Освящение воды в церкви. Что такое святая вода и как правильно её использовать. Как освящают крещенскую воду

В этой статье:

Сглаз – это отрицательная энергетическая программа, которая отличается от порчи не только силой воздействия, но и способом наведения. Такой негатив образовывается под воздействием каких-либо отрицательных чувств и эмоций человека, к примеру, из-за ревности или зависти. Плохие чувства способствуют накоплению негативной энергии, которая при достижении определенного объема может вырваться наружу и причинить вред другим людям.

Святая вода на протяжении многих веков считается одним из самых эффективных средств от сглаза и других видов негатива. Освященную воду можно использовать как вместе с другими методами борьбы с отрицательной энергией, так и отдельно.


Кроме того, существует целый ряд очистительных магических ритуалов, для проведения которых потребуется заряженная церковной энергетикой жидкость.

Что такое сглаз и как с ним бороться

Сглаз иногда считают разновидностью порчи, но это совсем неверно, ведь такой негатив может быть наведен без дурного умысла, причем, людьми, которые даже не думают о том, чтобы причинить кому-то зло. Из-за этого сглаз является самым распространенным видом негативной энергии, жертвой которой может стать любой человек без исключения.

Сглаз является достаточно слабой формой отрицательной энергии, и с ним достаточно просто бороться. В большинстве случаев, верующий человек сможет избавиться от негативного влияния с помощью одних только молитв, икон и святой воды.

Что такое святая вода

Святой воду называют воду, взятую в освященных источниках или в церквях. Зарядить воду христианской чистой энергией можно и самостоятельно, для этого достаточно опустить в сосуд с чистой водой освященный нательный крестик и семь раз прочесть молитву «Отче наш». Многие церковники говорят о том, что заряженная таким образом вода не является истинно освященной, так как только служители Господа имеют достаточную силу для проведения данного ритуала.

Их мнение можно легко объяснить, ведь они не хотят, чтобы простой человек понимал, что вся сила кроется в самой его вере, а попы, церкви и купола – это лишь яркая обложка, но не суть православия и христианства в целом.

Иисус Христос учил людей вере и говорил, чтобы они не делали себе кумиров, не поклонялись идолам, но именно этого добиваются сегодня некоторые, не чистые на руку, богослужители.

Святую воду действительно можно делать (заряжать) самостоятельно, но это доступно только искренне верующим людям, которые не сомневаются в своей вере и никогда не отходят от нее.

В деле освящения воды важную роль играет не то, кто проводит ритуал, а время проведения старинного обряда. Лучше всего заряжать жидкость энергией в крупные православные праздники, особенно на Крещение, ведь крещенская вода с давних пор считалась уникальной.

Даже в наш век прогресса, многие местные жители считают, что запастись крещенской водой вдоволь – это их священный долг, и с этой верой тяжело спорить, ведь такая чудодейственная вода всегда может пригодиться. Такую жидкость можно использовать не только для того, чтобы очистить тело и душу от отрицательной энергии, но и для избавления от самых разных заболеваний.

Святая вода — панацея от многих напастей

От чего раньше лечили святой водой

Наши предки веками использовали святую воду для лечения самых разных болезней. Некоторые свидетельства такого применения и чудесного исцеления дошли и до наших дней. Известно, что в Рязанской области святую воду использовали даже при укусах змей. Во время вербной заутрени святую воду настаивали на почках вербы, и именно такая жидкость позволяла бороться с ядом.

В Новгородской области особым почетам с давних пор пользуется крещенская вода, ее использовали для лечения гематом и ссадин, а также смазывали ею любые травмы на теле. Кроме того, считалось, что такая вода является единственным надежным лекарственным средством при заболеваниях у грудных детей. Конечно, сегодня не стоит забывать и о современных лекарственных препаратах, ведь они действительно способны спасать жизни.

На Руси святую воду использовали не только для внешнего и внутреннего применения. Именно с тех пор до наших дней дошла традиция крещенских купаний в проруби, ведь перед этим водоем освящают, а значит, можно говорить, что купаются люди в уже святой воде.

Считается, что купание в проруби на Крещение, способно избавить человека от любых заболеваний, даже самых серьезных. Кроме того, даже полностью здоровые люди опускаются в прорубь в профилактических целях. Самое удивительное то, что после таких купаний практически не бывает случаев простуды, даже больным людям холодная вода не приносит никаких осложнений.

Святая вода сегодня

Освященная вода и сегодня сохраняет свои чудодейственные свойства. Помимо крещенской воды, для борьбы со сглазом и порчей подойдет также Иорданская вода, набранная 18-го января, сретенская вода, набранная 15-го февраля, а также Спасовская вода, набранная 19-го августа.

