Неделя ваий в песнопениях церкви. В русской православной традиции. Зачем освящают веточки вербы

Великий пост. Неделя Ваий

Великий Пост.
Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим

Шестая неделя Великого поста называется седмицей Вайи, то есть веток. Она заканчивается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. После этого собственно Великий пост закончится и начнется Страстная седмица.

Важный момент: воскрешение Лазаря по вполне понятным причинам сразу стало «скандалом». Именно этим объясняется торжественая встреча Христа в Иерусалиме, в котором у Него почти не было учеников.

Воскрешение было доказательством мессианского достоинтсва Иисуса, поэтому Его встречают как Царя. Казалось бы, на этом - всё. Но как мы знаем, это было только началом. А концом и целью стал Крест.

Интересно, что Господь воскресил «всего лишь» трех людей: сына вдовы, дочь Иаира и Лазаря. Двух детей и друга…

Иисус - человек

Православие по Феодору Студиту сводится к формуле: «три в Боге и два во Христе». Один из Троицы стал человеком. Но верим ли мы на самом деле , что Иисус был человеком? Иисус плачет, узнав что Его друг, Лазарь, умер. Всезнающее и Всеблаженное Божество плачет, когда умер близкий. «Смотри, как Он любил его »…

Смысл страдания

«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Это первый шаг к вопросам теодицеи: «Почему Бог допускает зло?», «в чем смысл страданий»? Ответ Христа: «это болезнь не к смерти, но к славе Божьей ».

Также и со слепорожденным: Господи, какой смысл в его слепоте? У грешных людей возникает ложная идея справедливого наказания. Но Господь отвергает этот морок: не согрешил ни он (слепой), ни родители его. Зачем же ? «Чтобы явились дела Божьи ».

Аналогичным образом решена проблема в книге Иова. «Слава Божья» и «дела Божьи» - вот конечная цель всего.

Второй вопрос, на который мы находим ответ в истории воскрешения Лазаря: как Господь «реагирует» на нашу боль? Как Космический Палач? Нет: как сочувствующий друг - слезами. Теодицея не утешает (если только это не вера святых в Промысел) - утешают слёзы Господа.

Вера и догмат

В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

Первое. Марфа на слова Иисуса: «воскреснет брат твой », отвечает - «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день ». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос - это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь .

Второе. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего.

Чудо в XXI веке

Благочестие и правоверие - одно. Реальность и чудо - другое. Не обязательно как у фарисеев - может быть как у Марфы…

В XXI веке более значим другой конфликт: вера и чудо. Наша эпоха не верит в чудеса. Но даже если из Писания и Предания можно вычеркнуть отдельные сверхъестественные вещи как легендарные, с чудом как таковым так не получится. «Если не воскрес Христос, вера наша тщетна, мы самые несчастные из людей » - говорит апостол Павел. Если Бог есть, то чудо существует - не как фокус и магия, но как реальное присутствие Реального здесь . Быть христианином - значит верить, что Ииусус воскрес. На самом ли деле мы верим в это?

Победа над смертью

«Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа » - поет Церковь в эти дни. Лазарева суббота - это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим - это предвосхищение подлинного триумфа - триумфа Креста.
Вход Господень в Иерусалим. Толпа, которая встречала Господа восторженными криками, быстро забыла Его.

Победа над смертью и адом - вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века » - вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с фантазмом живых мертвецов - одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежу на воскресение мертвых. На что она способна так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых - вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Святые Отцы о воскресении мёртвых

Кажется, что вера в бессмертие души неотъемлема от христианства. Но это не так.

Бессмертие души - это платоническое (шире - античное) верование, т. е. корни у него языческие. Разница принципиальна: христиане верят в воскресение тел, а язычники (не все) - в бессмертие души.

Первое. Бессмертие - свойство Божества. Творение смертно просто в силу своей тварности: оно сотворено из ничего и возвращаемо в ничто. Люди не умирают только в силу приобщенности к Бессмертному - они становятся богами по благодати. Грех - отсоединненость от Бога, отрыв от Источника бытия. Поэтому грех ведет к смерти.

Второе. Принято считать, что язычники - веселые защитники плоти, а христиане - грустные защитники духа. Все наоборот. Высвободить бессмертную душу из плена плоти - мечта платонизма и гностицизма. Воскресить плоть - мечта христиан.

