Ожесточённая личность, которая проявляет свою ненависть ко всему миру

В современном мире всё чаще можно встретить человека, который называет себя МИЗАНТРОПОМ . Многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев именно такой тип личности.

В чем причина популяризации и в каком контексте будет верно употребление этого понятия? Предлагаем детально разобраться в этом...

Меня часто называют занудой, зазнайкой и мизантропом.
Предупреждаю всех: на самом деле я гораздо хуже.
Аль Пачино

Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия?

Углубляясь в корни, слово мизантропия происходит от греческих «мизос» - ненависть и «антропос» - человек, т.е. буквальный перевод – «человеконенавистничество», нелюбовь к человечеству в целом и отдельно к людям.

Исходя из этого, мизантроп – это человек, который не любит людей, ненавидит и презирает общество, часто противопоставляя себя ему. Ученые, психологи утверждают, что на практике, данное определение является не достаточно верным. Встретить человека, который глобально ненавидит людей и человечество в целом, практически нереально. Если такой случай и встречается, то он объясняется серьезным психологическим заболеванием. Мизантропия, в свою очередь, не является психическим отклонением.

В частых случаях, у мизантропа есть один или несколько человек, которых он любит, и которым он доверяет. Попадают в этот узкий круг только после тщательного отбора. К остальному обществу он испытывает устойчивое негативное чувство.

Таким образом, мизантропия не есть человеконенавистничество в его прямом понимании. Это критичное отношение к людям, которое имеет свои границы и не является тотальным.

Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах


Мизантроп крайне редко находится в большой компании. Может проявлять индивидуализм в резкой, критичной форме.
Основными признаками мизантропии могут быть:
  • поиск подвоха и провокации в каждом действии окружения;
  • недоверие к людям;
  • нежелание проводить встречи в публичных местах (предпочтительней выставка или сквер в парке);
  • охотнее будет писать сообщения, нежели отвечать на телефонные звонки;
  • нежелание первым начинать разговор (молчание не вызывает неловкости).
О мизантропии можно говорить не только в контексте ненависти к миру, но и в смысле отшельничества, нелюдимости, а также высоких требованиях к окружающим.

Классическое понимание этого термина, пришло в обиход культуры после появления на свет пьесы Мольера «Мизантроп». Именно в этом произведении, автор наиболее объективно трактует понятия мизантропии, показывает переживание главного героя, его отношение к миру и к людям.

Очень часто, когда говорят об отрицательном отношении к обществу, мизантропов путают с социофобами или антропофобами. – человек, который боится общества, а – челочек, который боится людей. И первый и второй случаи являются психическими отклонениями, которые решаются с помощью специалистов.

Мизантропия, как указывалось ранее, не болезнь, а качество характера, иногда, личный выбор человека. Однако, это качество, может быть сопутствующей особенностью при возникновении психиатрических заболеваний и оказывать влияние на их течение.

Сложность в характере мизантропа не помешает ему построить счастливую или добиться успеха. Это будет возможно только в том случае, если он сумеет найти гармонию собой и внешним миром. Среди мизантропов множество известных личностей, которые оставили весомый след в истории и культуре. Так, Ницше, при всем его презрении к морали, религии, является, до сих пор, читаемым во всем мире.

Артур Шопенгауэр высказывался о ненависти к миру, но при этом он один из самых известных мыслителей в истории. Есть и негативные примеры мизантропов. Создание лучшего человечества путем очищения репрессиями – идеи Адольфа Гитлера, которые являются ярким примером мизантропии.

Причины мизантропии

Причины мизантропии могут быть разные. Но можно выделить два основных фактора, которые влияют на формирования этой особенности.

Первый фактор – тяжелое детство

С самых ранних лет человек не видел ничего доброго, хорошего, не чувствовал любви. Обычно, это дети из неблагополучных семей. В силу обстоятельств формируется стойкое негативное отношение к миру. Эти люди уверены, что везде подвох и, по-другому, быть не может.

Второй фактор – особенная чувствительность характера и обостренное чувство справедливости

Тонкая душевная организация таких личностей будет стремиться к идеалу и, разочаровываться, не найдя его. Также, чувствительные люди редко отличаются стрессоустойчивостью. Постоянный переизбыток общения с разными людьми может негативно отразится на личности.

Ярким примером может послужить всем известная фраза поэта из Германии Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери. ». Так же, причиной предрасположенности к мизантропии, могут быть внутренние комплексы, низкая самооценка, неуверенность в себе.

В каком возрасте проявляется внутренний мизантроп?

Как утверждают ученые и психологи, обычно, мизантропия возникает с подросткового возраста. В тот момент, когда у ребенка просыпается их собственное «я». Появляется способность к мировоззрению, рефлексии и критичному мышлению.

Когда у маленького человека начинает появляться отношение к действительности, к людям, он начинает осознавать, что мир и люди могут быть не всегда дружелюбны, могут быть лицемерны и несправедливы. Будучи еще маленьким человеком, но которому присуще обостренное чувство правды и справедливости, он может узнать в себе мизантропа.

Политика, войны, множество негативных фильмов про смерти, подлость и предательство – всё это еще больше усугубляют ситуацию и провоцируют появление мизантропов.

Типы мизантропов

Обычно, мизантропов разделяют на два типа:

1. Ожесточённая личность, которая проявляет свою ненависть ко всему миру

Такой тип мизантропов, видя только худшую сторону мира, считает, что человечество не изменится и лучшим решением проблемы будет полностью избегать общения. Иногда они выбирают критический путь и становятся затворниками, отшельниками.

