Основным отличием политической партии от движения является. Демократия – это такой политический режим, когда…. В правовом государстве главной является власть…

    Цель полит. партии – борьба за получение, сохранение, расширение политической власти. Общественные движения могут возникать не в политике, а как организации, которые борются с какой-то проблемой. Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении, что может заключаться, например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, изменения государственного устройства и политического режима, решения социальных проблем и т. д.

    Партия имеет закрепленное членство , официальные документы , регламентирующие ее деятельность (устав, программа). Общественное движение – более аморфное объединение. У них могут отсутствовать какие-либо официальные документы, они имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством.

    В отличие от партии общественное объединение не имеют строгой иерархий , то есть четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается. Как правило, в общественных движениях нет единственного лидера, который максимально полно выражал бы политические ценности движения и определял бы направления его деятельности, на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу; политические движения ориентированы главным образом на инициативность своих участников. Они, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

    Для политических партий в большей степени характерна «партийная дисциплина», когда каждый член партии подчиняется ее целям – нередко в ущерб своим собственным интересам. Обязательным условием членства в политической партии является согласие с идеологией и политическими ценностями, которые отстаивает или пропагандирует данная партия. Для общественных движений совершенно не обязательно полное идеологическое единодушие его участников; главное, чтобы они имели некоторые общие цели.

    Партии претендуют на выражение общенациональных интересов, тогда как политические движения ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Однако несмотря на различия, политические партии и общественные движения схожи в главном - они обеспечивают выражение мнения определенных групп граждан и воздействуют на государственную власть, заставляя ее изменять свои установки. И иногда происходит процесс перехода из общественного движения в политическое движение и затем в политическую партию .

В ряде случаев, когда выдвинутые общественным движением задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существуют еще некоторые варианты взаимодействия партий и движений:

    Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. В глазах людей у движений как более аморфных образований, в отличие от партий, есть свои преимущества: нежелание быть разменной монетой в полит. играх; возможность свободного перехода из движения в движение; больше по душе широкая демократия общественных организаций; массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции.

    Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

    Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.8. Политические партии и движения

Политические партии, как реальная политическая сила, выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов.

Политическая партия – это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

Отличия политической партии от других политических сил

– партия представляет собой организацию, т. е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей, имеющее определенную внутреннюю структуру (устав, членство, руководящие органы, местные организации, поддерживающие регулярные связи с центральным руководством);

– цель партии – завоевание и осуществление власти; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;

– обеспечение народной поддержки и стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь (пропаганда, проведение общественных акций, голосование, активное членство в партии и др.);

– партия является носителем определенной идеологии;

– наличие программы действий;

– особый социальный статус и правовой режим, т. е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование деятельности.

Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н. э.); в Средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Типологии политических партий

* по происхождению: партии электорального и парламентского происхождения; партии «внешнего происхождения»;

* по структуре и организации внутренней жизни (М. Дюверже ):

1) кадровые – современные кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров – политического комитета; немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

2) массовые (как продукт всеобщего избирательного права) представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплинированностью, высокой степенью идеологизированности, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые – к мобилизации широких народных масс.

* по социальному признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые);

* по отношению к месту в политической системе: легальные, полулегальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и прочие.

Правящие (правительственные) партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.

* по целевым и идейным установкам, способам и формам действия: радикальные, либеральные, консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений), революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках); коммунистические, социалистические и социал-демократические; клерикальные (религиозные); националистические; христианские и т. д.;

* по числу депутатских мест в парламенте: мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т. д.;

* по членству в партии: открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

* по шкале политического спектра: левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть).

В политологии выделяют и другие типы партий:

– Партии избирателей («партии-хватай-всех») стремятся привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

– Партии с сильной структурой: если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании).

– Партии со слабой структурой: представители этих партий в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, демократическая и республиканская партии США).

– Партии, организационно оформленные: члены этих партий получают партбилеты и платят членские взносы; и партии, организационно не оформленные: в этих партиях отсутствует официальное членство, чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к ней.

