План экскурсии в храм святой софии. Экскурсия по Старому Городу «Константинополь. Айя-София на карте Стамбула

Кортик.

(Россия)

Когда заходит речь о холодном оружии моряков, в памяти всегда всплывает образ именно этого кинжала, с длинным постепенно сужающимся к острию двулезвийным клинком ромбического сечения. Но таков ли он был всегда и является ли он оружием только моряков? Давайте разбираться.

Название «кортик» взято от венгерского слова kard — меч. Появился в конце XVI в. и первоначально применялся как оружие абордажного боя. Причиной этому служат его небольшие размеры, что позволяет применять его в рукопашной против не сильно защищенного противника на не особо свободных палубах, где нет возможности широкого размаха или замаха.

Охотничий кортик. Германия, 30-е годы 20 в.

С 18 в. он приобретает и еще одно направление применения – как охотничье оружие. К тому времени охота в большинстве случаев идет с применением огнестрельного оружия и применение холодного оружия снизводится до уровня оружия, необходимого для личной защиты охотника или как средство добивания зверя.

Но, все-таки основное предназначение кортика остается как элемента военной формы.


В России кортик получили широкое распространение в начале XIX в. в качестве холодного оружия при определенной форме одежды, заменявшего шпагу или морскую офицерскую саблю. В 1803 г. кортики были присвоены всему офицерскому составу флота и гардемаринам морского кадетского корпуса. Позднее был принят также особый кортик для курьеров Морского министерства.

Во второй половине XIX — начале XX в. ношение кортика было обязательным при всех формах одежды, кроме той, при которой полагалась сабля. Лишь повседневная служба на корабле освобожда­ла офицеров, кроме вахтенного начальника, от его ношения.

В 1903 г. кортики были присвоены и некоторым корабельным специалистам, не относившимся к офицерской категории, сначала машинным, а в 1909 г. и остальным кондукторам.

В 1914 г. кортик становится принадлежностью не только моряков, но и становится форменным оружием в авиации, воздухоплавательных частях, минных ротах, автомобильных частях.

Во время Первой мировой войны право ношения кортика постепенно было распространено на достаточно большое количество категорий военнослужащих, военных чиновников и гражданских служащих различных ведомств, обслуживавших нужды армии. Распространению этого оружия способствовали его малые размеры и небольшой вес, невысокая стоимость, а также невостребованность столь громоздкого оружия, как шашка, в условиях позиционной войны. Так, в 1916 году кортик был присвоен офицерам и военным чиновникам Управления военного воздушного флота. Этот кортик полностью копировал морские кортики с прямым клинком, но мог иметь рукоять черного цвета. Однако множество дореволюционных фотографий, дошедших до наших дней, показывает, что кортики с белыми рукоятями были также широко распространены среди авиаторов и армейских офицеров, хотя и считались более характерными для военно-морского флота. Право ношения кортика имели также офицеры автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту, мотоциклетных подразделений и авиационных школ.

23 августа 1916 года всем обер-офицерам и военным чиновникам, за исключением обер-офицеров артиллерии и кавалерии, были присвоены, на время войны, взамен шашек кортики с правом пользоваться и шашками – по желанию. В ноябре 1916 года ношение кортиков было разрешено военным врачам и обер-офицерам пехоты и артиллерии, а в марте 1917 года было распространено на всех генералов, офицеров и военных чиновников всех частей, «за исключением случаев нахождения в строю верхом и несения конной службы».

В литературе широко распространена также формулировка «с мая 1917 года офицеры – выпускники учебных военных заведений стали получать кортики вместо шашек». Однако следует помнить, что офицеры в России начала ХХ в. не получали от казны вообще никакого обмундирования, снаряжения и оружия и должны были обмундировываться и вооружаться исключительно за собственный счет. Именно данный фактор вкупе со всеобщей дороговизной военного времени послужил причиной широкого распространения кортиков в войсках в конце мировой войны, однако утверждение, что офицеры, выпущенные из училищ и школ прапорщиков в 1917 году, могли обзаводиться исключительно кортиками, в корне неверно. Широкое распространение кортиков в 1916–1917 гг., в свою очередь, вызвало к жизни огромное количество разновидностей данного оружия, при общей схожести конструкций и размеров различающихся в мелких деталях, в частности, в материалах и цвете рукояти, а также в деталях отделки. Необходимо отметить, что после Февральской революции 1917 года ношение вензелей отрекшегося императора на офицерском оружии было запрещено как в армии, так и на флоте. Один из приказов Морского министра Временного правительства содержал прямое указание «вензелевое изображение на оружии уничтожить». Кроме того, в условиях намеренного разложения армии вражеской агентурой и связанного с этим развала дисциплины использование монархической символики в ряде случаев могло привести для офицера к весьма печальным последствиям, вплоть до физической расправы со стороны распропагандированных солдат. Тем не менее вензель на эфесе уничтожался (зачеканивался или спиливался) далеко не во всех случаях. Кортики, выпущенные после марта 1917 года, изначально не имели вензелевых изображений на эфесе.

В некоторых документах начала XX в., описывающих форменную одежду чинов флота и портовой администрации, встречается термин «укороченная шпага». Она представляла собой обычный морской офицерский кортик. Его появление как принадлежно­сти форменной одежды чинов русского торгового флота следует от­нести к началу XIX в.

Указом Адмиралтейств-коллегий от 9 апреля 1802 г. было разрешено отпускать на службу на российских торговых судах офицеров, штурманов, унтер-офицеров и матросов военного флота. В этих случаях офицеры и штурманы сохраняли за собой право ношения военно-морской формы, а следовательно, и кортика. В 1851 и 1858 гг., при утверждении форменной одежды служащих на судах Российско-Американской компании и общества «Кавказ и Меркурий», право ношения командным составом судов морского офицерского кортика было окончательно закреплено.