2. Борец за справедливость

Это мизантроп-идеалист, который в глубине души любит этот мир, и мечтает, чтобы он стал лучше. Такой тип, является сторонником всяческих реформ.

Он тяжело переживает любые человеческие несправедливости. Жестокое отношение к животным, ухудшение экологии, матерные слова при детях, разбросанный мусор – все это остро воспринимается мизантропом. Как следствие – резкое категоричное отношение к определенным личностям, но не к миру в целом.

Мизантроп - это человек, ненавидящий людей, чуждающийся их.

Итог

Мизантроп и особенности его характера не оставляют равнодушным никого. Этих людей можно ненавидеть, но и можно ими восхищаться. Магнетизм и неоднозначность характера такого человека приковывает внимание.

Эту черту используют авторы в своих произведениях, беря за основу главного героя - мизантропа. Вспомните Печорина из «Герой нашего времени», Шерлока Холмса или современного доктора Быкова из сериала «Интерны». Согласитесь, этих персонажей нельзя назвать абсолютными положительными героями, но они захватывают наше внимание своей уникальностью, которая, порой, граничит с безумностью.

Мудрость человека проявляется в его борьбе с собственной мизантропией.
Автор неизвестен


В рамках этой статьи мы выяснили, что мизантроп - это человек, который не любит людей. Но так ли это на самом деле?

Оглянитесь вокруг, возможно, за маской человека, который вам несимпатичен скрывается личность, которая искренне любит этот мир, но в силу обостренного чувства правды, просто не может смириться с его несправедливостью? Как вы считаете? Поделитесь с нами своим мнением.

1666 – «Мизантроп ». Тоже «высокая комедия», и высший ее образец. Работал 2 года, отразил переживания за «Тартюфа». Пьесу встретили без скандала, но с недоумением, холодно. Мольер хотел назвать «Влюбленный меланхолик». Но вынес в заглавие слово, уводящее от психофизических свойств человека (раздражительность) к более всечеловеческому смыслу. Опирается на античных авторов (Плутарх, Лукиан), создавших образ мизантропа Тимона Афинского. Настоящий мизантроп (у Лукиана: «Если я увижу человека, погибающего в окне и умоляющего потушить его, смолой и маслом буду тушить. А если кого-нибудь унесет река и он, простирая руки, станет просить его вытащить, я оттолкну его и окуну с головой, чтобы он не мог больше вынырнуть» . У Мольера Альцест – противоположность : ненавидит не человека, а зло, которое уродует прекрасный идеал человечности . Моралист Альцест отстаивает добродетель самодостаточную и непреклонную, не имеющую иной опоры, кроме самой себя, не поощряемую никакими соображениями целесообразности ни земной, ни небесной, не принимающую в расчет ни затруднительных обстоятельств, ни благоприятных последствий должного поступка. Высокие нравственные принципы Альцеста расходятся с социальной реальностью: «И двор, и город весь, и все у нас в стране / Давно меня уж злят, волнуя желчь во мне / Я в меланхолию впадаю, я тоскую…/ Несправедливость, ложь, измена. Плутовство! / нет сил моих терпеть: чтоб гневу дать свободу. Я вызов бросил бы всему людскому роду!

Строгая мораль : бичует слабости любимой женщины как пороки; готов порвать с другом Филинтом; конфронтация социальная – судебная тяжба. Неоднозначная авторская трактовка героя : благородный гнев отчасти комичен, потому что переходит разумную меру: отдается страсти добродетели. Комизм особого рода – «смех в душе» . Несоразмерность вины и вызванного ею возмущения. Это стержень характера и сюжета.

Начало – сцена с Филинтом: Альцест отрекается за мерзкий поступок не искреннюю радость при встрече с забытым знакомым; а Альцест требует:Чтоб люди искренни всегда и честны были //И только правду бы от сердца говорили. Тут же демонстрирует это в деле – с вельможей-стихотворцем Оронтом. Говорит правду о стихах, противопоставляет им народную песенку, Оронт оскорблен. И любовь к Селимене; тоже от идеальных требований нетерпим за кокетство:…в мире нет тех ужасов, которым //Равнялся б ваш обман со всем его позором. //…ни судьба, ни ад, ни гнев небесный сам //Еще не создали злодеев, равных вам! Максимализм – во всем; так что утверждение незаметно переходит в отрицание (грани ломаются); сама любовь – как ненависть: И от Селимены требует такого же максимализма: порвать со светом, удалиться в деревню и жить аскетично, а она – «Такая будущность меня не привлекает » Идейный стержень пьесы сопоставление Альцеста с Филинтом, который разумен, уверен в отношениях с людьми, снисходит к слабостям человека : «…так же оскорбить меня бы не могло / Увидеть у людей порок, и ложь, и зло, / как ястреба найти не страшно плотоядным, / Мартышку – хитрою, а волка – кровожадным». Филинт говорит Альцесту: «Право. Мой покой мудрее вашей злобы». Вроде бы привычная для классицизма разумная мера; но – непривлекательна ; сбивается на компромисс и даже лицемерия. Например. после сцены с «поэтом»: Теперь вы видите: правдивостью чрезмерной / Уже добились вы истории прескверной; / А ясно, что Оронт, когда б ему польстить…»

Так Мольер исподволь расшатывает классицистическую систему мировидения, готовит следующий тип идеала – гражданская нетерпимость, критицизм.

