Освященные рисунки на обоях после освящения. Правила и суеверия. Правила проведения обряда освящения

Во-первых, зачем расставлять горящие свечи? Достаточно 1 свечи перед иконой.
Во-вторых, все это действительно магизмом отдает оч сильно ((

Ни разу о таком не слышала. Мы и дом освящали и квартиру, но такого ни один батюшка не делал... Лично для меня это не имеет значения, благодать ведь не в этом... Просто у большенства наших сограждан есть какая-то потребность в обрядовости, что ли. Что бы было и "красиво" и традиция старая, такая показушность получается, никому не нужная, точнее непонятно кому нужная. Думаю что причина в том что за время союза истосковались люди по народным традициям, вот теперь и несет их кого куда, потому что отличать что от Бога, а что непонятно откуда не умеют. Подсказать в семье как правило некому, потому что бабушки - комунистки, прабабушки - уже умерли, а сами еще слабо понимают и разбираются. Вот так печально получается.

Вот. А нам надо будет квартиру освящать на будущий год. А я ни разу при этом не присутствовала и даже не представляю, как это происходит. Сделает батюшка что-нибудь эдакое, а я буду думать, что так и надо 8-(

Батюшкам указывать - рисковое дело... лишь бы Господь всё "правильно" сделал. ;)

сколько участвовал в освящении квартир, не слыхал такого. Это ерунда какая-то, думаю. Впрочем, пусть гасят как хотят, только священник не должон суеверия распространять. "Всё плохое", оно ж не потухнет, оно так и будет на людей нападать.

Думаю, отче, что все-таки магизм. Петросян людям тоже нравится.)))

Несколько раз наблюдал, как люди подходят к священнику на исповедь (и сам так делал) с бумажкой на которой как на конспекте перечень названий совершённых грехов. Священник после разрешительной молитвы и целования чадом Креста и Евангелия рвёт этот листочек и возвращает обратно в руку.

Думаю, что все подобные жесты искажают сильно традицию и акцентируют внимание прихожан совсем не на Главном.

Что бы такие искажения не происходили хорошо бы достоверно знать значение всех движений и понимать значимость и необходимость их в процессе Таинства, либо даже обряда. Вспомните Чайную церемонию - насколько там продумнно каждое действие! А ведь это просто чаепитие, не способное так повлиять на жизнь и душу человека, так, как действие в Храме.

Помню, как крестил один мой знакомый батюшка в деревнях. Он каждое своё действие комментировал - что оно означает, что-б люди понимали что происходит, а не следили бы за ним как за, простите, "пляшущим шаманом"...

Катехизис и Закон Божий - каждому прихожанину в руки! ;-)

А.И. Осипов хорошо сказал об исповеди - отчет о проделанных грехах. Иногда такой отчет сдается в письменном виде.

Насчет крещения - очень правильно этот батюшка поступает... Но вот практика иногда не позволяет это делать. Меня иногда просят в городском храме помочь крестить. Так там есть такое понятие как индивидуальное крещение - т.е. не 10 детей сразу крестят, а отдельно. И вот сначала идет общее крещение (ок. 10 чел.), потом через час индивидуальное, и потом каждые пол часа еще около 6 крещений.... под конец уже невозможно разговаривать... И мало того, нужно во время вкладываться....

Отче, вы безусловно правы, однако дерзну сказать, что апостолам было заповедовано проповедовать. Если наша Церковь действительно апостольская, как говориться в символе веры, то можно ли в ней обойтись без катехизизации, без проповеди?

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

На деле конечно бывает по-разному. Все мы люди, у всех есть предел сил. Однако есть ли предел стремлению?..

Простите, если что не так пишу. Вы правильно заметили про "кульминацию". Возможно я ошибаюсь, но мне видится, что из разного рода таких "кульминаций" как бы само по себе на пустом месте возникает явление, которое может быть можно назвать "внутрицерковное язычество" - от непонимания смысла действия. Если он не известен, то включается народная смекалка, т.е. языческая фантазия. И тут, как Кураев говорил, бывают "во всякой избушке свои погремушки", и с этим кажется можно смириться, однако всё-таки душа бывает неспокойна...

(Deleted comment)

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить.

Не так давно у меня умерла бабушка, очень любимая и родная. Она очень хотела, чтобы мы с моим мужем жили в ее квартире. Надо ли освящать квартиру перед въездом? По прошествии какого времени это лучше сделать (после 9, 40 дней)?

Спасибо,
Аня

Думаю, лучше перед въездом в квартиру.

Здравствуйте, меня зовут Юлия, подскажите, пожалуйста: недавно умерла наша родственница, умирала тяжело и с обидой на нас. Квартира отошла моему отцу, а он передарил ее мне. Недавно мама ночевала в этой квартире, и говорит, что там было, мягко говоря, "неспокойно". Маме я верю, она не будет выдумывать. Теперь квартира стоит закрытая, я сама снимаю другую, а туда боюсь даже заходить - буду продавать, а себе покупать другую, но и другим людям не хочется плохого делать и сама, повторюсь, даже заходить туда боюсь. Проблема еще в том, что несколько лет назад, еще при жизни родственницы, я прожила в этой квартире три месяца, мне там было очень тяжело, потом меня оттуда выставили... в общем, когда я уезжала, пожелала этой квартире всего самого плохого, теперь жалею об этом, но что сделано, то сделано... Как Вы считаете, поможет ли в этом случае освящение квартиры? Ситуация складывается так, что, может быть, какое-то время мне в ней придется пожить, а навлекать на себя несчастье так не хочется. Заранее спасибо за совет.