В 50-70-х гг. XIX в. кортики стали также принадлежностью форменной одежды некоторых чинов ремонтной телеграфной стражи: управляющего отделением, помощника управляющего, механика и ревизора.

В 1904 г. морской офицерский кортик (но не с белой костяной, а с черной деревянной рукоятью) был присвоен классным чинам судоходного, рыболовного и зверового надзора.

С 1911 г. такой кортик (или, как и раньше, гражданскую шпагу) было разрешено носить только при будничной форме (сюртуке): чинам портовых учреждений; при посещении портов — министру, товарищу министра, чинам отдела торговых портов и инспекторам торгового мореплавания. При обычных служебных занятиях чинам министерства торговли и мореплавания разрешалось быть без оружия.

В ноябре 1917 г. кортик был отменен и впервые возвращен командному составу РККФ в 1924 г., но через два года вновь упразднен и лишь через 14 лет, в 1940 г., окончательно утвержден в качестве личного оружия командного состава ВМФ.

Нужно отметить, что в советский период кортик в основном являлся принадлежностью военно-морской формы. Исключением из этого правила было введение кортика в качестве элемента форменной одежды дипломатического ведомства и железнодорожников в период с 1943 по 1954 годы, у генералов в период с 1940 по 1945 годы и у летчиков в период с 1949 по 1958 годы.

Сейчас кортик, как личное холодное оружие, вручается вместе с лейтенантскими погонами выпускникам высших военно-морских училищ (ныне – институтов) одновременно с вручением им диплома об окончании высшего учебного заведения и присвоением первого офицерского звания.

Кортик как награда . На протяжении 200 лет кортик являлся не только штатным оружием, но и служил в качестве награды. Согласно статутов ордена св. Анны и ордена св. Георгия, за совершение соответствующего деяния, лицу мог быть вручен кортик, на который крепился соответствующий орден и темляк, что официально приравнивалось к награждению таким орденом.

В советское время традиция награждения оружием не была забыта и в качестве наградного оружия кортик стал вручаться согласно декрету ВЦИК от 8 апреля 1920 г. как Почетное революционное оружие, представляющее собой кортик с вызолоченным эфесом. На эфес накладывался орден Красного Знамени РСФСР.

Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. было учреждено уже общесоюзное Почетное революционное оружие: шашка (кортик) с вызолоченным эфесом и наложенным на эфес орденом Красного Знамени, револьвер с прикрепленным к его рукоятке орденом Красного Знамени и серебряной накладкой с надписью: «Честному воину РККА от ЦИК Союза ССР 19…. г.». В 1968 г. Президиумом Верховного Совета было введено награждение почетным оружием уже с золотым изображением Государственного герба.

Кортик в мире. Россия не единственная страна, где кортик использовался в качестве штатного оружия. Практически все страны, владевшие военно-морским флотом, применяли его практически с начала 19 в. И, если сперва это были уменьшенные копии сабель и шпаг, то начиная с конца 19 в. начинается заимствование русского морского кортика в качестве эталонного образца, а в 20 в. русский морской кортик становится основным типом кортиков в мире, конечно, с учетом национальных особенностей и оружейных традиций в его оформлении.

Виды штатных кортиков.

Австро-Венгрия

  1. Кортик морской офицерский образца 1827 г.
  2. Кортик морской офицерский образца 1854 г.

Австрия

Болгария

Великобритания

  1. Кортик гардемаринов и курсантов образца 1856 г.
  2. Кортик гардемаринов и курсантов образца 1910 г.

Венгрия

  1. Кортик медицинской службы офицерский образца 1920 г.

Германия

  1. Кортик офицерский и унтер-офицерский автомобильных частей образца 1911 г.
  2. Кортик морской кадетский образца 1915 г.
  3. Кортик морской офицерский и унтер-офицерский образца 1921 г.
  4. Кортик чиновников сухопутной таможенной службы образца 1935 г.
  5. Кортик NSFK образца 1937 г.
  6. Кортик службы железнодорожной охраны образца 1937 г.
  7. Кортик командного состава морской таможенной службы образца 1937 г.
  8. Кортик летчиков авиаспортивного союза образца 1938 г.
  9. Кортик старшего командного состава железнодорожной полиции образца 1938 г.
  10. Кортик руководителей «Гитлерюгенд» образца 1938 г.
  11. Кортик государственных руководителей образца 1938 г.
  12. Кортик морской офицерский образца 1961 г.

Греция

Дания

  1. Кортик офицерский образца 1870 г.
  2. Кортик офицерский наземного состава военно-воздушных сил образца 1976 г.

Италия

  1. Кортик офицеров добровольной милиции национальной безопасности (M.V.S.N.) образца 1926 г.

Латвия

Нидерланды

Норвегия

Польша

  1. Кортик старших боцманов, боцманов и курсантов офицерской школы ВМФ образца 1922 г.
  2. Кортик офицеров и унтер-офицеров бронетанковых войск образца 1924 г.
  3. Кортик морской офицерский образца 1924 г.
  4. Кортик морской офицерский образца 1945 г.

Пруссия

  1. Кортик морской офицерский образца 1848 г.

Россия

  1. Кортик высшего начальствующего состава НКПС (МПС) образца 1943 г.

Румыния

  1. Кортик авиационный образца 1921 г.

Словакия

March 4th, 2013

Кортик— это холодное колющее оружие с прямым коротким, двухлезвийным (реже однолезвийным) узким клинком и костяной рукояткой с крестовиной и головкой. Раз¬личают кортики граненые: трехгранные, четырехгранные и ромбовидные.