Подобие Дон Кихота. У которого комизм связан с высоким пафосом и даже трагизмом. Тоже – несовпадение идеала с исторической. Социальной реальностью. Чтобы её показать, Мольер вводит мотив социальный – имущественную тяжбу Альцеста; это его Альцеста эксперимент: «вот когда судить смогу я смело, довольно ль низости и злобы у людей»; и вывод: у нас «ложь над истиной справляет торжество». Разрыв с Селименой – потому что она одна из общества; рвет все связи, уход – в неизвестность как приговор обществу: Огромное впечатление на зрителей. Играл сам Мольер, потом его ученик Мишель Барон – благородство героя. Зрители недоумевали, видели в этом ошибку автора. Но нет (влияние на «Горе от ума»)

Последние годы (среди прочего) Мольер создает комедии о нравах буржуа. Ценит в своем родном классе энергию, демократизм; смешны искажения или направлены нелепо.

Безупречным воплощением классической высокой комедии явилась комедия Мольера «Мизантроп» (1666): она лишена всяких театральных эффектов, диалог здесь полностью заменяет действие, - а комизм характеров - комизм положений. «Мизантроп» создавался во время серьёзных испытаний, выпавших на долю Мольера. Этим, быть может, объясняется и его содержание - глубокое и печальное. Комедия генетически связана также с замыслом «Тартюфа»: это сатира на общество XVII в., в ней говорится о его нравственном упадке, о несправедливости, царящей в нем, и о мятеже благородной и сильной личности.

Мольер противопоставляет здесь две жизненные позиции, два мировоззрения. Наблюдения Альцеста над жизнью доводят его до отчаяния: «Лишь посмотри кругом, как род людской живет, || Везде предательство, измена, плутни, льстивость, || Повсюду гнусная царит несправедливость» (I, 1). Он возмущается лицемерием в отношениях людей, низкой лестью, корыстью, злословием, эгоизмом. Дворянин Альцест не принимает законов жизни света, которые заключаются в умении любой ценой жить удобно, даже если это покупается угодничеством, взяткой, позорной терпимостью. Это человек исключительный по своей искренности, которая воспринимается одними как «благородное геройство», другими же - как чудачество, неуживчивость, человеконенавистничество. Это смелый обличитель общества; терпимость для него неприемлема, так как, с его точки зрения, ее основа и побудительная причина - приспособленчество и забота о собственном благополучии. Альцест совсем не мрачный человеконенавистник, это благородная личность, прямодушная, воплощающая суровую добродетель. Он испытывает потребность протестовать против общественных уродств, которые видит, и в этом протесте - призыв к энергичной деятельности во имя добра и разума.

В отличие от других пьес Мольера, «Мизантроп» можно назвать «грустной» комедией. Ее комизм заключается именно в характере Альцеста, который предстает у Мольера наделенным слабостями. Психологически и житейски они вытекают из его нрава: Альцест вспыльчив, невоздержан на язык, он лишен чувства такта, по пустякам может выйти из себя (сцена с Оронтом), а главное - обращается с поучениями к людям, неспособным его понять и презираемым им же самим. Верно оценивающий недостатки людей, Альцест идеализирует женщину, недостойную его любви - Селимену; он видит в ней богатую натуру, лишь испорченную дурным воспитанием, наивно верит, что может развить ее нравственно. В своей любви Альцест и наивен, и доверчив, и ревнив. Он комичен, потому что хочет, чтобы светские люди, придворные, окружающие его, жили по высоким нравственным законам, между тем как это противоречит исторически сложившемуся укладу жизни и отношений, единственно приемлемых для них

Иную философию исповедует Филинт. Это человек сдержанный, холодный, рассудительный, осторожный - само воплощение компромисса. Филинт терпим к слабостям ближнего, он считает, что светская учтивость - необходимое условие совместного существования людей, прекрасно осознавая, однако, сколько за ней таится лицемерия. Он признается другу: «Я вижу множество, как вы, вещей и дел, || Которых видеть бы иными я хотел» (I, 1). Однако позицию он выбирает другую: Филинт исходит из убеждения в изначальном несовершенстве человеческой природы; людей надо прощать несмотря на их порочность; их надо принимать такими, каковы они суть: «К людской природе вы имейте снисхождение; // Не будем так строги мы к слабостям людским, // Им прегрешения иные извиним!»

Филинт понимает, что многое следовало бы изменить, но в одиночку ничего не сделаешь. Конечно, Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя людьми; он любит и жалеет Альцеста, ценит его, защищает. Но он - свой и в великосветском обществе, и в обществе Альцеста и Элианты. Он умеет всегда повернуться к людям своими привлекательными чертами, сохранить всеобщее расположение и оградить себя от тревог и неприятностей. Он - человек не хороший, но и не дурной. Такая двойственная обрисовка характера до сих пор дает основание для споров о том, кто же в комедии пользуется большими симпатиями автора - Альцест или Филинт.

Социальное содержание комедии заключается в том, что Альцест обнажает общественные язвы, не идет ни на какие компромиссы: «Я буду жертвою обмана, воровства, разбоя - и стерплю?» (I, 1). Компромиссная позиция для него неприемлема. «Мизантроп», прежде всего, - приговор аристократии, привилегированному, влиятельному сословию. Придворные - глупые, никчемные и порочные - пресмыкаются перед королем и безраздельно господствуют в стране. Речь идет также о порочности государственных учреждений, о продажности суда. Альцест отказывается дать взятку судьям, будучи уверенным в правоте своего дела. Он даже согласен проиграть процесс - ведь это только докажет справедливость его неприятия порядков, принятых всеми: «Я видеть не могу без горького презрения|| Коварным проискам такого поощрения» (I, 1).

