и намерения достичь их.

Е.Деси утверждает, что все поступки индивида мотивируются "внутренне", в соответствии с его врожденными особенностями. По мнению автора, человека больше привлекает деятельность, развивает в нем чувство "компетентности", при этом внешнее поощрение часто может приводить к ослаблению такой внутренней мотивации. По исследованиям К.Фишера, усиление внутренней мотивации может осуществляться через активацию ответственных, самостоятельных, инициативных действий индивида относительно предмета его действий.

Л.Фестингер является автором теориикогнитивного диссонанса, которая объясняет процессы мотивации поведения индивида. Человек в каждый момент своего действия или поведения рассматривается как индивид, имеющий относительно устойчивое опыт реагирования, взаимодействия или противостояния явлениям окружающей среды, то есть имеет некоторую "исходную информацию". "Новая информация", которая выступает возбудителем активности данного индивида, может вызвать у него "согласие" или "несогласие", что с эмоциональной и активационной точки зрения определяет процесс познания как таковой. В случае "несогласия" возникает "когнитивный диссонанс", который побуждает человека к его преодолению. Выход из состояния, состоящий, может осуществляться индивидом двумя путями: либо через изменение, переоценку "исходной информации", или из-за изменения собственного поведения. В любом случае когнитивный диссонанс должен быть снят.

В целом когнитивные теории мотивации дают возможность не только объяснить механизм возникновения, активации мотивов деяния и поведения человека, но и прогнозировать их развитие, развертывание в процессе "возбужденных" действий.

Попыткой совместить существующие подходы к определению природы мотивации человека является теория мотивации Маслоу. В основу данной теории положено представление о "иерархию потребностей", которые в течение жизни человека так или иначе обусловливают ее поведение. Данная иерархия сочетает самые элементарные потребности и изощренные побуждения деяния человека (рис.8). Согласно данной теории, любое существо стремится своего расцвета, действуя в самой соответствия своим возможностям и попыткой. Как подчеркивает Маслоу, каждая новая потребность возникает, становится возможной только при удовлетворении потребностей более низкого порядка. Самая высокая же потребность - в самореализации - "выступает как актуальный автор и побуждение действий и поведения человека только при условии полного удовлетворения тех потребностей, предшествующих ей. При этом способность к самореализации рассматривается автором как естественная, всегда присуща человеческому существу, а возможность удовлетворить данную потребность имеет самое "благополучная", "развитая" личность.

В отечественной психологии сущность мотивации рассматривалась в рамках "деятельным подхода". Исходя из положения об общественном характере деятельности человека и его потребности, соответственно объяснялся и содержание мотивов и целей данной деятельности. СЛ.Рубинштейн указывал, что мотив как осознанная побуждение конкретного действия проистекает из от-

Рис. 8. Иерархическая пирамида потребностей Маслоу

ления человека к ситуации, обстоятельств, условий и т.д., в которых протекает действие. Выбор способа действия происходит через сознательное сопоставление условий, задач, целей, перспектив и т.д. деятельности, протекает. Мотив невозможен вне отношения к "логики задач" деятельности. Характер мотивации деятельности зависит от уровня притязаний и уровня достижений индивида в соответствии с предметом и целями осуществляемой им деятельности. Ожидание успеха, предсказания перспективы в осуществляемом процессе - одна из важнейших составляющих мотивации деятельности индивида. Содержание мотивации всегда напрямую связан с предметом деятельности и сути осуществляемых преобразований по этому предмету в процессе деятельности: мотивация всегда конкретный предмет, поэтому должна рассматриваться в соответствии с конкретным тыла (вида) деятельности человека.

А.Н. Леонтьев определяет мотив как "опредметнена" потребность. Мотивировка деятельности человека обусловлено диалектикой необходимости и собственно мотива: до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть определен. Только после обнаружения предмета потребность приобретает свою конкретности, а ее предмет, воспринимается, представляется, мыслится человеком, - своей возбуждающей, побудительной, направляющей функции, то есть становится мотивом. Именно предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринят или данный только в воображении, в помисленому плане - может быть назван мотивом деятельности. В свою очередь, мотив вызывает и направляет деятельность субъекта, являясь в целях, задачах и других составляющих процесса действия. Мотивы, по мнению А.Н.-Леонтьева, могут быть осознанными и не осознанными. С этим тезисом согласны А.В.Петровський и ряд других авторов. В то же время СЛ.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и другие ученые подчеркивают именно "сознательную природу" мотивации, отличает мотив от других возбудителей и побуждений деятельности и поведения (потребностей, установок, поездов и т.д.).

Д.Н.Узнадзе определяет мотив как некое рассуждение индивида, непосредственно стимулирует его к конкретному акта действия или поведения. В центре этого рассуждения - потребность, для удовлетворения которой осуществлена конкретное поведение или действие признана целесообразной. Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности.

Изложенные подходы к определению сущности мотивации человека в процессе действия, а также те, что остались без нашего внимания, демонстрируют достижение психологической науки в исследовании и обосновании природы данного психологического явления. Возможно, именно в "содержательном пересечении» этих подходов, концепций, теорий освещается истинная сущность достаточно сложного, синтезированного, многообразного в своих конкретных проявлениях феномена.

Потребность – это нужда человека в чем-либо.

В научной литературе понятие потребность используется в 3 основных значениях :

1. Потребность – объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

2. Потребность – состояние психики, отражающее нужду в чем-то или нехватку чего-либо.

3. Потребность – фундаментальное свойство личности, отражающее ее отношение к внешнему миру.

В психологии потребность определяется как:

ü осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для нормального существования и развития;

ü состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

Понятие мотива – одно из наиболее словных понятий в психологии. Уже в 1924 г. западный психолог Бернер насчитал более 14 тыс. определений исходного понятия.

Мотив – субъективная форма отражения и переживания потребностей. Мотив может рассматриваться как внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное наличием или актуализацией какой-либо потребности.

В западной психологии мотив рассматривается как устойчивая, обобщенная, личностная диспозиция. Диспозиция – это внутренние психологические факторы, обуславливающие поведение человека. К диспозиции относятся потребности, мотивы, цели, намерения, желания, интересы.

Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности.

Соотношение исходных понятий

Потребности и мотивы

Соотнесение нужды (потребности) с ее объектом или предметом (опредмечивание) превращает потребность в мотив, поэтому мотив – это опредмеченная потребность. Опредмечивание и осознание потребности (осознание мотива) является основой для постановки сознательных целей и организации деятельности по ее достижению.

Мотивы и цели

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

Потребности, мотивы и цели нельзя отождествлять, т.к. одна и та же потребность может приводить к возникновению разных мотивов. При этом один и тот же мотив может служить средством реализации разных потребностей. Один и тот же мотив будет реализовываться при достижении различных целей.

Далеко не все психологи придерживаются таких взглядом на содержание исходных понятий и их соотношение. В некоторых работах встречается отождествление понятия потребности и мотива (например, Маслоу). Некоторые авторы наделяют потребности побудительной силой. В работах некоторых авторов сам мотив рассматривается как одно из побуждений наряду с потребностями, целями, эмоциями и установками личности.

Потребности

Потребности – это источник активности человека.

По мнению Обуховского («Психология влечений», 1972) существует более 100 классификация потребности и классификация потребностей – задача невозможная.

1. По происхождению потребностей выделяют:

1.1. Естественные потребности отражают зависимость от таких условий, которые необходимы для сохранения и поддержаний жизни самого человека и его потомства. Это биологические потребности.

1.2. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Это приобретенные потребности.

2. По предмету потребности выделяют:

2.1. Материальные потребности выражают зависимость человека от продуктов материальной культуры. Естественные потребности всегда материальны по своему предмету.

2.2. Духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания: познавательные, моральные, эстетические потребности. Культурные потребности могут быть как материальными, так и культурными.

3. По степени устойчивости потребностей выделяют:

3.1. Ситуативные потребности – потребности данного момента времени.

3.2. Устойчивые потребности сопровождают нас в течение всей жизни. Они ненасыщаемы.

4. Классификация Ковалева :

4.1. Естественные .

4.2. Духовные .

4.3. Социальные .

5. Классификация Немова :

5.1. Органические .

5.2. Материальные .

5.3. Духовные .

5.4. Социальные .

Мотивы

Классификации мотивов также различны.

Все мотивы можно разделить на:

1. Осознаваемые мотивы:

1.1. Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

1.1.2. Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость).

1.1.3. Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы.

1.1.4. Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы

1.2. Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения:

ü Знание как основа принятия решения.

ü Позитивное личное отношение к этому знанию.

ü Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием.

Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

1.3. Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.

2. Неосознаваемые мотивы:

2.1. Влечения – побуждение к деятельности, в основе которого лежит недифференцированная (недостаточно осознаваемая) потребность. По мере осознания потребности влечение превращается в один из осознаваемых мотивов.

2.2. Установка – устойчивая предрасположенность человека к определенным формам реагирования или неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, формам поведения.

3. Социальные мотивы (могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми).

Это такие мотивы, которые могут быть удовлетворены только в процессе взаимодействия с другими людьми, поэтому их цели могут быть реализованы только в процессе взаимодействия; они имеют социальную природу. Понятие «социальный мотив» их классификацию предложил Мюррей. Первоначально он выбелил 20 мотивов, но изучены только 5:

3.1. Мотив достижения – устойчивое стремление человека к достижению высокого результата в любой, но, прежде всего, значимой для него деятельности. В отечественной психологии этот мотив является синонимом уровня притязаний личности. Виды мотива достижения:

· Мотив стремления к успеху (надежда на успех).

· Мотив избегания неудачи (боязнь, страх неудачи).

Мотив стремления к успеху проявляется в инициативном поведении, стремлении к соревновательности и разумному риску. Мотив избегания неудачи проявляется в уклонении от участия в деятельности, связанной с риском или с ответственностью, необходимостью проявлять инициативу.

Структура мотива достижения:

1. Стремление к достижениям в значимой деятельности – стремление к мастерству.

2. Стремление к известности, признанию, престижу.

3. Стремление к соперничеству, т.е. к соревновательности и лидерству.

Специфика деятельности Лица, побуждающиеся стремлением к успеху Лица, боящиеся неудачи
Ожидание успеха Настроены на успех, поиск деятельности, которая обеспечивает успех. Выполнение деятельности сопровождается позитивными эмоциями Настроены на неудачу, боятся ее, стараются избегать деятельности, которая может быть неудачной, негативные эмоции при выполнении деятельности
Степень адекватности уровня притязаний и самооценки личности Адекватный уровень, реальные цели Неадекватный уровень, чрезмерно завышенная или чрезмерно заниженная самооценка, легкие или заведомо нереалистичные цели
Реакция на неудачу Неудача вызывает усиление мотивации, повышение интереса к деятельности При неудаче снижается интерес к деятельности вплоть до полного отказа от ее выполнения
Атрибуция (причины) достигнутых результатов При объяснении неудач прибегают к ситуативной атрибуции, при объяснении успехов – к личностной При объяснении неудач прибегают к личностной атрибуции, при объяснении неудач – к ситуативной

3.2. Мотив аффилиации (от франц. контакт в общении). Основа мотива - потребность в общении с другими людьми и положительное отношение к другим людям. Мотив проявляется в стремлении к сотрудничеству, к дружескому доверительному общению. Виды мотива аффилиации:

· Надежда на аффилиацию или стремление к принятию.

· Боязнь отвержения .

Эти виды мотива порождают стиль общения. Стремление к принятию отличается уверенностью, непринужденностью, открытостью, социальной смелости в контактах. Боязнь отвержения характеризуется скованностью, стеснительностью, робостью, неловкостью и дискомфортом в процессе общения. При этом лица, стремящиеся к принятию, отличаются высокой инициативностью и активностью в общении. Они выбирают такие виды деятельности, которые требуют активного общения с другими людьми, и они лучше выполняют другую деятельность в присутствии других. Они лучше относятся к другим людям. Лица, боящиеся отвержения, отличаются противоположными качествами.