Появился кортик в конце XVI века как абордажное оружие. В первой половине XVI века ведущие морские державы — Испания и Португалия — вооружили своих моряков длинными тонкими рапирами, прекрасно приспособленными для действий на верхней палубе против главных противников европейских моряков — османских пиратов. Турки, вооруженные относительно короткими кривыми саблями и еще более короткими ятаганами, не могли противостоять испанцам с длинными рапирами. Вслед за испанцами вооружились рапирами, как правило трофейными, знаменитые приватиры — «морские волки» Елизаветы I. С середины XVI века англичане стали оттеснять «ненавистных папистов» с морских путей. Морские разбойники времен Елизаветы полюбили рапиру зато, что это оружие, как никакое другое, подходило для борьбы против закованных в.железо испанцев. Прямой тонкий клинок хорошо проходил сквозь сочленение лат, что кривым сабельным было сделать затруднительно. Моряки недолюб¬ливали металлические доспехи — в случае падения за борт они предпочитали иметь на себе меньше тяжести.

Первыми заметили недостатки этого оружия англичане. Если длинно-клинковое оружие великолепно подходило для верхней открытой палубы, то около мачт, вант и тем более в тесных корабельных помещениях чрезмерная длина клинка была помехой. К тому же во время абордажа, чтобы взобраться на борт вражеского корабля, требовались две свободные руки, а затем необходимо было мгновенно обнажить оружие, чтобы защититься от атак противников. Большая же длина клинка не позволяла быстро извлечь его из ножен. К тому же тонкий клинок не обладал необходимой прочностью. Каче¬ственных толедских клинков было очень мало и стоили они баснословно дорого. Если же клинки делали более толстыми, то из-за возросшей тяжести фехтовать ими было затруд¬нительно. Англичане в тесных помещениях во время абордажа пытались использовать кинжалы и ножи, но те, напротив, были слишком короткими, а значит почти бесполезными против сабель и ятаганов. Кинжал хорош как вспомогательное оружие к рапире и шпаге, но сражаться только им против вооруженного противника было самоубийственно.



В конце XVI века среди европейских аристократов распространилось оружие, называемое охотничьим тесаком, оленьим ножом, или кортиком. С начала XVI века использовался и кабаний меч, к концу столетия почти не употреблявшийся. В XVII веке стали различать охотничий тесак, как более длинный, и олений нож, или кортик— более короткие; точных параметров не было, и потому одно и то же оружие нередко называли и тесаком, и кортиком. Длина этого оружия колебалась от 50 до 80 см. Клинки были прямыми и изогнутыми, пригодными как для колющих, таки рубящих ударов. Самым замечательным в этом оружии были фигурные литые или чеканные, часто серебряные эфесы. Проводить время на охоте позволяли себе только состоятельные люди. Они заказывали у резчиков и ювелиров целые сцены на рукоятях этого оружия. Среди них — фигуры собак, грызущих льва, вздыбленный конь, нимфы, танцующие в обнимку. Обильно украшались и ножны.

С начала XVII века кортики стали очень популярны. Мечи, сабли, шпаги и рапиры оставались только у военных. В обыденной жизни дворяне вместо длинной и тяжелой боевой шпаги предпочитали носить и использовать довольно короткий, относительно легкий, удобный и красивый кортик. Им защищались на улицах и в путешествиях от грабителей, воо¬руженных по большей части топорами и ножами. К тому же с длинной шпагой сподручнее передвигаться верхом, ас кортиком можно удобно расположиться в карете, прогулочной лодке. Передвигаться пешком также было удобнее с короткоклинковым оружием.

кортик «Андрей Первозванный»

В Испании, и особенно во Франции, кортики не получили распространения, потому что мужчины часто выясняли отношения на дуэлях, где рапира и шпага были все же предпочти¬тельнее. На войне длинноклинковое оружие было более смертоносно в полевых условиях. Для сражений в узких корабельных помещениях кортик оказался самым подходящим оружием.

Первыми моряками, вооружившимися кортиками, были англичане и голландцы. В Нидерландах такого оружия изготавливали особенно много. Сами кортики попали на корабли благодаря буканьерам. Для разделки туш убитых животных и приготовления копченого мяса (букана) наиболее подходящим оружием были охотничьи тесаки. Полюбили кортики и в других европейских странах.

В Англии кортики использовали не только матросы и офицеры, непосредственно участвующие в морских схватках. До второй половины XVIII века это оружие предпочитал даже высший командный состав. Герои умирали от ран в морских битвах, но не расставались с кортиком, что и сделало это оружие популярным среди высшего офицерства. Введенные в XVIII веке для флотских командиров барочные шпаги успехом не пользовались. В отличие от старых рапир, они были слишком короткими, чтобы сдерживать про¬тивника на верхней палубе, а для внутренних помещений — несколько длинноваты. К тому же, в отличие от кортиков, они имели тонкое лезвие, которым нельзя нанести рубящий удар. Барочная шпага в боевых условиях почти бесполезна, и ее по мере возможности заменяли кортиком. Младшие офицеры, не имеющие достаточных средств для приобретения такого оружия, переделывали в кортики обычные обломанные кавалерийские сабли и палаши. Только в Испании для флота во второй половине XVII веке была создана укороченная, тяжелая колюще-рубящая шпага, вполне подходившая для сражений в корабельных условиях.

Со второй половины XVIII века абордажи, схватки на палубах и в корабельных помещениях почти прекратились. После артиллерийской дуэли корабли расходились, тонули или спускали флаг. Но именно тогда в европейских странах начали выпускать специальное оружие для моряков — абордажные сабли с изогнутыми и палаши с прямыми клинками, по поражающим свойствам и способам действия похожие на охотничье оружие. Их рукояти, в отличие от кортиков, были простые, обычно деревянные. Иногда гарду изготавливали в виде раковины. Подобные тесаки применяли в XVI-XIX веках, и назывались они дузегги или скаллопы. В отличие от небрежно сделанного абордажного оружия, они ковались очень тщательно. Для офицеров в одних странах были установлены сабли, в других— шпаги, для адмиралов — только шпаги. Холодное оружие изготавливали с морскими символами. Чаще всего изображался якорь, несколько реже — корабли, иногда — Нептун, тритон, нереиды.