Возникновение на различных предметах, как правило, относящихся к религиозному культу, ароматических жидкостей или масел принято называть «мироточением» . Несмотря на то, что в последнее время появилось несколько работ, переводящих этот процесс в научную плоскость , можно сделать вывод о том, что в каждом конкретном случае за «мироточение» могут приниматься самые различные естественные процессы: выделение смол, набухание и загнивание клея, а также других используемых в живописи органических веществ , осаждение конденсата или запотевание , сорбция различных веществ на липофильных поверхностях , образование ржавчины , результат деятельности специфических бактерий или микроорганизмов , следы от елея, масло от лампад и т. д. Один из таких далеко не единичных эпизодов рассматривается нами и в настоящей публикации.

В начале сентября 2015 года нам удалось узнать о необычном случае якобы «мироточения», имевшем место в квартире одной из новостроек г. Бреста по ул. Московской. C целью осмотра и опроса ее хозяев 9 сентября 2015 года квартиру посетили представители «Уфокома». Была собрана следующая информация.

Многоэтажный дом был построен и сдан в эксплуатацию примерно в 2004 году. В том же году в трехкомнатную квартиру, расположенную на первом этаже, заселилась молодая семья из трех человек (супруги с пятилетней дочерью). В 2007 году во время освящения квартиры священник расклеил на стенах четыре наклейки с изображением креста «Голгофа», причем размещены они были в четырех разных помещениях (3 комнаты и прихожая) на стенах, обращенных на четыре стороны света.

В 2009 году в нижней части двух из этих четырех наклеек появились потеки странного вязкого вещества коричневато-буроватого цвета. Одна из наклеек располагалась над входной дверью в коридоре-прихожей, вторая – в зале в промежутке между двумя окнами. Обе – на высоте немногим более двух метров. Интересно, что над наклейкой, помещенной над входной дверью, висела довольно старая икона Николая Угодника, привезенная когда-то из некоего сибирского женского монастыря. Если выделение странного вещества из-под наклеек можно было бы признать «мироточением», то почему тогда «миро» не появилось в первую очередь на иконе? В настоящий момент эта икона убрана, а ее место заняла другая, более новая икона с Богородицей, с которой также ничего необычного не происходит. Кроме того, интересно, почему никаких выделений вещества не произошло на двух других аналогичных наклейках, помещенных на стены в спальных комнатах. Обнаружить их уже не удалось, так как они были удалены вместе с обоями во время косметического ремонта этих комнат в 2010 году.


Заметив появление потеков под указанными двумя наклейками, семья встревожилась, но решила не считать это дурным предзнаменованием. Но через год, в 2010 году, в довольно молодом возрасте (34 года) от ишемической болезни сердца умирает глава семейства. Произошло это тихо, во время сна (в спальне, где наклейка не «мироточила»). После похорон в квартире стало неуютно, даже страшновато. Умерший несколько раз снился вдове, один раз даже выразил при этом упрек: «Почему ты мне не положила кусачки?» (при этом подразумевались кусачки для стрижки ногтей, так как покойник был погребен с несколько отросшими ногтями). Мать с дочерью предпочли перебраться к своей маме, где и прожили месяца три. За это время квартиру все же приходилось посещать по тем или иным причинам. Из необычных событий этого периода времени можно отметить падение зеркала, разбившегося вдребезги, которое держалось на двухстороннем скотче, будучи приклеенным к ламинированной плите ДСП, из которого сделана прихожая. Ничего странного здесь нет: просто скотч не выдержал тяжести зеркала. Но интересно, что (как видно из плана квартиры), обе «замироточившие» наклейки и разбившееся зеркало находились на одной прямой линии.


Так или иначе хозяйка квартиры стала связывать «мироточение» наклеек со смертью мужа, что можно было бы посчитать предвестником нехороших событий. По ее словам, вещество на наклейках появилось в тех помещениях, где впоследствии находился покойник: в зале стоял гроб с телом, а через входную дверь его выносили. Но, если следовать этой логике, «миро» должно было бы появиться и в спальной комнате, где произошла смерть. Наличие взаимосвязи между истечением вещества из-под наклеек и смертью мужа хозяйки квартиры в данном случае представляется нерациональным допущением.

Тем не менее жизнь в квартире продолжилась, теперь там проживали мать, дочь и их кот. Выделений вещества из-под наклеек после 2009 года более не происходило, все было оставлено, как есть. Иных неординарных происшествий, кроме описанных выше, также не было. Но... до 2015 года. В марте 2015 года (спустя фактически 6 лет после первого события) было замечено увеличение количества вещества под наклейкой, расположенной над входной дверью, которое вытекло большой каплей. Это обстоятельство и стало в некоторой мере причиной, по которой нам удалось узнать обо всей этой истории.