Бог воплот ился, чтобы спасти человека. Человек - не чистый дух внутри грязного животного, а единство духа и тела. Смерть - рассоединение тела и души, а воскресение - их воссоединение. Христианская борьба идет не между плотью и духом, как кажется спиритуалистам всех мастей, а между Жизнью и Смертью («есть только два пути - путь жизни и путь смерти » учит ). Грешит душа, а никак не плоть, обреченная на тление из-за грехов души.

Все это ясно видно у Святых Отцов, особенно первых веков.

«Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианам, а этого [воскрсение мертвых] не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами » - ясно учит св. Иустин Мученик в «Диалоге ». «Не следует называть ее [душу] бессмертною , ибо если она бессмертна, то и безначальная » - призывает он, ибо если душа - бессмертна, то безначальна, т. е. не сотворена, и тогда она - Бог.

«Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна . Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время » - учит Татиан в «Речи против эллинов »

«Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а - не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела ; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков » - учит о телесно-душевном единстве человека Афинагор в сочинении «О Воскресении мертвых » - одном из лучших и первых текстов на эту тему.

«Преступление заповеди заставило их обратиться обратно к своей природе, и как в начале они пришли из небытия, так и теперь они на пути возвращения через тление снова к небытию. Существование и любовь Слова дали им бытие, а значит неизбежно, что когда они потеряли знание Бога, то они потеряли и жизнь с ним. Ибо только Бог один сущий, а злое не есть бытие, но отрицание и антитеза добра. По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего ; но он носит также подобие Того, Кто есть Сущий, и если человек сохраняет это подобие через постоянное взирание на Него, то тогда его природа освободится от власти смерти и он останется нетленным » - учит Афанасий Великий в одной из главных святоотеческих книг «О воплощении Логоса ». Человек, как и всякая тварь, смертен по природе, но не умрет, если будет с Жизнью.

Толкование 11 и 12 членов Символа веры - «чаю воскрсения мертвых и жизни будущего века » - можно найти в «Толковании Символа веры » Владимира Лосского, выдающегося православного богослова XX века.

Философский разбор понятий «перевоплощение», «бессмертие» и «воскресение» читатайте у Вышеславцева .

Одна из самых удивительных - или бессмысленных? - идей о воскресении мертвых принадлежит Федорову. Он то ли мыслитель, то ли мифотворец, то ли безумец. Воскресение отцов силами техники - вот его мечта и его миф. Странным образом христиаснкая эсхатология переплетается у него с философией науки и фантастической утопией. Сергей Булгаков не только критиковал его учение, но и выделял те мотивы, которые могут быть полезны для христианской мысли.

Боль и чудо

Лазараева суббота объединяет в себе две сложных богословских темы: страдание и чудо. Интересно, как здесь меняются наши «претензии» к Богу. Когда мы думаем о страдании (включая атеистов-обывателей), то обвиняем Бога в жестокости, т. е. все стихийно верим в Него. Когда же мы думаем о чуде (включая и христиан-обывателей) - обвиняем Его в несуществовании, т. е. все становимся атеистами.

Недавно мы выложили две новых аудиокниги К. С. Льюиса: «Чудо » и «Боль ». Они написаны с присущим Льюису талантом - рационально, здраво и «удопопонятно». Льюис не решает проблему чуда и проблему страдания (они рационально не решаемы), но дает прекрасно продуманный вариант христианского учения о страдании и чуде.

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

; ; Этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся Неде-лей ва-ий (вет-вей), Неде-лей цве-то-нос-ной, а в про-сто-ре-чии у рус-ских так-же Верб-ным вос-кре-се-ньем от обы-чая освя-щать в этот день паль-мо-вые вет-ви, за-ме-ня-е-мые у нас вер-ба-ми.

На-ча-ло празд-ни-ка вос-хо-дит к глу-бо-кой древ-но-сти. Пер-вое ука-за-ние на празд-ник - в III ве-ке при-над-ле-жит свя-то-му , епи-ско-пу Па-тар-ско-му († 312), оста-вив-ше-му по-уче-ние на этот день. В IV ве-ке празд-ник, как сви-де-тель-ству-ет свя-той , со-вер-шал-ся весь-ма тор-же-ствен-но. Мно-гие из свя-тых от-цов IV в. оста-ви-ли свои по-уче-ния на этот празд-ник. В VII-IX вв. свя-тые , и Иосиф Сту-ди-ты, а так-же им-пе-ра-тор ви-зан-тий-ский Лев Фило-соф, Фе-о-фан и Ни-ки-фор Ксан-фо-пул про-сла-ви-ли празд-ник пес-но-пе-ни-я-ми, ко-то-рые и ныне по-ет Пра-во-слав-ная Цер-ковь.

