«наука есть ясное познание истины, просвещение разума…» - институт игумо и ит. «Наука есть ясное познание истины…. «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума…

Эта мысль, озвученная еще до нашей эры римским государственным деятелем, оратором и писателем Цицероном, нашла отклик не только у великого М.В. Ломоносова. 3 сентября 2012 г. сразу после того, как отзвучали парадные речи, в кабинете ректора ИГУМО, д.ю.н., профессора М.В. Волынкиной собрался ученый ареопаг: проректор по учебной работе института - д.т.н., профессор К.А. Магомедов, проректор по научной работе и международным проектам - д.ф.н., профессор Г.Н. Гумовская, главный научный сотрудник ИГУМО - заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор Ю.М. Антонян. Темой обсуждения стали научные исследования в институте, перспективы развития научных школ ИГУМО.

Почти традиционно в ходе разговора возникла рабочая научная дискуссия: чем фундаментальная наука отличается от прикладной? И можно ли в высших учебных заведениях, ориентированных в основном на гуманитарные дисциплины, вести фундаментальные научные исследования? Точка зрения профессора Ю.М. Антоняна была категоричной: многие гуманитарные исследования можно и нужно относить к фундаментальным, нельзя рассматривать фундаментальную науку только в аспекте исключительно глобальных исследований, осуществляемых на основе эмпирических данных. Профессор Г. Н. Гумовская также считает, что фундаментальная наука является базовой, с опорой на которую ученые создают новые теории. Отсутствие четких формул не должно исключать гуманитариев из числа ученых-фундаменталистов.

Извечный спор «физиков» и «лириков», который совершенно не умаляет достоинств ни той, ни другой стороны, проходил в деловой и в то же время непринужденной обстановке. И важно отметить, что обозначенная дискуссия может продолжаться бесконечно, ведь полет научной мысли прервать невозможно.

Главным итогом встречи ученых мужей стало решение провести 27 ноября 2012 г. итоговую научно-практическую конференцию, обязав всех докторов наук, состоящих в штате института, а также заведующих кафедрами выступить с научными докладами по темам своих исследований, проводимых в 2012 г. Предварительно им предстоит оформить свои выступления на итоговой конференции в формате научных статей и представить их для публикации в сборнике научных трудов ИГУМО 2012 г. (до 20 ноября).

Ученый секретарь ИГУМО профессор М.И. Могачев подведет итоги данной работы в подробном отчете о публикациях результатов научных исследований, проводимых учеными ИГУМО (статьях в зарубежных и национальных профессиональных изданиях, в журналах, рекомендуемых ВАК; а также о монографиях, учебниках и учебных пособиях).

Подобные научные встречи с подведением итогов в масштабах института проходят в ИГУМО один раз в 5 лет - накануне очередной государственной аккредитации. Они позволяют создать полную картину научной работы в вузе, оценить достижения, определить ориентиры на будущее.

Предстоящая конференция, в ходе которой будут заслушаны доклады обо всех исследованиях, проводимых научным корпусом ИГУМО, позволит выявить направления, перспективные в плане номинирования на гранты: их присуждение стало хорошей традицией института.

05.09.2012
Просмотров: 1506

Наука является самой лучшей, прочной, самой светлой опорой в жизни, каковы бы ни были ее превратности.
К.А.Тимирязев

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье.
М.В.Ломоносов - 1748 г.

Наука есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания.
Л.Н.Толстой

Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания.
Мария Склодовская-Кюри

Научный гений оставляет на человечестве намного более глубокий след, чем государственный деятель или полководец.
Пол Джонсон

Кто в 1820 году обратил внимание на сообщение Эрстеда, что стрелка компаса резко отклоняется к проволоке, по которой пропущен ток? Людей тогда волновала судьба Наполеона, доживавшего последние дни на острове Святой Елены, убийство герцога Беррийского. А стрелка компаса – этакая, прости, господи, чепуха. Но от неё вздрогнула История, началась новая промышленная эра, электричество вошло в жизнь и изменило её, изменился мир, изменились мы сами.
Владимир Тендряков. – 1987 г.

Ученый важнее царя Израиля, потому что если ученый умрёт, некому будет заменить его, а если умрет царь, то весь Израиль может его заменить.
Талмуд (Горайот, 13а)

Sine doctrina vita est quasi mortis - Без науки жизнь подобна смерти (лат).

Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни.
Л.Н.Толстой

Где высоко стоит наука, стоит высоко человек.
А.И.Полежаев

Но будет время- лишь бы оно скорее пришло - когда во всех и каждого проникнет убеждение, что в России всё есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука.
В.Ф.Одоевский

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.
Луи Пастер

Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их.
Микеланджело Буонарроти

Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превратится в колонию.
Фредерик Жолио-Кюри

В клетке бюрократизма наука не может двигаться вперед.
Карл Либкнехт

Страшное проявление нашей отсталости – бюрократизм вообще, и в науке, в частности.
В.Л.Гинзбург. – 1988 г.