– Партии с прямым (кандидат принимается в партию в индивидуальном порядке) и косвенным членством (человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией).

– Соревновательные партии (действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее), монопольные партии (осуществляют в политической системе высшую власть, не признавая никакой другой партии), патронажные партии (их деятельность направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников).

Структура политической партии включает: блок избирателей; официальную партийную организацию; партию в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Функции политической партии

– выработка стратегии развития общества (происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии);

– борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства;

– функция правительства – участие в разработке, применении и внедрении правил и взаимодействия политических институтов, в контроле органов власти;

– согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп общества;

– представительства интересов – формулирование обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и доведение их до властных структур;

– коммуникации: представляя интересы социальных групп, партии обеспечивают взаимосвязь власти и общества;

– мобилизации и политической социализации: культивирование с помощью средств агитации и пропаганды определенных ценностей и стереотипов поведения, передача политического опыта и пр.;

– политического рекрутирования: отбор лучших кандидатов на руководящие должности;

– реализации власти.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.

Типы партийных систем

А) Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов: при ней правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий (существует в настоящее время в ряде стран Африки – Заир, Того, Габон); предназначение единственной легальной партии – демонстрация «всенародной» поддержки существующему режиму. Разновидности однопартийной системы: 1) исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) «искусственная многопартийность», при которой осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии (Китай), а деятельность партий-сателлитов осуществляется через их интеграцию в национальный и народный фронты и жестко регламентируется.

Б) Двухпартийная система («бипартизм»), при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Разновидности двухпартийной системы: классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, остальные партии лишены доступа к власти; система «двух с половиной партий» (или «две плюс одна партия»), при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть (Канада, Австрия, Австралия).

В) Многопартийная система , в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Разновидности многопартийной системы: «поляризованного плюрализма» (характерны наличие антисистемных партий; существование двусторонних оппозиций; центральное положение одной или группы партий; значительное идеологическое размежевание); «умеренного плюрализма» (борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства).

Тип партийной системы зависит от факторов: формы государственного правления; избирательной системы; наличия постоянного раскола в обществе (деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества).

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Это понятие охватывает различные объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и т. п.), которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в определенной мере субъектами политической жизни, сочетая функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий

* Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.

* В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

* Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.

Типология общественно-политических движений

1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;

2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;

3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;

5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;

7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение «зеленых»).

Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

Типология групп интересов:

* в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);

* в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель ): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-либо).

Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.

Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Из книги Эти странные датчане автора Дирби Хелен

Политические партии У датского избирателя глаза разбегаются от несметного количества политических партий, причем любая партия, набравшая на выборах 2% голосов или больше, имеет гарантированное право быть представленной в парламенте.В парламенте (фолькетинге) партий так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ 122 А ты записался добровольцем? Несколько измененный текст плаката (июнь 1919), худож. Д. Моор; точный текст: «Ты записался

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Обычаи, язык, татуировки автора Кучинский Александр Владимирович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Политические татуировки В основном - это наколки антисоветского и антисемитского характера, демонстрирующие ненависть к существующему режиму, конституции, правящей партии, политическому лидеру и т. п. Татуировки могут изображать портреты генсеков, лидеров партии,

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Политические проститутки Выражение (хотя именно в этом виде у В. И. Ленина не встречается) типично для языка публицистов левых партий России начала XX в. Например, в письме Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 г. В. И. Ленин писал о бундовцах: «Да разве можно с этими

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

А. Лоуэлл. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы [Причины многопартийности] <…> Прежде всего мы должны обратить внимание на источник политических несогласий, с которыми мы не знакомы у нас в Америке, но которые существуют почти у всех

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

М. Дюверже. Политические партии Книга первая. Структура партий Происхождение партий Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

31. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ Политическая элита – особая группа людей, имеющая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями В состав

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

32. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.Сущность политической

Из книги автора

34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Разнообразные формы политической деятельности субъектов политики образуют политический процесс. В общей форме политический процесс можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее

Из книги автора

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Общество демократизируется именно тогда, когда внутри данного института предусматриваются политические свободы, при учете наличия гарантии на участие в политических партиях со стороны государства. Именно наличие возможности объединений и партий как ни что иное демонстрирует власть народа.
В свою очередь сложно сказать, что общественная масса однородна. Существуют различные пласты социальных групп, отличных по интересам, возможностям, целям и т.д. Таким образом, в случае столкновения представителей из различных групп, то нередко происходит столкновение их интересов. Среди целей общественных масс можно выделить и активность деятельности по отношению к защите собственных свобод и прав, свободном выражении собственных интересов в любых направлениях. Данные тенденции прямо влияют на политические движения, т.е. добровольное гражданское формирование массового характера, создаваемого по инициативе самих граждан. Объединение говорит само за себя, а именно то, что вступающие в него люди готовы и согласны с его целями, задачами и идеологией. При всем при этом, объединение добровольное! Практически такие объединения борются за мир, охраняют природные богатства и экологию, противоборствуют с накоплением оружия (конверсия), защищают национальные интересы либо отстаивают самобытность и культурные ценности.
Сегодня назвать демократической страну с узким кругом политических партий никак нельзя. Ведь сами вспомните, как гласит поговорка: сколько людей, столько и партий. Как бы это перефразирование не звучало смешно, но это так. Зачастую политдвижения пестрят социальными аспектами и держаться на самостоятельном движении. Возможность участия в политдвижении не предусматривается. В качестве руководящего органа выступает коллегия.

Рост движение в партию

В основе деятельности партий различные акции, митинги, пикеты, шествия, сборы подписей и т.д. Спектр проявления инициативы достаточно широк. Тригером политического характера является решение властей.

Отдельную категорию в общественной структуре занимают политические партии. В основе их отличия от того же движения лежит стремление к политической власти. Зачастую данная цель конкретизируется в программах партий. Кроме того, помимо стратегии партии создают и тактические (долгосрочные) планы. Партии располагают не только центральным, но и локальными (региональными) объединениями. Поэтому можно конкретизировать количество «партийных» в том или иной месте.

Похожие материалы:

Под политическими отношениями понимаются взаимосвязи и взаимодействия, устанавливаемые между социальными группами во время осуществления ими политической деятельности. Об их...

В нашем сознании слова нацизм и фашизм — почти синонимы. Большинство людей не видят в них особой разницы. Хотя это и два разных понятия. Да, они близки, но основные...

Весной 1985 года у СССР появился новый глава государства — М. С. Горбачев. И когда он начал руководить страной, им была предложена концепция нового политического...

Как гласит теория элит, каждое общество должно иметь немногочисленную группу, в обязанности которой должно входить принятие значимых решений и влияние на действия большинства. ...

В науке немало находилось специалистов, которые намеревались разработать классификацию политического лидерства. Это было вызвано желанием научиться предсказывать поведение...


21
ТЕМА: П ОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИХ ДИНАМИКА

План

Введение
1 Общественно- политические движения
1.1 Понятие общественно-политических движений
1.2 Особенности политического движения
1.3 Классификация политических движений
2 Типология Политических движений
2.1 Характеристика общественно-политических движений
2.2 Отличие общественно-политических движений от политических партий
2.3 Функции общественно-политических движений
2.4 Взаимоотношения общественно-политических движений с партиями
3 Основные политические движения
3.1 Теория либерализма и его суть
3.2 Консервативная ориентация
3.3 Идея социализма
4 Политическое лидерство
4.1 Типы политических руководителей
4.2 Проблемы лидерства
5 Динамика политических движений
5.1 Деятельность движений
5.2 Особенности динамики движений в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения. Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.
1

1.1 Понятие общ ественно-политические движения
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
1.2 Основные особенности политического движения