В суб-бо-ту сед-ми-цы Ва-ий Цер-ковь вос-по-ми-на-ет чу-до вос-кре-ше-ния Ла-за-ря, по-это-му суб-бо-та на-зы-ва-ет-ся Ла-зо-ре-вой. Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря Цер-ковь про-слав-ля-ет как до-ка-за-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы Иису-са Хри-ста и как удо-сто-ве-ре-ние в вос-кре-се-нии Хри-ста и в об-щем вос-кре-се-нии всех умер-ших, что и вы-ра-жа-ет-ся в тро-па-ре празд-ни-ка (глас 1-й): «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, (т.е. удо-сто-ве-ряя), из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же. Тем-же и мы, яко от-ро-цы (ев-рей-ские) по-бе-ды зна-ме-ния но-ся-ще. Те-бе по-бе-ди-те-лю смер-ти во-пи-ем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во имя Гос-подне».

Ла-за-ре-ва суб-бо-та и Верб-ное вос-кре-се-нье слу-жат пе-ре-хо-дом от Че-ты-ре-де-сят-ни-цы к .


Ла-за-ре-ва Суб-бо-та. Неде-ля Ва-ий

Ма-рия Сер-ге-ев-на Кра-со-виц-кая

Страст-ная и Пас-халь-ная сед-ми-цы об-ра-зу-ют центр бо-го-слу-жеб-но-го го-да. Они яв-ля-ют-ся тем вре-ме-нем в жиз-ни Церк-ви, ко-то-рое пред-ва-ря-ет-ся дол-гой и се-рьез-ной под-го-тов-кой - Ве-ли-ким по-стом. По-след-няя, 6 сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста име-ет осо-бое на-зва-ние - «сед-ми-ца ва-ий». Все дни ее от по-не-дель-ни-ка до пят-ни-цы име-ют та-кое опре-де-ле-ние: «по-не-дель-ник ва-ий», «втор-ник ва-ий» и т.д. Эта сед-ми-ца по сво-е-му устро-е-нию, по со-дер-жа-нию бо-го-слу-же-ния ока-зы-ва-ет-ся устрем-лен-ной к Неде-ле ва-ий, или к то-му празд-ни-ку, ко-то-рый мы при-выч-но на-зы-ва-ем «Вхо-дом Гос-под-ним в Иеру-са-лим».

Бо-го-слу-же-ние этих дней от-кры-ва-ет пе-ред на-ми важ-ный прин-цип цер-ков-но-го Уста-ва. Уча-стие в цер-ков-ном бо-го-слу-же-нии не яв-ля-ет-ся про-сто вос-по-ми-на-ни-ем про-шед-ших со-бы-тий или со-зер-ца-ни-ем бо-го-слов-ских идей - все в устро-е-нии бо-го-слу-же-ния на-прав-ле-но на то, чтобы со-бы-тия, вос-по-ми-на-е-мые и празд-ну-е-мые Цер-ко-вью, бы-ли на-ми пе-ре-жи-ты по су-ще-ству, ста-ли фак-том на-шей жиз-ни, чтобы мы во-шли в ту ре-аль-ность, в ко-то-рую Цер-ковь нас стре-мит-ся вве-сти. До-сти-га-ет-ся это раз-ны-ми спо-со-ба-ми, а в сед-ми-цу ва-ий в те-че-ние 5 дней зву-чат пес-но-пе-ния, ко-то-рые за-став-ля-ют нас на-пря-жен-но ждать со-бы-тий кон-ца сед-ми-цы.