По мнению одного из руководителей видной американской компании, компетентность лиц, ответственных за научно-исследовательские работы, быстро падает по мере подъема по ступенькам иерархической лестницы вплоть до её высшего звена – совета вице-президентов компании, который ухитряется ошибаться во всех случаях.
А.А.Силин. – 1983 г.

У науки имеется собственная специфическая логика развития, которую весьма важно учитывать. Наука всегда должна работать в запас, впрок и только при этом условии она будет находиться в естественных для неё условиях.
С.И.Вавилов

Новое всегда появляется из подполья настоящего.
В.В.Налимов

Судьба новой истины такова: в начале своего существования она всегда кажется ересью.
Томас Генри Гексли

Многие великие истины поначалу были кощунством.
Бернард Шоу

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов.
Жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы ученого определятся временем.
В.И.Вернадский

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением, оттого что большинство разделяет его.
Л.Н. Толстой

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как никто не думал.
Альберт Сент-Дьерди

Открытие - всегда разрушение сложившегося представления.
А.Плутник

Всякая доктрина проходит три этапа: сначала её атакуют, объявляя абсурдной, потом допускают, что она, очевидно, справедлива. Признают, наконец, её истинную важность, и тогда её противники оспаривают честь её открытия.
У.Джеймс

Но прогресс науки таков, что вызывающее заметный скепсис спустя полтора десятка лет уже кажется банальной истиной
Н.В.Лазарев

Кроме прочего, научные достижения, в отличие от художественных, неотвратимо стареют. Даже величайшие открытия со временем бледнеют, растворяясь в последующих теориях и экспериментах. Иначе прогресс науки был бы невозможен.
Г.Горелик. - 1989 г.

Наука двигается вперед, постоянно перечеркивая себя.
Иоганн Вольфганг Гёте

Мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его. Только из такой последовательно разрушаемой работы и создаётся прогресс.
И.В.Мичурин

Истина - орудие познания, и придавать временной истине значение «вечной» - значит превращать орудие познания в оковы критической творческой мысли.
Максим Горький

Принимая догму, наука совершает самоубийство.
Томас Генри Гексли

В науке нет откровения, нет постоянных догматов, всё в ней, напротив того, движется и совершенствуется.
А.И.Герцен

Вы не думайте, дорогой Иван Ильич, чтобы, писавши это, я восторгался своей работой.
Наоборот, я вижу, что эти мои теоретические выводы временны и должны скоро уйти, как ушло многое из более важного. Но странно, что это временное влияние совершилось так поздно: их скоро придется заменить другими построениями, которые дадут другие. Но миновать их как будто было нельзя.
В.И.Вернадский (из письма к И.И.Петрункевичу, Париж) - 1924 г.

Наука не умеет одного - останавливаться на достигнутом.
Владимир Покровский

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый новый успех приносит новые вопросы.
Альберт Эйнштейн

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.
М В.Ломоносов

В начале всяческой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом - незнание. Надо сказать, что существует незнание, полное силы и благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию, незнание для постижения которого надо ничуть не меньше знания, чем для права называться знающим.
Мишель де Монтень

Ты знаешь, почему я многое прощаю умным людям – кроме подлости, конечно, - это потому, что они многого не знают и никогда этого не скрывают. А дурак – ты заметил это? – всегда все знает. Всегда и все…
А.Т.Твардовский

Несчастны те люди, которым всё ясно.
Луи Пастер

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Оноре де Бальзак

Наука всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Джордж Бернард Шоу

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно.
Пьер Симон Лаплас

Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая.
Нильс Бор

Под каждой бездной глубже бездна есть.
Эмерсоп

Познание тайны есть углубление подлинной тайны.
Николай Бердяев

В книге науки никогда не бывает последней страницы.
Ф.Видаль

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.
Пьер Буаст

Разум не должен останавливаться там, где останавливается глаз, ибо дух видит гораздо дальше, чем тело.
Н.Мальбранш

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, что бы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Джордано Бруно

Но для проницательного ума этих слабых следов достаточно, и уже по ним с достоверностью можешь узнать остальное.
Тит Лукреций Кар

По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену.
Артур Конан Дойль

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения.
В.И.Вернадский

Научные мысли всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей.
Карл Маркс

Тебя может съесть не тот медведь, которого ты видишь.
Эскимосская пословица

Близорукая очевидность застилает от людей сплошь и рядом подлинный смысл и правду событий, их перспективы, красоту и значение.
А.А.Ухтомский. - 18 июля 1929 г.

Трудно познать все на свете так, как оно есть. Потому что на свете то, что кажется правильным, оказывается неправильным, а то, что кажется неправильным, оказывается правильным. Неразумные люди не могут понять этого мира.
Учение Будды

Все, то, что видим мы, видимость только одна.
Далеко от поверхности моря до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Омар Хайям

Все это оболочка, самое главное то, что не видишь глазами.
Антуан де Сент-Экзюпери

Глаз ушибается о скорлупу природы,
Ища к заветной сердцевине хода.
Постигнув мир во всей его красе,
Не зрит пружин, что тайно движут всем.
Альбрехт фон Галлер

В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле.
Антуан де Сент-Экзюпери

Логика предполагает неожиданное.
Осип Мандельштам

Логика - одно из могучих средств мысли, но далеко не единственное. Есть еще воображение, дающее возможность охватывать сложность конкретных явлений.
В.Г.Короленко

Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете. Строго говоря, воображение – это реальный фактор в научном исследовании.
Альберт Эйнштейн

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго – только умение.
Дж.Бернал

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Михаил Фарадей

Резерфорд первый нашел, что физические явления, связанные с радиоактивностью, сразу же объясняются, если предположить, что радиоактивность является процессом распада материи. Для того, чтобы это увидеть, от Резерфорда не требовалось глубокой эрудиции, но, главное, нужно было воображение, прозорливость и смелость. На таких начальных этапах развития науки точность и пунктуальность, присущая профессиональным ученым, может скорее мешать выдвижению такого рода смелых предположений.
П.Л.Капица. – 1956 г.

Как много мы знаем и как мало понимаем.
Альберт Эйнштейн

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего не знает так, как должно быть.
Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла. Гл. 8:2

Орлы, которые поднимаются так высоко, находятся не ближе к солнцу, чем пресмыкающиеся, столь они далеки от него. Так же и ученые, и невежды далеки от первых причин.
Клод Адриан Гельвеций

Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Книга Екклесиаста, или Проповедника. Гл. 8: 17

Из самых верных посылок люди часто выводят самые ложные заключения.
Анатоль Франс

До какой степени люди, считающие себя мудрецами, не понимают, сколь зыбки их рассуждения, и всё потому, что они исходят из понятий совершенно неясных, если оценивать их по математическим меркам.
Альфред Реньи. - 1967 г.

При открытии университета мы совсем упустили кафедру математики.
О’Генри

Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.
Карл Маркс

Измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо.
Галилео Галилей

Но здесь необходимо постоянно иметь в виду следующее обстоятельство: когда конкретный вопрос приводится к вопросу математическому, то всегда приходится делать ряд допущений, ибо математика вместе с механикой оперируют над объектами идеальными, лишь более или менее близкими к объектам реальным… Ясно, что, сколько бы ни было точно математическое решение, оно не может быть точнее тех приближенных предпосылок, на коих оно основано. Об этом часто забывают, делают вначале какое-нибудь грубое приближенное предположение или допущение, часто даже не оговорив таковое, а затем придают полученной формуле гораздо большее доверие, чем она заслуживает, и это потому что её вывод сложный.
А.Н.Крылов. - 1938 г.

Garbagе in – garbage out. – Мусор на входе – мусор на выходе (англ).

Математика, подобно жернову, перемалывает то, что в него засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок.
Томас Генри Гексли

Для новой истины нет ничего вреднее старого заблуждения.
Иоганн Вольфганг Гёте

Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем.
Жорж Бюффон

Девиз науки – терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма, преклонения перед авторитетом.
Л.С.Берг

Один человек солгал, а сто человек выдают эту ложь за истину.
Китайская пословица

Одна собака залает впустую - остальные подхватят всерьез.
Японская пословица

Каждый человек может и должен пользоваться всем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен проверять данные, выработанные всем человечеством.
Л.Н.Толстой

Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
В.Г.Белинский

В 1643 году врач Канбьер выступил против анатома Вирзунга, открывшего за год до этого проток поджелудочной железы. Последний публично доказал, что прав все-таки он. Тогда Канбьер только за это убил его прямым выстрелом из ружья.
Лев Этинген. - 1982 г.

Никогда не считай себя правым больше других. Уважай чужие, даже враждебные тебе мнения.
А.И.Солженицын

Все честные и настоящие ученые не считают позором менять своё мнение, если правдоподобность и явное доказательство этого требуют.
Уильям Гарвей

Интеллигентность - это совестливость, это прежде всего понятие нравственное, терпимое отношение к чужим мнениям.
О.В.Волков

Уж лучше беспокойство в сомнении, чем успокоенность в заблуждении.
Алессандро Мандзони

Убеждение – это не начало, а конец всякого познания.
Иоганн Вольфганг Гёте

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
Л.Н.Толстой

Вам кажется, что я взираю на труд моей жизни со спокойным удовлетворением. Вблизи все это выглядит иначе. Нет ни одного понятия, в устойчивости которого я был бы убежден. Я не уверен вообще, что нахожусь на правильном пути.
Альберт Эйнштейн. – 1949 г.

В науке необходимо одновременно верить и сомневаться.
Людвиг Гиршфельд

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М.В.Ломоносов

Слова и иллюзии гибнут, факты остаются.
Д.И.Писарев

Все научные явления воспроизводимы, их при известных условиях можно повторить.
Иммануил Кант

Prjvando e riprovando (Путем доказательств и еще раз путем доказательств).
Данте Алигьери

«Доказательство» - само по себе слово очень туманное, оно полностью не правомерно: ничто не может быть доказано до конца. Настоящие ученые знают, что в любой области, особенно в точных науках, в конце концов все идет к аксиоматике: где начинается аксиома, которая не доказывается, а на ней строятся уже целые системы.
Отец Александр Мень

Я не сомневаюсь, что человек, обладающий, как философ, великой способностью проникать в тайны природы и угадывающий при помощи гипотез способ её проявления, сумеет ради своего собственного интереса отличить способ познания, состоящий из теорий и гипотез, от самого знания, включающего в себя факты и законы.
Майкл Фарадей

Мы ценим факты, потому что они непреходящи и образуют почву для идей, но истинное свое значение факт получает только через идею, которая из него может быть развита.
Юстус Либих

Алексей Максимович Горький произнес однажды слова, которые мне лично сильно помогли и помогают в моей работе
- Факт, сказал он, - дурак. Важна логика факта.
Борис Камов. – 2011 г.

С полным устранением гипотезы, то есть направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов.
К.А.Тимирязев

Из всех гипотез выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах.
Джеймс Клерк Максвелл

Созерцание без мышления утомляет. Когда у меня нет все новых и новых идей для обработки, я точно больной.
Иоганн Вольфганг Гете

Знанию предшествует предположение.
Александр Фридрих Вильгельм фон Гумбольд

Философы полагают, что некоторые факты рождают идеи, и в некотором смысле это верно. Но я нахожу в истории естествознания следующее: для того, чтобы понимать факты, необходимо иметь в голове определенные идеи и что глазами можно не увидеть того, что увидит разум.
Юстус Либих.. - 29 июня 1865 г.

Всякий, кто удаляется от идей, в конце концов остается при одних ощущениях.
Иоганн Вольфганг Гёте

Факты, полученные нами, должны быть верными; для гипотез, если они плодотворны, это необязательно, а будучи полностью подтвержденной теория лишается оплодотворяющей силы. Она вызывает к жизни опыты, дающие новые факты, только до тех пор, пока мы сомневаемся в её справедливости.
Ганс Селье

Великие идеи нужно сразу же разрабатывать, не дожидаясь их добросовестной проверки по явлениям природы.
Альберт Эйнштейн

Ничто не удаётся без предвзятой идеи. Надо только настолько обладать благоразумием, чтобы не делать из неё выводов, не подтвержденных опытом. Предвзятые идеи, подвергнутые строгому контролю опыта, представляют собой оживляющее пламя наблюдательных наук.
Луи Пастер

Ньютон требовал считать правильным всякое утверждение, полученное из опыта с помощью индукции, то есть путем умозаключения от отдельных фактов и положений к общим выводам, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления; которые ограничивают данное утверждение или противоречат ему.
В.С.Виргинский

Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята.
Клод Бернар

У факта больше власти, чем у лондонского лорд-мэра.
Английская пословица

Исключения не всегда подтверждают старые правила. Они могут быть предвестниками нового порядка.
Мария фон Эбнер-Эшенбах

Движение вперед нашего познания природы происходит тогда, когда между теорией и опытом возникают противоречия. Эти противоречия дают ключ к более широкому пониманию природы, они заставляют нас развивать нашу теорию. Чем крупнее эти противоречия, тем фундаментальнее перестройка тех законов, которыми мы объясняем процессы, происходящие в природе и на основании которых мы используем природу для нашего культурного развития.
П.Л.Капица. – 1966 г.

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Интересны не столько сами законы, сколько отклонения от них.
П.Л.Капица

Если я сталкивался с новым наблюдением или мыслью, которая противоречила моим общим выводам, я обязательно делал короткую запись о них, ибо, как я убедился на опыте, такого рода факты или мысли обычно ускользают из памяти гораздо скорее, чем благоприятные для тебя.
Чарльз Дарвин

Факты, не объяснимые существующими теориями, наиболее дороги для науки, от их разработки следует по преимуществу ожидать её развития в ближайшем будущем.
А.М.Бутлеров

Развитие науки возможно при условии непрестанного внимания к новым фактам, к новым неизведанным на прежнем этапе знаниям, закономерностям.
В.В.Парин

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука.
Жак Ив Кусто

Не важно, что ты ищешь, а важно, что находишь.
Блез Паскаль

В жизни, как и в науке, всякая почти цель достигается окольными путями, и прямая дорога к ней делается ясною для ума лишь тогда, когда цель достигнута.
И.М.Сеченов. – 1866 г.

Случайные открытия делают только подготовленные умы.
Блез Паскаль

Основной чертой каждой возникшей в науке новой идеи является то, что она связывает определенным образом два различных вида явлений.
Макс Планк

Нефтяные пятна собирает магнит
Однажды Давид Гуревич спросил у Шломо Бама: «Слушай, у меня тут получился порошок из всяких отходов, который в воде не тонет и ею не смачивается, зато притягивается магнитом». Нефтехимик Шломо Бам порекомендовал в ответ: «Попробуй, будет ли он смачиваться нефтью». Попробовали – смачивается.
Роман Ефимов (Информационный журнал «Первые шаги». – 2002.- № 16)

С другой стороны, еще в XIII веке Роджер Бэкон заметил, что все науки изучают одно и то же. Мы исследуем закономерности, существующие в одном и том же материальном мире. Они не только сосуществуют, а необычайно взаимосвязаны (учение о всеобщей связи явлений в природе и обществе). А отсюда даже просто как логически неизбежное следствие вытекает заключение, к которому часто эмпирически приходят все изучающие закономерности развития науки. Новое в той или иной сфере науки очень часто рождается из идей и фактов, сделавшихся уже прочно установленными в других областях.
Н.В.Лазарев, Р.О.Амиров. - 1968

Наука - это организованное знание.
Герберт Спенсер

Наука заключается не только в установлении единичных фактов, но также и в правильной группировке, во вскрытии их связи и, тем самым, в их объяснении.
Карл Шорлеммер. – 1889 г.

Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения.
Чарлз Роберт Дарвин

Знание некоторых принципов полностью возмещает незнание некоторых фактов.
Л.Н.Толстой

Любая отрасль науки не может называться наукой, пока она остается лишь набором не связанных между собой фактов. Только когда сформулированы и экспериментально проверены общие законы, можно сказать, что совершился переход от простого описания к науке.
Э.Корниш-Боуден

Без веры, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки.
Норберт Виннер

Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве. Моё религиозное чувство – это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму.
Альберт Эйнштейн

В науке мы неизменно наблюдаем, что чем фундаментальнее открытая закономерность, тем короче ее можно сформулировать. Так, например, для формулировки основного закона механики для равновесия инерционных сил с обычными Ньютону понадобилось четыре буквы. Для описания квантовой закономерности фотоэффекта Эйнштейну нужны были только три буквы.
П.Л.Капица. – 1979.

Ведь чем крупнее достижения ученого, тем короче и точнее можно их описать.
П.Л.Капица

Надо так уметь посмотреть на самое сложное явление, чтобы сразу найти лежащую в его основе простоту. Талант находить простейшее в самом сложном - вот что необходимо настоящему ученому.
Митчел Уилсон

Упрощайте сложное и вы получите самый существенный результат.
Генри Бокль

Все должно быть представлено так просто, как возможно, но не проще.
Альберт Эйнштейн

Не все сложное - ложное.
Не все простое - пустое.
Николай Глазков

Натура тем паче удивительна, что в простоте своей многохитростна и от малого числа причин произносит неисчислимые образы свойств, перемен и явлений.
М.В.Ломоносов. – 1756 г.

Когда имеешь дело с трансцендентальными вопросами, будь трансцендентально ясен.
Рене Декарт

Наука должна быть веселой, увлекательной и простой. Таковыми должны быть и ученые.
П.Л.Капица

Истина - это то, что упрощает мир, а не то, что создает хаос, это язык, выделяющий из многообразия общее.
Антуан де Сент-Экзюпери

У истины простая речь.
Григорий Сковорода

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.
Старец Амвросий

Природа весьма проста; то, что этому противоречит, должно быть отвергнуто.
М.В.Ломоносов. – 1752 г.

Благословен господь, кто содеял всё нужное несложным, а всё сложное ненужным.
Григорий Сковорода

Чем более вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.
А.Н.Радищев

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнешь отчетливо и ясно прозревать в них истину.
Рене Декарт

Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон
Из этого простого наблюденья.
Джорж Байрон

Цель научного мышления - видеть общее в частном и вечное в преходящем.
Альфред Норт Уатхейд

Увидеть мир в одной песчинке To see a World in a Grain of Sand
И космос весь в одной травинке, And a Heaven in a Wild Flower,
Вместить в ладони бесконечность Hold Infinity in the palm of your hand
И в миге мимолетном вечность And Eternity in an hour
Уильям Блейк. – 1794 г.

Величайшие истины - самые простые.
Л.Н.Толстой

Истина бывает настолько проста, что в неё не верят.
Фанни Левальд

Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы вечно искать истину.
Анатоль Франс

Истина есть духовное завоевание. Истина познается в свободе и через свободу.
Николай Бердяев

Может быть истина вне науки, но наука вне истины не существует.
Б.П.Хашдеу

От гения мы требуем прежде всего любви к истине.
Иоганн Вольфганг Гёте

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной деятельностью ученого.
Людвиг Фейербах

Ученый во всем должен быть честен. Малейшее отклонение от этого качества является тягчайшим преступлением.
К.И.Скрябин

Только в бодром горячем порыве,
в страстной любви к своей стране,
смелости и энергии родится победа…

М.В.Ломоносов

История человечества знает много примеров разносторонне одарённых людей. Крупнейший итальянский художник Леонардо да Винчи одновременно был талантливым учёным. Александр Порфирьевич Бородин был одновременно медиком, выдающимся химиком и замечательным музыкантом. И хотя число примеров талантливых людей можно было бы значительно увеличить, мы не нашли бы среди них человека, столь разносторонне одарённого природой, как великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Так сложились традиции колледжа, что малые Ломоносовские чтения – это первое мероприятие в учебном году, где студенты представляют свой учебно-исследовательский опыт. 21 ноября 2017 года в колледже состоялось это мероприятие!

Работа проходила в двух секциях. Секция 1 объединила обучающихся, которые представили исследования в области истории области и колледжа, краеведения. Во второй секции были исследовательские работы общего гуманитарного направления.

В первой секции студенты представили исследовательские работы о развитии гастрономического туризма в Архангельской области, об Устьянском районе, о Евгении Ивановиче Овсянкине, о достижениях нашей области в освоении алмазов.

Темы исследований участников второй были актуальными, интересными и очень разнообразными. Рассматривались самые разные темы: от цветочных мотивов в интерьере и скетчинга в подготовке дизайнеров до деятельности М.В.Ломоносова в Марбурге и особенностях музыкального образования в Великобритании.

Особенно важно, что все участники старались подойти к выступлению очень ответственно, а ведь для некоторых это был первый опыт научного выступления. Подробно формулировался методологический аппарат, кратко раскрывалась теоретическая часть исследования, но заострялось внимание именно на практической части, что, безусловно, важно для будущей профессиональной деятельности. В конце подводились итоги, делались выводы. К слову, аудитория активно участвовала в работе секции, и в конце выступления всех участников ждали вопросы. Члены жюри отметили, что с каждым годом исследовательские работы учащихся становятся более глубокими по содержанию, составляют конкуренцию друг другу. В заключении члены жюри дали такие рекомендации: работать над «живой» свободной речью во время выступления, следить за научным стилем изложения материала.

По итогам работы малых Ломоносовских чтений определились победители и призеры:

Мигунова Ольга, гр.21(9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: «Цветовая и звуковая символика в стихотворении С.А.Есенина». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Савелов Сергей, группа 30, специальность «Туризм». Тема: Развитие социально-патриотического туризма на примере «Верхнетоемского туристического комплекса». Научный руководитель – Семенова Лариса Ивановна, преподаватель.

Домашняя Екатерина, гр. 27(9), специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Тема: Стоит ли учиться на документоведа!?. Научный руководитель - Опехтина Ирина Игоревна, преподаватель.

Бондарева Диана, группа 11 (9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: Смысл заглавий рассказов-миниатюр сборника Ф.А. Абрамова «Трава-мурава». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Федорова Анастасия, гр. 33, специальность «Музыкальное образование». Тема: Интеграция музыкального образования и экологического воспитания детей. Научные руководители - Тихомирова Наталья Николаевна, преподаватель; Кудрявцева Нэлли Аркадьевна, преподаватель.

Потапов Артем, группа 22ф(9), специальность «Педагогика дополнительного образования». Тема: Спорт в жизни великих людей. Научный руководитель – Овсянкина Марина Александровна, преподаватель.

Благодарим за плодотворную работу и желаем успехов в исследования!

Ю.А.Спехина, руководитель по инновационному и методическому развитию,

Кузнецова Е.В., преподаватель

Уже не в первый раз лицей №1575 собирает на своей площадке лучшие умы района и города, молодых, энергичных, целеустремленных ученых и изобретателей, представителей научного сообщества, преподавателей и студентов, молодых инноваторов, представителей бизнеса и власти, с каждым годом увеличивается количество школьников, заинтересованных в продвижении своих проектов в научной и инновационной сферах. Гостям праздника была представлена выставка «Молодежь - науке», демонстрирующая проектные разработки школьников и студентов колледжей, особое внимание привлекли проекты учащихся лицея, основанные на применении нанотехнологий, дающих возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах («Магнитная жидкость», «Получение наночастиц серебра методом зеленой химии», «Фильтр для очистки воды на наномембране»). Посетителей выставки заинтересовал опыт проведения Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», представленный гимназией №1409. Проект-номинант Сколкова «Создание чип-программ для использования в социальной сфере», медиапроекты в различных предметных областях наглядно продемонстрировали широту интересов школьников и серьезность научного подхода к выполнению работ.
Почетными гостями «Праздника науки» стали руководитель внутригородского муниципального образования Аэропорт С.Буткова, начальник управления программ развития и аналитической деятельности МГПУ О.Заславская, проректор по научной работе МАДИ А.Иванов, ведущий научный сотрудник Центра педагогического мастерства П.Семенов, доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана О.Белова, декан факультета довузовской подготовки МАДИ А.Соловьев, профессор МАДИ Н.Баурова.
В своем обращении к участникам праздника Ольга Заславская сказала: «Среди юных москвичей немало увлеченных исследованиями и техническим творчеством. Мы гордимся их достижениями и разработками, которые прославили наш город. Именно здесь, в лицее, на площадке фестиваля, участники получают реальную возможность заявить о себе, пообщаться с экспертами, обменяться опытом, установить партнерские отношения и договоренности. Темы «Праздника науки» всегда актуальны и перспективны. Сегодняшнее мероприятие знакомит с успехами науки, как отечественной, так и мировой, позволяет из первых уст узнать, что происходит на передовой исследований. Уверена, что обмен опытом позволит нам в дальнейшем успешно реализовать новые инициативы».
После торжественной церемонии открытия фестиваля его участники и гости задали вопросы ведущим вузовским ученым: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать ученым, какие инженерные специальности можно приобрести в университете им. Н.Э.Баумана, в каких значимых - международных, всероссийских, городских - проектах участвуют представители вуза, педагоги и студенты, может ли изобретение, созданное школьником, быть использовано в серьезном производстве, в работе, например, конструкторского бюро «Сухой»? На каждый вопрос был дан компетентный и исчерпывающий ответ специалистов разных научных областей.
В рамках «Праздника науки» в лицее состоялись первые межрайонные математические игры, ведущим которых стал Павел Семенов. Математику не зря называют царицей наук, поскольку математические знания и мышление лежат в основе многих точных наук. Математические игры, собравшие команды школ районов, - это не просто решение задач, а проверка умения логически мыслить, искать нестандартные подходы, работать в команде.
Главное место на «Празднике науки» заняла работа интерактивных площадок, демонстрирующих, что наука - это интересно, что наука есть в каждой вещи и в каждом процессе, которые нас окружают. Интерактивные площадки - это в первую очередь научные лаборатории, в каждой из которых происходило что-то интересное. В «Волшебной лаборатории НАНО» участники ознакомились с нанотехнологиями, смогли самостоятельно выполнить некоторые опыты, получить хроматограммы, узнали, что такое «эффект лотоса», коллоидные растворы, как вырастить кристаллы и как создать нанофильтр. Посетители лаборатории «Химия на перекрестке наук» ознакомились с опытом межпредметных исследовательских проектов, выполненных учащимися лицея №1575, узнали, как с помощью ананаса можно увидеть ДНК, чем отличается наночай от наномыла, смогли самостоятельно раскрыть секреты превращений на кухне, решив экспериментальные задачи, разгадали некоторые наносекреты технологий будущего. В интерактивной лаборатории «Загадка многообразия микромира» с помощью цифровых микроскопов участники фестиваля ознакомились со строением и многообразием клеток таких организмов, как бактерии, грибы, растения и даже животные. Необыкновенно познавательным стало проведение интерактивной игры «Зеленые помощники нашего здоровья. Лечебные растения», где посетители узнали о полезных свойствах витаминов в растительной пище: фруктах, овощах, злаках. В лаборатории легоконструирования участники не только ознакомились со спектром возможностей для реализации собственных инженерных задумок, но и смогли создать небольшой технический проект в режиме реального времени.
Гости образовательного марафона приняли участие в нескольких мастер-классах. Один из них - «Дополненная реальность». Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это технология компьютерного зрения, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами. У каждого участника мастер-класса, среди которых было много родителей, остался собственный образовательный проект, позволяющий дополнять восприятие реального мира виртуальными элементами с помощью камеры планшета/телефона или web-камеры.
Лицей №1550, ЦТПО МАИ и ОКБ «Сухой» предложили участникам мероприятия побывать на авиашоу: провели соревнования на дальность полетов летательных аппаратов, созданных собственными руками гостей в студии авиамоделирования на мастер-классе. Колледж архитектуры и строительства №7 пригласил на мастер-класс «Стилизация ландшафтных пространств в малых садах», где прямо на глазах обычная дачная территория превратилась в уголок японского садика. На фестивале со своими мастер-классами «Центр прототипирования» и «Механические колебания и волны. Звук» выступил политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова. Огромную аудиторию заинтересованных зрителей и участников собрал клуб «Техно-Профи» политехнического колледжа, устроившего показательные выступления радиоуправляемых летательных аппаратов. На площадке перед лицеем работала мастерская «От проекта - до реализации. Автодром «Багги», где участники фестиваля узнали, как в условиях образовательного учреждения можно сконструировать спортивный автомобиль, прокатились на действующей модели.
На церемонии закрытия фестиваля, продемонстрировавшего результаты работы и возможности образовательных организаций межрайона, состоялось награждение победителей первых межрайонных математических игр и участников «Праздника науки».

Что такое истина? – вечный вопрос философии. Ответ на него подразумевает выяснение того, в какой форме истина существует и как можно ее достичь. Путь достижения истины – познание, которое человек осуществляет с помощью своих познавательных способностей . Поиск ответа на вопрос о формах существования истины привел к созданию целого ряда философских концепций. Самый первый философский ответ на вопрос "Что такое истина?" дали еще античные философы, для них истина была особого рода бытием .