Схожие случаи

Произведенный нами анализ похожих случаев, показал, что они хотя и не на слуху, но на пространстве СНГ происходят довольно часто. «Мои родители позвали домой попа, он освятил квартиру, все дела, и прилепил наклейки с крестами в комнаты. И в моей комнате она замироточила (Россия, Казань)», «В квартирі моєї матері дійсно замироточила наклейка, яку наклеил при освячені будівлі, замироточила у вигляді хреста, я був вражений » (Украина, Житомир), «В день смерти моей мамы из крестика, который был приклеен (в виде наклейки) при освещении квартиры в ее комнате, появилось миро, струйка около 10 см, дальше не опускалась, и до сих пор остался влажный след на стене, а сам крестик очень постарел , остальные крестики в квартире как новые » (Россия), «В прошлом году мы освящали квартиру. И вот одна наклейка с крестом у нас сейчас всё время покрывается каким-то веществом, похожим на растительное масло без запаха. Мы уже несколько раз вытирали, но капельки появляются снова » (Россия), «Пригласили священника, он освятил квартиру и приклеил наклейки с изображением креста на стены квартиры. Вчера я обратила внимание, что на одной такой наклейке потеки с засохшими каплями. Я потрогала эти капли – они клейкие. Я осмотрела другие, они имеют такие же потеки и застывшие капли без запаха » (Россия), «Вернувшись из храма после крещения, я увидела, что от креста вниз по стикеру и по двери течет какая-то тонкая маслянистая струйка. Я вытерла ее тряпкой, а вечером смотрю – струйка опять появилась » (Россия, Челябинск); «Сегодня в офисе, который освящали полтора года назад, замироточили кресты-наклейки, наклеенные на трёх стенах офиса (наклеивает сам священник) » (Россия); «В общем при освящении квартиры священник клеил наклейки с крестами. С того момента прошло 3–4 года и на них образовались какие-то темно-красные пятна, даже бы сказал капельки »; «Освятили квартиру неделю назад. Батюшка наклеил наклейки с крестиками, как положено, крестом (на кухне, в комнате одной, второй и над входной дверью). Сегодня сначала заметила над входной дверью, что наклейка мокрая. Причем вокруг неё всё сухо. Обошла квартиру и из всех 4-х наклеек сочится вода, хотя стены сухие ».

Таким образом, выделившееся вещество очевидцами описывается следующим образом: «маслянистое», «похожее на растительное масло без запаха», «клейкое, без запаха», «темно-красные пятна или капельки». Лишь в одном случае упоминается о приятном запахе, исходящим от масла и говорится о несоответствии объема выделившейся жидкости с количеством нанесенного на заднюю часть наклейки слоя клеящего вещества . Истечение жидкости происходит через разные временные интервалы: от одной недели до 3–4 лет, но чаще всего спустя несколько лет после нанесения наклейки на стену.

Хромато-масс-спектрометрия

Забор образцов вещества с каждой наклейки из брестской квартиры был выполнен нами новой ватной палочкой, помещенной затем для транспортировки в новый эпендорф. Интересно, что оба образца различны по цвету. Первый (взятый над входной дверью) – темно-коричневого цвета, второй (из зала) – почти прозрачный с коричневым оттенком. Так как перед нами был некий процесс, который лежал в неизвестной пока плоскости, то подступиться к его механизмам мы решили, проведя химическую идентификацию вещества методом хромато-масс-спектрометрии (ХМС). Для этих целей использовался образец №1, в качестве контроля послужила новая чистая ватная палочка. Обработка данных велась с помощью компьютерной программы NIST.

На фрагменте хроматограммы, представленном ниже, проинтегрированы и имеют цифровые подписи пики и группы пиков отличные по времени удерживания и масс-спектру от пиков на хроматограмме контрольного образца (чистой ватной палочки).



Таким образом, были идентифицированы фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), некоторые силикаты, глицерин, а также ряд трудноопределимых компонентов. Сразу стало понятно, что образец не имеет сходства с маслами, которые иногда бывают выявлены при такого рода процессах (например, в составе лампадного масла по результатам ХМС наблюдался ряд пиков, имеющих времена удерживания в интервале 0–60 мин, которые были представлены гомологическим рядом нормальных алканов C12–C20, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенолом, а также смесью нафтеновых соединений) . Однако некоторые соли и эфиры фталевой кислоты очень широко используются, как добавки при производстве ПВХ и других пластиков. Главным компонентом, выявленным нами во взятых образцах, стала, как и предполагалось, клеевая основа наклейки. Также на предварительном микрокопировании мы обратили внимание на мелкие, различных размеров сферические образования. Два специалиста, проводивших анализ, были склонны к тому, что в исследуемых образцах присутствуют плесневые грибы . Удалось также установить, что в квартире с некоторого времени стал быстро плесневеть хлеб, что может служить косвенным свидетельством изменения микроклимата помещения.

Окрашивание по Паппенгейму

Учитывая наше предположение, к работе теперь были привлечены морфологи и микробиологи с кафедры патологической анатомии УО «ГрГМУ» (Гродно). В этом случае анализу подвергся образец №2 (прозрачный), который был разделен на 2 фрагмента, часть из которого впоследствии использовалась для посева (см. ниже раздел ).

Материал для изучения был представлен фрагментом ватной палочки, ватная головка сухая, с коричневыми пятнами (чайного цвета). Вата была смочена физраствором, и после 2–3-минутной экспозиции выполнены мазки на предметные стекла. Материал на стекле имел несколько маслянистый вид, с коричневыми хлопьями. При окрашивании по Паппенгейму определяются нежно-розовые, несептированные, местами ветвящиеся образования, по всей вероятности, представляющие собой гифы гриба с булавовидными утолщениями на конце. При увеличении ×200 утолщения демонстрируют неоднородную структуру: стенка, представленная интенсивно фиолетовым кольцом с просветлениями в его толще, в центре – темно-синее округлое пятно с неровными краями, отграниченное от стенки розовым, достаточно гомогенным содержимым. Также определяются свободно лежащие мелкие округлые темно-синие образования. Встречается большое количество бесструктурного темно-синего содержимого, имеющего сходство с жироподобными веществами. В результате последующего анализа на представленных микропрепаратах нами были выявлены гифы грибов рода Мукор (Mucor ), порядка мукоровые (Mucorales ) со спорангиями и свободно лежащими спорами .


Было также обращено внимание на бурые бесструктурные компоненты, которые, по предположению некоторых специалистов, могли быть железосодержащими пигментами. Были проведены дополнительные исследования: на отдельные темно-коричневые хлопья, имеющие на окрашенных мазках вид тёмно-синих пятен, наносилась 6%-ная перекись водорода (реакция Фентона). Реакция в виде выделения пузырьков газа не наблюдалась, что может свидетельствовать в пользу отсутствия железа и железосодержащих пигментов в данном материале.