Эта сед-ми-ца долж-на при-ве-сти нас к двум осо-бен-ным празд-ни-кам - суб-бо-те Ла-за-ре-вой и Неде-ле ва-ий. В суб-бо-ту Ла-за-ре-ву празд-ну-ет-ся вос-кре-ше-ние пра-вед-но-го Ла-за-ря. Мы пом-ним, что Гос-подь вос-кре-сил че-ты-рех-днев-но-го мерт-ве-ца (). Он знал, что Ла-зарь бо-лел и умер, и, тем не ме-нее, слов-но на-роч-но мед-лил и не при-хо-дил в Вифа-нию, хо-тя дом пра-вед-ных Мар-фы и Ма-рии и их бра-та Ла-за-ря был тем до-мом, ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, Гос-подь ча-сто по-се-щал. И вот, зная о бо-лез-ни Ла-за-ря, его смер-ти и по-гре-бе-нии, Гос-подь при-шел, ко-гда тот уже 4 дня ле-жал во гро-бе. Все это пе-ре-жи-ва-ет-ся и яв-ля-ет-ся в бо-го-слу-же-нии. Упо-ми-на-ния об этом есть в бо-го-слу-жеб-ных текстах уже с пер-вых дней сед-ми-цы: «Вче-ра и днесь бо-лезнь Ла-за-ре-ва, сию бо Хри-сту яв-ля-ют срод-ни-цы…» - вче-ра и се-го-дня уже бо-ле-ет Ла-зарь, и Хри-стос об этом зна-ет, по-то-му что ему со-об-щи-ли род-ствен-ни-ки. Та-ким об-ра-зом, нас не про-сто ин-фор-ми-ру-ют, а во-вле-ка-ют в ход со-бы-тий. В сре-ду мы слы-шим: «Днесь изд-ше Ла-зарь», - се-го-дня умер Ла-зарь. И на-ко-нец: «Днесь Ла-зарь уме-рый по-гре-ба-ет-ся…» - вот уже по-ла-га-ет-ся во гроб. Та-ким об-ра-зом, про-сле-жи-ва-ют-ся все эта-пы, пред-ше-ству-ю-щее это-му ве-ли-ко-му чу-ду. А мы вме-сте с сест-ра-ми Ла-за-ря на-хо-дим-ся в ожи-да-нии Гос-по-да и недо-уме-ва-ем, по-че-му же Он не при-хо-дит. Эта сед-ми-ца ста-но-вит-ся пу-тем, ве-ду-щим к дню вос-кре-ше-ния Ла-за-ря.

Страст-ную сед-ми-цу и пред-ше-ству-ю-щие ей празд-ни-ки - Неде-лю ва-ий и суб-бо-ту Ла-за-ре-ву - нуж-но от-ли-чать от Ве-ли-ко-го по-ста. Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца - это вре-мя под-го-тов-ки, а Страст-ная - это уже не пост, а цель по-ста, то, к че-му мы го-то-ви-лись, и в чем мы долж-ны, под-го-то-вив-шись и по-тру-див-шись в ме-ру сво-их сил, участ-во-вать. В пя-ток ва-ий несколь-ко раз по-ет-ся та-кой текст: «Ду-ше-по-лез-ную со-вер-шив-ше че-ты-ре-де-сят-ни-цу…» т.е. уже окон-чив вре-мя св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, ко-то-рая долж-на бы-ла при-не-сти поль-зу ду-ше, «… и Свя-тую сед-ми-цу стра-сти Тво-ея про-сим ви-де-ти, Че-ло-ве-ко-люб-че». В пят-ни-цу на сед-ми-це ва-ий св. Че-ты-ре-де-сят-ни-ца кон-ча-ет-ся; мы уже сто-им в пред-две-рии Страст-ной сед-ми-цы.