При введении уставного оружия старший офицерский состав предпочитал носить то, что положено. Младшие офицеры, которым особенно много приходилось бегать по корабельным помещениям, не желали расставаться с кортиками. Относительно длинные шпаги и сабли несколько стесняли движения их владельцев в каютах, кубриках, коридорах и даже при спуске по трапам — крутым корабельным лестницам. Поэтому офицеры заказывали кортики, которые не являлись обязательным оружием, а значит не имели и регламентации. Абордажные бои ушли в прошлое, кортики стали делать более короткими, в пределах 50 см, а значит и более удобными при ношении. Тем более, что с формой офицеру рекомендовалось иметь и холодное оружие.

Около 1800 г. кортик впервые был официально признан в Великобритании и стал изготавливаться для морских офицеров по установленным образцам фирмой «Татэм энд Эгг» (Tatham and Egg). Его длина составляла 41 см, рукоять обтягивали кожей акулы, а навершие с 1810 года делали в виде львиной головы, державшей в пасти кольцо для темляка. На концах крестовины были желудевидные утолщения, а щиток в середине гарды украшали якорем, увенчанным королевской короной. Ножны обтягивали черной кожей. Наконечники и устье ножен с кольцами для крепления к ремню изготавливали, как и металлические детали эфеса, из позолоченного серебра.

С годами кортики стали еще короче и использовались только как костюмное оружие — атрибут формы офицеров. А для рукопашных схваток предназначались сабли для офицеров и абордажные палаши и сабли — для матросов. Из-за коротких размеров кортиков возникла легенда, что они были придуманы и использовались как леворучное оружие, парное к длинным клинкам кинжалов и рапир в XVI веке.

В Югославии длина клинка кортика составляла 290 мм, а рукоятка была черного цвета с металлическим наконечником.

Кортик «Адмиральский»

В германском флоте до 1919 года наконечник рукоятки имел форму имперской короны и спиральную форму рукоятки, обвитой проволокой, с наконечником шаровидной формы. В бывшей германской армии в военно-воздушных силах на вооружение был принят кортик образца 1934 года с плоской крестовиной, концы которой изогнуты к клинку, для унтер-офицерского и офицерского состава армии — кортик образца 1935 г. с крестовиной в виде орла с распростертыми крыльями и наконечником рукоятки в виде короны, украшенной дубовыми листьями. Рукоятка — пластмассовая, от белого до темно-оранжевого цвета, обвитая проволокой. Его сменил кортик ВВС 1937 года, рукоятка покрыта светло-голубой кожей, имела форму спирали и была обвита серебря¬ной проволокой. Наконечник рукоятки имел форму диска. В 1937 г. появилась новая модель кортика: крестовина имела вид орла со свастикой в лапах, форма наконечника рукоятки — шаровидная, рукоятка пластмассовая, обвитая проволокой, на нижней части ножен — дубовая ветка с листьями.

Чиновники таможенной службы имели аналогичный кортик, но рукоятка и ножны его были покрыты зеленой кожей. Почти одинаковые кортики носили члены дипломатического корпуса и государственные чиновники. У последней разновидности кортиков направление головы орла отличало род службы его владельца. Так, если голова орла была обращена влево, то кортик принадлежал чиновнику.

Кортик образца 1938 года отличается от него только наконечником рукоятки в виде орла, несущего в лапах свастику. В России кортик получил широкое распространение в конце XVI века, позже стал традиционным оружием офицерского состава военного флота. Впервые кортик как личное холодное оружие офицеров русского флота историки упоминают в биографии Петра I. Царь и сам любил носить флотский кортик на перевязи. В Будапештском национальном музее хранился кортик, который принадлежал Петру Великому. Длина его обоюдоострого клинка с рукояткой составляла около 63 см, а рукоять клинка оканчивалась крестовиной в виде горизонтально лежащей латинской буквы S. Деревянные ножны длиной около 54 см обшиты кожей черного цвета. В верхней части они имели бронзовые обоймицы с кольцами для порту¬пеи длиной 6 см и шириной около 4 см каждая, а в нижней части — такие же обоймицы длиной около 12 см и шириной 3,5 см. Клинок кортика с двух сторон и поверхность бронзовых ножен были богато орнаментированы. На нижнем металлическом наконечнике ножен вырезан двуглавый орел, увенчанный короной, на клинке — украшения, символизирующие победу России над Швецией. Надписи, обрамляющие эти изображения, а также слова, размещенные на рукоятке и клин¬ке кортика, представляют собой как бы хвалебный гимн Петру I: «Виват нашему монарху».

Как личное оружие офицеров военно-морского флота кортик неоднократно менял свою форму и размеры.

В послеевропейский период русский флот пришел в упадок и кортик в качестве неотъемлемой принадлежности морского офицерского мундира перестал быть прерогативой этого рода войск. Помимо морских офицеров, в XVIII веке его носили и некоторые чины сухопутных войск. В 1730 г. кортик заменил шпагу у нестроевых армейских чинов. В 1777 г. унтер-офицерам егерских батальонов (вид легкой пехоты и кавалерии) вместо шпаги ввели кортик нового образца, который перед рукопашным боем можно было насаживать на укороченное дульнозарядное нарезное ружье — штуцер. В 1803 ношение кортиков как личного оружия офицеров и гардемаринов русского военно-морского флота упорядочилось. Были определены случаи, когда кортик мог заменять шпагу или морскую офицерскую саблю. Позднее был введен особый кортик для курьеров Морского министерства. Наличие кортика у лиц, не входящих в военные формирования, вообще не являлось редкостью. В XIX веке кортики штатского типа были принадлежностью форменной одежды некоторых чинов ремонтной теле¬графной стражи: управляющего отделением, помощника управляющего, механика и ревизора.