У Альцеста нет выгодной придворной должности, и он понимает: «Не все, к кому наш двор относится прекрасно, // Свершают подвиги. Здесь нужен случай, ясно» (III, 8). По происхождению и связям он - член придворного общества, но для этого общества - подозрительный и опасный человек, от которого хотят избавиться и на которого сочиняют заведомо ложный донос, приписывая ему авторство «опасной книги». Мольер показывает, что в стране царят политическая нетерпимость, сыск, доносы. Альцест вынужден оставить Париж: «Уйду от пропасти царящего порока // И буду уголок искать вдали от всех, // Где мог бы человек быть честным без помех» (V, 7). Такой уголок Альцест рассчитывает найти в деревне, где не утрачены честность и правда, где жизнь свободна от лжи и унижений. Альцест испытывает симпатию к народу, безгласному и бесправному. Так Альцест, честный и благородный человек, воплотил в себе нравственный идеал Мольера. Главное в нем - гражданская требовательность, поиски общественной справедливости, стремление улучшить жизнь. Это образ необычайной обобщающей силы, в котором отразился большой жизненный опыт Мольера. Критика Мольером современного жизненного уклада была широкой и многосторонней. Не ограничиваясь обличением дворянства и аристократии, драматург создает комедии, в которых преобладает антибуржуазная сатира.

В то же время этот образ призван воплотить добродетельность, честность, принципиальность, но доведенную до крайности и становящуюся пороком, который мешает человеку установить связи с обществом и делает его обладателя человеконенавистником.

«Мизантроп»

Комедия «Мизантроп» - одна из глубокомысленнейших комедий Мольера. Поэт работал над ней долго, оттачивая каждый стих. Современники с восторгом приняли ее. Еще за два года до ее первого представления (4 июня 1666 г.) Мольер читал отдельные акты своим друзьям. «Мизантроп» - комедия серьезная. Альцест, ее главный герой, скорее трагичен, чем смешон, и чем больше смеемся мы над ним, тем больше печали в нашем смехе.

Как и в других комедиях Мольера, мы видим здесь в первых же сценах постановку основного вопроса. Мольер возвращается к той мысли, которую высказал в комедии «Тартюф» устами Клеанта, второстепенного персонажа пьесы:

Как странно, право же, устроен человек! Разумным мы его не видим и вовек, Пределы разума ему тесней темницы, Он силится во всем переступать границы…

Там, в комедии «Тартюф», эта мысль высказана мимоходом, к ней не привлечено специально внимание зрителя. Здесь, в комедии «Мизантроп», она стала главенствующей. Драматург поставил ее в центре всего сценического действия.

Комедия начинается со спора двух друзей. Предмет спора и есть основная проблема пьесы. Перед нами два различных решения одного вопроса, две различные философии жизни. Дальнейшее сценическое представление покажет нам, на чьей стороне автор.

Как только посмотрю я на людей вокруг, Куда не оглянусь, все малодушно льстивы, Корыстны и хитры, подлы, несправедливы,-

говорит Альцест (II, 657), и Филинт с грустью заключает, что ушли времена героизма и славы, времена величайшей доблести:

За многим, как и вы, я каждый день слежу И многое дурным на свете нахожу.

Спор идет о том, как относиться к этим весьма несовершенным созданиям - людям. Альцест решительно отвергает всякую терпимость к недостаткам. Он возводит пороки людей в абсолют, не хочет никого ни щадить, ни прощать и приходит к своеобразной мизантропии:

Нет сил терпеть, бешусь, и мне один исход - Предать презрению людской ничтожный род.

Альцест не хочет дать себе труда пристальней присмотреться к людям, разграничить их, отделить добрых от злых. Для него все повинны в зле и потому достойны осуждения:

Без исключенья я всех смертных ненавижу: Одних - за то, что злы и причиняют вред, Других - за то, что к злым в них отвращенья нет, Что ненависти их живительная сила на вечную борьбу со злом не вдохновила.

Иной философии придерживается Филинт. Он не хочет ненавидеть весь мир, без исключения. Есть люди, достойные уважения и любви. «Людей хороших я и в наше время вижу», - рассуждает он. Филинт против излишней суровости к людям. Зачем быть слишком строгим? Зачем искать безупречных, когда их нет? Мы живем среди людей, и следует их брать такими, каковы они есть, любя их и прощая им отдельные недостатки. Филинт выступает с философией терпимости к человеческим слабостям. Осуждения достойны люди порочные, несущие зло в общественную жизнь, но простим людям их безобидные слабости:

Прошу вас, пощадим природу человека.

Не должен быть наш суд над ближними суров;

Отпустим людям часть их маленьких грехов.

Мольер назвал Альцеста мизантропом. Однако мизантропия Альцеста - не что иное, как скорбный фанатический гуманизм. Альцест в действительности любит людей, хочет видеть их правдивыми, честными, добрыми, и, не находя безупречного человека, абсолютно лишенного каких-либо недостатков, он с нетерпимостью фанатика пытается покинуть человеческий мир. Альцест уподобляется в данном случае человеку, который захотел бы отречься от солнца потому, что на нем есть пятна.

Иную гуманистическую философию несет Филинт. По сути дела, перед нами два вида гуманизма: первый, который проповедует Альцест, - гуманизм суровый, фанатический, превращающийся в свою противоположность; второй, проповедуемый Филинтом, - гуманизм мягкий, поистине человечный, гуманизм, постигающий человеческие слабости, исправляющий людей не посредством презрения и насилия, а доброжелательной терпимостью.

Комедия Мольера создавалась в тот год, когда французская читающая общественность обсуждала только что вышедшие из печати «Изречения» Ларошфуко. Писатель-аристократ, проведший свою молодость в борьбе против королевской власти и разуверившийся в успехе своего дела, дела возвращения милой его сердцу феодальной старины, изливал теперь свою желчь на человеческий род. Комедия Мольера была своеобразным откликом на книгу Ларошфуко.

