Параскева пятница в чем помогает. Икона параскевы пятницы. Что нельзя делать в этот день

Великомученица Параскева жила на рубеже III-IV веков в Иконии - древнем городе Малой Азии(ныне г.Коний в Турции). Родители ее особо почитали день крестных страданий Господних - пятницу. По пятницам они особенно строго постились, много молились и творили милостыню. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей, что по-гречески звучит как «Параскева», а по-русски - «Прасковья». Рано осиротев, Параскева приняла обет девства и все помыслы и чаяния свои видела только в сеянии веры Христовой среди язычников. По поручению императора Параскева была схвачена и подвергнута истязаниям за отказ принести жертву идолам. Ее беспощадно, до крови избили и едва живую бросили в темницу (ок. 303г.). Но Господь не оставил ее и чудесно исцелил страдалицу.

Император не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить ее на дереве и жечь ее тело горящими факелами. Палимая огнем, святая великомученица стала молиться. И чудо свершилось: огонь, направленный на Параскеву, устремился на ее мучителей и пожег многих из них, оставив святую невредимой!
Когда Параскеве мечом отсекли голову, христиане с благоговением похоронили Святую. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. Впоследствии мощи великомученицы были розданы по многим монастырям и храмам, прежде всего - тем, что на Святой Горе Афон.

Частицы ее святых мощей хранятся и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой лавре; в Московском храме Воскресения Господня в Сокольниках в ларце, доставленном с Афона в XIX веке, и в других местах.

Святая Параскева почитается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Память святой Параскевы совершается 28 октября(10 ноября по новому стилю).

Молитвы Святой Параскеве

Святой мученице Параскеве молятся в болезнях младенцев. Ей же молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах.

Молитва Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница

Тропарь, глас 4-й:

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вино пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.

Молитва:

О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселитися. Моли Всемилостиваго, Егоже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак, прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия!

О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

≈ Святая великомученица Параскева - одна из самых почитаемых на Руси святых. Русские люди знают ее и поклоняются ей, начиная буквально с первых лет крещения русской земли. В летописи 1070 года повествуется о фактах чудесной помощи святой, а это значит, что на Руси уже в то время существовали храмы в честь великомученицы Параскевы, иконы, были сложены ей службы и песнопения.

Именем великомученицы Параскевы вдохновлено на Руси богатейшее духовное творчество. Храмы и монастыри, освященные в ее честь, существовали в каждой области на огромной российской земле. Ее чтили в далекой Сибири и на территории казачьего Войска Донского; на русском Севере - в Новгороде, Муроме, Пскове и в Татарстане; в Мордовии и на Урале. Особенно богата «Пятницкими» храмами была Центральная Россия: каждая область, район, каждый русский город имел храм в честь великомученицы, а порой и не один. Известно, что самые древние церкви были построены на Новгородской и Рязанской землях.

Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой

Наши предки очень трепетно, со страхом Божиим относились к почитанию святой. Само имя - Параскева - в переводе с греческого языка означает Пятница, поэтому почитание пятничного дня, как дня строгого поста, дня воспоминания о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, соединились в русской традиции с памятованием святой великомученицы. В народе была поговорка: «Парасковия Пятница - Христовым Страстям причастница».

Известно, что в Ярославско-Костромской земле в XIII веке православным христианам предстал явленный образ святой великомученицы Параскевы. Он находился на обороте иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Велико и количество писаных образов святой. В 1147 в Рязани отмечались чудеса, совершающиеся от ее иконы.

≈ Образы писались по-разному: более древние иконы изображали святую строгой, сосредоточенной, мужественной. По описаниям ее в житии, девушка была необычайно красивой. Такой являлась святая тем, кто удостаивался ее видеть. Но представления о красоте иконописной у людей менялись. Наши далекие предки внешнюю красоту, видимо, не пытались изображать, но более стремились передать духовную глубину и величественность образа. Более же поздние изображения святой становились внешне более красивыми. Но все иконы святой великомученицы Параскевы объединяет общий иконографический признак - крест в правой руке и свиток с молитвой в левой.

Русские мастера любили писать так называемые житийные иконы, на которых, помимо образа святой в центре иконописного пространства, изображались по бокам отдельными небольшими иконками (клеймами) самые важные события ее жизни. Из житийных икон мы можем узнать довольно подробно о земной жизни святой Параскевы, порой даже больше, чем рассказывается о ней в древних рукописных книгах, в письменных житиях. Например, о том, что, помимо христиан родителей, у нее был старец-наставник в христианской вере; о том, что святую распинали на кресте так же, как и Иисуса Христа; о том, как ангелы при этом невидимо для окружающих покрыли ее одеждами, о чудесах, совершившихся по смерти мученицы и т.п. Житийные иконы были для наших далеких предков заменителями книг. Из иконы они знали о жизни святой все самое важное.