Кортик Пожарного

В XIX веке кортик появился и на русском торговом флоте. Сначала его имели право носить бывшие военно-морские офицеры. В 1851 и 1858 годах при утверждении форменной одежды служащих на судах Российско-американской компании и общества «Кавказ и Меркурий» право ношения кортика командным составом судов морского офицерского было окончательно зак¬реплено.

В 1903 г. право ношения кортиков получили не офицеры— флотские машинные кондукторы, а в 1909 г. и осталь¬ные флотские кондукторы. В 1904 г. морской офицерский кор¬тик, но не с белой костяной, а с черной деревянной рукоятью, был присвоен классным чинам государственного судоходно¬го, рыболовного и зверового надзора. Штатский морской кортик носили на поясной, черной лакированной портупее. В начале XIX века клинок русского военно-морского кор¬тика имел квадратное сечение и рукоять из слоновой кости с металлической крестовиной. Конец тридцатисантиметро¬вого клинка был обоюдоострым. Общая длина кортика со¬ставляла 39 см.

На деревянных ножнах, обтянутых кожей черного цвета, в верхней части были насажены две бронзовые позолоченные обоймицы с кольцами для крепления к портупее, а в нижней части для прочности ножен — наконечник. Портупею из черного многослойного шелка украшали бронзовыми позолоченными львиными головами. Вместо бляхи имелась застежка в виде змеи, изогнутой наподобие латинской буквы S. Символы в виде львиных голов были заимствованы у герба русских царей династии Романовых.

Русский морской кортик по своей форме был так красив и изящен, что германский кайзер Вильгельм II, обходя в 1902 году строй экипажа новейшего русского крейсера «Варяг», был восхищен им и приказал ввести для офицеров своего «Флота открытого моря» кортик по несколько видоизмененному русскому образцу. Кроме немцев, еще в 80-х годах XIX века русский кортик заимствовали японцы, сделавшие его похожим на маленький самурайский меч.

Кортик китайский

В середине XIX века получили распространение двухлезвийные клинки ромбовидного сечения, а с конца XIX века — четырехгранные клинки игольчатого типа. Размеры клинков, особенно во второй половине XIX — начале XX века, очень разнились. Украшения клинков могли быть различными, часто они представляли собой изображения, связанные с морской тематикой.

Стечением времени длина клинка у кортика немного умень¬шилась. Русский морской кортик образца 1913 года имел клинок длиной 240 мм и металлическую рукоятку. Несколько позже рукоятка была изменена, и металл на ней остался только в виде нижнего кольца и наконечника.

3 января 1914 года приказом по военному ведомству кор¬тики присвоили офицерам авиации, минных рот и автомобильных частей. Это были кортики флотского образца, но не с четырехгранным клинком, а обоюдоострым. Ношение кортиков в российском флоте при любой форме одежды, кроме парадного мундира, обязательной принадлежностью которого были морская сабля и палаш, в некоторые периоды считалось обязательным, иногда это требовалось лишь при исполнении служебных обязанностей. Например, более ста лет подряд, вплоть до 1917 года, сход морского офицера с корабля на берег обязывал его быть при кортике. Служба в береговых учреждениях флота — штабах, учебных заведениях — также требовала от морских офицеров, проходящих там службу, всегда носить кортик. На корабле ношение кортика было обязательным только для вахтенного начальника.

С 1911 года такой кортик разрешалось носить с будничной формой (сюртуком) чинам портовых учреждений; при посещении портов — чиновникам отдела торговых портов и инспекторам торгового мореплавания министерства торговли и промышленности. При обычных служебных занятиях чинам главного управления торгового мореплавания и портов разрешалось быть без оружия.

Именной кортик офицера Военно-Морского Флота

В XIX веке кортик был даже принадлежностью форменной одежды русских почтальонов. В период Первой мировой войны кортики носили члены «Союза городов» («Согор») и «Объединенного комитета союзов земств и городов» («Земгор») — всероссийских организаций либеральных помещиков и буржуазии, созданных в 1914-1915 гг. по инициативе кадетской партии с целью помощи правительству в Первой мировой войне в сферах медицинского обслуживания, помощи бежен¬цам, снабжения армии, работы мелкой и кустарной промышленности.

Армейские авиационные кортики отличались от морских рукоятями черного цвета. В августе 1916 года для всех обер-офицеров, кроме кавалерийских и артиллерийских, вместо шашек ввели кортики, а в ноябре того же года — и для военных врачей. С марта 1917 года кортики стали носить все офицеры и военные чиновники.

В ноябре 1917 года кортик был отменен и впервые возвращен командному составу РККФ до 1924 года, но через два года вновь упразднен, и лишь через 14лет, в 1940 году, окончательно утвержден в качестве личного оружия командного состава ВМФ. С начала XX века кортики носили и офицеры некоторых армейских частей. Позднее кортики вновь стали принадлежностью исключительно морской офицерской формы.

После поражения Германии в Первой мировой войне немецкому государству было запрещено иметь значимый военный флот и армию. Весь имевшийся флот был интернирован в английской военно-морской базе Скапа-Флоу, где и был затоплен немецкими моряками в 1919 г. Такой позор и унижение не так давно объединенная Германия переживала очень болезненно. Тысячи морских офицеров оказались не у дел. Но для оставшихся на службе унтер-офицеров и офицеров «временного» флота требовался новый кортик без имперской символики. Экономика лежала в руинах, страна переживала бешеную инфляцию, и денег для создания нового образца, скорее всего, просто не было. Некоторое время продолжали носить старый кортик, а затем был найден простой выход. Взяли бразильский морской кортик времен правления императора Педру II (1831-1889 гг.). Головку рукояти от первого морского немецкого кортика обр. 1848 г. навинтили на бразильский образец. Получился стильный и элегантный «новый» кортик обр. 1919 г., сохранивший и «преемственность », и память о великом затоплении флота — траурный черный цвет рукояти.

В 1921 г. этому кортику вернули ножны от морского офицерского кортика 1901 г. А в 1929 г. цвет рукояти был изменен на белый — в знак надежды на создание нового военно-морского флота и возрождение былой морской мощи Германии. Впрочем, бразильские оружейники, создавая морской кортик для императора Педру II, практически полностью скопировали его с голландского образца, очень популярного в 1820-х гг. Потом в Голландии, да и в других европейских флотах мода поменялась, и этот образец остался в XIX в. только в Бразилии. С окончанием Второй мировой войны в побежденных государствах постарались уничтожить все проявления и признаки фашизма. В первую очередь это касалось нацистской символики, в том числе и кортика, как олицетворения воинственности и престижности милитаристических устремлений нации. Япония и Германия полностью отказались от использования кортика в своих вооруженных силах и военно-морском флоте. Италия оставила кортик только для кадетов своих многочисленных военных учебных заведений. Болгария, Румыния, Венгрия, Польша и Чехословакия, попав в зону социалистического давления, приняли кортики, созданные под сильным влиянием советского морского офицерского кортика обр. 1945 г.

Только Восточная Германия, также вошедшая в социалистический блок Варшавского Договора, создала для своих вооруженных сил кортик совершенно необычного современного дизайна, но в немецких оружейных традициях.

С окончанием Второй мировой войны завершилась «золотая эра» для оружейников Золингена. Германия была демилитаризована, и оружейные фабрики лишились основного государственного заказа от военных и военизированных организаций. Многие производства разорились, но крупные фирмы нашли выход, сориентировавшись на внешний рынок.

В латиноамериканских странах происходили бурные переустройства государственности. Регулярно приходящие к власти честолюбивые хунты заказывали для реформируемых вооруженных сил новые униформы как непременный признак новой власти и атрибут своего престижа. Наличие очень дорогой оснастки, штампов и литьевых форм, используемых при производстве холодного оружия, было учтено при разработке экспериментальных латиноамериканских образцов.

Таким образом появился морской кадетский кортик Венесуэлы, очень похожий на немецкий морской образец 1921 г., кортики слушателей военных и полицейских академий Венесуэлы и Колумбии, практически неотличимые от немецкого морского обр. 1929 г. А на базе немецкого кортика военно-воздушных сил обр. 1937 г. было создано целое семейство практически идентичных кортиков для офицеров военно-воздушных сил Боливии, Колумбии, Парагвая и Уругвая. Естественно, что с них исчезли нацистские знаки и появилась символика этих государств. Большую помощь в поддержании на плаву оружейных фирм Золингена оказали заказы стран Африки, Азии и Ближнего Востока, активно освобождавшихся в 1950-1960-х гг. от колониальной зависимости.

Для вновь создаваемых вооруженных сил этих стран вводилась новая униформа. А вместе с ней как неотъемлемый символ независимости часто разрабатывался образец кортика. Вездесущие немецкие оружейники и здесь использовали либо готовую оснастку для частей оружия, либо весь дизайн кортика разрабатывался в узнаваемых очертаниях.

Таким образом, подавляющее большинство кортиков, использовавшихся в странах Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока после Второй мировой войны, было немецкого производства, что, конечно же, оказало очень сильное влияние на стилистику дизайна кортиков этих стран. Только в некоторых странах, таких как Аргентина, Мексика, Китай и Уругвай, на внешний вид морских кортиков повлиял стиль английского морского кадетского кортика обр. 1901 г.

После войны 1941-1945 гг. была принята новая форма кортика — с плоским стальным хромированным клинком ромбовидного сечения длиной 215 мм (длина всего корти¬ка— 320 мм). На правой стороне его рукоятки имелась защелка, предохраняющая клинок от выпадения из ножен. Рукоять четырехгранной формы сделана из пластмассы под слоновую кость. Нижняя оковка, головка и крестовина рукоятки выполнены из цветного позолоченного металла. На головку рукоятки была наложена пятиконечная звезда, а сбоку нанесено изображение герба. Ножны из дерева были обтянуты кожей черного цвета и покрыты лаком. Прибор ножен (две обоймицы и наконечник) выполнены из цветного позолоченного металла. На верхней обоймице с правой стороны изображен якорь, с левой — парусный корабль. У верхней и нижней обоймиц имелись кольца для портупеи. Портупея и пояс выполнялись из золоченых ниток. На пояс крепилась овальная застежка из цветного металла с якорем. Пряжки для регулирования длины портупеи также изготавливались из цветного металла и украшались якорями. Пояс с портупеей надевали поверх парадной формы одежды так, чтобы кортик находился с левой стороны. Лица дежурной и вахтенной службы (офицеры и мичманы) носили кортик поверх синего кителя или шинели.

Сейчас морские кортики разрешают носить только при парадной форме и на дежурстве. А потому исчезло замечательное выражение офицеров императорского морского флота: «Весь день чувствовал себя не при кортике», что по сухопутному означало: «Был не в своей тарелке».

Традиции сохранились и до наших дней. В настоящее время в России существуют морские кортики и кортики других родов войск, которые различаются только эмблемами. Сейчас кортик носят в ножнах на портупее адмиралы, генералы и офицеры военно-морских сил, а также мичманы сверхсрочной службы при парадной форме и во время несения дежурной и вахтенной службы.

Кортик, как личное оружие, и лейтенантские погоны в торжественной обстановке вручают выпускникам высших военно-морских училищ вместе с дипломом об окончании высшего учебного заведения и присвоением первого офицерского звания.

Златоустовские мастера создания булатной стали также не обошли своим вниманием кортик. Они создали знаменитый морской кортик «Волна», выпущенный к 300-летию российского флота. При его изготовлении применялось золото 999,9 пробы и серебро, а на отделку ножен и ручки пошло 52 темно-голубых топаза, 68 мелких рубинов, гранаты и александриты. Сам клинок кортика расписан золотыми узорами. Под стать ему по уровню мастерства отделки, но уже без дра¬гоценных камней, выполнены кортики «Адмиральский» и «Генеральский». Художники Д. Хомутский, И. Щербина, М. Финаев и мастер А. Балакин по праву могут гордиться этими настоящими произведениями искусства.








Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Недавно на пресс-конференции Владимира Путина прозвучал скорее не вопрос, а требование, не терпящее отрицательного ответа. И заключалось оно в том, чтобы вернуть ветеранам ВМФ право носить кортики. Почему же такая, казалось бы, мелочь заслужила внимания со стороны Президента и Верховного Главнокомандующего России и в чем же заключается радость от неоспоримого решения «а кортики надо вернуть!».

Камень преткновения

Еще в 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» кортик был исключен из перечня элементов формы офицеров и мичманов ВМФ. А в 2013 году Приказом Министерства Обороны «Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации» после окончания военной службы каждый должен сдать именной кортик на склад.

«Вот я прослужил 36 лет на флоте и не совсем понимаю, кому нужен мой кортик с изображением герба Советского Союза. Если вы как верховный главнокомандующий примете решение о том, чтобы морские кортики у офицеров оставлять, как это было и в имперской России, и в Советском Союзе, и в новой нашей российской истории, я думаю, что тысячи офицеров флота будут вам благодарны, и вместе с ними будут благодарны их дети, сыновья, внуки, правнуки, которые будут служить России на океанах, на флотах. Спасибо », – обратился от лица всех представителей ВМФ капитан 1-го ранга в отставке Сергей Горбачев к президенту Владимиру Путину на пресс-конференции. И верховный главнокомандующий России твердо решил: кортики надо вернуть!

Бороться и не сдаваться

Так как кортик является именным оружием и долгое время сопровождает офицера, совершенно естественно, что, уходя на пенсию «старый морской волк» совершенно не желает расставаться с ним. Председатель Клуба моряков — подводников капитан 1 ранга в запасе Игорь Курдин рассказывает, что при уходе с военной службы с правом ношения парадной формы, самой частой причиной отказа от сдачи оружия на склад является его утеря. На самом же деле офицеры в отставке просто скрывают свой кортик, дабы сохранить его у себя для потомков.

Однако в этом есть доля совершенно неблагородного риска: так как кортик не вписывается в удостоверение офицера запаса и является холодным оружием, то его владелец автоматически становится нарушителем закона.

Те, кто не желал расставаться с кортиком таким «темным» способом, писали письма в Министерство Обороны с требованием исключить из списка оружия, сдаваемого на склад, этот предмет парадной формы. Иногда дела доходили и до суда. Однако, как подчеркивает Игорь Курдин, редко представители Фемиды были на стороне военнослужащих и обязывали вернуть утраченное имущество. Да и сами офицеры в отставке далеко не всегда готовы обременять себя долгими судебными процессами. Именно поэтому так важно законодательно, на высшем уровне утвердить тот факт, что кортик является предметом парадной формы и не подлежит сдаче на склад.

Сквозь столетия

Стоит особо подчеркнуть, что кортик выдается вместе с лейтенантскими погонами при окончании военно-морского учебного заведения и сопровождает офицера на протяжении всей его службы, а иногда и до самой гробовой доски. Кроме того, история этого оружия насчитывает не одну сотню лет.

Кортики впервые появились в 16 веке и предназначались для абордажных атак. При императоре Петре I кортик был введен на русском флоте, а в 1730 году императрица Анна Иоанновна утвердила Регламент оружейных и амуничных вещей, который упразднил ношение длинной шпаги у ряда военных чинов и заменил ее на кортик. В течение 20 века кортик вошел в состав уставной формы сухопутных офицеров, авиаторов, а также ряда гражданских чинов. К тому времени он уже потерял значение как оружие, став элементом парадной формы.

После Октябрьской революции 1917 года ношение кортика было отменено и лишь постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 12 сентября 1940 года кортик был возвращен офицерам и мичманам ВМФ.

13 декабря 1996 года президент России Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об оружии», согласно которому стандартный офицерский кортик подпадал под определение холодного оружия, но его ношение разрешалось только военнослужащим с парадной формой или уволенным с военной службы с правом ношения военной формы.

В 2013 году было утверждено новое Руководство по учету вооружения согласно которому при увольнении с военной службы необходимо сдавать кортик и другое оружие на склад воинской части по накладным. После возвращения кортика в состав формы одежды осенью 2015 года на имя министра обороны Сергея Шойгу начали поступать обращения ветеранских организаций с просьбой убрать из руководства положение о сдаче кортиков.

Эти просьбы были мотивированы не только тем, что офицеры и мичманы ВМФ, уволенные в запас с правом ношения формы, были вынуждены в нарушение правил носить форму без кортика, но и Согласно Уставу внутренней службы РФ, при ритуале погребения офицеров и мичманов флота на крышке гроба должны быть закреплены скрещенные кортик и ножны. Таким образом, аннулирование права военного пенсионера оставлять кортик у себя, нарушало сразу несколько пунктов законодательства.

/Татьяна Лузанова /

Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

На мой взгляд, Айя София в Стамбуле – один из самых интересных и колоритных памятников в ! В нем потрясает все: и внутренний облик, и сплав двух религий, и богатейшая история, и потрясающая энергетика. Признаюсь, из музея мы вышли под большим впечатлением.

В это сложно поверить, но храм Айя София (Собор Премудрости Божией) был построен еще в VI веке императором Юстинианом . Причем, это была уже третья попытка возвести на этом месте православный храм.

Первоначально здесь стояла церковь времен Константина Великого, от которой не осталось ни камня после кровавого народного восстания. В V веке император Феодосий II возвел «вторую Софию», о которой сегодня напоминают лишь отдельные фрагменты. Как ни странно, но и этот вариант Айя Софии был уничтожен в результате жестокого восстания «Ника» в 532 году .