Микробиологические исследования

После оценки результатов микроскопического исследования с целью более конкретной идентификации плесневого гриба была произведена попытка его посева на среду Сабуро (основой которой являлась дрожжевая вода). Микробиологической петлей из колоний забирался материал, окрашивался по Граму и метиленовым синим.

При посеве на среду Сабуро в течение 48–72 часов появились крайне скудные белые R-формы колоний, имеющие округлую форму с неровными краями и бугристой поверхностью. При иммерсионной микроскопии (с применением объектива ×90) выявлены крупные клетки округлой формы, расположенные в мазке небольшими скоплениями. По Граму они окрашивались в синий цвет, что свидетельствует о вероятной принадлежности их к грамположительным микроорганизмам. Данная картина может быть характерна для грамположительных кокков либо дрожжеподобных грибков, однако точно типировать их по морфологическим параметрам не удалось.

Возможно, нам не удалось подобрать оптимальную среду и условия (аэробные или анаэробные) для развития именно той формы плесневого гриба, которая была в образце, или же выявленные микроорганизмы могли быть колониями, попавшими в образец в результате загрязнения при транспортировке. С другой стороны некоторые виды микроорганизмов способны продуцировать липиды, состав которых схож с тем, что был выявлен нами при ХМС-анализе.


Обсуждение

Рабочей гипотезой, которая была выдвинута после результатов анализа ХМС и окрашивания по Паппенгейму, а также после консультации с микробиологами, микологами и химиками, стала следующая. В воздухе жилых, особенно малопроветриваемых помещений всегда есть жиры и прочая органика, выделяемая человеческим телом вместе с потом (она же ответственна за характерный «запах хозяина», ощущаемый животными). Эти жиры, а также кожное сало и частички эпидермиса сорбируются липофильными поверхностями, в том числе обоями, некоторыми разновидностями бумаги и т. п. На кухне стены довольно обильно покрываются конденсатом различных масел и жиров по тому же механизму. В данном случае абсорбирующей органику фазой являлась, по всей вероятности, клейкая основа иконы-наклейки. Обнаруженные методом хромато-масс-спектрометрии фталаты являются обычными компонентами пластификаторов (в частности, весьма распространены дибутилфталат и диоктилфталат), находившиеся, вероятно, в самой наклейке.

Большинство мицелиальных грибов и дрожжей синтезируют в процессе своей жизнедеятельности нейтральные липиды (в основном фосфо- и галактолипиды). Среди дрожжей это представители родов Lipomyces, Rhodoturula, Cryptococcus, Trichosporon , которые в соответствующих условиях способны образовывать жирные кислоты, такие как пальмитиновая (была выявлена в одном из наших образцов), олеиновая и линолевая. Мицелиальные грибы являются гетерогенной группой. Содержание липидов в их клетках и состав жирных кислот зависит от таксономического положения, стадии развития, условий внешний среды и может достигать до 86 % от сухого веса. Основными компонентами липидной фракции этих грибов являются триацилглицериды . Это может свидетельствовать о том, что высшие жирные кислоты (в частности, пальмитиновая кислота) и глицерин, обнаруженные нами в результате ХМС, наиболее вероятно могут быть продуктами распада жиров, сконденсировавшихся в клейкой основе.

После повышения влажностных характеристик в нескольких комнатах образовавшийся жирный субстрат мог стать питательной средой для развития плесневых грибов. В этом контексте отмеченное некоторыми очевидцами «старение» наклеек или крестиков может быть объяснено разрушением кроме клеевой основы также самих красок, формирующих изображение. На наличие мицелиальных грибов может указывать также заплесневевший хлеб.

Значительное содержание фталатов в образце свидетельствует о том, что жидкость образовалась не «мгновенно», а присутствовала под наклейкой относительно продолжительное время, оставаясь незамеченной. Когда объем ее достиг некоторого критического значения, капиллярных сил оказалось недостаточно для дальнейшего ее удерживания под поверхностью наклейки, и маслянистое вещество вытекло в виде капли в нижней ее части. Мы полагаем, что таким образом можно объяснить эффект «единовременного» появления маслянистой жидкости и считаем, что под другими наклейками могли находиться аналогичные продукты распада, однако в объеме, недостаточном для преодоления капиллярных сил, в связи с чем, они и остались незамеченными. Полученные нами результаты достаточно тесно увязываются с данными анализа маслянистого вещества, выделившегося из дверцы шкафа, покрытой пластиковым шпоном, в одной из томских квартир (2006 год). В институте химии нефти СО РАН в пробах со шкафа также были выявлены фталаты, жирные кислоты (пальмитиновая, стеариновая, арахиновая, линоленовая, карбоновая), а также смесь нормальных алканов, акролеина и сквалена .

Выше было отмечено, что в некоторых случаях выделение жидкости из-под наклеек начиналось после смерти кого-либо из хозяев квартиры, однако, как подтвердили нам работники кафедры патологической анатомии УО «Гродненский государственный медицинский университет», у многих людей есть привычка, пока тело умершего находится дома, закупоривать все окна (с чем приходится постоянно бороться, хотя и безуспешно). То есть на пару дней влажность резко повышается, что также может послужить спусковым механизмом для образования различных колоний плесневых грибов.