≈ Вместе с тем рукописные книги, содержащие житие святой великомученицы Параскевы, были очень распространены. История о том, как юная девушка, которая жила где-то далеко, в Малой Азии, в никому не известном городе Иконии в IV веке, глубоко волновала сердца русских людей. Ее житие переписывали бесконечно, оно кочевало из одной богослужебной книги в другую. Нет буквально ни одной русской рукописи, в которой не было бы записано житие святой Параскевы. События жизни юной великомученицы, которая отвергла предложения богатой и безмятежной жизни во имя Небесного Жениха Иисуса Христа; которая силой своей веры преодолела страшнейшие испытания, мучения, пытки; по молитвам которой рассыпались в прах языческие боги и были посрамлены мучители, а люди, пораженные чудом, приняли христианство, были бесконечно дороги русскому народу.

На житии вмц. Параскевы учились крепости, силе духа, вере. Мученичество святой, столь близкое судьбам русских людей, было родным и понятным. Ей сочиняли песнопения, слагали службы, притом в огромном количестве, почти также, как святителю Николаю. Службы создавались постоянно, их вдохновляли все новые и новые чудеса святой. Часть этих чудес записаны в русских летописях. Из них мы узнаем о бесконечно разнообразных случаях помощи св. Параскевы людям во всем - в семейных вопросах, в быту, в торговле, путешествиях, при массовых эпидемиях.

По народному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято было приносить в церковь для освещения плоды, которые хранились потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молились о сохранении скота от падежа.

≈ Святая великомученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Чудеса продолжают совершаться и сейчас. От нас зависит - сохранить их в память нашим потомкам или забыть о них.

10 ноября Православная церковь почитает память Святой Параскевы, имя которой стали соединять с именем богини Пятницы, покровительствующей женщинам. Поэтому неделю, на которую выпадало 10 ноября, в народе начали называть Пятницкой.

Параскева Пятница – бабья заступница

Мученица Параскева жила в III веке на территории Малой Азии. Отцом девушки был богатый сенатор. Поэтому с детства она жила в роскоши и могла ни в чём себе не отказывать. Однако Параскева предпочла вести аскетический образ жизни и посвятить себя Господу. Она дала обет безбрачия.

Император Диоклетиан организовал гонения, направленные на сторонников христианского учения. Во время них арестовали и Параскеву. Её подвергли мучениям и заставляли отказаться от веры. Так как девушка не согласилась это сделать, её обезглавили.

У православного народа святая Параскева Пятница всегда пользовалась особой любовью. В её честь в древности возводили храмы, которые называли Пятницами. Также такое наименование получали на Руси небольшие часовни, расположенные у дороги.

В народе иконы святой Параскевы почитались и украшались. В старину их можно было встретить в каждом доме. Наши предки верили, что святая защищает семейное счастье. Также мученице молятся о сохранении здоровья домашних животных, об исцелении от душевных и физических недугов.

Что нельзя делать в этот день

Собственно, сама Параскева Пятница считается покровительницей домашнего очага, женского труда, пряжи и ткачества. Соответственно и запреты на этот день касаются преимущественно этих аспектов человеческой деятельности.

Нельзя мыть полы, мыться вообще и мыть голову в частности. Это как раз к языческой богине Мокошь восходит, которая была чуть-чуть покровительницей мёртвых, чуть-чуть связана с водой.

Нельзя было прясть, хотя шить – можно.

Нельзя было смеяться и радоваться. Всё же великомученица приняла довольно мучительную смерть.

Беременным женщинам нельзя было давать деньги в долг. Считалось, что так они вместе с деньгами ещё и судьбу малыша отдают. Хотя так считалось не только на крупные праздники, но и в принципе.

Что можно было делать?

Девушкам можно было помолиться Святой Параскеве, чтобы быстрее выйти замуж, поскольку святая почиталась как одна из покровительниц семьи и домашнего очага. Также можно было демонстрировать свои успехи в выделывании льна и изготовлении пряжи. Особенно потенциальным кавалерам, ведь такая довольно сложная работа отлично демонстрировала хозяйственность девушки.

Посещать церковь рекомендуется практически в любой православный праздник. И молиться не только «тематическому святому/святой», но и прочим иконам. Ведь для глубоко верующего человека время не имеет особого значения и на благодать можно рассчитывать абсолютно в любой день.

