Откуда пошло выражение бог шельму метит. Шельма. Что это слово может означать в зависимости от контекста

Бог шельму метит. Кто не слышал этой известной старинной пословицы?

Когда была маленькой, всегда недоумевала, что это за шельма такая. Шель - ма.Злое что- то такое. Как будто шамкающая старуха беззубым ртом произнесла... Непонятно...

Словари предлагают такие к этому слову: плут, мошенник, обманщик, пройдоха, аферист и почему-то указывают просторечное и разговорное происхождение слова. Может применяться, как к мужчине, так и к женщине. Раньше шельмами считали только тех, кто выдавал себя за какую-то другую личность. Позже ряд значений расширился. Иногда шельмой могли назвать того, чьей ловкостью, хитростью, изворотливостью восхищались. Звучало бы это примерно с такой интонацией: "Ах, он, шельма эдакая! как складно заливает!". Часто используется, как вводное слово для придания предложению остроты, задора и пикантности. В тюрьме так называют шинель или женщин нетяжелого поведения.

А утверждение, что Бог шельму метит, ведёт своё происхождение еще издавна. С тех самых времен, когда рыжих женщин считали соучастницами дьявола и сжигали на костре. Мол, рыжие - они проводники зла в мире сем. А если у человека на лице случалось быть большому родимому пятну, то... Многие приводят в пример известнейших тиранов и властителей, мол, Сталин был сухоручкой, Бонапарт - коротышкой, Пётр Первый отличался нескладностью и гигантским ростом. А еще у него были замечены странные припадки, проходившие только тогда, когда его погладить по голове. Ныне вспоминают пораженное оспой лицо Ющенко и Горбачева с его пигментным пятном. И приводят десятки, сотни запомнившихся примеров, пугая Богом и возмездием. Только, на мой взгляд, бесчеловечно и как-то уж совсем не пристало христианам судить человека за такие его черты.

Да и вроде как в 21 веке живём. Всё же знаем, что Земля круглая, а солнце заходит не потому, что Бог на нас сердится. Цивилизованные люди, не ограничиваемые забобонами. Светлые головы. Не тут-то было...

Не возьмусь опровергать предрассудок, который складывался веками, но... Сегодня даже учёные-физиогномисты не берутся однозначно судить о человеке по его чертам лица. Да и как-то некрасиво получается по отношению к тем, кого природа обезобразила шрамом на лице или ужасной бородавкой. И так живётся несладко, особенно девушкам. Хоть мы и люди цивилизованные, сдержанные, всё же при нашем воспитании, этикете и хороших манерах не перестают глазеть на улицах. Оборачиваться, шептать что-то вслед. Нам ещё долго от этого избавляться, если сможем когда-то уйти от этого. И встречают все еще по одёжке...

Раньше люди всерьёз полагали, что если человек наделён какой-то отметиной, то беды не миновать, и что Бог таким образом отмечает недобрых людей. Может, и верно, но не всегда же есть основание так считать. Есть предостаточно хитрецов среди людей с идеальной внешностью и честных простаков с каким-то увечьем. Судить только исходя из этого критерия было бы несправедливо. Мы же проповедуем гуманистические идеалы.

Будем тактичнее, добрее и если нам случится увидеть такого человека, не будем принимать во внимание только внешность.

— Твоя кошка моему коту глаз расцарапала. Это что же творится, люди добрые?

Соседка кричала на всю улицу, размахивая снятым с головы платком.

Баба Настя с трудом распрямила спину и оперлась на тяпку.

— Что ты кричишь, как скаженная?

Соседка даже замолчала на секунду, но потом продолжила голосить.

— Такой кот был… Так нет надо было искалечить.

Баба Настя вспомнила, как вчера нашла разбитую крынку со сметаной. А до этого слышала какую то возню и кошачьи крики на кухне. Но когда добралась … спина после огородных упражнений не давала быстро двигаться, увидела только Лизавету Матвеевну, свою любимицу кошку, сидящую копилкой возле разбитой крынки.

Самое удивительное, что Лизонька даже не притронулась к сметане, только лениво чистила свой хвост.

Баба Настя в сердцах замахнулась тряпкой на кошку, мол, что ж ты делаешь, не девочка уже, должна понимать, что творишь. Или ты из голодного края?