Чтобы избавиться от простого сглаза порой достаточно просто сбрызнуть больного человека святой водой и дать ему выпить несколько глотков. Маленьких детей, помимо прочего, святой водой нужно умывать, и смачивать им головку.


Данный способ — очень хороший смыв бытового негатива

При сильном сглазе можно воспользоваться обрядом с ванной. Наберите половину ванной теплой воды, температурой в 36-38 градусов Цельсия, а затем вылейте в ванну крест-накрест немного воды освященной. После этого садитесь в ванну и читайте любые известные вам заговоры от негатива или молитвы, подойдет всем известная «Отче наш». Если после приема ванной вы заметите на теле сыпь или даже синяки, то не стоит пугаться, это хорошие признаки, свидетельствующие о начале процесса очищения организма от отрицательной наведенной энергии. Кроме того, в ванну можно добавить несколько ложек соли.

Существует множество народных суеверий о том, как нужно использовать и от чего помогает святая вода:

  • от всех видов порчи лучше всего помогает вода, взятая из трех разных криниц до восхода солнца;
  • из родников и криниц вода будет самая чистая и полезная;
  • хорошо помогает от любых заболеваний вода, которая течет по ходу движения солнца, то есть, с востока на запад;
  • глина способствует очищению воды, потому вода из родника или реки с глиняным руслом будет полезнее воды, взятой из водоема с руслом каменным;
  • дополнительным достоинством обладает вода, которая течет вниз с возвышенности;
  • от колдовства поможет защититься вода, которая течет из родника и открыта для ветра и солнца;
  • организм человека лучше всего усваивает свежую колодезную воду, особенно, если перед употреблением она простоит сутки в новом глиняном кувшине с открытым горлышком;
  • святая вода хорошо помогает против бессонницы, для крепкого сна можно делать компрессы на лоб из холодной жидкости;
  • от головной боли помогут теплые ванны для ног, в которые добавляется небольшое количество святой воды;
  • чтобы в доме не водились клопы, сбрызгивайте святой водой кровати и все постельное белье.

Святая вода – это один из самых мощных источников христианской энергии. При правильном использовании, эта жидкость может помочь в самых разных жизненных ситуациях, начиная от проявлений отрицательной магической энергии, заканчивая сложностями в личной жизни и болезнями.

Важно помнить лишь о том, что святая вода будет обладать силой только в том случае, если вы сами будете верить в эту силу, в силу Бога. Для истинно верующих в любой ситуации не понадобятся иные источники потусторонней силы, кроме иконы, святой воды и молитвы.

Известно, что при освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется святая вода. Почему именно в этом веществе находим мы очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился вверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, с того времени, то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество...»

Уже в естественном своем состоянии – как дар Божий – вода обладает некоторыми цельбоносными свойствами. Так, например, изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую; не простой была вода в источнике самаряныни, ископанном праотцем Иаковом и освященном беседою при нем Спасителя; не простая вода, по верованию христиан с древнейших времен и доныне, в реке Иордан, освященной Телом крестившегося в сих водах Господа нашего Иисуса Христа...

Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит: возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и Слова Божия, благословения и благ дати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных.

Святой Симеон Солунский пишет так: «Вода Крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

Существует малое и великое водоосвящение. Малая агиасма – «то микрон агиасма» (греч.) – это вода, освящаемая погружением в нее Честного Креста, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием же воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее», – молится священник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею», то есть наряду с освящением воды просит об исцелении. И далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением; и да будет нам, Господи, во здравие души и тела».

Малое водоосвящение подобно великому, то есть совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления, – подобно, но есть сокращение этого последнего. Великая агиасма – «то макрон агиасма» (греч.) – освящается, кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением в ней, внутри нее совершаемым, благословением священника и молитвами и песнопениями: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово».

Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская (Крещенская) святая вода, или святая вода малого освящения. Крещенская вода потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве, желательно перед едой. Ее можно добавлять и в питие, смачивать ею больные места, кропить себя, свои вещи, палату, больничную койку, приносимую пищу, лекарства.

Еще несколько советов: при головных или иных болях можно приложить к больному месту ткань, смоченную Крещенской водой. Если не дают спать плохие сны или мучает бессонница, также можно выпить немного Крещенской воды.

О богословском смысле и истории возникновения чина освящения воды рассказывает кандидат богословия, преподаватель сравнительной литургики в СПбДА, клирик Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге протодиакон Константин МАРКОВИЧ.