В Ве-ли-ком По-сту 6 сед-миц, но суб-бо-ты и вос-кре-се-нья не яв-ля-ют-ся пост-ны-ми дня-ми - не в том смыс-ле, что от-ме-ня-ет-ся те-лес-ное воз-дер-жа-ние, а в том, что устро-е-ние бо-го-слу-же-ния со-всем дру-гое: в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье со-вер-ша-ет-ся пол-ная ли-тур-гия, со-вер-ша-ет-ся Та-ин-ство Ев-ха-ри-стии. Что ка-са-ет-ся еды, то в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье все-гда ослаб-ле-ние по-ста на елей, и та-ким об-ра-зом суб-бо-та и вос-кре-се-нье не вхо-дят в чис-ло дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Итак, 6 сед-миц и в каж-дой по 5 дней, все-го по-лу-ча-ет-ся 30 пост-ных дней, а ведь мы го-во-рим о св. Че-ты-ре-де-сят-ни-це. Здесь на-до ска-зать, что идея пред-пас-халь-но-го по-ста су-ще-ству-ет с древ-ней-ших вре-мен и яв-ля-ет-ся апо-столь-ским уста-нов-ле-ни-ем, од-на-ко ис-чис-ле-ние дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы пре-тер-пе-ло очень зна-чи-тель-ные из-ме-не-ния. Так, на Пра-во-слав-ном Во-сто-ке до IX ве-ка не бы-ло един-ства в опре-де-ле-нии пе-ри-о-да св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. По-нят-но, по-че-му Че-ты-ре-де-сят-ни-ца но-сит та-кое на-зва-ние - ведь свв. От-цы по-ста-но-ви-ли упо-до-бить свой пост по-сту Гос-по-да, Ко-то-рый 40 дней пре-бы-вал в пу-стыне, но вот устро-е-ние это-го по-ста ока-за-лось до-воль-но труд-ным. Пред-пас-халь-ный пе-ри-од мог со-сто-ять как из 7, так и из 8 сед-миц: от на-ча-ла По-ста до дня Пас-хи мог-ло быть как семь, так и во-семь недель. На-ша сыр-ная сед-ми-ца (как мы зна-ем, за-го-ве-нье на мя-со про-ис-хо-дит уже за неде-лю до по-ста) от-ме-че-на мно-ги-ми чер-та-ми ве-ли-ко-пост-но-го бо-го-слу-же-ния и яв-ля-ет-ся по-лу-пост-ной сед-ми-цей. Это и есть оста-ток то-го вось-ми-не-дель-но-го пред-пас-халь-но-го по-ста, ко-то-рый су-ще-ство-вал на Во-сто-ке. Про-дол-жи-тель-ность его ва-рьи-ро-ва-лась по-то-му, что по-сто-ян-но стре-ми-лись при-ве-сти чис-ло дней по-ста к 40 дням. Но осу-ще-ствить это в пол-ной ме-ре так и не уда-лось: несмот-ря на все по-пыт-ки при-ве-сти чис-ло пост-ных дней к 40, это уда-ет-ся лишь це-ной неко-то-рых на-тя-жек и вы-гля-дит несколь-ко на-ду-ман-но.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва по сво-е-му бо-го-слу-жеб-но-му устро-е-нию яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но осо-бен-ным, ни на что не по-хо-жим днем. На-ка-нуне в пят-ни-цу, как и во все пят-ни-цы Ве-ли-ко-го по-ста, со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. По-сколь-ку эта ли-тур-гия все-гда слу-жит-ся на ве-черне, на-чи-на-ет-ся ве-чер-ней, суб-бо-та Ла-за-ре-ва на-чи-на-ет-ся уже в пя-ток ве-че-ра. На при-хо-дах Пре-ждео-свя-щен-ную слу-жат в пят-ни-цу с утра, и это уже яв-ля-ет-ся на-ча-лом бо-го-слу-жеб-но-го дня Ла-за-ре-вой суб-бо-ты. С это-го дня от-ла-га-ет-ся бо-го-слу-же-ние по Ми-нее до по-не-дель-ни-ка Фо-ми-ной сед-ми-цы. Лег-ко по-нять, что это не яв-ля-ет-ся ка-ким-то фор-маль-ным уста-нов-ле-ни-ем, а в этом за-клю-че-но ука-за-ние на то, что ни-ка-кое про-слав-ле-ние свя-тых сей-час уже неумест-но - на-сту-пил та-кой пе-ри-од, ко-гда все со-сре-до-то-че-но на од-ном, по-это-му все бо-го-слу-же-ние в этот пе-ри-од осу-ществ-ля-ет-ся толь-ко по Три-о-ди. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ет празд-ник Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рый обя-за-тель-но празд-ну-ет-ся, на ка-кой бы день Страст-ной или Свет-лой сед-ми-цы он ни при-шел-ся в этом го-ду.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва и сле-ду-ю-щая за ней Неде-ля ва-ий до неко-то-рой сте-пе-ни яв-ля-ют-ся еди-ным празд-ни-ком: они име-ют об-щий тро-парь, по-свя-щен-ный со-бы-ти-ям этих двух дней. Кро-ме то-го, неко-то-рые ча-сти вос-крес-но-го бо-го-слу-же-ния, ко-то-рое невоз-мож-но со-вер-шать в Неде-лю ва-ий, т.к. это Гос-под-ский дву-на-де-ся-тый празд-ник, пе-ре-не-се-ны на суб-бо-ту.