Литераторы Котен и Менаж, современники Мольера, заявили, что в Альцесте они узнали герцога Монтозье. Анатоль Франс посвятил этой версии изящную литературную миниатюру «Диалог в аду»: «Говорят, что Мольер списал Альцеста с себя самого и с господина де Монтозье. Но как не схожа копия с оригиналом! Депрео (Буало) гордился тем, что послужил моделью для некоторых черт этого характера, которым он восхищался…»

Анатоль Франс много размышлял над образом Альцеста. Ему, как и Мольеру, были глубоко чужды крайности в любой их форме. В герое его романа «Боги жаждут» явно проступают черты комедийного персонажа Мольера. Только комедия стала трагедией. «Боюсь, что человека всегда ждет одно из двух: он либо преступен, либо смешон», - пишет по этому поводу Франс.

Мольер нисколько не стремился опорочить своего Альцеста. Герой комедии явно симпатичен автору, как симпатичен он и зрителю. Но Мольер не на стороне Альцеста, он постоянно показывает поражение своего героя. Альцест требует от людей большой силы характера, непримиримости в борьбе, он не хочет прощать людям никаких слабостей и сам же при первом серьезном столкновении с жизнью проявляет эти слабости. Он любит Сели-мену, знает, что ветрена, злоречива, что не может подойти к выработанному им умозрительному идеалу человека, знает это, негодует, но любит ее и не в силах не любить: я слаб, а у нее есть дар очарованья, Дурное в ней могу я видеть и судить, Но все-таки ее не в силах не любить…

Он требует от возлюбленной верности, искренности и правдивости, мучит ее своими сомнениями, подозрительностью, резок и порой даже груб с ней. Он смел, потому что ждет от нее возражений, оправданий, верит, что он действительно любим, и хочет лишь новых заверений, новых доказательств любви. Когда же Сблимене надоело спорить с ним, доказывать свою верность и она заявила, что не любит его, - как изменился Альцест, как сник, как жалко запросил пощады! Из атакующего он превратился в обороняющегося, пустился в отступление.

Перехваченное письмо, которое только что было «уликой», «знаком ее падения», стало теперь «невинным», свои сомнения он называет уже «несносными», просит ее защищаться и готов уже верить всему, лишь бы сохранить хоть слабую надежду на ее любовь и верность. Апостол суровой правды требует теперь обольщающей лжи.

Старайтесь верной мне хотя бы лишь казаться, - И буду я на вас всецело полагаться, - умоляет он Селимену. Мольер посмеялся над своим героем и его гордой непримиримостью к людским слабостям. Он показал, как противоречит себе его герой:

Напрасно называть нас любят мудрецами:

Мы люди; страсть, увы, господствует над нами.

Это заявление под стать скорее Филинту, но не Альцесту, строгому и нетерпимому судье человеческих несовершенств. Философский спор между Альцестом и Филинтом продолжается на протяжении всех пяти актов. Сценическое действие лишь оживляет его, раскрывая перед зрителем несостоятельность основного мизантропического вывода Альцеста. В пятом акте Альцест говорит

о несправедливом по отношению к нему решении суда. Он негодует, но вместе с тем и рад случаю, подтверждающему правоту его суждений о людях. Он готов страдать от несправедливости людской, но этой ценой покупает себе право проклинать людей. И снова, обращаясь к Филинту, Альцест задает вопрос, звучавший уже в начале пьесы:

Ужель решитесь вы, забыв со мной стесненье, Всей мерзости людской придумать извиненье?

И снова Филинт, как бы завершая философскую дискуссию, призывает к тому, чтобы не бежать от людей, презирая их порочную природу, а сохранять с ними связь, живя бок о бок с ними, трудиться над их исправлением:

Согласен с вами я решительно во всем;

Одной корыстью мы и кознями живем,

Окольные пути ведут людей к удаче, И следовало им быть созданным иначе, Но если среди них царят порок и грязь, Ужели прекратить мы с ними должны связь? Помогут, может быть, людские погрешенья По-философски нам оценивать явленья, Чтоб добродетель нам разумней упражнять.

Таково мнение самого Мольера, который относится к Альцесту, как и его герой Филинт, с печальным пониманием трагичности его благородных нападок на человечество.

Устами Филинта Мольер связывает человека с великим царством природы. Человек - часть ее и несет в себе, в своем физическом и интеллектуальном облике определенные ее черты.

Я вижу слабости, что гнев в вас пробудили, Но от природы мы все это получили, - говорит в комедии Филинт. Чтобы обнаружить несостоятельность: мизантропии Альцеста, Мольер не без умысла сталкивает его не с действительным злом, разъедающим общественный организм, не с вредоносными пороками людей, а с их мелкими слабостями, досадными, конечно, однако не столь существенными, чтобы из-за них так резко порицать все человечество.

Некий Оронт прочитал ему свой сонет. Оронт «доблестен и смел», по отзывам самого же Альцеста; он заслуживает уважения во всем и к Альцесту относится с дружеской приязнью, но Оронт плохой поэт: сонет, который он прочитал друзьям, весьма дурен. Однако Оронт имеет слабость любить свое искусство и верить в свой «талант». Филинт снисходительно скрыл от автора отрицательное мнение о мнимом поэтическом даровании, которым тешит себя незадачливый поэт. Зачем ссоры, разве мир переменится от «плохих стихов Оронта»? Не так отнесся к поэту Альцест. С запальчивостью, поистине комичной, под дружный хохот зрителей Альцест клянет Оронта:

Я повторю всегда, что за такой сонет быть должен осужден к повешеныо поэт.

И Альцест вполне серьезно бушует, произносит страстные обвинения, возбуждает к себе ненависть людей, накликает на себя беды. Спрашивается, заслуживает ли человечество столь страстных филиппик Альцеста из-за таких пустяков? Альцест отрекается от Селимены, отказывается от любви, от счастья, потому что она не пожелала разделить с ним добровольного одиночества, добровольного изгнания:

Все предали меня, и все ко мне жестоки; Из омута уйду, где царствуют пороки; Быть может, уголок такой на свете есть, Где волен человек свою лелеять честь.

Таков печальный финал своеобразного донкихотства Альцеста.

Противопоставленный ему благородный и гуманный Филинт обретает счастье. Филинт долго и молчаливо любил Элианту. Он страдал, зная, что она любит, хоть и безответно, Альцеста. Никакой ненависти или неприязни не возникло у него к счастливому сопернику, не появилось и чувства досады или уязвленного самолюбия. Его гуманная терпимость проявилась здесь со всей очевидностью. И когда Элианта, убедившись, что никогда не сможет снискать любви Альцеста, отдает ему свою руку, он счастлив и хочет лишь вернуть в лоно человеческого общества добровольного беглеца.

Показывая всю неправоту конечного вывода Альцеста, Мольер вместе с тем нисколько не хочет полностью развенчивать своего героя. Влюбленная в Альцеста Элианта затем и введена в сценическое действие, чтобы быть адвокатом страждущего философа, говорить смеющемуся зрителю, что не все дурно в Альцесте:

Пусть очень странно он подходит ко всему. Признаться, отношусь я хорошо к нему,

И прямота его, прекрасная порою,

По-моему, вполне бы подошла к герою.

Такие редко нам встречаются черты.

Хотела б я от всех подобной прямоты.

В суровых обличительных речах Альцеста («придворный дух не выношу душой», «глупости терпеть маркизов легковесных») угадываются в зародыше политические обличения Жан-Жака Руссо с их антимонархической и антидворянской направленностью. Да и в самом характере женевского философа с его нетерпимостью, страстностью много от Альцеста.

Кстати сказать, Руссо глубоко обиделся за Альцеста и резко критиковал Мольера за насмешки над ним. В знаменитом «Письме к д"Аламберу» по поводу статьи «Женева» в VII томе «Энциклопедии» Руссо несколько страниц посвятил комедии «Мизантроп», обвиняя автора в том, что, угождая вкусам зрителей, он осмеял самые лучшие побуждения человечества, сделав предметом насмешек «добродетель» (слово это как-то не вписывается в наш современный лексикон. Будем понимать его как порядочность, бескомпромиссную честность и высокую принципиальность, что и имел в виду Руссо).

«Вы не можете опровергнуть два положения, - писал Руссо, - первое, что Альцест изображен человеком прямым, искренним, заслуживающим уважения, подлинно порядочным человеком, и второе - что этот человек осмеян автором. Одного этого достаточно, как мне кажется, чтобы осудить Мольера».

Руссо осуждает Мольера и за симпатию его к Филинту. Этот персонаж крайне неприятен ему, ибо он (так полагает Руссо) из разряда тех светских людей, которые спокойно взирают на" страдания других и впадают в дикую ярость, когда дело касается их самих, которые, сидя за обильным столом, не хотят знать о том, что народ голодает, и, обладая полной мошной, порицают всякое сочувствие к беднякам.

Филиппики Руссо не остались незамеченными. Один из деятелей французской революции конца XVIII века писатель Фабр д"Эглантин так именно и изобразил героя Мольера в своей пьесе «Филинт, или Продолжение «Мизантропа».

Можно понять запальчивость Руссо, но его обвинения никак, конечно, нельзя отнести к Мольеру, который, доживи он до просветителей, был бы в их лагере, и, может быть, среди самых радикальных из них.

Образ мизантропа имеет давнюю историю. Прообразом послужил некий афинянин, живший в V в. до н.э., по имени Тимон. Это имя звучало в сочинениях Аристофана, Плутарха, Лукиана. Перу Шекспира принадлежит трагедия «Тимон Афинский». Мизантроп - фигура трагическая. Мольер, однако, осмеял ее, одев античного хулителя рода человеческого в костюм придворного XVII в.

Характеристика литературного героя АЛЬЦЕСТ (фр. Alceste) – герой комедии Мольера “Мизантроп” (1666). А.- один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, протекшие со дня премьеры комедии, критики спорят о природе этого образа: то объявляют мизантропа “развлекательным персонажем” (П. Бенишу), то усматривают в нем сходство с самим Мольером, находя у обоих неврастению (Р. Ясински), то, наконец, обнаруживают нечто трагедийное (Г. Н. Бояджиев, С. С. Мокульский, Д. Обломиевский).
А.- несомненно, “интеллектуальный герой”. Его легко было бы посчитать “рупором идей”, если бы не особая пристрастность, с которой автор размышляет о своем мизантропе, так благородно настроенном и так нелепо и неразумно действующем. Пьесу “пронизывает” философский диспут о природе человека и законах общества, который ведет А. со своим другом Филинтом. Мольеровский протагонист исповедует моральный ригоризм и “жажду абсолюта”, его приятелю ближе позиция терпимости к людскому несовершенству, коренящаяся в смирении перед непререкаемыми законами естества. В этом извечном споре, восходящем еще к античной древности (см. трактат Сенеки “De ira”), нет правых и ошибающихся, как нет человека, способного превозмочь свою природу, и нет индивида, хоть изредка не жаждущего “справедливости”.
Не питающий иллюзий относительно людской породы, суровый судья общественной нравственности, ригорист и идеалист, А. мучительно влюблен в кокетливую Селимену, грациозное воплощение “модного порока” лицемерия. Девушка ведет нечестную, но весьма изобретательную игру с целой дюжиной воздыхателей, среди которых А. В салоне Сели-мены, настоящей “школе злословия”, аристократическая молодежь упражняется в иро ническом словесном портретировании общих знакомых. Поведенческая стратегия героини, возможно, не более чем следование моде, предписывающей молодой особе высшего аристократического круга изящное злоязычие и “легкость обращения”. Однако А. ополчается на неискренность любимой, находя у двадцатилетней озорницы явные признаки общего нравственного распада. Впрочем, равное негодование вызывают у А. все проявления двуличия: вежливость Филинта, изящно орнаментированная “игра в мнения” окружения Сели-мены, “предательство, измены, плутни, льстивость”, культивируемые при дворе. Способность жить в воображаемом мире, не желая замечать требований и законов реальности, столь характерное свойство мольеровских персонажей (мнимого рогоносца Сганареля, господина Журдена, Оргона, мнимого рогоносца Аргана), у А. превращается в своеобразный аутизм, стремительно развивающийся на наших глазах. Но мрачная экзальтация героя и его бунт против всего, что “при дворе и в свете окружает”, имеет двоякую природу. И именно это обстоятельство сообщает образу психологическую объемность и предопределяет его драматизм. Раздражение А. может быть прочитано и как принципиальное неприятие законов бытия, где ложь цементирует жизнь социума, оказывается своего рода “общественным договором”, залогом гражданского согласия. Но оно может быть объяснено и его любовным поражением: неустанный бичева-тель людских пороков попадает в сети к самому двусмысленному из человеческих существ, и даже его острое зрение не может избавить героя от плена иррациональной страсти. Мизантроп честен и нетерпим к нарушителям заповеди “не лги”, но сам отягощен смертельным грехом – гордыней, мешающей ему обрести гармонию с миром и с самим собой. Он высокомерно требователен к другу, даже груб с ним, бесцеремонен с чувствами добродетельной, любящей его Элианты и эгоистически требователен к Селимене. Он – неизлечимый эгоцентрик, и эта характерологическая особенность героя придает определенную шаткость его позиции. По существу в “высокой комедии” как бы два “трудно сливаемых” А. Один – трибун и протестант, другой – разочарованный любовник, больной черной меланхолией, распространяющий свое плохое настроение на весь свет. Тем не менее перед нами единый образ. Возможно, рисуя ситуацию, проявляющую безнадежность человеческого стремления к идеалу, великий комедиограф по-своему и в соответствии с жанром своего произведения показал двойственную природу этого стремления. Счастливые – добры и терпимы, неудачник склонен искать причины своего несчастья в “объективных закономерностях” бытия. И тогда история непримиримого обличителя становится комедийной историей человека, утратившего здравый смысл, а вместе с ним и реальный взгляд на вещи. Нонконформизм А. был смешон для современников Мольера, о чем пишут многие исследователи (П. Бенишу, У. Д. Хауэрт и др.). Сам автор в роли своего героя, по рассказам Буало, выглядел очень комично. Однако со временем в образе А. отчетливее проступили трагические черты; А.- правдолюбец и мученик – одержал верх над влюбленным меланхоликом. В России А. С. Грибоедовым была создана комедия “Горе от ума”, герой которой Чацкий, по мнению многих, является парафразом мольеровского мизантропа.
Впервые пьеса была представлена в парижском театре Пале-Рояль в 1666 году. Роль А. исполнил сам Мольер. В дальнейшем в роли героя выступил молодой актер лирического и даже трагедийного плана Сарон. В России А. играли И. А. Дмитревский (1757), П. С. Мочалов (1823), М. М. Петипа (1889).

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Мизантроп Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта он отказывался считать другом – за то, что тот чересчур радушно беседовал с человеком, имя которого мог потом лишь Read More ......
  2. Ни один из периодов развития искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней. Одно из сви­детельств живого значения классицизма в литературе – творчество Моль­ера. Жан Батист Поклен (Мольер – его литературный и сценический псев­доним) прожил очень недолгую Read More ......
  3. Мольер родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена, который сумел поместить сына в Клермонский колледж. Юный Поклен получил широкое образование, проявив особую склонность к античной литературе и философии. После окончания колледжа (1639) юноша решил посвятить себя театру. В Read More ......
  4. Журден Характеристика литературного героя ЖУРДЕН (фр. Jourdain) – герой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (Le bourgeois gentilhomme – букв, перевод – “Буржуа-дворянин”, 1670). Господин Ж.- один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие Read More ......
  5. Смех – острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и пресмыкательством, напыщенностью, корыстолюбием, скупостью, подхалимством. Китайский философ Конфуций сказал: “Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло, смеяться над ней – это уничтожать его”. Более 300 лет Read More ......
  6. Меткий удар – ведь он исходит от бывшего воспитанника “маленьких школ” Пор-Рояля! Но люди непросто устроены. Расин, когда огонь страстей в нем угаснет, снова будет поклоняться тому, что сжигал. Ярость Мольера стихнет – он не может не ценить гения Расина. Read More ......
  7. Жан-Батист Мольер МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ (Molire (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622−1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте Read More ......
  8. Перед нами комедия в трех действиях, написанная в прозе Ж. Б. Мольером. Название ее Мещанин во дворянстве. Центральный персонаж пьесы – Журден, удачливый и богатый торговец, заболевший неукротимым желанием вести тот образ жизни, который свойствен аристократам. Кроме него в комедии Read More ......
Альцест (Мизантроп Мольер)

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА В КОМЕДИЯХ "МИЗАНТРОП" И "ГОРЕ ОТ УМА"

4 июня 1666 года, состоялась премьера новой, шестнадцатой по счету пьесы Мольера, которая называлась "Мизантроп". Публика встретила новую комедию сдержанно, а Мольер над ней работал два года. Ему очень хотелось, чтобы пьеса имела успех. "Тартюф" был запрещен, "Дон-Жуана" пришлось снять. Нельзя же все время было играть старое. Успех был нужен, но успеха не было, хотя публика вела себя вежливо, а какая-то часть ее даже очень хорошо принимала эту чересчур умную, по мнению многих, комедию.