Рождение традиции

Освящение воды не входит в число семи важнейших церковных таинств, но несомненно обладает таинственным, сакраментальным характером. Иными словами, во время совершения молитвы и литургического действия на воду незримо, но совершенно реально нисходит освящающая и преображающая благодать Святого Духа. В древней молитве на освящение воды (VIII век) говорится: «Господи Вседержитель, Творец воды, создатель всего, который все наполняешь и все преобразуешь, измени, преобразуй и освяти воду и сделай ее силой против всякого нападения вражеского и удостой пользующихся ею для питья, омывания и окропления, во здравие души и тела во удаление всякого страдания и всякой болезни». Грехопадение Адама и Евы повлекло за собой повреждение, искажение природы не только человечества, но и всего тварного мира (Быт. 3: 17). Христос — Новый Адам восстанавливает, исцеляет и оживотворяет человеческую природу, а вместе с ней и все мироздание (см. Рим. 8: 21). Литургический чин воды знаменует преображение мира, прежде всего главной его стихии — воды, «силою, действием и наитием Святого Духа» возвращение ее в первообразное состояние.

В Православной Церкви существует три чина освящения воды: 1) освящение воды в чине таинства святого крещения; 2) Великое освящение воды, совершающееся в праздник Богоявления (Крещения) Господа Иисуса Христа; 3) Малое освящение воды, совершающееся в течение всего года.

Духовная жизнь человека зарождается в воде святого крещения. Христос в беседе с Никодимом сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). В таинстве святого крещения через троекратное погружение в воду человек очищается от первородного греха, от всех прегрешений, совершенных лично до крещения, вступает в новую жизнь с Триединым Богом в Его Церкви.

В богослужебный чин таинства крещения входит особая молитва на освящение воды, в которой будет совершаться таинство. Подобно водам реки Иордана, освященным Крещением в них Господа Иисуса Христа и явлением Святой Троицы, вода святого крещения приобретает особые свойства, сообщаемые ей Духом Святым в ответ на моление Церкви — способность омывать духовную нечистоту и быть «демонов всегубительством», т. е. отражать действия диавола.

Однако еще на заре истории Церкви возникла традиция освящения воды для целей, не связанных с таинством крещения. Древнейшие молитвословия на освящение воды, дошедшие до нашего времени, содержатся в «Евхологии» святого Серапиона Тмуитского (Египет, IV век), также памятнике сирийского происхождения «Testamentum Domini» (V-VI века) содержатся молитвы освящения воды и елея для больных, которое совершалось за Божественной литургией. Молитва «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», которая входит в чин освящения воды на Богоявление, совершаемый в наше время, составлена не позднее VIII века. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (около 560-638).

Чин освящения

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды: в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника, в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению, нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святой Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII века.

После заамвонной молитвы духовенство выходит из алтаря к приготовленным сосудам с водой или, если освящение совершается вне храма, с крестным ходом направляется к водоему, где будет совершаться освящение. Хор или народ поет стихиры (особые песнопения) «Глас Господень на водах вопиет…». Совершается каждение, что символизирует всеобщую молитву, которую возносит Церковь к престолу Божию (см. Откр. 8: 3). После окончания пения стихир читается три паремии (отрывка) из книги пророка Исаии, в которых возвещается пришествие Господа на землю и обилие благодатных даров, даруемых человеку. Затем следует прокимен «Господь — Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся», чтение из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам (10: 1-4) и чтение Евангелия от Марка (1: 9-11), в котором повествуется о Крещении Спасителя.
Далее диакон читает Великую ектению с особыми прошениями о «еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святого Духа», о даровании воде «благословения Иорданова», о даровании ей благодати «к исцелению душевных и телесных немощей», «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», к «освящению домов и на всякую пользу». По окончании ектении священник во всеуслышание читает молитву «Велий еси Господи и чудна дела Твоя». Знаменательно, что как некоторые прощения из ектении, так и текст самой молитвы до слов «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию», являются идентичными соответствующим прошениям и молитве из чинопоследования крещения. Это свидетельствует о том, что таинство крещения и чин Богоявленского освящения воды имеют генетическую связь, а сама молитва Богоявленского освящения воды является позднейшей переработкой молитвы из чина таинства крещения. Кроме того, между крещальным освящением воды и Богоявленским освящением существует еще одно важное сходство, которое подчеркнул протопресвитер И. Мейендорф: «Византийский обряд Крещения унаследовал от христианской древности сильный исконный акцент на экзорцизме. Сознательное отвержение сатаны, сакраментальное изгнание сил зла из души крещаемого подразумевали переход из рабства под властью “князя мира сего” в свободу во Христе. Литургические экзорцизмы, однако, имели в виду не только демонические силы, управляющие человеческой душой. “Великое освящение воды” на праздник Богоявления очищает от бесов космос, основополагающее начало которого, вода, видится убежищем “затаившихся злых духов”.

После окончания молитвы священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» и после этого окропляет святой водой народ. По окончании кропления хор поет стихиру «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество… Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших».