Лизавета только презрительно фыркнула в ответ, мол, нужна мне твоя сметана, как коту пятая нога.

Тогда баба Настя так и не поняла, что произошло. Да и не водилось за Лизаветой таких оказий, кошка была степенная, воспитанная.

А теперь, слушая крики соседки, потихоньку понимала… Лизанька защищала семейные запасы от соседского кота.

Баба Настя посмотрела в сторону соседского забора, где на пне сидел кот, шкодливо поглядывая в их сторону. Его глаз заплыл и выглядел жутковато.

Чтобы утихомирить соседку, укоризненно посмотрела на Лизавету:

— Лиза, ну ты что?

Кошка абсолютно не чувствовала свою вину, она лениво зевнула и принялась вылизывать свою лапку. Баба Настя, если честно, тоже не чувствовала вины. Как говорится, кот получил за дело. Но чтобы соблюсти все пункты дипломатии, сурово сказала:

— Будешь наказана.

Лизавета только фыркнула и отвернулась.

Когда соседка ушла, удовлетворенная наказанием, Баба Настя подошла к кошке и погладила ее по спинке:

— Так надо было, понимаешь? А то ведь орать будет до сумерек, а оно нам надо?

Лизавета выгнулась, соглашаясь.

— А ты…, — Баб Настя погрозила соседскому коту, который все еще крутился у забора, — Вот ведь …. Не зря говорят, Бог шельму метит.

Бог шельму метит.

Это был вердикт вынесенный бабой Настей соседскому коту.

Выражение очень яркое, за ним, как оказалось, кроются жизненные уроки и выводы.

Так откуда появилось это выражение и что оно обозначает. Кто, в конце концов, эта загадочная шельма?

Давайте разберемся.

Итак, слово шельма пришло к нам с немецкого языка еще в петровские времена, когда приглашали иностранцев в Россию, как сейчас говорят, для бизнес проектов. Очень многие из них тогда приезжали с одной целью – нажиться на глупом русском народе.

«Der Schelm» в переводе обозначает человека вороватого, нечистого на руку. Одним словом, плут, который обведет вокруг пальца любого.

На Руси всегда с недоверием и опаской относились к людям, имевшим какой то физический дефект. Особенно, если этот дефект проявлялся со временем ярче. Будь то родимое пятно на лице или страшный шрам. Людям всегда казалось, что все данное природой, мы получаем не просто так.

И ведь в этом есть сермяжная правда.

Если внимательно вглядеться в свое лицо, то мы обнаружим, что оно не симметрично. Всегда есть какой-то дисбаланс. Ученые утверждают, что это происходит со временем. На нашем лице отпечатывается весь наш жизненный путь. И чем больше мы отходим от жизненного пути, данного нам при рождении, тем эти различия становятся ярче.

То же самое происходит и с руками.

Линии на левой руке показывают то, что предначертано судьбой, а на правой – то, что мы имеем в итоге пройденных жизненных уроков. Эти линии могут очень отличаться на правой и на левой руке.

И по поверьям считается, что Бог награждает такой яркой меткой людей не очень хороших. Которые все равно проявят свою истинную суть, и она будет не самой красивой.

Но так, как жизнь прожить – не поле перейти, то все мы иногда совершаем поступки, которых стыдимся, и которые хочется поскорее забыть. Но они уже совершены. И мы получаем свою метку, пусть крошечную, пусть почти незаметную…

Но с возрастом наше лицо становится книгой, которую знающий человек может запросто прочитать. И не каждая глава этой книги приятная.

Народ у нас очень красноречив и точен в своих высказываниях. Вот и выражение «Бог шельму метит» — яркое тому подтверждение.

Лизавета шла следом за своей хозяйкой к дому, а соседский кот следил своим заплывшим глазом за ними.

В данном случае вороватого кота пометила Лизавета. Но вы уверены в том, что ее действиями не руководил кто-то свыше?

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта

Наверное, рыжеволосым людям во все времена доставалось больше других. Широко известно, что в эпоху Средневековья женщин с огненным цветом волос называли ведьмами и сжигали на кострах. Позже их признавали то божьими избранниками, то приспешниками дьявола. Это люди с самым редким цветом волос, таких - всего 2% населения Земли. И, как любое исключение из правил, это явление привлекает внимание и требует объяснений своей природы. В разные эпохи и в разных странах отношение к рыжим было очень неоднозначным.