Основные особенности политического движения подчеркивают общую отличительную характеристику его природы. Она заключается в том, что политическое движение в чистом виде, т. е. если оно не санкционировано господствующей властью, предстает как стихийно-сознательное и случайно-необходимое явление. Естественный процесс зарождения политического движения соответствует именно таким характеристикам, ибо сама жизнь общества оказывается чреватой политическими движениями. Они прорываются наружу через внешне стихийные и случайные события, которые затем выстраиваются в необходимую цепь взаимосвязанных явлений и лишь постепенно становятся объектом сознательного руководства. Структурные особенности политического движения: - отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур); - подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства); - руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата).
1.3 Классификация политических движений может осуществляться по различным основаниям. Например, по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические (эпохальные) политические движения (движения рабов, луддитов, левеллеров, крестьянские войны, пролетарские революции и т, д.); б) международные (антивоенные, экологические); в) национальные (за государственный суверенитет); г) локальные (за сохранение Байкала, Арала), местные (за отставку мэра и т. и) Классификация может осуществляться по происхождению политического движения, по отношении к политической системе, по отношению к политической власти и другим основаниям.
2 Типология политических движений

2.1 Характеристика общественно-политических движений

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:
1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых - налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;
2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);
3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология общественно-политических движений
По отношению к существующему строю
Консервативные;реформаторские;
революционные
По идеологической основе
Либерально-демократические;консервативные;
социалистические
По национальному признаку
Национально-освободительные;за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
По демографическому признаку
Молодежные;студенческие и др
По степени организации
Стихийные;разрозненные; слабоорганизованные,
высокоорганизованные
По масштабам
Международные;региональные; действующие в стране, штате, республике
По методам и способам действия
Легальные/нелегальные;формальные/неформальные;
ориентирующиеся на мирные или насильственные действия
Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.
2.2 Идейно-политическая ориентация движений

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий.
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий
По социальной направленности программы
и деятельности
Социал-демократические;либерально-демократические; коммунистические;
классовые; националистические; расовые;
фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные
По идейным основаниям деятельности
Доктринальные (защита своей идеологии);
прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)
По методам выполнения программы
Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)
По характеру политических действий
Реакционные; консервативные; умеренные;
радикальные; экстремистские
По представительству в высших органах
государственной власти и отношению
к официальной политике
Правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)
По месту в политическом спектре
Левые; центристские; правые
По стилю общения между партийными
лидерами и рядовыми членами
Демократические;
антидемократические
По организационной структуре
Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);
лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)
По характеру членства
Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)
По виду партийного руководства
Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
личностного руководства; консенсусного руководства
Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.
Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.
2.3 Общественно-политические движения

Общественно-политические движения выполняют важные функции:
агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;руководят массовыми выступлениями; осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.
Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.
Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.
2.4 Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.
Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).
В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.
3 Основные политические движения

3.1 Теория либерализма и его суть

Самыми распространенными социально-политическими теориями традиционно считаются либерализм, консерватизм и социализм.
Термин "либерализм" вошел в широкое употребление в первой половине XIX., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят еще к эпохе революций XVII-XVIII вв. Основателями, классиками этого течения по праву считаются англичане Джон Локк, Адам Смит, Иеремия Бентам, французы Шарль Луи Монтескье, Бенджамен Констан, Франсуа Гизо, немцы Иммануил Кант, Вильгельм Гумбольт, американцы Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и др. Современная либерально-политическая мысль представлена многими в большей или меньшей мере известными именами. В их творчестве рассматривается широкий круг экономической и социально-политической проблематики. Ныне общепринятым считается понимание либерализма как социально-политической теории, в которой обосновываются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надиндивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускается лишь постольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы. Для понимания сути либерализма как направления социальной мысли и политической практики важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодального способа производства, политическ и т.д.................

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены - все те, кто проголосовал за них.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти , если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.


Парфенов : Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей . Но их деятельность носит политический оттенок , они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии , которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой . (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Общественные движения

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели , поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)

Общественно-политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Отличия общественных движений от политических партий :

Общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации ; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.

непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности

Общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс , как партия.

Движения чаще всего стремятся воздействовать на власть , но сами , как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)

Все общественные движения имеют ядро - инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии , систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины - к трансформации их в политические партии.

отсутствие единой программы (устава)

Лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает , его лидерство базируется наавторитете .