О чем молиться Параскеве Пятнице

Икону святой мученицы можно встретить практически в каждом доме. Православные христиане уверены, что в образе Параскевы Пятницы заложена сила и могущество Свыше. Ее икона считается одним из самых сильных и мощных оберегов, защищающих дом и семью от различного рода несчастий. В день памяти, 10 ноября, люди приносят в церковь свой урожай и лен, чтобы освятить их. Плоды оставляют до следующего года. Это считается добрым знаком, привлекающим счастье, благополучие и плодородие. Льном же покрывают икону Параскевы, а также используют его в создании оберега.

Прежде всего Параскева Пятница считается заступницей женского счастья. Сама она отдала свою жизнь и сердце на волю Сына Божьего. Поэтому и для каждой девушки желает только лучшего и помогает найти достойного мужа. Есть огромное количество молитв Параскеве Пятнице, которые читают женщины, мечтающие о замужестве и счастливой семейной жизни. Священнослужители говорят, что если читать молитвы с верой и открытым сердцем, то Параскева услышит ваши просьбы и дарует все, о чем вы просите.

Молитва Параскеве Пятнице в день ее памяти

«О приближенная к Христу великомученица Параскева, услышь молитвы наши. Ты веры христианской хранительница, заповедей Господних исполнительница и молитвенница ревностная. К Тебе мы возносим молитвы свои и просим Тебя, непокорная воле дьявольской, разбуди в нас любовь ко Христу. Силой молитв Твоих мы просим избавить мысли наши от сомнений и страхов, тело наше от болезней. Посели в сердце благодать и покорность. Премудрая и Всехвальная Параскева, прими молитвы наши, не отвернись от них в минуты тяжелые и приумножь крепость духа, а немощь убери. Помоги победить дьявола внутри. Спаси души наши и направь их по пути благополучия, прямиком к счастью сладкому. Моли Господа, как мы молим Тебя, о святая заступница. Воспевать хвалу Тебе не устанем во веки веков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Приметы на 10 ноября в день Параскевы Пятницы

✦ Снег 10 ноября пошел – еще неделю будет идти.
✦ Куры полезли на верхний насест – к изменению погоды.
✦ Собака, на Луну глядя, гавкает, – к ветру.
✦ Голубь 10 ноября сел на порог дома, где живет незамужняя девушка, – примета, что скоро жених в двери постучится.
✦ Кто сегодня в долг даст, тот счастье нечисти продаст. Если же беременная одолжит деньги – судьба ее будущего ребенка будет в руках чужих людей.
✦ Нельзя сквернословить и сплетничать 10 ноября, а также судить других – быть самому оклеветанным.
✦ Родившиеся 10 ноября не умеют врать и не терпят чужой обман. У них большой талант к музыке.

Заговор на замужество

Чтобы поскорее встретить свою вторую половинку и выйти замуж, воспользуйтесь этим заговором, прочитайте его в день поминовения преподобной Параскевы:

«Параскева Пятница, святая мученица,
Пошли к моему двору мужску бороду,
Хоть бы за вдовца, лишь бы в девках не остаться.
Кланяюсь тебе, Параскева-мать,
Вели мужскому роду-племени
Меня замуж взять,
А я девица (вдовица), раба Божья (имя),
Буду пост держать,
Все пятницы прославлять.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.».

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Святая Великомученица Параскева родилась в III веке в городе Конья, что находится на территории нынешней Южной Турции. В её житии сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Ещё в младенчестве Параскева приняла крещение, а повзрослев, дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой вере. Поскольку ей выпало жить во времена жестокого преследования христиан (В то время, когда нечестивый царь Диоклитиан (римский император в 284-305 гг) воздвиг гонение на христианскую веру) – её мучили, истязали, но не добились отречения от веры.

Родители ее, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Божиих, отошли ко Господу. Они оставили своей блаженной дочери в наследство большое имение.

Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она не стала тратить своё имущество на наряды и украшения, на роскошную жизнь,а всё, что у неё было, раздавала нуждающимся: помогала нагим, голодным, странникам. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся супружества с нею: она скоро соделалась невестою единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности. Пресвятое имя Его она исповедовала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суетность веры в бездушных идолов. Не желая слушать от нее обличений, язычники схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Конью пришел некий военачальник, присланный императором Диоклитианом с целью истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали:
— Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все непоклоняющиеся богам, мы схватили эту девицу и держим ее в темнице.