Итак, утре-ня, со-вер-ша-е-мая в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву, со-дер-жит несколь-ко вос-крес-ных тек-стов - тех, ко-то-рые при обыч-ном по-ряд-ке бо-го-слу-же-ния по-ют-ся толь-ко в вос-крес-ный день и яв-ля-ют-ся непре-мен-ной ча-стью вос-крес-но-го все-нощ-но-го бде-ния. Так, по-сле 17 ка-физ-мы по-ют-ся зна-ко-мые вос-крес-ные тро-па-ри по Непо-роч-нех Ан-гель-ский со-бор уди-ви-ся . Но что еще бо-лее уди-ви-тель-но - в Ла-за-ре-ву суб-бо-ту по-ет-ся Вос-кре-се-ние Хри-сто-во ви-дев-ше - тот текст, ко-то-рый мы по-ем толь-ко по вос-крес-ным дням и в пе-ри-од празд-но-ва-ния Пас-хи. Суб-бо-та Ла-за-ре-ва - это день, ко-гда мы уве-ря-ем-ся во все-об-щем вос-кре-се-нии «преж-де стра-стей» Хри-сто-вых, и еще преж-де Его вос-ста-ния ви-дим Вос-кре-се-ние Хри-сто-во в вос-кре-ше-нии Ла-за-ря. По-сле пе-ния ка-но-на воз-гла-ша-ют-ся сти-хи «Свят Гос-подь Бог наш» - это текст вос-крес-ной служ-бы. Хва-лит-ные сти-хи-ры по-ют-ся на 8, как в неде-лю, а их Бо-го-ро-ди-чен «Пре-бла-го-сло-вен-на еси, Бо-го-ро-ди-це Де-во…» взят из вос-крес-ной служ-бы. За пред-пи-са-ни-я-ми Уста-ва сто-ит стрем-ле-ние явить нам со-дер-жа-ние со-бы-тия и его ис-тин-ный смысл. Служ-ба яв-ля-ет-ся по су-ти вос-крес-ной, и Ла-за-ре-ва суб-бо-та пред-вос-хи-ща-ет ра-дость Пас-хи. Бо-го-слу-жеб-ные тек-сты недву-смыс-лен-но сви-де-тель-ству-ют о вос-крес-ном ха-рак-те-ре бо-го-слу-же-ния это-го дня.

В ек-са-по-сти-ла-рии это-го дня, чи-та-е-мом на Сла-ву, и ныне зву-чат сло-ва ап. Пав-ла (), ко-то-рые мы ско-ро услы-шим в ли-ку-ю-щем Пас-халь-ном сло-ве Иоан-на Зла-то-уста: «Ла-за-рем тя Хри-стос уже раз-ру-ша-ет, смер-те, и где твоя, аде, по-бе-да? Вифа-нии плач ныне на те-бе про-став-ля-ет-ся; вси вет-ви по-бе-ды То-му при-не-сем». Этот текст яв-ля-ет нам един-ство Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Пас-хи, Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Неде-ли ва-ий.

На-по-ми-ная нам внеш-нюю кан-ву со-бы-тий, бо-го-слу-жеб-ные тек-сты вскры-ва-ют их глу-бин-ный бо-го-слов-ский смысл. Неко-то-рые оста-нав-ли-ва-ют-ся на сви-де-тель-стве о двух при-ро-дах Хри-ста - че-ло-ве-че-ской и Бо-же-ствен-ной. Так, си-нак-сарь пред-ва-ря-ет-ся та-ки-ми сти-ха-ми: «Ры-да-е-ши, Иису-се, сие смерт-на-го су-ще-ства; ожив-ля-е-ши дру-га Тво-е-го, сие бо-же-ствен-ныя кре-по-сти». То, что Ты, Гос-по-ди, опла-ки-ва-ешь Ла-за-ря, про-яв-ле-ние «смерт-но-го су-ще-ства», вос-кре-ше-ние дру-га - сви-де-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы.

В день Ла-за-ре-вой суб-бо-ты со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Иоан-на Зла-то-уста сво-им обыч-ным по-ряд-ком, но по-ет-ся не Три-свя-тое, а Ели-цы во Хри-ста кре-сти-сте-ся . По воз-гла-се Из-ряд-но о Пре-свя-тей… по-ет-ся за-до-стой-ник, хо-тя Ти-пи-кон о нем умал-чи-ва-ет.