Все, что нам кажется непривычным, часто расценивается как чуждое и враждебное. Рыжеволосые часто подвергались гонениям и даже физическому уничтожению. В Древнем Египте их приносили в жертву богу Амон-Ра. Такие жертвы должны были обеспечить хороший урожай - их цвет волос ассоциировался с золотистым цветом зерна. В Древнем Риме, напротив, рабы с медным цветом волос ценились больше и продавались дороже.


В эпоху Средневековья рыжих обвиняли в связях с нечистой силой и считали проклятыми от рождения как похитителей адского огня. Только за цвет волос можно было получить клеймо состоящего в родстве с дьяволом. Как ни странно, но многие из рыжих людей действительно обладали экстрасенсорными способностями, лечили людей, предсказывали будущее.



Отношение к рыжим изменилось в эпоху Возрождения - на полотнах многих великих художников самые прекрасные женщины изображаются рыжеволосыми. Венера Боттичелли на века стала эталоном женской красоты. В XVI в. Тициан изобразил на своих полотнах столько рыжих людей, что даже его имя стало нарицательным для одного из оттенков рыжего цвета.


На Руси рыжий цвет волос часто ассоциировался с хитростью, обманом и распутством. Сохранилось множество пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом: «Рыжий да красный - человек опасный», «Рыжему во святых не бывать!», «Рыжий да плешивый - люди спесивы», «А я что, рыжий, что ли?». В период правления Петра I был издан царский указ, повелевающий «рыжих и косых на государеву службу не брать», «рыжих во флот не брать, ибо шельма и плут», «рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, …понеже Бог шельму метит!».

В ХХ в. рыжие стали объектом исследований ученых. В 1960-х гг. вышла научная работа Ганса Бернгарда Шиффа «Рыжеволосые». По мнению автора, такие люди обладают не только яркой внешностью, но и сложной противоречивой натурой. Все это они получили в наследство от далеких предков - кельтов, коренного населения Шотландии и Ирландии, в чьих народных преданиях женщины с рыжими волосами назывались потомками фей. «Кельтский дух» живет в людях непостоянных, непредсказуемых, неуравновешенных. Часто рыжеволосые приходят к власти, и тогда происходят резкие перемены, иногда даже рушатся государства.



Рыжие - обладатели яркой внешности и противоречивой натуры

Многие политики с рыжим цветом волос действительно отличались от других необычайной активностью и целеустремленностью. Иногда эта активность была разрушительной. Например, большевиков называли «партией рыжих»: Ленин, Бухарин, Енукидзе, Крупская, Арманд и др.

15.11.2012 Слово «шельма», согласно одному из толковых словарей, означает «мошенник, обманщик, пройдоха» (В.Даль).

С одной стороны, «обманщик и пройдоха» вроде бы отрицательный персонаж, с другой, глядя на ничем не обремененную совесть шельмы, на местами чересчур удачливую его жизнь, мы нередко оказываемся пораженными (ну чего там греха таить?), пораженными завистью. Именно в такой момент, момент активной зависти, по точной мысли Фазиля Искандера, нас посещает двоякое ощущение: «Ложное чувство, что другой украл нашу судьбу, и одновременно неприятная догадка о неправильности нашей жизни» («Думающий о России и американец»).

Вот и получается, что к классическим русским вопросам «Кто виноват?» (А.И. Герцен) и «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский) у нас невольно и все чаще добавляется - «Почему дуракам везет?».
У «пройдохи и мошенника» вполне завидный статус, который критикуется больше всего тем, кто хотел оказаться на месте этого самого шельмы. Втайне желал, но не оказался…

Кому-то не хватило наглости, у кого-то не оказалось нужных связей, а кто-то так и не решился (смелости не хватило) на подлость и предательство...

Да, чуть не забыл о тех, кто отказался от «счастья на костях» в силу воспитания, кому не позволила перешагнуть через ближнего совесть, для кого вера в Бога на практике оказалась не модной фишкой или пустым звуком, а образом жизни...