Однако всего за пять лет Юстиниан отстроил храм заново. Новое великолепие из золота, серебра, цветного мрамора и слоновой кости обошлось в три (!) годовых дохода Византии тех времен!

В середине XV века Константинополь завоевал султан Мехмед II . И тут же христианская церковь превратилась в мусульманскую мечеть с четырьмя минаретами. А Собор Святой Софии получает новое имя — Айя-София. Бесценные мозаики, лики святых и фрески грубо замазывают толстым слоем штукатурки. Кстати, историки считают, что только это и спасло произведения искусства от уничтожения.

Музеем храм Святой Софии стал сравнительно недавно – в 1934 году . Тогда же в нем перестали проводить мусульманские богослужения по приказу тогдашнего президента Турции Кемаля Ататюрка. А тридцать лет назад Айя Софию вместе с другими памятниками исторического центра города наконец-то включили в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Поразительно, как сегодня две мировые религии мирно уживаются под одной крышей:

Когда храм Айя София признали музеем, старинные православные фрески начали восстанавливать, очищая стены от штукатурки.

Здесь можно увидеть процесс восстановления фресок:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Храм-музей расположен в историческом центре , где сосредоточено большинство достопримечательностей города — в районе Султанахмет. Собор находится прямо напротив парка Султанахмет недалеко от и .

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

  • На автобусе

К собору-музею идет любой автобус, следующий по направлению к Sultanahmet. Например, из района Taksim можно уехать на автобусе №Т4.

  • На скоростном трамвае

Нам нужна трамвайная линия Т1. Ближайшая к музею остановка называется Sultanahmet («Султанахмет»). Если после выхода из трамвая встать лицом к Мраморному морю, то собор Святой Софии будет расположен слева.

  • На такси

В Стамбуле такси — довольно дорогое удовольствие, зато поймать такси можно в любом месте в любое время. Чтобы минимизировать риск мошенничества, лучше заказывать такси в своем отеле, заранее уточнив стоимость. Также можно заказать индивидуальный трансфер заранее.

  • Пешком

Главные достопримечательности Стамбула расположены в историческом центре города — Султанахмет. Поэтому логичнее всего останавливаться именно в этом районе — так Вы сможете обойти все основные достопримечательности пешком, заодно и погуляете по Стамбулу.

  • Заказать экскурсию

Обычно включает в себя не только посещение Айя Софии, но и знаменитой Голубой мечети и Цистерны Базилика.

Экскурсию можно заказать и в своем отеле, но гораздо интереснее отправиться на экскурсию от местных жителей. Посмотреть, какие интересные экскурсии проводят местные жители в Стамбуле, можно здесь.

Площадь перед входом в Айя Софию:



2.3. Время посещения

С 15 апреля по 30 сентября музей открыт для посетителей с 09.00 до 19.00 . В «зимнее» время – с 09.00 до 17.00 .

По понедельникам музей закрыт , учтите это при планировании своего расписания.

Напоминание, что и во сколько закрывается. Последний посетитель может зайти на территорию музея до 18.00, а подняться на верхнюю галерею — до 18.15:



2.4. Стоимость

Цена входного билета в музей составляет 30 турецких лир .

За 85 лир можно купить музейную карту (Museum Pass Istanbul), которая дает право бесплатно и без очереди посетить десятки музеев Стамбула в течение пяти дней:


В двух кассах входной билет можно купить за наличные (только лиры):


Автоматы по продаже билетов принимают только банковские карты. Кроме входного билета в Айя Софию, здесь можно приобрести и музейную карту:

Обратите внимание, что в автомате принимают только чипованные карты. Я по своей карточке с магнитной полосой билет купить не смогла, пришлось идти в длинную очередь.

Чтобы сэкономить время и не стоять в этой очереди, можно купить билет заранее онлайн . Правда, стоить он будет немного дороже, зато включен трансфер от отеля:

2.5. Официальный сайт

Информация на официальном сайте представлена на английском и турецком http://ayasofyamuzesi.gov.tr .

3. Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:


Сориентироваться поможет карта-схема:


Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:


Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:


Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:



3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир :


На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:


Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:


Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:


Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:


Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:


А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:


Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:


Фонтан рядом с храмом (1740 год):


Древний колокол:


На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:


Потолок украшен сурами из Корана:


Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):


Вид на верхнюю галерею на втором этаже:


Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:


Место коронации византийских императоров:


Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:


«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:


Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:


В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:


На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:


Ориентироваться можно по указателям:


Коридор средневековья выглядит жутковато:


Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:


все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:


Выбор икон впечатляет:


Вид с верхней галереи:


Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:


Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:


Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):


Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:


Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:


На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился.

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:



4. Выводы

Айя София – безумно интересное и колоритное место! Причем сходить туда стоит независимо от вероисповедания — две мировые религии переплелись настолько сильно, что сейчас храм в первую очередь — это необыкновенный и уникальный музей истории. Не зря же этот храм называют «визитной карточкой Стамбула». От его размеров, красоты и энергетики буквально перехватывает дыхание! Всем советую обязательно подняться на второй этаж – там самые интересные мозаики.

По времени посещение Айя Софии займет не менее двух часов. Планировать экскурсию лучше на утро – к середине дня в собор набиваются толпы туристов.

Кстати, Собор Святой Софии – одно из немногих мест, которые стоит осматривать с экскурсоводом (или хотя бы с аудиогидом). Экскурсии там проходят постоянно – так что присоединиться к группе и узнать кучу интересных фактов об удивительной истории храма можно в любой момент. На крайний случай возьмите с собой гид lonely planet по Стамбулу — там достаточно подробно расписано про храм, его историю и архитектуру.

5. Видео

А теперь предлагаю посмотреть на Айя Софию нашими глазами:

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (7 голосов, оценка: 5,00 из 5)