Неде-ля Ва-ий, неде-ля цве-то-нос-ная, празд-ник Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим, а на Ру-си еще и Верб-ное вос-кре-се-нье - так на-зы-ва-ет-ся сле-ду-ю-щий день. В этот день не по-ем вос-крес-ных пес-но-пе-ний, не празд-ну-ем Вос-кре-се-ние Хри-сто-во, и на-до ска-зать, что та-кое по-стро-е-ние бо-го-слу-же-ния под-чи-ня-ет-ся об-щим пра-ви-лам: ес-ли дву-на-де-ся-тый Гос-под-ский празд-ник по-па-да-ет на вос-кре-се-нье, «вос-кре-се-но ни-что-же по-ем», т.е. вос-кре-се-нье не празд-ну-ет-ся, а толь-ко Гос-под-ский празд-ник. В ка-ком-то смыс-ле мож-но ска-зать, что вос-кре-се-нье пе-ре-не-се-но на суб-бо-ту Ла-за-ре-ву. Тро-парь празд-ни-ка об-щий с Ла-за-ре-вой суб-бо-той, од-на-ко, есть и вто-рой тро-парь Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим; это един-ствен-ный Гос-под-ский празд-ник, име-ю-щий два тро-па-ря. Этот вто-рой тро-парь по-ка-зы-ва-ет нам осо-бен-ную чер-ту это-го со-бы-тия, зву-чит он так:

«Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш, без-смерт-ныя жиз-ни спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, и вос-пе-ва-ю-ще зо-вем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во Имя Гос-подне».

Здесь го-во-рит-ся от ли-ца всех, кто со-брал-ся в хра-ме: «Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш», - вот мы кре-сти-лись и кре-ще-ни-ем сво-им мы Те-бе спо-греб-лись, мы умер-ли вме-сте с То-бой, Гос-по-ди, и бес-смерт-ной жиз-ни «спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им». Очень ин-те-рес-но, что здесь го-во-рит-ся не о празд-ну-е-мом со-бы-тии, а о та-ин-ствен-ном смыс-ле хри-сти-ан-ской жиз-ни. С этой же те-мой в Неде-лю ва-ий свя-за-на од-на сти-хи-ра; она по-вто-ря-ет-ся за служ-бу 7 раз, с уди-ви-тель-ным по-сто-ян-ством:

«Днесь бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха нас собра, и вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем: бла-го-сло-вен Гря-дый во Имя Гос-подне, осан-на в выш-них».

По-вто-ря-ет-ся этот текст, ко-неч-но, не по-то-му, что на про-тя-же-нии столь-ких ве-ков не на-шлось че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чи-нил еще шесть сти-хир, чтобы вос-пол-нить бо-го-слу-же-ние, а по-то-му что текст этой сти-хи-ры очень ва-жен. Зна-е-те, как ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ют ре-бен-ка: я же те-бе го-во-рил, и вче-ра го-во-рил, и се-го-дня опять го-во-рю; по-вто-ря-ет-ся то, что важ-но. На Гос-по-ди, воз-звах эта сти-хи-ра зву-чит под-ряд два ра-за, в этом же цик-ле она зву-чит на Сла-ву и на И ныне , на сти-ховне она по-ет-ся два ра-за и на утре-ни по 50 псал-ме. На-вер-но, имен-но на этот текст и сле-ду-ет об-ра-тить осо-бое вни-ма-ние. Здесь го-во-рит-ся о том, что Гос-подь со-брал нас в Церк-ви и объ-еди-нил бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха. А даль-ше та-ин-ствен-ные сло-ва: «И вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем». Обыч-но ведь го-во-рят о несе-нии сво-е-го Кре-ста, а как нам взять Крест Хри-стов? Долж-но быть, здесь го-во-рит-ся о го-ря-чем сер-деч-ном стрем-ле-нии все раз-де-лить с Гос-по-дом. Здесь го-во-рит-ся, что мы встре-ча-ем Его всем су-ще-ством: Гос-подь гря-дет на воль-ную страсть, и мы идем вме-сте с Ним, Этот текст очень лич-ный, он от-но-сит-ся лич-но к каж-до-му и в то же вре-мя объ-еди-ня-ет всех, ко-го «бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха собра».

