Положение об уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате. Уполномоченный по делам религий и национальностей Уполномоченный совета по делам религий


Инициатива депутата Милонова об учреждении якобы новой должности в органах власти не должна никого вводить в заблуждение: речь не идет о создании какой-то новой структуры. История взаимодействия государственной власти и религиозных организаций началась не вчера.

Идея назначить специального чиновника, который осуществлял бы контакты с Церковью, родилась у Петра I в начале XVIII века - когда он упразднил патриаршество. В 1722 году в России появилась должность обер-прокурора - «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде».

Характер взаимоотношений Церкви с обер-прокурорами если и менялся в течение последующих двух столетий, то несущественно: без ведома этого чиновника Синод не мог принимать никаких сколь-нибудь важных решений.

В 1917 году Временное правительство упразднило эту должность, учредив, между тем, Министерство исповеданий. Но в скором времени большевистская власть, приняв декрет об отделении Церкви от государства, распустила и эту структуру.

В 1917 году на Поместном соборе Русской церкви один из его участников архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) так охарактеризовал обер-прокурорский период в истории Русской церкви:

«Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах. Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие. Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле».

Советская Россия

В феврале 1918 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все религиозные организации были лишены прав юридического лица и всех прав собственности. Большевицкое правительство начало планомерную борьбу с Церковью и развернуло атеистическую пропаганду.

1 мая 1919 г. под грифом «Строго секретно» выходит указание Ленина «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК Дзержинскому.

Текст этого распоряжения краток:

«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

По сути, главным органом, в компетенцию которого вошла «работа» с Русской церковью, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Развернулись жестокие репрессии.

Это ленинское указание было отменено лишь в 1939 году по распоряжению Сталина.

СССР

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР был создан после памятной встречи Сталина с иерархами в 1943 году. В должности Председателя Совета был утвержден Г.Г. Карпов, профессиональный чекист.

Целью его создания было поддержание имиджа Советского Союза на международной арене.

В 1965 году организация была переименована в Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Советская власть смотрела на отделение Церкви от государства однозначно: в обществе Церковь не должна была иметь никакого статуса и никакого влияния. Основной функцией совета был надзор за деятельностью религиозных организаций и в первую очередь - Русской православной церкви. Запрещались требы без соответствующего учета и оформления, проведение богослужений в запрещенных местах, совершение крещений на дому у священников, привлечение к службе детей, крещение детей без согласия обоих родителей и пр.

Важной функцией также была «политико-воспитательная работа» с духовенством: в лице Русской православной церкви хотели получить своего рода духовно-идеологическую подпорку для политики, проводимой коммунистической партией. Поэтому все кадровые решения (в первую очередь епископские назначения) в обязательном порядке согласовывались в Совете.

Специальные осведомители вели пристальный контроль за богослужениями - на предмет присутствия в храмах молодежи, членов комсомола или КПСС, а также за содержанием проповедей.

Оригинальные методы

Советские чиновники пытались отвлечь молодежь от интереса к Церкви разными способами. Одним из наиболее нестандартных был следующий: в пасхальную ночь в кинотеатрах вне всякого расписания показывали какой-нибудь иностранный фильм. На языке пропаганды это называлось «отвлекающее мероприятие».

Кино использовали и для «вразумления» слушателей духовных школ. Список кинофильмов, которые демонстрировались в 1971-1972 учебном годах в Одесской семинарии, говорит сам за себя:

«Мое последнее танго»,
«Кража»,
«Бриллиантовая рука»,
«Они сражались за Родину»,
«Итальянец в Америке»,
«О любви»,
«Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.»,
«Опасные гастроли»,
«Девушка в черном»,
«Андрей Рублев»,
«Сын прокурора»,
«Дикое сердце»,
«Цена быстрых секунд»,
«Рожденная свободной»,
«Золотой теленок»,
«Дорога мечты»,
«Сезон любви»,
«Серенада большой любви»,
«Поезд в дальний август»,
«Достояние республики»,
«После тьмы свет»,
«Убийство в тихом квартале»,
«Приключения на берегах Онтарио»,
«Ромео и Джульетта»,
«Погоня».

Здесь и непременные патриотические ленты, и западные картины, хотя присутствуют в списке и «Андрей Рублев», и документальная лента о Поместном соборе 1971 года.

Вообще, семинарии и академии находились под постоянным давлением «кураторов». Особенную тревогу органов вызывали абитуриенты с Украины и из Молдавии, количество которых увеличивалось год от года. Сложно представить, но абитуриенту-не москвичу было практически невозможно ознакомиться с правилами приема в духовные школы: они публиковались только в «Журнале Московской Патриархии», а журнал выходил ничтожно малым тиражом и был недоступен.

Ситуация поменялась лишь в конце 1980-х годов.

Что думают сами священники?

О восприятии деятельности уполномоченных по делам религии выражает поговорка, которую до сих пор помнят пожилые священники: «Уполномоченный: упал и - намоченный». Речь шла о подмоченной репутации: сотрудничество с этими чиновниками почиталось за отступление от профессиональной этики.

По мнению настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, светское государство не имеет компетенций для контроля над религиозными организациями в силу своей секулярности. «В случае создания института уполномоченных могут возникнуть предпосылки для вмешательства светского государства в дела религиозных общин. Такой шаг способен повлечь за собой создание неофициальных или подпольных форм религиозной жизни», - считает священник.

В комментарии для сайт он также рассказал о практике взаимодействия православных приходов и государственных властей на примере Китая и Гонконга. По его словам, Китай в этом смысле следует советской модели, стараясь контролировать религиозную жизнь граждан и рассматривая религиозные вопросы под политическим углом. Этим занимается Управление по делам религий.

«Возможно, поэтому значительная часть верующих в Китае предпочитает объединяться в неконтролируемые государством религиозные организации, - отметил протоиерей. - В Гонконге ситуация принципиально иная. В Гонконге вообще нет процедуры регистрации религиозных организаций. Равно как и контроля. Религиозные организации (и наш приход в том числе) должны, конечно, решать свои хозяйственные вопросы, но для этого достаточно учредить какое-то юридическое лицо».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский считает, что для Церкви и для верующих людей эта идея бесполезна. Но ситуацией смогут воспользоваться секты и нетрадиционные религиозные течения. «Они получат новую возможность для продвижения своих идей, постоянных судебных исков по отношению к тем, кто каким-то образом этим сектам и новым религиозным движениям станет противодействовать», - предупредил священнослужитель в своем комментарии для сайт.

«Для нас, христиан, такая подмена - быть защищаемым в нашей духовной жизни от кого-то кем-то, кроме Бога, - выглядит довольно странно, - отметил протоиерей. - Потому что мы, христиане, не боимся ни мира сего, ни того что в мире. И если мы живем по заповедям Божьим, если Господь с нами - то Господь нас и защищает. Он наш омбудсмен - Господь наш Иисус Христос. Другого нам не надо. А все остальное - это довольно странные политические манипуляции».

Страны Ближнего зарубежья

В соседних государствах практически везде существуют государственные структуры, призванные обеспечивать взаимодействие между властью и религиозными организациями.

На Украине существует должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также функционирует Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий.

В Белоруссии должность Уполномоченного по делам религий и национальностей существует с 2006 года.

Молдова: в 2007 году Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству юстиции.

Казахстан: Комитет по делам религии создан в 2005 году.

Таджикистан: Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан (2010).

Кыргызстан: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (2012).

Туркменистан: Генгеш (Совет) по делам религии при президенте страны (1994).

Узбекистан: Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Уполномоченный по делам религий и национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым Положением.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:

1. участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;

2. обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

3. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

4. контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

5. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

6. в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;

7. внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

8. оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

9. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;

10. предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.

Указанное Положение определило, что Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;

изучает зарубежный опыт;

готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций;

по просьбе религиозных организаций оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов.

Уполномоченный и его аппарат в соответствии с Положением, имеют довольно широкие права:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сферах свободы совести, вероисповедания, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные массовые акции и мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь. Руководители структурных подразделений по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома назначаются исполкомами на должность и освобождаются от должности по согласованию с Уполномоченным.

Заместитель Уполномоченного назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аппарат задач и осуществление им своих функций;

распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителя и руководителей структурных подразделений центрального аппарата за реализацию направлений его деятельности;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности, фонда оплаты труда и средств на его содержание;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников центрального аппарата, положения и уставы организаций и учреждений, подчиненных Уполномоченному;

в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом органа, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей подчиненных учреждений и организаций;

в пределах своей компетенции подписывает постановления и издает приказы.

При Уполномоченном образуется коллегия в составе Уполномоченного (председатель коллегии) и его заместителя по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники аппарата Уполномоченного, а также работники иных государственных организаций.

Численность коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Уполномоченного, проводятся в жизнь приказами Уполномоченного.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный проводит в жизнь свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

При Уполномоченном могут создаваться экспертные и консультативные советы из числа работников центрального аппарата Уполномоченного, представителей других республиканских органов государственного управления, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного. Персональный состав экспертных и консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным.

Уполномоченный имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, расчетные счета в банке.

Во второй половине XX века в СССР действовали разные государственные органы, которые занимались вопросами церкви и религий. Так, 14 сентября 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви, а 19 мая следующего года появился Совет по делам религиозных культов. В 1965 году после окончания Хрущёвской антирелигиозной кампании эти два органа были в соединены в один, который стал называться Советом по делам религий при Совете Министров СССР и просуществовал до 14 ноября 1991 года, когда последний был лишён своих функций и упразднён 1 .

Для более полного анализа работы Совета в последний период его существования представляется интересным изучить весь период с 1985 по 1991 год, который включает в себя все три этапа перестройки. Но и в этом период можно выделить один ключевой момент – 1988 год, который стал не только ярким отражением процессов перестройки, но и являлся юбилейным, поскольку в тот год отмечали 1000-летие введения христианства на Руси. В определённый момент (об этом скажем позже) это событие из церковного переросло в церковно-государственное, и устроением празднеств занимался Совет по делам религий.

Изучение деятельности СДР позволяет дать характеристику церковной ситуации и государственной политики по отношению к церкви того времени и объяснить особенности положения церкви и её взаимоотношений с государством в нынешнее время, которые являются во многом следствием происходящего в предыдущие десятилетия.

Во время изучения этой тематики было сделано три «шага» – необходимо было увидеть в общем историческую ситуацию церкви и государства в 1988 году и в предшествующие годы; далее – понять, каковы основные вопросы и задачи, которые стояли перед Советом по делам религий в указанный период; затем было изучено и охарактеризовано основное содержание документов ГАРФ (Государственного архива Российской Федерации) по изучаемой теме.

Архивных документов немало, целый фонд Р-6991 так и называется «Совет по делам религий». Можно назвать также и авторов, которые так или иначе касались этой тематики, занимались или продолжают заниматься ею. Например, такие учёные и историки как М. В. Шкаровский, Д. В. Поспеловский, В. А. Цыпин. Среди тех, кто сейчас занимается вопросом работы СДР можно назвать д.и.н. И. И. Маслову, к.б.н. А. К. Вишневского. Но зачастую архивы представляют собой материал, отражающий только одну сторону, один взгляд – взгляд со стороны самих работников государственного аппарата. Поэтому важно было изучить вопрос работы Совета с опорой и на другие, хоть и немногочисленные материалы.

Исторический аспект жизни церкви и государства в 1988 году

Говоря об историческом аспекте жизни церкви и государства в 1988 году, нужно понимать, что любой период времени в истории связан с конкретными людьми и событиями, которые в это время происходили. Со стороны правительства значимой фигурой был, конечно, глава государства – М.С. Горбачёв, со стороны Совета по делам религий самой яркой личностью изучаемого периода был К.М. Харчев, председатель Совета с 1984 до 1989, а со стороны Православной церкви – патриарх Пимен (Извеков).

1985-1987 годы, предшествующие году юбилейному, стали поворотным моментом для верующих в государстве. И действительно о 1985-1987 годов и государственные, и церковные деятели свидетельствуют как о поворотном моменте для верующих в государстве 2 . Говоря о русской действительности, архиеп. Михаил (Мудьюгин) отмечает, что во второй половине 80-х положение Церкви улучшилось, и она «получила значительно большую свободу действий» 3 , впрочем делая акцент не на изменении ситуации, а на неподготовленности церкви к этим изменениям.

Но важно понимать, что стало причиной такого поворота. Как это описывает Д. В. Поспеловский, в то время разрастался кризис, в связи с чем, руководитель государства, М. С. Горбачёв нуждался в поддержке народа, интеллигенции, к тому же надо было показать Западу, что во внешней политике нашего государства нет агрессивности и при этом идут процессы демократизации во внутренней политике, а веротерпимость – это один из признаков такого процесса 4 . Или, как пишет Г. Штриккер в своём сборнике:

«Слабые стороны его [Горбачёва] положения заставили его вовлекать бывших граждан второго сорта в процесс перестройки» 5 . О том же в интервью говорит и председатель СДР К. М. Харчев: «Морального авторитета у государства не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его, где только можно – в первую очередь у церкви – благо, ценности там вечные. И вот здесь-то всё и изменилось» 6 .

Самыми значимыми процессами, которые повлияли на ход 1988 года, были: расцвет перестройки, а также подготовка и проведение торжественных празднеств в честь 1000-летия Крещения Руси, которое, на самом-то деле, расценивалось не как сугубо церковное событие, как это предполагал патриарх и специальная юбилейная комиссия, созданная в 1981 году, но и как общегосударственное.

Патриарх Пимен и специальная юбилейная комиссия предполагали, что празднование 1000-летия Крещения Руси станет важным церковным событием, и с просьбой о разрешении праздновать 1000-летие патриарх обратился к главе государства в 1982 году. Поскольку на тот момент обострилась холодная война, Рейган назвал СССР «империей зла», которая угрожает религии во всём мире, государству было выгодно показать, как оно помогает церкви, тогда было дано согласие и уже в 1983 году церкви передали для празднований помещение Данилова монастыря и оказали содействие в его ремонте, а вскоре Харчев С. М., председатель СДР, предложил для большей выгодности сделать это событие общегосударственным 7 .

Важным историческим моментом многие называли встречу М. С. Горбачёва с Патриархом Пименом 29 апреля 1988 года 8 которая состоялась по инициативе Синода (в отличие от подобной встречи митрополитов со Сталиным, где инициатором был он, а у первых не было практически возможности подготовиться).

Основные празднества по поводу юбилея Крещения Руси прошли с 6 по 17 июня 1988 года в Москве и других местах Советского Союза.

В связи с перестройкой и усилением акцента государства на демократизации и исполнении принципа свободы совести для церкви стала более благоприятной ситуация с издательским делом. На страницах печатных изданий можно было увидеть как светская печать защищает права верующих и разоблачает власти, которые эти права нарушают, и даже публикует апологетические по отношению к церкви статьи, при этом Харчев признает факт гонения на верующих 9 , но в печати можно увидеть и обвинения верующих в том, например, что эмигрантская печать использует подготовка к событию 1000-летия в антисоветских целях и «настойчиво повторяет» мысль о том, что христианство играет важную роль для русской культуры и что русская культура «якобы и родилась-то в самой русской церкви» 10 . Газеты «Правда Востока» и «Коммунист» писали о том, что христианские традиции вступают в противоречие с нравственными ценностями, являясь «религиозным дурманом», а Крещение Руси было всего лишь политическим актом 11 и пр.

На фоне происходящих событий с 1988 года одни процессы начинаются почти с нуля, другие активизируются: возрождаются приходы, воскресные приходские школы 12 , семинарии, возводятся церкви, регистрируется больше религиозных обществ, увеличивается объём печати религиозной литературы. В отчётах за 1988 год представлены следующие цифры: 6893 прихода, из которых более 4 тысяч на Украине 13 .

Основные вопросы и задачи Совета по делам религий в 1988 году

Главной обобщающей задачей являлось Совета по делам религий при СМ СССР было «проведение в жизнь новой политики государства в отношении церкви» 14 , как об этом говорит председатель Совета. У СДР были постоянные задачи, как например, контроль СДР за тем, как РПЦ влияет на верующих через богослужения, как проходят церковные праздники 15 , работа с приходским духовенством и иерархами 16 , защита от нарушения конституционных основ отношений церкви и государства 17 . Но были и особые, новые задачи, возникшие именно в связи с событиями 1988 года, среди которых: подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси (от орг. части до рассмотрения вопросов об Уставе РПЦ), регистрация религиозных обществ (ранее СДР тоже этим занимался, но не в таком объёме), контроль за изданием и ввозом духовной литературы, вопросы духовного образования.

Подготовка и проведение торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси . Первой и главной, из таких задач была подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси, во время которых состоялся Поместный Собор. С этими событиями был связан целый ряд задач. На СДР было бесконечное количество дел по организации празднеств и Собора. В архивах можно найти бумаги о выделении продуктов на праздник, мебели, бумаги, стройматериалов, бензина, запросы транспорта для организации праздника и для перевозки пассажиров, кассет, тех.средств, мест в гостинице, списки участников, запросы на аккредитацию и пр. 18 Но Совет также реагировал на «движения» церкви указами. Например, в марте 1988 года, опасаясь осложнения внутриполитической ситуации из-за столь бурной подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси, Совет обратил внимание председателей республиканских СДР и уполномоченных «на необходимость усиления бдительности и профилактической работы с верующими, особенно “экстремистски настроенными”» 19 . При подготовке к грядущему собору Совет также рассматривал вопросы о проекте Устава РПЦ, о проведении Патриархией Предсоборного архиерейского совещания.

Регистрация религиозных обществ. В 1988 году важными были вопросы регистрации религиозных обществ, передачи им молитвенных домов, церквей или разрешения на строительство зданий для молитвенных целей. В конце 1987 – начале 1988 те, кто контролировал работу аппарата Совета по осуществлению и совершенствованию контроля за соблюдением законодательства о культах и выполнением постановлений ЦК КПСС (это и есть Совет по делам религий) пишут отчёт, в котором отражены неудовлетворительные результаты. Приведём ниже часть отчёта:

«…решения ЦК партии до конца выполнены не были (…). Совет по делам религий и поныне оценивает свою деятельность по внешним формальным показателям состояния и тенденций религиозности в стране, положив в ее основу количество зарегистрированных, а не фактически действующих общин…. Одним из следствий этого является широкое распространение незарегистрированных и неконтролируемых религиозных общин. Количество их составляет несколько тысяч» 20 .

Изучая документы к протоколам всех заседаний 1988 года, создаётся впечатление, что на заседаниях обсуждали и решали исключительно этот вопрос. За период 1988 года открыто более 200 религиозных обществ 21 .

Контроль за изданием и ввозом духовной литературы. Совет по делам религий активно занимается вопросом духовной литературы и издательской деятельности. В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси было издано очень много разных материалов для продажи и подарков. В марте 1988 года Совет по делам религий даёт разрешение увеличить на будущий год тираж религиозных изданий, а также ввоз из других стран христианской литературы и техники для печати, ксерокопий литературы.

А при подготовке к июньским торжествам для того, чтобы у гостей не сложилось превратное мнение об отношении советского государства к религии, Харчев пишет письмо на таможню с описанием ситуации, что будет прибывать много гостей и просит «в качестве исключения не препятствовать провозу некоторого количества религиозной литературы, церковной утвари, пластинок, видеокассет, атрибутики» 22 .

Духовное образование. Совет осуществлял также контроль за процессами, связанными с духовным образованием и, соответственно, с духовными образовательными учреждениями. В 1988 году в связи с открытием приходов обостряется дефицит духовенства.

Открывается Духовной академии Грузинской православной церкви с 4-х годичным сроком обучения и количеством учащихся до 20 23 , предполагается открытие семинарии в Сибири, Поволжье, Западной Украине, Белоруссии 24 , разрешается создание при Одесской духовной семинарии «класса по подготовке для внешнепредставительской деятельности лиц из числа духовенства епархии, преподавателей и учащихся семинарии, церковного актива» 25 .

Характеристика содержания документов по деятельности Совета по делам религий в 1988 году, находящихся в архиве ГАРФ г. Москва

Большую часть информации о деятельности СДР можно почерпнуть из документов, которые находятся в архивах РФ. Фонд Государственного Архива РФ (ГАРФ) Р-6991 «Совет по делам религий». Всего этого 1988 года касается 310 документов, из которых 64 составляют документы к протоколам заседаний Совета. Остальное – это письма, переписки, в том числе в связи с Собором и 1000-летием Крещения Руси с ЦК КПСС, с Советом Министров, с Верховным Советом СССР, приказы по основной деятельности Совета о назначениях, постановке на учёт автомобилей, о распоряжениях в связи с праздниками на предприятии, о курсах повышения квалификации работников, телеграммы-вызовы уполномоченных, переписки с Советом при делах министров РСФСР и при СМ других республик (это в основном жалобы, ответы на жалобы, заявления верующих из областей об открытии церквей, регистрации религиозных обществ, строительстве церквей, сообщения о переадресации решения вопросов, сообщения о том, что заявление направлено на рассмотрение); переписки с разными министерствами, с прокуратурой, с издательствами.

Отдельно имеется 4 тома документов о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Здесь диапазон видов документов широкий – от покупки переносных туалетов и заказа ковровых дорожек до проекта Устава РПЦ. Конечно, есть отчёты из разных областей и республик о том, как прошли празднования. Много писем Харчева в институты с просьбой выделить переводчиков, машинисток. В четвёртом томе находятся отчёты К.М. Харчева о каждом дне празднования (с 4 и до 17 июня) с пометкой «для внутреннего пользования» 26 .

В отдельное дело собраны документы об участии Совета в разделе «Церковь и религия в СССР» павильона CCCР на всемирной выставке ЭКСПО, в том числе «Отчет представителя МП настоятеля Троицкой Церкви на Ленинских горах г. Москвы прот. Сергия Суздальцева о работе в разделе «Церковь и религия в СССР» на Всемирной выставке ЭКСПО-88 в г. Брисбене, Австралия; с 3 сентября по 25 октября выставку посетило больше 3 млн. человек, никто не прошёл мимо (…) Основные вопросы, которые задавали: Свободна ли религия в СССР? Сколько прав храмов открыто? Каковы взаимоотношения РПЦ с правительством? Как готовят церковных служителей? Сколько духовных семинарий, академий, монастырей в СССР? Как отпраздновали 1000? Как проходит перестройка? Каковы взаимоотношения РПЦ с другими религиями?» 27 и далее пишет, как отвечал на эти вопросы.

Есть журналы разных религиозных организаций, документы о ремонте и строительстве духовных академий или молитвенных зданий.

В целом документы содержат бытовую информацию протокольного типа, но особенно важными и интересными представляются дела, содержащие отчёты о мероприятиях, газетные вырезки и фотографии, если таковые попадаются. Интересно также увидеть организационную сторону подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, участие Совета в этом деле. Отчёты Совета и о Совете дают оценку его деятельности, и всегда важно увидеть оценки с разных сторон.

При изучении архивных документов о деятельности СДР становится видна включённость и отношение Совета к церковным вопросам. Однако, всегда остаётся вопрос достоверности и полноты представленной информации.

1 В декабре 1991 г. Постановлением государственного Совета ССС № ГС-13 от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления в СССР» СДР при КМ СССР был упразднён, и с 1 декабря 1991 г. его деятельность прекращена. См. : Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №50. Ст.1421.

2 См., напр., Поспеловский. С.390, 414; Шкаровский, доклад, п.13; Интервью…, 188; Маслова, 92.

3 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М. : ББИ, 1995. С. 115–116.

4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 387.

5 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Штриккер Г. Режим доступа: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf

6 Харчев К. М.: «Церковь повторяет ошибки КПСС». Интервью последнего «министра религий» СССР. Режим доступа: http://www.rusglobus.net/komar/index.htm?church/harchev.htm&1

7 Миланский эдикт Советского государства. 1000-летие Крещения Руси стало праздником представителей всех религий. Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2013-08-07/1_edict.html

8 См., напр., Шкаровский, гл.19, Интервью…, с. 183, Поспеловский. C.398.

9 Там же. С. 389-390.

10 Ипатов А. Православие и русская культура: вымыслы и действительность // Наука и религия. 1985. №6. С. 44.

11 Шкаровский М. В. Доклад на конференции "Парадоксы Православия" в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г. Режим доступа:http://old.spbda.ru/news/a-1546.html . Док.243, 246.

12 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 413.

13 Там же. С. 409.

14 Интервью председателя Совета по делам религий при Совмине СССР Харчева К. М., данное 17 сентября 2008 г. ответственному редактору газеты «НГ-религии» М. Смирнову // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 177.

16 Вишневский А. К. Совет по делам религий и Русская Православная Церковь при патриархе Пимене (1971–1990) // Церковь и время. М. : ОВЦС МП, 2012. №4 (61). С. 231-238.

17 Интервью. С. 178.

19 Маслова И. И. Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь (1965 - 1991 г.г.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 97.

20 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3579. Л. 59-61.

21 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. C.409.

22 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3667. Л. 59.

23 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3602. Л. 1.

24 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3673. Л. 75.

25 Там же. С. 228.

26 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3668. 247 л.

27 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3669. 17 л.

2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Уполномоченный по делам религий и национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым Положением.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:

1. участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;

2. обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

3. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

4. контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

5. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

6. в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;

7. внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

8. оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

9. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;

10. предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.

Указанное Положение определило, что Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;

изучает зарубежный опыт;

готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций;

по просьбе религиозных организаций оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов.

Уполномоченный и его аппарат в соответствии с Положением, имеют довольно широкие права:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сферах свободы совести, вероисповедания, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные массовые акции и мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь. Руководители структурных подразделений по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома назначаются исполкомами на должность и освобождаются от должности по согласованию с Уполномоченным.

Заместитель Уполномоченного назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аппарат задач и осуществление им своих функций;

распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителя и руководителей структурных подразделений центрального аппарата за реализацию направлений его деятельности;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности, фонда оплаты труда и средств на его содержание;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников центрального аппарата, положения и уставы организаций и учреждений, подчиненных Уполномоченному;

в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом органа, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей подчиненных учреждений и организаций;

в пределах своей компетенции подписывает постановления и издает приказы.

При Уполномоченном образуется коллегия в составе Уполномоченного (председатель коллегии) и его заместителя по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники аппарата Уполномоченного, а также работники иных государственных организаций.

Численность коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Уполномоченного, проводятся в жизнь приказами Уполномоченного.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный проводит в жизнь свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

При Уполномоченном могут создаваться экспертные и консультативные советы из числа работников центрального аппарата Уполномоченного, представителей других республиканских органов государственного управления, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного. Персональный состав экспертных и консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным.

Уполномоченный имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, расчетные счета в банке.

Отдел по делам религий является структурным подразделением в аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей. Руководит отделом Начальник отдела. Его штатная численность составляет пять человек. Основными задачами...

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

Экспертный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей (далее - совет) является экспертным органом. Он был создан для подготовки заключений и рекомендаций по недопущению деятельности организаций, их органов и представителей...

Институт уполномоченного по правам ребенка в системе государственной защиты прав и свобод

Россия сегодня действительно старается уделять больше внимания проблемам детей. И, пожалуй, лучшим примером того, как активно государство готово решать возникающие проблемы в сфере защиты детей...

Институт уполномоченного по правам человека в России

Нормы права и религии

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей...

Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

Конституцией России предусмотрен и орган, который занимается исключительно проблемными вопросами, связанными с незаконным ограничением и умалением прав - Уполномоченный по правам человека...

Окончание предварительного следствия: основания и порядок

Правовой статус личности

«Должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека была создана в соответствии с Конституцией Украины для осуществления контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на...

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности

В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних КоАП определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав...

Смертная казнь как уголовное наказание

В Библии, как и в законодательстве других древних народов, смертная казнь нередко служит наказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений, как: несоблюдение субботы, богохульство...

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Институт Уполномоченного РФ по правам человека (омбудсмен) Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) впервые был учрежден в Швеции в начале XX в., впоследствии получивший широкое распространение во многих странах...

Гарантией государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами...

Уполномоченный по правам человека Российской Федерации

С учетом федеративного характера устройства Российского государства Законом об Уполномоченном по правам человека предусмотрено...

Характеристика государственных органов с особым статусом в РФ

Уполномоченный по правам человека - это государственный орган власти, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами...

Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами...

Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате.

Статья 27. Руководство Советом Министров Республики Беларусь подчиненными ему государственными организациями

Совет Министров Республики Беларусь:

принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, предоставленных им полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов;

утверждает в установленном порядке уставы государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

налагает в установленном порядке на руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Статья 28. Руководство Советом Министров Республики Беларусь местными исполнительными и распорядительными органами

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь:

руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;

организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения;

создает условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов местных исполнительных и распорядительных органов;

содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности;

регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и подчиненными Совету Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств;



передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам;

реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы.

ГЛАВА 5
ОТНОШЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С НАЦИОНАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ ДЕПУТАТОВ

Статья 29. Отношения Совета Министров Республики Беларусь с Национальным собранием Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

По поручению Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь вправе вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения проекта закона Республики Беларусь срочным.

С согласия Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принятия на своих заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный Советом Министров проект закона Республики Беларусь или его часть с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, не принят его согласованный текст.

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и иные материалы, связанные с деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь в двухмесячный срок после назначения его на должность представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев.

Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вопрос о доверии Совету Министров Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в таком доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначении новых выборов. При отклонении отставки Совет Министров Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия.

Во время заседаний палат Национального собрания Республики Беларусь, в том числе закрытых, Премьер-министр Республики Беларусь и члены Совета Министров Республики Беларусь могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Статья 30. Взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь с Национальным банком Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь совместно с Советом Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту Республики Беларусь для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Статья 31. Отношения Совета Министров Республики Беларусь с местными Советами депутатов

Совет Министров Республики Беларусь в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяет вместе с местными Советами депутатов порядок и степень их участия в выполнении государственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения местных Советов депутатов.

ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Заседания Совета Министров Республики Беларусь и порядок принятия на них решений

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Статья 33. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, исполнения республиканского бюджета, формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров Республики Беларусь перед Президентом Республики Беларусь.

Статья 34. Президиум Совета Министров Республики Беларусь

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, Министра экономики Республики Беларусь, Министра финансов Республики Беларусь, Министра иностранных дел Республики Беларусь.

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь. В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Статья 35. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, иные решения Премьер-министра Республики Беларусь, а также заместителей Премьер-министра Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы и Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, а также местными исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 36. Комиссии и иные формирования, создаваемые Советом Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Статья 37. Почетная грамота Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь учреждает Почетную грамоту Совета Министров Республики Беларусь.

Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь награждаются граждане и организации Республики Беларусь и иностранных государств за заслуги в государственной, производственной, социально-культурной деятельности, укреплении обороноспособности Республики Беларусь.

Порядок награждения Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь определяется настоящим Законом и Положением о Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Решение о награждении Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь оформляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 38. Иные вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров Республики Беларусь

Вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров Республики Беларусь, не урегулированные настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь, регулируются Регламентом, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 39. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь

Для организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров Республики Беларусь решений создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.

Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный.

Структура и штатное расписание Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, размер оплаты труда и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер-министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 года «О Совете Министров Республики Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 29–30, ст. 466);

статью 3 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2000 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 59, 2/176);

Закон Республики Беларусь от 31 января 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 17, 2/935);

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/959);

статью 19 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

статью 11 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О реорганизации дела охраны историко-культурного наследия в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309).

Статья 41. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.