Для чего «Бог шельму метит»? С церковной точки зрения, ответ довольно-таки прост…

Во-первых, зло должно быть не только увидено, но и опознано нами именно как зло. «Вирус прозрачности зла» (Ж. Бодрийяр), поразивший нашу с вами жизнь, зачастую мешает отделить черное от белого. С церковной точки зрения, зло обязательно должно созреть и стать очевидным для нас. В противном случае, мы, просто подхватив этот самый «вирус прозрачности зла», будем искать объяснения и оправдания своей ненависти, блуду, зависти, сплетням, жадности…

Во-вторых, «Бог нас всегда окружает теми людьми, - говорит преподобный Силуан Афонский, - с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков». Смотри на шельму и борись с неугомонным желанием занять его место и стать таким. Почему? Потому что, по верной пословице, «сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет».

В Священном Писании эта же самая мысль выражается по-иному: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Послание к Галатам 6,7).

Однажды каждый из нас предстанет перед Тем, Кто знает, почему мы так говорили про других, и так поступали по отношению к ним...
«Бог шельму метит» - это не только про других, но может оказаться, что и про нас…

Игорь Малин

Бог шельму метит

Богъ шельму мѣтитъ (иноск. , ирон. ) о заслуженномъ, судьбою насланномъ наказаніи.

Ср. При видѣ появившихся на груди его пятенъ, грѣшный человѣкъ, было у меня на умѣ сказать ему, что «Богъ шельму мѣтитъ» , но только сдавилъ я это слово во устахъ.

Лѣсковъ. Запечатлѣнный Ангелъ. 9.

См. Бог плута метит.

  • - об особом дурном выражении на лице или другом отличии Ср. У него на лице была красная метинка, как огонь, - а это никогда даром не ставится...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Богъ плута мѣтитъ объ особомъ дурномъ выраженіи на лицѣ, или другомъ отличіи. Ср. У него на лицѣ была красная мѣтинка, какъ огонь, - а это никогда даромъ не ставится...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Богъ шельму мѣтитъ о заслуженномъ, судьбою насланномъ наказаніи...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Метит в пятки, а попадает в нос...
  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Бог шельму метит" в книгах

«Бог шельму метит»

автора Осадчий Иван Павлович

«Бог шельму метит»

Из книги Мы родом из СССР. Книга 2. В радостях и тревогах… автора Осадчий Иван Павлович

«Бог шельму метит» …Вечером того же дня, когда скончался К. У. Черненко, 10 марта 1985 года, состоялось экстренное заседание Политбюро ЦК КПСС.Сказать, что положение в партии и в стране было тревожное, значит, ничего не сказать. Народ устал в ожидании перемен. А надежды на

Глава 4. АКТРИСА МЕТИТ В ДРАМАТУРГИ

Из книги Жаклин автора Вентура Джеффри

«Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань…» Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань. Дух упавший в бездну, слышит некий властный глас: восстань! А в пещере тесной, смрадной, в свод ширяяся крылом, Нетопырь трусливо-жадный лик свой кроет перед днем. В

6.4. Александр метит в Тир

Из книги Загадки Финикии автора Волков Александр Викторович

6.4. Александр метит в Тир В 334 году до нашей эры армия Александра Македонского двинулась в Азию. Разбив в ноябре 333 года при Иссе войска персидского царя, она повернула на юг – и направилась на Ближний Восток. Большинство финикийских городов – Арвад, Сидон, Библ – смиренно

БОГ ШЕЛЬМУ ШЕРЕМЕТИТ…

Из книги Газета Завтра 201 (40 1997) автора Завтра Газета

БОГ ШЕЛЬМУ ШЕРЕМЕТИТ… Владимир БондаренкоКогда-то советский поэт Межиров писал: “Мы под Колпино скопом стоим, артиллерия бьет по своим…” Да, были такие трагические случаи во время Великой Отечественной войны. Но то - трагическая случайность войны. По Александру

Дьявол метит свои жертвы шестёркой?

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Дьявол метит свои жертвы шестёркой? Так получилось, что в моём телефонном номере присутствуют три шестёрки. Многих людей этот факт пугает и удручает. На меня смотрят с недоумением. В некоторых культурах сочетание трёх шестёрок считается знаком принадлежности к бесам,