Малое освящение воды по уставу Православной Церкви совершается в праздники Преполовения Пятидесятницы, Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня (1/14 августа — поэтому иногда этот чин еще называют «августовским освящением»). Малое освящение воды также полагается совершать в дни престольных праздников, перед началом освящения храма, а также в любое время, когда духовенство и церковный народ имеет потребность в святой воде.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода.

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.

Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.

Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Как было впервые совершено освящение воды

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.

«И увидел Бог все, что Он создал, - говорится в книге Бытия,- хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).

Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6,3).

Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.

Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5,17).

Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека .

Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17).

Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды .

Зачем Церковь освящает воду

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов .

Церковь освящает землю , испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб , служащий нам пищей, и воду , утоляющую нашу жажду.

Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26).

Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа .

Почему вода освящается в особых сосудах

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше - потиру (в переводе с греческого - сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную , а все вместе есть символ Богоматери , как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения . Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

Как происходит чин великого водоосвящения

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу...» .

Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.

Как освящают воду на молебне, заказанном верующими

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.

Молебное пение, или молебен, - это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...» . Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем...», «Не умолчим никогда, Богородице...» . При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже...» , тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.

По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» .

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» .

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся» , в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» .

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды) и «Твоих даров...» .

Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.

После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.

Почему Церковь молится о водных источниках

«Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«...Какой дар столько необходим для нас, как вода? - говорит священномученик Ипполит Римский. - Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья... Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, - не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.

«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...» - молится священник и первый начинает рыть колодец.

Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю...»

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя» .

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской . Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем - в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя» , святой водой .

Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана - и святая вода нам не помогает!

Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство - Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение...

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный , - говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему .

Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сретенский монастырь
"Новая книга" - 1997

Ни для кого не секрет, что издавна люди используют крещенскую и святую воду для избавления от болезней и исцеления своего духа.

Ежегодно 19 января люди идут в церковь, чтобы взять необычную жидкость, а тысячи желающих укрепить здоровье торопятся искупаться в проруби, не глядя на И не напрасно. Известны различные случаи исцеления больных благодаря свойствам крещенской благодати.

И на самом деле, проводившиеся исследования воды, взятой в одной из церквей, показали, что частотный спектр излучения жидкости схож с электромагнитными показателями здоровых органов человеческого организма. Таким образом, необычные свойства святой воды возникают благодаря заложенной в нее информационной программе в виде уравновешенного набора частот здорового человека.

Если в чудодейственных качествах взятой из церкви мало кто сомневается, то не всем известно, что обыкновенная водопроводная на праздник тоже становится биоактивной и способна сохранять свои необычные свойства в течение года и дольше. Исследования показали, что вода, взятая из под крана 19 января, в течение суток изменяет свою структуру. Опыты включали в себя измерение биополя, кислотно-щелочного баланса, водородного потенциала и результаты воздействия жидкости на человека при наружном и внутреннем применении.

Полученные с помощью исследований данные говорят, что свойства святой воды положительно влияют на здоровье человека. Было зафиксировано многоразовое увеличение биополя, а также улучшение его энергетических и физических показателей при использовании крещенской жидкости наружно и в качестве питья. Это способствовало укреплению здоровья, усилению защиты человека от воздействия патогенного излучения внешней среды. Можно предположить, что смысл святой благодати состоит в том, что она очищает организм от вредных токсичных и патогенных образований.

Установлено, что свойства которой изучались несколько лет, имеет два максимума биологической активности в течение крещения: ночью, около двух часов, и в полдень. Причем в эти пики - самая высокая электропроводность, меняющаяся в течение суток, и взятые пробы соответствуют данным параметрам длительное время.

Из этого следует, что именно 19 января происходит изменение структуры всей воды, существующей на Земле, и это цикличное планетарное явление. И совсем не важно, откуда она взята: налита ли в бутылку, банку или находится в море, реке или в виде снега. А уже вода принимает свое стандартное структурное состояние.

Все взятые в Крещение образцы сохранили в дальнейшем свои свойства, а максимальную биоактивность показали набранные около двух часов в ночное время. Как показали опыты, именно эта целебная жидкость не теряет удивительных качеств при разбавлении и смешивании. Вода из других источников возвращает свои обычные свойства уже на следующий день.

Поэтому если в Крещение с четверти первого ночи в течение суток набрать из крана жидкость, то она будет иметь свойства святой воды весь год. А чтобы получить максимальное биоактивное воздействие, не окунаясь в прорубь, то, начиная с половины второго до двух ночи, необходимо принять душ или хотя бы умыться в обычном водопроводе.

Биолокационные исследования доказали, что лечение святой водой дает ощутимый оздоровительный эффект. Она в десятки и даже сотни раз поднимает размеры биологического поля человека, восполняет его энергию. После разового купания 19 января в течение года достаточно пить крещенскую жидкость в небольших количествах, желательно натощак. Свойства святой воды позволят сохранить повышенный уровень биополя и окажут положительное воздействие на здоровье.