Служ-ба Неде-ли ва-ий - бден-ная, на ве-ли-кой ве-черне па-ри-мии и ли-тия, на утре-ни - по-ли-е-лей и празд-нич-ное окон-ча-ние, это по-ря-док обыч-но-го бде-ния. Неде-ля ва-ий при-ме-ча-тель-на так-же тем, что в этот день мы несем в храм рас-пус-ка-ю-щи-е-ся вет-ки вер-бы. В Ти-пи-коне не упо-ми-на-ют-ся ни ел-ки на Рож-де-ство, ни бе-рез-ки на Тро-и-цу, а вот в Неде-лю ва-ий по-ла-га-ет-ся освя-ще-ние ва-ий, и в очень важ-ном ме-сте служ-бы - по-сле Еван-ге-лия, по 50 псал-ме. Во вре-мя чте-ния 50 псал-ма со-вер-ша-ет-ся каж-де-ние огром-но-го пуч-ка ве-ток, ко-то-рые за-тем долж-ны раз-да-вать-ся бра-тии, но пе-ред этим про-из-но-сит-ся спе-ци-аль-ная мо-лит-ва на освя-ще-ние ва-ий и они окроп-ля-ют-ся свя-той во-дой (в Ти-пи-коне об окроп-ле-нии не го-во-рит-ся). И ко-гда бра-тия под-хо-дит це-ло-вать Еван-ге-лие, игу-мен каж-до-му да-ет эти вет-ки. Ко-неч-но, это долж-ны быть вет-ки фини-ко-вой паль-мы, но у нас паль-мы не рас-тут. В это вре-мя на Ру-си обыч-но толь-ко-толь-ко за-цве-та-ет вер-ба, по-это-му у нас это вос-кре-се-нье и по-лу-чи-лось Верб-ным. До-стой-но вни-ма-ния, что освя-ще-ние этих ве-то-чек со-вер-ша-ет-ся не пе-ред служ-бой и не по-сле служ-бы (где-то там, на за-двор-ках, ко-гда все уже рас-хо-дят-ся), оно со-вер-ша-ет-ся в са-мом цен-тре служ-бы, в са-мом ее серд-це. И игу-мен раз-да-ет бра-тии эти ве-точ-ки, чтобы сей-час, во вре-мя чте-ния ка-но-на каж-дый ося-зал их так, как ося-зал их на-род, от-ро-ки, встре-чав-шие Хри-ста. Этот мо-мент сви-де-тель-ству-ет от-нюдь не о «те-ат-раль-ной пыш-но-сти» бо-го-слу-же-ния, а о том, что празд-ник дол-жен вой-ти во все на-ше су-ще-ство - через зре-ние, слух, обо-ня-ние (ко-гда мы чув-ству-ем бла-го-уха-ние ка-диль-но-го ды-ма) и да-же ося-за-ние. Все на-ши те-лес-ные чув-ства, от-кры-тые для вос-при-я-тия этой выс-шей, ду-хов-ной ре-аль-но-сти, по-мо-га-ют нам при-бли-зить-ся к ней.

По де-вя-той пес-ни ка-но-на нет све-тиль-на. «Све-тиль-на не гла-го-лем, но абие: Свят Гос-подь Бог наш», - го-во-рит-ся в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах.

Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия в этот день со-вер-ша-ет-ся по чи-ну Иоан-на Зла-то-уста, на ней по-ют-ся празд-нич-ные ан-ти-фо-ны и воз-гла-ша-ет-ся вход-ный стих. Осо-бен-ность ее так-же в том, что по-ет-ся за-до-стой-ник, про-из-но-сит-ся празд-нич-ный от-пуст.

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи,
в 6-е воскресенье Великого Поста.

В се четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них:
«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют
:
«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления празднования:
Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника - Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле - царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника: На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами - Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие - ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим - это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь - вход в Новый Иерусалим.

Вербное воскресенье. В 2012 году этот ключевой праздник постного календаря попадает на 8 апреля. Что это за день? Какие события мы вспоминаем? В очередной раз "Нескучный сад" попытался разобраться в этом вопросе.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…


Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс - это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка

Торжество и печаль Вербного воскресенья

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.


Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Вербное воскресение - история праздника

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.


Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века

Вербное воскресенье и аскетика

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. В.Г. Шварц, 1865 год


Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска


Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров


Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона