Почему родившей женщине нельзя заходить в церковь. Почему в Припяти нельзя заходить в здания? Можно ли идти в церковь с месячными

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Ветхозаветные иудеи

Начнем с того, что Новый Завет не содержит каких-либо четких положений о том, что недавно родившей женщине нельзя заходить в храм. Данная традиция берет свое начало с библейских времен.
Так, в главе 12 Книги Левит говорится, что женщина считается «духовно нечистой» в течение семи дней после рождения мальчика, а затем еще 33 дня она должна сидеть дома и не прикасаться к предметам, которые имеют культовое значение. То есть, в общей сложности – 40 дней. Но после рождения девочки, что ветхозаветные мудрецы искренне считали менее богоугодным поступком, срок такой изоляции молодой матери увеличивался вдвое и составлял уже целых 80 дней (40 – за себя, 40 – за «нечистоту» новорожденной дочери).
Насколько авторы Талмуда разбирались в женской психологии, можно судить по содержащемуся там объяснению причины данного запрета. Эти благородные мужи полагали, что женщина, испытывая родовые муки, теоретически может дать себе зарок больше никогда не заниматься интимом, чтобы не зачинать ребенка. И за данное гипотетическое обещание, женщина якобы виновна перед Богом, поэтому она «духовно нечиста» после родов.
Кстати, Талмуд уделяет много внимания вопросам духовной нечистоты. Ее самой высокой степенью является трупная. Любой человек, находившийся рядом с покойником, не допускался в храм в течение семи дней после похорон.
Нида – еще одна степень нечистоты, она связана с естественными кровотечениями у женщин во время менструаций, а также с выделениями организма после родов. Поэтому, согласно Ветхому Завету, женщине воспрещается входить в храм во время месячных, а также после рождения ребенка.
Впрочем, в «эти дни» иудеи запрещали женщинам очень многое: половую жизнь с мужьями; нежные касания и поцелуи; сон в супружеской постели; питание за одним столом со всей семьей и т.п.

Новый Завет

Согласно учению Христа, только греховные помыслы могут сделать человека «нечистым». Постановление о том, что женщинам нельзя входить в храм в течение 40 дней после родов, не принималось ни на одном Вселенском соборе. Единственное объяснение, условно принятое священнослужителями, касается установленного в Новом Завете запрета проливать кровь в храме.
Дело в том, что в библейские времена было принято совершать жертвоприношение животных. Но Иисус и его апостолы категорически отвергали данный ритуал. Не разрешая проливать кровь в храме, они имели в виду именно отказ от подобных обычаев, восходящих своими корнями к древнему язычеству.
В главах 27-30 Книги 6 Дидаскалии (постановления апостолов) говорится, что рождение ребенка чисто, и никакие физиологические особенности данного процесса не противны Богу. Поскольку Святой Дух всегда присутствует в каждом живом создании, не стоит считать женщину после родов «духовно нечистой», следуя ветхозаветному пониманию.

Опасения язычников

Число 40 является сакральным для представителей многих народов. Его часто связывают с рождением и смертью. Представление, что душа покойного в течение 40 дней после смерти блуждает в мире живых, возникло на заре человечества. Точно так же язычники всегда верили, что новорожденный в течение первых 40 дней еще неокончательно утвердился в нашем мире. И поэтому первые полтора месяца его матери следует быть крайне осторожной.
Молодой маме с ребенком лучше не показываться в общественных местах, чтобы не нарваться на сглаз, ведь многие люди могут позавидовать ее счастью. А поскольку малыш в течение первых 40 дней после рождения еще не является частью мира живых в полной мере, этот негатив способен привести к печальным последствиям. Поэтому и показывать его кому-то кроме родственников и близких друзей в первое время после рождения считалось опасным.
Кстати, согласно Священному Писанию, Божья Мать принесла новорожденного Иисуса в храм только после того, как прошло 40 дней с момента рождения малыша.
Еще одной причиной такого запрета может быть опасение, что молодая женщина, организм которой ослаблен родами, ненароком подхватит инфекцию в местах массового скопления людей. Стоит ли говорить, что для новорожденного в первые дни его жизни любая болезнь может оказаться смертельной.

Современная Россия

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.
Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.
По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.
Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные - как естественные процессы нашего организма - не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором - непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил.

Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты.

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Ветхозаветные иудеи

Начнем с того, что Новый Завет не содержит каких-либо четких положений о том, что недавно родившей женщине нельзя заходить в храм. Данная традиция берет свое начало с библейских времен.

Так, в главе 12 Книги Левит говорится, что женщина считается «духовно нечистой» в течение семи дней после рождения мальчика, а затем еще 33 дня она должна сидеть дома и не прикасаться к предметам, которые имеют культовое значение. То есть, в общей сложности – 40 дней. Но после рождения девочки, что ветхозаветные мудрецы искренне считали менее богоугодным поступком, срок такой изоляции молодой матери увеличивался вдвое и составлял уже целых 80 дней (40 – за себя, 40 – за «нечистоту» новорожденной дочери).

Насколько авторы Талмуда разбирались в женской психологии, можно судить по содержащемуся там объяснению причины данного запрета. Эти благородные мужи полагали, что женщина, испытывая родовые муки, теоретически может дать себе зарок больше никогда не заниматься сексом, чтобы не зачинать ребенка. И за данное гипотетическое обещание, женщина якобы виновна перед Богом, поэтому она «духовно нечиста» после родов.

Кстати, Талмуд уделяет много внимания вопросам духовной нечистоты. Ее самой высокой степенью является трупная. Любой человек, находившийся рядом с покойником, не допускался в храм в течение семи дней после похорон.

Нида – еще одна степень нечистоты, она связана с естественными кровотечениями у женщин во время менструаций, а также с выделениями организма после родов. Поэтому, согласно Ветхому Завету, женщине воспрещается входить в храм во время месячных, а также после рождения ребенка.

Впрочем, в «эти дни» иудеи запрещали женщинам очень многое: секс с мужьями; нежные касания и поцелуи; сон в супружеской постели; питание за одним столом со всей семьей и т.п.

Новый Завет

Согласно учению Христа, только греховные помыслы могут сделать человека «нечистым». Постановление о том, что женщинам нельзя входить в храм в течение 40 дней после родов, не принималось ни на одном Вселенском соборе. Единственное объяснение, условно принятое священнослужителями, касается установленного в Новом Завете запрета проливать кровь в храме.

Дело в том, что в библейские времена было принято совершать жертвоприношение животных. Но Иисус и его апостолы категорически отвергали данный ритуал. Не разрешая проливать кровь в храме, они имели в виду именно отказ от подобных обычаев, восходящих своими корнями к древнему язычеству.

В главах 27-30 Книги 6 Дидаскалии (постановления апостолов) говорится, что рождение ребенка чисто, и никакие физиологические особенности данного процесса не противны Богу. Поскольку Святой Дух всегда присутствует в каждом живом создании, не стоит считать женщину после родов «духовно нечистой», следуя ветхозаветному пониманию.

Опасения язычников

Число 40 является сакральным для представителей многих народов. Его часто связывают с рождением и смертью. Представление, что душа покойного в течение 40 дней после смерти блуждает в мире живых, возникло на заре человечества. Точно так же язычники всегда верили, что новорожденный в течение первых 40 дней еще неокончательно утвердился в нашем мире. И поэтому первые полтора месяца его матери следует быть крайне осторожной.

Молодой маме с ребенком лучше не показываться в общественных местах, чтобы не нарваться на сглаз, ведь многие люди могут позавидовать ее счастью. А поскольку малыш в течение первых 40 дней после рождения еще не является частью мира живых в полной мере, этот негатив способен привести к печальным последствиям. Поэтому и показывать его кому-то кроме родственников и близких друзей в первое время после рождения считалось опасным.

Кстати, согласно Священному Писанию, Божья Мать принесла новорожденного Иисуса в храм только после того, как прошло 40 дней с момента рождения малыша.

Еще одной причиной такого запрета может быть опасение, что молодая женщина, организм которой ослаблен родами, ненароком подхватит инфекцию в местах массового скопления людей. Стоит ли говорить, что для новорожденного в первые дни его жизни любая болезнь может оказаться смертельной.

Современная Россия

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.

Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.

По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.

Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

1. Кем и когда в Православном христианстве были установлены вышеперечисленные понятия. Обычно священники ссылаются на 15 главу Кн.Левит. Однако Вы не можете не согласиться с тем, что всякий закон есть…

ТАИНСТВА — ПРИЧАСТИЕ

Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений…

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, КОГДА ОНА «НЕЧИСТА» (во время месячных)?

Еще в III веке подобный вопрос был задан свт. . Дионисию Алексадрийскому, и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верньй и благочестивый, дерзнули или приступити к Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душой и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф. 9: 20-22). В дальнейшем разъяснении св. Дионисий говорит что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей Александрийский, и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI в.), определяя и епитимью на случай, если бы женщина…

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.

Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.

Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40…

О том, что такое месячные, думаем, рассказывать не нужно - это и так знает каждая девушка. А вот почему во время менструации нельзя ходить в церковь, многие даже не догадываются. Сегодня мы откроем перед вами эту тайну.

Причина запрета

На самом деле эта тема весьма интересная. Так, если католическая церковь давно решила все вопросы по этому поводу, то православная все еще не пришла к общему мнению. Между тем, в настоящее время никакого запрета на посещение церкви во время «этих» дней не существует. Почему? Дело в том, что запрета как такового никогда не существовало, однако в храме нельзя проливать человеческую кровь. В противном случае этим женщина как бы оскверняет церковь, в результате чего ее необходимо освящать заново. Получается, что на самом деле священнослужители просто боятся вытекания крови. Помните, ведь даже если вы поранили палец, находясь в храме, то из него необходимо выйти, что бы остановить кровотечение. Впрочем, если говорить о…

Зачем ходить в храм?

– Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды…

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Этот вопрос беспокоит не только тех женщин, которые начали воцерковляться. Еще многого не знают, учатся православным молитвам и церковным правилам. Но и тех, кто давно ходит в храм, исправно соблюдает все посты, просыпается и засыпает с молитвой на устах. Давайте искать истину.

Ветхозаветный взгляд на женщину с месячными

Ответ на вопрос, можно ли ходить в церковь во время месячных, нужно искать в Ветхом Завете. Ведь истоки православной веры находятся именно там. В Ветхом Завете запрещалось входить в храм Божий в следующих ситуациях:

период очищения после рождения ребенка; патологическое или месячное кровотечение; изъявляющиеся нагноения или проказа; семятечение.

Даже священникам с кровоточащими ранами нельзя было посещать церковь. Капля крови, случайно упавшая на пол храма, оскверняет его. Любые выделения связывались в Ветхом Завете с грехом, хотя сами по себе и не были…

а вот Оль примерно о том что говорила ты)))
взято с сайта:материнство.ру

Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?

Вопрос, поставленный в названии статьи, в последнее время приобрел большую актуальность. На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь.

Проиллюстрируем несколько подобных вопросов. Например, вопрос Натальи (в сокращении) на сайте orto-rus.ru:

1. Кем и когда в Православном христианстве были установлены вышеперечисленные понятия. Обычно священники ссылаются на…

Вообще на третий, если не ошибаюсь. Так написано в Ветхом Завете.Однако, в Новом завете на этот предмет смотрят по другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы «не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, … по необходимости естественной»И ещё — «отвратись от праздных речей, о жено, и поминай всегда Бога, сотворившего тебя, и молись Ему, ибо Он Господь твой и всех. И учи Его законы, не смотря ни на физическое очищение, … ни на роды, ни на выкидыш, ни на нечистоту телесную, ибо таковая осмотрительность есть изобретение глупых людей, ума не имеющих. Ибо ни погребение человека, ни мертвые кости, ни гроб, ни какая-либо пища, ни ночное истечение не может осквернить человеческую душу, но только нечестие и беззаконие по отношению к…

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!