Хочется отдельно подчеркнуть, что анализ большого массива сообщений, имеющихся в нашем распоряжении, показал, что обильный рост плесени возможен не только на наклейках, но и на иконах. Факт этот хоть и редко упоминаемый в официальных источниках, но вполне известный . В первую очередь воздействию плесени подвержены иконы, находящиеся в сырых местах, вблизи неплотно закрытых окон или около промерзших стен, в помещениях, где не созданы оптимальные условия хранения в результате нарушений влажностного режима . При этом бумажные иконы, которые находятся во влажной среде, начинают плесневеть в первую очередь, и становятся источником заражения других икон .

Косвенным подтверждением наших выводов является выявленная в Ужгородском национальном университете антибактериальная активность продуктов мироточения, которая, по данным коллектива авторов, может достаточно широко варьировать при использовании культур Pseudomonas aerogenes, Staphilococcus saprophiticum, Staphilococcus aureus на питательной среде Мюллера-Хилтона . По всей вероятности, такой антибактериальный эффект оказывали высокоспецифичные метаболиты плесневых грибов.

Таким образом, в ряде случаев за процесс, называемый мироточением, могут приниматься специфические выделения плесневых грибов, обитающих под различными поверхностями, или на иконах. Плесени широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Ее колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем рост плесени не ограничен при условии наличия пищи. Однако если плесень присутствует в образце, она совсем необязательно является главной причиной образования «вязкого вещества». Так, многие микроорганизмы и некоторые виды бактерий обладают способностью синтезировать или в определенных условиях накапливать липиды. На процессы биосинтеза липидов у микроорганизмов также оказывают влияние множество факторов: рН среды, концентрация источника азота, температура, освещение, состав веществ в окружающем воздухе и др. Авторы считают, что установить причину «чуда» в каждом конкретном случае может только специальное исследование, сочетающее в себе морфометрические и молекулярные методы.

Литература

2. Бутов, И.С. Мироточение как болезнь / И.С. Бутов // Аномалия. – 2010. – №4. – С. 28–37.

3. Гарибова, Л. В. Основы микологии: Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов / Л.В. Гарибова, С.Н. Лекомцева. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – С. 55–60.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – СПб. – М., 1881. – Т. 2. – С. 335.

5. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР / М-во культуры СССР. – М., 1984. – 151 с.

6. Кондрашов, А. Душа и камень / А. Кондрашев // Русский предприниматель. –2004. – №12 (24). С. 38–40.

7. Кулишова, Н. Домашний иконостас: с любовью к иконе / Н. Кулишова // Марийская правда. – 17 декабря. – 2013.

9. Липиды мицелиальных грибов как основа для получения биодизельного топлива / Я.Э. Сергеева, Л.А. Галанина, Д.А. Андриянова, Е.П. Феофилова // Прикладная биохимия и микробиология. – 2008. – Т. 44. – №5. С. 1–6.

10. Милько, А.А. Порядок мукоровые (Mucorales) / А.А. Милько // Жизнь растений: в 6 томах; под. ред. проф. M. В. Горленко. – М.: Просвещение. – Т. 2. Грибы. – С. 65–72.

11. Милько, А.А. Определитель мукоральных грибов / А.А. Милько. – Киев: Наукова думка, 1974. – 303 с.

12. Отчет по исследованию образцов «мирро» и масла «лампадного» / А.К. Головко, Г.С. Певнева, В.Д. Огородников, Л.В. Горбунова [и др]. Томск: Институт химии нефти СО РАН, 2007. 24 с.

13. Порядок мукоровые – Mucorales / Г.А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов Ботаника: в 4 томах. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – Т. 1. Водоросли и грибы. – С. 161–165.

14. Результаты исследования маслянистого вещества из квартиры по адресу г. Томск, ул. Кулагина 23–8: Аналитическая записка (руководитель работ Н.П. Савиных). Томск: Институт химии нефти СО РАН, 2006.

15. Саттон, Д. Определитель патогенных и условно патогенных грибов / Д. Саттон, А. Фотергилл. – М.: Мир, 2001. – XVI. – 468 с.

16. Ситников, М. Грибы «по-монастырски» / М. Ситников // Независимая газета. – 23 декабря. – 2009.

17. Спосіб Лазорика-Ананченко визначення ступеня безпечності продуктів мироточіння поетапними мікробіологічними дослідженнями: пат. UA 99891 U Украïнi, МПК G01N 33/48, С12Q 1/04, C12Q 1/14, C12Q 1/18 / М.М. Ананченко, В.М. Ананченко, М.И. Лазорик, Д.О. Будай, Л.Н. Вовканець, М.П. Карнафель, I.М. Сідрова; заявитель Ужгородский нацiональный унiверситет – N u 2015 00718; заявл. 29.01.2015; опубл. 25.06.2015 // Бюл. по видачу патенту / Державна служба iнтелектуальноï властности Украïни. – 2015. – №19.

18. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / В. Я. Бирштейн [и др]. – М.: Изобразит. искусство, 1987. – 346 с.

19. Феофилова, Е.П. Пигменты микроорганизмов / Е.П. Феофилова. – М.: Наука, 1974. – 218 с.

20. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения / А.А. Иванов, А.В. Московский, С.А. Сошинский, П.В. Флоренский // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой». Москва, 7 декабря 2002 года. – М., 2004. – С. 229–230.

21. Чем, каким чудом можно объяснить случаи появления «плачущих» икон и «кровоточащих» крестов? // 100 ответов верующим; под общ. ред. В. А. Мезенцева. – М.: Политиздат, 1974. – 703 с.

23. Bowes, M. Evidence of the kingdom: the New York weeping icons / M. Bowes. Epiphany. 1986; 6:37–39.

24. Polidoro, M. The Case of a Weeping Orthodox Icon / M. Polidoro // Skeptical Inquirer. – Volume 36.1, January/February 2012.

25. Schipper, M. A.A. (1978). On certain species of Mucor with a key to all accepted species / M.A.A. Schipper. Studies Mycol. (Baarn) 17:1–52.

26. Nickell, J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures / J. Nickell. – Prometheus Books, Amherst, NY, 1998. – 253 pp.

27. Nickell, J. Crying miracle / J. Nickell // Skeptical Inquirer. – № 2. – 1997.

28. Weingarten, Gene. 1998. Tears for Audrey. The Washington Post. July 19.

Авторы выражают благодарность В.С. Алексинскому (ассистенту кафедры патологической анатомии УО «ГрГМУ»), Т.Н. Соколовой (канд. мед. н-к, доценту кафедры микробиологии УО «ГрГМУ»), А.В. Кульше (преподавателю химии, лицей БГУ), В.В. Рачицкой (м. н. с., РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий) и мн. др. за помощь в подготовке и обсуждении этого материала.

Освящение квартиры и машины - пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, - это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.

Что-то случилось

Это категория людей, у которых что-то произошло, что-то, по их мнению, очень важное. Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.

В чем же заключается проблема? - спрашиваю я.

Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.

Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью - исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.

И таких случаев бывает множество. Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники». Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15.

Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались.

«Что-то случившиеся» - это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.

Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.

Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам - вдруг висят крестики от прошлого освящения.

Чтобы было хорошо

Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

С этими людьми приятнее общаться, хотя бы потому, что они на позитиве, в отличие от людей, у которых «что-то случилось».

Таким людям освящаю с радостью. С радостью и осторожностью. Осторожностью, потому что стараюсь подчеркнуть в проповеди, что само по себе освящение - это далеко не самое главное. Говорю, что Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить - самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви и таинств.

Иногда просят освятить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отказываю этим людям, но в таком случае приходится быть в роли семейного психолога - рассказываю, что семья - это терпение, взаимопонимание. Бывает, что напоминаю слова апостола Павла, которые читаются во время таинства Брака. Искренне надеюсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освящения квартиры или машины.

Потому что это правильно

Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины - это правильно. Ведь если мы - православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение - это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.

К сожалению, людей с таким пониманием меньше, чем, например, тех, кто освящает квартиру после того, как «что-то случилось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как правило, люди воцерковленные, участвующие в таинствах и понимающие, что и зачем.

Эти люди прекрасно понимают слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который писал, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Кому отказать

В церковном обществе периодически начинается дискуссия на тему того, освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви. Считаю, что освящать. Освящать и говорить с ними. Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа священника, который должен с этим человеком поговорить, объяснить ему, затронуть струны его души и привести его в храм.

Опять же, история из священнической практики. Освящал квартиру очень хорошим людям. Но переступив порог этой квартиры, сразу же увидел огромное количество всякой эзотерики. Мы долго говорили, я объяснял православное понимание порчи и сглаза, объяснял, почему разного рода суеверия несовместимы с православием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освящении квартиры они первый раз услышали, что быть православным - это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным - это жить достаточно напряженной духовной жизнью. Не знаю, стали ли они прихожанами какого-то храма, но искренне надеюсь, что хотя бы часть из сказанного отложилась у них в сердце.

А когда не освящать? Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель - это эзотерическое «получение хорошей энергетики».

Кстати, об этом прекрасно сказал святитель Феофан Затворник:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Ответная реакция

Освящение, любая благодать от Бога, любая святыня - это призыв Бога к человеку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освящаю машины, то всегда говорю, что освящение машины - это всегда призыв проявлять свое христианское мировоззрение. Не просто повесить крестики и иконки, но постараться там, где можно, уступить кому-то, где можно, не подрезать и так далее. И самое главное - оказывать посильную помощь. Освятили машину, а потом на пустой трассе увидели машину, застрявшую в снежном заносе. Остановитесь, возьмите трос и помогите бедному человеку. Ведь Вы же освятили свою машину, получили благодать от Бога, а теперь пришло время ее реализовывать и идти навстречу Богу.

Инструкция по применению

Современное общество очень любит писать и читать инструкции. Наверное, так удобнее и понятнее. Поэтому тоже решил сделать небольшую инструкцию по освящению.

  1. Освящение - это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи - это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнему и т.д.
  2. Первое, что надо освятить - самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться - это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.
  3. Освящение материальных предметов должно быть. Православный человек должен стремиться освящать свое жизненное пространство, конечно же, в пределах разумного.
  4. Любое благословение - это призыв Бога к человеку. Господь посылает Свою благодать, освящает материальные предметы, но призывает, чтобы человек сам шел к Нему навстречу.
  5. Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.

В православии христиане называют освящением обряды, по которым церковь вводит в жизнь человека его храмовую и личную жизнь. Чтобы посредством всех этих обрядов на жизнь человека снисходило благословение Божье.

Освящение жилища, машины либо чего-то другого есть свидетельство нашего упования на Господа и нашей веры в то, что то, что происходит с нами, происходит только c соизволения Божьего и во благо.

Нужно ли освящать свою квартиру (дом)?

Главный вопрос: хотите ли вы освятить место, где вы проживаете, или нет. Это решает каждый человек по своему душевному желанию. Человек сам выбирает, с кем ему жить - с Богом или с его врагом. Если вы хотите освятить свой дом , вы должны понимать, что освящение не избавит вас от бытовых и семейных проблем.

  • Освящение предназначено для того, чтобы настроить людей в правильное русло, дабы семья жила по христианским заповедям. И если вы решили освятить место, где вы проживаете, значит, — это ваше подтверждение, что вы хотите жить по законам Божьим, по-христиански. Ведь освящённое жилище считается чуть ли не как храм. И люди, которые живут в освящённых домах, должны придерживаться Божьих законов и жить по-духовному. Это очень важно.