Выслушав это, военачальник приказал представить святую Параскеву к себе на суд. Когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взиравшие на нее удивлялись и говорили:
— Посмотри! Она нисколько не удручена печалью, лицо ее даже как будто сияет.

Когда святая Параскева предстала перед судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоящим:
— Вы напрасно оклеветали эту прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.
И он сказал ей:
— Девица, скажи нам твое имя!
Святая Параскева отвечала:
— Я христианка, раба Христова.
Военачальник сказал:
— Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души; я не желаю слышать таких речей!
Святая отвечала:
— Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался.
Мучитель на это сказал:
— Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.
Святая отвечала:
— Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по Вечной Жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по Жизни Вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевой, так как родилась в пятницу (Параскева по-гречески означает <пятница>).
— Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда чтили постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на Кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества — меня, недостойную Свою рабу, — в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, вот я и именуюсь Параскевой, я — общница страстям Христовым.
Военачальник сказал:
— Перестань говорить безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, ты сделаешься обладательницей большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.
На это святая Параскева ответила:
— Я имею Жениха на Небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.
Тогда военачальник сказал:
— Я помилую твою красоту и пощажу твою юность.
— Не щади временной красоты, — сказала святая, — ныне она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение.

Военачальник разгневался, приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время, как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту святой Параскевы, приказал перестать бить ее и стал кротко говорить:
— Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам — и ты будешь жива и удостоишься от нас большого почета.

Параскева ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал:
— Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?

Затем мучитель, страшно рассвирепев, приказал повесить святую Параскеву на дереве и нещадно драть ее тело железными когтями и растирать власяницей ее раны; ее плоть таким образом была изодрана до костей. Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она уже едва дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. В полночь, когда мученица лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, ей явился Ангел. Плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей:
— Девица, общница Христовым страстям, восстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честные орудия: крест и терновый венец нетленного Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, восстань! Христос Господь исцеляет тебя!

И вот мученица восстала как бы ото сна, а явившийся Ангел, приступив, отер губой все раны святой мученицы, и все тело ее стало крепким и здоровым, а красота ее лица стала еще более поразительной. Она с благоговением облобызала орудия Христовых страстей и прославила Бога. После этого небожитель стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровой и стоявшей на молитве; на ее теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровой, удивился: он не ожидал, что она останется живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ее красоте, он сказал:
— Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь.
Святая на это сказала:
— О военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь!

Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народу; все думали, что Параскева желает поклониться идолам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:
— Я тебе, бездушному, и вместе с тобой находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах.
И вот, по слову святой, пали и рассыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольского храма и стали взывать:
— Велик Бог христианский!

Нечестивые жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и, плача, сказали ему:
— Военачальник! Мы говорили тебе: <Умертви сию волшебницу, так как она обольщает народ>, — а ты не послушал нас, и вот она своим волхвованием сокрушила всех наших богов.

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву:
— Какими волхвованиями ты сделала это?
Святая отвечала:
— С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: <Явись мне, Спаситель мой, Ты, Который даровал мне жизнь>. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упав на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на дереве и палить ее тело свечами. Повешенная и палимая огнем, святая молилась Богу:
— Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу (память ее 24 сентября по ст. ст), спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей.

И внезапно явился Ангел, прикоснулся к свечам, и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество беззаконников. А народ взывал:
— Велик Бог христианский!

И уверовало во Христа множество народу; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как бы народ не восстал на него, и поспешно приказал усекнуть святую мечом. В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий:
— Радуйтесь, праведники, так как венчается мученица Параскева!
Христиане с благоговением погребли тело святой в ее доме.

Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в Чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упав, военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Со временем имя святой великомученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая Параскева — покровительница полей, скота и торговли, а также водных источников. По молитвам святой великомученицы совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

На Руси Параскева-Пятница почиталась преимущественно женской частью населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной. Существует поверие, что Пятница ходит по земле в образе молодой красивой крестьянки или монашки, и примечает, кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи.

Русские иконописцы изображали Параскеву-Пятницу высокой, стройной, в белом одеянии с лучезарным венцом на голове.

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьяне говорили: «Прасковья – баба святая». В день её памяти не работали, даже если этот день приходился на пятницу, а не на другой рабочий день недели. В пятницу не разрешалось прясть, а шить было можно. Существует такое предостережение в народе: не мыть голову, не купать детей. Кто в пятницу много смеётся, тот к старости будет много плакать.

Параскевы пречистые родники почитаемы у русского народа в наших северных захолустных районах. К родникам приносили и приводили матери своих хворых детей, умывали их святой водой и хвори все уходили.

Просмотрено (7856) раз