Квинтэссенцией античного понимания стало учение Платона об истине. Философ понимал истину как одну из идей, которые существуют независимо от человека в особом царстве мысли.

В Средние века сложилось схожее, по сути, представление об истине как об особом бытии – истина есть Бог, она неоспорима, абсолютна и вечна, а человек лишь стремится к истине, причем не столько с помощью знания, сколько с помощью веры.

Представлению об истине как об особом бытии противостоит понимание истины как свойства знания. При таком подходе истина определяется как характеристика знания, которая не может существовать без знания, а значит, и без человека, который этим знанием обладает. Именно это понимание истины получило самое широкое распространение в философии.

Общепризнанной в философии является классическая концепция истины , в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты, однако философы разных направлений по-разному понимают, что такое действительность и что значит соответствие ей. В материализме под действительностью понимается материя и природа, в идеализме действительность – это сознание, дух. Иными словами, классическая концепция истины в трактовке материалистов и идеалистов не одно и то же. Классического понимания истины придерживались такие разные философы, как Аристотель, Джон Локк, просветители, диалектические материалисты, Бенедикт Спиноза, Рене Декарт, Георг Гегель и др.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины означает, что по содержанию истинное знание не зависит от познающего субъекта.

Абсолютность истины означает, что в истинном знании существуют фрагменты, которые сохраняются с развитием науки и философии, это полное знание о какой-то части реальности. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество. Иными словами, абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познания, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность истины . Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство – процессуальность истины . Оно означает, что истина существует в движении, она развивается, это не окончательный результат познания, а само познание, движение познания ко все более полному и совершенному знанию.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано па те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

Кроме классической концепции истины, существует и ряд других. Конвенциональная концепция истины , получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между учеными. Прагматическая концепция истины утверждает, что истина – это полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает истину как согласованность знания на разных уровнях: внутри научной теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры, и прежде всего философией. Истинным в когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания и не противоречит ему.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с проблемами, связанными с классическими представлениями о разуме, науке и человеке . У неклассических концепций свой объективный фундамент, а сами эти концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория. Это свойства простоты, красоты, непротиворечивости, прагматичности, системности, эвристичности знания.

Критерием различения истинного и неистинного знания является практика – предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика рассматривается в теории познания в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практика будет успешной. Напротив, если практическая деятельность неудачна, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным. Практика имеет двойственную природу. С одной стороны, в ней есть объективный компонент – это предметная деятельность по законам объективного мира. С другой стороны, в практике всегда выражаются достижения человека, она основана на знании, которое с помощью действий человека воплощается в материальные предметы и объекты. Практика, таким образом, с одной стороны, субъективна, а с другой – объективна.

Критерий практики, однако, не всегда можно использовать, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, выводы современной астрономии и космологии, суждения о прошлом в истории или философское знание. Для подтверждения или опровержения такого рода знания используются другие критерии истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже признаны истинными. Таким фундаментальным знанием, с которым согласуются новые результаты и выводы, выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя равнозначными, логически непротиворечивыми теориями, которые невозможно проверить на практике. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, признается та, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а нс просто систематизирует и объясняет уже известное.

В качестве дополнительного критерия истины может также использоваться полезность . Знание, которое ведет к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

Суть критерия простоты заключается в том, что из двух теорий предпочтение следует отдать более простой, той, что объясняет действительность, опираясь на меньшее количество предпосылок и допущений. В оценке критерия простоты пет единства, одни философы считают его реальным, действенным способом отбора знаний, другие называют его теоретической химерой и требуют исключить из науки. Но не только современная философия обратила внимание на критерий простоты. В Античности Аристотель сформулировал требование минимизации допущений при объяснении. В Средние века Уильям Оккам сформулировал свое суждение, так называемую "бритву Оккама": не умножай сущности без необходимости, которое также требовало простоты знания. В Новое время ту же идею выразил Готфрид Лейбниц. Позицию современных философов можно проиллюстрировать словами представителя аналитической философии Уилларда Куайна: "...разумно искать простейшее решение. Но это предполагаемое свойство простоты намного легче почувствовать, чем описать... действующие нормы простоты, как бы их ни было трудно сформулировать, играют все более важную роль".

Еще более субъективный критерий истины – красота – выражает личностную удовлетворенность ученого или философа результатами познания. Английский физик Поль Дирак утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Как считает Томас Кун, "значение эстетических оценок может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумф". Несмотря на неопределенность, критерий красоты применяется и в науке, и в философии.

Необходимо отметить, что ни один из критериев истины не является абсолютным, ни один из них невозможно применить без от других, и только в комплексе все критерии позволяют с большей точностью отграничить истинное знание от неистинного.

  • См. параграф 4.5.
  • См. параграф 3.1.
  • См. параграфы 7.9, 3.2 и 3.3.