Обряд освящения также помогает избавиться от негативной энергии в вашем жилище. Это особенно актуально, если вы приобрели другое жилье и вы не знаете, какие люди жили там, и что там происходило. Были ли эти люди верующие, освящали ли они своё жилище, придерживались ли они духовных правил.

Правила и суеверия

Для освящения жилища нужно вызвать священника . Всегда помните, что освящение жилища есть общая молитва семьи и батюшки о том, чтобы в этом жилище люди жили свято, придерживались христианских обрядов: , молитва, посещение храма и т. д.

Освящать свою квартиру можно в любое время и в любой день, когда это будет удобно вам и батюшке. Существуют разные поверья, что нельзя освящать место, где вы живете, во время постов. Это не так. Этот обряд можно проводить в любой из постов, и в Великий пост тоже.

Также говорят, что во время «критических дней» женщина не может присутствовать в храме или осуществлять какой-либо христианский обряд. Это тоже неправда. Во время месячных женщина не может только две вещи:: принять помазание или принять обряд . Все остальные обряды дозволяются.

При проведении чина освящения все жильцы дома женского пола должны покрыть голову платком по уставам православной церкви. Мужчины же, наоборот, должны быть с непокрытой головой.

Любая квартира (дом) освящается один раз за все время . Единственное, можно периодически чистить своё жилище с помощью горящих свечей или окроплением святой водой с молитвами. Так как в нашей жизни все равно бывают и ссоры в семье, и какие-то волнения, переживания, слезы, стресс, все это накапливает негативную энергию. И чтобы не было застоя и большого накопления этой энергии, можно время от времени делать «чистку» дома.

Рекомендуется регулярно поддерживать духовную энергетическую чистоту в своём жилище, окропляя все его комнаты святой водой крест-накрест с произношением святой молитвы. Обычно это делается женщинами. При этом необходимо открыть двери и окна, дабы по мере вашего окропления святой водой вашего жилища и чтения молитв в это время вся плохая энергия выходила из вашего дома.

Что нужно, чтобы провести обряд освящения вашего жилища?

Важно, чтобы ваше жилище было чисто убрано . А так как после освящения дома начинается новый этап жизни, то и начинать эту жизнь нужно в чистоте, без старых грехов и грязи.

Вы должны выбрать место, где можете поставить небольшой столик, покрытый либо чистыми, никогда не использованными скатертью или полотенчиком, ну или любым куском новой материи, на котором батюшка разложит все необходимое для проведения обряда. Предварительно вам необходимо приобрести в храме четыре наклейки с изображением православного креста, предназначенных для освящения, и 4 небольших свечки. Также вам понадобится святая вода, если у вас нет дома, вы тоже можете её взять в храме. Ещё понадобится немного растительного масла или масла из лампады (св. елей), (желательно икона Спасителя) и Евангенлие.

Прежде всего, нужно объяснить всем вашим родным, проживающим в этом доме, суть того, что будет происходить, настроить их на благоговейность .

Батюшка предложит вам помолиться вместе с ним. Молитесь и креститесь.

Правила проведения обряда освящения

Обряд освящения вашего жилища проводится батюшкой по особому церковному чину, который содержит различные молитвословия, призывающие на ваш дом (квартиру) и живущих в нём людей благословение Божье.

Священник наносит наклейки с изображением православного креста на стены над входом и в каждой из комнат так, чтобы образовался один крест, что означает покрытие и твёрдое ограждение, избавление, сохранение крестной силой жилища от всяческого зла, несчастья, от всех врагов и видимых, и невидимых.

После того как священник возгласит «Благословен Бог наш…» и прочтения начальных молитв начинается чтение девяностого псалма. Затем читается тропарь. Далее батюшка творит молитву на освящение масла, этим маслом будут помазаны наклейки с изображением крестов на стенах. Освятив это масло, батюшка будет окроплять все жилище, каждую комнату, абсолютно все помещения святой водой. Впоследствии батюшка помазывает маслом с 4 сторон стены дома (квартиры), где были наклеены изображения креста. Помазание этих крестов - это самая важная часть чина освящения жилища. Кресты, изображенные на стенах, соответствуют 4 сторонам света, эти православные кресты являются духовными стражами квартиры (дома).

Кресты эти надо сохранять даже тогда, когда в квартире будет делаться различный ремонт: меняться обои, покраска стен и т. д. Эти изображения с крестом необходимо будет аккуратно отклеить и после окончания ремонта приклеить на то самое место, где их приклеивал батюшка. Далее батюшка окропит людей, проживающих в этом доме, святой водой и подаст каждому из присутствующих поцеловать наперсный крест. Вначале крест целуют мужчины, затем женщины. После чтения Евангелия священник будет кадить весь дом (но не всегда). Каждение имеет не только чисто символическое значение. Каждение - это реальное очищающее действие.

Обряд освящения вашего дома (квартиры) не повторяется вновь. Бог уже благословил этот дом. Если люди желают получить благословение жилища снова, это будет показывать ваше маловерие, это недостойно Бога. Продолжительность обряда освящения длится около 30 минут.

Освящение места, где вы проживаете, желательно проводить всем православным христианам, даже если не все, кто живёт в вашем доме, верят в Бога. Вы можете провести этот обряд тайно, чтобы этого не знали неверующие родственники.

Что нужно для освящения квартиры самостоятельно?

В жизни бывают случаи, когда пригласить священника для проведения обряда невозможно в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств. Поэтому церковь может разрешить освятить жилище самому . Так как освятить квартиру самостоятельно? Прежде всего нужно получить благословение у батюшки в церкви. Что же касается самого обряда освящения, предлагается это делать в воскресенье. Тогда нам нужно приложить немного сил и знаний, чтобы провести этот обряд самостоятельно. Есть несколько способов для проведения этого ритуала.

Способ №1

Многих людей всегда интересует вопрос о том, как всё-таки можно освятить свою квартиру самостоятельно с помощью церковных свечей? Этот ритуал рекомендуется совершать в ближайший из четвергов. Заранее купите в церкви несколько свечей: Три свечи для и 2-3 свечи для своего дома. Когда будете ставить свечи перед иконой Николая Чудотворца в церкви, необходимо наложить на себя крестное знамение и прочесть молитву: «Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из неё бесовскую мощь. Да будет так. Аминь».

И потом, когда вернётесь домой, необходимо зажечь 1 наизусть свечу, взять её в свою правую руку и идти по часовой стрелке, начиная от входной двери, по всем углам комнат с молитвой. Не забывая при этом крестить углы и стены комнат.

  • Проводить такой ритуал нужно в течение трёх раз, по четвергам, с обязательным предварительным походом в церковь каждый четверг, чтобы заручиться благословением Святителя Николая на совершение обряда самостоятельно.

Способ №2

Также существует обряд освящения жилища святой водой, который мы можем делать самостоятельно. Этот ритуал следует совершать в воскресенье. Чтобы подготовиться к этому ритуалу, в субботу необходимо привести все комнаты дома в порядок и запастись святой водой. В день освящения налейте святую воду в любую ёмкость, которая вам больше нравится, обмакните в святой воде три пальца, сложенные так, как будто вы собираетесь наложить на себя крестное знамение. После этого начинайте обрызгивать ваше жилище этими сложенными пальцами, каждый раз обмакивая их в святую воду.

  • Начинать окропление дома необходимо от красного угла с иконами (и даже если вы их не имеете), двигаться всегда нужно по ходу солнца (т. е. по часовой стрелке), проходить по очереди все комнаты, пока не вернётесь на исходную точку. Во время всего окропления дома необходимо читать молитвы, которые вы знаете наизусть. Самой важной, конечно, является « …».
  • Все эти ритуалы, которые вы можете делать самостоятельно, можно проводить так много раз в год, сколько вы желаете.

Освящение жилища - обряд, призванный снискать Божье благословение на всех в нем живущих. Сама квартира, в отличие от воды или иконы, святой при этом не становится, и все происходящее в ней зависит лишь от воли и веры ее временных обитателей.

Чтобы совершить обряд, необязательно знать, как освятить квартиру самому, достаточно обратиться в ближайший храм или приход. Предварительно следует подготовиться: тщательно убрать свечи, икону с ликом Спасителя нашего, если таковой в доме нет, и, возможно, наклейки с изображением креста. Последние нужны скорее для эстетической (рисуя крест от руки, можно вывести его не так красиво, как напечатают в типографии), чем для сакральной стороны обряда. Все эти предметы вполне доступны в любом церковном магазине.

Не стоит думать, что чем богаче будет образ, тем сильнее Благодать, здесь прослеживается зависимость лишь от степени воцерковления живущих и крепости их веры, надежды и любви - трех главных христианских благодетелей. Размышляя о том, как освятить квартиру, следует отрешиться от мыслей о престижности и прочих суетных побуждений. Впрочем, не грех, если икона будет красивой.

У некоторых людей существует в душе опасение, что приглашение священнослужителя будет делом дорогостоящим. Оно ложно, так как каких-то установленных расценок в Русской Православной Церкви не существует. Суммы, называемые, как правило, свечницами, носят ориентировочный характер, информация эта предназначена скорее для того, чтобы не вводить прихожан в излишние траты. Чаще возникает другая проблема: люди думают о том, как освятить квартиру побогаче, чтобы произвести впечатление на приглашенных гостей.

Если же, паче чаяния, найдется священник, который будет настаивать на какой-то конкретной сумме, то сведения о таковом наверняка заинтересуют Патриархию, не в самом благоприятном для него свете.

Итак, православный христианин должен помышлять, скорее, о том, как освятить квартиру, а вовсе не о денежной стороне вопроса.

Совершенно недопустимы в освящаемом жилище языческие амулеты, дикарские маски, и прочие атрибуты чуждых нашему народу религий.

Необходимо также подготовить священнослужителю «рабочее место», это просто - нужен лишь стол.

Обсуждая с близкими, как освятить квартиру, еще накануне следует настроиться на предстоящее торжество, радоваться ему и не допускать гневных мыслей, а тем более поступков.

Будет просто прекрасно, если обитатели жилища заранее ознакомятся с порядком церемонии, для того чтобы в ее ходе не возникло неловких ситуаций. Так, нужно знать, что у батюшки испрашивается благословение, а также то, как это делается, и что после его получения нужно поцеловать его десницу, а после завершения молебна - крест.

Разумеется, нет необходимости учить на память все молитвы, но уж «Отче наш», «Символ веры» и «Богородицу» каждый, считающий себя православным, знать обязан, как и то, при каких словах следует осенять себя крестом.

Наклейки или рукотворные изображения креста наносятся на стены над входом и в углах каждой из комнат, после чего помазываются елеем.

Вся обстановка окропляется которую не следует спешить тут же обтереть. Поэтому если есть предметы, боящиеся прямого воздействия влаги, их лучше убрать, чтобы мысли о них не отвлекали от сакрального смысла молебна.

В открытой печати существует множество советов о том, как освятить квартиру свечой, расставив в ней много икон. Сами по себе такие действия не греховны, но освящения жилища заменить не могут.

Храни вас Господь!