После второго представления "Мизантропа", вернувшись домой, Мольер бросился к своему письменному столу и засел за новую комедию - "Лекарь поневоле", которая должна была прийти на помощь холодно принятому "Мизантропу". Третье представление было еще менее удачным, чем второе. Пьеса была слишком серьезной, и зрителям было скучно. Маркиз был бы не плох, но он напоминал других маркизов, которых часто видели в пьесах Мольера, да и сидящим в зале маркизам на этот раз надоело строить хорошую мину при плохой игре.

Правда, нашелся и один довольный, даже более того - счастливый маркиз, это был маркиз де Монтезье, который узнал себя в главном герое пьесы, Альцесте, и стал превозносить пьесу до небес, потому что Альцест все-таки зрителям нравился и быть похожим на него было приятно.

"Мизантроп" прошел незаметно даже в печати, он не вызвал ни споров, ни ревности, ни зависти. Литературные враги Мольера, быть может, и откликнулись бы на новую и тем более, как все говорили, неудачную комедию Мольера, но они трезво оценили, что политические и религиозные обвинения, выдвинутые против Мольера в связи с "Тартюфом" и "Дон-Жуаном", куда опаснее их критики, и решили не отвлекать внимания тем, что уже не имело столь важного значения.

Тем не менее эта комедия - одна из самых лучших и совершенных произведений Мольера. Почему же она не понравилась? Никто эту комедию не бранил. Девизе, один из злейших критиков Мольера, превратился в его сторонника и высоко оценил новую комедию. При дворе "Мизантропа" хвалили. Быть может, прав был Вольтер, сказавший о "Мизантропе", что это произведение написано скорее для умных людей, чем для толпы.

Вот два молодых человека, один из них очень рассержен и огорчен. Это Альцест. Честный и прямой, он ненавидит человеческие пороки, а поскольку весь род людской грешит теми или иными недостатками, слабостями, пороками, то Альцест становится мизантропом, то есть человеконенавистником. Но так ли это?



Весь свой жизненный опыт, страдания, вынесенные в борьбе с несносными вельможами, с лицемерными церковниками, с беззаконием, ложью, притворством, с рабской и пошлой литературой, - все отдал Мольер своему любимому герою. С тех пор как он перестал быть лишь веселым фарсером и автором изящных комедий-балетов, с тех пор как он испытал на себе ненависть тартюфов, он многое понял в окружающей жизни. Не связанные друг с другом содержанием, "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп" составили трилогию серьезных комедий, направленных против лицемерия, насилия и несправедливости.

Прямодушие и искренность Альцеста обрекают его на одиночество и на непонимание среди даже расположенных к нему людей. Отвергнув ложь, неискренность, лесть, он переносит свои удары на общественные устои. Альцест не способен на притворство, он требует полного уничтожения порока, разъедающего душу общества. Мольер остановился только перед личностью и властью короля. Во всяком случае двор, а следовательно, и все дворянское сословие, определяющее жизнь страны в целом, подвергается суровому осуждению: все пресмыкаются перед троном и в то же время беззастенчиво притесняют слабейших. Альцест клеймит политическую нетерпимость, сыск, доносы и преследования.

Альцест проиграл судебную тяжбу. Его противнику мало беззаконного решения судебного дела. Он подает на Альцеста (как Тартюф на Оргона) заведомо ложный донос. Эта подлость нисколько не роняет положения доносчика в обществе, напротив, к нему относятся благосклонно. Порочному обществу нужны такие "открытые негодяи", которые искусны в шпионаже и доносах. В пылу негодования Альцест готов дать разорить себя, лишь бы такие вопиющие поругания правды остались в памяти потомства, как вечный укор его времени и урок для будущих времен.



Если правда и есть на земле, то она лишь в жизни простого народа. Как восхищается Альцест простой народной песенкой, которую он противопоставляет витиеватому сонету придворного поэта.

Альцест не только горячий провозвестник благородных мыслей, он живой человек, и у него самого, как у всех, есть слабости и недостатки. Его прямодушие иногда оказывается лишь вспыльчивостью и невоздержанностью на язык. В его речи очень много невероятных преувеличений. Несправедливо обвиняя свою возлюбленную Селимену в измене, он не жалеет слов. Альцест ревнует Селимену.

Потом оказывается, что весь сыр-бор загорелся из-за записки Селимены к одной из ее подруг. Селимена обижена этими подозрениями и недоверием. "Heт, вы совсем меня не любите, как надо", - огорченно говорит она. Альцест отвечает:

Люблю без памяти! Любовь - моя отрада...

Этот способ желать добра кажется Селимене довольно странным, и вряд ли можно ее не понять, когда она желает, чтобы эти мечты Альцеста никогда бы не осуществились. Селимена отказывается стать женой Альцеста, потому что Альцест требует полного разрыва с тем обществом, с той средой, без которых Селимена не может жить.

Непонятый и отвергнутый людьми, оскорбленный в своих лучших чувствах, Альцест бежит от порочного общества.