3.3. Мотив альтруизма – мотив помощи, стремление оказывать помощь, заботиться о людях. Альтруизм – бескорыстная забота о других. Это стремление не к любой помощи, а к бескорыстной.

В основе мотива лежит положительное отношение к другим людям. Предпосылкой могут быть определенные личностные качества: склонность к эмпатии, интернальность личности. Альтруистическое (просоциальное) поведение осуществляется ради блага других людей без надежды на вознаграждение и по собственному убеждению, а не под давлением со стороны.

3.4. Мотив агрессии – это антисоциальный мотив. Под агрессией понимается намеренное причинение вреда другому человеку (морального, физического, материального). Виды мотива агрессии:

· Тенденция к агрессии – склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция проявляется в открытых формах агрессивного поведения.

· Тенденция к подавлению агрессии – предрасположенность человека оценивать свои собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаления и угрызения совести. На поведенческом уровне тенденция проявляется в подавлении агрессивных намерений и в осуждении агрессивных действий.

В основе обеих тенденций лежит желание агрессивных действий.

Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)

Природа мотива агрессии: негативное отношение к другим людям, отсутствие способности к эмпатии, сочувствию.

1. Инстинктивная теория агрессии (биологическая теория) З. Фрейда, Мюррея и Макдаугала. Агрессия рассматривается как проявление инстинктов.

2. Теория социального научения Бандуры. Агрессия – форма приобретенного поведения, своеобразный результат социального научения, т.е. подражания другим, усвоения норм поведения определенных социальных групп.

3. Фрустрационная теория Долларда. Агрессия – следствие фрустрации.

4. Теория Э. Фромма. Агрессия – особенность самосознания или самооценки личности, способ самоутверждения. Деструктивизм характерен для лиц с низкой самооценкой.

3.5. Мотив власти проявляется в стремени человека подчинить другого своей воле: командовать, управлять, властвовать над другими людьми.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

биологические (витальные)

информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

К. К. Платонов считает, что фило– и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и т. д.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека.

Литература:

1. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. С. 145-169.

3. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА

А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом» .

Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать» .

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели» . Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения „индивид – среда“ .

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос «зачем?» .

По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характе-ризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

– физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

– потребность в безопасности (стабильность, порядок);

– потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

– потребность в уважении (самоуважение, признание);

– потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

А. Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений . Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации . Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

3. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.

4. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

5. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.

6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Она всегда связана с чувством неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого существа. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека. Виды потребностей. По своему происхождению их делят на естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на а) физические б) органические в) материальные г) духовные д) социальные.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребность обладает способностью воспроизводиться.
Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной сферы человека.
Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.
Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.
Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.

Классификации мотивационной сферы личности
Одними из первых ученых, выделивших потребности человека, были З.Фрейд и У.Макдауголл (начало ХХ в). Они попытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было 3: инстинкт жизни, смерти и агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, самоунижения, самоутверждения. В более поздних работах он добавил еще 8 инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей. Это – потребности достижения успехов, аффиляция, агрессия, потребности независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.
Иная, самая известная классификация человеческих потребностей, была предложена А.Маслоу. Она выстроена иерархически, по группам. Последовательность этих групп указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития и к тому же еще и на развитость в целом мотивационной сферы личности.
По мнению А.Маслоу у человека 7 классов потребностей.
1. Физиологические (или органические потребности – голод, жажда, половое влечение и т.д. По мере их удовлетворения у человека актуализируется следующая потребность.
2. В безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.
3. Потребность в принадлежности и любви – т.е. принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Вот уже появились и социальные потребности.
4. Потребность уважения (почитания) – компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, красота.
7. Потребность в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, потребности личного усовершенствования.
Мотивационно-потребностную сферу оценивают по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Иерархизированность – это характеристика строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности, а не только иерархия уровней.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей на каждом уровне.
Гибкость характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивов более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано большее разнообразие мотивационных побудителей более низкого уровня.